Шедевры мировой живописи на библейские сюжеты. "нелюбимые" библейские сюжеты в живописи

Каждый Христа ради подвизающийся, помимо труда, посвященного церковному служению, обязательно ставится перед необходимостью совершения особого, внутреннего подвига. И чаще всего именно этот подвиг, иногда внешне незаметный, приводит человека в Царство Небесное. В остальном мы - рабы неключимые - делаем то, что обязаны. Для святителя Нектария Эгинского (Кефаласа), митрополита Пентапольского, таким подвигом было мужественное, смиренное терпение зависти и клеветы.

Письмо от Бога

Анастасий Кефалас родился в многодетной семье в Силиврии в 1846 году. Добрым христианским воспитанием он обязан родителям и, прежде всего, - матери. Очень рано обозначились в юном христианине тяга к образованию и желание послужить Христу. Поэтому в 14 лет он направился в Константинополь, чудесным образом попал на корабль и добрался до желанной цели.

Однако бедность не позволила любознательному и одаренному мальчику сразу начать обучение. Анастасий стал трудиться на табачной фабрике и потихоньку заниматься самообразованием. «Жил он в то время в такой нужде, что однажды, стесненный в средствах до крайности, решил... написать Господу письмо с изложением своих проблем и потребностей - такова была его детская простота и непосредственность. “Я попрошу у Него, - думал Анастасий, - фартук, одежду, обувь, ведь у меня ничего нет, мне холодно...” Вооружившись карандашом и бумагой, он написал: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя”. Затем сложил письмо, запечатал его и на конверте проставил следующий адрес: “Господу Иисусу Христу на Небеса” и с тем отправился на почту.

По дороге ему повстречался сосед-торговец, и, как показало дальнейшее, встреча эта (как, впрочем, и все, что с нами происходит) была делом Промысла Божия.

— Анастасий, куда ты идешь? — спросил сосед. Этот неожиданный вопрос смутил мальчика, пробормотавшего что-то в ответ и продолжавшего держать в руке письмо. — Давай мне твое письмо, я его отправлю. Не раздумывая, он отдал письмо. Торговец взял его, положил в карман и пошел дальше. А Анастасий, радостный, вернулся домой.

Торговец же, уже подойдя к почтовому ящику, обратил внимание на загадочный адрес и, будучи не в силах удержать любопытство, вскрыл конверт и прочитал письмо. Взволнованный и встревоженный, он подумал, что Анастасий — исключительный ребенок, и решил тотчас же ответить на письмо, несомненно, подвигаемый к этому Тем, Кто сказал: «Что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).

Набросав на бумаге несколько трогательных слов и вложив деньги в конверт, торговец послал его Анастасию. Ответ «Господа» оказался настолько быстрым, что наш юный святой уже через день, придя на работу, предстал перед своим хозяином в новой одежде. Увидев его столь хорошо одетым, хозяин пришел в ярость, обвинил Анастасия в краже денег и безжалостно избил. Мальчик протестовал, кричал, что он ни в чем не повинен и говорил невероятную правду о том, что деньги ему послал Бог.

«Я никогда в жизни не крал!» Однако на Анастасия продолжали сыпаться такие сильные удары, что на крик прибежал тот самый сосед-торговец, его покровитель, который обо всем и рассказал жестокосердому хозяину мальчика, избавив тем самым Анастасия от бесчеловечных истязаний. Таким нелегким трудом юный святой зарабатывал свой хлеб, обеспечивал себе возможность учиться и помогал деньгами семье».

Мудрость на табачной бумаге

Жизнь юноши в то время была простой: работа, храм, молитва, чтение душеполезных поучений и Священного Писания. Мысли, казавшиеся ему наиболее интересными, он выписывал в особую тетрадь из табачной бумаги, которую впоследствии озаглавил «Кладезь священных мыслей».

Он потом так об этом вспоминал: «Настоящий труд является результатом долгой и упорной работы, вызванной давним желанием распространить те знания, которые имеют душеполезный смысл... За неимением денег я не мог их опубликовать. Однако мне удалось найти способ обойти эту помеху, используя в качестве рекламных листков сигаретную бумагу константинопольских табачных торговцев. Идея показалась мне удачной, и я сразу же взялся за ее осуществление. Я ежедневно переписывал на большое количество таких листков собранные мною мысли. Таким образом, любопытные покупатели могли, прочитав их, поучаться всему мудрому и душеполезному...»

Дидаскал (учитель) в нем, как видим, проснулся рано, и этому призванию он не изменял всю свою жизнь.

Лаборант под сенью Святого Гроба

Продолжить систематическое образование Анастасию удалось, когда он устроился лаборантом в один из константинопольских колледжей, входивших в юрисдикцию храма Гроба Господня. Там ему дали возможность преподавать в младших классах и одновременно учиться в старших.

Получив среднее образование, в 22 года юноша перебрался на остров Хиос, где, работая учителем в школе, уже проявил себя как аскет: почти все свободное время он проводил в молитве и богомыслии, ел раз в день.

Работа для молодого учителя была служением Богу, а не только способом улучшения материального благосостояния. Он занимался не с одними детьми, но и со взрослыми, учил их благочестию словом и собственным примером, помогал нуждающимся, много писал.

«К этому периоду его жизни относится также один весьма примечательный эпизод. Мальчик, занимавшийся у него покупками и кухней, однажды по рассеянности забыл на огне кастрюлю, содержимое которой сгорело. Анастасий разгневался и дал ему в наказание два подзатыльника, но тут же раскаялся, попросил у Бога прощения, а в качестве наказания себе — потерю вкусовых ощущений. Бог исполнил его просьбу, принял покаяние, и с того дня святитель Нектарий уже никогда не различал вкуса принимаемой им пищи».

Что такое отвешенный ребенку подзатыльник по понятиям того времени, когда ювенальной юстиции еще не было? Родители только поблагодарят за воспитание - не господ растят. А учитель переживал, чувство греха и страха Божия не давало ему спокойно жить дальше.

Мечты об Афоне

Под влиянием частых бесед с игуменом хиосского монастыря Неа Мони в 1876 году Анастасий принимает монашеский постриг с именем Лазарь, а через два месяца епископ Хиосский рукополагает его во диакона и нарекает Нектарием.

Идеалом иеродиакона Нектария в то время было отшельничество на Святой Горе Афон. Но туда он попал только через много лет, и ненадолго - как паломник. Хиосский же монастырь, видимо, заложил в нем хороший иноческий фундамент: служение Христу по великой сыновней любви, по такой же любви - послушание настоятелю, привычка к долгим и усердным бдениям.

