Николай николаевич толстой биография. Лев и николай толстые

27.06.2007 16:32

Николай Толстой, старший в семье, сыграл большую роль в становлении писателя Льва Толстого. В своей статье «Николай Толстой - собрат писателя по перу» Е.В. Белоусова пишет, что Николай был вдохновителем первой пробы пера и собратом в творчестве Льва Толстого.

Действительно, Лев Николаевич пишет о брате: «Мало того, что это один из лучших людей, которых я встречал в жизни, что он был брат, что с ним связаны лучшие воспоминания моей жизни, - это был лучший мой друг» Для младшего брата он был своеобразным ориентиром, на которого он равнялся в этой непростой жизни. Ориентир этот излучал любовь, которая распространялась на всех без исключения. Это первые 32 года жизни связаны так прочно с братом Николенькой. Без него он проживет еще полвека, но не встретит никого с таким притягательным характером.

Начало творческой жизни Льва тесно связано с Николаем. Именно по его совету он поехал на Кавказ к нему в гости. Кавказ стал колыбелью творческого вдохновения для братьев, как и для А.Пушкина, М.Лермонтова и других известных поэтических талантов России. Писать они начали одновременно. В 1852 году читатели уже имели возможность познакомиться с повестью Л.Толстого «Детство», а о том, что и Николай тоже пишет, знал только младший брат Лев, который поддерживал и поощрял творческие замыслы брата. Уже в 1857 году читатели имели возможность познакомиться с его творчеством.

Исследователей привлекает не его творчество, а совсем другие человеческие качества: это был человек с редчайшими качествами души, которыми Лев Николаевич восхищался всю жизнь. Николай Николаевич любил людей и никогда никого не осуждал. Вдуматься только: любовь к ближнему, неосуждение и смирение - редкие качества человека во все времена. Именно таким описывают его все, кто хорошо знал. В конце своего жизненного пути Лев Николаевич вспоминал свою мать и старшего брата: «У них обоих было очень мне милое свойство характера... - равнодушие к осуждениям людей и скромность, доходящая до того, что они старались скрыть те умственные, образовательные и нравственные преимущества, которые они имели перед другими людьми» Именно из воспоминаний писателя нам известно о следующей их добродетели: «У обоих была еще другая черта, обуславливающая, я думаю, их равнодушие к суждению людей, - это то, что они никогда, именно никогда и никого - это я уже верно знаю про брата, с которым прожил половину жизни, - никогда никого не осуждали», - писал он. Это, действительно, такая добродетель, открывающая врата Рая. Писатель встречался с такими праведниками на страницах священных Писаний.

Об одном таком монахе есть рассказ в «Житиях Дмитрия Ростовского» Старец во сне увидел одного своего монаха среди святых в лучшем месте Рая. Старец спросил, чем же заслужил не очень воздержанный монах такие почести в Раю? Ему ответили: «Он никогда не осудил никого». И Лев Толстой делает свои выводы: «Если бы были такие награды, я думаю, что мой брат и моя мать получили бы их».

Николай Толстой прослужил на Кавказе 12 лет, до 1857 года, участвовал во многих военных экспедициях, дважды награжден орденом Анны и дважды отмечен царскими благодарностями. В то же самое время по собственным словам, младший брат «... жил очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». И, конечно же, старший брат не мог равнодушно взирать на такое положение вещей и забрал его с собой.

Первая же Кавказская дневниковая запись выражает недоумение и разочарование: «Как я сюда попал? Не знаю. Зачем? Тоже»

Буквально через две недели, 11 июня он запишет в своем дневнике: «Вчера я почти всю ночь не спал, пописавши дневник, я стал молиться Богу. - Сладость чувства, которое испытал я на молитве, передать невозможно... Благодарю его за минуту блаженства, которая показала мне ничтожность и величие мое. Хочу молиться, но не умею, хочу постигнуть, но не смею - предаюсь в волю Твою»

Вот таким чувством сладости молитвы было озарено начало Кавказской жизни братьев. Сам Господь Бог руководил действиями Льва, об этом Божественном влиянии на его судьбу, на принятие им различных судьбоносных для него решений неоднократно указывал в своих дневниковых записях Лев Николаевич.

А.А. Стахович писал, что на Кавказе в отряде, во время экспедиции, Лев и Николай начали вспоминать свое детство. Воспоминаниям этим не было конца. Вследствие этого ночного разговора и была написана первая книга Л.Толстого повесть «Детство». Выходит, именно Николай толкнул брата на эту идею.

Идет страшная война, но она мало занимает воображение льва Николаевича. Он больше интересуется людьми, среди которых они вращаются, их взаимоотношения с братом. Больше всего его интересует то уважение, которое имеют к брату офицеры. Он пишет брату Сергею: «Николенька здесь на отличной ноге: как начальники, так и офицеры товарищи все его любят и уважают. Он пользуется сверх того репутацией храброго офицера». Пользоваться такой репутацией на Кавказе означало многое. Когда каждый куст, каждое дерево таило за собой опасность, когда по пути следования воины имама Шамиля могли появиться в любом месте и в любое время, проявлять бесстрашие, было дано не каждому. Вот в такой обстановке происходило становление характеров братьев. В одной из таких экспедиций ядро, выпушенное из ствола пушки чеченцев, попало в колесо той пушки, которую наводил фейерверкер Лев Толстой. Малейшее отклонение чеченской пушки в любую сторону и Левушка был бы убит.

