Гурджиев георгий иванович четвертый путь. Гурджиев

Георгий Иванович Гурджиев - человек загадка: величайший эзотерик ХХ века, философ, маг, пророк, путешественник, композитор, учитель танцев, писатель.

Вокруг личности этого удивительного человека крутится огромное количество самых невообразимых легенд и историй, которые в большинстве своём не имеют никакого документального подтверждения. Примечательно, что сам Гурджиев немало способствовал созданию той атмосферы мистической таинственности, которая и поныне окутывает его имя. Даже внешний облик этого человека необычаен. Чтобы понять это, достаточно просто взглянуть на его портрет. Страстное, волевое лицо, пронзительный, гипнотический взгляд - от него так и веет магической таинственностью.

Мы в нашем рассказе о жизни Георгия Ивановича Гурджиева постараемся быть объективными, насколько это достижимо, когда речь пойдёт о столь необычном человеке. Фактически мы столкнулись с отсутствием достоверных сторонних источников информации о биографии Гурджиева. Поэтому основным источником будут являться книги самого Гурджиева.

Рождение

Точных документальных сведений о дате рождения Георгия Ивановича Гурджиева не сохранилось, по различным данным он родился: 14 января в 1866 или 1877 г., или 28 декабря 1872 г. В паспортах, которыми он пользовался, также фигурируют различные даты рождения.

Фамилия Гурджиев по-армянски произносится Гюрджан. Тюркским по происхождению словом «гюрджи» турки и персы называли грузин, а иногда и всех прочих обитателей Кавказа. Эта фамилия широко распространена среди греков, переселившихся из Грузии. Греческая диаспора с давних пор была крупнейшей на территории Грузии. В советские времена, греческая диаспора насчитывала около 150 тысяч человек.

Будущий великий эзотерик родился в Армении в небольшом, но очень древнем городе Александрополь. Ко времени рождения Георгия Армения входила в состав Российской империи. В Александрополе располагались русская крепость и гарнизон. Это название появилось в 1837 г. - в честь супруги Николая I - Александры Федоровны. До 1837 г. город назывался Гюмри, а ещё ранее - Кумайри, в советское же время он именовался Ленинаканом - место печально известное миллионам людей в связи со страшным спитакским землетрясением 1988 г. После провозглашения независимости Армении в сентябре 1991 г. город в очередной раз переименовали, но вернули историческое название - Гюмри. В наше время Гюмри второй по величине город Армении.

Во второй половине XIX в. Александрополь был знаменит своими поэтами и ашугами, он являлся признанным центром ремёсел и искусств, а кроме всего прочего считался столицей знаменитого армянского юмора, некий аналог Одессы. По истечении некоторого времени семья Гурджиевых переехала в Карс - центр новообразованной Карсской области Российской империи. После образования области город начал активно заселяться русскими переселенцами в основном молоканами.

Под знаком отца

Мать Георгия Гурджиева - была армянкой из известного рода Тавризовых-Багратуни. Отец Иван Гурджиев - по происхождению малоазиатский грек, был славным певцом-ашугом, мастером устного сказания и человеком известным на Кавказе. Именно отец познакомил юного Георгия со сказанием о легендарном вавилонском герое Гильгамеше. По признанию самого Гурджиева, истории о странствиях Гильгамеша оказали серьёзнейшее влияние на всю его последующую жизнь. Гурджиев рассказывал: «… отец был мудрым, талантливым наставником, действиями своими пробудивший во мне жажду искательства истинных знаний». Несколько раз отец брал его с собой на состязания ашугов. Состязания проходили в разных городах и представляли собой совершенно уникальное событие. В условленном месте собирались лучшие из лучших ашугов, носители древних преданий, знатоки тысячелетних традиций, проводники вечной памяти своих народов. Талантливые поэты, певцы, музыканты, танцоры, мастера редкого искусства импровизации. Сказители из Персии, Турции, Кавказа, Туркестана приезжали с целью продемонстрировать людям древнейшее искусство сказания.

Именно тогда Гурджиев начал осознавать громадную ценность устных источников знаний - дарящих нам мудрость тысячелетий. Гурджиев стал одним из очень немногих, кто по достоинству оценил гигантский потенциал этого уникальнейшего канала древнейших знаний, считавшихся безвозвратно утерянными в глубине времён. Очень может быть, что уже тогда, в раннем детстве, юного Гурджиева начали занимать мысли о поисках утраченного.

В своей знаменитой книге, посвященной встречам с замечательными людьми, среди множества достойнейших личностей первое место Гурджиев отдаёт своему отцу Ивану Ивановичу Гурджиеву.

В 1917 г. турки совершили очередной вооружённый набег на Александрополь. Иван Иванович Гурджиев пытался защитить свой дом от озверевшей турецкой солдатни. Он получил тяжелые раны и из-за этого умер в возрасте 82 года. Очень примечательна надпись на могильной плите отца Гурджиева, установленной учениками Георгия Ивановича Гурджиева: «Я - это Ты, Ты это я, Он - наш, когда мы Его».

С юных лет Иван Иванович приучал сына к физическому труду, заставлял рано вставать, обливаться холодной ключевой водой. Он всячески старался закалять характер сына. Много внимания уделял духовному воспитанию сына, прививал высокие идеалы, развивал в мальчике чувство красоты и художественного воображения. Со слов Гурджиева, отец был человеком добрым, но справедливым, он жил по чёткому распорядку и заставлял сына следовать его примеру. Зачастую справедливо наказывал Георгия, за что тот впоследствии был ему благодарен. Гурджиев не раз говорил, что именно правильное отцовское воспитание помогло ему в будущем мужественно переносить все тяготы и лишения дальних странствий. Иван Иванович Гурджиев обладал душой поэта, но твёрдостью воина, и никакие трудности не могли повергнуть его в уныние. В своё время, получив приличное наследство, он занялся скотоводством, однако его постигла неудача, все его стада стали жертвой массового падёжа. После этого попробовал себя в торговле лесом, в которой по причине кристальной честности также не преуспел. Но несмотря ни на что, в семье Гурджиевых (у Георгия было три маленьких сестрёнки) всегда царил мир, любовь и согласие.

Отец стал владельцем небольшой столярной мастерской, в которой после учёбы трудился и Гурджиев младший. В Карсе Гурджиев начал ходить в греческую школу, однако впоследствии отец перевёл его в русскую муниципальную школу, из учеников которой набирали талантливых детей для выступлений в соборном церковном хоре. Благодаря замечательному голосу, Гурджиев попадает в число избранных детей, там то и состоялось его первое знакомство с Отцом Боршом - настоятелем Карсского собора.

Наставники

Настоятель Борш - духовный авторитет, блестящий оригинал, человек широчайшего кругозора, генератор многих оригинальных философско-религиозных идей, часть которых впоследствии стала основой мировоззрения юного воспитанника. Отец Борш отличал способного мальчика, помогал ему с уроками. Как-то раз Георгий заболел трахомой, и отец Борш принял самое живое участие в судьбе мальчика. Он лично привёл в дом к Гурджиевым двух докторов-окулистов, которые быстро вылечили мальчика. Тогда же настоятель Борш знакомится с отцом Гурджиева. Эти, казалось бы, совершенно разные люди, занимающие неравное положение в обществе, становятся хорошими друзьями. Произошла знаковая встреча двух родственных душ, оказавшая самое серьёзное влияние на формирование личности юного Гурджиева. Чего только стоили блестящие философские диалоги этих двух оригинальных умов, при которых присутствовал будущий гениальный эзотерик. Эти беседы помогали создавать благодатную духовную почву, давшую впоследствии самые удивительные всходы в личности самого Гурджиева. Родной отец Иван Иванович Гурджиев и его духовный отец настоятель Борш пробудили в юноше великую жажду познания цели человеческой жизни на земле.

Спустя какое-то время отец Борш предложил забрать Георгия из школы. Он сказал: «Георгий очень талантливый мальчик, ему необходимо получить достойное образование, а в школе он попусту тратит драгоценное время». Действительно, муниципальная школа того времени была устроена абсурдно. Ученик, проучившись в школе 8 лет, получал аттестат лишь о начальном образовании, соответствующем трём классам. Борш предложил обучение на дому, оставляя за собою роль основного наставника, также он брался подыскать остальных достойных учителей. Гурджиев-старший соглашается. Обучение молодого Георгия перешло на новый качественный уровень, мальчик с усердием изучает различные дисциплины, очень много читает, участвует в певческом хоре. Карсская область - уникальная географическая местность, в которой проживает множество разных народов. С самого раннего детства Гурджиев (будущий полиглот, знание около 20 языков) учится говорить на нескольких языках: армянском, греческом, грузинском, русском, турецком.

Георгий Гурджиев был общительным, увлекающимся человеком, быстро сходился с людьми, имел много друзей и хороших знакомых. В этот период Гурджиев знакомится со многими новыми, интересными людьми. Одним из таких людей стал Богаевский (будущий отец Евлиссий). Это был совсем ещё молодой человек, недавно приехавший в Карс. Богаевский только что окончил духовную семинарию и служил дьяконом в карсском соборе, чуть позже он стал одним из учителей Георгия. Благодаря молодости обоих, у них сложились тёплые, дружеские отношения. Богаевский был интересным, обаятельным, лёгким в общении человеком, благодаря чему быстро полюбился многим жителям города. Вокруг него сформировался кружок из молодых русских интеллигентов: военный инженер Всеславский, артиллерийский офицер Кузьмин и другие. По вечерам молодые люди собирались вместе. Они обсуждали многие интересные темы, порою возникали жаркие диспуты. Юный Гурджиев, как ученик Богаевского, являлся вольным слушателем этих увлекательнейших бесед, часто предметом обсуждений и споров являлась тема спиритизма.

