Клод моне популярные картины. Картины Моне: названия и фото

Даже далекий от мира искусства человек хотя бы один раз в своей жизни слышал имя французского художника Клода Моне. Он прошел путь от нищеты и гонений до всемирно признанного гения импрессионизма. Самые известные картины Клода Моне хранятся в лучших музеях мира, художественных галереях и частных коллекциях. Стоимость некоторых произведений художника достигает более 40 млн долларов.

Поле маков у Аржантея

«Поле маков у Аржантея» , написанная в 1873 году – одна из самых известных картин Клода Моне.

На ней изображены жена и сын художника. Они идут к зрителю сквозь высокую траву, усеянную яркими маками. На вершине пригорка Моне нарисовал еще двух человек и соединил все четыре фигуры еле заметной в траве тропинкой.

Это интересно : в юности Моне не собирался связывать свою дальнейшую жизнь с живописью. Если бы не встреча будущего художника с Эженом Буденом, который стал его наставником, мир лишился бы основателя нового движения в живописи.

Терраса в Сент-Адрес

«Терраса в Сент-Адресс» , написанная в 1867 году. Это один из ранних шедевров художника. Картина отражает один из моментов жизни художника. Моне из-за финансовых проблем пришлось вернуться домой. На полотне изображены художник и его отец – они сидят в креслах. Чуть дальше стоит кузина Моне с кем-то неизвестным.

Картина написана в том период, когда художник еще не увлекся импрессионизмом – ей свойственны выверенная композиция и тщательное изображение деталей.

Картину можно увидеть в нью-йоркском Музее Метрополитен.

Это интересно : Моне начал зарабатывать на карманные расходы в 14 лет, рисуя карикатуры. Его рисунки пользовались огромной популярностью у местных жителей.

Завтрак на траве

Пожалуй, одной из самых известных картин Клода Моне является «Завтрак на траве» . Она была написана в 1866 году и сейчас находится в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

История создания этого шедевра очень интересна. В 1895 году в Шайи художник начал работу над большой картиной, но законченный вариант ему не понравился, и Мане уехал в Париж, оставив холст хозяину дома, который художник снимал, в качестве залога. Вернувшись в Шайи, он обнаружил, что картина пострадала от небрежного обращения. Чтобы спасти ее, Мане разрезал холст на три части. Через год, вновь приехав в Шайи, он написал уменьшенную копию большой картины.

Это интересно : еще до встречи со своим будущим наставником, Эженом Буденом, Моне возненавидел его. Причиной послужили морские пейзажи художника, которые Моне считал омерзительными. Буден научил его понимать и любить природу.

Кувшинки

«Кувшинки» , написанные художником в 1916 году, стали одной из самых известных картин Клода Моне. Сейчас полотно находится в Национальном музее Западного искусства города Токио.

Начиная с 1905 года, и до конца жизни основной темой живописи художники стали кувшинки, или водяные лилии. Полотно «Кувшинки» стали частью целой серии великолепных водяных пейзажей художника. Примечательно, что писал Моне картины по памяти, поскольку пора цветения кувшинок ограничена во времени. К тому же зрение художника все сильнее ухудшалось, и он не мог работать с прежней скоростью.

Это интересно : одна из самых дорогих картин художника, «Пруд с водяными лилиями», написанная в 1919 году, была продана на аукционе Christie’s в 2008 году за 80 миллионов долларов.

Впечатление. Восход солнца

К самым известным картинам Клода Моне относится «Впечатление. Восход солнца» – знаменитое полотно, давшее название импрессионизму. На картине изображено утро в порту Гавр. В туманном рассвете едва заметны лодки, находящиеся в гавани. Ярко-оранжевое солнце, поднимающееся над портом, идет вразрез с общим мрачным настроением картины. Первые зрители не оценили полотно художника и посчитали его незавершенной работой.

Это интересно : после перенесенной операции на глазах художник начал видеть новые цвета. Это произошло из-за замены хрусталика в левом глазу. Его картины изменились – на них появились новые, необычные цвета.

Дама с зонтиком

«Дама с зонтиком» , написанная в 1886 году – еще одна из наиболее известных картин Клода Моне. На ней изображена Камилла Донсье, первая жена художника, и их старший сын Жан. Женщина, держащая в руке зонт, словно чувствует на себе чей-то взгляд. Картина относится к раннему периоду творчества Моне – это видно по тому, что он больше был сосредоточен на передаче цвета и света, и меньше внимания уделял четкости линий.

