Религиозная культура византии. Культура византийской империи

В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.

В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых - медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, - они должны были поражать воображение иноземных послов.

Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор - помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) - вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами - полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой - местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

4. Живопись. В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой - изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. Смальту

укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками - картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон - строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод - обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах - треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле - Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы - его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица - все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц - торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания - меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон - «Владимирская Богоматерь» - была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары (см. ниже). С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.

Этапы становления. Общие сведения о Византийской культуре. Православие — основа мировоззрения. Взаимосвязь императорской власти и православной веры. Своеобразие византийского христианства . Литературная деятельность. Искусство Византии: архитектура, скульптура, мозаика.

Византия — это самобытная культурная целостность (330-1453), первая христианская империя. Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Азии и Африки. Ее территория включала Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, острова Кипр, Крит, опорные владения в Крыму (Херсонес), на Кавказе (в Грузии), некоторые области Аравии. Средиземное море было внутренним озером Византии. Наибольших размеров территория Византии достигла в «золотой век» Юстиниана Великого (527-565), стремившегося возродить былую славу Древнего Рима , но в последующие века становилась меньше и меньше, потеряв огромные территории во время арабского нашествия (VII в.). Земные пространства Византии в значительной части — горные и гористые области, изрезанные небольшими долинами. Разно образный на большей части территории средиземноморский климат благоприятен для земледелия.

Византия была многонациональной империей, пестрой по этническому составу населения, которое составляли сирийцы, копты, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, арабы, иудеи, греки, римляне. Не греки и не римляне играют главную роль после падения Западной Римской империи. Физической преемственности между древними и средневековыми народами вообще не было. Иммиграция варваров в империю (в ее северо-восточную часть) — существенная черта, отделяющая древность от средневековья . Постоянное и обильное пополнение провинций империи новыми народами вливало много новой крови в остатки старого населения, содействовало постепенному изменению самого физического типа древних народов.

Византийскую цивилизацию создавали все народы, жившие на ее территории, но это была по преимуществу грекоязычная культура. Греческий стал государственным языком Византии с конца VI-VII в., вытеснив из государственно-административных сфер латинский. Греческая культура составляла ее стержень, и собственные глубокие традиции сочетались с терпимостью к культуре иноплеменников, с готовностью использовать творческий опыт других народов.

Вместе с тем преемственность в идеях и воззрениях, их иное «звучание» в новом духовном «ключе», тесная культурная связь между Древним миром и средними веками определили в значительной степени то обстоятельство, что византийская культура уже с самого начала стала своеобразной. Ей предстоял не выбор самой себя, а развитие и реализация изначально данных возможностей, вследствие чего в византийской культуре нельзя увидеть динамичную смену эпох, отличающихся друг от друга по своей глубинной идее. Все византийское тысячелетие нужно рассматривать как одну великую эпоху истории культуры, постижение которой не может не поражать своим единством.


Византийская крепость в Гаидре, Северная Африка IX-XI вв. Реконструкция.

Культура Византии не имеет восходящей линии развития. Общепринятой и строго обоснованной периодизации до сегодняшнего дня не существует. Византийская культура имеет еще одну специфическую черту. Более чем тысячелетняя история Византии предстает взору как почти беспрерывная серия кризисов, часто ставивших империю на грань катастрофы. Натиски внешних врагов бесконечны: IV в, — готы, V в. — гунны, вандалы, VI в. — славяне, начиная с VII в. — арабы, персы, авары, половцы, печенеги, болгары, турки-сельджуки, турки-османы, западные христиане (латиняне). Это определило изощренное ремесло дипломатии Византии и высокую степень военного искусства.

Тем не менее периодизацию византийской культуры можно обозначить. Ранневизантийская культура развивается в период с IV в. по первую половину VII в. С именем Константина Великого (327-337) связан поворот в религиозной политике, перенос столицы из Рима в Константинополь, начало византийской культуры. В «золотой век» Юстиниана Великого (527-565) империя приобрела максимальные территориальные размеры. Время Ираклия (61-641) связано с победой над Сасанидским Ираном и поражением в сражениях с арабами, потерей Египта, Сирии, Палестины. Этот период характеризуется общекультурным кризисом.

Центральный период развития византийской культуры, начавшийся в середине VII в. и закончившийся в начале XIII в., ознаменован седьмым Вселенским собором (787 г.), победой над иконоборчеством. Крупнейшими личностями этой эпохи являются патриарх Фотий, Константин Багрянородный, Михаил Пселл, Лев Диакон.

Поздневизантийская культура: XIII — середина XV в. В 1453 г. произошел захват Константинополя крестоносцами и Византия оказалась в изоляции. При Палеологах (1261-1453 гг.) в стране происходит падение государственной мощи при возрождении богословских, литературных, художественных сил. В XIV в. историки Иоанн Кантакузин, Никифор Григора, богословы св. Григорий Палама, Николай Кавасила, философы Дмитрий и Прохор Кидонисы прославили византийскую культуру.

Византийское судно. IX-XV-ee.

Византия — страна монастырей и монашества, семи Вселенских соборов, наиболее чтимых отцов и учителей церкви, родина христианской мистики св. Дионисия Ареопагита , Максима Исповедника , Симеона Нового Богослова, Григория Паламы. Византия знаменита как наставница славянского мира, оплот христианства против ислама, охранительница культуры от варварства. Византийская культура родилась из духа евангельского откровения, ей свойственны черты храма, жизнь которого освящена молитвами и тайнодействиями; она представляется как ценнейшая златотканая парча, как прекрасной работы миниатюра, украшающая заглавный лист какой-то древней церковной книги, как несказанной красоты мозаика в абсиде древнего храма, как замысловатая мелодия древнецерковной молитвы (архимандрит Киприан Керн).