Мистические эпизоды

В то время спиритизм был безумно популярен в среде аристократии и интеллигенции. Очень часто практиковалось, так называемое столоверчение - вызывание духов. Как правило, целью подобных сеансов было получение тайной информации от потусторонних сил. Один из таких сеансов состоялся и в кругу Богаевского, Гурджиев был тому свидетелем. Молодые люди расселись вокруг деревянного стола, положив руки особым образом, они начали задавать духам различные вопросы, на которые получали чёткие ответы. Это непостижимое действо произвело неизгладимое впечатление на Гурджиева. В нём проснулся серьёзный интерес к подобным явлениям. У своих новых друзей мальчик смог получить некоторые книги по этой тематике.

В тот же период произошел ещё один странный мистический эпизод, ярко запомнившийся Георгию. Это случилось в Александрополе, когда мальчик был в гостях у своего дяди. Гурджиев стоял рядом с дядиным домом, совсем неподалёку резвилась стайка мальчишек. Внезапно он услышал истошный детский крик. Встревоженный Георгий, подумав, что случилось несчастье, немедленно подбежал к толпе ребят и увидел странное зрелище. Перед ним в круге, очерченном на земле, корчился и плакал незнакомый мальчик. Его движения были очень странными, он как-то неестественно дёргался, казалось, что он хочет вырваться за границы круга, но какая-то необъяснимая сила не даёт это сделать. Гурджиев стёр часть круга, после этого бедный малыш тут же смог вырваться из круга, он сразу убежал под улюлюканье мальчишек. Оказалось, что ребёнок этот принадлежал к секте езидов. Езиды - курдская народность, исповедующая особую религию. Многие обыватели считали их представителями сатанистской секты. Основной причиной подобного мнения послужила крайняя замкнутость этого странного народа. Георгий был крайне озадачен увиденным, но никто из его знакомых так и не смог объяснить природу этого явления. Впоследствии в ходе своих практик он проводил подобный эксперимент с женщиной из народа езидов. Эффект был таким же: он не смог вытащить из круга хрупкую женщину.

Путешествия и экспедиции

Желая посвятить свою жизнь исследованию сверхъестественных явлений, поиску тайных древних знаний, Гурджиеву, тем не менее, было необходимо зарабатывать на жизнь. В молодые годы ему пришлось освоить множество различных профессий. Кем только он не был: столяр, переводчик, сборщик податей, экскурсовод, рабочий-железнодорожник, продавец ковров и даже воробьёв, покрашенных под канареек. Он был владельцем нефтяных скважин, хозяином рыболовных судов. Но всё, что он зарабатывал, тратилось на путешествия и экспедиции.

В поисках ответов на занимающие его вопросы, Гурджиев совершает паломничества во множество святых мест, находящихся на Кавказе. Много общается с христианскими священниками. Во время паломничеств он снова видит всевозможные чудеса, никак необъяснимые официальной наукой: излечение безнадёжно больных людей, дождь, вызванный чудом всеобщей молитвы.

Примерно в тоже время Гурджиев знакомится с Саркисом Погосяном - молодым теологом, недавно окончившим семинарию и тайно разочаровавшимся в этике клира. Этот молодой человек, как и Гурджиев, жаждал отправиться на поиски древних знаний. Друзья решили в Александрополе поискать уединенное и тихое место, где можно было бы спокойно предаться изучению древних текстов и книг. Развалины города Ани (древней столицы Армении), находившиеся совсем неподалёку от Александрополя, более чем подходили для этой цели. Там они и поселились в небольшой хижине, построенной собственными руками. В развалинах Ани была масса подземных ходов, которые подверглись самому тщательному исследованию Гурджиевым и Погосяном. Каково же было восхищение друзей, когда однажды, пробираясь по одному из таких ходов, они наткнулись на заброшенную монашескую келью, где и обнаружили, целую стопку древних пергаментов. Им удалось расшифровать часть текстов. В одном из них были сведения о некой вавилонской эзотерической школе «Сармунг», существовавшей 2500 лет до н.э. Эта поразительная находка явилась дополнительным стимулом для начала гурджиевских странствий.

В 22 года Гурджиев создает знаменитое общество, объединявшее «искателей истины». Главной целью общества был поиск утерянных древних знаний в самых разных его проявлениях: старинные тексты, устные сказания, духовные традиции, практики закрытых религиозных общин, оккультные науки. Интерес вызывало всё, что могло быть ключом к древним тайным знаниям. Гурджиев с товарищами посетили множество стран Азии и Африки. В составе общества были и профессиональные учёные. Зачастую путешествия становились самыми настоящими экспедициями, предпринимались даже археологические раскопки. Афганистан, Туркестан, Индия, Египет, Турция, страны Ближнего Востока и, наконец, Тибет - вот нескромная география гурджиевских странствий.

Известно, что во время путешествий известный эзотерик неоднократно получал пулевые ранения, поскольку часто оказывался в районах боевых действий. Но никакие опасности не могли остановить его. Главная цель - добыть эзотерическое знание, прикасающееся к «внутреннему кругу человечества». Постепенно, продвигаясь всё дальше и дальше по тяжёлому, тернистому пути, - пути, полному опасностей и ловушек, Гурджиев вбирает в себя мудрость тысячелетий. Он изучает духовные традиции суфизма, тибетского буддизма, ламаизма, восточного христианства, практики сибирских шаманов. Собирает уникальный этнографический материал: фольклорные танцы, музыку, сказания. Общается с представителями самых различных религиозных направлений и философских концепций. За годы исканий Гурджиев овладевает множеством психологических и физических техник, среди них - гипноз, система йоги, а также искусство восточных факиров, неизменно производящее фурор в европейской толпе.

Впоследствии на основе этих знаний Гурджиев создаст собственную систему концепций, разработает методику уникальных практик. Этот труд станет известен всему миру под названием «Четвёртый путь».

В поисках настоящей истины прошли годы и годы странствий. Бывали дни тяжёлых поражений, горестные утраты дорогих сердцу друзей, но главное были победы, победы над самим собой. Пришла пора обучать избранных.

Работа в России

В 1912 г. Гурджиев появился в двух столицах - Москве и Петербурге . Стоит отметить, что русское столичное общество того времени было очень восприимчиво к новым философским и религиозным идеям. Небезызвестная в России семья Романовых подавала к этому самый достойный пример. Процветало модное увлечение спиритизмом и мистицизмом. Многие представители интеллигенции увлекались эзотерикой в самых различных её проявлениях. Всё это происходило на фоне серьёзных социальных и политических сдвигов. Предчувствие будущих гигантских катаклизмов, как и во все предыдущие времена, подогревало интерес общества ко всему сверхъестественному.

На первых порах появление Гурджиева не вызывало хоть сколько-нибудь серьёзного интереса среди избалованной экзальтированной столичной публики. Однако эта ситуация начинает быстро меняться после знакомства Гурджиева с Петром Демьяновичем Успенским. Петр Демьянович Успенский - эзотерик, философ-мистик, путешественник, журналист, автор многих книг. Человек весьма известный и уважаемый в обоих столичных обществах. Знакомство с Гурджиевым произвело неизгладимое, потрясающее впечатление на Успенского. Маститый журналист был захвачен необыкновенной силой личности Гурджиева, восхищён глубиной его эзотерических знаний и очарован его уникальными идеями. Успенский, вспоминая первую встречу с Гурджиевым, писал, что тот произвел странное и даже пугающее поначалу впечатление человека, нарочито неудачно переодетого. Вид этого человека смущал, поскольку было ясно, что он был вовсе не тем, за кого себя пытался выдать. А ведь вам приходилось с ним общаться и уже себя вести так, как будто бы вы этого не замечаете. В самое короткое время после этой знаковой встречи, Успенский становится одним из первых учеников «хитрого мудреца» (так иногда называли Гурджиева). Успенский стал самым ревностным и самым успешным распространителем «гурджиевской работы».

Язык многих книг, написанных в будущем Гурджиевым, окажется чрезвычайно сложным для восприятия обычного читателя. Величайшая заслуга Успенского в том, что он сумел изложить мысли учителя доступным для обывателя языком. Впоследствии именно Петр Демьянович Успенский в своей знаменитой книге «В поисках чудесного» систематизирует учение Гурджиева.

Среди наиболее интересных учеников эзотерика стоит также отметить талантливого российского композитора Томаса (Фому) де Гартмана (автора музыки к балету «Аленький цветочек»). Позднее совместно с Гурджиевым он напишет музыку для известных сакральных танцев. «Священные движения» будут являться основным инструментом обучения на знаменитых «гурджиевских практиках». Всего будет создано около 150 музыкальных произведений для фортепиано. Музыкальные темы будут основаны на мелодиях стран Азии и Ближнего Востока. Здесь же, в России, совместно с учениками была начата работа над балетом «Борьба магов», в дальнейшем эта работа будет продолжена в эмиграции. Однако по причине незавершённости балет так и не был представлен на суд публики.

В больших городах, появляются так называемые «гурджиевские группы», учеников всё больше, их число неуклонно растёт. Наступил 1917 год.

