Средневековая культура кратко. Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.)

1. 1. .

2. 2. Сосуществование новых христианских образов, сюжетов и старых языческих, связанных с народной культурой.

3. 3. Каноничность.

4. 4. Анонимность.

5. 5. Символичность и аллегоричность.

1. Влияние христианской религии на все сферы общества . Божественное начало, выраженное через богословие, представляло собой наивысшее обобщение смысла материальной и духовной деятельности средневекового человека.

Теологическое мировосприятие и мышление становится но только господствующим, но и единственно возможным, подчиняющим своему контролю все сферы жизни - как материальной, так и духовной. Соответственно, средством духовного единения становится церковь, которая превращается в организованную иерархию с единым центром в Ватикане во главе с Папой Римским.

Средневековое искусство отняло у своего героя волю к действию и передоверило ее Богу, сделав человека существом страдательным, которому все дано свыше, и объяснив мир Богом. С одной стороны, это явилось отрицательной тенденцией, ограничивающей художественное творчество и развитие мысли. С другой стороны, огромным достижением средневековой культуры была ее этическая направленность . Важнейшее и ценнейшее духовное качество, утверждаемое средневековым искусством в человеке, - благочестие, когда все явления и поступки человека сопоставляются средневековым сознаниемс глобальным конфликтом добра и зла, а история мира предстает как некий единыйвсемирно-исторический спектакль спасения.

Средневековая культура имела свои наиболее характерные формы и жанры:

· в архитектуре - собор ;

· в живописи - икона, фреска, мозаика ;

· в скульптуре - изображения Христа, Богоматери, святых ;

· в литературе - для образованных - богословский трактат, стихи и песни вагантов, куртуазная лирика, рыцарский роман ;

· для слушателей из низов - массовая литература: проповеди, жития (жизнеописания) святых, летописи, пенитенциалии (сборники с вопросами на исповеди для полуграмотных священников из крестьянской среды, содержащие также перечень наказаний за разного рода грехи и преступления перед церковью), видения божьих избранников (жанр, где произведения имели каноническую форму с описанием смерти или чудесного попадания избранника на небо - в рай и ад, и последующим рассказом о прелестях первого и ужасах второго, а также упоминанием конкретных лиц, пребывающих после праведной или греховной жизни в блаженстве или вечных муках).

Раннехристианское искусство постепенно отошло от эстетических принципов Античности, где вместо объемности, пластичности присутствовали плоскостность, отсутствие перспективы; одухотворенности тела провозглашалась одухотворенность духа; красота стала складываться из материальных и духовных компонентов и отражать сияние Бога; причем красота, дающая наслаждение, стала включать в себя ритм, мудрость, разум, вечность, любовь, покой (в то время как у греческих философов красота выступала как соразмеренность, ясность, пропорциональность и не включала в себя духовные, нравственные критерии).


2. Сосуществование новых христианских образов, сюжетов и старых языческих, связанных с народной культурой .

Парадоксом средневековой культуры становится взаимодействие фольклорной традиции с официальной церковной доктриной , когда многие тексты, помимо желания авторов, «инфицируются» фольклором. Конечно, долгое время гарантом единства веры был сакральный язык - латынь, на котором была представлена вся богословская литература (более того, в течение долгого времени это был единственный письменный язык). Следовательно, быть грамотным в эпоху Средневековья значило знать латынь. Отсюда деление людей на literatti и illiteratti - знающих латынь и не знающих. Люди, не обученные книжному языку, неграмотные, назывались idiotae , причем слово это было лишено современной негативной нагрузки. Так, в Деяниях апостолов (4; 13) апостолы Петр и Иоанн названы «людьми не книжными и простыми» - homines sine litteris et idiotae.

Но живая речь и фольклорное мышление проникали и в литературную речь . Причинами этого процесса являлись следующие факторы:

· церковь стремилась завладеть сознанием каждого слушателя - отсюда простой язык, опора на фольклор и его стилистику, образы и сюжеты,

· переписчики книг Священного Писания, вносящие изменения в тексты были, как правило, вчерашними крестьянами,

· сами священники часто являлись выходцами из народной среды (по словуФ. Энгельса, это «плебейское духовенство»).

Таким образом, в результате взаимодействия церковной идеологиис дохристианской народной культурой сложился культурно-идеологическийкомплекс народное христианство или приходской католицизм . Эти черты народной культуры проникали даже в жития святых, что сказывалось в приписывании участия во всех исторических событиях одному герою,беззаботности в отношении географии и хронологии (события кочуют из эпохи в эпоху, из местности в местность), доминировании чувства над разумом (равнодушие к идеям, но возбудимость эмоциональная), невосприимчивости к абстракциям, склонности к наглядной материализации идей, некритичности , наконец, наделении христианских образов чертами героев национального эпоса .

