“Рождение Венеры” Боттичелли. Тайна божественной красоты

1 872 просм.

Небольшой экскурс в Эпоху возрождения, где творили великие Сандро Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонаротти, Тициан. Позволю себе привести короткие автобиографии этих великих мастеров.

Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году во Флоренции в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. Ботичелли был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи.
Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним — в мужественной энергии, другим — в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Сандро Ботичелли впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное

возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья — щемящей тоской, спокойная созерцательность — неудержимой страстностью.
Необычайно остро для своего времени почувствовал Боттичелли непримиримые противоречия жизни — противоречия социальные и противоречия своей собственной творческой личности, — и это наложило яркий отпечаток на его произведении.
Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами. Умер Боттичелли в 1510 году, парежив и Медичей, изгнанных из Флоренции, и Савонаролу , сожженного на костре, и свою собственную славу, обедневшим и забытым.

Вот несколько работ великого мастера: (ок.1485) , (ок 1448) , (ок 1458) в правом нижнем ряду можно видеть самого Боттичелли, » » ок. 1485-90.

Интересная и познавательная ссылка по картине «Весна». Символы и аллегории картины «Весна» Сандро Боттичел­ли .

Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519) — живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи , близ Флоренции , незаконный сын местного нотариуса сера Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины. Воспитывался в доме отца и вместе с ним переселился в 1469 г . (а может быть, еще в 1466) во Флоренцию . Впервые его имя встречается там в книге корпорации флорентийских художников от 1472 г. В 1469-1476 гг . (а может быть, и до 1478) работал в боттеге Верроккио, в 1480 г. упоминается как имеющий собственную мастерскую. Первые свидетельства о самостоятельных работах: заказ на алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории (1478). Леонардо да Винчи, может быть больше, чем ко всем другим деятелям Возрождения, подходит понятие homo universale. Этот необыкновенный человек все знал и все умел -все, что знало и умело его время; кроме того, он предугадывал многое, о чем в его время еще не помышляли. Так, он обдумывал конструкцию летательного аппарата и, как можно судить по его рисункам, пришел к идее геликоптера. Леонардо был жи­вописцем, скульптором, архитекто­ром, писателем, музыкантом, теоре­тиком искусства, военным инжене­ром, изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником… Легче перечислить кем он не был. Причем в научных занятиях он оставался художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и ученым.

Самые известные работы великого Да Винчи:
Портрет . 1478 , « , « « , «

Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио) Урбинский (1483-1520) — живописец и архитектор, сын урбинского живописца Джованни Санти. Первые художественные впечатления — Урбино с дворцом, выстроенным Лучано Лаураной и украшенным работами Пьеро делла Франчески и других живописцев и скульпторов. С 1499 г. — в Перудже в мастерской Перуджино. В 1504 г. — первая поездка, в 1505 г. (или в 1506) — вторая поездка во Флоренцию. На родине в 1507 г. С 1508 г. Рафаэль в Риме, где в том же году начинаются работы для папы в Ватикане и в 1511 г. — на вилле Фарнезина для Агостино Киджи. В 1514 г., после смерти Браманте , Рафаэль назначен главным архитектором строительства собора св. Петра, в 1515 г. Комиссаром древностей (ведающим охраной памятников античности), в том же году сопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье). Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 г. Последнее пятилетие жизни в исполнении многочисленных заказов все большее участие принимали помощники и ученики.Знаменитая 1506г. , « «. 1505-06 , « « , « « . 1515-19г.

***

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475 — 1564 гг.) , итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Выдающийся мастер эпохи Ренессанса. Родился 6 марта 1475 года в тосканской деревушке Капрезе, где его отец был старостой. Он рано лишился матери и получил воспитание в масонском заведении. Когда его отец снова женился, Микеланджело переехал жить к нему во Флоренцию. В этом городе, где даже стены дышат высоким искусством, мальчик дружил с учениками школ живописи и много времени проводил, копируя работы таких мастеров, как Донателло , Джотто , Масаччио и Боттичелли . Несмотря на резкие протесты своего отца, он поступил учеником к фресковому живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться в школе искусств Лоренцо де Медичи под руководством скульптора Бертольдо .

Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Саванаролы , Микеланджело сначала переехал жить в Венецию, затем в Рим. В течение последующих пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» и всем известную «Пьета» в соборе Святого Петра. В 1500 году по приглашению флорентийских граждан Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.

Три последующих года он самозабвенно работал, почти запершись в своей мастерской, чем возбудил массу интригующих ожиданий, и, когда в 1504 году его монументальная статуя обнаженного предстала на суд публики, все были в неописуемом восхищении.

В период между 1508 и 1512 годами он был занят выполнением колоссального проекта Юлия II — росписи Сикстинской капеллы. После смерти в 1513 году папы Юлия II его престолонаследники настояли на выполнении еще одного проекта надгробной скульптуры для их предшественника. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, было потрачено сорок лет жизни Микеланджело. «Вся моя молодость ушла в этот надгробный монумент» , — писал он.

Когда ему было уже почти шестьдесят, папа Павел III дал ему заказ на создание стенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих Страшный суд . На это ушли последующие пятнадцать лет. В 1547 году он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра в Риме и спроектировал огромный купол — он по сей день остается одним из величайших шедевров архитектуры.

Микеланджело скончался в Риме 18 февраля 1564 года , не дожив три недели до 89 лет.
По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погруженным в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. Он жил скромно, в частной жизни был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. В отличие от других художников его времени, таких, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, безразлично относился к моде, отдавая предпочтение простой рабочей одежде и удобной обуви. Говорили, что он часто спал, даже не снимая своих ботинок.

Хотя он считал себя в первую очередь скульптором, его блистательный гений проявлялся во всем, чем бы он ни занимался, будь это скульптура, живопись, архитектура или поэзия. Он написал более трехсот сонетов , многие из них посвятив молодым людям, в частности Жерардо Перини и Фебо ди Поджио.
Небольшая часть работ великого маэстро: . Фреска плафона Секстинской капеллы, . 1520-30г ., . 1560г.

Тициан (Тициано Вечеллио ) (Titian (Tiziano Vecellio)) (около 1480-1576 гг. ), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Глава венецианской школы. Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне). Когда Беллини умер (1516 г.), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти…
Вся эволюция венецианской живописи чинквеченто отразилась в творческой биографии Тициана.Тициан прожил долгую жизнь, причём самый поздний его период -самый значительный. Одна из ранних работ»Флора » безмятежна по настроению… Более позняя работа (1538) , Портрет , главного покровителя инквизиции, написанная Тицианом в 1540-х годах указывает об умении мастера создавать характерные образа… К более поздним работам относится «кающаяся Магдалена»…(Краткая История искусств под ред. Н.А.Дмитриевой).
« В Тициане венецианская живопись переживает её великое время. Слава и влияние его произведений выходят за границы Венеции, они заполняют Италию и всю творящую и любящую искусство Европу. Вместе с Микеланджело и Рафаэлем он относится к тем великим идеалам, которые итальянское Высокое Возрождение оставило в наследство будущим поколениям. Но идеалом Тициан был не благодаря теории и систематике, а более, чем кто другой, из-за силы отдельного произведения.»
Теодор Хетцер.

Несколько работ великого мастера: . 1550-е гг. , А Цитиана ,

Botticelli, Sandro (Filipepi, Alessandro di Mariano). Род. 1445, Флоренция – ум. 1510, там же

Сандро Боттичелли – один из наиболее прославленных флорентийских живописцев конца XV в. Его рассчитанное на образованных знатоков искусство, проникнутое мотивами неоплатонической философии , долго не было оценено по достоинству. Около трёх веков Боттичелли был почти забыт, пока в середине XIX столетия не оживился интерес к его творчеству, который не угасает и по сей день. Писатели рубежа XIX-XX вв. (Р. Сизеран, П. Муратов) создали романтико-трагический образ художника, который с тех пор прочно утвердился в умах. Но документы конца XV – начала XVI веков не подтверждают подобную трактовку его личности и далеко не всегда подтверждают данные биографии Сандро Боттичелли, написанной Вазари .

