Инструмент который является самым близким родственником гобоя. Музыкальный инструмент: Английский рожок

Английский рожок или альтовый гобой - деревянный музыкальный инструмент.


Название «Английский рожок» до сих пор является загадкой, и вызывает много споров и догадок у музыкантов и музыкальных историков. Ниже перечислены несколько версий интерпретации названия английского рожка.

По видимому слово «рожок» говорит нам о ссылке на первоначально дугообразную форму инструментов ранних гобоев теноров и особенно гобоя da caccia, которые использовались в качестве инструментов сопровождавших охоту. Имя прилагательное - «Английский» - вероятно результат лингвистической деформации слова, которая образовалась от исходного французского словосочетания " cor angle " (угловатый рожок, согнутый под углом рог) и преобразовалась в «cor anglais» (английский рожок).
Другая версия: французы, назвав новый инструмент «Английским» указывали на его якобы иностранное (английское) происхождение, чем хотели привлечь внимание публики и композиторов к новому инструменту.
Третья версия гласит о том, что если современный английский рожок, был развит в Силезии - исторической области Центральной Европы (современные Польша, Чехия и Германия), то название инструмента скорее всего имеет немецкие корни, а на немецком языке слово engelisch имеет два значения: первое религиозное: еnglische - ангельский (der Englische Gru - ангельское приветствие, молитва); и второе разговорное: еnglische - английский (английский язык).
В результате всего перечисленного следует, что название инструмента может звучать как «Английский рожок», «Ангельский рожок» или «Угловатый рожок». Самостоятельные партии для английского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк, в том числе в опере «Орфей и Эвридика». В симфонической музыке английский рожок появился впервые у Гайдна. Среди других композиторов, писавших для английского рожка во второй половине XVIII века, ― Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн, а также сами исполнители ― Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.
Одним из наиболее выдающихся исполнителей на английском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, возможно, Трио, op. 87, Бетховена. Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.
Во Франции английский рожок появился только в начале XIX века. Первым крупным исполнителем на нём был Гюстав Вогт, гобоист оркестра Гранд-опера. Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль». Вогт вместе с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.


Широко использовался английский рожок в операх итальянских композиторов ― Доменико Чимарозы, Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Именно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для английского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, у которых английский рожок нередко используется в драматических эпизодах.


Первым из немецких композиторов-романтиков, включившим английский рожок в свои партитуры, был Рихард Вагнер, слышавший этот инструмент в Париже. В операх «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» английский рожок подражает пастушьим наигрышам, а в «Лоэнгрине» используется уже не только для специальных эффектов, но и как полноценный оркестровый инструмент с самостоятельной партией. Партии английского рожка также встречаются в произведениях Шумана и Листа.По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет бо́льший размер, грушевидный раструб и особую изогнутую металлическую трубочку, с помощью которой трость соединяется с основным корпусом.

Духовые инструменты. Так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Одни из них прямые и сравнительно короткие, как у кларнета, флейты или гобоя. Другие длинные, для удобства «свернутые», как у фагота, валторны, трубы. Одни изготовляются из дерева, другие - из металла. И форма инструментов, и материал, из которого они сделаны, имеют большое значение: они определяют характер, окраску звучания, то есть тембр. Особую роль играет материал: ведь звук у металла совсем иной, чем у дерева. Поэтому духовые инструменты делятся на две группы - деревянные и медные. Но все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных и струнных инструментов они одноголосны. Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяются обычно по два и более инструментов одного вида.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, фагот, а также английский рожок и саксофон.

Флейта – это духовой инструмент, изображения которого находят еще на фресках Древнего Египта и Греции.

Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный в 1832 году немецким мастером Т. Бемом, постепенно вытеснил продольную, и сейчас во все оркестры входит именно поперечная флейта.

Диапазон ее - от до первой и до до четвертой октавы, нижний регистр глуховатый, мягкий; средний и часть верхнего очень красивы, обладают нежным и певучим тембром; самые высокие звуки пронзительные, свистящие.