Сущность и сила христианского средневековья состояла в том, что жизнь не была отделена от религии.

Православие являлось основной стихией народной жизни, главным и определяющим фактором цельности державы ромеев. Священная цель сохранения чистоты православия пронизывала все сферы культуры византийского мира. Верность церкви составляла высшую доблесть для византийца, согрешающего, падающего, но всегда помнящего о своей духовной родине. Идеал воцерковленной культуры и государственности, который внесла в мировую историю Византия, отнюдь не означал осуществления ею евангельского царства на земле.

Византийскому нравственному идеалу всегда была присуща наклонность к разочарованию во всем земном. В отличие от римлян (и романизированных народов), самого политико-государственного народа в мире, создателя образцового права, византийцы- эллинизированные народы половины империи — в соответствии со своим национальным характером, ярко выраженной мистической одаренностью, поняли христианство преимущественно как богооткровение, как путь ко спасению личности и ее духовному совершенствованию во Христе. Именно тип личности византийца — homo byzantinus - являет собой смыслообразующий и культуросозидающий центр.

Византия в V-VI вв.

Стены Феодосия в Констаптинополе. X в.

Константинополь — центр и око Вселенной, ни с чем не сравнимое (Григорий Богослов), высшая опора и средоточие православного мира. Само уникальное географическое положение Константинополя, как бы соединяющего Европу, Азию и Африку в высшем духовном единстве, является ярчайшим символом православной веры. В христианской политической теории столица Византии стала естественной столицей всего восточно-христианского мира. Будущее империи оказалось навсегда связано с Востоком. Предвестием этого служит царствование последнего языческого императора Диоклетиана (285-305), сумевшего отвести Рим от близкой гибели, гениального и во многом загадочного правителя, перенесшего свою резиденцию в восточную область империи, в город Никомедию.

На переходе от античности к средневековью происходит разделение до тех пор единой Римской империи на две неравные части. Первоначально империя, оставаясь единой, была разделена (395 г.) на две административные области, в соответствии с завещанием императора Феодосия Великого, между его сыновьями — Гонорием и Аркадием (Западная и Восточная империи). В 410 г. Рим был взят готами, воглавляемыми Аларихом , в 451 г. подвергся осаде гуннов, которых привел «бич Божий» Аттила, в 455 г. Рим в течение двух недель был отдан на разграбление вандалам, возглавляемым королем Гейзерихом , а в 476 г. военачальник Одоакр, подняв мятеж, низложил последнего римского императора Ромула Августула. Византия жила после этого еще тысячу лет.

Базилика Константина в Риме

Крещение Византия в Константинополь ознаменовало поворот в религиозной политике, состоявший во впервые заключенном союзе между императорской властью и христианской верой. Первый и важнейший шаг к этому был сделан 1 сентября 313 г., когда соправители Константин и Лициний Августы провозгласили Миланский эдикт , даровавший христианам свободу исповедания их веры. В память об этом событии отцы первого Вселенского собора (325 г., Никея) постановили начинать церковный год с 1 сентября. Две силы в своем единстве составляют формообразующий принцип византийской культуры — императорская власть и православная вера. Их взаимоотношения строятся на основе принципа «симфонии»: разделенного единства священства и царства, духовной и светской властей при превосходстве церковного канона над гражданским законом.

Любовь антийцев к пышной церемониальности проявилась в наименованиях императора и внешних формах осуществления выражения почтения к его сану. Следует отметить, что византиец верен не личности, не особе государя, а его Божественному сану. Вследствие этого в Византии не могло возникнуть, не существовало феномена самозванства, ибо на престоле был всегда тот, кто угоден Богу. Император назывался святым, сыном Божиим, владыкою всех христиан; его почитание выражалось в поклонении (наклонении головы до самой земли), в целовании руки, в славословиях (многолетиях и хвалебных эпитетах). Вступление на престол сопровождалось церковным обрядом коронования. Чин коронования слагался постепенно. Первый раз церковный обряд коронования был совершен в V в., в XIV в. коронационный чин достиг высшей степени развития, церковная сторона приобрела в нем преимущественное значение.

Кресло. VI в.

Хотя в титул византийского императора входило наименование «святой» (agio), ибо само пребывание на престоле уже есть свидетельство богоизбранничества, почитание императоров как святых в Византии было связано и с их личной праведностью, определялось требованиями библейской традиции, прежде всего чудотворением. Из 116 византийских императоров как святые были прославлены только 14 (среди них Константин Великий, Юстиниан Великий, Феодора, Ирина и др.).

После того как император Константин Великий принял христианскую веру под свое покровительство, был пережит опыт, никогда не повторявшийся впоследствии и властно определивший средневековое сознание вообще и навсегда сформировавший византийское сознание. История признала Константина Великим, а Церковь — Святым и Равноапостольным. Современные историки сравнивают его с Петром Великим и Наполеоном снову византийской культуры составляет органичное соединение римской императорской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который был характерен для Запада. Византия вобрала в себя все знания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом.

Двуединство Римской империи и Православной Церкви — само себе мир. Римская империя, объединявшая все земли Средиземноморья, и впрямь была в некотором смысле миром.