Автопортрет Сандро Боттичелли. Деталь картины "Поклонение волхвов". Ок. 1475

Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). Двое братьев Боттичелли – Джованни и Симоне – занимались торговлей, третий – Антонио – ювелирным делом. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). Однако Вазари сообщает, что так называли кума отца художника, Мариано, – ювелира, к которому Сандро был отдан в обучение. Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello » – «серебряных дел мастер».

Около 1464 Сандро поступил в мастерскую знаменитого художника фра Филиппо Липпи по рекомендации своего соседа, главы семьи Веспуччи. Там Боттичелли оставался до начала 1467. Есть сведения, что с весны 1467 он начал посещать мастерскую Андреа Верроккьо , а с 1469 работал самостоятельно, первоначально дома, а затем в арендованной мастерской. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло ) для зала Торгового суда. Учеником Боттичелли вскоре стал прославившийся позже Филиппино Липпи , сын фра Филиппо, умершего в 1469. 20 января 1474 по случаю праздника св. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».

В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино , Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции).

К числу лучших произведений Сандро Боттичелли 1470-х относится «Поклонение волхвов», где в образах восточных мудрецов и их свиты показаны члены семьи Медичи и близкие им лица. У правого края картины художник изобразил и самого себя.

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. Ок. 1475. В правом нижнем углу картины художник изобразил стоящим самого себя

Между 1475 и 1480 Сандро Боттичелли создал одно из самых прекрасных и загадочных произведений – картину «Весна» . Она была предназначена для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, с которым Боттичелли связывали дружеские отношения. Сюжет этой картины, сочетающей в себе мотивы Средневековья и Ренессанса, не вполне объяснён до сих пор и навеян, очевидно, как неоплатоновской космогонией, так и событиями в семье Медичи.

Сандро Боттичелли. Весна. Ок. 1482

Ранний период творчества Боттичелли завершает фреска «Св. Августин» (1480, Флоренция, церковь Оньисанти), написанная по заказу семьи Веспуччи. Она составляет пару композиции Доменико Гирландайо «Св. Иероним» в том же храме. Одухотворенная страстность образа Августина контрастирует с прозаизмом Иеронима, наглядно демонстрируя различия между глубоким, эмоциональным творчеством Боттичелли и добротным ремеслом Гирландайо.

В 1481 вместе с другими живописцами из Флоренции и Умбрии (Перуджино, Пьеро ди Козимо, Доменико Гирландайо) Сандро Боттичелли был приглашен в Рим папой Сикстом IV для работы в Сикстинской капелле в Ватикане. Во Флоренцию он вернулся весной 1482, успев написать в капелле три большие композиции: «Исцеление прокаженного и Искушение Христа», «Молодость Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона».

Сандро Боттичелли. Сцены из жизни Моисея. 1481-1482

Сандро Боттичелли. Наказание Корея, Дафана и Авирона. Фреска Сикстинской капеллы. 1481-1482

В 1480-е Боттичелли продолжал работать для Медичи и других знатных флорентийских семейств, выполняя картины как на светские, так и на религиозные сюжеты. Около 1483 вместе с Филиппино Липпи, Перуджино и Гирландайо он работал в Вольтерре на вилле Спедалетто, принадлежавшей Лоренцо Великолепному. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры » (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Ок. 1485

К 1480-м относятся и два лучших тондо (круглых картин) Боттичелли – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе – Флоренция, Уффици). Последняя, возможно, предназначалась для зала аудиенций в палаццо Веккио.