Работа в эмиграции

Атмосфера, царившая в бывшей Российском империи после октябрьской революции 1917 г., совершенно не способствовала осуществлению планов Гурджиева. Вместе с группой учеников он уезжает из России. В 1919 г. Гурджиев отправляется в Тифлис (Тбилиси), где пытается создать «Институт гармоничного развития человека», но по различным причинам терпит неудачу. Следующая попытка создать подобный институт - в Константинополе также оканчивается фиаско. Из Турции Гурджиев направляется в Берлин. В Германии категорически не сложились отношения с местными властями. Далее вслед за Успенским он уезжает в Англию, ну и, наконец, Франция - Париж. Фактически он проделывает стандартный путь миллионов несчастных русских эмигрантов.

Франция стала его второй родиной, на её земле осуществилась давняя мечта Гурджиева. Там был основан уникальный, единственный в своём роде «Институт гармонического развития человека». Институт находился в одном из пригородов Парижа в предместье Фонтенбло. Замок в поместье Приэре был куплен на пожертвования учеников Гурджиева, его двери были открыты 1922 г. В Приэре проходили вечера, включавшие в себя публичные лекции, а также демонстрацию «Священных движений» - системы танцевальных упражнений, разработанной Гурджиевым на основе суфийских религиозных практик. Подобные представления пользовались довольно большим успехом у стремящейся к оригинальности парижской публики. Многие из учеников Гурджиева жили и работали в институте. Также в институте обучались и дети. Система обучения и воспитания в Приэре представляла определённый комплекс уникальных действий. Это был некий симбиоз из постоянного физического труда, помноженного на разноплановые индивидуальные задачи, которые назначались каждому ученику лично Гурджиевым. По словам многих учеников Гурджиев требовал беспрекословного выполнения всех своих указаний. Были и те, кто покинул стены института, разочарованные, как самим учителем, так и методами его обучения.

В 1923 г. произошёл бесповоротный разрыв с Петром Демьяновичем Успенским. Есть версия, что причиной разрыва послужили принципиальные различия во взглядах на методы развития «гурджиевского учения». По истечении времени Успенский выпустил свою знаменитую книгу «В поисках чудесного». По утверждению Гурджиева книга являлась практически точным пересказом его учения, как оно давалось до революции 1917 г. Все последующие годы Успенский тяжело переживал разрыв с учителем. Он умер 1947 г.

Учение Гурджиева, называвшееся «Четвёртый путь», становится всё более и более популярным, группы учеников появляются во многих крупных городах мира. Несколько раз Гурджиев вместе с учениками посещал США. В Америке он прочитал цикл лекций, а также организовывал театральные представления, как правило, бесплатные, в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и Филадельфии. Мнения американских зрителей разделились: кто-то считал спектакли верхом непрофессионализма, а другие, напротив, безмерно восхищались гурджиевскими танцорами-роботами. Публику неизменно поражала финальная часть этих представлений. Актеры замирали, ожидая команды философа. Гурджиева сидел сбоку от сцены и неторопливо курил сигару. Нарастало томительное напряжение, и внезапно по незаметному для публики знаку около полусотни артистов начинали с ускорением бежать к краю сцены. Мгновения и вот они уже отрываются от сцены, и только в этом момент раздается знаменитый гурджиевский возглас «Стоп!». Танцующие актеры, застыв в полете, как будто парили и падали вниз - в оркестровую яму и зрительный зал. Публика замирает от ужаса, но приходя в себя, взрывается бурей аплодисментов. Любопытно, что полеты танцоров никогда не приводили к травмам актеров и зрителей. Кем тогда его только не называли: «учитель танцев», «танцующий провокатор», «хитрый мудрец».

В июле 1924 г. Гурджиев попал в автокатастрофу. Он получает травмы, практически несовместимые с жизнью, но благодаря железной силе воли, а возможно, и ещё чему то (?) Гурджиев не погибает. Он медленно идёт на поправку. В этот период Георгий Иванович начал писать книги: «Встречи с замечательными людьми»; «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку»; «Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть». Институт в Приэре просуществовал до 1932 г. Однако и после его закрытия Гурджиев не бросает работать с учениками. Периодически он устраивал встречи у себя на дому. После войны Гурджиев продолжал жить и работать в Париже.

29 октября 1949 г. Георгия Ивановича Гурджиева не стало. Он скончался в американском госпитале Нейи-сюр-Сен. Немаловажный факт: философ был похоронен по христианскому православному обряду.

Основные пути человека по Гурджиеву:

  • Первый путь. Человек, чтобы познать мир, согласен пожертвовать естественными потребностями: он находится в одной и той же позе, отказывается от пищи и носит вериги. Он умерщвляет плоть, но постигает бога. (Путь факира);
  • Второй путь. Человек пытается обуздать сердце и эмоции. (Путь монаха);
  • Третий путь. Человек подвергает суровым дисциплинарным ограничениям свой ум. (Путь йогина);
  • Четвертый путь. Использование человеком достоинств первых трех направлений.

Сравнение всех направлений показывает, что в учении Гурджиева содержится, как множество ставших классическими идей эзотерического характера, так и целый ряд его собственных, оригинальных идей. «Четвёртый путь» сочетает в себе элементы христианства, суфизма, буддизма, кабалы и учений йоги. Хотя последнее отрицает божественную природу возникновения души у человека, тем не менее, Гурджиев полагал, что душу человек получает не с рождения, а сам приобретает её, развивая собственное индивидуализированное сознание и достигая при этом какого-то значимого уровня.

Наследие

Гурджиев оставил много известных учеников: философ эзотерик Петр Демьянович Успенский; математик и философ Джон Г. Беннетт (сочинение «Драматическая вселенная»); автор знаменитой книги о приключениях Мэри Поппинс - Памела Трэверс, поэт Рене Домаль (Франция), писательница Кэтрин Мэнсфилд (Англия), художник Пол Рейнард (США).

Незадолго до смерти Гурджиев распорядился опубликовать свои книги «Встречи с замечательными людьми» и «Все и вся», а также книгу П. Д. Успенского «В поисках чудесного».

После смерти великого эзотерика его ученица Жанна де Зальцманн, которой Гурджиев завещал распространение своего учения, сделала попытку объединения гурджиевских групп, разбросанных по всему земному шару. Эта попытка положила начало к созданию знаменитой организации под названием «Фонд Гурджиева». Название в США - Gurdjieff Foundation («Фонд Гурджиева»), та же организация в Европе - Gurdjieff Society («Гурджиевское общество»). Помимо Жанны де Зальцманн, активным продвижением идей великого эзотерика занимались уже упомянутый Джон Г. Беннетт, а также ученики и П. Д. Успенского - Родни Колин и Морис Никол. И в наше время во многих городах мира продолжают действовать и развиваться множество групп последователей «учения Гурджиева».

Дмитрий Сытов


МЕХАНИК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ

....................................

Одной из наиболее загадочных и мистических фигур ушедшего ХХ века был человек незаурядных способностей – Георгий Иванович Гурджиев. С именем Гурджиева связаны слухи и легенды, его учение живо по сей день в узких группах последователей, не считающих необходимым придавать широкой огласке методы и практики воздействия на психику человека, оставленные им в наследство от «хитрого мудреца». Георгий Иванович Гурджиев по праву считался магом, поскольку достиг немалых успехов в управлении собой и другими (другими в большей степени).

Гороскоп Гурджиева Г. И.