Впечатления, полученные от этих экспедиций, легли в основу повестей «Набег» и «Рубка леса». Мы писали о гуманистической основе повести «Набег», где Лев Николаевич осудил это войну, которая убивала людей с обеих сторон, где на примере истории семейства Джеми, показана, на чьей же стороне правда. Сегодня хотим подчеркнуть, что наиболее привлекательный персонаж повести капитан Хлопов, который вобрал в себя все лучшие черты русского офицерства, во многом схож с Николаем.

После кропотливой работы была закончена работа над повестью «Детство». И окончательно судьбу книги и не только одной книги, должен был решить Николай. Л.Толстой пишет в дневнике: «Пошлю ли я или нет, это сочинение? Я не решил. Мнение Николеньки решит это дело»

У Николая был врожденный талант сочинителя. Л.Толстой пишет: «Качества... писателя, которые у него были, было, прежде всего, тонкое художественное чутье, крайнее чувство меры, добродушный веселый юмор, необыкновенное, неистощимое воображение и правдивое, высоконравственное мировоззрение, и все это без малейшего самодовольства», Единственной помехой для развития данного таланта была лень писать.

Опять дневниковая запись Л.Толстого от 29 октября 1852 года: «Николенька пришел ко мне и читал мне свои записки об охоте. У него много таланта. Но форма нехороша. Пусть он бросит рассказы об охоте, а обратит больше внимания на описание природы и нравов: они разнообразнее и очень хороши у него».

Во время затишья, когда братья возвращались в станицу Старогладовскую, старый казак Епифан Сехин, у которого на квартире жил Николай, приглашал братьев на охоту, рассказывая им свои бесконечные рассказы о казаках, абреках, и через некоторое время все эти картины находили отражение в произведениях братьев. Кстати, в февральском номере за 1857 год в журнале «Современник» вышел цикл автобиографических очерков Николая «Охота на Кавказе». По поводу этих очерков И. И. Панев писал И.С. Тургеневу: «Толстой доставил... драгоценную, капитальную вещь своего брата «Охота на Кавказе. Мы упивались, читая ее с Боткиным. Какая простота, грандиозность картин, какое величие природы - чудо.

Два брата живя рядом, окружающее воспринимали по-разному. Льва интересует человек, с его богатым внутренним миром, переживаниями..., а Николая - только богатая, мирная Кавказская природа, с ее флорой и фауной. С первой строки своих очерков Николай убеждает нас в том, что «Кавказ по множеству дичи, по разнообразию местности и климата, одна из интереснейших стран. В свете для охотника». Очень интересно описаны обычаи и традиции чеченцев, черкесов, ногайцев, гребенских казаков. Колоритная фигура Епифана Сехина стала предметом описания под именем Епишки в «Охоте на Кавказе» у Николая и под именем Ерошки в повести «Казаки» у Льва. Вот каким его видел Николай Толстой: «Это чрезвычайно интересный, вероятно, последний тип старых гребенских казаков. В свое время, т.е. во время своей молодости, Епишка, по собственному его выражению, был молодец, вор, мошенник... Старик этот замечателен еще и тем, что он нимало не хвастун: рассказывая свои приключения, он никогда ничего не прибавит, передает просто все, как было дело... Он от природы очень умен и имеет большой дар слова».

В поле зрения братьев попал и другой житель гор - чеченец Гирей-Хан. В очерках Николая он виртуозный охотник; в «Казаках» - хитрый и лукавый кунак Лукашки.

Вероятно, у Николая были и другие произведения. О них мы знаем только по дневниковым записям Льва Николаевича. За 13 июня 1856 года читаем запись: «Читал прелестнейший рассказ «Чеченка» Николеньки. Вот эпический талант громадный». На следующий день запись: «Читал Николенькин рассказ, опять заплакал».

Мало сведений о написании повести Николая «Пластун». В 1926 году при подготовке к ее изданию А. Е. Грузинским она получила название «Не помнящий родства нищий полуразбойник». Интересна она тем, что в ней Николай Николаевич затронул тему, которая прозвучала ранее в повести «Набег» Льва Николаевича о противоестественности войн и убийств: «Зачем, думал я, русские приходят воевать сюда с горцами, зачем? Видно, люди нигде не могут жить спокойно... И в горах тоже, тоже война, ссоры и убийства?»

Такие параллели, особенно в описании картин охоты, у братьев встречаются довольно часто. После выхода в отставку Николай Николаевич поселился в своем имении Никольс-кое-Вяземское и посвятил свою жизнь охоте. В гости к нему часто приезжали известные писатели, поэты России, чтобы вместе поохотиться и поговорить, обсудить новые книги. После отставки болезнь-чахотка - начала прогрессировать. И.Тургенев, узнав о болезни друга, записал: «Неужели этот драгоценный, милый человек должен погибнуть?».

Время болезни Николая совпало со временем работы Льва Николаевича над рассказом «Три смерти». После разговора с братом, Лев Николаевич записывает: «Николенька советует дерево оставить». Это было связано с тем, что в очерке «Пластун» его главный герой размышлял так: «Может быть, я умру, как умирает дерево, срубленное под корень или вырванное ветром...»