Люди, получившие подобную подковку, всегда живут двойственной жизнью. Одна ее сторона - невыразимое утешение от Господа, вторая - столь же невыразимые муки от дьявольских нападок. Поворот в этом направлении произошел, когда один из благодетелей Хиоса познакомил жаждущего знаний иеродиакона с Патриархом Александрийским Софронием. Последнему Нектарий понравился, и он посоветовал молодому монаху продолжить образование в Афинах, а вышеупомянутый благодетель всячески этому поспособствовал.

Выше сан - больше смирение

Окончив в 1885 году богословский факультет Афинского университета, иеродиакон Нектарий направился в Александрию. Там его ожидала паства, ищущая слова Божия, интересная работа, головокружительный карьерный взлет (в 1886 году священническая хиротония, а в 1889-м архиерейская) и - клевета, изгнание, отчуждение на всю жизнь.

Вскоре после рукоположения во епископы владыка Нектарий сказал: «Господи, почему Ты возвел меня в столь высокое достоинство? Я просил Тебя соделать меня всего лишь богословом, а не митрополитом. С малых лет я молил Тебя удостоиться стать простым тружеником на ниве Твоего Божественного слова, а Ты испытываешь меня теперь в таких вещах. Господи, я смиряюсь перед волей Твоей и молю Тебя: взрасти во мне смирение и семя иных добродетелей так, как только Ты это знаешь. Удостой меня прожить всю мою земную жизнь согласно словам блаженного апостола Павла, сказавшего: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20)».

И вот что еще он писал одному монаху в ответ на поздравительное письмо: «...Ваше смирение внушает вам чувство неравенства между собой и мною из-за моего епископского сана. Этот сан поистине велик, но в самом себе и для самого себя. Он возвеличивает носящего его в силу своей объективной ценности, но он ни в чем не меняет взаимоотношений между облеченным в это достоинство и его братьями, братьями во Христе. Эти взаимоотношения всегда остаются теми же самыми. Вот почему нет никакого неравенства между нами. Кроме того, носящий епископский сан должен служить примером смирения. Если епископ призван быть первым, то именно в смирении, и если он первый среди смиренных, то, следовательно, он должен быть последним из всех. А если он последний из всех, то в чем же его превосходство? (…) Среди братьев во Христе, вне всякой зависимости от сана, отличаются лишь те, кто подражает Христу, ибо они несут в себе образ Прообраза и благодать Духа Святого, украшающую и возносящую к вершинам славы и чести. Только такая честь привносит различия и неравенство (…)

Уверяю Вас, что ежедневно завидую тем, кто посвятил себя Богу, кто живет, продвигается и существует в Нем. Что может быть поистине почетнее и светлее такой жизни? Это она искусно трудится над воссозданием образа, чтобы сообщить ему его первозданную красоту. Это она ведет к блаженству. Она освящает того, кто обладает ею. Она украшает того, кто владеет ею. Она наставляет в истине. Она заставляет звучать в сердце Божественное Слово. Она уверенно ведет человека к небесам. Она превращает дыхание в непрерывную мелодию. Она соединяет человека с ангелами. Она делает человека подобием Божиим. Она возносит нас к Божеству и делает Его близким. Вот, возлюбленный брат мой, каковы мои убеждения, которые вынуждают меня считать аскета выше епископа, и я исповедую это со всем смирением».

Обратим внимание на несколько очень важных моментов. Во-первых, епископ по-прежнему стремится к отшельнической жизни. Во-вторых, он искренне ставит знак равенства между собой и простым монахом, то есть не отождествляет себя со своим саном. В-четвертых, его слова полны настоящей духовной поэзии, свидетельствующей об искренней любви к Богу. И, самое основное, в нем живет нелицемерная уверенность в том, что главным достоинством архиерея должно быть смирение с большой буквы и, таким образом, подражание Христу.

Можно предположить, что в определенной степени Господь показал святителю Нектарию достоинства этого дара. То есть он переживал настоящую благодать смирения. Не на словах, как это нам обычно свойственно, а реально в Духе Святом владыка Нектарий эту добродетель вкусил. Дальнейшая его жизнь предоставила ему возможность в этом достоинстве утвердиться.

Блажени есте, егда поносят вам

Дьявол постоянно, до последнего дня жизни святителя, воздвигал против него наветы, один чудовищнее другого. Самым обидным здесь было то, что сочиняли и верили подлой клевете коллеги-священнослужители или те, кого епископ облагодетельствовал.

Из этого всего следовали для «путешествующего епископа» (так владыка Нектарий с тех пор подписывался) унижения, бедность и многие другие «прелести» жизни невинно оклеветанного человека.

Конечно, Господь наказал его клеветников, однако святителю от этого утешения не было никакого. Лучше бы молчали, не отравляли жизнь и помирали бы себе праведниками. Но архиерей понимал и другое: все эти козни дьявола - испытание верности Христу, закалка добродетели. Поэтому мы не будем оказывать дьяволу особые почести, детально расписывая его дела, а сосредоточимся на трудах владыки Нектария.

После первой порции клеветы его выгнали из Александрии с волчьим билетом - столь неопределенным сопроводительным письмом, что святитель поначалу нигде не мог пристроиться в Греции. Едва он находил себе место, александрийская клевета настигала его.

Святой опять опустился в пучину нищеты. Однако хозяйка, которая приютила его в Афинах, не брала с него денег за жилье и еду, видя его подвижническую жизнь. Господь воздвиг и добрых людей, которые опровергали злоречие недоброжелателей.

После некоторого периода лишений митрополит Пентапольский становится священнопроповедником на Эвбее и во Фтиотиде, разъезжает по этим областям, усердно сея слово Божие. Конечно, его проповеди сразу же обратили на себя внимание, потому что он был ученейший (что тогда было редкостью среди проповедников в Греции) и, при этом невероятно простой, по-детски следующий за Христом человек. Ему верили, потому что святитель Нектарий говорил о своем реальном опыте жизни в Боге.

Козни дьявола продолжались, причем, это были не только нападки через людей, но и непосредственные бесовские приражения. Владыка отвечал смирением и молитвой. «Однажды, когда святитель Нектарий, изможденный нищетой, потрясенный предательством и недоверием своих друзей и близких, молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Ему показалось, что он слышит стройное пение. Догадываясь, что происходит, он поднял глаза и увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом. Он записал слова и мелодию, (добавив позднее и другие слова - прим. А.М. ). Этот самый прекрасный гимн Пресвятой Богородице, известный как «Агни Парфене», знает весь православный мир».

Подметай, Нектарий!

