«Вкус»: от хаоса к разуму. Утонченный стиль юного живописца

Русский гобелен идет от фрески, традиций монументальной древней живописи, в этом его отличие, например, от прибалтийского текстиля, где сильны народные традиции ткачества. Гобелен - особое искусство. Оно говорит поэтическим языком, присущим ему от рождения. Для художников -текстильщиков недосягаемым образцом всегда была знаменитая серия, французских шпалер XVI века.

Такова "Дама с единорогом" - серия из шести шпалер, вытканная около 1500 года и хранящаяся в парижском музее Клюни. Шпалерами называются безворсные настенные ковры с сюжетными и орнаментальными композициями. Они были широко распространены в Западной Европе, начиная с XII - XIII веков. Главные центры их производства - города Франции и Фландрии: Париж, Аррас, Турне, Брюссель. Расцвет шпалерного ткачества приходится на конец XIV, XV и XVI века. В эту эпоху шпалеры были одним из самых популярных видов искусства. Красочные ковры преображали интерьеры средневековых замков, одновременно утепляя их холодные стены. Шпалеры развешивались в соборах и в ратушах, во время турниров - на трибунах для зрителей. В праздничные дни коврами украшали улицы, вывешивая на балконах и подоконниках.

Тканые ковры нередко назывались по имени города или мануфактуры, прославившихся своими изделиями. Часто употребляемый термин «гобелен» имеет свою историю: в XVII веке в парижском квартале Гобеленов, в зданиях, принадлежавших прежде семье Гобелен, была открыта шпалерная мануфактура, унаследовавшая это имя; гобеленами
стали называться и ее изделия, пользовавшиеся огромным успехом по всей Европе.


Как правило, шпалеры заказывались и исполнялись сериями, которые насчитывали иногда до двенадцати и более ковров, объединенных общей темой: чаще всего это были библейские и исторические сюжеты, а также сцены из жизни знатных сеньоров, пасторали. «Дама с единорогом» не имеет повествовательного сюжета, но все шесть шпалер явно объединены общей темой. Как бы в некоем удивительном саду шесть раз предстает перед нами фигура стройной молодой женщины с
благородной осанкой и задумчивым взглядом, каждый раз в иной позе и в ином костюме. Образ поэтичный и утонченно изящный - воплощение рыцарской мечты о Прекрасной Даме. На каждой шпалере рядом с Дамой лев и единорог, два «оживших» геральдических зверя.


Единорог - сказочное существо, первое упоминание о котором относится к IV веку до н. э. Древние авторы описывали его как неукротимого зверя, умерщвлявшего каждого человека, но делавшегося ручным при встрече с невинными девушками,- он ложился к ним на колени и засыпал. Представляли его в виде животного с туловищем лошади, но с раздвоенными копытами
и с головой козы, увенчанной длинным витым рогом, либо с туловищем лошади, ногами слона,
хвостом кабана, головой оленя и прямым черным рогом. В средние века твердо верили в существование единорога, считали его символом чистоты и осторожности. Единорог и
лев были важными элементами геральдического языка. Так, например, они оба включены в английский герб.



Во всех шести коврах поражает глаз удивительная красота рисунка
и цветовой гаммы. Особую прелесть композициям «Дамы с единорогом»
сообщает темно-розовый фон, сплошь усеянный веточками разнообразных
цветов, среди которых мы видим зверей и птиц. Такой узор получил
название «миль-флер» (франц. millefleurs - тысяча цветов). Шпалеры-мильфлеры ткались во Франции и Фландрии во второй половине XV века и в первые годы следующего столетия. Узор мильфлера исполнялся обычно по однотонному полю: темно-синему, сине-зеленому, темно-розовому. В
этой серии с розовым мильфлером фона резко контрастирует темно-синий
«островок» - на нем размещены персонажи шпалеры. В отличие от «сорванных» цветочных веток фона на островке цветы и травы «растут». Кроме того, по краям островка помещены деревья: дуб, сосна, остролист, апельсиновое дерево в цвету. Узор мильфлера,
навеянный цветами, травами и деревьями, растущими во Франции, пленяет разнообразием колористических вариаций,
сочетанием изысканной декоративности рисунка с живой красотой ясно очерченных, хорошо узнаваемых растений. Удивительны и населяющие мильфлер фигурки зверей. Они тоже хорошо узнаваемы (за исключением таких экзотических
животных, как львенок, пантера, гепард) и к тому же еще наделены выразительной манерой поведения.