Вселенская Римская империя (Византия) — земная, государственная рамка для священной истории. Для христианского сознания Византия — тот мир, который стоит под владычеством «князя мира сего», но который должен быть спасен и освящен.

Византийская империя в VI-VII вв.

Термин «Византия» возник уже после падения Римской империи, примерно в XVI в., в среде итальянских гуманистов, предложивших деление истории на «древнюю», «среднюю» и «новую» и давших средневековью уничижительное в их глазах название — Византия (хотя Византии не средневековый, а античный город, переставший носить античное имя в год основания Константинополя — 324-й). Византийцы в своем самосознании были римляне — ромеи в византийском выговоре.

Во внутренней политической жизни Византии элемент дестабилизации пронизывает всю ее историю. Так, в период с 395 по 1453 гг. из 107 государей только 34 умерли своей смертью, пали на войне или стали жертвами случая, остальные погибли в результате дворцовых интриг и переворотов (Ш. Диль).

Вместе с тем история державы ромеев поражает своей законченной цельностью и внутренней органичностью, в основе которой верность византийцев высшему духовному православному идеалу.

Важнейший признак византинизма состоит в церковно-религиозном характере византийского просвещения, науки, искусства. Богословие было центральным предметом литературной деятельности. Богословские споры сотрясали империю, ибо это были споры об основаниях культуры и отражали потребность греческого мышления выразить христианскую истину языком философии. Противостояние эллинской философии и церковного опыта обратилось в плодотворный синтез, творцами которого стали греческие отцы церкви со II по XV вв.: Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский , Афанасий Александрийский , великие капподокийцы (Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , Фотий Великий). Вершина в развитии греческого богословия приходится на XIV в. и связана с именами Григория Паламы , Нила Константинопольского, Николая Кавасилы. В Восточном Предании богословие и мистика отнюдь не противопоставляются, а поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй. «Мистический опыт есть личностное проявление общей веры. Богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым». *

* Лосский Н. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 125.

Большое распространение получили и исторические сочинения: история и хронография были очень популярны. Никогда не замирала и философская традиция. Ее создавали Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Никифор Влемид, Плифон, Геннадий Схоларий.

Поэзия развивалась преимущественно на церковной почве, отражая потребности богослужения. В VI в. Роман Сладкопевец создал жанр кондака. Это был величайший церковный поэт всех времен. Песнетворческое наследие оставили патриархи Сергий и Софроний, преп. Максим Исповедник.

Византийская империя в VII-X вв.


В конце VII в. возникает новая форма религиозного творчества — канон (создатель Андрей Критский). Крупнейшие авторы — Иоанн Дамаскин, Косьма Иерусалимский.

Самобытные черты византийского искусства представлены в архитектуре, музыке, изобразительном творчестве, литературе и христианской историографии. Уже в «золотой век» Юстиниана Великого был создан собор св. Софии, Свод гражданского права, мозаика Равенны.

Искусство Византии в целом имеет ортодоксально-христианский, вероучительный характер. По своей внутренней сути оно есть свободное аскетическое послушание. Средневековый художественный реализм онтологичен, ибо выявляет высшую духовную красоту, вечные законы, которыми управляется мир. Церковное византийское искусство можно рассматривать как «динамику в статике», «неподвижное движение любви». Единый художественный стиль одухотворяет все византийское тысячелетие. В византийском искусстве объединены в единую художественную систему утонченный спиритуализм и пышная зрелищность.

Мозаика купола баптистерия Сан- Джованни в Равенне.

Константинопольская Святая София — это чудо византийского искусства. Великая Церковь — вселенский символ Боговоплощения. Храм был построен в VI в. малоазийскими зодчими Анфимием и Исидором. Из двух основных типов средневекового храма — базиликального и куполь-но-центрического — второй утвердился в Византии. Однако Константинопольская София — пример редкого и блестящего соединения обоих типов храма.

Для Византии характерна так называемая «полосатая архитектура»: оформление наружных стен сводилось к горизонтальным полосам, возникающим благодаря рельефной кирпичной кладке либо чередованию слоев кирпича-плинфы и белого раствора.

В скульптуре имеют место преимущественно декоративные рельефы на кости и рельефы на саркофагах. Главные формы византийской живописи — монументальная храмовая живопись (мозаика, фреска), икона, книжная миниатюра. Древнейшие византийские мозаики хорошо сохранились в храмах и усыпальницах Равенны (V-VII вв.). Искусство византийских мозаик возникло из идеи драгоценного камня. Мастера скрупулезно добивались мерцания фона, располагая смальту под разным углом. В Византии впервые появился мотив аркад с открытой колоннадой. Византийцы изобрели новый тип капители, сплошь покрытой глубокой каменной резьбой. Невиданного расцвета достигло ювелирное искусство: процветало искусство эмалей, резьбы по кости, инкрустации из драгоценных камней.

Собор св Софии в Константинопполе. Разрез.

Собор св. Софии в Константинополе.

Архитекторы Анфимий и Исидор, IV в. План.

Историческая роль Византии в судьбах Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Кавказа огромна, значение ее культуры в развитии мировой цивилизации непреходяще и безусловно плодотворно.

В истории мировой культуры Византия — первая христианская империя, православная держава, открывающая эру европейского средневековья. Самое древнее долговечное средневековое государство, Византия в течение многих столетий — могущественнейшая страна христианского мира, очаг многогранной, выдающейся цивилизации.