В 1894 году опальный архиерей обрел относительную стабильность в жизни - его назначили директором Ризарийской школы, подготавливавшей, главным образом, церковнослужителей. Кроме того, у него появилась возможность служить в школьном храме (священнодействовать ему до этого запрещали).

Владыка Нектарий был своеобразным директором. Вся его деятельность точно характеризуется словами покойной М.Е. Кириловой: «Он был не только священнослужитель, но еще и христианин», чего - увы! - нельзя было сказать о многих противниках митрополита Пентапольского.

«Когда к директору поступал донос на плохое поведение какого-нибудь ученика, он вызывал его и принимал его оправдания, больше доверяя обвиняемому, чем обвинителям. Другой его ученик, говоря о педагогических особенностях своего наставника, утверждал, что вместо того чтобы наказывать нарушителей дисциплины и школьного устава, он наказывал сам себя голодовкой. Тот же ученик видел, как он три раза подряд наказывал самого себя за беспорядки, вызванные плохим поведением учащихся. Святитель Нектарий был любящим отцом, как для учеников, так и для сотрудников школы.

Одна из эгинских монахинь, знавшая владыку с давних времен, рассказывает, что в бытность его директором школы служащий, занимавшийся уборкой и хозяйством, неожиданно серьезно заболел и был отправлен в больницу. В те времена в Греции не существовало, как в других странах, социального страхования, и бедняга боялся, что его заменят другим человеком, и он потеряет работу.

И потому, едва оправившись от болезни, он пришел в школу и застал ее в идеальном порядке и чистоте. Вернувшись домой, он сказал жене, что на его место назначили кого-то другого. Желая утешить мужа, она посоветовала ему отправиться рано утром в школу и попробовать поговорить с тем, кто его замещал. Муж пришел к пяти часам утра в школу и встретил своего “заместителя”, которым оказался... святитель, подметавший уборную, приговаривая при этом: “Подметай, Нектарий, это единственное, что ты достоин делать”.

Увидев своего сотрудника, владыка подозвал его и сказал: «Иди сюда и не удивляйся, а лучше выслушай меня внимательно. Ты поражен, что видишь, как я убираю школу. Не бойся, я не покушаюсь на твое место, наоборот, я делаю все, чтобы сохранить его за тобой до твоего окончательного выздоровления. Ты только что выписался из больницы и не сможешь работать, по крайней мере, еще два месяца. Что же тебе делать? Если тебя уволят, как ты будешь жить? Поэтому я и пришел тебе на помощь. Но будь осторожен: пока я живу в этом мире, никто не должен знать о том, что ты видел...”

В другой раз к нему пришел посетитель. Святитель Нектарий принял его как давнего друга и спросил, чего он хочет. «Отче святый, — сказал незнакомец, — я должен двадцать пять драхм. Мне необходимо вернуть их завтра, а у меня нет ни копейки. Я не знаю, что мне делать. Умоляю тебя, помоги мне».

Владыка подозвал Кости, который был его казначеем. Однако Кости, присутствовавший при разговоре, сделал вид, будто ничего не слышал. В кассе было от силы тридцать драхм, а до конца месяца было еще далеко. Святитель снова подозвал его. На этот раз Кости отреагировал. «Дай этому человеку двадцать пять драхм, — сказал владыка. — Они ему очень нужны». «У меня ничего нет, отче святый», — ответил Кости. «Поищи как следует, Кости, ему они очень нужны». «В кассе всего двадцать пять драхм, а еще только начало месяца». «Отдай их, Кости, Бог велик!»

Кости отдал деньги, и незнакомец ушел. В тот же день поступила записка из архиепископии с просьбой к святителю заместить заболевшего архиепископа, который должен был совершить обряд венчания. После венчания владыка Нектарий получил конверт, содержавший сто драхм. Он вручил его Кости со словами: «Мы, люди, не имеем ничего, а Бог обладает всем, и Он печется о нас».

Архиерей-чернорабочий

На исповедь и богослужение к митрополиту Нектарию приходило много народу. Время от времени у него исповедовались несколько благочестивых девушек, одна из которых была слепой. Они попросили владыку стать их руководителем на пути к монашеству. Так зародился знаменитый Свято-Троицкий женский монастырь на острове Эгина, где святитель жил в последние годы своей жизни (около 12 лет).

Он помог сестрам приобрести развалины монастыря на Эгине, и девушки стали их восстанавливать. Митрополит Нектарий руководил строящейся обителью не только дистанционно, но часто приезжал и участвовал в строительстве храма с 1906 по 1908 годы, а в возрасте 62 лет подал прошение об увольнении с поста директора школы и окончательно перебрался на Эгину.

Жители острова уже знали владыку как молитвенника и чудотворца: известен был случай изгнания беса из одного юноши и плодотворного моления митрополита о дожде после трехлетней засухи.

Переселившись в монастырь, архиерей по-прежнему проповедовал и много трудился на постройке монастыря как простой чернорабочий. Видимо, обитель была очень достойной, поэтому дьявол направил на нее и старенького митрополита очередной шквал клеветы. Ее быстро удалось опровергнуть, но след этот тянулся за владыкой и после смерти.

«Один живший на Эгине аскет рассказывал, что святителя видели молящимся со слезами на глазах в храме перед святыми иконами в течение трех дней и трех ночей без всякой пищи и без воды. Никто не знает, какое испытание он тогда претерпевал. Лишь после явления Ангела Господня он покинул храм и, победив искушение, вернулся к обычной повседневной жизни».

В последние месяцы жизни святитель страдал от сильных болей, связанных с тяжелым онкологическим заболеванием. Незадолго до смерти его положили в афинскую больницу, в палату для самых бедных. Дежурный врач был потрясен простым монашеским видом владыки: «Впервые вижу архиерея без панагии, золотого креста, а главное - без денег».

Сразу же после кончины святого Нектария (8/22 ноября 1920 года) начались многочисленные посмертные чудеса. Когда почившего митрополита переоблачали для положения во гроб, случайно пристроили его рубаху на край постели много лет парализованного человека - и он тотчас же исцелился; а тело усопшего замироточило. Дивный нездешний аромат чувствовался в помещении больницы еще несколько дней.

Мощи святителя через три года после погребения обнаружили нетленными и благоухающими. 20 апреля 1961 года митрополит Нектарий был причислен к лику святых Вселенской Церковью.

Плотию воскрес

Когда во время Второй мировой фашисты пытались бомбить Эгину, то в ясную солнечную погоду, по молитвам святителя Нектария, им не разу не удалось найти в море остров, в то время как другие острова они прекрасно видели.