Подобный пример живучести героических народных идеалов приводит А. Гуревич (Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981), где в саксонской поэме IX в. «Хелианд» («Спаситель») Христос выглядит не столько учителем, сколько воинственным конунгом, возглавляющим дружину апостолов, Сатана становится воплощением вассальной неверности, борьба добра и зла нисходит с уровня духовного противостояния до вооруженной борьбы, Иуда воспринимается нарушителем присяги, а сакральные слова Христа в новой трактовке звучат так: «Один из вас, двенадцати, нарушит верность мне, продаст меня своим князьям, гордым господам». Таким образом, перевод Евангелия на саксонский язык означал перевод из одной системы сознания в другую - духовное сочинение становилось германской героической песней о подвигах и вождях.

Аналогичным образом, т. е. буквально, понимаются некоторые эпизоды Священного Писания. Когда одна монашка, спрятав деревянное распятие под подстилку, плакала, не найдя его, и Христос сказал: «Не плачь, дочь моя, ведь Я лежу в мешочке под подстилкой твоей кровати», или другая затворница, засунувшая распятие в какую-то щель, вскричала: «Господи, где Ты? Ответь мне!» - и тотчас нашла его, то было бы совершенно ошибочно истолковывать эти сцены как «искание Бога» в духовном смысле - обе искали «своего Господа», т. е. именно распятие, а оно откликалось на их призывы.

Весьма популярен был «пример» о сардинском епископе, проповедь которого на евангельскую тему «Кто ради Меня оставит дом, поля или виноградник, тому воздастся стократно» произвела столь сильное впечатление на одного сарацина, что тот пожелал принять крещение при условии, что если это обещание будет выполнено после его смерти, то его сыновья сполна получат стократное возмещение розданного им нищим имущества. Сыновья действительно явились к епископу, требуя своего. Епископ отвел их к могиле отца, саркофаг был открыт, и в правой руке трупа увидели хартию, которую покойник отдал лишь епископу, но не своим детям. В хартии было записано, что обращенный сарацин получил стократно и благодарит. Буквальное понимание христианской заповеди в высшей степени характерно для этого способа мышления .

Таким образом, совершенно искоренить язычество не удалось . Часть обращенных стала людьми смешанной веры, а христианские представления перемешались с языческими и традиционными. Так, христианские святые представлялись крестьянам магами . Самое главное, что крестьяне хотели видеть в святом, - его умение творить чудеса. Чудо имел право творить только христианский святой, а чудеса, сотворенные другими людьми, объявлялись дьявольскими. Свидетельством того же процесса стало приспособление старых религиозных представлений и обрядов к новым христианским.

3. Каноничность культуры Средневековья .

Каноничность средневековой культуры проявлялась в стремлении не к созданию нового, а воспроизводству старого , приводящее к бесконечному варьированию хорошо знакомого и ранее усвоенного. Причиной каноничности искусства Средневековья явилось циклическое мироощущение крестьянина-язычника,жившего как будто бы в ином пространственном и временном измерении, чемхристианин-неязычник, для которого грядущее существовало в будущем сверхсобытия. Время настоящего, прошлого и будущего мыслилось при этом чередой сменяющих друг друга циклов, определяющихся сменой времен года, в которых не может появиться ничего принципиально нового, а каждый человек проходит один и тот же круг событий. Постоянная занятость и ориентация на традиции и обрядность делали невозможным выход за рамки цикличности.

Христианство вместо цикличного течения времени, естественного для крестьянина, предлагало линейное историческое течение времени , имеющее векторную направленность от одного сверхсобытия - рождения Богочеловека - до другого - Страшного суда. Однако влияние традиционной культуры в эпоху Средневековья было столь велико, что познание состояло лишь в отождествлении новой информации с ранее усвоенной и сводилось к узнаванию. Кроме того, сама христианская культура стремилась к канонизации образцов, стилей, жанров, так как истина - одна, она давно открыта и требует лишь подтверждения, нового иллюстрирования. Тот же, кто ставит под сомнение очевидные истины и стремится к новому, - еретик . К этой форме предваряющего восприятия постоянно апеллировали авторы литературных произведений Средневековья, когда вплетали в ткань художественного целого фрагменты из других сочинений , из словесных жанров, бытующих в народе. Реймский архиепископ Хинкмар о прочитанных видениях божьих избранников свидетельствовал так: «Я убежден в том, что сие - истина, ибо подобное же читал я и в книге «Диалогов» cв. Григория, и в истории англов Бэды, и в сочинениях св. епископа и мученика Бонифация, а также в рассказе о видении некоего духовного лица Веттина, относящиеся ко времени императора Людовика».

Аналогичные явления представляли и другие виды искусства. Так, в музыке существовала традиция переработок : наиболее простые из них - это перетекстовки одноголосных напевов, дописывание голосов к известному cantus firmus. Даже Бах, вводя в духовные сочинения мелодии хорошо известных хоральных напевов, рассчитывал, что хоральная мелодия являлась музыкальной цитатой, подтверждающей, разъясняющей содержание пассионов. В живописи , по аналогии, - обращение к одним и тем же сюжетам . Точно так же вархитектуре , где готические соборы в Сен-Дени, Реймсе, Париже являлисьиконографическими образцами , которые возникали там, где учреждалась церковная метрополия в союзе с королевской властью.