Больного Николая Николаевича повезли на лечение за границу. Последние три дня с умирающим братом провел Лев Николаевич. Николай знал, что скоро умрет, как молодое дерево, срубленное в расцвете лет. А что будет с душой? В очерке «Пластун» он высказал чисто православный взгляд на бессмертие души: «Мне кажется, что, когда я умру, я не перестану видеть и чувствовать все, что я теперь чувствую, что я буду любить то, что я теперь люблю... Видно, Бог вложил мне эту мысль, и Он мне это откроет только после, когда я умру...»

Л.Толстой писал своей тетушке Т.Ергольской: «Он умер так, как я бы желал умереть: спокойно, кротко и прекрасно».

Лев Николаевич всю жизнь боготворил старшего брата, который сыграл в его жизни большую роль. В настоящей статье невозможно описать все из совместной жизни братьев на Кавказе. Мы намерено опустили факты отношений братьев с Садо Мисербиевым и его друзьями. Об этом писано немало, напишем и еще. О таких людях не забывают никогда. Люди, сделавшие даже в годы страшной войны все, чтобы народы Чечни и России жили в мире и согласии. Все бы сделал, чтобы донести до сознания нерадивых политиканов нынешнего времени слова братьев Толстых: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»

Яркую жизнь прожили братья, о Николае широкий читатель знает мало, но Лев Николаевич поднялся до таких высот, дай Бог каждому. Единственно тем, что проповедовал добро и любовь к ближнему...

Х.Загибов

Использованная литература: статья Е.В. Белоусовой «Николай Толстой - собрат

писателя по перу», Толстовский ежегодник за 2002 год. ГМТ

За эпическим четырёхтомником «Война и мир» (который сам автор называл «многословной дребеденью») и особенно за его интерпретацией в школьной программе затерялась истинная, мистическая личность Льва Толстого. Кем же он был – философом-вольнодумцем или через его мессианские озарения сквозила шизофрения? Если бы такой человек жил в средневековой Европе, его бы непременно сожгли как еретика, как сожгли в 1314 году магистра Ордена тамплиеров Жака де Моле. А Лев Толстой был не так далёк от тамплиеров, как можно подумать.

Лев Толстой – потомок крестоносца-тамплиера

Род матери Льва Толстого, М.Н. Волконской, восходил к князю Ярославу Мудрому. А основателем отцовского рода был рыцарь-тамплиер по имени Анри де Монс, также именуемый Индрис, в 1352 году прибывший на Русь, скрываясь от террора, развязанного против Ордена. После разгрома Ордена и казни его Магистра часть рыцарей скрылась в неизвестном направлении, увезя с собой часть орденских сокровищ и важнейшие документы, где рассказывалось об истоках христианства. Основная версия – что беглецы скрылись в Шотландии - осталась неподтверждённой.

По сообщению Черниговской летописи, приехал на Русь дворянин Индрис с двумя сыновьями Литвонисом и Зигмонтеном. С ними пришли 3 тыс. человек дружины. При крещении Индрис был наречён Леонтием, а сыновья – Константином и Фёдором. Впоследствии потомки Леонтия поступили на службу к Великому князю Московскому Василию Тёмному.

Другим известным потомком Индриса является маршал Михаил Тухачевский.

Толстой – «двоечник»

Начальное образование Толстой получил дома. Сначала его гувернёром был немец Ресельман, затем – француз Сен-Тома. В 1844 году Лев Толстой поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет (группа арабско-турецкой словесности). Несмотря на отличные результаты, студент попросту ничего не делал, и в конце концов был оставлен первокурсником на второй год. Тогда он перевёлся на юридический факультет, но и там проучился всего два года. Молодому дворянину претила любая информация, навязываемая извне, и учиться по общей программе он не мог, в то время как при самостоятельном обучении всегда добивался высоких результатов. В 1847 году Толстой покинул университет, так и не сдав экзаменов на степень. Зато молодой студент начал вести дневник, увлёкся этим занятием, и впоследствии именно из своих личных записей черпал многие сюжеты для своих произведений.

Будущий писатель – герой Севастопольской войны

Старший брат Толстого, Николай, служил в армии и убедил брата также поступить в армию в качестве юнкера. Братья вместе попали на Кавказ и принимали участие во многих стычках с горцами. Лев Николаевич заслужил Георгиевский крест, однако великодушно уступил его простому солдату, которому эта награда давала право на существенные льготы. В ноябре 1854 года Лев был переведён в Севастополь, где в течение десяти месяцев участвовал в Крымской войне. Он командовал артиллерийской батареей, присутствовал при штурме Малахова кургана. Во время активных сражений также написал биографическое произведение “Отрочество” и трилогию «Севастопольские рассказы», где размышлял о суровых и неожиданных путях войны. Книги оказались удачными, и их охотно взяли в печать для журнала «Современник», редактором которого был А.Н. Некрасов.

За участие в обороне Севастополя Толстой получил несколько наград, в том числе Орден Святой Анны 4-й степени и медаль «За защиту Севастополя».