Гюрми (Ленинакан, Армения) П/Гринвич: 4:00 09.01.1879 04:37:00 40°48"00"с.ш., 43°50"00"в.д. Четверг, 24 с.д., 17 л.д. Время рождения Г. И. Гурджиева ректифицировано П. Глобой. Умение воздействовать на других людей ценилось во все времена, но век двадцатый – нечто особое. Волна войн и революций, прокатившаяся по всему миру, как и поднявшиеся на этой волне правители тоталитарного склада – явление незаурядное, не имеющее аналогов в древней истории. Никогда доселе люди не гибли миллионами ради осуществления некой эфемерной цели, никогда ранее к слову вождя не прислушивались с религиозным трепетом целые народы, а противостояние двух правителей великих держав прежде не напоминало мистической борьбы магов. ХХ век – время забвения религий прошлого и создания новых идеологий, время интенсивных исследований человеческой психики, время демографического взрыва, неминуемо ставящего перед человечеством проблему выживаемости, а стало быть, и проблему Управления. В этом веке, отмеченном информационным и технологическим прорывом в неведомые доселе области знаний, учение Гурджиева о человеке как об управляемом механизме, было востребовано на все сто процентов. Как говорится, дорога ложка к обеду, а к данному обеду в качестве первого, второго и третьего блюд было подано человечество под разными политическими соусами и идеологическими приправами. Однако сути дела это не меняло – общество было и остается полностью управляемым даже в отсутствии таких знаковых для ХХ века фигур как Адольф Гитлер и Иосиф Сталин, каждый из которых был не понаслышке знаком с учением Г. И. Гурджиева. Феномен тоталитаризма, ставший отличительной чертой ушедшего столетия, невозможно рассматривать отдельно от фигуры «Учителя народов», создавшего уникальную систему управления коллективом, и оказавшего тем самым неоценимую услугу, как тоталитарным правителям, так и тем силам, которые предпочитают управлять обществом, оставаясь в тени. Механик человеческих душ – так можно было бы назвать Георгия Ивановича Гурджиева, создавшего и развившего философскую концепцию о человеке как механизме, которым можно управлять, вести в нужном направлении, проводить над ним психологические эксперименты и добиваться полного послушания. Всех людей он разделил на управляющих и управляемых в зависимости от того, насколько человеку подотчетны его собственные физические и психические проявления. Манипулировать общественным сознанием и направлять человеческие потоки в горнило истории могут лишь те, кто в состоянии подчинить чистому разуму все движения собственной души, включая желания, влечения и инстинкты. Своих учеников Гурджиев убедил в том, что современный человек бессознателен во всех проявлениях, – это машина, полностью управляемая внешними обстоятельствами. Все чувства, слова, привычки, поступки и даже творческие проявления человека в областях искусства, науки и философии – все это механистично и может быть, как запрограммировано, так и перепрограммировано. «Хитрый мудрец», как называли его ученики, считал, что полностью управляемый человек не в состоянии не только вмешаться в ход бытия в целом, но даже что-либо изменить в своей жизни, сделать открытие или изобретение, поскольку все уже открыто до него и вместо него. Гурджиев говорил: «Все, что человек говорит, делает, думает, чувствует, – все это случается… Все случается совершенно таким же образом, как вследствие изменений в верхних слоях атмосферы выпадает дождь, как тает снег под лучами солнца, как пыль вздымается ветром». Человека несет по волнам судьбы на утлом суденышке его ограниченных представлений о мире. Для того, чтобы перестать быть зависимым от внешних факторов, нужно, в первую очередь, взять под контроль факторы внутреннего мира, научиться управлять собой, подобно тому, как можно научиться управлению автомобилем. За подобное механистичное отношение к жизни Гурджиев был наказан самой же механикой – двигатель его автомобиля взорвался от перегрева. В результате инцидента с потерявшим управление и врезавшимся в дерево автомобилем Гурджиев получил тяжелые травмы, но все-таки выжил и убеждений своих не изменил. Человек, по утверждению Гурджиева, – машина, которой он может оставаться сколь угодно долго, пока сам не захочет перестать быть ею. Быть управляемым, подчиненным, ограниченным – значит, быть машиной, но для того, чтобы выйти из замкнутого механистичного круга предопределения, «необходимо прежде всего познать эту машину. Когда машина познает себя, она перестает быть машиной – по крайней мере такой машиной, какой она была до этого. Она уже начинает нести ответственность за свои действия». В противном случае человек навсегда останется «рабом и игрушкой воздействующих на него сил». Оригинальная концепция, не правда ли? Тем не менее, она как нельзя лучше соответствовала технократическому духу времени, а потому получила широкую известность и признание аудитории. Не смотря на то, что поначалу смелые умозаключения Гурджиева казались настолько новыми и оригинальными, что часто поражали и даже шокировали слушателей, ему удалось довольно быстро завоевать сердца русских и европейских интеллектуалов, готовых идти на многие жертвы ради обретения власти над самими собой. Не исключено, что среди последователей русского мага греко-армянского происхождения были и те, кого особенно интересовала власть над другими, власть как высшая цель. От теории Георгий Иванович быстро перешел к практике, исследуя на собственных учениках различные способы воздействия на человеческий организм. Посредством применения специфических физических и психологических тренингов, направленных на управление дыханием, ему удавалось вводить своих учеников в состояние особого транса, при котором они, оставаясь частично вменяемыми (или внушаемыми), оказывались полностью послушными воле учителя. Со стороны это выглядело как сеанс гипноза, управление зомбированными людьми, манипуляция сознанием или что-то в этом роде. Во время демонстрационных сеансов ученики двигались вокруг гуру подобно планетам, обращающимся относительно светила, расположенного в центре.
вращающийся танец суфиев, из которого многое почерпнул Гурджиев Во время этого странного танца, почерпнутого Гурджиевым из практики суфиев, и называемого им «священным», ученики достигали требуемого состояния, в котором они уже не чувствовали ни боли, ни отчаянья, ни сомнений. Страх, как и инстинкт самосохранения, полностью оказывались подавленными, что демонстрировалось в упражнении, неизменно вызывавшем у публики смешанное чувство немого восторга и ужаса перед всесильным магом. Гурджиев в глубине сцены разворачивал учеников лицами к публике, после чего они по команде резко бросались к рампе, а учитель, вместо того, чтобы дать команду «стоп», просто отворачивался от сцены, демонстрируя то ли свою безучастность, то ли свою абсолютную власть. Группа учеников, перелетев через оркестровую яму, падала в зрительный зал, причем каждый из «одеревеневших» адептов застывал в особой позе, принятой им в момент падения. До команды мага группа учеников продолжала неподвижно лежать вповалку среди сломанных стульев и шокированных зрителей, но после разрешительной фразы Георгия Ивановича они оживали, приходя в себя от какого-то странного забытья. Самым странным во всем этом было то, что не смотря на многочисленные показы этого действительно интересного эксперимента, никто из учеников ни разу так и не получил перелома, разрыва связок или хотя бы банального ушиба. Помимо столь ошеломляющих фокусов Гурджиев демонстрировал и более традиционные, но не менее убедительные. Суть подобных показов заключалась в демонстрации психологических феноменов и скрытых возможностей человека, управлять которыми возможно, лишь подчинив себе как физическую, так и психо-эмоциональную сторону человеческой природы. Зрители становились свидетелями того, как адепты школы Г. И. Гурджиева передавали мысли на расстоянии, когда одному из них в зале тихо назывались числа, названия предметов, животных и даже музыкальных произведений, а тот мысленно передавал полученную информацию своим коллегам на сцене. Художник на доске начинал рисовать загаданное животное, а музыкант начинал играть на рояле, стоящем на сцене, тему из музыкального произведения, загаданного зрителями. Само собой, угадывались и цифры, находились спрятанные в зале предметы, показывались и иные чудеса из области телепатии. Особенно убедительным выглядело то, что все эти психологические феномены, так называемые сверхвозможности человека, демонстрировал не сам основатель школы и признанный маг Гурджиев, а его последователи и ученики, что неопровержимо доказывало существование таких возможностей в каждом человеке и ставило вопрос о необходимости их развития. В том то все и дело – не сам восточный маг демонстрировал свой редкий дар, а самые что ни на есть европейские интеллигенты, сродни тем, что сидели в зале. Потрясенные увиденным и услышанным, некоторые из зрителей изъявляли желание примкнуть к сторонникам этого необычного человека. Среди его учеников наиболее яркими фигурами были: Успенский, Томас де Гартман, Кэтрин Мэнсфилд журналист и автор религиозно-философских книг Петр Демьянович Успенский, блестящий музыкант и композитор Томас де Гартман, издатель популярного журнала «Новый век» Альфред Орейдж, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд. Знаменитого мистика гораздо более волновало качество его учеников, нежели их количество. В числе последователей Гурджиева оказались ярчайшие личности совсем не случайно. Он специально создавал условия для того, чтобы среди его учеников были только те, кому это действительно нужно. При организации своих лекций он создавал ряд существенных затруднений для тех, кто искал знаний о природе человека: переносил место и время встреч, в самый последний момент отменял лекции. Его ученик П. Д. Успенский в одной из книг о Гурджиеве писал: «Он никогда не желал облегчать людям знакомство с его идеями. Наоборот, он считал, что, только преодолевая затруднения, хотя бы случайные и не связанные с делом, люди смогут оценить эти идеи». Будучи сам человеком контрастным и далеко неоднозначным, Георгий Иванович считал, что трудности и нестандартные ситуации необходимы, так как дают человеку возможность меняться и достигать внутреннего единства и целостности. «Если человек живет без внутренней борьбы, если он идет, куда его влечет и куда дует ветер, он остается таким же, каким был прежде» – говорил Гурджиев. Будучи убежден в том, что жизненные трудности нужно использовать для интеллектуального и духовного развития, он умело создавал дополнительные препятствия для своих учеников с целью активизации их внутреннего роста. Основой его доктрины можно считать высказанное им же умозаключение: «Экстремальные ситуации и связанные с преодолением трудностей «сверхусилия» настоятельно необходимы, поскольку «человек чересчур ленив и боится сделать себе что-либо неприятное. Самостоятельно он никогда не достигнет необходимой интенсивности». Порой гуру откровенно издевался над учениками, заставляя их выполнять бессмысленную работу, или сводя вместе людей, испытывавших друг к другу взаимную неприязнь. Эта нестандартная манера передавать знания, почерпнутая Гурджиевым на Востоке, смущала, огорчала и даже выводила из себя многих последователей. Парадоксальное поведение мага с трудом укладывалось в стереотип европейского мистика, распространенный в интеллектуальной среде начала ХХ века, воспитанной на трудах Е. П. Блаватской и антропософских идеях западных богоискателей. В том то все и дело – Гурджиев был слишком непонятным, загадочным, непредсказуемым даже для мистически настроенной, казалось бы, подготовленной аудитории. В отличие от теоретиков из теософского общества он предлагал конкретные пути и практические методы для преодоления косности человеческой природы и развития сверхспособностей. Он сам и многие из его ближайших последователей, принявших восточную концепцию беспрекословного подчинения гуру, достигли немалых успехов в изучении скрытых аспектов человеческой психики и физиологии. Саморегуляция, контроль над дыханием, медитация и священные суфийские танцы – все эти практики были направлены на овладение скрытыми ресурсами и возможностями человеческого организма. Гурджиеву удалось привнести в загадочный мир европейской эзотерики элемент подлинного восточного знания, имеющего как теоретическую, так и сугубо практическую сторону. Знание это дало ему возможность обрести власть, как над самим собой, так и над другими людьми, что, конечно же, не могло быть незамечено теми, кто испытывал огромную потребность во власти для удовлетворения собственных политических амбиций. В том, что учение Гурджиева и его оригинальные практические методики развития внутреннего потенциала человека оказались востребованными – в этом сомневаться не приходится. В своей группе учеников-адептов он создал модель полностью управляемой организации, члены которой, будучи высокообразованными интеллектуалами с пробужденными телепатическими способностями, были полностью послушны воле учителя. Необъяснимая власть Гурджиева над