Это интересно : картины художника не раз становились объектом внимания преступников. В 2012 году в числе похищенных из роттердамского музея картин находилось и полотно Моне «Мост Ватерлоо». По мнению правоохранительных органов, все украденные картины были сожжены преступниками.

Маннпорт

В нью-йоркском Музее Метрополитен находится одна из лучших картин Клода Моне «Маннпорт» , написанная в 1883 году. На ней изображены величественные меловые скалы на побережье Нормандии, близ Этрета. Художник приезжал сюда три года подряд и создал порядка 60 полотен.

Это интересно : первой известной картиной художника стал портрет его будущей жены Камиллы Донсье.

Водяные лилии

«Водяные лилии» , созданные в 1905 году, стали одной из самых дорогих и известных картин Моне. В 1915 году произведение великого импрессиониста было продано за 54 миллиона долларов. До покупки ее неизвестным коллекционером картина не выставлялась более 70 лет, поскольку находилась в частной коллекции.

Это интересно : новое течение в искусстве, импрессионизм, получило свое название благодаря картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Примечательно, что художник придумал название для произведения в последний момент, готовя картину к первой выставке импрессионистов.

Дама с зонтиком, повернувшаяся налево

Написанная в 1866 году картина «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево» входит в число самых знаменитых полотен Клода Моне. На картине изображена приемная дочь художника Сюзанна. Полотно отличается энергичной манерой письма, женщина, изображенная на нем – эффектной позой.

Это интересно : на большинстве картин Моне изображена его жена и натурщица Камилла Донсье. Она умерла в возрасте 32 лет, предположительно, из-за туберкулеза.

Женщины в саду

Одна из наиболее известных работ Клода Моне – картина «Женщины в саду» , написанная в 1866 году. Полотно отличается своими большими размерами, и художнику приходилось работать с ним, выкопав яму в саду и опустив в нее холст. Примечательно, что единственной моделью для четырех изображенных на картине женщин стала Камилла, будущая жена Моне.

Это интересно : Моне входит в тройку самых дорогих художников в мире.

Клод Моне (Claude Monet) 1840-1926 г. Один из основателей и ведущих художников периода импрессионизма. Биография и картины.

Уже в 16 лет Клод Моне решил, что настоящее искусство рождается на пленэре, отвергнув классические принципы. Его жизнь была богата на события – он любил и страдал, преодолевал непонимание и купался на волнах успеха. Он оставил после себя богатое наследие, испробовав множество сюжетов, чтобы в конце жизни бесконечно выводить на холсте кувшинки из своего любимого пруда.

Никогда до этого момента изобразительное искусство не видело творца более тонкого и смелого, внимательно присматривающегося к природе, что позволило ему создать целый ряд картин настолько чувственных и честных в своей красоте, что это явилось своего рода откровением для последующих поколений, избравших своей путеводной звездой импрессионизм.

Движение к успеху, дорогой импрессионизма.

Клод Моне оказался в Париже в 19 лет. В столице он вначале обучался в Академии Сюисса, а после продолжил своё образование в мастерской Шарля Глейра. Не так важно насколько сильным было влияние этого популярного в ту пору художника на техническое и стилевое развитие молодого Моне, но то, что он собрал вокруг себя народ более чем примечательный – этот факт. В мастерской Клод Моне познакомился с Сислеем, Ренуаром, Базилем, с которыми вместе будет ковать новый стиль в искусстве уже в скором времени.

В 1863 году разразился огромный скандал, в связи с ультра смелой и откровенной картиной «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Клод, вдохновлённый этой работой, решил написать свой вариант. «Завтрак на траве» Клода Моне явно демонстрирует поиски стиля молодого мастера – отказ от контура, пренебрежение линией за счёт моделирования форм с помощью цветовых пятен, эксперименты в передаче естественного освещения на полотне. Для многофигурной композиции мастер использовал всего лишь две натуры – все дамы написаны с его возлюбленной Камиллы, а мужчины с друга Базиля. Примечательно, что в этой работе Моне изобразил несколько персонажей спиной к зрителю, разрушив тем самым один из главных канонов классической живописи — подобное изображение доселе было недопустимым.