«Бунтарская» система ценностей

Молодой писатель критически относился к существующим порядкам общественной жизни. Он видел, насколько несправедливо распределяются блага, и старался хоть как-то помочь людям.

Уже в 1849 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных, там преподавал Фока Демидович – крепостной крестьянин. Нередко и сам Толстой проводил занятия.

Лев Николаевич не был зависим от чьего-либо одобрения. Он выступал против церковных злоупотреблений, а ритуалы называл колдовством. В результате его отлучили от Церкви, и до сих пор его яростно осуждают в качестве «грешника», «богохульника», «бесноватого» и «духовного самоубийцы». Однако по своим поступкам и высказываниям русский писатель был гуманистом, и не зря его сравнивают с Махатмой Ганди. Безусловно, заблуждения у Толстого тоже имелись, главным образом по причине пробелов в знании истории, но этот человек находился в искреннем поиске верного пути и всегда был честен с собой и с другими.

Существует версия, что Толстой не только требовал религиозных реформ, он ещё и замахивался на создание собственной религии. Он хорошо знал основы учений масонства и всевозможных сект, а также Талмуд и Коран. Эта информированность также была поводом для обвинения его в богохульстве.

В 1889 году Толстой писал в своём дневнике: «Созревает в мире новое миросозерцание и движение, и как будто от меня требуется участие - провозглашение его. Точно я для этого нарочно сделан тем, что я есмь с моей репутацией, - сделан колоколом». «Ночью слышал голос, требующий обличения заблуждений мира. Нынешней ночью голос говорил мне, что настало время обличить зло мира... Нельзя медлить и откладывать. Нечего бояться, нечего обдумывать, как и что сказать».

Толстой написал письмо-обращение царю Николаю II, где назвал его братом. В письме он требовал изменения существующего порядка и предупреждал, что в противном случае последуют великие несчастья для страны и общества. Указывал, что из-за религиозных и политических гонений тюрьмы переполнены, народ голодает и правительством недовольны буквально все слои населения. Пророчески привёл фразу короля Людовика XV: «После нас хоть потоп». Да, во Франции в результате бездумного правления произошла революция, Людовик XVI и Мария Антуанетта были казнены на гильотине, и в стране пролились реки крови.

«Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им». «Единственное средство … дать народу возможность высказать свои желания и нужды … исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его».

Однако при всех своих моральных качествах Николай II был слишком безволен и зависим от своего окружения и не последовал советам писателя, который оказался провидцем.

Могила без креста

Толстой завещал похоронить его без отпевания, в простой могиле без креста: просто «зарыть тело так, чтобы оно не воняло». Эта фраза русского писателя перекликается с аналогичным высказыванием древнегреческого мудреца Демонакта, который на вопрос, какие распоряжения он отдаст о своём погребении, ответил: «Не хлопочите. О моём погребении позаботится запах».

На могиле Толстого вскоре после его смерти произошёл случай, который послужил поводом для нового всплеска разговоров о его демонической сущности. Сюда постоянно приезжали ученики, последователи и почитатели таланта великого писателя - к большой досаде ортодоксальных верующих, которые констатировали, что его могила стала объектом религиозного почитания. 28 августа 1911 года группа учеников Толстого возложила на могилу цветы. Десятилетний сын одного из них, Бирюкова, нагнулся, чтобы поправить их, и вдруг громко вскрикнул. Отец с ужасом увидел, что правая рука ребёнка обвита крупной гадюкой, укусившей мальчика.

Этот случай опять-таки был расценен как мистически-злобный отголосок души писателя. Однако гадюки нередко селятся на могилах: их там меньше трогают, и, естественно, защищают своё потомство от возможных посягательств.

Потомки писателя

К числу потомков писателя принадлежат несколько талантливых и выдающихся современников. В России проживает Владимир Ильич Толстой – советник президента России по вопросам культуры. Именно он является организатором сохранения наследия своего предка.

Фёкла Толстая – известная российская журналистка. Окончила МГУ, владеет пятью языками.

Пётр Толстой – также журналист, его отец с семьёй вернулся в Россию из эмиграции в 1944 году.

Дмитрий Толстой живёт в Париже и владеет фотостудией. Он является автором серии фоторабот, посвященных Ясной Поляне.

Шведскую ветвь Толстых основал с ын Льва Николаевича - Лев Львович: он был вынужден по состоянию здоровья обратиться к шведскому врачу Вестерлунду. А потом влюбился в его дочь Дору и женился на ней.

Их потомки: Андрей Толстой, один из самых известных оленеводов Скандинавии. Виктория Толстой (именно так, не склоняя) – джазовая певица, которая побывав на исторической родине, рассказывала: « Когда несколько лет назад я была в Москве, побывала в Доме-музее Толстого. Помню, я увидела там портрет дамы из рода Толстых и была поражена, насколько эта молодая женщина из прошлых веков похожа на меня! Тогда я впервые реально ощутила свою причастность к роду Толстых: как многое нас связывает и объединяет на самом глубоком генетическом уровне!»

Илария Штилер-Тимон живёт в Израиле и преподаёт итальянский язык. Она является правнучкой старшей дочери Льва Толстого - Татьяны Сухотиной-Толстой.