Нельзя не рассказать еще об одном чуде святителя Нектария, совсем недавнем. «Несколько лет назад жители одной из горных деревень Эгины остались без священника. Время шло, а нового священника все не назначали. Наконец настал Великий пост, и крестьяне заволновались. Остаться в это время без священника для прихода вещь немыслимая. Посоветовавшись, решили написать письмо правящему архиерею епархии. "Святый Владыка, - умоляли обитатели деревни, - пришлите нам священника хотя бы на время Страстной недели и Пасхи. Чтобы мы могли достойно приготовиться, покаяться, помолиться и радостно со всем миром встретить Светлое Христово Воскресение".

Епископ прочитал письмо и на ближайшем епархиальном собрании в череде других вопросов огласил просьбу мирян Эгинского селения: "Кто сможет поехать, отцы, в эту деревню?" Но каждый из присутствовавших объяснял свою занятость и называл причину, почему поехать не сможет. Затем собрание перешло к другим вопросам, и письмо горцев оказалось засыпано ворохом бумаг. А потом о нем просто забыли по причине многих хлопот и приготовлений к приближающейся Пасхе.

Наконец настал Великий День Воскресения Христова, который в Греции чрезвычайно празднично и торжественно встречают всем миром. Прошла первая праздничная седмица, епархиальные служащие вышли на рабочие места, и вскоре архиерей обнаружил на своем столе новое письмо из горной деревни.

"Святый Владыка! - писали крестьяне, - Нет слов, чтобы выразить всю нашу благодарность и сердечную признательность за Ваше пастырское участие и помощь нашему приходу. Будем вечно благодарить Бога и Вас, Святый Владыка, за благоговейного священника, которого Вы нам прислали, чтобы встретить Пасху. Никогда нам еще не приходилось молиться с таким благодатным и смиренным слугой Божьим..."

Ближайшее епархиальное собрание архиерей начал с вопроса: "Кто из священников ездил в деревню, из которой в прошлый раз зачитывалось письмо?" Все молчали, никто не отозвался. Великое недоумение и горячее любопытство овладело архиереем.

Через несколько дней каменистые горные дороги острова Эгина клубились пылью: в загадочное село мчался архиерейский кортеж. Впервые в жизни в эту забытую деревню приехал владыка с пышной свитой. С пасхальными куличами, кулуракией, крашенками и цветами их встречали жители в полном составе, от старого до малого, и торжественно проводили в небольшой старинный храм.

Все греческие священники считаются госслужащими, и каждый обязан оставлять запись в специальном церковном журнале, даже если служил в храме единожды. Архиепископ приложился к чтимой храмовой иконе и сразу прошел в алтарь. В открытые царские врата все видели, как он взял журнал и подошел к высокому узкому окну. Торопливо пролистав страницы, он повел пальцем по последней строчке. "Нектарий, митрополит Пентапольский" красивыми чернилами было выведено там. Владыка уронил журнал и упал на колени, где стоял.

Известие о великом чуде громом небесным поразило всех стоявших в храме. Долгую звенящую тишину оборвал шквал захлестнувших чувств. Люди падали на колени, воздевали руки горе, обнимались, рыдали, громко благодарили Бога и святого Нектария.

Целую неделю святитель Нектарий, почивший в 1920 году, был плотию с простодушными пастухами и их семьями, служил в храме, водил их крестными ходами, возглавлял в ночи торжественные траурные шествия-эпитафии с Гробом Господним, пел с ними гимны и молитвы, утешал, наставлял. Никогда и ни от кого они не слышали таких слов о Боге. Казалось, этот старенький геронда с мягким голосом знал Его лично.

Только потом народ понял, почему все это время неземная радость переполняла их сердца, почему слезы покаяния и умиления текли рекой, и никто их не сдерживал и не стеснялся. Почему им не хотелось есть, не хотелось спать, а только - молиться с этим дивным добрым батюшкой».

Когда надежда остается только на чудо, важно знать, какой из святых может вас поддержать. Нектарий Эгинский - помощник страдающих от рака. Образ православного чудотворца помогает людям в самые страшные минуты их жизни.

Нет ничего мучительнее, чем осознание того, что или вашим близким. Святой образ Нектария Эгинского написан в честь греческого старца, который прославился своими чудотворными деяниями. Сказания о них дошли и до нашей страны. Мученик обрел любовь верующих благодаря своему чудесному дару исцелять смертельные заболевания. Многим людям он помог обрести полное выздоровление. К его иконе припадают те, кто нуждается в настоящем чуде.

История иконы Нектария Эгинского

Святитель земли греческой Нектарий Эгинский является одним из самых почитаемых святых в православной церкви Греции. Мученик малоизвестен в нашей стране, но Его чудотворные заслуги и подвиги нельзя обойти стороной.

Жизнь Нектария Эгинского относится к концу 19-го и началу 20-го веков. Свою жизнь Он посвятил Господу: усердно молился, соблюдал посты , помогал нищим, строил церкви и храмы. Известность греческий святитель получил еще при жизни. Он имел чудеснейшие способности избавлять больных от недугов. При жизни святой Нектарий помог многим людям победить рак, за что и был причислен к святым мученикам греческой церкви.

Хоть праведник и не входит в число святых в русской православной церкви, многие православные верующие знают о чудодейственных свойствах иконы Божьего угодника Нектария Эгинского и воздают почести греческому святому. В наши дни чудотворец с каждым днем обретает все большую славу в России.

Где находится чудотворный образ

Так как святой является одним из самых почитаемых мучеников в греческой церкви, чудодейственный образ Нектария украшает практически каждый храм Греции. Что касается России, то в настоящее время икону чудотворцу удается встретить далеко не каждому. Лик мученика — редкость для православной церкви. Но Бог милостив к тем, кто в нем нуждается. Поэтому найти икону Нектария все же возможно. Один из почитаемых образов Нектария Эгинского располагается в Московском храме Воскресения Словущего на Арбате.

Описание иконы Нектария Эгинского

На иконе чудотворец облачен в красивое одеяние монаха. На Его рясе изображено множество крестов, а голову покрывает клобук черного цвета. В руке праведника — Священная Книга. Другая рука сложена в троеперстном жесте, символизирующем благословение Господа .

В чем помогает чудотворный образ

Православные верующие молятся перед ликом святого об исцелении от различного рода недугов. Считается, что святой помогает побороть болезни и избавиться от онкологических заболеваний даже при самой последней стадии их развития. Также греческому чудотворцу молятся о помощи в выявлении точного диагноза заболевшего и в установлении правильного метода лечения. Но это далеко не все: христиане также просят святого об улучшении погодных условий и климата.