Но молодой Моне двигался своей дорогой, пробуя на вкус цвета, сюжеты, пластику и композицию. Таким же новаторством отличается работа «Женщины в саду», моделью которой также выступила любимая Камилла, «размноженная» четырежды на полотне.

Работы Моне раннего периода в подавляющем большинстве посвящены Камилле. «Дама в саду», «Женщина в зелёном платье» — на всех этих полотнах зритель увидит Камиллу, причём последняя работа принесла Клоду известность. В последствии у Моне появиться ещё один любимый натурщик – его сын Жан.

Работа над стилем.

60-е годы были ознаменованы тяжёлым материальным положением для Моне. Есть свидетельства, что живописец даже подумывал о самоубийстве. Однако от этого отчаянного шага Клода спасла работа – в его имение в Буживале приезжает Ренуар и друзья много работают на натуре, оттачивая мастерство, находясь в поиске новых средств выразительности. Основной целью их поисков было мгновенье — художники стремились поймать сиюминутность, успеть запечатлеть один и тот же пейзаж в разные временные отрезки, доказав всеми миру, что отдельно взятый момент не похож на предыдущий или последующий, он уникален и прекрасен своей неповторимой красотой.

Моне стал практиковать новую технику нанесения цветов на холст – он не смешивает цвета на палитре, как это делали художники прошлых лет, предпочитая наносить чистые колеры, позволяя глазу зрителя самостоятельно смешать краски, глядя на законченную работу.
В 1872 году Клод Моне создал легендарную картину – «Впечатление. Восход солнца». Уникальность её не только в технике и цветовом решении, но и в том, что этот полотно дало название целому направлению. С этого момента весь мир будет знать, если на полотне преобладают мелкие мазки локальными цветами, отсутствует линия, а пространство наполнено светом – это импрессионизм, с французского «впечатление».
Легендарная работа явилась стартом успеха художника, за ней последуют лучшие его работы – «Поле маков у Аржантёя», «Бульвар Капуцинок», «Вокзал Сен-Лазар» и др. Работа приносила удовлетворение, хотя публика не всегда встречала картины мастера с восторгом.

1879 год дал ещё один повод запечатлеть Моне уходящее мгновение – умирала его любимая Камилла, и с какой-то болезненной внимательностью художник рисовал её лицо, теряющее краски.

Признание и покой.

Лишившись любимой женщины, Моне, наконец, обретает признание – критики пишут хвалебные отзывы, публика симпатизирует его работам, а материальное положение значительно улучшается.

Моне начинает писать циклы – серии работ, посвящённые одному и тому же сюжету, исполненные в различном антураже, разнящиеся временной характеристикой: художник пишет пейзаж в разное время года или суток, или погодных условиях. Примерами таких работа могут служить серии «Руанский собор», «Тополя на Эпте», «Тополя», «Здание парламента в Лондоне» и др.

В 1892 году Моне женится во второй раз, и много путешествует, обогащая свою галерею восхитительными маринами.

А на закате лет мастер приезжает в Живарни, где разбивает сад с прудом и мостиком, считая всё это природное великолепие своим лучшим произведением искусства. Черпая вдохновение в своём саду, мастер создал не одну серию картин, любимой из которых была та, что посвящена кувшинкам.

Финал жизни Моне нельзя назвать счастливым – ушла из жизни его вторая жена, а затем и сын Жан, художника одолела катаракта, которая привела к фактической слепоте. Однако как оглохнувший Бетховен не перестал сочинять, так и Моне не стал отбрасывать кисти, продолжая писать картины до самой своей смерти в любимом Живарни. В декабре 1926 Моне не стало. Закончив свой жизненный век, он только начал век художественный – его картины стали вдохновителями многих художников, и тех, кто явился прямым последователем импрессионизма, и тех, для кого он стал отправной точкой, породив множество новых стилевых «измов».






Клод Моне - национальная гордость Франции, родился в Париже в 1840 году, 14 ноября. Скончался художник в своем поместье, деревеньке Живерни в 1926 году (5 декабря). Один из основателей нового направления в живописи - импрессионизма, он оказал влияние на развитие художников всего мира. Некоторые картины Моне мы опишем в данной статье.