Считается, что с конца 1480-х Сандро Боттичелли находился под сильным влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы , обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Действительно, трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии » (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции » (Бостон, Музей Гарднер). Савонарола был сожжен в том же году 29 мая, и существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности. Почти два года спустя, 2 ноября 1499, брат Сандро Боттичелли Симоне записал в своем дневнике: «Алессандро ди Мариано Филипепи, мой брат, один из лучших художников, какие были в эти времена в нашем городе, в моем присутствии, сидя дома у очага, около трех часов ночи, рассказал, как в этот день, в его боттеге в доме Сандро разговаривал с Доффо Спини о деле фрате Джироламо». Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы.

Сандро Боттичелли. Оплакивание Христа (Положение во гроб). Ок. 1490

К наиболее значительным поздним работам Боттичелли относятся два «Положения во гроб» (оба – после 1500; Мюнхен, Старая пинакотека; Милан, Музей Польди-Пеццоли) и знаменитое «Мистическое Рождество» (1501, Лондон, Национальная галерея) – единственное подписанное и датированное произведение художника. В них, особенно в «Рождестве», усматривают обращение Боттичелли к приемам средневекового готического искусства, прежде всего в нарушении перспективных и масштабных соотношений.

Сандро Боттичелли. Мистическое рождество. Ок. 1490

Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Использование форм и приемов, чуждых ренессансному художественному методу, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира. Один из самых чутких живописцев Кватроченто, Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической культуры Возрождения. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и субъективного искусства маньеризма.

Одна из самых интересных сторон творчества Сандро Боттичелли – портретная живопись. В этой области блестящим мастером он зарекомендовал себя уже в конце 1460-х («Портрет мужчины с медалью», 1466-1477, Флоренция, Уффици; «Портрет Джулиано Медичи», ок. 1475, Берлин, Государственные собрания). В лучших портретах мастера одухотворенность и утонченность облика персонажей сочетаются со своеобразным герметизмом, иногда замыкающим их в высокомерном страдании («Портрет молодого человека», Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. После 1480

Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки, и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте . Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х, и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте - рисунок "Карта ада" (La mappa dell inferno).

Сандро Боттичелли. Карта Ада (Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

К выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима, использовав отчасти свои первые композиции. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами, их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами. Четыре листа раскрашены темперой. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Именно эти иллюстрации особенно ясно дают почувствовать красоту легкой, точной, нервной линии Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». «Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве, и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. В конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, опираясь на две палки...» О материальном положении Боттичелли в 1490-е, то есть в то время, когда, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Из них следует, что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. О том, что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести, агента правительницы Мантуи Изабеллы д"Эсте, искавшей мастеров для украшения своего студиоло. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело . Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей.

Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок. 1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем» (ок. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. собеседование» (ок. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем» (ок. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Иероним», «Св. Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Зиновия (1495-1500; две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг).

Литература о Боттичелли : Вазари 2001. Т. 2; Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. Киев, 1915; Бернсон Б. Флорентийские живописцы Возрождения. М., 1923; Гращенков В. Н. Боттичелли. М., 1960; Боттичелли: Сб. материалов о творчестве. М., 1962; Пасло Д. Боттичелли. Будапешт, 1962; Смирнова И. Сандро Боттичелли. М., 1967; Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли. Л., 1971; Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. М., 1977; Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. М., 1982; Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник. СПб., 1996. Вып. 1; Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения. М., 2002; Ulmann H. Sandro Botticelli. München, 1893; Warburg A. Botticellis "Geburt der Venus" und Frühling": Eine Untersuchung über die Vorschtellungen von der Antike in der italienischen Frührenaissance. Hamburg; Leipzig, 1893; Supino L I disegni per la "Divina Commedia" di Dante. Bologna, 1921; Venturi A. II Botticelli interprete di Dante. Firenze, 1921; Mesnil J. Sandro Botticelli. Paris, 1938; Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Göttlicher Komödie. Berlin, 1954; Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. Milano, 1958; Argon G. C. Sandro Botticelli. Geneva, 1967; Во С, Mandel G. L"opera completa del Botticelli. Milano, 1967; Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Botticelli. London, 1976; Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat. London, 1978; Baldini U. Botticelli. Firenze, 1988; Pons N. Botticelli: Cat. compi. Milano, 1989; Botticelli e Dante. Milano, 1990; Gemeva C. Botticelli: Cat. compi. Firenze, 1990; Botticelli. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Milano, 2003.