Дни празднования

Молитва перед иконой Нектария Эгинского

«О, великий чудотворец! Святейший мученик Господа! К Тебе обращены молитвы наши. Молим о помощи Твоей и поддержке. Не оставь нас в минуты трудные, стань опорой нашей и защити от зла. Отгони прочь болезни и подари выздоровление. Лишь на Тебя надежда наша и упоение. Воспевать и славить мы Твое имя праведное будем! Отныне и во веки веков. Аминь».

В век технологий самыми распространенными и, пожалуй, самыми страшными болезнями являются онкологические. В мире много вещей и продуктов, которые провоцируют рак . Пока ученые ищут лекарство, верующие обращаются к помощи святых. В начале каждого выздоровления лежит обретение силы воли и крепости духа через веру в Господа. Ваша собственная вера способна творить настоящие чудеса. Мы желаем вам счастья. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

21.11.2017 05:07

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Преподобный Нектарий Эгинский родился 1 октября 1846 в Восточной Фракии (тогда это была Греция, а сейчас – провинция Стамбула) и умер 8 ноября 1920 в больнице Афин.

Память святого совершается 22 ноября по новому стилю (на следующий день после кончины) и 3 сентября, годовщину перенесения мощей.

Один из самых почитаемых в Греции святых

Для греков святитель Нектарий Эгинский – святой, который олицетворяет собой не только какой-то отдельный путь, которым можно прийти к святости, а христианскую жизнь в целом во всем ее величии.

На его долю пришлись сначала нищета, затем заслуженное архиерейство и почитание, затем несправедливые гонения и снова нищета, а после – своеобразная «реабилитация», то есть прижизненное почитание в народе, которое после смерти только продолжало расти, так что сейчас он один из самых любимых греками святых. И, если спросить жителей Греции, чему их учит опыт старца Нектария, они ответят: любви к Богу, любви к людям и смирению.

Потому что, действительно, если святитель Нектарий и олицетворяет собой какой-то отдельный путь к святости, то это путь выдающегося смирения.

В 42 года стал митрополитом

Быть митрополитом, тем более в 42 года, – это уже о многом говорит (как и то, что с момента его посвящения в сан пресвитера не прошло и трех лет). При этом не имеет значения, что святитель Нектарий стал митрополитом при Александрийском П атриархате, который испытывал тогда острую нехватку в священнослужителях. Важно, что В ладыка не переставал быть при этом простым человеком, которому чужды любые внешние проявления славы или роскоши.

А они были ему чужды всегда. Вернее сказать, всегда были недоступны. Он родился в бедной многодетной семье, которую покинул еще будучи юношей. Затем жил какое-то время в Константинополе, где также испытывал большую нужду. Затем в 20 лет уехал в город Хиос, где стал учителем, а еще через 10 лет был пострижен в монастыре Неа Мони, который был известен своей аскетической строгостью. П отом – еще через 10 лет, в 1885 году,уже будучи в Афинах, – он окончил богословский факультет Афинского университета и был отправлен в Египет, в страну, которая переживала тогда наплыв европейцев.

О нем вспоминали, как о человеке, который помогал всегда, когда мог, и который никогда не жил, что называется, для себя. Будучи еще простым пресвитером Александрийской Церкви, он читал проповеди (не только в Каире, но и других городах), много и подолгу исповедовал, помогал нуждающимся и больным. Он собирал вокруг себя все больше и больше людей, и все больше и больше людей вокруг него изменялись. А сам он говорил о своем положении так: «Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения».

Оказался в немилости у священноначалия

Нелегко быть смиренным, когда тебя превозносят, но еще сложнее, когда на тебя клевещут. Изгнание из Египта, безусловно, не центральная часть его биографии с точки зрения духовного пути, но самая показательная с человеческой точки зрения. Она демонстрирует, как может вести себя христианин в сложной ситуации.

А ситуация была в следующем: уже через год после возведения в сан митрополита Пентапольского святитель пал жертвой доносов. Александрийскому П атриарху сообщили, что В ладыка ведет неподобающую жизнь и делает много поступков, которые можно назвать как «непослушание».

(Исследователи считают, что это дело рук завистников, которые решили, что святитель Нектарий «метит» в П атриархи: так было истолковано ими бескорыстное служение В ладыки и симпатия, которую моментально приобрел подвижник в Египте).

Сначала святителю было запрещено служить что-либо, кроме треб, а затем в июле 1890-го года он и вовсе был вынужден покинуть страну.

Святитель безропотн о принял всю ситуацию и не пытался «отстаивать справедливость». Более того, он не держал ни на кого зла и до самой смерти отзывался о П атриархе Софронии, который подписывал указ, с большим уважением (хотя, к слову, так и остался на всю жизнь опальным митрополитом и даже подписывался – «путешествующий епископ»).

В ернувшись в Грецию, он оказался в той же нищете, в какой был когда-то. Начинался новый этап его жизни.

14 лет был директором школы

В Греции святителю очень помогло знакомство с греческой королевой Ольгой (сестрой князя Константина Романова, вышедшей замуж за короля Греции Георга). До этого макисмум, чего ему удалось добиться, – места проповедника в провинции Эвбея (да и то при помощи мэра Афин, который как-то встретил старца, спускавшегося в слезах после очередного безуспешного визита в министерство по делам религии). Однако королева Ольга стала духовной дочерью старца, и она же помогла В ладыке стать директором духовной школы имени братьев Ризари в Афинах.

На тот момент школа, по воспоминаниям очевидцев, переживала не лучшие времена, однако святитель Нектарий вдохнул в нее новую жизнь. Он пользовался безграничным уважением и учеников, и других преподавателей во многом, потому что не только учил, но и являл собой образ истинного христианина. Будучи директором, он старался по возможности не только наказывать, но и поддерживать провинившихся учеников. Например, узнав о чьей-либо серьезной провинности, он накладывал строгий пост и на себя тоже – и это действовало лучшего любого наказания. А если кого-то все же нужно было выгнать из школы, то он делал все, чтобы отсутствовало официальное решение об отчислении, которое ложилось бы пятном на дальнейшую репутацию ученика.

Также он мог браться за любую работу, если того требовала ситуация. Так он однажды тайно «замещал» заболевшего школьного уборщика, который очень переживал, что за недели отсутствия его уволят с работы. Причем святитель (епископ) убирал не только коридоры и комнаты, но и туалеты.

Наверное, лучшим свидетельством работы святого является то, что многие из выпускников школы стали впоследствии епископами. архимандритами и профессорами. Мы не будем приводить их здесь – их десятки.