Но что же означают загадочные сцены, так восхищающие своей красотой? Этот вопрос был задан около полутораста лет назад, когда известная французская писательница Жорж Санд обнаружила «Даму с единорогом» в замке города Буссак (департамент Крез) и описала в своем романе «Жанна» (1844 г.) и в журнальных статьях.

Завораживающая красота шпалер, излучаемый ими ореол таинственности - все это способствовало появлению разнообразных истолкований и легенд. Единорог, поразивший воображение романтиков XIX века, дал название серии и стал ее символом. Центральный образ молодой дамы позволил предположить, что шпалеры были заказаны как свадебный
подарок. Многократно повторяющиеся полумесяцы обратили мысль к Востоку. Родилась легенда о влюбленном турецком принце Зизиме, заказавшем якобы эту серию для дамы своего сердца. Зизим, сын турецкого султана Мохаммеда II,
воевавшего с Францией во второй половине XV века, был взят в плен и жил в замке Бурганеф, в том же регионе, что и замок Буссак.


Однако в 1883 году был разъяснен герб, изображенный на шпалерах: три серебряных полумесяца по лазоревой ленте на красном фоне,- как герб семейства Ле Вист. В 1924 году один из французских исследователей предположил, что на
шпалерах изображена Клод Ле Вист, вышедшая замуж в 1513 году за Жана де Ша-бана. Просуществовав около 50 лет,
и эта легенда была опровергнута. Основными доводами стали следующие:

Костюмы Дамы и камеристки соответствуют концу XV века, для 1513 года они немодны. Стиль исполнения шпалер также характерен для конца XV века.

Лица всех шести изображений Дамы разные, не могут быть связаны с определенным персонажем.

По обычаям того времени, если дело касалось свадебного подарка, то на гербовом щите должны быть объединены герб мужа (справа) и герб отца жены (слева) . В данном случае герб может быть отнесен только к одному из мужчин рода Ле Вист.


Внимательное изучение истории этого семейства привело к выводу, что серия, получившая в XIX веке название «Дамы с единорогом», была заказана президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом (отцом Клод), умершим в 1500 году.
Акцентирование геральдических мотивов обнаруживает горделивость судейского чиновника, достигшего высших степеней. На это же указывает и сам заказ - шпалеры были в ту эпоху своеобразным мерилом знатности и богатства.
Относительно содержания серии принято считать, что пять из шести композиций являются аллегориями пяти чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.


Итак, мы знаем теперь, что должна означать серия «Дама с единорогом».
Можно не думать о том, кто и почему изображен здесь, а попытаться проникнуть в сокровенный смысл этой удивительной красоты. Как она была сотворена? Кто автор? Вернее авторы. Потому что шпалера - плод коллективного творчества. Сначала художник создавал эскиз, т. н. «маленький
образец». Это был рисунок углем или пером. Иногда образцом служили миниатюры. Затем делался картон: эскиз увеличивали до размеров будущего ковра и акварелью или клеевыми красками обозначали основные контуры композиции и важнейшие элементы рисунка. Это делали художники-картоньеры, хорошо знавшие особенности шпалерного ткачества.
Окончательный вид шпалеры в значительной мере зависел от того, как картоньер интерпретировал эскиз. Картон служил, моделью для ткача, переносившего изображение на ковер с помощью переплетения неокрашенных шерстяных нитей основы ковра более тонкими разноцветными нитями утка. Ткач пропускал уточную нить в пределах определенного красочного пятна и затем поворачивал ее в обратном направлении. Зазоры, получающиеся вдоль границ двух соприкасающихся цветовых пятен, соединяются сплетением соседних утков или зашиваются иглой. Посмотрите на
иллюстрации (фрагмент мильфлера) , и вы увидите эти и другие технические приемы шпалерного ткачества.