Византийская цивилизация занимает особое место в истории. На протяжении всего средневековья византийская культура по уровню своего развития превосходила западноевропейскую; византийцы сохранили наследие античности, благодаря чему стало возможным Возрождение, в становлении же русской культуры роль Византии просто огромна.

Византия, т.е. Восточная Римская империя, образовалась в IV в.: в 324 г. римский император Константин перенес столицу своего государства на Босфор, в древнюю греческую колонию Византий, на месте которой был воздвигнут новый имперский центр – Константинополь, а в 395 г. Римская империя окончательно была разделена на Восточную и Западную. Западная Римская империя через полвека пала под натиском варваров, а Восточная вступила в новый, средневековый период своей истории в качестве самостоятельного государства Византии. Впрочем, вплоть до VII в. новое государство оставалось, по сути, обломком древнего Рима, причем обломком весьма солидных размеров: территория Византии в это время превышала 750 тыс. км 2 , численность населения достигала 65 млн. чел. Жители Византии продолжали именовать себя “ромеями”, т.е. римлянами (хотя официальным языком был греческий), сама империя называлась Ромейской, т.е. Римской, а ее столица Константинополь именовалась Новым Римом; вплоть до начала IX в. и варварские королевства, образовавшиеся на территории бывшей Западной Римской империи, номинально признавали власть византийского – т.е. римского, императора. Социально-экономические институты коренным образом не изменились: развитые города, ремесло, торговля, рабовладение, римское право, — все сохранялось таким, как в поздней Римской империи. Однако со второй половины VI в. положение начинает меняться: с севера на территорию империи вторгаются славянские племена, которые вскоре заселили весь Балканский полуостров, затем арабы-мусульмане отняли у византийцев весь Восток, от их владений в Италии тоже почти ничего не осталось; в результате территория Восточной Римской империи сократилась в 3 раза. Начался экономический упадок, выражавшийся в натурализация хозяйства и перенесении центра тяжести экономики из города в деревню, следствием чего стала коренная перестройка социально-экономических отношений: место развитого городского строя и крупного землевладения занимают сельские общины и колонисты-стратиоты, получающие земельные наделы за военную службу; иными словами, рабовладельческий строй постепенно сменяется феодальным.

В рассматриваемый период происходит становление византийской культуры, главной чертой которой был синтез наследия античности с новым, христианским мировоззрением. Этот синтез происходит во всех сферах культуры, от политики до искусства. Византия становится центром православной ойкумены, ее император – защитником и покровителем всех христиан; от императора требуются теперь не только сила и храбрость, но и справедливость, христианское благочестие и милосердие, так что политическая жизнь в идеале должна теперь строиться на христианских основаниях, а государство – быть своего рода alter ego церкви. Церковная и государственная сферы общественной жизни сливаются воедино: монарх заботится о церкви, церковь служит интересам государства; оборотной стороной христианизации политики становится политизация христианства, в результате чего теологические разногласия выливаются в настоящие гражданские войны между православными и сторонниками многочисленных ересей. Споры о природе Христа, о месте его в Троице, об иконопочитании и др. приводят в движение сотни тысяч людей, которые идут на смерть ради победы той или иной точки зрения; напряженная духовная жизнь чрезвычайно характерна для данного, да и других периодов истории Византии.

Меняется сама картина мира – люди теперь воспринимают пространство и время, жизнь и смерть, мир природы и мир человека иначе, чем в античную эпоху. Вместо античной теории цикличности исторического развития утверждается концепция линейного времени, отсчитываемого от сотворения мира; исчезает противопоставление греков (римлян) и “варваров” (сменяющееся противопоставлением христиан и язычников, а также православных и еретиков), рождается идея всемирно-исторического развития; меняются этические и эстетические идеалы – на смену античному идеалу гражданина приходит средневековый идеал истинного христианина, красоту теперь видят не в прекрасном теле, а в глубоких внутренних движениях человеческой души, дух празднует победу над телом. Человек теперь видит себя не героем, ничего не боящимся и ни на что не надеющимся в мире, которым правит слепая судьба, а униженным и слабым грешником, который, однако, создан по образу и подобию божьему, который может надеяться на спасение и жизнь вечную; свобода от судьбы, от неизбежной причинности и бездушной необходимости, надежда на милость Господа, свобода и надежда вообще – вот чем отличалось новое христианское видение мира от старого античного.

Однако античное наследие не было отброшено и забыто; напротив, оно сохранялось и использовалось, ведь античность воспринималась в Византии как свое собственное прошлое, и традиционность византийской культуры означала прежде всего сохранение античных традиций. В литературе, философии – точнее, богословии, системе образования, науке, искусстве – во всех сферах культуры византийское христианство вбирало в себя опыт предшествующих веков. Нельзя, конечно, сказать, что этот процесс был бесконфликтным и безболезненным: многое было отброшено, против многого велась ожесточенная борьба, в некоторых сферах, как, например, географии и других естественных науках, произошел регресс; на смену позднеантичному индивидуализму приходит средневековый коллективизм и корпоративизм, в культурном творчестве снижается роль авторского принципа. Кроме того, собственно христианская культура была все же новой, оригинальной, состоявшей не из одного только переосмысленного наследия Рима и Греции: в литературе возникли новые жанры (литургическая поэзия, агиография и др.), историки стали писать всемирные хроники, архитекторы и художники создают особый византийский стиль в искусстве, отличающийся аристократической утонченностью и аскетическим спиритуализмом. Но византийская культура все же представляла собой особое явление в эпоху средневековья: она не стала полностью церковной и до конца своего существования сохраняла преемственность с античностью.