4. Анонимность произведений искусства и литературы этого времени была связана с представлением о том, что творцом произведений является Бог, а человек - лишь его орудие.

5. Символичность и аллегоричность произведений искусства .

Символизм Средних веков был средством интеллектуального освоения действительности. Средневековый художник стремился к тому, чтобы раскрыть в образе духовную сущность мира, аналогично тому, как Бог воплотился в человеке в образе Христа. Однако двойственность искусства в том, что изначальный образ , который художник стремится отразить в своем произведении, - это высшая, духовная сущность, а материал , воплощающий этот образ, - низшее состояние мира. Назначение символики как раз в том, чтобы найти компромисс между этими двумя противоположностями. Мир есть создание Бога, следовательно, в каждом предмете скрыта божественная сущность. Символы существуют, чтобы обнаружить, а с другой стороны - скрыть истину от недостойных.

Символичной становится архитектурная форма сакральных построек, которые мыслятся моделью Вселенной . И базиликальные , и крестово-купольные храмы имеют в плане форму креста. Ту же семантику имеет и роскошь внутренних церковных интерьеров, где блеск и нарядность становятся символами вечного блаженства . Символическую нагрузку несет цвет внутреннего пространства:голубой воспринимается символом божественной мудрости, чистоты, духовности (как правило, это цвет Богоматери), золотой уподобляется сиянию Царства небесного, белый символизирует чистоту и т. п.

Многочисленные символы становятся знаками, носителями определенного смысла, часто сакрального и могут быть прочитаны:

· так, рыба становится знаком первых христиан и часто сопутствует изображению Спасителя, так как ichtius есть аббревиатура И. Х. (Иисус Христос);

· голубь становится символом Бога (Дух Святой);

· фонтан - символом обновления ;

· виноградная лоза - символом искупительной жертвы Христа ;

· сосуд с водой - символом крещения ;

· Солнце - символом Бога-Отца;

· поднятая рука - символом клятвы .

На средневековых фресках и мозаиках часто встречаются изображения цветов, где:

· лилия символизирует чистоту Богоматери ;

· ирис - ее величие ;

· водосбор (трилистник), а также анютины глазки становятся символом Троицы ;

· колючие растения, насекомые, пресмыкающиеся (кузнечики, саранча, ящерицы) - адские существа, воплощение дьявола ;

· cмирение символизируют маргаритки и подорожник ;

· славу - лавр ;

· поклонение Христу - подсолнечник .

Символика расширяется в XV в., где череп, смерть с косой, скелет становятся атрибутами темы бренности , а на обороте картин на старонемецком появляется надпись: «Ничто не защитит от смерти, поэтому живите так, как хотели бы умереть».

Характерно, что символизм остается и в произведениях эпохи Возрождения, он получает новую жизнь в книгах эмблем и геральдических знаков. В это время разрабатывается теория четырех элементов (земля, вода, воздух, огонь) и пяти чувств (осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые ощущения), и многочисленные натюрморты того времени дают обильную пищу для интеллектуального осмысления. Так, битая птица на фламандских натюрмортах символизирует одну из четырех стихий - воздух, устрицы, кальмары, лангусты - воду, фрукты - землю. Клюющий эти плоды попугай воплощает вкусовые ощущения, принюхивающаяся рядом со столом, заваленным дичью, собака - обоняние, несущий блюдо юноша - осязание и т. п.

В голландском натюрморте XVII в. активно разрабатывается тема умеренности, откуда идет простота, лаконичность цветовой палитры и малый масштаб полотен, представляющих ограниченный набор предметов. На этих натюрмортах непременным атрибутом является лимон с живописно закрученной спиралью кожуры, символизирующий чувство меры (в Голландии было принято добавлять в вино лимонный сок, который мог не только улучшить его вкусовые качества, но при переизбытке последнего привести к порче напитка).

Такое же распространение в это время получает тема vanitas - суеты сует, где курительные принадлежности, бокал пива не олицетворяют приятное времяпрепровождение, но получают осуждение, так как становятся средством сокращения через пагубные привычки человеческой жизни. Характерным набором предметов становится натюрморт с недоеденным пирогом, разбитым или опрокинутым бокалом вина и песочными часами рядом - время неумолимо течет, приближая человека с каждым мгновением к последнему часу.

В эпоху Просвещения XVIII в. мир познается рационально, однако символы остаются и получают новую семантическую нагрузку, прославляя человеческую деятельность - на натюрмортах Шардена это книги, рабочие инструменты, рукописи, статуэтка Меркурия, символизирующая вдохновение. В эпоху рококо вещи (щипцы, ширмы) становятся безделушками для забавы, в них нет скрытого смысла, они являются лишь предметами интерьера и хороши сами по себе. К символике вернутся романтики, но это уже будет индивидуальная символика.

Университет

Рыцарство

Карнавал

Краткий очерк культуры Средневековья (V-XV вв.)