На фрагменте с цветами хорошо видна характерная рубчатая фактура шпалеры, получающаяся от
разницы в толщине нитей основы и утка. Интересен своеобразный технический прием «штриховки»: для передачи постепенного перехода одного тона в другой пространство между соседними цветовыми пятнами заполнялось длинными взаимопроникающими зубцами или
полосками того и другого цвета. Этим же способом создавались светотеневые эффекты. Примеры
штриховки видны на синих и красных тканях одежд Дамы и камеристки, на вуали Дамы, на листочках мильфлеров.


Ткач умело работает с большими цветовыми плоскостями. Так, искусно положенные тени на изображении единорога в шпалере «Зрение» оживляют окраску и подчеркивают изящество его фигуры. Виртуозно исполнены неповторяющиеся узоры тканей на десяти различных вариантах костюмов Дамы и камеристки, причем нитями шерсти и шелка создано полное ощущение фактуры негнущейся золототканой парчи и мягкого бархата. Сквозь прозрачный муслин просвечивают
узорчатые рукава платья Дамы на шпалере «Мое единственное желание». Об удивительном исполнении мильфлера уже говорилось. Изготовление шпалеры требовало многих месяцев кропотливого труда. Каждый ковер ткали несколько мастеров. Ширина участка работы одного ткача не превышала одного метра. Обычно ткач исполнял от двух до четырех метров шпалеры за год.


Ткачи, работавшие над шпалерами, должны были обладать художественным вкусом, знанием
рисунка, тонким пониманием цвета. С необыкновенным искусством ткач преображает сравнительно
небольшое количество тонов шерсти и шелка (около двадцати) в различные оттенки цвета и ведет
рисунок композиции со всеми его многочисленными вариациями, созданный поразительной фантазией художника - автора эскиза.


К сожалению, нам неизвестно имя этого художника и неизвестно, кто был автором картона. Неизвестна и мастерская, где была выткана «Дама с единорогом», поражающая воображение и заставляющая нас размышлять над ее загадками. Ибо, конечно, мы не можем вполне проникнуть в смысл, который придавали этим композициям люди XV столетия, и композициям в целом, и их деталям, имевшим свое значение. Даже название этой серии условно, оно придумано в XIX веке.

Но главное не в таинственности сюжета. «Дама с единорогом» зачаровывает магией своей красоты. Поразительно сочетание изысканной декоративности (так важной для настенного ковра) и возвышенного поэтического строя каждой композиции. Быть может, создавший их художник творил не только аллегории чувств, но и некую идеальную мечту о прекрасном?

Во всяком случае, это произведение талантливого и взыскательного художника, по стилю - французской школы. Выткана же серия была скорее всего в одной из мастерских Брюсселя - города, ставшего к началу XVI века ведущим центром европейского шпалерного ткачества. Поэтому,видимо, эскизы, исполненные в Париже, были отправлены заказчиком брюссельским мастерам для воплощения их в шпалеры. Результатом явилось создание одного из высочайших шедевров искусства.

Гобелен создается длительное время и требует больших физических усилий. Одному человеку ткать его тяжело и по той причине, что не видишь быстрой отдачи. Поэтому часто художники помогают друг другу иногда нанимают помощников.

Материал подготовила Г. ЕСИПОВА, научный сотрудник ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Мистический сюжет.

Единорог в геральдике указывал на духовный смысл вещей,на путь к возвышенному. Лев представлял материю или силу, материальную силу. Таким образом, Дама, душа человека, находится между львом-материей и единорогом-духом, и перед нами предстает история души, которая учится властвовать над материей-львом с помощью духа-единорога.

Первый гобелен - "Осязание" .

Дама держит знамя, левой рукой касаясь рога единорога Взгляд Дамы суров и тверд, она полна решимости. Может быть, она решилась обрести власть над материей, несмотря на то что лев, у кого она вырвала знамя, силен, и несмотря на тяжелые цепи, которые сковывают ее талию и символизируют путы материи. Здесь есть ясный намек на сражение, поскольку лев и единорог несут щиты.