В инструментальных ансамблях флейта принимала участие уже в XV веке. Композиторов привлекало ее напевное звучание, а позднее, когда инструмент усовершенствовался, - богатые виртуозные возможности. Флейте доступны самые сложные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните «Снегурочку» Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят «узорчатые» наигрыши флейты. Флейта самый высокий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра.

Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо (piccolo - по-итальянски - «маленький»). Она в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше. Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.

В опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе «Кармен» две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих вслед за солдатами.

И. С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты №2 си минор

Гобой – это деревянный духовой инструмент, похожий на флейту, но имеющий звук более теплый и густой. Произошел он от простой свирели – костяной трубочки, снабженной мундштуком и имевшей отверстия, - и появился во Франции во второй половине XVII века. Гобой похож на прямую деревянную трубочку с 25 отверстиями, из которых 22 – 24 закрыты клавишами. При игре исполнители закрывают пальцами эти отверстия, и отсюда получаются звуки различных тональностей. Играют на гобое пальцами обеих рук.

Гобой всегда участвует в симфоническом оркестре. Ему поручают печальные и мечтательные мелодии. Но он может играть и шутливые мелодии, например, подражать кваканью лягушек.

П. Чайковский симфония №4 II часть

Английский рожок. Самый близкий родственник гобоя - английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем.

Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, «лениво-мечтательный» по определению композитора Николая Римского-Корсакова.

В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.

Кларнет также относится к семейству деревянных духовых инструментов. Он произошел от свирели – тонкой трубочки, на которой играли пастухи, и имеет форму трубки со своеобразным клювом. Длинна этого музыкального инструмента – 50 – 70 см, он имеет 20 клапанов и 7 отверстий.

К. Сен-Санс Соната для кларнета и фортепиано

Фагот. Своей формой этот представитель деревянных духовых инструментов похож на английскую букву U, то есть как будто сложенная пополам трубка. На корпусе фагота расположено 25 – 30 боковых отверстий, из которых 5 – 6 закрываются пальцами, а остальные клапанами.

Появился фагот в Италии еще в XVI веке, но сначала использовался как сольный инструмент и лишь два века спустя стал применятся в симфоническом оркестре. Обычно в оркестре используется от двух до четырех фаготов. Фагот самый низкий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра.

А. Вивальди Концерт для фагота с оркестром I часть.

Саксофон изобрел более ста лет назад известный бельгийский изобретатель Адольф Сакс. Саксофон также входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из метала – серебра или особого сплава. По звучанию и по форме он похож на кларнет.

Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно его стали вводить в оперный и симфонический оркестры. Полноправным членом симфонического оркестра саксофон так и не стал. Зато в XX веке его вибрирующий, выразительный и страстный звук привлек внимание джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза.

Дж. Гершвин «Summertime» из оперы «Порги и Бесс».

Английский рожок имеет еще второе название – альтовый гобой и относится инструмент к группе деревянных духовых. Он был сконструирован из охотничьего гобоя путем добавления к нему раструба. Поначалу инструмент был изогнут в форме дуги, однако чуть позже приобрел вытянутый вид.

Современный инструмент по своему устройству действительно похож на гобой , однако у него размеры чуть крупнее и раструб грушевидной формы, который ни с чем не перепутаешь. Да и звучание отличается от его близкого сородича. Английский рожок звучит более мягко, с приятным густым и полным тембром. В симфонический оркестр инструмент вошел в середине в середине XVIII века и с тех пор стал полноправным участником. Первым композитором, который обратил внимание на этот инструмент стал К. Глюк, он использовал его в своей опере «Орфей и Эвридика ».


На самом деле свое название английский рожок получил из-за неверного толкования французского слова anglais. Правильно было бы перевести это слово, как «изогнутый углом». Есть еще одна интересная версия происхождения слова английский. Предположительно, первые варианты рожка выглядели как трубы, с которыми обычно рисовали на полотнах в те времена ангелов. Таким образом, немецкое слово engellisch (ангельский) преобразовалось в englisch (английский).