Нектарий Эгинский пробыл в «ризарионе» 14 лет до 1908 года, когда ушел в увольнение по состоянию здоровья.

К стати , князь Константин Романов, сестрой которого была Ольга, больше известен как русский поэт К.Р.

В 1885 году он посвятил сестре, уже королеве, стихотворение:

«Давно ли, кажется, больной, нетерпеливый,

Тревожно так, с томлением, с тоской,

В мучительном бреду, то грустный, то счастливый,

Я ожидал свидания с тобой?...»

Написал письмо Богу

Это произошло, когда ему было 14 лет и он работал в табачной лавке в Константинополе. Нужда Анастасия (так звали святого до пострига) достигла такой меры, что он решился… написать письмо Иисусу! «Христос мой! У меня нет обуви. Прошу Тебя послать ее мне. Ты знаешь, как я люблю Тебя».

Иисус ответил будущему подвижнику на его веру. Письмо обнаружил и вскрыл человек, который хорошо знал Анастасия и отправил мальчику сумму денег.

Старался найти понимание с христианами других конфессий

Люди, лично знавшие святителя Нектария, говорили, что тот остро переживал факт разъединения христианских церквей. Сам он, конечно, никак не мог повлиять на глобальные процессы, но в своей собственной жизни как мог старался Церкви «объединять». Например, он не избегал встреч с католическими священниками, а однажды даже принял в свою школу-Ризарион египтян-коптов.

(Коптская Церковь, основанная, по преданию, евангелистом Марком, откололась от П равославной в V веке, когда не приняла решений Халкидонского собора 451 года. При этом коптский обряд остается таким же аскетичным, как православный).

Был чудотворцем

Перечислять чудеса, сотворенные святителем, нет смысла – их великое множество. Они происходили и до его смерти, и после. Первое посмертное чудо случилось буквально сразу же, как только старец умер в больнице (от рака): палата наполнилась благоуханием. Бинты, которые сняли с умершего, положили на кровать лежащего там же паралитика, который сразу же исцелился.

При жизни святого и по его молитвам исцелялись больные, разрешались безвыходные жизненные ситуации: буквально из ниоткуда в высохших колодцах появлялалась вода, а в монастыри во время крайней нужды неожиданно завозилась провизия. После смерти святитель являлся на судах, которым, казалось, грозила неминуемая смерть, и людям, которые считали, что потеряли любую опору в жизни.

Рядом со святителем духовные законы обретали удивительную силу. Так, например, несчастную мать, обвинившую старца в растлении его дочери, настигла спустя время страшная кара – она вскоре сошла с ума.

Имел добродетель безгневаия

Согласно преданию, святой молил Бога избавить его от страсти гнева еще до переселения в Египет. Однажды он вспылил и дал своему помощнику два позатыльника. После этого он просил у Господа безгневия, а в качестве «платы» – лишить его вкусовых ощущений. Так и случилось: до конца жизни никто не видел святого разозленным, а сам он больше не чувствовал вкуса принимаемой им пищи.

Основал женский Троицкий монастырь

На собственные средства в 1904 году старец выкупил на острове Эгина небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь. Это была его забота о группе девиц, которые собрались к тому времени вокруг него и жаждали иноческой жизни.

Через несколько лет, покинув пост директора духовной школы, он сам переселился на Эгину и до самой смерти окормлял монастырь.

Некоторые изречения святителя

«Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне себя, в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях. Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно, что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это ».

«Я не хочу, чтобы вы страдали и смущались всем тем, что происходит против вашей воли, какой бы справедливой она ни была. Такое страдание свидетельствует о существовании эгоизма. Следите за эгоизмом, который прячется под личиной правоты. Следите и за неуместным сожалением, которое рождается после справедливого обличения. Чрезмерное огорчение – это искушение ».

«Единственное истинное огорчение то, которое возникает, когда мы хорошо узнаем о несчастном состоянии нашей души. Все остальные огорчения не имеют никакого отношения к благодати Божией ».

«Самый главный труд человека – это молитва. Человек создан, чтобы прославлять Бога. Это тот труд, который достоин его. Только это способно раскрыть его духовную суть. Только это оправдывает его чрезвычайное положение во всем мироздании.

При этом молитвы и прошения наши сами по себе не ведут нас к совершенству. К совершенству ведет нас Господь, Который приходит и обитает в нас, когда мы исполняем Его заповеди. И одна из первых заповедей, чтобы в нашей жизни совершалась воля не наша, а Божия. И чтобы совершалась с точностью, с которой это происходит на небесах у ангелов»..

Тропарь святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,

прославил еси Господа

добродетельным житием, Нектарие преподобне.

Темже Утешителя прославлен силою,

Божественными мощми твоими,

демоны отгониши и болящия исцеляеши,

верою приходящия ти.

Молитва святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, Эгинскому чудотворцу

О, мироточивая главо, Святителю Нектарие, Архиерею Божий! Во времена великаго отступления, нечестию мир пленившу, благочестием просиял еси и главу прегордаго Денницы, уязвляющаго нас, сокрушил еси. Сего ради дарова ти Христос врачевати язвы неисцельны, за беззакония наша нас поразившия.

Веруем: возлюби тя Бог праведнаго, да тебе ради нас, грешных, помилует, от клятвы разрешит, от недуг избавит, и по всей вселенней страшно и славно будет имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1 октября 1846 года в селе Силиврия, в восточной Фракии, у Димоса и Василики Кефалас родился пятый ребенок. При крещении мальчик получил имя Анастасий. Благочестивые родители воспитывали своих детей в любви к Богу: с ранних лет обучали детей молитвенным песнопениям, читали им духовную литературу. Анастасию больше всего нравился 50-й псалом, он любил многократно повторять слова: “Научу беззаконные путем Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся”.

Анастасий мечтал получить христианское образование, но, закончив начальную школу, вынужден был оставаться в родном селе, так как в семье не было денег, чтобы послать его на учебу в город. Когда Анастасию исполнилось четырнадцать лет, он упросил капитана судна следовавшего в Константинополь взять его с собой…

В Константинополе юноше удалось устроиться на работу в табачный магазин. Здесь Анастасий, верный своей мечте - духовно помогать ближнему, начал писать на кисетах и обертках табачных изделий изречения святых отцов. На мизерную зарплату не возможно было полноценно питаться, а о покупке одежды не могло быть и речи. Анастасий, чтобы не впасть в уныние, непрестанно молился. Когда одежда и обувь износились, он решил обратиться с просьбой о помощи к самому Господу. Рассказав в письме о своем бедственном положении, он написал на конверте следующий адрес: “Господу Иисусу Христу на Небеса”. По дороге на почту, он встретил хозяина соседнего магазина, который, пожалев босого юношу, предложил отнести его письмо. Анастасий с радостью вручил ему свое послание. Изумленный торговец, увидев необычный адрес на конверте, решил вскрыть письмо, а, прочитав его, сразу же послал на имя Анастасия деньги. Вскоре Анастасию удалось устроиться на работу смотрителя в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему удалось продолжить свое образование.