По материалам статьи Т. Сониной

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 172,5×178,5 см. 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Перед нами прекрасная богиня Венера. Боги ветра Зефир и Аура гонят раковину к берегу. Где ее ждёт нимфа времён года Ора, чтобы укрыть покрывалом с цветочным орнаментом.

Венера невообразимо красива. Это один из самых пленительных образов . Если бы богиня любви на самом деле существовала, она была бы именно такой.

Красивее уже некуда. Разве что ступни Боттичелли всегда изображает своеобразно. А в остальном – глаз не оторвать.

Как же ему это удалось? Неужели только за счёт внешней красивости эта “Венера” так знаменита? И почему это же лицо мы встречаем на многих картинах Боттичелли?

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам.

Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из “кормушки” Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.


Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе “Венеру”.

Боттичелли – эстет с большой буквы

Боттичелли – непревзойдённый эстет. Его картины – это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи.


Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Так возникло движение прерафаэлитов. То есть тех, кто перенимал техники художников, творивших до Рафаэля.

У них мы видим невероятно красивых и чувственных женщин. Так же, как у Боттичелли, это были музы. Например, Россетти всю жизнь изображал Элизабет Сиддал. А Уотерхаус – Мюриел Фостер.

«Титаны эпохи Возрождения» - Пьета. Микеланджело Буонарроти. Преждевременная кончина. Роспись потолка Сикстинской капеллы. Умер Микеланджело в 80 лет в зените славы. Давид. Таланты Леонардо. Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело. Собор Святого Петра. Рафаэль. Мона Лиза. Титаны эпохи Возрождения.

«Театр Возрождения» - Шекспир завершает процесс создания национальной культуры. Комедия Дель Арте. Маска Панталоне. Женской параллелью дзанни является Серветта, или Фантеска – служанка. Карло Гоцци (1720–1806), итальянский драматург. Лацци – это номера буффонады, цирковых трюков, фокусов. Маски влюблённых. Маски слуг «Дзанни».

«Театр эпохи Возрождения» - Общая характеристика эпохи. Комедия дель арте. Развитие театра в эпоху Возрождения. Трактат «Беседы о сценическом искусстве». Английское Возрождение. Испанское Возрождение. Уильям Шекспир. Постепенно на сцене Испанского театра появились драматические мотивы. Итальянское Возрождение. Шекспировский театр.

«Эпоха Возрождения урок» - «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Рафаэль Санти 1483-1520 Сикстинская Мадонна. Дама с горностаем. Рождество. Альбрехт Дюрер. Взгляд, любопытства полный, светит. Микеланджело. Мосты, долины, рощи, реки И воздуха голубизна. Тайная вечеря. «Один из вас предаст меня…». Давид. Утопия – несуществующее место.

«Проторенессанс в Италии» - С 1290-х годов начинается подъем проторенессансной живописи, сначала в творчестве Каваллини, а затем Джотто. Основная роль в творчестве Джотто принадлежит человеку. Проторенессанс в Италии. В творчестве Данте земная жизнь обретает самостоятельную реальность, в которой действует самостоятельный человек.

«Скульптура Донателло» - Скульптурные шедевры Донателло. Лаврентия. 1386-1466г. Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Донателло – яркий представитель эпохи раннего Возрождения в Италии. Бронза. 1430-1433г. 1447-1453 гг. Рельеф Алтаря собора Сан-Антонио. Пророк Аввакум 1427-1435. Цель. Художнику удалось создать потрясающий, проникновенный образ человеческой муки и скорби.

