Жизнь бальзака. Бальзак, Оноре де – краткая биография

Знатоки камней и практикующие маги в один голос утверждают, что опал – один из самых сильных камней в природе: все опалы удивительно переливаются и люминесцируют. Белые опалы люминесцируют приятным голубым, красноватым, зеленоватым оттенком. Огненные опалы – зеленовато-бурым. Чёрные – всеми цветами радуги! Это мерцание ни на что не похоже. Какая-то космическая красота. Любопытно, что опалы обнаружили на Марсе! Во всяком случае, об этом недавно оповестили широкую общественность специалисты НАСА.

В опале соединилось всё великолепие природы – это обжигающий огонь и сверкающие молнии, мерцание далёких звёзд и семь цветов радуги. Об этом удивительном минерале австралийскими аборигенами сложено немало легенд. Одна из них гласит, что когда на Земле царили времена грёз, с небес прямо на радуге спустился Создатель. В том месте, где его нога коснулась земли, образовалось бесценное месторождение мерцающий опалов.

Камни просто восхитительные, все разноцветные, но имеют одну общую характеристику – они божественно мерцают и светятся просто фантастически! Красные отблески сменяются синими, затем появляются зелёные и т.д. Оттенок и разнообразие мерцания зависит от вида опала. Чёрные опалы или опалы тёмно-серого цвета отличаются настолько богатым цветовым мерцанием, что трудно даже себе представить что-либо подобное в окружающей нас земной природе. Чем темнее цветовая основа опала, тем чётче и пронзительней мерцающие отблески. На белых и молочных опалах цветовая игра расплывчатая, поэтому такие виды минералов являются самыми доступными по цене.


Цветовая игра опалов не знает никаких границ. Каждый камень сияет по-своему – нет ни одного, который был бы похож на другой! Но встречаются опалы и без люминесценции, их называют «рядовыми». Самые дорогие и ценные опалы относят к драгоценным камням.

В трудах знаменитого римского ученого и писателя Плиния записано, что опал – это камень, который упал с небес и объединил в себе игру прекраснейших драгоценных камней нашей планеты: «Для него свойственна острая игра света карбункула, фиолетовый отблеск аметиста, золотистая желтизна топаза, синева сапфира и аквамариновые тона изумруда – смешанные все вместе и сияющие в восхитительном калейдоскопе».

Любопытно, что происхождение фантастического мерцания опалов очень долгое время не находило полноценного научного объяснения. Учёные не могли понять, как образовались разноцветные отблески, которые придают камню то удивительное мерцание, которое так восхищает. И только 50 лет назад было установлено, что сказочную цветовую игру создают маленькие шарики кремнезема в опаловой породе. Плотно размещённые шарики раскладывают проходящие сквозь камень лучи света на все цвета радуги, создавая, таким образом, великолепное мерцание. Такие тонкости открылись лишь после изобретения электронного микроскопа.

Разноцветное сверкание опала чаще всего не сплошное, а точечное, зональное и даже мозаичное. В общем, камень необычайно красивый. И одной только внешней привлекательностью преимущества опала не исчерпываются.


Опал – прекрасный помощник! Одно из самых сильных свойств минерала – способность упорядочивать жизнь своего владельца. Всё, начиная с мыслей, подчиняется единому алгоритму и устойчивым вибрациям чудо-камня. С таким помощником в доме и на рабочем месте постепенно воцаряется чистота и порядок. Если вы забывчивы и рассеяны – непременно подружитесь с опалом, это ваш камень! Вы и не заметите, как всё встанет на свои места, и в вашей душе поселится такое желанное чувство равновесия и гармонии.

Опал – прекрасный талисман для всех, кто желает коренным образом переменить свою судьбу. Камень отлично подойдёт людям, занимающимся творчеством, стремящихся к раскрытию своих талантов. Кроме того, мерцающий камень устранит все ненужные и лишние мысли, прогонит страхи, «выключит» все комплексы, избавит от навязчивых идей и тяжёлых воспоминаний. Как утверждают действующие маги, опал оказывает своё положительное магическое воздействие далеко не на всех, а только на порядочных и благородных людей. Даже одного и того же человека камень может удерживать от низких поступков и прихотей, а может и толкать на путь запретных удовольствий.

Если ваша семейная жизнь трещит по швам, – попробуйте поработать с опалом. Астрологи и литотерапевты отмечают большую умиротворяющую силу камня. Опаловые талисманы и амулеты сглаживают конфликты между близкими людьми, помогают быстро решать семейные проблемы и неприятности в офисе.
Камень помогает сосредотачиваться на важном и не размениваться по мелочам, уделять внимание и себе, и близким людям, сохраняя правильный баланс сил. Опал способствует гармонизации всех сфер жизни своего владельца.