Вскоре Анастасий получил место учителя в селе Лифи на острове Хиос. Семь лет Анастасий не только преподавал, но и проповедовал “слово Божие”. В 1876 году Анастасий становится насельником монастыря Нео Мони (Нового Монастыря). 7 ноября 1876 года Анастасий был пострижен в монашество с именем Лазарь. 15 января 1877 года митрополит Хиосский Григорий рукоположил Лазаря в сан диакона, с новым именем Нектарий. Молодой дьякон по-прежнему мечтал учиться, в своих ежедневных молитвах он просил Господа предоставить ему эту возможность.

По промыслу Божиему, один благочестивый богатый христианин предложил молодому монаху Нектарию оплатить дорогу и обучение. С 1882 года по 1885 год дьякон Нектарий учится на богословском факультете Афинского университета. После завершения образования, по рекомендации своего благодетеля, он переезжает в Александрию. 23 марта 1886 года дьякона Нектария рукополагают во священника. Отец Нектарий получает назначение в Свято-Никольский храм г. Каира. В этом же храме вскоре его возводят в сан архимандрита, а спустя некоторое время Патриарх принимает решение о присвоении ему титула Верховного Архимандрита Александрийской церкви.

15 января 1889 года Верховный Архимандрит Нектарий рукополагается во архиерея и назначается митрополитом Пентапольской митрополии. В те годы Владыка Нектарий писал: “Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения”. Он по-прежнему стремится стяжать любовь и смирение. Добродетельная жизнь Владыки, его необычайная доброта и простота, вызывали не только любовь и уважение верующих. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского. Они оклеветали святителя. По своему глубочайшему смирению праведник даже не попытался оправдаться.

“Добрая совесть - это самое великое из всех благ. Она - цена душевного мира и сердечного покоя”, - говорил он в своих проповедях, покидая свою кафедру навсегда. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю.

Вернувшись в Афины, Владыка Нектарий семь месяцев живет в страшных лишениях. Тщетно он ходит по инстанциям, его нигде не принимают. Мэр города, узнав о бедственном положении, в котором находился Владыка Нектарий, добился для него места проповедника в провинции Эвбея. Слава о необычном проповеднике из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись со старцем, вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря королеве Владыка назначается директором Духовной школы имени братьев Ризари в Афинах. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. Известны случаи, когда за провинность учеников он налагал на себя строгий пост. Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Оказалось, что Владыка сам тайно убирал школу, чтобы никто не заметил отсутствие заболевшего работника.

За свое великое смирение и любовь к людям Владыка Нектарий удостоился даров Святого Духа: прозорливости и дара исцеления.

В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни. В 1904 году Владыка Нектарий основал женский монастырь на острове Эгина. На собственные средства ему удалось купить небольшой участок земли, на котором находился заброшенный, полуразрушенный монастырь.

Некоторое время старец Нектарий одновременно руководил школой и монастырем, но вскоре он уходит из школы, и переселяется на остров Эгина. Двенадцать последних лет своей жизни он проведет на этом острове, который в скором времени станет местом паломничества для многих верующих. А пока предстояло много работы по восстановлению монастыря… Духовные чада старца рассказывали, что Владыка не гнушался никакой работы: сажал деревья, разбивал цветники, убирал строительный мусор, шил тапочки для монахинь. Он был безгранично милостивым, быстро отзывался на нужды бедных, часто просил монахинь отдать последнюю еду бедным посетителям. По его молитвам на следующий же день в монастырь привозили продукты или денежные пожертвования…

Как-то раз к Владыке за помощью обратилась бедная пожилая женщина. Она рассказала, что на ее оливковое дерево “напали красные мошки”, которые уничтожают листья дерева, просила благословить оливу. Владыка осенил дерево крестом, и к всеобщему удивлению присутствующих, “с дерева поднялось облако мошек и улетело”.

Однажды, когда рабочие возили из монастыря известь в деревню, чтобы гасить ее около колодца, вода в колодце кончилась. Сырая известь могла быстро затвердеть, и стала бы не пригодной для работы. Старца известили о случившемся. Владыка сам пришел к колодцу и благословил рабочих закончить работу. К всеобщему удивлению, после ухода Владыки колодец быстро наполнился водой. Работа была успешно закончена.

Духовные чада старца рассказывали, что благодаря молитвам старца Нектария не только обстановка на острове изменилась в лучшую сторону (прекратились разбой и грабежи), но и изменился климат. Крестьяне не раз обращались за молитвенной помощью к старцу во время засухи: по молитве Владыки Нектария благодатный дождь сходил на землю.

По свидетельству монахинь, многие верующие почитали Владыку как святого: верующие рассказывали, что видели как во время молитвы он “весь светился”. А одна из монахинь однажды удостоилась увидеть, как Владыка Нектарий преобразился во время молитвы. Она рассказывала, что когда он молился с воздетыми руками, то был “на две пяди поднятым над землей, при этом лицо его совершенно преобразилось - это был лик святого”.

Из воспоминаний монахини Евангелины, записанных в 1972 году Манолисом Мелиносом:

“Он был как бесплотный… Имел какую-то особую привлекательность. Весь светился… У него было спокойное лицо. А какую чистоту источал его взгляд! Эти голубые глаза… Казалось, что они говорили с тобой и призывали тебя к Господу… Он был полон любви ко всем, был смиренный, милостивый. Он был человек любящий молчание”.

Однажды в монастырь приехали паломники из Канады, они попросили, чтобы старец Нектарий помолился об исцелении парализованного родственника. Владыка пообещал помолиться. Спустя некоторое время в одно из воскресений Владыку увидели в том самом канадском храме, куда привезли больного. Очевидцы рассказывали, что Владыка Нектарий, выйдя из Царских ворот, произнес слова: “Со страхом Божиим и верою приступите!” и позвал больного к причастию. К всеобщему удивлению больной тут же встал и подошел к Владыке. После литургии старец исчез.