Второй гобелен - "Вкус" .

Дама, держа на левой руке птицу, правой не глядя выбирает конфеты из серебряной чаши, которую подает камеристка. В этой чаше мистики видят Грааль. Птица (реалисты говорят, что попугай, мистики - сокол) представляет конкретный разум. Гобелен говорит о вкусе, но Дама отказалась от него: она смотрит на сокола и из Чаши Грааля, которую держит ее служанка, достает еду и отдает птице. Дама пробует приучить птицу разума наслаждаться более изысканными плодами, чем те, которыми сокол питался до сих пор.

Третий - "Зрение".

Единорог положил передние ноги на колени Дамы и смотрит на свое отражение в зеркале. Лев встречает Даму, держа свое знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земное, светское, и смотрит только на единорога или его отражение. Гобелен «Зрение» представляет отдыхающего единорога; показывает душу, созерцающую духовное, - так можно объяснить любящий взгляд единорога и смотрящей на него Дамы.

Четвертый - "Обоняние" .

Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом - их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Талию Дамы охватывает тонкая монашеская веревка - она указывает на ее решение отречься ото всего материального. Венок она плетет не для себя: мы ни разу не увидим ее в нем. Вероятно, это венец отречения и приношение Богу.

Пятый гобелен - "Слух".

Лица Дамы и ее служанки умиротворены. В них отражается мир духа, как заметили некоторые комментаторы. Этот гобелен еще называют «музыкой сфер». Лев и единорог на этом гобелене без щитов, они тоже отдыхают и точно улыбаются. Все вещи находятся на своих местах - решение принято, и душа, Дама, отдается духу, слушая музыку.

Шестой гобелен - «À mon seul désir»

Все желания материи преодолены. Девиз «Мое единственное желание» написан на шатре, куда Дама сможет войти сразу, как только окончательно отречется от материи и сложит свои драгоценности в сундучок. Лев и единорог вновь встают лицом к лицу, но у них уже нет щитов - они не сражаются и даже оба, по обоюдному договору, открывают полог шатра, чтобы Дама смогла войти в покои преображения.

Считается, что изначально гобеленов было восемь. Жорж Санд описала два утраченных. На них лев уже не появляется: уже свершилась окончательная победа духа над материей, света над тьмой. На одном Дама сидела на троне, на другом - ласкала двух белых единорогов. Души достигла своих небесных истоков..

"Дама с единорогом" (фр. La Dame à la licorne) - одно из величайших произведений средневекового европейского искусства. Название это дано серии из шести шпалер, изготовленных во Фландрии в конце XV века. Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен. Считается, что это мог быть парижский художник Жан Перреаль, или так называемый "Мастер Анны Бретонской".

Противопоставление цветов - красного фона, сильно контрастирующего с темно-синим островом, богатый растительный декор, пышные наряды дамы и её служанки - всё это очень гармонично и наполнено неизъяснимой поэзией. По красному и синему фону разбросаны изображения животных. Они обычны в шпалерах, но редко бывают столь многочисленны: единорог, лев, пантера, гепард, волк, лиса, собака, козел, ягненок, кролик, обезьяна, цапля, сокол, сорока, селезень или куропатка.

Впервые внимание к этим шпалерам, хранившимся тогда в замке Буссак, привлекла известная французской писательницы Жорж Санд, описав их в романе "Жанна", изданном в 1844 году. Из-за неподходящих условий хранения нижняя часть была испорчена от сырости и позже недостающие части пришлось дополнять. Другой не менее известный французский писатель Проспер Мериме, занимавший пост главного инспектора исторических памятников Франции, в тот же период начал переговоры о приобретении шпалер государством. И лишь в 1882 году шпалеры заняли достойное место в Musée de Cluny в Париже, где в 1883 году для них был торжественно открыт специальный зал.

Кстати, позднее в своей статье "Прогулки в Берри" Жорж Санд утверждала, что видела не шесть, а восемь шпалер. На одной, якобы, девушка сидела на богатом троне, а на другом ласкала двух белых единорогов. Но специалисты склонны считать это художественным вымыслом.