В Европу опалы впервые были завезены из Индии и сразу же покорили сердца представителей высшего света, а также магов и целителей. Случилось это только в начале 19-го века. А ранее опал считался редчайшим камнем, за который европейская знать была готова платить просто сумасшедшие деньги. Камень отличался от всех других минералов. Нереальное, ни на что не похожее мерцание, придавало ему загадочности и сакральности.

В Европе мода на опалы по-настоящему расцвела только в начале 20-го века. Европейцам полюбилось мягкое очарование минерала, превосходно сочетающееся с ювелирной эмалью в украшениях. За счёт удивительного многоцветия, опал прекрасно смотрится как в серебре, так и в золоте.

спец предложения для вас

Происхождение названия

С греческого языка opallios переводится как «перемена цвета». А в переводе с санскрита, upala – драгоценный камень. В разных странах у опала есть и другие неофициальные названия – джиразоль, царский опал, гиалит и другие. Особенно красивое название «арлекин», – максимально отражает визуальные качества и энергетику камня.

Окраска


Природа создала опалы самых разных цветов – красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, голубые, бледно-молочные и др. Реже попадаются опалы, у которых «сердцевина» и кайма отличаются по цвету. Например, середина тёмно-красная, а кайма – ярко-зеленая. Все опалы имеют красивый стекловидный блеск, иногда восковой или перламутровый. Среди благородных драгоценных опалов встречаются белые, чёрные, бледно- или тёмно-фиолетовые, синие.


Различают множество названий цветовых разновидностей благородных опалов:

Белый – полупрозрачный, светло-голубое мерцание.
Чёрный – оттенки могут быть фиолетовые, синие, зелёные, бордовые. Мерцание многоцветное, преимущественно красными проблесками.
Арлекин – многоцветный рисунок, многоцветное мерцание.
Огненный – жёлтый, красный цвет. Мерцание с огненными отблесками.
Джиразоль – голубой, бесцветный. Мерцание в красных тонах.
Лехос-опал – зелёный, Мерцание в зеленоватых и бордовых тонах.
Царский – внутри тёмно-красного или бронзового цвета. Кайма ярко-зелёная.
Гидрофан – белый с различными оттенками. Попадая в воду, становится прозрачным и мерцающим.
Кахолонг – молочно-белый. Это непрозрачная разновидность фарфоровидных опалов.
Перуанский опал – оранжевый, голубовато-зелёный.
Празопал – непрозрачный камень, яблочно-зелёный оттенок.
Ирисопал – бесцветный или коричневатый. Мерцание одноцветное.

Болдер-опал – ещё одна разновидность натурального опала, которая представляет собой опаловую породу, заполнившую полости и прожилки в любой вмещающей породе. Чаще всего в буром железняке. Выглядит это очень красиво – однотонная, как правило, порода украшена мерцающими разноцветными опаловыми вкраплениями и опаловыми зонами.

Знаменитые украшения с камнем

  • Самая роскошная опаловая коллекция хранится в одном из венских музеев. Два образца просто удивительные – крупные и очень яркие камни, массой почти 7000 карат. Впечатляющие по красоте опалы сегодня демонстрирует «сокровищница Медичи» во Флоренции.
  • На весь мир прославились в своё время чешские опалы, которые добывались в Червенице. Это редчайшее месторождение опалов в Европе, которое уже, к сожалению, выработано. Чешский опал «Горящая Троя» – шестисотграмовое сокровище, за которым в своё время гонялась европейская знать. Достался супруге Наполеона за 30 000 золотых дукатов. Ещё одна реликвия Чехии – потрясающее ожерелье из чешских опалов 16-го века. Сегодня это чудо демонстрирует туристам Будапештский Национальный музей.
  • Во время визита Её Величества королевы Елизаветы II в Австралию в 1954 году, Правительство страны преподнесло венценосной особе потрясающее ожерелье с опалами, которое весит 203 карата. Говорят, королева была в восхищении от красоты камней.

Месторождения

Австралия и Мексика – основные поставщики натуральных опалов на мировой рынок. Австралийские опалы – самые крупные и самые красивые. Самый большой камень весил 5,27 кг (26350 карат) и составил в длину 23 сантиметра. В этих краях добывают минералы самых различных цветов, в том числе, ценнейшие и редчайшие чёрные опалы. Месторождения в Австралии обеспечивают 97% всей добычи опалов в мире. По своему содержанию опаловая австралийская порода вообще очень интересная. Там всегда находят что-нибудь необычное. Например, в начале 20-го века нашли опализированную пятнадцатисантиметровую змею! Опаловая змейка мерцает всеми цветами радуги и путешествует по всем миру – из коллекции в коллекцию.