Николай Николаевич ТОЛСТОЙ
(1823-1860)

Николай Николаевич Толстой (1823-1860) - старший брат Л.Н. Толстого.
Из братьев Николай был более других похож на мать, унаследовал от нее не только черты характера: «равнодушие к суждениям людей и скромность...» (Толстой Л.Н. т. 34, с. 350), терпимость к окружающим. «Наиболее резкое выражение отрицательного отношения к человеку выражалось у брата тонким, добродушным юмором и такою же улыбкой» (Толстой Л.Н. т. 34, с. 350).
Как и мать, он обладал неистощимой фантазией, даром рассказывать необыкновенные истории. О Николае Николаевиче И.С. Тургенев сказал, что «у него не было тех недостатков, которые нужны для того, чтобы быть большим писателем...»(Толстой Л.Н. т. 34, с. 350). Это Николай рассказывал младшим братьям, «что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга...
...Главная тайна... была, как он нам говорил написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа...» (Толстой Л.Н. т. 34, с. 386).
Николай Николаевич учился на математическом факультете Московского университета, а в 1844 г. закончил и Казанский университет. В 1846 г. поступил на военную службу, был зачислен в артиллерийскую бригаду, отправляющуюся на Кавказ. В 1858 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана, проводил время в своем маленьком домике в Москве и в Никольском-Вяземском.
В мае 1860 г. отправился на лечение в Соден, в Германию, затем переехал на юг Франции, в Гиер, где и скончался от туберкулеза 20 сентября 1860 г. в возрасте 37 лет.
(Из проекта "Лев Толстой" )

Н.Н. Толстой - старший, любимый, рано умерший брат Л.Н. Толстого. Лев Николаевич не раз отмечал в дневниках и письмах, что он находится под большим влиянием разностороннего ума, обаятельного характера и литературного таланта своего старшего брата-друга. О литературном таланте Николая Николаевича Л.Н. Толстой отзывался так: «…качества же писателя, которые у него были, были прежде всего тонкое художественное чутье, крайнее чувство меры, добродушный веселый юмор, необыкновенное, неистощимое воображение…».
В 1851-1854 гг. братья Толстые вместе служили на Кавказе: Николай Николаевич - в качестве артиллерийского офицера, Лев Николаевич - в качестве юнкера.
В 1857 г. в журнале Некрасова «Современник» (№2) появился на первом месте цикл очерков Н.Н. Толстого «Охота на Кавказе». Свои впечатления от очерков Некрасов выразил в письме к Тургеневу 22 апреля 2857 г.: «Задачу, которую автор себе задал, он выполнил мастерски и, кроме того, обнаружил себя поэтом. Поэзия тут на месте и мимоходом выскакивает сама собою… талант наблюдения и описания, по-моему, огромный - фигура старого казака вначале чуть тронута, но, что важно, не обмельчена, любовь видна к самой природе и птице, а не описание той и другой. Это вещь хорошая…».
Тургенев тоже высоко оценил «Охоту на Кавказе».
Очерки Н.Н. Толстого - красочное описание кавказской природы и охоты (а частично быта и людей). Очерки написаны свободным, легким и образным языком, насыщены большим лирическим чувством.
«Охота на Кавказе» интересна и как документ, характеризующий ту обстановку и среду, в которой жили и вращались братья Толстые.
«Охота на Кавказе» - не единственное произведение Н.Н. Толстого. В 1926 г. в журнале «Красная новь» (№5 и №7) была опубликована большая повесть Н.Н. Толстого «Пластун», а в 1927 г. в сборнике «Охотничье сердце» - «Охотничьи записки».
Повесть «Пластун» (из быта гребенских казаков) замечательна уже тем, что она написана в художественно-приключенческом жанре, почти не свойственном тогдашней русской литературе. Она очень сюжетна, занимательна и героична. «Охотничьи записки» по своей форме приближаются к типу аксаковских монографий.
(Из проекта "Питерский охотник" )