Этапы творчества

В Париже художник поступает в Императорскую школу изящных искусств, но быстро ее покидает, так как в ней царит рутина. Картины Моне естественны и показывают игру света. В 1865 - 1870 годах он пишет полотна «Женщина в зеленом платье», «Женщины в саду», «Завтрак на траве», «Порт Трувиль». Но эти картины Моне не имеют успеха на выставках и плохо продаются.

«Впечатление. Восход солнца»

В 1872 году художник создает знаковое полотно, которое сейчас находится в Мармонттан-Моне в Париже. Оно было написано в порту Гавра и дало название направлению lʹimpressionnism, которое в дальнейшем будет принято критикой и публикой. А пока картины Моне высмеиваются критиками. Публика охотно покупает их по очень низким ценам.

Описание картины Моне

Фотографию картины художника можно подробно рассмотреть в данной статье. Серовато-голубоватый туман застилает все полотно. На первом плане еще довольно отчетливо видны силуэты лодок рыбаков, а на заднем чуть просматриваются краны у причала, парусные суда, дым, идущий из труб. Море и небо выполнены в голубовато-зеленоватых, неярких тонах. Нет контрастного перехода между линией горизонта и морем. Из тумана выплывает маленький оранжевый диск солнца. Его свет отражается на облаках и дорожкой бежит по воде.

1877 год, серия картин станции Сен-Лазар

Художником написано 12 картин этой серии в различных погодных условиях и под разными углами зрения. К этому времени, неустанно и много работая, создает новые полотна Клод Моне. Картины с названиями: «Жан Моне на лошадке», «Мост в Аржантее», «Прогулка». Впоследствии сериями будут написаны «Стога» и «Кувшинки».

«Вокзал Сен-Лазар» (1877 год)

Это третья картина серии. Она находится в институте искусств Чикаго. Чтобы написать всю серию, художник устроил себе мастерскую прямо на вокзале. Моне вдохновляло то, что он является свидетелем промышленной революции. Его интересовало как само здание, состоящее из металлических конструкций и стекла, так и паровозы, пускающие пар, спешащие к ним пассажиры. Голубовато-зеленоватый колорит подсказывает, что небо затянули облака, а лучи солнца не проглядывают. Мощные очертания стоящего в отдалении паровоза, готового к отправке, великолепно передают дух современности.

Увлечение японским искусством

Привезенные из Японии гравюры стали распространяться по всему Парижу. Их необычная техника, композиционные решения Хокусая в серии «Виды горы Фудзи» наложили отпечаток на серию «Стогов» Моне. Эти картины Моне с различно расположенными стогами, освещенные утром, днем и вечером, явно повторяют очертания горы Фудзи. Немного в другом ракурсе этим искусством увлеклась жена художника, Камилла.

Портрет мадам Моне

Клод Моне картины писал исключительно на пленэре. Это одно из редких произведений, созданных в помещении в декоративных и коммерческих целях (для продажи). Внимание сосредотачивается на женщине в светлом парике в алом кимоно, которое привлекает внимание не только ярким цветом, но и вышитым золотом орнаментом. Особенно хорош на нем тщательно выписанный самурай в голубом кимоно с мечами. Статичность позы модели уравновешивает динамика вееров, прикрепленных к стене и разбросанных по полу. Их тоже пронзает восточная тематика: аисты, портреты японок, рыбы.

Последние годы

Картины Моне по-прежнему пишет сериями. Можно назвать «Тополя», «Соборы Руана», «Темза в Лондоне», «Кувшинки». После 1900 года перед нами предстает всеми признанный метр, который уже не имеет материальных забот. Выставки приносят успех и деньги. Он покупает небольшой кусочек земли в Нормандии. Его имение называется Живанши. В нем он устраивает пруд и разводит водяные лилии. Но после операции на глазах, поскольку у него была катаракта, художник начинает все видеть в сиреневато-голубоватых тонах.

Предлагаем посмотреть на одно из последних произведений Моне с нимфеями. Изменение цвета не повлияло на прелестный водяной пейзаж. Кувшинки не белые, а голубоватые, с розоватыми переливами, а вода насыщенного фиолетового цвета.

Немолодой художник очень увлекался разведением растений в своем садике и любил совершать по нему прогулки. К концу жизни всеми почитаемый живописец, совершивший переворот в классическом искусстве, мог себе позволить работать и отдыхать так, как ему нравилось.