Крупные опалы появляются сегодня в Бразилии. Совсем недавно нашли опал массой 4,3 кг, который продали за шестьсот тысяч долларов.

В незначительных количествах опалы добывают в Чехословакии, Казахстане, Турции, США, Японии, Гондурасе, Гватемале. Несколько лет назад специалисты НАСА объявили о том, что они обнаружили опалы на Марсе!

Опал – камень чувств

Люди всегда знали о волшебном воздействии опалов на человека – мерцающие камушки устраняли мрачные мысли и плохое настроение. Магические свойства опала также переменчивы, как и сверкающая разными красками поверхность этого камня.Уверенным в себе людям, опал приносит успех и многократно увеличивает их благополучие. При условии, если владелец камня отличается честностью и порядочностью. Людям слабохарактерным опал может причинить беспокойство – навеять беспричинные страхи и даже кошмары, поэтому стоит носить его с осторожностью. Опал помогает своему владельцу открыть творческий дар, независимо от рода деятельности хозяина камня.

Астрологически опал можно носить далеко не всем представителям знаков зодиака. Опал является камнем Луны и покровительствует больше всего Рыбам. Камень также будет оказывать благотворное влияние на Весов и Козерогов. Для Овнов идеально подходит огненный опал. Чёрные опалы рекомендуются только Скорпионам. Камень благоволит и всячески помогает тем, кто родился в октябре.

На самом деле, почти все виды мерцающих опалов вызывают неподдельный восторг. Будь то огненные молнии на благородных чёрных опалах, либо нежное мерцание опалов молочного цвета. Именно невероятная цветовая контрастность обеспечивает опалам то очарование, за которое их любят и ценят во всём мире.

Опалы такие же яркие и переменчивые, как и чувства людей. Каждый раз они мерцают абсолютно по-новому.

Применение

Опал сегодня широко применяется в ювелирном деле. Для изготовления украшений используются только высококачественные благородные опалы, с радужной игрой цвета. Это, преимущественно, полупрозрачные разновидности с очень ярким мерцанием. На рынке они ценятся очень дорого.


Идеально подходят для огранки огненные опалы. Мастера сначала аккуратно удаляют все неровности поверхности, используя алмазный круг. Затем придают камню необходимую форму, после чего следует финишная отделка, где используется наждачная шкурка. Итоговый этап – полировка поверхности опала влажным кожаным кругом.


Ювелиры жалуются на хрупкость натуральных опалов. Опалы достаточно капризны – при неправильном обращении опалы могут мутнеть, терять своё волшебное мерцание, растрескиваться и т.д.

спец предложения для вас

Чего боится опал?
Владельцам опаловых украшений необходимо знать, что этот минерал очень чуткий к атмосфере и не любит много бывать на воздухе. Изделие в постоянном режиме необходимо хранить в тёмном месте (но не очень сухом!), и доставать только для выхода. Потеря влаги самым отрицательным образом сказывается на качественном состоянии поверхности опалов. Если ваша драгоценность будет постоянно лежать на открытом воздухе, через какое-то время на его поверхности могут появиться трещинки. Опалы нужно хранить только в условиях низкой влажности. А если опустить опал в тёплый мыльный раствор – качество поверхности гарантировано испортится. Носите почаще ваши украшения с опалами , после каждого выхода обязательно протирайте влажной мягкой тканью. Чтобы защитить его от высыхания, можно раз в месяц держать опал в чистой воде.

Помните, что опалы могут очень быстро адсорбировать некоторые виды жидкостей и масел. Даже грязная вода может существенно ухудшить внешний вид мерцающих камней. Стоит это учитывать как во время использования, так и во время ухода. Опалы нельзя нагревать и ударять – минерал очень хрупкий.

Чтобы опалы играли всеми цветами радуги, их ограняют в округлые или овальные кабошоны. Также из опалов часто вытачивают пластины, которые используются в ювелирных украшениях. В сочетании с ониксом и обсидианом, они смотрятся просто великолепно. Такие пластины называют «опаловые дуплеты». Опаловые пластинки наклеивают на оникс, обсидиан либо на «рядовой» опал. Триплеты – это когда на опаловый слой наклеивают слой прозрачного горного хрусталя или твердого стекла для обеспечения дополнительной защиты поверхности.