Иван Бунин о Николае Толстом

Немного задумавшись, продолжал: «А перечитывая «Казаков», только об одном жалел: о том, что одновременно не могу еще раз прочесть «Охоту на Кавказе», о которой вы, наверное, и не слыхали. Знаем мы вас...».
Я пробормотал что-то невнятное, потому что догадывался, о чем говорит Иван Алексеевич, хотя названного им очерка, действительно, никогда не читал.
- А ведь это подлинно прекрасная вещь, точно стараясь меня в чем-то убедить, - почти с волнением, в голосе воскликнул Бунин. - Да могло ли быть иначе, коли ее автором был такой удивительный человек, как Николай Толстой. Если вам представится возможность, непременно прочтите эту повесть, даже если вы ничего в охоте не смыслите. Когда я писал мою книгу о Толстом, мне хотелось уделить в ней хотя бы несколько страниц его брату Николаю, но у меня не было достаточно материалов под рукой. Ведь Николай Толстой умер задолго до моего рождения. Мой отец его раз-другой встречал, и говоря о нем, едва удерживал слезы, а ведь сентиментальностью отец не отличался. А кто теперь Николая Толстого вспоминает? Вы только прочтите, что о нем думали Тургенев и Фет, который в своих весьма непритязательных воспоминаниях писал, что «Николай Толстой был замечательным человеком, про которого мало сказать, что все знакомые его любили - они его обожали». Николай, собственно, бесшумно проводил на практике многие из тех идей, которые развивал его брат в своих теоретических построениях. А Тургенев утверждал, что Николай потому не сделался писателем, что был лишен тех недостатков, которые нужны, чтобы им стать. Вы, конечно, понятия не имеете о том, что эти тургеневские слова Толстой приводит где-то в своих дневниках и вы даже не догадываетесь, как часто я о них думаю...<...>
- Не отвлекайте меня от того, что я хочу еще досказать об «Охоте», - улыбнулся он. - Повторяю, постарайтесь прочесть ее и вы увидите как она удивительно прозрачно написана, с таким легким юмором, что, ей-же-ей, стоит «Записок охотника». У этого дилетанта полезно поучиться любому профессионалу. Он не мудрствуя лукаво, пишет о том, что видел, но как поэтично все это передано, а его Епишка, конечно, прообраз более колоритного дяди Ерошки, которому Лев Николаевич как-никак придал известную тенденциозность, пожелав изобразить его, как представителя природного начала. Ведь недаром оба брата прожили некоторое время вместе в той же гребенской станице, встречали тех же людей - так что совпадения неминуемы.
Молодцы были редакторы «Современника», - успокаивался Бунин, - что охотничий очерк никому не известного Николая Толстого поместили на первом месте в одном из номеров своего журнала. Некрасов не вполне зря признавал, что «рука Николая Толстого тверже владеет языком, чем рука его брата» и что «далекость от литературных кругов имеет свои преимущества». Какая умница - Некрасов, которого вы, конечно, не любите. Где вам? Вам бы только запускать в небеса ананасом! (Это был любимый бунинский припев при разговорах со мной).
(Со странички )

    Произведения: (прислал Давид Титиевский)

    Сборник очерков "Охота на Кавказе" - апрель 2009

    Фрагменты из книги:

    "Во время уборки винограда, в каждом саду вы непременно застанете хозяина. Все кизлярские, обыкновенно, перебираются в сады. Вообще, они очень гостеприимны, но в эту пору, окруженные изобилием плодов земных, когда урожай винограда обещает хорошие барыши, с особенным радушием принимают каждого.
    Надо сказать, что хозяева садов очень довольны, когда у них охотятся: так как в садах, часто по нескольким дням, скрываются абреки, то присутствие хорошо вооруженных людей и, кроме того, хороших стрелков, в некотором роде, обеспечивает хозяина сада...
    Один мой приятель, хороший знакомый по охоте, несколько лет жил в кизлярских садах, то у одного, то у другого хозяина, которые, просто, старались переманивать его к себе, давали ему полное содержание, т.е. чай, сахар, стол, вино, корм для собак,- словом, все, что нужно было ему, за то только, чтобы он жил и охотился у них в садах."

    "В молодости Мамонов служил в России юнкером,- потом, за какую-то шалость, был разжалован в унтер-офицеры и перешел на Кавказ, где лет одиннадцать прослужил в нижнем чине. Несмотря на то, что Мамонов был действительно очень храбр и, к тому ж, очень добрый человек, несмотря на несколько ран, полученных им,- он ничего не выслужил и вышел в отставку тем же, чем был; т. е. «из дворян». Зато он приобрел репутацию отчаянного храбреца, что на Кавказе не весьма легко, и превосходного охотника. «Сам Мамон сказал это»,- говорили охотники между собой,- и это часто решало споры. Страсть Мамонова к охоте, с летами, приняла неимоверные размеры: он решительно жил для одной охоты, для нее рисковал жизнью, портил свою службу, ссорился с начальниками. В полку его любили и солдаты и начальники; но и те и другие смотрели на него, правда, как на человека действительно храброго, зато самого безалаберного и бесполезного для службы. Одним словом, он от всех рук отбился, даже у татар, которые боялись его и звали Шейтан-агач (лесной черт). Мамонов ходил, со своими собаками, по самым опасным местам один, несколько раз встречался с горцами и постоянно счастливо отделывался от них. Однажды только ему, на охоте, отстрелили ухо; зато он в этот раз убил двух или трех человек."

    Повесть "Пластун. Из воспоминаний пленного" - апрель 2009

    Фрагменты из повести:

    "Я никогда не стрелял из него; я не люблю ружей, я привык к луку. Но теперь, когда у всех ружья, помни, что это главное твое оружие, и употребляй его редко. Не стреляй далеко, не стреляй и близко. Когда враг близко, вынимай шашку и руби, но помни, что, когда ты на лошади, стыдно рубить по лошади: старайся попадать по всаднику и всегда руби наотмашь слева направо, тогда неприятель останется у тебя всегда под правой рукой; если он остался сзади, старайся круто повернуться влево и стреляй, пока он тоже повертывает коня. Вообще же, стреляешь ли, или рубишь, никогда не выпускай поводьев. Если ты пешком, а неприятель верхом, руби лошадь; если попадешь, она сама сбросит седока, тогда вынимай кинжал,- это последнее оружие. Впрочем, казаки лучше любят встречать баранов или скотину, чем черкесов; они ходят воровать, а не воевать. Будь только осторожен. Хороший человек должен быть всегда настороже, а в чужой стороне бойся всякого куста. Кто прежде боя боится всего, тот ничего не боится во время боя - говорят старые люди."