Лекция 4

Средневековая культура: феномены карнавала, рыцарства, университета

Культура Средневековья мощно и зримо выразила себя в архитектуре в сформировавшихся художественных стилях – романском и готическом. Эта тема подробно представлена в учебных пособиях по курсу, поэтому студенты смогут изучить ее самостоятельно, обратив особое внимание на периоды развития романского и готического стилей во Франции, Испании, Италии, Германии.

Средние века в Европе определялись христианской культурой. Утверждался феодализм с сельской общиной и зависи­мостью человека от нее и феодала. Многие страны Европы самоопределились и укре­пились, центром культурного совершенствования становится не сово­купность городов-полисов или одна Римская империя, а весь европейский регион. На авансцену культурного развития выходит Испания, Франция, Голландия, Англия и другие страны. Христианство как бы объединяет их духовные усилия, распространяя и утверждая себя в Евро­пе и за ее пределами. Но процесс становления государственности у наро­дов Европы еще далеко не завершен. Возникают большие и малые вой­ны, вооруженное насилие выступает и фактором, и тормозом культурного развития.

Человек чувствует себя общинником, а не свободным гражданином, как в античном обществе. Возникает ценность «служения» Богу и феодалу, но не себе или государству. Рабство сменяет­ся круговой общинной порукой и подчинением общине и феодалу. Хри­стианство поддерживает феодальную сословность, подчинение Богу и господину. Церковь распространяет свое влияние на все основные сферы жизни общества, на семью, образование, нравственность, науку. Пресле­дуется еретизм и всякое нехристианское инакомыслие. С утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи (325 г.) оно жестко подчинило себе всю жизнь европейского общества, и так продолжалось до эпохи Возрождения.

Таким образом определяющей особенностью средневековой культуры, сутью феномена культуры Средневековья является мировоззрение, основанное на христианском вероучении. Теологическая система христианства охватывала любой из феноменов культуры, в свою очередь, любому из феноменов было свойственно свое определенное иерархическое место. Иерархичные представления воплотились в общественной жизни (сеньоры – вассалы; этика личного служения), в духовной сфере (Бог – Сатана).

Однако было бы неправильным и односторонним оценивать культуру Средневековья только негативно. Она развивалась и добивалась успехов. В XII в. во Фландрии был изобретен ткацкий станок без механического двигателя. Развивается овцеводство. В Италии и Франции научились производить шелк. В Англии и Франции стали строить доменные печи и использовать в них каменный уголь.



Несмотря на то, что знание подчиня­лось христианской вере, в ряде стран Европы возникают религиозные и светские школы, высшие учебные заведения. В X-XI веках, например, в высших школах Испании уже преподавали философию, математику, фи­зику, астрономию, право, медицину, а также мусульманское богословие. Активность римско-католической церкви, несоблюдение ее служителями норм нравственности и религиозного культа часто вызывали среди широких масс недовольство и насмешки. Например, в XII-XIII веках во Франции широкое распространение получило движение вагантов - бродячих поэтов, музыкантов. Они остро критиковали церковь за алчность, лицемерие и невежество. Возникает поэзия менестрелей и трубадуров.

Развивается поэзия и проза рыцарства, записываются шедевры народного эпоса («Песнь о Нибелунгах», «Песнь о моем Сиде», «Беовульф»). Широко распространяет­ся библейско-мифологическая живопись, иконописание. В духовности людей христианство утверждало не только покорность, но и положитель­ный идеал спасения. Следуя заветам Бога и почитая его, человек может достичь такого желательного своего состояния и состояния всего мира, которые характеризуются преодолением всякой несвободы и зла.

С XIV века европейское католичество испытывает острый кризис, по­рожденный внутренней борьбой пап и других иерархов за религиозную и светскую власть, несоблюдением многих священнослужителями норм морали, их стремлением к богатству и роскоши, обману верующих. Существенно обострился кризис католической церкви в результате действия инквизиции и крестовых походов. Католическая вера теряла свой статус духовной основы европейской культуры. Более ровно функционировало православие в Византии и других странах Восточной Европы.

Византия, или Восточная Римская империя, возникла в 325 г. после раскола Римской империи на Западную и Восточную. В 1054 г. происходит разделение и христианской церкви. В Византии утверждается право­славие.

Византийская культура существовала на протяжении 11 веков, являясь своеобразным «золотым мостом» между западной и восточной культурой. В своем историческом развитии Византия прошла пять этапов:

Первый этап (IV - середина VII вв.). Утверждается самостоятельность Византии, формируются: власть, военная бюрократия, основы «правильной» веры на традициях языческого эллинизма и христианства. Выдающиеся памятники середины V-VI вв. – мавзолей Галлы Плакидии в Равенне; Ипподром; Храм Софии (Анфимий и Исидор); мозаичные росписи церкви Сан Витале в Равенне; мозаики в церкви Успения в Нике; икона «Сергий и Вакх».

Второй этап (вторая половина VII - первая половина IX вв.). Отражаются нашествия арабов и славян. Этническая основа культуры консолидируется вокруг греков и сла­вян. Наблюдается отчуждение от западно-римских (европейских) элементов культуры. Церковь одерживает победу над светской властью. Ортодоксально-консервативные устои православия усиливаются. Куль­тура все более локализуется, приобретает самобытность, тяготеет к восточным культурам.