собственными учениками поражала и пугала людей. Показываемые гастролирующей «труппой» демонстрационные выступления, направленные на пробуждение у публики интереса к необычным скрытым способностям человека, вызывали сильнейший общественный резонанс. В начале ХХ века Гурджиева сравнивали с легендарными Гудини и Калиостро, сейчас на подобное внимание публики мог бы претендовать только Дэвид Коперфильд. Но Коперфильд лишь фокусник, а вот Гурджиев помимо фокусов занимался серьезными магическими практиками, прикрытием для которых была концертная и лекционная деятельность. В 1924 году гуру-гипнотизер организовал гастрольную поездку своего коллектива по городам США. Публика воспринимала фейерверк танцев и магических «чудес» как феномен безграничного господства учителя-мага над послушными учениками. Американский писатель Вильям Сибрук охарактеризовал это зрелище как «удивительное, яркое, автоматическое, нечеловеческое, почти невероятное послушание и роботоподобное подчинение учеников». Жителей Запада поражали возможности учеников Гурджиева, способных передавать мысли на расстоянии и впадать в состояние, в котором человеку не ведомы ни боль, ни страх. Американские и европейские зрители, непросвещенные относительно практических техник регуляции различных систем человеческого организма, издревле существовавших на Востоке, относили невероятные способности учеников Гурджиева лишь к заслугам их учителя. Однако беспрекословное «послушание» Гурджиев сам проходил у персидских шейхов и наставников монастырей Тибета. На Востоке сложились основы мировоззрения Гурджиева, там выкристаллизовалось учение, которое он принес сначала в Россию, а в дальнейшем распространил по всему миру, там оформились основные черты его непростого характера. В самую пору сказать что-нибудь о характере этого необычного человека, и в этом прекрасную помощь нам может оказать астрология, позволяющая взглянуть на личность человека как бы изнутри, при этом не вырывая его из исторического контекста, который в данном случае может лишь помочь нам в понимании некоторых аспектов поведения самого известного мага ХХ столетия. Георгий Иванович Гурджиев родился в Александрополе (позже Ленинакан, ныне – Гюрми, Армения). О точной дате его рождения судить очень трудно, поскольку сам он периодически обнародовал различные даты и годы своего рождения, применяя на практике технику коррекции судьбы посредством переключения хроноритмов с одного гороскопа на другой. Один из его ранних учеников писал: «Гурджиев был неизвестным «человеком-тайной». Никто ничего не знал ни о его происхождении, ни о том, почему он появился в Москве и Санкт-Петербурге. Но кто бы не входил в контакт с ним, хотел последовать за ним». Существует несколько «задекларированных» самим Гурджиевым дат появления на свет, начиная с 1872 по 1879 год, и даже одна версия рождения в январе 1880 года (в год Паука). Трудно, но, все-таки интересно отслеживать астрологические обстоятельства рождения человека, называвшего самые разные даты земного воплощения: 9 января 1872 года; 9 января.1874 года; 9 января 1875 года; 13 января 1877 года, 9 января 1879 года и 13 января 1880 года. Все эти даты, однако, объединяет приверженность знаку Козерога. Менялись дни и годы, а вот любимый Гурджиевым январь оставался как единственный вариант месяца рождения знаменитого мага. Исходя из сопоставления наиболее важных событий жизни Гурджиева с данными его псевдогороскопов, можно прийти к выводу, что, скорее всего, он родился либо 13 января 1877 года, либо 9 января 1879 года (28 декабря 1878 года по старому стилю). Являясь типичным представителем своего солнечного знака рождения, Георгий Иванович Гурджиев всю свою жизнь посвятил единственной цели – обретению эзотерического знания и осознания себя. Гуру Гурджиев умел ставить перед последователями конкретные задачи, поддерживать дисциплину в рядах адептов и достигать реального результата. Многих отпугивали жесткость и холодность Учителя, который умышленно создавал трудности для учеников, считая, что лишь закаляя характер и преодолевая препятствия, можно добиться изменения личности и пробудить собственную сущность – внутренний стержень. Гурджиев очень рано обратил внимание на разрыв в европейском менталитете понятий «сущности» (внутренний человек) и «личности» (внешний человек, «персона», «маска»), сделав идею пробуждения спящей сущности стержневой в своем учении о гармоничном развитии человека. «Сущность остается у взрослого человека, воспитанного в мире фальши и подражания, на уровне шестилетнего ребенка, в то время как личность его – множество мелких «я», спрессованных в рой или легион противоречивых мотивов и желаний, – гипертрофированно увеличивается, подчиняя сущность, превращая ее в раба, в золушку». Своим ученикам Гурджиев говорил, что сущность можно сравнить с забитым «гадким утенком», который не подозревает, что может стать «лебедем». При всем этом неосуфийский гуру не просто теоретизировал, он давал ученикам ясные упражнения и методы, позволяющие изменить себя, совершить скачок в направлении роста сущности при полном подавлении личности, что стало основной целью и вполне конкретной задачей для многих последователей Гурджиева. Этот гениальный ход может быть применим в любой тоталитарной системе, главное – убедить последователей в том, что их личности ничего не стоят и никому не интересны, в отличие от сущности ученика, которая отнюдь не свободна, но может быть разбужена и осознана. Сам, будучи человеком сильным и властным, основатель новой эзотерической школы создал учение, созвучное духу времени, требовавшего возвышения сильных харизматических лидеров. Его взгляды, несомненно, заинтересовали руководство большевистской России. Для того чтобы оценить степень значимости идей Гурджиева для формирования государственного механизма, основанного на всесилии вождя и абсолютной подчиненности рядовых граждан, исполненных веры и решимости следовать поставленному курсу, достаточно упомянуть среди последователей Джиурджиадзе (Гурджиева) человека по фамилии Джугашвили. Джугашвили (Сталин) Сходство методов воздействия Сталина на подчиненных, а Гурджиева на учеников заставляет задуматься о незримой связи между этими людьми и возможном обмене опытом управления коллективом в экстремальных обстоятельствах. Доподлинно известно, что Сталин останавливался у брата Гурджиева, к тому же оба они учились в одной духовной семинарии в Тифлисе, где могли завязать общение, а продолжить его спустя годы, когда каждый уже достиг определенных результатов на пути к поставленной цели. Но знакомством, и возможным влиянием на личность «вождя народов» Иосифа Виссарионовича Сталина не исчерпывается воздействие Гурджиева на ход истории ХХ века. Поскольку методы Гурджиева не имели какой-либо религиозной окраски и национального колорита, они могли быть с равным успехом применены к различным идеологическим схемам как в России, так и за ее пределами. Летом 1921 года Гурджиев с группой учеников через Румынию и Венгрию прибыл в Германию, и, несомненно, его появление в предместьях Берлина можно считать историческим событием. Здесь он встретился с рядом оккультно настроенных лидеров будущей нацистской Германии, вдохновленных идеями Ницше о «сверхчеловеке», взращенных на благодатной почве широко распространившихся теософских и ариософских взглядов. Есть все основания доверять рассказам учеников мага о том, что Гурджиев давал уроки гипноза будущему «фюреру» Третьего Рейха Адольфу Шикльгруберу, известному всему миру под фамилией Гитлер. Гитлер, 1921 год. Столкновение двух самых одиозных фигур ХХ столетия – Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, вылившееся в самое чудовищное и кровавое противостояние двух сильнейших империй за всю историю человечества невозможно рассматривать лишь в плоскости столкновения государственных интересов. Великая Отечественная Война – не просто война, это настоящая борьба двух сильнейших магов, каждый из которых был знаком с учением Гурджиева, а, возможно, и учился искусству воздействия на массы людей у одного и того же эзотерического учителя – Георгия Ивановича Гурджиева, предпочитавшего самому оставаться за кулисами драмы мировой истории ХХ века. Вполне возможно, что за эзотерическим балетом стояло нечто большее, чем обычная суфийская практика погружения в медитацию посредством ритмичного вращения.
репетиция балета "Война магов" Если рассматривать Великую Отечественную Войну как драматическое действо, главными фигурами в котором были Гитлер и Сталин, то станет очевидность параллели между гурджиевским прототипом «Борьбы Магов». Эта кровавейшая из всех войн реально не была нужна Германии, а уж тем более СССР. В результате II Мировой войны европейская экономика пережила тяжелейший кризис, в то время как американская экономика оправилась от «великой депрессии». Лучшим вариантом развития ситуации в Европе для Соединенных Штатов было столкновение двух сильнейших государств Евразии, находящихся под единоличным правлением харизматических лидеров тоталитарного склада. Интерес к оккультизму, магии и символизму, проявляемый как Гитлером, так и Сталиным, ставит их в разряд «мистических» правителей, власть которых зиждилась не только на системе подавления инакомыслия, но и на умении внушить требуемую идею населению целой страны. Противостояние лидеров нацистской Германии и коммунистического Советского Союза можно с полным основанием считать «борьбой магов», прототипом к которой вполне мог послужить мистериальный гурджиевский спектакль с одноименным названием. Возможно философия Гурджиева воспитания «сверхчеловека» и обретения высшей власти была воспринята как руководство к действию представителя-ми «верхушки» Третьего Рейха. Методики Гурджиева как нельзя лучше подошли к нацистской идее пробуждения врожденных «арийских» парапсихологических способностей: ясновидения, телепатии и пр. Почерпнутые во время путешествий по Персии и Афганистану знания о психической организации человека были применены Гурджиевым на практике в различных методиках и упражнениях, направленных на обретение контроля над физическими и психическими процессами. Одним из наиболее действенных способов достижения требуемого эмоционального состояния, в котором адепт становится неуязвим для боли и страха, были священные танцы суфиев. Длительное круговращение в определенном ритме вызывает соответствующие реакции вестибулярного аппарата, в результате чего индивид достигает требуемого уровня психической активности. В этом состоянии ученики мага открывали в себе скрытые возможности и способности, обретали связь с внутренней сущностью, обычно находящейся в скрытом латентном состоянии. В путешествиях по Востоку Гурджиев видел много примеров проявления экстраординарных способностей человека, а также открыл для себя наиболее быстрый путь достижения необходимого уровня психической активности посредством круговращения в священном суфийском танце. В результате эти медитативные танцы, называемые учениками «специальным балетом», заняли центральное место среди практик и методов Гурджиева, направленных на достижение состояния «озарения». При исполнении «священных» гурджиевских танцев от учеников требовалось выполнение странных, почти «противоестественных» движений, создающих такие усилия и нагрузки на мышцы и нервную систему, которые в обычных условиях, в механической жизни, невозможны. Балет оказывался формой самопознания, ведущего к раскрытию высших форм сознания, пробуждению высших психических центров. Гурджиев объяснял, что верчение дервишей вокруг собственной оси было основано на ритмическом счете для развития мозга. гурджиевские танцы в зале с энеаграммой Гурджиева «Мой балет – не мистерия, – говорил Гурджиев. – Задача, которую я поставил, состояла в том, чтобы создать интересный и красивый спектакль. Конечно, за внешней формой там скрыт известный смысл; но я не преследовал цели показать и подчеркнуть именно это. Объясню вам вкратце, в чем дело. Вообразите, что, изучая движение небесных тел, скажем, планет Солнечной системы, вы построили особый механизм, чтобы передать зрительное изображение законов этих движений и напомнить нам о них. В таком механизме каждая планета, изображаемая сферой соответствующих размеров, помещается на определенном расстоянии от центральной сферы, изображающей Солнце. Механизм приводится в движение, все сферы начинают вращаться и двигаться по заданным путям, воспроизводя в зрительной форме законы, управляющие движением планет. Этот механизм напоминает нам обо всем, что вы знаете о Солнечной системе. Нечто подобное содержится и в ритме некоторых танцев. В строго определенных движениях и сочетаниях танцующих в видимой форме воспроизведены определенные законы, понятные тем, кто их знает. Такие танцы называются «священными танцами». Во время моих странствий по Востоку я много раз был свидетелем того, как эти пляски исполнялись во время священнослужений в древних храмах. Некоторые из них воспроизведены в «Борьбе магов». Кроме того, в основу балета положены три особые идеи. Но если я поставлю балет на обычной сцене, публика никогда его не поймет».