На шпалерах вытканы изображения вымпелов - три серебряных полумесяца на синей перевязи. Присутствие полумесяцев породило в романтическом XIX веке легенду о принце Зизиме, сыне Магомета II и брате Баязета, бывшем в плену в Бурганёфе, в Крёзе. Он якобы заказал серию гобеленов для дамы своего сердца.

Другая версия - гербы принадлежат дворянскому роду Ле Вист.И серия была заказана Жаном Ле Вистом, президентом Высшего податного суда и влиятельным дворянином при дворе Карла VII.Он был одним из первых светских людей, назначенных на такую должность и, сверх того, стал одним из самых значительных персонажей эпохи. А непрестанное повторение герба видимо должно подчеркнуть славу человека, добившегося почетных регалий.

Существует также мнение, что героиня цикла - реально существовавшая Клод ле Висте, а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом. Но герб новобрачной, по правилам геральдики, должен быть изображен на разделенном треугольном или четырехугольном щите и состоять из геральдики мужа по правую руку и отца - по левую. Фактически же перед нами «полный» герб, который может быть только мужским.

Сегодня пять из шпалер, представленных в этой серии, трактуются обычно как изображения пяти чувств - вкус, слух, зрение, обоняние, и осязание. Изначальная последовательность их неизвестна и зависит от трактовки исследователя.

Зрение

На этой шпалере коленопреклоненный единорог смотрится в зеркало, которое держит дама.

Осязание

Жест молодой женщины объясняет значение сцены. Она взялась левой рукой за рог единорога, тогда как в правой руке крепко держит древко знамени.

Вкус

Дама берет конфеты из чаши, которую держит её служанка. Всё её внимание обращено на сокола, сидящего на затянутой в перчатку левой руке. Обезьянка у её ног тоже, видимо, грызет конфету, олицетворяя аллегорию. На шлейфе дамы сидит собачка и смотрит вверх в надежде, что и ей что-то перепадет.

Слух

Здесь дама играет на портативном органе, а служанка приводит его в действие, раздувая меха. Как и на всех шпалерах, лев справа от дамы, а единорог слева.

Обоняние

Дама плетет венок из цветов, которые держит перед ней служанка. Рядом обезьяна, нюхающая цветок.

Заметим, сверх того, что знамя и штандарт здесь помещены на военных копьях, завершенных заостренными наконечниками, предназначенными отнюдь не для состязаний. Из чего заключили, что Жан Ле Вист, заказывая серию, сознательно допустил двусмысленность: не будучи отпрыском аристократического рода, но страстно желая стать аристократом, он хитроумно включил в мирные аллегории копья, знамена, штандарты со своей геральдикой, как если бы был рыцарем.

По моему единственному желанию ("À Mon Seul Désir")

Название шестой части этого цикла дано благодаря девизу, который написан над входом в шатер. Эта шпалера самая большая, самая красивая и, пожалуй, самая загадочная. Много споров ведется, кладет ли девушка колье в ларец или, напротив, достает его оттуда. От трактовки этого жеста зависит и трактовка сюжета. С точки зрения современных исследователей, колье кладется в ларец, и это означает отказ от пагубных страстей, что пробуждают в человеке плохо контролируемые чувства.

Флорентийский период молодого Рафаэля

Пройдя обучение у Перуджино и наработав свой стиль, юный Рафаэль отправляется во Флоренцию, где предположительно в 1504 году появляется в мастерской великого Леонардо и видит портрет Моны Лизы. Эта работа производит на юного живописца огромное впечатление. Он тщательно изучает технические приемы опытного мастера, делает зарисовки с картин Леонардо и с еще большим упорством начинает работать над своей техникой. Во Флоренции в 1506-1507 гг. была создана картина «Дама с единорогом». Рафаэль Санти и предположить не мог, что через несколько столетий она вызовет дискуссии и споры, сколько изменений с ней произойдет, прежде чем она откроется всем в своем первоначальном варианте. Исследователи предполагают, что портрет создан с натуры. Спустя два года, уже закончив картину «Дама с единорогом», Рафаэль навсегда переедет в Рим.