В VIII – IX вв. в Византийской империи происходит феодализация социально-экономической жизни: крестьяне из мелких собственников превращаются в наследственных держателей земель знати, в городах развивается ремесло и торговля объединенных в корпорации мелких производителей, в государственном аппарате земельная аристократия ведет борьбу с чиновной знатью. В следующий период, в X – XII вв. византийское общество становится полностью феодальным, хотя власть крупных феодалов-вотчинников еще ограничивается по-прежнему централизованным государственным аппаратом. Во внешней политике Византия ведет борьбу с Болгарией, турками-сельджуками, норманнами, степными кочевниками; успех сопутствует то той, то другой стороне, однако Восточной Римской империи удается сохранить независимость.

Одной из главных основ византийской была развитая система науки и образования. К образованию, науке, знанию вообще византийцы относились с огромным уважением; правда, во всем этом они ценили в первую очередь теоретическую, умозрительную сторону, а прикладные и технические знания считали ремесленными. К теоретическим наукам относились богословие, математика и естествознание, к практическим этика и политика; науками считались также грамматика, риторика, диалектика, астрономия, музыка и юриспруденция. Дети в возрасте 6 – 7 лет поступали в начальную школу, где обучались чтению (по Псалтири), письму и счету; начальных школ – частных, церковных, монастырских, городских, было много, и общий уровень грамотности был для того времени очень высок. Желающие могли продолжить образование в школах грамматики, где, как и в античное время, штудировали греческих авторов, а позднее поступить в высшую школу – например, столичный университет с его тремя факультетами – юридическим, философским и медицинским. Изучение философии рассматривалось как подготовка к занятиям теологией, но и в таком качестве философия давала знание важнейших античных систем, в первую очередь Платона и Аристотеля. Кроме того, само византийское богословие в лице таких его представителей, как Иоанн Дамаскин и др., органически включало в себя элементы древнегреческой философии. В богословско-философской мысли периода ее расцвета выделялись два течения: одно интересовалось устройством природного мира, утверждало силу человеческого разума и постоянно обращалось к наследию античной мысли (Михаил Пселл, Иоанн Итал и др.), другое сосредоточивалось на внутреннем мире человека и стремилось к христианскому самосовершенствованию с помощью различных мистических практик (Симеон Новый Богослов и др.).

В естественных науках, математики и астрономии также сталкивались христианские умозрительные концепции с рационалистическим, технически-прикладным подходом; наряду с комментированием древних авторов развивалось и оригинальное научное творчество. Ученый Лев Математик заложил основы алгебры и сконструировал множество механизмов; он же создал световой телеграф. В географии представления Косьмы Индикоплова о том, что Земля представляет собой плоский четырехугольник, окруженный водой и прикрытый колпаком небесного свода, не могли серьезно конкурировать с сохранявшимися и комментировавшимися работами эллинистических и римских ученых. Астрономия также строилась на античных разработках, в первую очередь, на трудах Клавдия Птолемея, будучи при этом тесно связанной с астрологией (надо сказать, что астрология также была создана и распространена в античности, а церковь в средние века боролась с этой “наукой” – правда, безуспешно).

Весьма богата византийская историография: следует назвать такие работы, как “Хронография” Феофана, “Бревиарий” патриарха Никифора, “Хроника” Георгия Амартола, “История” Льва Диакона и др. Большое распространение имели сочинения энциклопедического характера – как по истории, так и по другим наукам и отраслям знания. Патриарх Фотий создал “Миробиблион”, где были даны характеристики творчества 280 античных и ранневизантийских авторов вместе с обширными выдержками из их произведений. Перу императора Константина Багрянородного принадлежат сочинения “Об управлении государством”, “О церемониях византийского двора”. “Лексикон” Суды представлял собой огромного размера словарь, статьи которого содержали выдержки из трудов античных и византийских авторов, посвященные литературе, истории, грамматике и философии. Интересны памятники мемуарной литературы, написанные разными авторами – “Советы и рассказы” полководца Кекавмена, “Исторические записки” императрицы Анны Комнины и др.

Византийская литература представлена, с одной стороны, церковными произведениями и сочинениями светских авторов, следовавших античной традиции, с другой стороны, популярными произведениями, воспроизводящими формы устного народного творчества. Очень распространенным жанром были жития святых, которые были в X в. собраны в один гигантский свод Симеоном Метафрастом. Изысканными метафорами и сложными аллегориями отличаются поэмы Иоанна Кириота; античная традиция живет в сочинениях Михаила Акомината и Феодора Метохита, так же, как и в многочисленных творениях Феодора Продрома, воскресившего жанр античного романа. Вершиной народной литературы Византии является поэма о Дигенисе Акрите – эпос, свободный от книжных античных реминисценций и потому отражающий мысли и чувства людей подлинной средневековой христианской Византии.

Высочайшие достижения имела византийская культура в области архитектуры и изобразительного искусства. В архитектуре византийцы создали оригинальный тип крестово-купольного храма, одним из самых ранних памятников которого стал собор св. Софии в Константинополе с его парящим в небе огромным куполом диаметром свыше 30 м. Не менее значительными были успехи и в области светской архитектуры – императорские дворцы в Константинополе – Большой дворец, Вуколеон, Влахернский дворец, поражали воображение современников. Византийское изобразительное искусство подчинялось строгим нормам церковного канона, закрепившего в своих правилах глубоко спиритуалистическую эстетику Византии. Византийское искусство прославляло в человеке не телесную красоту, а духовное величие и аскетическую чистоту; художник стремится запечатлеть не столько тело, сколько душу, не столько внешний облик, сколько внутреннюю духовную жизнь. Это искусство рассчитано на отрешенное созерцание, образы здесь выполняют роль символов, видимо говорящих о том, что недоступно для глаза; лица святых с их высокими лбами, тонкими сухими губами и огромными глазами с экстатически расширенными зрачками действительно способны убедить зрителя, что иной мир куда более реален, чем этот.