Всего в теме 30 презентаций

Код плеера на стороннем сайте: Для LiveJournal

Для вставки трека RealMusic на страницу стороннего сайта нужно полностью скопировать указанный код, вставить его в HTML страницу стороннего сайта и сохранить.

Лицензия Жанры Шансон Над треком работали Юрий Косаговский Описание э с с е Музей рондизма Альбом ЗВУКИ УЛИЦ И ЗВУКИ ДУШИ Студия * Студия Дзен Текст. ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ из публикации Благовещение глазами разных художников Манжу сообщество "про_искусство" Благовещение в Новом Завете: "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся. Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел." (Лука, 1:26-38) Благовещение в Коране: “И Мы отправили к ней Дух Наш, который предстал пред нею в облике человека. Она сказала: “Я ищу спасения от тебя у Всемилостивого Господа. Если ты богобоязнен, то не приближайся ко мне ни на шаг”. Он ответил: “Воистину, я лишь от Господа твоего посланник, чтобы передать в дар тебе благословенного сына”. Она воскликнула: “Как может быть младенец у меня, когда ко мне не прикасался ни один мужчина и никогда я не была блудницей?!” Ответил он: “Господь твой так пожелал и сказал: “Это не представляет труда для Меня. Это для того, чтобы твой сын стал знамением для людей и милостью от Нас. И это было уже определено Мною.” (Коран 19:16-21). иллюстрации Леонардо и Ботичелли к эссе взяты из этой же публикации - Ю.К. ============================================================================================================= фрагмент КАК Я НЕ ПОНИМАЛ ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. интервью ==================================================================================== искусство и ремесленничество на примере Леонардо и Ботичелли отрывок из "Итальянской тетради" (он же фрагмент из фильма "Улочки идущие к морю" Ну вот и прошлись по музею. Простота Джотто радовала, привлекала, наслаждала и успокаивала, но далее … множество залов с пятками, локтями, торсами извивающимися в самых грациозных движениях (если «грация» по-итальянски «спасибо», то «грациозность» происходит от благодарения… но кого и за что «благодарят» эти фигуры своими грациозными изгибами было неясно?) … у всех абсолютно и даже у Боттичелли, у которого есть дар мечтательности, фантазии и поэзии – и тот запродал свой дар и вдохновение за деньги. Впечатление мясных лавок несли бесконечные композиции в накидках и без накидок, все эти торсы, лбы, носы, локти и пятки в разных сочетаниях и поворотах просили заплатить за них деньги и повесить у себя в залах, чтобы кичиться перед гостями и соседями (в графских и княжеских особняках): у вас картины в 6 пяток, три локтя, 6 лбов – а у нас хотя 5 пяток (на одну меньше), зато 9 локтей и 9 лбов и три торса… и т.д. Все эти художники Возрождения быстро освоив технологию пяток и торсов, заполонили ими стены – и бедное человечество, китайцы, немцы, датчане, англичане… стоят в музеи Флоренции смотреть на это торжество поз. Даже у самого вразумительного из них, Боттичелли, ангел, вероятно сообщающий весть о будущем рождении бога-сына, извивается в грациозных позах и женщина (будущая богоматерь) отвечает ему тем же, очень сложными движениями торса, линией ног и рук, словно это сцена не информирования о важнейшем событии на Земле, а сцена может быть соблазнения и туманного кокетства. Зрители испытывают непонятный им и безусловный восторг, не имеющий отношения никакого к христианству, жизни и поэзии – а это всего лишь одни туманно эротические намеки. При этом на одеждах ангелов такое количество надутых складок, будто сзади дует ветер – и понятно, что это за ветер, ненасытное желание получить много денег. Боттичелли Другое дело эта же сцена у Леонардо, он как будто нарочно решил показать кто есть кто в искусстве, кто торговец складками и позами – и кто возвышенный художник, композиции которого не имеют