Оскар Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года, но в возрасте 5 лет переехал в Гавр, где его отец работал бакалейщиком и поставщиком товаров на судна. Талант Моне впервые проявился в подростковом возрасте. Все началось с карикатур на выдающихся жителей Гавра. Видным горожанам понравились собственные шутливые портреты. Рисунки продавались в местном художественном салоне за 20 франков каждый.

В этом же салоне продавались картины местного художника Эжена Будена. Он был страстным любителем пленэра, что было необычно в те времена. Молодой человек также увлекся работой под открытым небом. Он стал писать на пленэре, потому что это придавало его произведениям чувство сиюминутности, кроме того, его интересовало естественное освещение.

Количество заказов увеличилось, и вскоре Моне стал зарабатывать столько денег, что ему пришла в голову идея стать настоящим художником-пейзажистом, таким которому хватит мастерства и таланта запечатлеть переливчатые, изменчивые виды вокруг.
Однако сначала необходимо было преодолеть серьезные трудности. Путь к успеху в мире искусства пролегал через выставку работ в знаменитом парижском салоне – самой престижной художественной выставке в мире. Все контролировалось академией живописи и культуры, основанной в 1795 году группой масонов. Чтобы попасть туда, нужно было сдать экзамен, который оценивали профессора академии. Эти же люди отбирали работы для парижского салона. Добившись успеха в салоне, художник по рекомендации академиков получал престижный государственный заказ. Выполнив несколько серьезных заказов, человек становился членом академии и получал право преподавать. Так повторялся изживший себя процесс. Против этого выступали импрессионисты. В Париже возникает множество художественных студий, цель которых – избавиться от салонного господства. В 1873 году они открыли свою альтернативную выставку.

«Впечатление. Восход солнца» 1873 г.


Картина изображает туманный рассвет в гавани. На фоне облаков в плотной дымке находится ярко-оранжевое солнце, лодки не имеют четких очертаний.

Зрители, однако не сумели понять ни технику исполнения, ни выбранную гамму цветов. Картину расценили не как революционную, а как нелепую. Зрители удивлялись, почему автор выставил незавершенную работу. Критик Луи Леруа употребил слово «импрессионисты» в уничижительном значении. Так неумышленно он дал название всему направлению. Ко времени восьмой выставки в 1886 году термин стал общепризнанным.

«Мост в Аржантее» 1874 г.


Картина «Мост в Аржантее» датируется 1974 годом. Она изображает один из пригородов Парижа, где Моне жил недолгое время. Жизнь в пригороде развивалась не только из-за дороговизны в городе, но и благодаря культуре того времени. Люди сбегали сюда от напряженности и городской суеты Парижа, чтобы развеяться. На этой картине понятно насколько это было увлекательное место. Моне рисовал на открытом воздухе, на пленэре. Это вершина развития импрессионизма. Художник не стремится показать конкретное судно. Цвет картины весьма насыщенный. Художник использует те цвета, которые сложно увидеть в академических пейзажах, они обычно приглушенные, смешанные. Здесь же цвета светлые, яркие и совпадают на переднем и заднем плане. Такой прием сглаживания выглядел достаточно радикально в 1870-х годах. Свободные, будто бы небрежные мазки кисти обнаруживают сходство картины с зарисовкой и придают ей некую незавершенность.

Вокзал Сен-Лазар 1877 г.



Моне жил в одном из пригородов Парижа Аржантее. Эта картина стала ярким отражением всего нового и современного, промышленности, но это было весьма радикально для того времени. Все привыкли к изображениям водных лилий и сельских пейзажей в работах Моне. Изображение работающего на угле паровоза было смелым. Однако и до того, как Моне поселился в Аржантее и рисовал пейзажи, он иногда изображал детали современной жизни.

Композиция картины не слишком отличается от пейзажей в традиционном стиле. Изображение чрезвычайно плоское, внимание концентрируется на поверхности и на краске. Локомотив въезжает на вокзал через огромные железчатые сооружения. Пар над ним обволакивает локомотив, эту железную маску, и в этом весь Моне, его желание сконцентрироваться на игре света и цвета.
Моне в отличие от художников-академистов не думает о создании определенного ракурса, линии перспективы, над преданием цельности предмету. У предметов нет четких очертаний, модели почти абстрактные.

«Прогулка к утесу в Пурвиле» 1882 г.