суфии в танце

Публика действительно не понимала смыслового содержания «священных танцев», считая их не более чем экзотическим элементом философско-практической доктрины Гурджиева. Эти танцы называли неестественными, чересчур противоречивыми и иногда даже считали проявлением «сатанизма», поскольку отрешенные лица учеников, погруженных в глубокую динамическую медитацию, производили впечатление загипнотизированных или слабоумных. И все это притом, что слабоумных людей среди просвещенной интеллигенции, составлявших костяк «гурджиевской» группы, не было и быть не могло.
На самом же деле, «священные танцы», позаимствованные Гурджиевым у суфийских дервишей ордена Мавлавийа, преследуют внешние, показательные цели символической космологии и, одновременно – внутренние, психологические цели самонаблюдения учениками себя в процессе действия. Гурджиев практиковал и прививал своим последователям суфийскую практику «мухасаба», что означает «точный расчет, подведение баланса», позволяющую осуществлять постоянный самоконтроль, изучение и анализ собственных поступков и помыслов на пути к овладению высшим знанием. Внутренний самоконтроль – основное требование от ученика, идущего по пути познания самого себя. Самоконтроль позволяет структурировать микрокосмос, вырвать из хаоса инстинктивных желаний истинную сущность и выйти на новый уровень постижения действительности.
Суфии, учение коих было переработано на свой лад Гурджиевым, считали, что существует четыре формы познания мироздания, причем эмпирическое познание, основанное на восприятии явлений окружающего мира с помощью пяти органов чувств и разума, является лишь низшей формой познания, а потому доступно каждому человеку. С нею символически связана вода как носитель информации.
Второй формой познания считалось интуитивное постижение реальности, доступное людям с богатым воображением, умеющим слышать отголоски иных миров и облекать их в слова, звуки и цвета. Символом творческого осмысления действительности, свойственного поэтам, музыкантам и т.д.

Роман / 11.09.2017 Александр Король.

«Кто то скажет, что я хороший, кто то скажет, что я плохой - это мнение людей. а я есть я»
Александр Король 2010

Александр Король.. задаетесь вы вопросом.. кто он такой?.. почему я это читаю?.. спросИте себя!, что привело вас к этой информации?.. а пока вы думаете я вам расскажу что я знаю о нём.
Александр Король – писатель – аналитик - философ 21 века, или можно просто «никто». Почему «никто», потому что он может быть кем угодно..
В 16 лет Александр начал вести свой дневник, в этом возрасте ты ещё учился в школе, а этот парень уже думал о том кто он такой, почему все вокруг какие-то другие, все врут друг другу, ну.. почти все. В этом возрасте он уже пытался разобраться в себе, даже ещё раньше, он не понимал почему люди такие.. словно это не они.. как будто все спали.. а он один трезво мог видеть всё, был осознанным.
В этом же возрасте пару страниц из дневника Александр выложил в интернет, и отовсюду стали ему писать люди с просьбой о помощи. Все задавались вопросом, как?, как в таком возрасте у обычного парня возникают такие мысли в голове. И понимаете, если бы это была какая-то новая книга на основе уже прочитанных, или какой-то гуру (наставник) направлял его, а нет, это его, он сам написал это… «Книга-Ответ».
А потом, уже в 2010 году, Александр записал видеоролик к этой книге, после которого он стал ещё более известен, хоть он и не любит всего этого.. и у людей стало ещё больше вопросов, откуда такая информация?..
Вместе с этим после публикации Книги-Ответ он начинал консультировать людей, помогать решать их проблемы: жизненные.., в бизнесе.., со здоровьем.. и т.д..
И это было не просто внушение или инфобизнес какой, его просто просили помочь, а он помогал, пытаясь понять себя и чтобы лучше понимать других.
И кто он такой подумали вы, экстрасенс какой, колдун, чародей.. нет, ни то и не другое..
Помогая людям он видел их насквозь, чувствовал их, словно перед ним книга, и по сей день он этим и занимается в различной форме..
И что же он такое видит?.. А видит то где находится человек, на какой частоте, описывая жизнь людей он не видит их завтрашний день в буквальном смысле, но он чувствует их частоту, а описывая частоту на которой находится человек получается так что он говорит всё про того человека..
Книга-Ответ не единственная его книга, пишет он уже около 10 лет и продолжает это делать.
Чувствуя частоты людей, решая их проблемы, познавая все грани человеческой сущности, путешествуя по миру.. Александр понял многие законы, по которым устроен этот мир, и его взгляд на мир, его понимание мира оно действительно верное. Многие, многие кому он помог благодарны за то.., что он им показал, как что-то поменять в своей жизни, сказал кто они, и почему сейчас они хотят того-то и как из точки А попасть в точку Б в своём развитии.
И это не какие-то там экстрасенсорные способности или колдовство, это аналитика, просто кто-то в это время сидел на работе, а для Александра работой была аналитика в области саморазвития, он ставил множество социальных экспериментов, общался с людьми из всех социальных слоёв и в итоге понял как всё устроено.
Развитие это было постепенным, на глазах многих людей Александр выдавал всё новую и новую информацию, делился ей в своих книгах и видеороликах, на консультациях и конференциях, люди сразу её проверяли и пробовали на себе и эта информация работала и работает по сей день, многие изменили свою жизнь в лучшую сторону благодаря ей.
Вот кто он такой и чем занимается, и даже не важно кто как его называет, у него нет рамок, важна та информация которой он делится, информация настоящего и будущего, тот взгляд на мир, который позволят быть счастливым и удовлетворённым своей жизнью, позволяет меняться и развиваться, жить в гармонии с собой, со своей душой и в гармонии с мирозданием.
Если вас заинтересовала данная информация, что-то затрепетало внутри.., то можете ознакомиться с его книгами на официальном сайте akinformation
Рекомендую читать по порядку.
Видеоролики AlexandrKorol1
Страница в VK bible

Гео́ргий Ива́нович Гурджи́ев (неверно Гюрджиев ; 14 января , в других источниках 1874 , 13 января или 28 декабря , Александрополь , ныне Гюмри, Армения - 29 октября , Нёйи-сюр-Сен , Франция) - российский оккультист греко-армянских корней, мистик , духовный учитель, писатель, композитор , путешественник и вынужденный эмигрант , чья деятельность была посвящена саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни, и чьё учение среди последователей получило название «Четвёртого пути» (англ. Fourth Way ‎). Гурджиев был послушником Сармунского братства (1899-1900 и 1906-1907; англ. Sarmoung Brotherhood ‎) и основателем «Института гармонического развития человека» (1917-1925).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Отец - грек Иван Иванович Гурджиев (греч. Ἰωάνης Γεωργιάδης ), мать - армянка из рода Тавризовых-Багратуни (арм. Թավրիզ - Բագրատունի ); жители славного своей торговлей и ремесленничеством пограничного армянского города Александрополя , центра одноимённого уезда Эриванской губернии . Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец, настоятель местного христианского храма отец Борш, зародили в нём жажду познания жизненного процесса на Земле, и, в особенности, цели человеческой жизни.