Третий этап (вторая половина IX - середина XI веков). «Золотой век» византийской культуры. Возникают школы, университеты, библиотеки.

Четвертый период (вторая половина XI - начало XIII вв.). В 1071 г. Византия терпит поражение от турок, в 1204 г. ее подчиняют себе рыцари четвертого Крестового похода. Образовавшаяся Латинская империя теряет авторитет власти. Охранительную и объединительную функции берет на себя православная церковь. Культурное развитие су­щественно замедляется.

Петый этап (1261 - 1453 гг.). После освобождения от власти рыцарей-латинян Византия не смогла восстановить былое величие из-за внутрен­них смут и междоусобиц. Получают развитие: религиозно-литературное творчество, богословие, философия, миниатюра, икона, фресковая живопись.

После взятия турками Констан­тинополя в 1453 г. Византия прекратила свое существование.

Особенностями византийской культуры являются:

· православие как ортодоксально-консервативный вариант христианства в качестве духовной основы

· малая степень потерь со стороны завоевателей в сравнении с западно-римской культурой

· культ императора как представителя и выразителя светской и духовной власти

· охрана власти императора, сохранение единства государ­ства усилиями православной церк­ви

· традициона­лизм и канон символов веры православия

С 622 г. возникает сначала в Мекке, затем в Медине на Аравийском полуострове новая религия - ислам (покорный богу). Духовные основы средневековой арабо-му­сульманской культуры имеют некоторые общие черты с христианством по представлениям о боге и единобожию, по соотношению бога и бытия, бога и человека.

Утверждение христианства и ислама как монотеи­стических религий способствовало общему развитию культуры многих народов, формированию исторически новых ее типов.

В лекции более подробно раскрываются феноменальные явления средневековой культуры: карнавал, рыцарство, университет, - что позволит постичь одновременно и универсализм, и глубину противоречий средневековой культуры, черты которой сохранились в культуре вплоть до XXI века.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте краткую характеристику культуры европейского Средневековья.

2. Поясните, в чем заключена сущность средневековой культуры.

3. В чем, по Вашему мнению, состоит уникальность Византийской культуры?

4. Охарактеризуйте самый знаменитый памятник византийской архитектуры – Храм Святой Софии в Константинополе.

5. Что относят к особенностям византизма?

6. Приведите реалии современной жизни, которые можно считать наследием Средневековья (институт, символика, памятник архитектуры, обычай, традиция, одежда, пища, напиток, пряности).

Средневековье — это тысячелетие, условными историчес­кими рамками которого являются V и XV века. Культура ев­ропейского средневековья возникла в руинах Римской импе­рии. В грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борь­бе, от исхода которой зависело будущее.

Первая из них - это традиции дряхлеющей греко-римс­кой культуры . Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли. Если бы эта сила смог­ла выстоять и вновь утвердиться в обществе, то вектор даль­нейшей культурной жизни Европы был бы обращен в про­шлое. Культура Европы застыла бы в античных формах, по­добно индийской или китайской культуре.

Второй силой был дух варварства . Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в нее извне. Если бы им удалось укоренить в Рим­ском государстве свой образ жизни, то Европа стала бы местом обитания диких орд полукочевников. Античная культура исчез­ла бы с лица земли, и культурное развитие Европы пошло бы по какому-то совсем иному пути, как бы начавшись заново.

Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира и ввело в сознание людей принципиально новые гуманистичес­кие установки. Христианство являло собою свежую струю, способную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому времени, когда рухнула Римская империя, христианское дви­жение уже имело централизованную церковную организа­цию, объединяющую всех христиан. Это позволило ему стать главной политической силой и одержать победу над греко-римским многобожием и варварством.

В этой борьбе культурных влияний и традиций средневе­ковое христианство претерпело некоторые изменения. Про­стые люди, новообращенные варвары, принимали Христа просто как более могучего , сохраняя при этом язычес­кое сознание: верили в леших, русалок, домовых, колдунов и т.п. Вытесняя язычество, христианская церковь пошла на трансформацию некоторых языческих персонажей, включив их в свою обрядность или объявив дьявольской нечистью.

Церковь отвергла античный культ разума, античный культ тела, заменив его принижением разума и постулатом греховно­сти чувственных наслаждений, здоровья и телесной красоты.

Одной из характерных черт средневекового мировоззре­ния, в духе которого воспитывались народные массы, был аскетизм . Согласно аскетизму, земной шар и сам человек в его телесной природе представлялись воплощением греха и зла. Обязанностью верующего человека было постепенное освобождение души от земных оков, непрерывная борьба со «страстями», чтобы подготовиться к переходу в лучший, заг­робный мир. Для этого церковь рекомендовала посты, молит­вы, покаяния, умерщвление плоти и т.п. Наивысшим подви­гом считался полный уход от мира в монастырь.