цены. Леонардо да Винчи У Леонардо ни малейшей суеты показать что-нибудь лишнее, все подчинено высокому духу красоты земной и неземной, от одного лица ангела уже захватывает дух, а его движение рук и фигуры, полны сдержанности и чистоты, преклонения и возвышенности – вот уж поистине торжество духа, ума и веры. Короче говоря, глаз отдохнул от фальшивых поз лишь на считанных картинах. Рембрандта – преклоняющегося перед красотой обыденных мгновений жизни, Гойи – замирающего от красоты тайн, таящихся за любым мгновением, Шардена - влюблено глядящего на все в этом мире, и на лежащую книгу, и на мальчика строящего карточный падающий забор … (десять имен может и не удастся набрать) … Леонардо - зачарованного исследователя, поэзия души которого охватила все формы человеческого познания (искусства, науки, изобретательства и инженерного дела), Эль Греко – странного (сумасшедшего может быть) искреннего и возвышенного в своей вере, пятерых упомянул, пятерых мог и не заметить в толпе картин с пятками, локтями, плечами и носами … ах да шестого упомяну, великого Джотто – скупого минималиста, открывателя реализма с его полутенями, незыблемо верующего Христу в праздник земной жизни и в праздник неземного существования… Не проще ли было бы всех искренних и честных художников-гениев поместить на одном этаже, а торговцев ремеслом рисовать ракурсы, пятки и локти на другом? И этот вопрос надо задать музеям всего мира. И в России и в Париже, и в Лондоне и т.д. И в одни залы ходить за высоким духовным искусством, а в другие залы, как в кунсткамеру с отклонениями от человеческой природы, когда за деньги рисуют задрапированные торсы не обозначающие ничего кроме наивного мошенничества, т.е. залы, где художники вводят в заблуждение и зрителя и самих себя. Можно сказать и менее обидно: в одних залах предлагается искусство, искренность, поэзия для разглядывания, а во-вторых - представлены только технологии искусства. Исходное сообщение NADYNROM И все-таки вряд ли бы мир стал лучше без творчества Боттичелли, Рафаэля и прочих... речь только идет о понимании одного и того же сюжета - святого зачатия ======================================= но - было бы скучно среди одних возвышенных Леонардо у Рафаэля и Боттичелли - гимн любви между мужчиной и женщиной у Леонардо - глубокая тайна и возвышенность святого зачатия это тоже может быть гимн любви - но на более высоком духовном уровне если бы не было ошибок - не так бы ярко виделся путь к истине действительно - мир не станет лучше если будут одни атеисты или одни верующие Вы глубокую тему поставили - ведь даже Христос говорит: Господи пронеси мимо меня чашу сию а казалось бы он с радостью должен идти на крест - чтобы засияла истина размышление всегда строится на взвешивании на весах сердца и ума: и за - и против а понимая истину - больше восторгаешься прекрасным миром мы понимаем например что для крепкой мебели нужен дуб но не стоит всю планету заселять дубами - еще нужен и хлеб так и Рафаэль и Ботичелли - они мне лично нужны для того чтобы понимать что не достаточно просто восторгаться прелестями женщины как бы она ни была прекрасна но нужно еще и соединение двух миров (и женского и мужского мира) в области мыслей... мечтаний... тогда это не поверхностная красота а глубокая - как у Леонардо но опять Вы правы - было бы скучно среди одних возвышенных Леонардо значит надо просто - без возвышенности и без корыстного желания обладания любить а как дети опять формула Христа универсальна ("не будете как дети не войдете в Царствие Небесное") сама возвышенность придет - будет любовь не придет - будет дружеская любовь т.е. - дружба а нужно и то и другое человеку ведь он общественное существо... но любовь - это вопрос жизни и смерти и любовь все-таки конечная цель поэтому взвешенное - всегда невидимый и важнейший стержень человека поэтому все же драгоценней при всей пользе Ботичелли и Рафаэля - все-таки Леонардо..