    Знакомые Успенского, представители творческой интеллигенции, заинтересовались Гурджиевым, и небольшая группа была создана также и в Петербурге . Успенский адаптировал идеи Гурджиева к европейскому менталитету, переведя их на язык, понятный Западной психологической культуре.

    Кавказский период

    В Тифлисе к Гурджиеву присоединился театральный художник и декоратор Александр де Зальцманн (Alexandre de Salzmann ; 1874-1934), этнический немец из Грузии. Его жена - француженка Жанна де Зальцманн (Jeanne de Salzmann ), 1889-1990) - будет впоследствии во многом способствовать распространению учения Гурджиева во Франции и приводить к нему учеников уже после закрытия Института в Приёрэ.

    В эмиграции

    Институт гармонического развития человека

    Гурджиев несколько раз пытался основать «Институт гармонического развития человека» - сначала в 1919 в Тифлисе (Тбилиси), затем в 1920 в Константинополе (Стамбул). В 1921 году Гурджиеву пришлось уехать в Германию, а затем, вслед за Успенским , он попробовал перебраться в Великобританию, однако власти не разрешили въезд в страну его приверженцам. Гурджиева на тот момент сопровождала группа мужчин и женщин, знавших его ещё с Москвы и Петербурга, и во время революции последовавшая за ним на Кавказ, затем - из-за разразившейся гражданской войны - в Константинополь и дальше на запад, в Европу. Гурджиев самоотверженно тратил собственные средства на закупку питания для всей группы и заботился об их быте. Летом 1922 года они прибыли во Францию. На собранные английскими группами Успенского средства, в 1922 году Гурджиев купил поместье Приёрэ (фр. Prieuré d"Avon ), около Фонтенбло под Парижем. Поместье было приобретено у вдовы Фернана Лабори (Fernand Labori ; 1860-1917), адвоката в деле Дрейфуса . В нём, наконец, и был основан «Институт гармонического развития человека», который просуществовал несколько лет.

    Коммуна новых жителей обширного поместья привлекла к себе самое живое любопытство. Первыми приезжими учениками в Приёрэ были англичане, последователи Успенского; затем стали приезжать американцы. Среди них были критики, издатели и доктора с известными фамилиями :

    Среди французских учеников выделяются поэт и прозаик Рене Домаль (1908-1944) и писатель Люк Дитриш (Luc Dietrich ; 1913-1944) - искатели метафизических знаний. Домаль был учеником Гурджиева на протяжении десяти лет; его философский роман «Гора Аналог », посвящённый познакомившему его с Гурджиевым Александру де Зальцманн, является поэтическим выражением на бумаге внутренних переживаний Домаля и его товарищей по Институту.

    Среди воскресных посетителей в Приёрэ был университетский интеллигент Дёни Сора (Denis Saurat ; 1890-1958), на тот момент директор , приезжавший к своему другу А. Р. Оражу; беседа с Гурджиевым оказала на него сильнейшее впечатление .

    Гурджиев говорил, что главная идея учителя - разбудить спящую мысль и ощущение истинной реальности в человеке. Опасаясь, что последователи быстро утонут в абстракциях вместо реальных практик, он решил сделать ставку на искусство (сакральные танцы) и практическую работу в группах, где единомышленники могли помогать друг другу осознать себя. Краткий материал отрывков его лекций своим «студентам» свидетельствует о простоте его языка, тяготеющего скорей к Ходже Насредину или Эзопу . Наиболее чёткое изложение некоторых гурджиевских идей можно найти в книге П. Д. Успенского «В поисках чудесного», где автор систематизирует его основные концепции. Сам Гурджиев избрал для изложения своих идей совершенно другой стиль - стиль легомонизма (англ. legomonism ), дабы читатель постигал писания не просто логикой, как у Успенского, а интуицией .

    Единственным публичным выступлением Гурджиева и его учеников того момента был показ священных танцев и движений в парижском Театре Елисейских Полей в октябре 1923 года. Театральный спектакль анонсировался как танцы дервишей и священных церемоний, а также как обучающий метод. Публика требовала ключи к пониманию языка танцев.

    В январе 1924 года жизненные дороги Гурджиева и Успенского разошлись. Успенский продолжил свой путь самостоятельно, вернувшись в Великобританию. Гурджиев, в сопровождении четырёх десятков учеников, отправился 4 января 1924 года в Нью-Йорк , чтобы представить американской публике две серии театральных представлений - в Neighborhood Playhouse и в Карнеги-холле . В июле 1924 года, через несколько недель после возвращения из Америки, Гурджиев попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. С трудом оправившись от аварии, Гурджиев принимает решение о частичном закрытии Института и начале своей писательской деятельности, - чтобы «передать идеи в форме, доступной для других» . После этого Приёрэ становится более закрытым, хотя многие ученики Гурджиева остаются там или продолжают его регулярно посещать.

    Писательская и музыкальная деятельность

    После аварии Гурджиев начал работу над «Всё и вся» (англ. All and Everything ‎), десятью книгами, объединёнными в три серии:

    1. «Рассказы Вельзевула своему внуку»;
    2. «Встречи с замечательными людьми»;
    3. «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть ».

    Языком своих книг он выбрал русский , предпочтя его другим языкам, которыми он владел (греческий , армянский , турецкий , персидский , английский). Писал он повсюду - в Приёрэ, в поездках, на столах провинциальных кафе и в особенно в парижском Кафе де ля Пэ , которое называл своим офисом. Закончив главу, он отдавал её на перевод для последующего прочтения всеми, кто входил в его круг общения, при чтении внимательно наблюдая за реакцией читателей и делая поправки в тексте. Таким образом он занимался сочинительством более десяти лет.

    При этом он не прекращал музицирование, почти ежедневно импровизируя на переносной гармонике гимны, молитвы или просто мелодии курдов, армян и афганцев . Совместно с его учеником, композитором Томасом де Гартманом в этот период написал 150 коротких музыкальных произведений для фортепиано, часто основанных на армянском и тюркском фольклоре, а также музыку для «сакральных танцев».

    Завершив «Всё и вся» и окончательно закрыв институт в Приёрэ, Гурджиев переехал жить в Париж, продолжая время от времени посещать США, где после его предыдущих приездов Альфред Ораж, бывший владелец английского журнала «Нью Эйдж» (The New Age ), вёл группы его учеников в Нью-Йорке и Чикаго . В Париже Гурджиев продолжил работу с французскими учениками, организовывая встречи в городских кафе или у себя дома. Его деятельность сократилась, но не прекращалась даже во время Второй мировой войны, - период, который он провёл безвыездно в Париже .

    Послевоенный период

    Наиболее крупным музыкальным сочинением Гурджиева и Гартмана стал балет «Борьба магов» . Сюжет балета : Белый Маг учит своих учеников свободе; Черный Маг подавляет их волю, используя в корыстных интересах, он вселяет в них страх. Если результатом деятельности первого становится возвышение духа ; то результатом обучения у второго - деградация личности.

    Гурджиев не знал нотной грамоты (хотя играл на гармонике), поэтому сотрудничество с Гартманом носило специфический характер:

    «Мистер Гурджиев обычно насвистывал или играл на фортепиано одним пальцем очень сложный тип мелодии, каковыми, несмотря на кажущуюся монотонность, являются все восточные мелодии. Чтобы ухватить эту мелодию, записать ее в европейской нотации, требовалось нечто наподобие „tour de force“ … Музыка мистера Гурджиева была необычайно разноплановой. Наибольшим воздействием отличалась та, что он запомнил из путешествий в отдаленные азиатские монастыри. Слушая такую музыку, погружаешься в глубины своего существа…»

    А. Любимов. В поисках забытых ритуалов. Буклет к концерту. Санкт-Петербургская филармония. С. 6.

    Ритм Гурджиев часто выстукивал на крышке рояля . В 1929 году Гартман прекратил сотрудничество с Гурджиевым. Впоследствии он вспоминал:

    «Думаю, чтобы помучить меня, он начинал повторять мелодию прежде, чем я заканчивал запись - обычно с едва различимыми изменениями, добавляя украшения, которые доводили меня до отчаяния».

    Томас де Гартман. Наша жизнь с Гурджиевым.

    Наследие

    Идейное наследие

    После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн (Jeanne de Salzmann ) объединила учеников различных групп, что положило начало сообщества, известного как Фонд Гурджиева (Gurdjieff Foundation - название в США, в Европе то же сообщество известно как Gurdjieff Society, «Гурджиевское общество»). Также активным распространением идей Гурджиева после его смерти занимались британский математик Джон Г. Беннетт (1897/1974), британский психиатр Морис Николл (Maurice Nicoll ; 1884-1953), английский писатель Родни Коллин (1909-1956) и лорд Пэнтланд (1907-1984) . Книги журналиста и исследователя спиритуализма Петра Успенского (1878-1947) также способствуют распространению основ гурджиевского учения.