Аскетизм был официальным учением, пропагандируемым с церковной кафедры, преподаваемым юношеству в школе, входившим как необходимый элемент во многие виды средне­вековой литературы. Аскетизм был наиболее ярким выраже­нием господства религии в средние века, когда точные науки были еще в зародыше, власть человека над силами природы крайне несовершенна, а общественные отношения обрекали народные массы на постоянное терпение, воздержание, ожи­дание возмездия и блаженства в потустороннем мире.

Материальной основой средневековой культуры были фе­одальные отношения: крупный землевладелец (феодал) рас­поряжался землей с крестьянами, которую он получал от вы­шестоящего феодала (сеньора) на правах аренды. Крестьяне были в полной экономической и личной зависимости от «дер­жателя» земли, в результате чего возникло крепостное пра­во. Хозяйство было натуральным : с замкнутым циклом поме­стья и неразвитостью торгово-денежных отношений. Это ста­ло следствием того, что в период раннего Средневековья, ког­да набеги варваров были почти непрерывными, пришли в убы­ток города, разрушилась система торговли, замерла сеть до­рог, построенных во время расцвета Римской империи. Про­изошла так называемая «аграризация населения» , ведущая к распаду единого римского мира на отдельные герцогства, княжества, королевства.

Такой характер хозяйственной жизни привел к формиро­ванию новой социальной культуры . Отношения сеньора и вас­сала, вассала и феодала строились на основе личных и семей­ных связей, договоров, покровительства и т.п. Это привело к формированию сословий - духовенства, дворянства (рыцар­ства) и остальных жителей, называемых «третьим сословием» (народом). Возникло также монашество, которое олицет­воряло процесс перехода от земной, «грешной» жизни к дос­тижению индивидуального спасения путем аскетической «со­причастности» к Иисусу Христу.

Если духовенство в средневековом обществе заботилось о душе человека, то другая сословная группа - дворянство - имело иные представления о человеке. На его основе возник­ла так называемая рыцарская культура , со своим идеалом че­ловека. Этот идеал предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, вер­ность своему сеньору и богу, благородство, поклонение пре­красной даме.

Крестьянская культура средних веков была представле­на главным образом в виде фольклора. Некоторые исследо­ватели называют ее «смеховой» или карнавальной культурой.

Средневековье знало три вида школ . Низшие школы , об­разовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью под­готовить элементарно грамотных духовных лиц - клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка, молитв и самого порядка богослужения. В средней школе , возникавшей чаще всего при епископских кафедрах, практиковалось изучение семи «свободных искусств» (грам­матика, риторика, диалектика или логика, арифметика, гео­метрия, куда входила и география, астрономия, музыка). Пер­вые три науки составляли так называемый тривиум, после­дние четыре - квадривиум. Позднее изучение «свободных искусств» стало производиться в высшей школе , получившей позже название университета .

Первые университеты возникли в XII веке частью из епис­копских школ, имевших наиболее крупных профессоров в об­ласти богословия и философии, частью из объединений час­тных преподавателей-специалистов по философии, римско­му праву и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, существовавший в качестве «вольной школы» еще в первой половине XII века.

Наиболее распространенными направлениями средневе­ковой науки были схоластика и мистика . Схоластика наиболее яркое выражение нашла в богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианс­кой веры. Священное писание и священное предание - эти главные источники христианского учения, которые схолас­ты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом, Аристотеля. От Ари­стотеля средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. В работах по географии, например, авто­ритет Аристотеля и других древних авторов в средние века считался бесспорным.

Схоласты возобновили изучение античного наследства, разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания, наконец, многие из схоластов были универсальными учены­ми, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук. Крупнейшими средневековыми схоластами были па­рижские профессора Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, английский ученый, монах Роджер Бэкон , уделяв­ший наибольшее внимание вопросам естествознания.

Кроме схоластики, в средние века существовало еще дру­гое направление, ведшее со схоластами горячую борьбу. Это была мистика . Так, с Абеляром упорно боролся его современ­ник Бернард Клервосский , бывший организатор 11-го крес­тового похода. В ХIV-ХV веках наибольшей известностью пользовались немецкие мистики Иоганн Таулер и Фома Кемпийский . Мистики отвергали необходимость изучения Арис­тотеля и логического доказательства основ веры. Они счита­ли, что религиозные положения усваиваются исключитель­но путем «созерцания», то есть молитв и благочестивых раз­мышлений. Выступая в такой форме, мистики занимали явно реакционные позиции.

Официальное и светское искусство Средневековья

Безусловно, что официальное искусство носило черты христианской идеологии и было направлено на религиозные церковные нужды. Живопись превратилась в иконопись . В скульптуре, как и в живописи, господствовали библейские сюжеты. Вообще скульптура как вид изобразительного искус­ства в средние века не получила самостоятельного развития. Ведь ее объектом было тело человека в его динамике, эмоци­ях, красоте. А христианское мировоззрение считало телесную красоту греховной. Но статуи святых украшали готические храмы и внутри и снаружи. Возник своеобразный синтез цер­ковной архитектуры и скульптуры.