Чтобы как-то укрепить хрупкий камень и сократить риски его повреждения, опалы оправляют в специальные защитные оправы. Также для повышения твёрдости, поверхность опалов пропитывают бесцветными смолами.

Красота камня, высокий спрос и его дороговизна стимулируют изготовление синтетических опалов. Чаще всего подделки изготавливают из опалесцирующего стекла.

Лечебные свойства

Целебные свойства опалов широко используют последователи Аюрведы. К тому же минерал идеально подходит для медитирования и активизации работы чакр. Воздействие и влияние камня на чакры зависит от его цвета.
Читайте подробнее об: Основных камнях чакр .

В древности опаловая вода применялась для устранения всевозможных инфекций. Считалось, что опаловые обереги спасают от чумы. Наши предки носили опал для профилактики простудных заболеваний. Также опаловая настойка помогает избавляться от различных заболеваний сердца, от нервных расстройств, от затяжных и тяжёлых депрессий. Опалы помогают справляться с бессонницей, изгоняют ночные кошмары, снимают стрессовые состояния.


Опал рекомендуют носить женщинам при бесплодии. Сохранились свидетельства, что до 2-го века больным прописывали опал в качестве эффективного средства стимулирования сердечной мышцы, а также для предупреждения болезней сердца, профилактики опухолей и улучшения слабого зрения. Светловолосые девушки украшали опаловыми бусинками свои волосы, чтобы те не темнели.

Магические свойства

Опал - камень «магический» и энергетически очень сильный. С древних времён его использовали как один из сильнейших инструментов проведения тайных обрядов и колдовства. Также минерал обладает мощнейшими защитными функциями, поэтому широко использовался как оберег.

Несмотря на то, что опал в промышленных масштабах стали добывать относительно поздно (в конце 19-го века), об этом магическом камне знали очень давно. При этом минерал всегда пользовался повышенным спросом: его искали, за ним охотились, и покупали за самую высокую стоимость.

Как писал известный писатель-натуралист Плиний Старший, опал настолько высоко ценился в Древнем Риме, что обладать им считалось наивысшей степенью престижа. Император Антоний настолько завидовал римскому сенатору Ноннию, у которого был опал, что ему пришлось изгнать последнего из страны только за то, что он отказался продавать своё сокровище за любые деньги. Благородный римлянин предпочёл потерять место сенатора и покинуть Родину, чем расстаться с уникальным камнем.

Специалисты утверждают, что слабовольным и слабохарактерным людям необходимо быть осторожными с опалом – мощный минерал может их тяготить. В таких случаях рекомендуется носить украшения не очень часто. Особенную осторожность необходимо соблюдать при контакте с чёрным опалом. В первые часы рекомендуется проявлять максимальную бдительность, внимательно прислушиваться к собственному самочувствию, и если будет наблюдаться недомогание или тяжёлые ощущения, от минерала следует отказаться. Но ни в коем случае не стоит его выбрасывать или кому-то отдавать! Чем сильнее камень, тем сложнее и продолжительнее происходит сонастройка. Для начала оставьте его на длительный период в тёмном закрытом месте. Через какое-то время попробуйте ещё раз «подружиться» с чёрным опалом. Привыкайте к нему постепенно. И если контакт состоится, вы приобретёте надёжного помощника и сильнейшего защитника. Если же отношения с камнем у вас не сложатся – не расстраивайтесь. Как утверждают маги, чёрный опал сам выбирает себе хозяина и служит далеко не всем магам, не говоря уже о простых людях, не имеющих опыта работы с такими мощными минералами.


Не рекомендуется дарить кому-то опалы – даже самым близким людям. Лучше приобретать их самостоятельно и только для себя. Астрологи советуют покупать этот камень в период полнолуния, т.к. легче найти контакт с минералом. Большинство астрологов рекомендуют носить опалы только на среднем пальце. Крайне нежелательно носить украшения с опалом постоянно, не снимая, так как ещё в древности из-за его разнообразной окраски минерал был символом непостоянства. Его не рекомендуют носить тем, кто связан с бизнесом и финансами.

Талисманы и амулеты

Опаловые обереги защищают своих владельцев от разрушительного воздействия колдовства чёрных магов, а также от сглаза и других энергетических атак. На Древнем Востоке опал почитался как ценнейший амулет, надёжно охраняющий любовь и семейное благополучие. Минерал использовали, чтобы спастись от эпидемий болезней, от пожаров и грабежей. В Древнем Риме опал считали камнем любви и надежды. Представители многих культур мира до сих пор используют этот минерал в качестве талисмана.