Утонченный стиль юного живописца

Всего 36 лет было отведено «божественному Санцио», как звали его современники, для превращения из даровитого ребенка в истинное дитя Возрождения, который обладал даром художника, мастера монументальных росписей, и архитектора. Его стиль покоряет ясностью, уравновешенностью и чистотой.

Картина «Дама с единорогом» Рафаэля: описание

На полотне мы видим портрет неизвестной красавицы. Композиция создана явно под влиянием Леонардо.

Юная дама с единорогом сидит на лоджии, которую обрамляют с двух сторон, как и произведение его великого предшественника, две колонны. Ее руки, также как и руки «Джоконды», сложены полукольцом. Она также слегка уводит свой взгляд в сторону. Но она нам ничего не сообщает, как это делает «Мона Лиза». Если Леонардо изобразил молодую мать семейства, то Рафаэль в картине «Дама с единорогом» создал пленительный, чистый и невинный образ юной девушки, на коленях которой сидит маленький единорог.

По поверьям того времени, он может быть приручен только девушкой, сохранившей свое целомудрие.

Мы продолжаем описание картины Рафаэля Санти «Дама с единорогом». Аккуратно убранная головка с золотистыми волосами украшена маленькой диадемой, которая, возможно, связывает волосы сзади. Дева изображена на фоне ясного чистого неба, где вдали виднеются невысокие голубеющие холмы Тосканы, в которых нет таинственности. Платье с низким вырезом и пышными съемными рукавами, украшение из золотой цепи с рубином и жемчужиной, которая имеет форму капли, показывают, что это состоятельная элегантная благородная дама. Есть только одна странность, которую замечают все: на пальцах неизвестной нет ни одного кольца.

Этот женский образ полностью гармоничен и целен. Он написан на переходах чистых и светлых тонов.

Изящество и утонченность, а также таинственность души этой юной незнакомки - две главных тайны, которые скрывает портрет. Это один из идеалов красоты женщины начала XVI столетия.

Кого считали автором?

История портрета уникальна. Ее авторство приписывали Перуджино, Гирландайо и еще многим другим живописцам, а Вазари не давал описания этого произведения. Д. Канталамессо впервые приступил к исследованиям в 1916 году. Он был первым, кто засомневался в авторстве картины «Дама с единорогом». Очень внимательно к ее атрибуции подошли в тридцатые и сороковые годы прошлого века. Она была исследована рентгеновскими лучами. С 1935 года началась реставрация. На картине до этого все видели святую на плечи которой был наброшен плащ. Даже руки она держала иначе.

Очень помог рисунок из Лувра, где мы видим первоначальную стадию создания портрета.

Метаморфозы святой Екатерины

Рентген выявил несколько слоев позднейших дописок, а также то, что первоначально на руках модели сидела маленькая собачка (символ верности супругов), которую сам автор заменил единорогом. Это узнали в 1959 году, когда еще раз исследовали произведение и выяснили, что в ходе позднейших доработок живописец сам изменил смысл картины от преданности до чистоты. Картина была сильно повреждена. Реставраторы, осторожно снимая слой за слоем, вернули шедевру первоначальный вид.

Сейчас предполагают, что картина прошла несколько этапов работы:

  • Модель, державшая собачку, была менее юной, и Рафаэль написал только озерный пейзаж, небо и фигуру на его фоне.
  • Положение рук, рукава, собачку, колонны дописывал другой художник. Возможно, он был близок к школе Леонардо.
  • Спустя несколько десятков лет собачка стала единорогом, что потребовало переписать руки.
  • Через столетие неизвестный художник превратил этот образ в святую Екатерину.

Выяснить, кто послужил моделью, до сих пор не удалось. Это загадка портрета.

Выставка одной картины

Жемчужину Ренессанса «Дама с единорогом» (картина Рафаэля) музей Пушкина выставил в экспозицию в 2011 году. Картина была привезена в Россию в ознаменование года культуры Италии и ее языка в нашей стране. Произведение крайне редко покидает родину.