ГОБОЙ

Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII -- VII веках до новой эры был известен духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. Греческий авлос, изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без которого не обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок гобоя, как, впрочем, и старая (но значительно более молодая, чем авлос) русская свирель. В Европу гобой пришел с Ближнего Востока, и в XVII веке стал постоянным участником оперного оркестра. Диапазон гобоя -- от си, а у некоторых инструментов си-бемоль, малой октавы до фа третьей октавы. Как и у других деревянных инструментов, тембр у гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно грубы и резки; средние -- насыщенные, с немного гнусавым оттенком; высокие -- пронзительные. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют наиболее часто. На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные музыкальные эпизоды. Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы. Вспомните: в сцене письма Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» на словах «...Проснулось все и солнышко встает. Пастух играет...» звучит наигрыш гобоя, подражающий звучанию пастушьего рожка. Гобою поручено начало второй части Четвертой симфонии Чайковского -- задумчивый, грустный напев. Два гобоя играют мелодию Танца маленьких лебедей в «Лебедином озере». А вот Прокофьев в своей симфонической сказке «Петя и волк» поручил гобою в низком регистре изобразить утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок. Самый близкий родственник гобоя -- английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем. Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, «лениво-мечтательный» по определению Римского-Корсакова. Английский рожок умеет подражать восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него одну из тем симфонической картины «В Средней Азии». Но вместе с тем ему поручают такие напевные мелодии, как во вступлении к ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из «Пиковой дамы» Чайковского. А в «Фантастической симфонии» Берлиоза и увертюре к опере Россини «Вильгельм Телль» английский рожок имитирует звучание рожка альпийских пастухов. В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГОБОЙ" в других словарях:

    Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью Диапазон … Википедия

    - (франц. hautbois). Духовой деревянный инструмент, занимающий по тону середину между флейтой и кларнетом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОБОЙ деревянный музык. духовой инструмент, занимающий по… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от франц. hautbois букв. высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д амур, английский рожок, геккельфон … Большой Энциклопедический словарь

    Зурна, сарюсофон, дудук Словарь русских синонимов. гобой сущ., кол во синонимов: 4 дудук (3) зурна … Словарь синонимов

    ГОБОЙ, гобоя, муж. (итал. oboe) (муз.). Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГОБОЙ, я, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки. | прил. гобойный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж. музыкальное орудие, похожее на кларнет, составляющее по объему (две октавы и три ноты) средину между им и флейтой. Гобойный, до гобоя относящийся. Гобоист муж. играющий на гобое; гобоистов, ему принадлежащий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля

    - (Oboe ит., Hantbois фр., Hoboe нем.) деревянный духовоймуз. инструмент, принадлежит к группе тех духовых инструментов, мундштуккоторых снабжен язычком (Г., фаготы, кларнеты, саксофоны). Корпус Г.состоит из конической трубки с дырочками и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    гобой - я, м. haut bois m., > нем. Hoboe. Деревянный духовой музыкальный инструмент, по высоте средний между кларнетом и флейтой. БАС 2. Прислано сюда музыкальных инструментов.. пара валторн медных негодных же, пара кронов негодных же, пара гобои.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Деревянный духовой музыкальный инструмент. Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д… … Энциклопедия Кольера

    гобой - я, мн. гобо/и, гобо/ев, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце, по высоте звука средний между флейтой и кларнетом. Играть на гобое. Родственные слова: гобои/ст, гобо/йный… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Душевный гобой. Альбом для гобоя и фортепиано. Клавир и партия / Hautboy the Kind: Album for Hautboy and Piano: Piano Score and Part , Жанна Металлиди. Предлагаемое издание продолжает серию сборников пьес для духовых инструментов в сопровождении фортепиано, написанных петербургским композитором и педагогом Жанной Лазаревной Металлиди. Ранее…