Канадец, получивший таким чудесным образом исцеление, сразу же отправился на остров Эгина благодарить Владыку Нектария. Увидев в монастыре старца, он в слезах бросился к его ногам. Старца Нектария отличала не только нескончаемая доброта и любовь к людям и всему живому вокруг него, но и необычайная простота. В монастыре он служил, как простой иерей, а архиерейское облачение всегда висело около иконы Божией Матери. Старец питался очень скромно, основной едой были бобы.

В сентябре 1920 года семидесятилетнего старца отвезли в больницу в Афины. Владыку определили в палату для бедных неизлечимо больных людей. Два месяца врачи пытались облегчить страдания тяжелобольного старца (у него было обнаружено острое воспаление предстательной железы). Владыка мужественно переносил боль. Сохранились свидетельства медицинских работников о том, что бинты, которыми перевязывали старца, источали необычайные аромат.

8 ноября 1920 года Господь призвал к себе душу Владыки Нектария. Когда тело почившего стали переодевать, его рубашку случайно положили на кровать лежащего рядом парализованного больного. Произошло чудо: больной тут же исцелился. Из воспоминаний монахини Нектарии:

“Когда Владыка умер, и его перевезли на Эгину, поехала и я. Гроб сопровождало множество священников его ученики Ризарийской школы, и масса народа. Вся Эгина вышла! Флаги были приспущены. Закрыты магазины, дома… Его несли на руках. Те, кто нес гроб, рассказывали, что потом так благоухала их одежда, что они благоговейно повесили ее в шкафы как святыню и уже больше не надевали… Все мы сестры, около десяти человек находились у гроба и держали коробочку с ватой. Мы постоянно протирали лоб Владыки, бороду и руки - между пальцев. В этих местах проступало, как влага сквозь стенки кувшина, Миро! Так продолжалось три дня и три ночи. Все люди разбирали ваточки. Миро сильно благоухало”.

Духовная дочь старца Мария рассказывала, что, провожая старца в последний путь, положила ему в гроб букет незабудок. А когда через пять месяцев, при перезахоронении, открыли гроб, то все были необычайно удивлены, увидев, что не только тело и одежда праведника не подверглась тлению, но и цветы сохранили свою свежесть. Много чудесных исцелений произошло у могилы старца Нектария.

Следует отметить, что жители греческого острова Эгина, по молитвам праведника, были защищены и во время оккупации. После войны бывший немецкий комендант Афин признался, что военные летчики вылетавшие бомбить о. Крит, пролетая мимо острова Эгина, не видели его (и это, не смотря на хорошую видимость, и отсутствие облачности).

(Σηλυβρία της Θράκης), недалеко от Константинополя , в семье благочестивых родителей Димоса (Демосфена) Кефаласа, моряка по профессии, и Василики (Балу) из рода Триандафиллидисов, у которых кроме него было еще шестеро детей . 15 января года трехмесячный младенец был крещен. С детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уехал в Константинополь , чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.

Жизнь в Константинополе была нелегкой. Мальчик сначала устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.” На конверте написал адрес: “Господу Иисусу Христу на небеса” и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога.

Затем ему удалось устроиться на работу смотрителем в школе при подворье храма Гроба Господня, где у него появилась возможность продолжить свое образование и еще более глубоко погрузиться в церковную жизнь.

В возрасте 22 лет Анастасий переселился на остров Хиос и начал работать школьным учителем в деревне Лифи. Здесь он не только преподает, но и проповедует. Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству .

6 августа того же года возведен в сан архимандрита в Каирском храме Святителя Николая . Назначен проповедником и патриаршим секретарем, а затем и патриаршим наместником в городе Каире . С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение и за свое усердие получил титул верховного архимандрита Александрийской Церкви.

Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Однако быстрое возвышение, любовь патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть. Влиятельные люди патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место патриарха Александрийского, так как Софроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни.

К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие ехали к нему за советом и благословением. Тогда же начали проявляться в старце-святителе дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления.

В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться духовного руководства своего наставника. Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на острове Эгина , который он посетил 2 – 10 сентября 1904 года. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы. Так возник женский Троицкий монастырь на Эгине .

Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться. Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Какой отеческой любовью, заботой и нежностью наполнены его письма. Некоторое время святитель одновременно руководил школой, пребывая в Афинах, и своим новоустроенным монастырем.

В начале года митр. Нектарий перенес тяжелую болезнь, после чего принял решение уйти со своего поста и 7 февраля года написал прошение об отставке с должности директора школы, которая была принята 16 апреля 1908 года..

20 апреля года он переехал на остров Эгину . 23 июня того же года он освятил монастырь Святой Троицы, в воссоздании которого он принял самое деятельное участие. С этого момента в течение двенадцати лет он постоянно жил в одноэтажном домике за монастырскими стенами, построенном его стараниями "в сем суровом и безводном месте ", и трудился, физически и духовно помогая становлению и дальнейшей деятельности монастыря.

Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Много скорбей и искушений пришлось пережить им, но это были и годы благодатные. Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство.

К концу жизни еще один удар обрушился на Святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев. Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; “убитых” младенцев тоже, конечно, не нашли. После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.

Чувствуя приближение кончины, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но как и всю жизнь, смиренно прибавлял: “Да будет воля Твоя!” Долго скрываемая болезнь наконец взяла свое. В сентябре года его в сопровождении двух монахинь отправили в Афинскую больницу "Аретейон (Аретэо)". Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: “Он монах?” “Нет, - ответила монахиня, - он епископ.” “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное - без денег,” - заметил служащий.

В больнице пробыл недолго, у него оказался рак предстательной железы. Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Два месяца провел он в муках, не переставая воздавать хвалу Богу и благодарить Его.

Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны Святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.

Скончался 8 ноября года, в воскресенье, в 22 часа 30 минут, в день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, причастившись Святых Христовых Тайн.

Мощи и почитание

После кончины его тело начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину , весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.

Монастырский склеп, в котором был погребен святитель Нектарий, несколько раз открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.

20 апреля года патриаршим и синодальным указом Константинопольской Патриархии митрополит Нектарий был причислен к лику святых , были подняты его святые мощи. Оказалось, остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.

В Греции он почитается повсеместно как прославленный чудотворец. По молитвам свт. Нектария совершены неисчислимые знамения Божией милости. Существует народная поговорка: "Нет ничего неисцелимого для святого Нектария". Ему посвящены многие храмы и часовни.

В году Священный Синод Александрийской Православной Церкви вынес решение о полной церковной реабилитации святителя Нектария Пентапольского. По случаю этого события была созвана большая конференция в Александрии , прошли многочисленные официальные праздничные мероприятия с участием всех православных Поместных Церквей, а 1999-й год был объявлен годом святого Нектария