    "С молодых лет я начал заниматься охотой с Аталыком, который был ястребятник: у него бывало всегда 5 или 6 чудных ястребов, ловчих, балабанов и киргизов. Сперва я ловил жаворонков и разных пташек, догоняя их ястребом, потом я начал ставить пружки и калевы4 и ловить фазанов, зайцев и куропаток. Мне, я думаю, было не более 8 лет, когда я начал охотиться, а я уже по целым ночам просиживал один в степи. Много после того я охотился, много перебил кабанов, диких коз, сайгаков, оленей, туров, лис и разных зверей, но и теперь с удовольствием вспоминаю, как я тогда сторожил фазанов."

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии (Россия) в семье, принадлежащей классу дворян. В 1860-х годах он написал свой первый большой роман – “Война и мир” . В 1873 году Толстой приступил к работе над второй из наиболее известных его книг, “Анна Каренина”.

Он продолжал писать беллетристику на протяжении 1880-х и 1890-х годов. Одна из его самых успешных поздних работ – “Смерть Ивана Ильича”. Толстой умер 20 ноября 1910 г. в Астапово, Россия.

Первые годы жизни

9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. В 1830 году, когда мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их тетя была назначена опекуном. После смерти тети Лев Толстой, его братья и сестры переехали ко второй тёте в Казань. Хотя Толстой пережил много потерь в раннем возрасте, позже он идеализировал свои детские воспоминания в своём творчестве.

Важно заметить, что начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. В 1843 году он поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет. Толстому не удалось преуспеть в учебе – низкие оценки заставили его перейти на более легкий юридический факультет. Дальнейшие трудности в учебе привели к тому, что Толстой, в конце концов, покинул Императорский Казанский университет в 1847 году без степени. Он вернулся в имение родителей, где собирался заняться фермерством. Однако и это его начинание закончилось неудачей – он слишком часто отсутствовал, уезжая в Тулу и Москву. В чём он действительно преуспел, так это в ведении своего собственного дневника - именно эта привычка длиною во всю его жизнь, вдохновила Льва Толстого на большую часть его произведений.

Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, Бах , Шопен , Моцарт , Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения.

Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.

Ранние публикации

В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием «Детство» . В ней он писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в “Современник”, самый популярный журнал того времени. Рассказ был с радостью принят, и он стал первой публикацией Толстого. С этого времени критики ставили его в один ряд с уже известными писателями, среди которых присутствовали Иван Тургенев (с которым Толстой подружился), Иван Гончаров , Александр Островский и другие.

После завершения повести “Детство”, Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на Кавказе. Начатую в армейские годы работу “Казаки”, он закончил только в 1862 году, после того, как он уже оставил армию.

Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал “Отрочество” (1854), продолжение “Детства”, вторую книгу в автобиографической трилогии Толстого. В разгар Крымской войны Толстой выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы». Во второй книге «Севастопольских рассказов», Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть истории представлена в виде повествования от лица солдата.

После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.

Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать «Юность», третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.

Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала “Ясная Поляна”. В этот же год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс.

Основные романы

Проживая в Ясной Поляне с женой и детьми, Толстой провел большую часть 1860-х годов, трудясь над своим первым известным романом “Война и мир”. Часть романа была впервые опубликована в “Русском Вестнике” в 1865 году под названием «1805 год». К 1868 году он выпустил еще три главы. Через год роман был полностью закончен. И критики, и общественность спорили об исторической справедливости Наполеоновских войн в романе, в сочетании с развитием историй его продуманных и реалистичных, но все же вымышленных персонажей. Роман также уникален тем, что в него включены три длинных сатирических эссе о законах истории. Среди идей, которые Толстой пытается также донести в этом романе – убеждение, что положение человека в обществе и смысл человеческой жизни в основном являются производными его повседневной деятельности.

После успеха “Войны и мира” в 1873 году, Толстой приступил к работе над второй из наиболее известных его книг – “Анна Каренина”. Она была частично основана на реальных событиях периода войны России с Турцией. Как и “Война и мир”, эта книга описывает некоторые биографические события из жизни самого Толстого, это особенно заметно в романтических отношениях между персонажами Кити и Лёвина, что, как говорят, напоминает ухаживания Толстого за его собственной женой.

Первые строки книги “Анна Каренина” являются одними из самых известных: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». “Анна Каренина” публиковалась частями с 1873 по 1877 года, и была высоко признана публикой. Гонорары, полученные за роман, стремительно обогатили писателя.

Обращение в веру

Несмотря на успех “Анны Карениной”, после завершения романа Толстой испытывал духовный кризис и находился в депрессии. Следующий этап биографии Льва Толстого характеризуется поиском смысла жизни. Писатель сначала обратился в Русскую православную церковь, однако не нашел там ответы на свои вопросы. Он пришел к выводу, что христианские церкви были коррумпированы и, вместо организованной религии, продвигали свои собственные убеждения. Он решил выразить эти убеждения, основав в 1883 году новое издание под названием “Посредник”.
Как результат, за свои нестандартные и противоречивые духовные убеждения, Толстой был отлучён от русской православной церкви. За ним даже наблюдала тайная полиция. Когда Толстой, ведомый своим новым убеждением, хотел раздать все свои деньги и отказаться от всего лишнего, его жена была категорически против этого. Не желая накалять обстановку, Толстой неохотно согласился на компромисс: он передал жене авторские права и, по-видимому, все отчисления на его творчество до 1881 года.