Действие происходит на морском курорте на северо-западе Франции. Две женщины прогуливаются на природе. Художник дает ощущение спонтанности, которое чувствуется в мазках кисти. Через изображение обрыва он передает настроение великолепного дня. Обрыв находится в глубокой тени, что создает острый контраст. Картина кажется спонтанной, но она была тщательно продумана и спланирована. Картина состоит из нескольких слоев краски. Моне наносит новые слои краски на еще невысохшие предыдущие.
Персонажи картины получают наслаждение от освежающей прогулки по утесам. Перед ними открывается живописный пейзаж: утесы, море, небо с уплывающими облаками. Эта картина показывает современный мир глазами человека, принадлежавшего к среднем слою, запечатлевшему отрезок свободного времени.

Цикл «Руанский собор» 1890-е гг.


Сооружение находится в часе еды к северу от Парижа. Моне написал 30 полотен с его изображением. В период с поздней зимы по раннюю весну в течении двух лет в 1892 и 1893 годах Моне снимал студию, расположенную прямо напротив собора и мог передавать различные эффекты света. Он рисовал сразу несколько картин и в каждой передавал разные моменты в зависимости от времени дня и освещения. Художник возвращался к начатым полотнам при новой погоде. По возвращению в Париж он заканчивал картины в своей мастерской. Они массивны, на них толстые слои краски, Моне писал их долго. Ему всегда было интересно ловить мгновение, но в этих произведениях это становится основной темой. Средневековый собор имел религиозное историческое значение. Его образу присущи массивность, прочность, но в варианте Моне это филигранные формы, отсутствует ощущение тяжелой трехмерности.

Клод Моне – один из известных и популярных художников в истории мирового искусства. Этот живописец является основателем и ярким представителем нового направления начала XX века – импрессионизма. Сегодня каждому образованному человеку и любителю живописи близки и понятны картины Моне, с названиями которых и их кратким описанием нам предстоит познакомиться.

Родившись в Париже в 1840 г., Клод Моне через 5 лет переехал в Нормандию. Юноша с детства проявил тягу к рисованию, но выбрал жанр карикатуры.

В 17 лет Моне знакомится с Эженом Буденом, который научил его искусству пейзажных зарисовок. До знакомства с ним рисование с натуры, морские пейзажи Клод Моне не считал стоящими и даже относился к ним с презрением. 1859 – год возвращения юного художника на родину, в Париж. Там он продолжал рисовать в мастерской бедных художников.

Переломным моментом в судьбе и творчестве Моне считают поступление на факультет искусств Парижского университета. Там он знакомится с О. Ренуаром, А. Сислеем и Ф. Базилем – талантливыми молодыми художниками, вместе с которыми ему было суждено изменить историю мировой живописи.

Как появилось течение «импрессионизм»?

Клод Моне постепенно пытается изменить традиционный способ рисования с натуры, используя то новые световые решения, то меняя угол обзора и положение художника при написании картины. Предпочитая пленэр студийной работе, он ищет красоту в окружающем его мире, пытаясь запечатлеть мгновение и свое восприятие увиденного.

Одно из главных отличий зарождающегося импрессионизма – новая работа с тенью и цветом. Моне выбирал то колористическое наполнение картин, которое он видит и чувствует в определенный момент времени. Рисуя тени светлыми, а не черными, как предшественники, он наполнил внутренним светом свои полотна.

Постоянная бедность и нужда 70 - 80-х гг., начало Франко-прусской войны вынудили его переехать в Англию. Здесь Моне знакомится с торговцем Полем Дюран-Рюэлем, который покупает его полотна. Это позволило по возвращении на родину приобрести небольшой дом в Аржантее.

Официальной точкой отсчета направления «импрессионизм» принято считать 1874 г., когда легкой рукой одного из критиков картину окрестили «впечатлением, впечатленством» - impressionnisme. В 1883 г. Клод Моне вместе со своей семьей переезжает в Живерни, где на скопленные деньги он уже мог себе позволить приобрести дом с землей и садом. В этой же небольшой деревне ему было суждено в 1926 г. закончить свой земной путь.

У Моне с молодых лет были проблемы со зрением, а в 1912 году ему даже удалили хрусталик одного глаза. Считается, что эта болезнь способствовала природному таланту художника видеть и отражать необычные цвета и оттенки в природе.

Популярность Моне сегодня переоценить невозможно: по сей день он входит в число трех самых дорогих художников мира.