Музыка обслуживала интересы церкви. Высокого совер­шенства достигли такие жанры духовной музыки, как хорал, месса, реквием . Музыкальная культура средневековья осо­бенно проявилась в профессиональном многоголосии - дис­канте . Сложились каноны торжественного церковного пения. Следует отметить, что зависимость изобразительного искус­ства от религиозного мировоззрения придала ему символи­ческий характер, способствовала развитию условных приемов и стилизации форм. Фигуры святых разномасштабные, об­разы лишены реалистичности, схематичны.

Рыцарская культура

Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества, тем не менее, развивал и свою осо­бую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов - рыцарство в широком смысле слова - выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-ры­царских развлечений. Из последних особенно большое распространение получили рыцарские турниры - публичное состязание рыцарей в умении владеть оружием. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. Позже они превращались в поэмы, широкое рас­пространение получили романы, излагавшие различные ры­царские приключения. Большое место в рыцарской литера­туре занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в южной Франции и труверы в Северной, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной при­надлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.

Городская культура и народное творчество Средневековья

Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе, прежде всего, делала быстрые успехи светская лите­ратура, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах в ХII-ХIII веках начали появляться так называемые фаблио , в которых содержались остроумные нападки на фе­одалов. Много сатирических моментов, направленных про­тив феодалов, содержали и итальянские городские повести - новеллы .

Дело в том, что религиозность простых людей была свое­образной, и сочетание скабрезности и богохульства было не проявлением развращенности простых людей, а варварской детскости их представлений и восприятий. Во время мисте­рий, народных праздников распевались непристойные пес­ни о евангельских персонажах, осмеивалось все высокое и серьезное в христианской культуре.

Народные праздники, карнавалы , занимали в жизни на­рода Западной Европы в средние века довольно много време­ни. Они были выражением своеобразной смеховой культу­ры , к созданию которой имел доступ простой человек.

Наиболее ярким проявлением смеховой культуры был карнавал. Карнавалы имели языческое происхождение (само слово по-латыни означает буквально «мясо, прощай») - тут очевидная связь с жертвоприношениями. Карнавал не знал разделения на зрителей и исполнителей. Все люди, выходив­шие на улицы средневековых городов в Европе, становились участниками карнавального действия. Это было беззаботное веселье после тяжелых трудов, пародийное осмеяние всего высшего в официальной жизни. Шут на карнавале становил­ся королем, гротескное мироощущение проявлялось в «праз­днике дураков», пародировалось самое святое - христианская литургия, богослужение и другие обряды. В моде были песенки, высмеивающие монахов и священников. Так, напри­мер, молодежь в Кельне в XI веке распевала шутовскую пе­сенку, которая начиналась словами:

Я желал бы умереть
Не в своей квартире,
А за кружкою вина
Где-нибудь в трактире.

Особой фривольностью отличалась лирика вагантов (бро­дячие певцы). Даже в официальное христианской культуре, к созданию которой имел доступ простой человек, гротеск­ное мироощущение проявлялось в мистериях (театрализован­ное жизнеописание Христа), в дьявольских буффонадах, в са­тирических жанровых сценках (фарс), в фольклорных обра­зах вурдалаков, чудовищ и т.п.

Средневековая архитектура

Средние века оставили после себя много грандиозных па­мятников архитектурного искусства.

За время ІХ-ХІІІ веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля - романский и готический . Первый по­лучил свое название от того, что он является подражанием древним римским постройкам. В действительности романс­кий стиль был гораздо грубее и несовершеннее, чем антич­ный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий ку­пол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражали и слабую в этот период строительную технику, и саму политическую обстановку по­стоянных феодальных войн и усобиц, когда те же церкви лег­ко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.

Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отно­шении готическая архитектура . Ее характерной чертой явля­ется стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла острая стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были больше, с множе­ством цветных разрисованных стекол. Обилие статуй, баре­льефов, причудливая резьба богато украшали здания изнут­ри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величе­ственные двери придавали соборам торжественность.

Из памятников римской архитектуры наиболее известны соборы в Пуатье и Орли (Франция), в Шпейере, Вормсе, Майнце (Германия). Лучшими памятниками готического искус­ства является собор Парижской Богоматери (Париж), Линкольнский собор (Англия), Миланский (Италия).

Несмотря на сословно-корпоративный характер, который носила культура Средних веков, она отличается определенной целостностью. Эту целостность придавали ей два опре­деляющих фактора: феодализм и христианство .

Отличительные черты культуры Средневековья

Подводя итоги, можно сказать, что отличительными чер­тами культуры средневековья были:

христианский, религиозный характер , через который просвечиваются идеи свободы и ценности земной жизни че­ловека;

традиционализм , который выразился в приверженнос­ти к иконам, архетипам, в ограничении свободы творчества рамками теологического мировоззрения, в безличности про­изведений;

символизм , нашедший свое выражение в семантичес­ком, широком толковании и анализе текстов из Библии;

историзм и дидактизм духовной жизни средневековья: праведники и преподаватели богословия стремились в ходе дискуссий, споров, поучений передать уникальность явления Христа и величие божественного замысла;

универсальность духовной культуры, сущность которой заключалась в создании общей картины мира, созданных ком­пиляцией теоретических знаний.