Р. Водре, глава сообщила, что подготовка картины к путешествию в Российскую Федерацию шла три месяца. Первоначально создали полностью герметичный контейнер. Именно в нем должен сохраниться необходимый для полотна микроклимат. После этого изготовили наружный деревянный ящик, в который поместили контейнер, который не может передвинуться ни на один миллиметр. В аэропорт Рима контейнер привезли на специальном автомобиле и потом поместили на правительственный самолет для доставки в Москву.

В музее Пушкина обеспечили сохранность шедевра, поместив его под пуленепробиваемое стекло.

Опыт моновыставок в Пушкинском музее уже имеется, так как в него в 70-х годах привозили «Джоконду». На просмотр шедевра зрителю отводилось сорок пять минут. Очереди, конечно, неизбежны, но любители искусства дождались встречи с полотном Рафаэля Санти.

В центре Парижа, в Латинском квартале напротив Сорбонны находится Государственный музей Средневековья Клюни.

Шесть месяцев публика не видела в музее один из самых знаменитых его экспонатов – уникальную серию из 6 гобеленов под названием: «Дама с единорогом», которая хранится в музее с 1882 года.

В 2011 году группа экспертов музея пришла к выводу, что зал, где находится экспонат, плохо проветривается, что создало проблемы с сохранностью шедевра.

Гобелен был передан Японии для восстановления, в рамках участия Японии в реконструкции этого зала музея.

Это всего второй случай в истории, когда «Дам с единорогом» покидает Францию. Первое международное путешествие состоялось 40 лет назад в Нью-Йорк.

Гобелен был обнаружен в 1841 году известным французским писателем Проспером Мериме в замке Буссак департамента Крез. «Дама с единорогом» была затем приобретена Эдмондом Зоммерардом, первым директором музея Клюни.

Считается, что серия из шести шпалер (настенных ковров) была создана между 1484 и 1500 годами. Однако настоящее их название и автор гобеленов неизвестен. Название гобелену было дано в 19 веке. На гобеленах вытканы изображение вымпелов с гербом семьи Ле Висте. Существует мнение, что гобелены принадлежали этой влиятельной и знатной семьи при дворе Карла VII.

На каждом из шести гобеленов в центре изображена благородная дама, слева от которой находится единорог, а справа лев. Согласно немецкой легенде 15 века свирепого единорога может укротить только непорочная дева. На эту легенду автор накладывает аллегорические изображения.

По наиболее распространенной трактовке 5 из 6 шпалер символизируют пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Наиболее загадочным остается самый большой шестой гобелен под названием «Мое единственное желание». Существует множество интерпретаций смысла последнего гобелена. Чаще всего его ассоциируют с любовью, как единственной ценностью красоты души, способной укротить бушующие в ней страсти.

Изысканный гобелен представляет изящное переплетение растительных мотивов, в стиле так называемого мильфлера (переводится с французского как тысячи цветов), в котором можно увидеть обширный бестиарий: домашние животные, зайцы, птицы, обезьяны, львы, гепарды и многие другие.

С 18 декабря 2013 г. «Дама с единорогом» вновь предстала перед посетителями в специальном зале музея, с приглушенным светом, чтобы можно было оценить яркость красок средневекового шедевра.

После реконструкции зал из полукруглой формы превратился в прямоугольный. Изменился порядок показа гобеленов. Первым теперь выставлен гобелен, посвященный осязанию, а заканчивается гобеленом, посвященным зрению. Такое расположение соответствует тем шагам, которые должна сделать душа, чтобы возвыситься от материального к духовному.

Гобелены «Дама с единорогом», воспетые многими известными писателями, как например, Жорж Санд и Рильке часто называют «Джокондой» музея Средневековья.

1. «Мое единственное желание»

2. «Осязание»: решиться на борьбу

3. «Слух»: гармония духа

4. «Вкус»: от хаоса к разуму

5. «Обоняние»: отречься от материального

6. «Зрение»: созерцать высшее