  1. Одна из наиболее известных и ранних работ Клода Моне – картина «Женщины в саду», созданная в 1866 г. Для написания её он вырыл траншею, чтобы удачнее выбрать ракурс, правильно установить мольберт и встать самому. Сюжет картины прост: четыре молодые дамы прогуливаются по летнему саду, собирая цветы и мило беседуя. Одна из них – молодая натурщица Камилла Донсье – в дальнейшем стала женой Моне.
  2. 1866 год стал также временем написания картины «Дама с зонтиком, повернувшаяся налево». Объектом изображения стала молодая девушка, приемная дочь Моне Сюзанна. Художник смотрит на натурщицу снизу вверх, захватывая, помимо фигуры девушки, траву и цветы крупным планом и большой кусок неба. Один из главных героев картины – ветер, который управляет движением объектов, создавая ощущение энергии и движения сюжета.

  3. Картина «Водяные лилии» 1905 г. после её покупки неизвестным любителем живописи была скрыта от посторонних глаз более 70 лет. На ней изображены пруд, лилии в нем и отражающиеся в глади воды облака. Считается, что этот сюжет художник срисовал с водоема в Живерни. Этому полотну суждено было стать самым дорогим на лондонских торгах: его оценили в 54 миллиона долларов.
  4. «Маннпорт» (1883 год) сейчас находится в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Объект изображения для этой картины – скалы Нормандии. В эту страну Моне часто ездил, создав более 60 картин о её могучей и суровой природе.
  5. На картине «Дама с зонтиком» (1886 г.) изображена жена Моне Камилла Донсье. Полотно относят к раннему периоду творчества: линии размыты и неточны, основной акцент сделан на красках и ощущениях самого художника.
  6. Знаменитое полотно, давшее имя всему направлению «импрессионизма» - «Впечатление. Восход солнца» редко кого оставляет равнодушным. Порт Гавр, раннее утро, лодки на глади воды, еле заметные в утреннем тумане, мрачные и темные краски с контрастирующим на их фоне ярким солнцем – картина была создана, чтобы перевернуть представление о технике и назначении живописи. Однако первые зрители отнеслись к новаторству прохладно, не оценив её скрытой силы и перспектив.

  7. Интересна, с точки зрения создания сюжета, картина «Завтрак на траве» 1866 года. Сам стиль полотна не свойственен импрессионистической манере письма Моне. Это картина перехода, поиска себя. Идейным вдохновителем стал Эдуард Мане (не стоит путать эти разные произведения искусства), которые создал несколькими годами ранее одноименную картину. Она вызвала бурную реакцию и скандал из-за реалистично изображенных на ней обнаженных женщин. Клода Моне эта картина привела в восторг. Он решил повторить успех этого полотна и эпатировать публику. На данный момент то, что мы видим на картине, – это одна из трех частей огромного полотна, который так и остался незавершенным, хотя был выставлен на Парижском салоне.
  8. «Кувшинки» 1916 года – продолжение темы воды и водяных линий в творчестве Моне и часть серии водяных пейзажей. В ней интересно композиционное решение: сюжет как будто выхвачен из огромной, бескрайней картины. Художник обрезал крупные центральные цветы, чтобы показать бесконечность природного пространства. Благодаря ярким краскам и необычной композиции, казалось бы, обычный пруд завораживает зрителя.
  9. «Терраса в Сент-Адресс» – одно из ранних творений художника, созданных в 1867 г. На картине изображена летняя терраса с сидящими в креслах мужчинами и девушкой, которая стоит у перил вместе со своим спутником. Строгие линии, отсутствие размытости и композиционное решение не свойственны манере импрессионизма.

  10. «Поле маков у Аржантея» 1873 г.. Герои картины – сын и жена художника. Они пробираются сквозь высокую траву и яркие красные маки. На заднем плане видны фигуры еще двоих, а также маленький белый дом вдалеке.

Искусствоведы пришли к выводу, что в последние годы своей жизни художник выходит за рамки импрессионизма, предвосхищая дальнейшие изменения в живописи и очерчивая перспективы. Войдя в историю мировой живописи и обретя множество сторонников и последователей, картины Моне, с названиями и кратким описанием которых мы ознакомились, остаются не только в памяти зрителей, но и в их сердце, вызывая настоящие и некую тоску по уходящей и сиюминутной красоте этого мира.