Византийцы довели до совершенства искусство мозаики, прекрасными памятниками которого являются мозаики Софии Константинопольской, Нового монастыря на острове Хиос, монастыря Дафни близ Афин и др.; здесь же представлены и великолепные образцы фресковой росписи, чистые и нежные оттенки которой в соединении с серебром и золотом дают изысканную цветовую палитру. Византийская иконопись, книжная миниатюра, замечательные памятники прикладного искусства – ювелирного дела, резьбы по кости и камню, изделия из стекла, керамика, художественные ткани – все эти виды византийского искусства находились на высочайшем уровне развития, недостижимом для стран Западной и Восточной Европы вплоть до XIII в.

Трудно переоценить тот вклад, который внесла Византия в становление русской культуры. Политические отношения между Русью и Византией нередко бывали достаточно натянутыми, особенно во второй половине IX – первой половине X вв., когда они только устанавливались. Однако даже войны, происходившие между Русью и Византией, имели своей целью не захват или подчинение, а достижение приемлемых условий в торговле: Византия была основным торговым партнером Киевской Руси. Однако в ту эпоху торговые связи еще не приводили к серьезным изменениям в сфере культуры: экономика еще не стояла на первом месте в системе общественных интересов и приоритетов. Это место тогда занимала религия, и потому решающую роль в развитии русско-византийских культурных связей сыграло крещение Руси, т.е. обращение подчинявшихся киевским князьям восточнославянских племен в православную веру.

Значение этого шага огромно: по масштабу изменений в культуре принятие Русью византийского православия превосходит все позднейшие социально-культурные сдвиги, включая последствия монгольского ига и реформы Петра I. Обращение в веру византийцев определило собой сам тип русской культуры на весь тысячелетний период ее исторического существования; собственно, Русь стала частью единой восточнохристианской цивилизации – вместе с Болгарией, Сербией и самой Византией. Это был особый историко-культурный тип, отличный как от нехристианских цивилизаций Востока, так и католической цивилизации Запада: византийцы, русские, болгары и сербы вплоть до монгольского завоевания Руси и турецкого завоевания Византии и южнославянских стран составляли собой своего рода суперэтнос, историко-географическую и культурную общность, подобную Западной Европе, Леванту или Мезоамерике.

Трудно назвать такую сферу социально-культурной жизни древней Руси, в которой не обнаруживалось бы значительного влияния византийской культуры. Это даже трудно назвать влиянием: произошел процесс трансплантации целых культурных институтов, пересадка самостоятельных сфер и систем культуры, в результате чего культура Древней Руси стала своего рода дочерним ответвлением культуры Византии. Так, русская церковь была составной частью византийской (одной из 60 митрополий константинопольского патриархата – хотя и самой крупной), киевского митрополита утверждал константинопольский патриарх, и митрополичью кафедру чаще всего занимали греки. Немало греков было и среди епископата и верхушки клира вообще; естественно, что при каждом таком духовном лице находился соответствующий штат – от писцов до иконописцев, так что византийцы отнюдь не были на Руси редкими гостями. С другой стороны, и русские люди часто бывали в Византии: священники, монахи, купцы, воины – всем находилось занятие в культурной столице восточнохристианского мира. Церковный суд на Руси судил по византийскому праву, отношения светской и церковной власти выстраивались по византийской модели, само понимание государства, его предназначения и функций, тоже было византийским. Русская письменная литература началась с перевода византийских книг; вся система жанров перешла в русскую литературу от византийской; собственно, имеет смысл говорить не столько о русской литературе как особом явлении и предмете рассмотрения, сколько о русском варианте единой восточноправославной, т.е. византийско-южнославянско-русской литературы. То же можно сказать о культовой каменной архитектуре и живописи: первые каменные соборы, первые фрески и иконы создавали на Руси византийцы, и даже много позднее артели византийских мастеров продолжали работать на Руси. Византийцы были учителями русских зодчих, художников, ювелиров и других мастеров прикладного искусства: так, Феофан Грек был учителем Андрея Рублева. Палладиум Руси, икона “Владимирской Богоматери” привезена из Византии – и т.д.; о влиянии византийской культуры, о значении этого влияния для Руси можно говорить очень долго, но главное при этом – понимать, что это нисколько не противоречит самобытности и не умаляет оригинальности русской культуры. Заимствуются только формы культуры – вкладываемое в них содержание всегда является своим; Византия дала нашей культуре форму, а русские создали ее содержание.