Поздняя художественная литература

В дополнение к своим религиозным трактатам, Толстой продолжал писать беллетристику на протяжении 1880-х и 1890-х годов. Среди жанров его поздних работ были нравственные рассказы и реалистическая беллетристика. Одна из самых успешных среди его поздних работ была повесть “Смерть Ивана Ильича”, написанная в 1886 году. Главный герой изо всех сил пытается бороться с нависшей над ним смертью. Кратко говоря, Иван Ильич ужасается от понимания того, что впустую потратил свою жизнь на мелочи, но осознание этого приходит к нему слишком поздно.

В 1898 году Толстой написал повесть “Отец Сергий”, художественное произведение, в котором он критикует убеждения, развитые им после его духовного преобразования. В следующем году он написал свой третий объёмный роман “Воскресение”. Работа получила хорошие отзывы, но вряд ли этот успех соответствовал уровню признания его предыдущих романов. Другие поздние работы Толстого являются очерками об искусстве, это сатирическая пьеса под названием “Живой труп”, написанная в 1890 году, и повесть под названием “Хаджи-Мурат” (1904 год), которая была обнаружена и опубликована уже после его смерти. В 1903 году Толстой написал небольшой рассказ “После бала” , который был впервые опубликован уже после его смерти, в 1911 году.

Старость

В течение его поздних лет, Толстой пожинал плоды международного признания. Тем не менее, он изо всех сил все еще пытался примирить свои духовные убеждения с напряженностью, которую он создал в своей семейной жизни. Его жена не только не соглашалась с его учением, она не одобряла его учеников, которые регулярно посещали Толстого в родовом имении. Стремясь избежать растущего недовольства жены, в октябре 1910 года Толстой и его младшая дочь Александра подались в паломничество. Александра была врачом для своего пожилого отца во время поездки. Стараясь не выставлять напоказ свою частную жизнь, они путешествовали инкогнито, надеясь уклониться от ненужных расспросов, но иногда это было безрезультатно.

Смерть и наследие

К сожалению, паломничество оказалось слишком обременительным для стареющего писателя. В ноябре 1910 года, начальник маленькой железнодорожной станции Астапово открыл двери своего дома для Толстого, чтобы больной писатель мог отдохнуть. Вскоре после этого, 20 ноября 1910 года, Толстой умер. Похоронен в родовом имении, Ясной Поляне, где Толстой потерял так много близких ему людей.

По сей день, романы Толстого считаются одними из лучших достижений литературного искусства. “Войну и мир” часто приводят в качестве величайшего романа из когда-либо написанных. В современном научном сообществе Толстой широко признан как обладатель дара описания бессознательных мотивов характера, утонченность которых он отстаивал, подчеркивая роль повседневных действий в определении характера и целей людей.

Хронологическая таблица

Тест по биографии

Насколько хорошо вы знаете краткую биографию Толстого – проверьте свои знания:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

У Льва Николаевича было три брата и одна сестра. Когда он родился, Николаю, старшему брату исполнилось 7 лет. О нем мы узнаем из воспоминаний писателя о своем детстве, а именно из истории о "муравейном братстве".

Николай сказал детям, что он знает некую тайну. Когда она раскроется, все люди будут жить дружно и счастиво, не будет бед и войн, все станут "муравейными братьями". Эту тайну он записал на зеленой палочке и зарыл ее у оврага.

По этой легенде мы и судим о том, каким был Николай.

Какие выводы мы можем сделать, основываясь на тексте о "муравейных братьях"

  1. Николай - очень добрый ребенок с невероятно широкой душой. Он желает счастья всем и переживает за судьбу поколения. Возможно, ему пришла в голову такая светлая мысль, потому что его переполняло чувство ответственности за своих младших братьев и сестру. Ведь мама Льва Николаевича умерла после рождения дочки, и дети были одиноки.
  2. Тайна зеленой палочки говорит о богатом воображении и творческой натуре Николая. Он собирал детей в выстроенном из стульев домике, часами мог рассказывать придуманные им истории. Иногда раздавал ребятам роли и организовывал детский театр. Когда вырос, Николай даже написал приключенческую повесть "Пластун", которая была опубликована в журнале "Красная новь".
  3. Николай был очень хорошо воспитан, умен, дети тянулись к нему, как к наставнику. Такой брат - достойный образец для подражания.

Самое главное

Эта легенда приводится в учебнике литературы, для того чтобы впоследствии вы, школьники, поняли, откуда в рассказах, повестях, романах Толстого столько любви к людям. Сам писатель признавался, что все его творчество - это поиск той самой зеленой палочки с тайной. Благодаря своему брату Николаю, Толстой сформировался как писатель -гуманист, т.е. тот, кто любит людей. И уже саму жизнь считает подарком небес. Позже практически в каждой книге Толстого вы увидите большую дружную семью, где много ладящих между собой детей, заботливая мама и отец-покровитель.