Вместе с тем культура средневековья противоречива , в ней заметны и страдальческое отречение от мира, и тяга к его насильственному преобразованию , которая нашла выра­жение в крестовых походах. Напряжение и сложные поиски новой мировоззренческой картины мира, в ходе которых мыслители пытались примирить веру и разум, создали новые художественные стили, подготовили сознание людей к при­менению механических приспособлений и техники. Считать Средние века неким «перерывом» в развитии человеческой культуры, «темным пятном», «провалом», как это считали мыслители итальянского Возрождения, неправомерно. Чело­век в ходе этого противоречивого процесса постепенно об­ращается к самому себе, а не к Богу.

Творчество народов средневековой Европы заложило ос­новы дальнейшего развития культуры. Следует согласиться с теми культурологами, которые считают, что главным дости­жением этой культуры следует считать открытие духовных сил человека, открытие источников гуманистического миро­воззрения. По отношению к нашей, современной культуре она сыграла, по сравнению М.К.Петрова, роль строительных лесов: без них постройку здания вести невозможно.

В период средневековья наблюдается особое влияние христианской церкви на формирование менталитета и мировоззрения европейцев. Взамен скудной и тяжелой жизни религия предлагала людям систему знаний о мире и законах, действующих в нем. Именно поэтому средневековая культура целиком и полностью проникнута христианскими идеями и идеалами, которые рассматривали земную жизнь человека как подготовительный этап к предстоящему бессмертию, но уже в другом измерении. Люди отождествляли мир со своеобразной ареной, на которой противоборствовали небесные силы и адские, добро и зло.

Средневековая культура отражает историю борьбы государства и церкви, их взаимодействие и реализацию божественных целей.

Архитектура

В 10-12 веках в западноевропейских странах господствует который по праву считается первым каноном средневекового зодчества.

Светские строения отличаются массивностью, для них характерны узкие оконные проемы и высокие башни. Типичные особенности архитектурных сооружений романского стиля - купольные конструкции и полуциркульные арки. Громоздкие постройки символизировали могущество христианского бога.

Особое внимание в этот период уделялось монастырским зданиям, так как они совмещали жилище монахов, часовню, помещение для молитв, мастерские и библиотеку. Главный элемент композиции - высокая башня. Массивные рельефы, украшающие фасадные стены и порталы, являлись основным элементом храмового декора.

Средневековая культура характеризуется возникновением еще одного стиля в архитектуре. Он носит название готический. Этот стиль смещает культурный центр из уединенных монастырей в многолюдные городские кварталы. При этом главным духовным сооружением считается собор. Первые храмовые здания отличаются стройными колоннами, уносящимися ввысь, вытянутыми окнами, расписными витражами и «розами» над входом. Изнутри и снаружи они украшались рельефами, статуями, живописью, подчеркивающими основную черту стиля - устремление вверх.

Скульптура

Обработка металлов используется преимущественно для производства

Культура - это разнообразные формы и способы человеческого самовыражения. Какие особенности имела культура средневековья, кратко изложенная? Средние века охватывают период более тысячи лет. За этот огромный отрезок времени произошли большие изменения в средневековой Европе. Появился феодальный строй. На смену ему пришел буржуазный. Темные века сменились эпохой Возрождения. И во всех изменениях, происходящих в средневековом мире, особую роль играла культура.

Роль церкви в средневековой культуре

Важную роль в культуре средневековья играла христианская религия. Влияние церкви в те времена было огромным. Во многом это определило и становление культуры. Среди поголовно безграмотного населения Европы служители христианской религии представляли отдельное сословие образованных людей. Церковь в раннем средневековье играла роль единого центра культуры. В монастырских мастерских монахи переписывали труды античных авторов, там же были открыты первые школы.

Культура средневековья. Кратко о литературе

В литературе основным направлениями были героические эпосы, жития святых, рыцарский роман. Позднее появляется жанр баллады, куртуазный роман, любовная лирика.
Если говорить о раннем средневековье, то уровень развития культуры был еще крайне низок. Но, начиная с 11 века, ситуация начинает коренным образом меняться. После первых Крестовых походов их участники вернулись из восточных стран с новыми знаниями и привычками. Затем, благодаря путешествию Марко Поло, европейцы получают еще один ценный опыт того, как живут другие страны. Мировоззрение средневекового человека претерпевает серьезные изменения.

Наука средневековья

Она получает широкое развитие с появлением первых у университетов в 11 веке. Очень интересной наукой средневековья была алхимия. Превращение металлов в золото, поиски философского камня - основные ее задачи.

Архитектура

Она представлена в средние века двумя направлениями - романским и готическим. Романский стиль массивен и геометричен, с толстыми стенами и узкими окнами. Он подходит больше для оборонных сооружений. Готика - это легкость, значительная высота, широкие окна и обилие скульптур. Если в романском стиле строили в основном замки, то в готическом - прекрасные храмы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) культура средневековья делает мощный рывок вперед.