Отношения Византии с миром западноевропейских государств были сложными и противоречивыми: с одной стороны, византийская культура на всех этапах своего развития оказывала большое влияние на культуру католической Европы, с другой стороны, между католицизмом и православием существовало постоянное взаимное отталкивание, имевшее как политические, так и собственно культурные формы выражения. В первые века существования Византии ее императоры стремились к восстановлению единой Римской империи путем присоединения западноевропейских варварских королевств, и этим попыткам в какой-то степени сопутствовала удача – так, византийцы захватили всю Италию. В эпоху раннего средневековья весь Запад был под сильнейшим влиянием византийской культуры: сам Рим в VII – VIII вв. был полувизантийским городом – там был особый греческий квартал с церквами и монастырями; в архитектуре старой и новой римских столиц – Рима и Равенны, доминировали византийские тенденции. Сами западные королевства номинально считались подчиненными византийскому императору – Константинополь до конца VIII в. оставался центром всего христианского мира; здесь жили античные традиции, в том числе и традиция рассматривать западноевропейцев, т.е. слившихся в единое общество потомков германских завоевателей и латинского населения бывшей Западной Римской империи, как варваров. Национально-конфессиональная психология западноевропейцев начала формироваться именно в этих условиях, и в ее основание лег комплекс неполноценности по отношению к византийскому Востоку, закономерно компенсировавшийся комплексом превосходства по отношению к нему же. Сферой, в которой находило свою форму стремление к взаимному отталкиванию двух частей бывшей Римской империи, была тогда религия и церковь.

Различия между Востоком и Западом христианского мира выражались в догматике вероучения, обрядности, церковной организации, типе отношений между церковью и государством. Самым существенным различием здесь было то, что на Западе церковь в условиях распада римского общества и государства взяла на себя исполнение некоторых политических функций, в результате чего она заняла самостоятельную и очень активную социальную и политическую позицию, а на Востоке, где централизованная монархия была по-прежнему сильна, церковь подчинилась государству, точнее, была в него интегрирована, и никогда не вела своей собственной политики. До VIII в. христианская церковь оставалась единой, хотя римские папы порой и конфликтовали с константинопольскими патриархами; но в середине этого века в Италии возникло светское государство пап (Папское государство), и отношения между двумя основными церковными центрами стали быстро ухудшаться.

Изменилась в это время и политическая ситуация: в 800 г. папа римский венчал короля франков императорской короной, т.е. возникла новая империя; это вызвало большой конфликт с Византией, так как византийцы считали наследниками старой Римской империи только себя – а теперь западные варвары становились на один уровень с ними. Однако в руках у византийцев к этому времени находились лишь Южная Италия и Сицилия, поэтому новую империю пришлось признать. Теперь, когда христианский мир разделился на две империи, церкви трудно было бы сохранить свое единство, тем более, что римский папа и константинопольский патриарх никак не могли поделить между собой славянскую паству – и тот, и другой стремились, чтобы болгары, моравы, сербы, русичи приняли веру именно от него (это сулило разнообразные, в том числе политические и финансовые дивиденды). В середине IX в. дело дошло до взаимного анафематствования – папа и патриарх неоднократно прокляли друг друга. Некоторое время номинальное единство церкви еще сохранялось; однако в середине XI в., когда норманны захватили Сицилию, а вскоре и Южную Италию (византийские владения), папство подчинило эти территории своему церковному влиянию и предъявило претензии на другие земли, после чего сохранение единства стало невозможным. В 1054 г. папа и патриарх снова анафематствовали друг друга, произошел официальный разрыв церквей – схизма; католики и православные теперь рассматривали друг друга как схизматиков, т.е. раскольников.

Однако влияние византийской культуры на Западную Европу в течение всего этого времени и даже позднее, до конца XII в., оставалось очень сильным. Византийское искусство служило образцом для подражания не только в Сицилии и Южной Италии, но и в Венеции, соборы которой строили и украшали греческие архитекторы и мозаичисты. Более того: византийское влияние сказывается в искусстве Франции, Германии, Англии, византийский придворный ритуал перенимается императорами Священной Римской империи, даже захватившие принадлежавшую византийцам Сицилию норманнские короли с гордостью носят облачение византийских императоров; Константинополь продолжает оставаться для западноевропейцев городом-сказкой, золотым чудом, которое притягивает их, как магнит, ибо ничего подобного в Европе еще нет.

Правда, это представление о Константинополе как о городе сказочных богатств (что в значительной мере соответствовало истине) сыграло роковую роль для византийцев: в 1204 г. рыцари, участвовавшие в Четвертом крестовом походе, взяли столицу Византии штурмом. Восточная Римская империя распалась, на ее территории образовалась несколько латинских (основанных завоевателями) и греческих государств. Только через полвека борьба византийцев за независимость начала приносить плоды, и в 1261 г. Византия была восстановлена; однако это было лишь жалкое подобие бывшей огромной и могучей империи. Императорам из последней византийской династии Палеологов приходилось опасаться и венецианцев, и монголов, и вышедших из подчинения болгар и сербов, и особенно турок, которые последовательно захватывают одну страну за другой. В попытке получить помощь на Западе Палеологи стремятся установить союз с папским престолом; неоднократно делаются попытки объединения (унии) православной и католической церквей – естественно, на условиях признания верховенства папы. Однако партия латинофилов даже тогда, когда она возглавлялась императорами и некоторыми патриархами, встречала сильную оппозицию православной партии, выступавшей за сохранение чистоты веры; в то же время крестовые походы против турок, предпринимавшиеся европейскими королями по инициативе папы римского, чаще всего заканчивались поражением крестоносцев. В 1439 г. была окончательно установлена уния православной и католической церкви (православная церковь признала примат папы и приняла католическую догматику), но в 1444 г. армия крестоносцев была уничтожена османами в битве при Варне, Константинополь остался без защиты, и в 1453 г. был взят турками штурмом. Через два десятка лет все было кончено – турки покорили последние осколки некогда великой империи; просуществовавшая десять с половиной веков Восточная Римская империя исчезла с лица земли.