    Уже после смерти Гурджиева у его учеников обучались известные музыканты Кит Джарретт и Роберт Фрипп . В настоящее время гурджиевские группы существуют во многих городах мира. Книги Гурджиева издаются на Западе и в России большими тиражами, и его идеи находят отклик в сердцах читателей.

    Наследие в музыке

    В 1949 году, после смерти Гурджиева, Гартман отредактировал сочинения, созданные в соавторстве с ним. После длительного перерыва музыка Гурджиева и Гартмана была исполнена публично в 1980 году джазовым пианистом, импровизатором и композитором Китом Джарреттом , позже он записал диск «G.I. Gurdjieff Sacred Hymns» . В России крупный музыкальный цикл фортепианных сочинений Гурджиева и Гартмана «Искатели истины (Путешествие в недоступные места)» впервые исполнил в январе

    Точная дата рождения Гурджиева неизвестна. Он как-то бросил, что придет время и потомки сами ее определят. Говорил на многих языках, но предпочитал армянский и русский (родной язык его матери). Его отец русско-греческого происхождения, ашуг - знаток религии и сказатель азиатских легенд, своими выступлениями привлекал множество самого пестрого люду. Жили они в городке Карске, близ русско-турецкой границы, население которого состояло из греков, армян, турок, курдов, кавказских татар, грузин, русских, исповедовавших буддизм, суфизм и христианство пополам с шаманизмом и дьяволопоклонничеством. Так что уже с раннего детства Георгий прикоснулся к таинствам древнего символизма, литургии, технике ритмичного дыхания и различным медитациям, был свидетелем необъяснимых феноменов. Например, дети езидов (народность, поклоняющаяся дьяволу) часто развлекались так, что очерчивали мелом вокруг какого-нибудь мальчишки круг, в котором тот оставался стоять, словно парализованный, до тех пор, пока кто-нибудь из взрослых его не освобождал.

    По словам современников «это был человек с лицом индийского раджи или арабского шейха, вид его чем-то постоянно смущал или обескураживал, поскольку было заметно что он не тот, за кого себя выдает».

    Взгляд у Гурджиева был особенный - глубокий, проникающий в душу. Завораживало и впечатление, будто он знает все ответы на все вопросы и нет для него ничего невозможного.

    Бабушка Георгия гурджиева перед смертью напутствовала внуку: «Слушай и помни мой строгий наказ: либо ничего не делай - просто иди в школу, либо делай что-нибудь такое, что не делает никто другой».

    Вскоре после ее смерти в драке Георгию выбили зуб мудрости. «Чрезвычайно больших размеров», как описывал впоследствии сам Гурджиев . Тот странный зуб имел семь корней и в конце каждого из них выпукло стояла капля крови… Это был явный намек на какую-то тайну. И Георгий Гурджиев решил ее узнать, чего бы это ему не стоило.

    В 11 лет он сбежал из дому и стал вечным странником. Он искал мудрость на сокровенных тропах Африки, Афганистана, Монголии, Тибета, Индии, России, Египта. Правдами и неправдами проникал в суть закрытых и недоступных миру тайных учений, встречал множество удивительных людей.

    Гурджиев любил повторять: «Знания стоят того, чтобы их добывать…». Уровни бытия, из которых человек Четвертого пути черпает свои знания, удивительным образом совпадают с «Туннелями реальности» Роберта А. Уилсона, занимающегося исследованием психологии эволюции, одновременно перекликаясь с законом серебряной Октавы, работающим во всей Вселенной.

    Сила знания и Гурджиев

    «Будучи всегда безжалостным к своим природным слабостям и почти все время сохраняя самонаблюдение», Гурджиев по его словам «смог достичь почти всего, что в пределах человеческих возможностях…».

    К примеру, на расстоянии десятков миль он мог убить яка. Однако Гурджиев дал себе клятву: никогда и ни в каких целях не применять свои удивительные способности, кроме целей исследовательских и лечебных. Зато на этом пути он достиг поразительных успехов. Умиравший в Тифлисе во время вспышки эпидемии тифа Морис Николь описывает, как Гурджиев буквально вытащил его с того света, полностью отдав всю свою жизненную силу: «Когда я очнулся, то увидел склонившееся надо мной лицо Гурджиева в огромном напряжении и испарине, капли пота покрывали все его лицо, он держал мою голову руками и молча смотрел мне в глаза. Он был смертельно бледен. Уже на следующий день я был полностью здоров». Едва придя в себя Николь спросил Гурджиева: «А как же вы? - думая, что тот пожертвовал жизнью ради него». «Не волнуйтесь, - успокоил Гурджиев . - Мне нужно всего десять минут, чтобы восстановить свои силы».

    Из гурджиевской техники саморазвития выросло самое перспективное современное направление психологии: нейролингвистическое программирование (НЛП). Первыми на пути «увязки» поведения и психики были врач Вильгельм Райх и зоопсихолог Конрад Лоренц, который за работу в этой области был удостоен Нобелевской премии.

    Дурманящий сон, в котором протекает наша жизнь, искажает реальную картину бытия. Об этой особенности человеческого существования знали еще первые христиане, призывавшие к пробуждению.

    Как ни удивительно, но современная наука обнаружила аналог «спящего» сознания. По мнению нейропсихологов, функционирование нашей нервной системы ограничено кодом ДНК, который определяет поведение человека, с момента рождения до самой смерти. Но как только людям станут доступны идеи и образцы иных уровней бытия, человечество прейдет на новую ступень эволюции.

    Биография Гурджиева

    Георгий Гурджиев (1877-1949) всю жизнь работал над их развитием, пока не достиг совершенства. Познакомившись в детстве с шумерским эпосом о Гильгамеше, Георгий понял, что тайные, секретные знания передаются различными способами через тысячелетия. Вскоре юноша научился предсказывать будущие с невероятной точностью. Он делал это, сидя между двумя свечами и напряженно всматриваясь в ноготь большого пальца до тех пор, пока не приходил в состояние транса и мог видеть будущее в своем ногте. Однажды хорошо знакомый Гурджиеву молодой человек умер, упав с лошади. На следующую ночь после похорон заметили, что он пытается войти в свой дом. Ему разрезали горло и вернули на кладбище, похоронив теперь уже вампира.

    Этот феномен побудил Гурджиева заняться оккультизмом. В первые сорок лет своей жизни он посещал монастыри по всей Европе и Азии, затем приступил к теории, разработав собственную доктрину, по которой откровение приходит к человеку в состоянии «пробужденного сознания» и заключается в том, что цель всегда есть, а всякие необычайные усилия и каждое начинание пробуждает сознание.

    У Гурджиева оказалось много последователей и учеников. Он будил учеников ночью в любое время и научил их оставаться «замороженными», в какой бы позе они не оказались в это время. На публичных сеансах это выглядело так. Труппа учеников по его команде разворачивалась в задней части сцены лицом к зрителям. Еще одна команда - ученики бросаются к рампе. Гурджиев отворачивается и курит. Человеческая лавина перелетает по воздуху через оркестр, приземляясь на пустые стулья, на пол, тела нагромождаются друг на друга и. замирают в полной неподвижности и тишине. И ни одной ни у кого царапины!

    Это конечно трюки. Но они были нужны Гурджиеву , чтобы привлечь новых учеников, которых он обучал телепатии, гипнозу, ясновидению, и главное - убедить их в том, что любовь и непрерывные усилия, вложенные в работу, не только дают новые степени свободы человеку, но делают его в творческом отношении свободной личностью, выбравшей «четвертый путь», пройдя до этого пути факира, монаха и йогов.

    А более подробно все неординарные, исключительно своеобразные и гениальные идеи русского мага Гурджиева изложил в своей книге «В поисках чудесного» его лучший ученик и последователь Успенский.

    Как получилось, что люди столь несовершенны? Гурджиев объясняет это тем, что все человечество в целом и каждый человек в отдельности пребывает в плену законов материального мира, которым подчиненно все живое на планете. «Вы в тюрьме собственных представлений», вот так объясняет состояние умов этот необычный человек.

    Философия Гурджиеева

    Современного человека - его мысли, чувства, психологию - Гурджиев сравнивал с экипажем, лошадью и кучером. Экипаж - наше физическое тело. Лошадь - эмоции. Кучер - разум. А пассажир в коляске - наше «я». Экипаж, управляющийся кучером, который ничего не смыслит в его устройстве. Лошадь послушна ударам плетки вечно сонного возницы. А он готов ехать куда угодно, лишь бы седок сполна заплатил.

    Человек существует на планете Земля для определенной цели. В каком-то смысле он - инструмент и воплощение этой цели. И чтобы соответствовать ей он просто обязан развиваться и быть свободным. То есть все мы по Гурджиеву рождены чтобы познавать самих себя, но добывая эти знания воплощать их сообразуясь с вечными законами Вселенной.

    Гурджиев оказался одним из тех немногих, кто смог предложить современному человеку синтез практического опыта древних тайных учений, направленных на самосовершенствование в согласии с законами Мироздания. Эти законы Гурджиев воплотил в диаграмме или энеаграмме, принципы которой легли в основу современных компьютерных программ. Встать на путь Гурджиева пытались многие. Но никому не удалось пройти его до конца. Зуб мудрости у гуру не случайно имел семь корней.