Но даже в это тяжелое для Византии время византийская культура продолжала оказывать большое влияние на культуру Запада. В XIV – XV вв. в Византии творила целая плеяда ученых-гуманистов – Феодор Метохит, Никифор Григора, Димитрий Кидонис, Георгий Плифон, Виссарион Никейский и др., идеи которых были восприняты и развиты в Европе. Византийские ученые ездили в Европу, посещали итальянские, французские, английские университеты, в то время, как многие итальянцы учились в Византии. Византийцы, владевшие древнегреческим языком и прекрасно знавшие античную литературу, стояли у истоков Возрождения в Италии и Европе в целом. Они переводили античных авторов на латынь, преподавали в итальянских университетах, вокруг них формировались кружки итальянских гуманистов, положившие начало Ренессансу. Таким образом, византийская культура, пронесшая через века наследие античности, сыграла огромную роль для культуры Запада и всего мира; благодаря Византии была сохранена преемственность между культурой Греции и Рима и культурой Европы Нового времени, обеспечено историческое единство европейской цивилизации.

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной , версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом — апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем — усложняющийся крестово — купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие .

Кризисное состояние и упадок римского общества одновременно стали началом процесса формирования новой культуры. Начальной точкой этого процесса стал перенос в 330 г. столицы Римской империи в древнегреческое поселение Византий , которое впоследствии было переименовано в Константинополь. В 395 г. произошел распад Римской империи на Западную и Восточную, которая и стала именоваться Византией. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с целью отделить Византию от греко-римской культуры и приписать ее к восточному типу культур. Однако сами византийцы не согласились бы с такой оценкой. Ведь себя они называли «ромеями», то есть римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то более чем достаточные основания.

Первая христианская культура

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие научных достижений римской цивилизации. Новая столица империи - Константинополь - успешно соперничала с Римом, довольно быстро став красивейшим из городов того времени: большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, надежные оборонные сооружения.

Однако византийская культура не стала простой копией римской культуры. Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах, делало эту империю связующим звеном между Востоком и Западом. Территория Византии в период наивысшего расцвета (VI в.) включала Балканы, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, Кипр, Крит, отдельные области Аравии, владения в Крыму и на Кавказе. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиознофилософскую атмосферу, культуру и искусство византийского общества. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что и предопределило особенности ее культуры.

Этнический состав Византийской империи был очень пестрый. Здесь жили сирийцы, копты, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, арабы, иудеи, греки, римляне. В состав империи постоянно вливались новые варварские народы, которые ассимилировались со старыми. Это меняло физический тип живших здесь людей, приводило к рождению новых народов, сохранявших от прошлого лишь имя. Все эти народы внесли свой вклад в византийскую культуру, но все же в основном это была грекоязычная культура. Уже в VI-VII вв. греческий язык в Византии становится государственным языком, вытесняя латынь, так же как греческая античная культура становится тем фундаментом, на котором формируется собственная средневековая культура Византии.

В истории как европейской, так и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место. Она стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную классическую форму в его ортодоксальной православной версии. Именно христианство оказалось тем решающим фактором, который определил все характерные черты и особенности византийской культуры. Если католицизм, получивший распространение на Западе, был больше склонен к рационализму (не случайно вершиной католической теологии стали рациональные доказательства бытия Бога Фомы Аквинского), то православие рождается как религия откровения, в нем всегда была очень сильна мистическая струя. Христианство было понято как богооткровение, как путь к спасению личности и ее духовному совершенствованию во Христе. Это сочеталось с наклонностью к разочарованию во всем земном. Это с самого начала стало причиной серьезных разногласий между православием и католицизмом, которые в 1054 г. привели к расколу церкви.

Противоречия между православием и католицизмом существовали как в сфере догматики (знаменитый спор о филиокве - от кого исходит Святой Дух, только от Бога Отца, как считали православные, или же и от Сына тоже), так и в области богослужебной практики (культа) - причащение хлебом и вином, как требовало православие, или же только хлебом, как в католицизме (вином причащались только священники), требование безбрачия только для монашества и высшего духовенства, как в православии, или же для всех священнослужителей, как в католицизме. Но все эти различия (как и другие) стали следствием разницы в положении Восточной и Западной церкви и ее роли в обществе. Так получилось, что на Западе после падения Западной Римской империи образовалось множество варварских королевств, стремительно появлявшихся и исчезавших, сменяя друг друга. Единственной силой, которая не дала западному миру развалиться на множество не связанных между собой мирков, стала церковь , взявшая на Западе на себя не свойственные ей функции, заменявшая слабую в то время государственную власть. Постепенно стремление подчинить себе светскую власть, создать мировое государство во главе с папой римским стало одним из важнейших приоритетов деятельности католической церкви в Средние века. В Византии же государственная власть в этот период оставалась сильной, и церковь органично дополняла светскую власть, духовно окормляя ее, что создавало своеобразную симфонию священства и царства, духовной и светской власти при превосходстве церковного канона над гражданским законом. Для христианского сознания Византия - мир, стоящий под властью светских князей, но он должен быть спасен и освящен.

Христианское мироощущение сформировало в византийской культуре торжественную пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубину мысли. В течение одиннадцати веков своего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и блестящей художественной культуры. Вплоть до XIII в. Византия по уровню образованности, по напряженности духовной жизни и художественному разнообразию форм искусства, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.