Опал – сильнейших талисман для людей творческого склада и практикующих магов. Считается, что перстень с крупным белым опалом, оправленным в золото, помогает значительно облегчать физические страдания и различные боли. Также белые опалы усиливают духовное начало своих владельцев, помогают им гармонировать с окружающим миром. Яшмовые наделяют скромностью и смирением. Огненные – защищают от стихийных бедствий. Считается, что энергетика опала, оправленного в золото, удваивается.

Перстень с чёрным опалом в золотой оправе всегда считался талисманом магов, который наделяет их даром предвидения.


Из истории опала
Первое месторождение опала открыли относительно поздно и совершенно случайно – в 1849 году на одной из австралийских ферм. Промышленная разработка началась только спустя 40 лет. С тех пор миру стал известен такой термин как «австралийские опаловые поля». Именно в этих краях добывают чрезвычайно востребованные на современном ювелирном рынке чёрные опалы. «Пламя пустыни Андамука» – самая большая плита опаловой породы, которая весит без малого 7 тонн!

Добыча этих превосходных драгоценных камней долгое время велась в сложнейших условиях – старатели в буквальном смысле прятались под землей от дневного зноя и ночного холода. Пустынный климат отличается значительным перепадом температур. К резкому температурному режиму добавлялся сильный ветер – обжигающе горячий днём и холодный ночью. Опалы добывали с использованием простой лопаты и кирки.

Глубина шахт составляла от пяти до сорока метров. Фактически вся работа велась вручную. Опалонесущую породу поднимали на поверхность в самых обычных вёдрах. Это удивительно, но на некоторых современных опаловых шахтах добыча проводится точно таким же примитивным способом. Опаловая порода залегает неглубоко, объёмы добычи небольшие, поэтому затраты на современное дорогостоящее оборудование чаще всего не оправдываются.

Как уже говорилось, 97% всех добываемых в мире опалов имеют австралийское происхождение. Недаром, опал является официальным камнем-символом Южной Австралии, а также символом женской национальной сборной по баскетболу.

Оноре де Бальзак – знаменитый французский романист, родился 20 мая 1799 в Туре, умер 18 августа 1850 в Париже. Пяти лет он был отдан в начальное училище в Туре, а 7-ми поступил в Вандомский иезуитский коллеж, где пробыл 7 лет. В 1814 Бальзак переехал вместе с родителями в Париж, где и закончил свое образование – сначала в частных пансионах, а затем в Сорбонне , где с увлечением слушал лекции Гизо , Кузена, Виллемана. В то же время он занимался изучением права в угоду отцу, который хотел сделать из него нотариуса.

Оноре де Бальзак. Дагерротип 1842 г.

Первым литературным опытом Бальзака была трагедия в стихах «Кромвель», стоившая ему огромного труда, но оказавшаяся никуда не годной. После этой первой неудачи он отказался от трагедии и принялся за роман. Побуждаемый материальной нуждой, он стал писать один за другим весьма плохие романы, которые сбывал за несколько сот франков различным издателям. Такая работа из-за куска хлеба крайне тяготила его. Желание выбиться поскорее из бедности вовлекло его в несколько коммерческих предприятий, окончившихся для него полным разорением. Он должен был ликвидировать дела, приняв на себя более 50.000 франков долгу (1828). Впоследствии, благодаря новым займам для уплаты процентов и другим денежным потерям, сумма его долгов с различными колебаниями все возрастала, и он всю жизнь томился под их бременем; лишь незадолго до смерти удалось ему наконец разделаться с долгами. В начале 1820-х годов Бальзак познакомился и близко сошелся с госпожой де Берни. Эта женщина явилась добрым гением его юности в самые тяжелые годы борьбы, лишений и неизвестности. По его собственному признанию, она имела огромное влияние и на его характер и на развитие его таланта.

Первый роман Бальзака, имевший шумный успех и выдвинувший его из среды других начинающих писателей, был «Физиология брака» (1829). С этих пор слава его растет непрерывно. Плодовитость его и неутомимая энергия поистине изумительны. В том же году он напечатал еще 4 романа, в следующем – 11 («Тридцатилетняя женщина»; «Гобсек», «Шагреневая кожа» и др.); в 1831 – 8, в том числе «Сельский врач». Теперь он работает еще более чем прежде, с необыкновенной тщательностью отделывал свои произведения, по нескольку раз переделывая написанное.

Гении и злодеи. Оноре де Бальзак

Бальзака не раз соблазняла роль политика. По своим политическим взглядам, он был строгий легитимист . В 1832 он выставил в Ангулеме свою кандидатуру в депутаты и по этому поводу высказал в одном частном письме следующую программу: «Уничтожение всякого дворянства, за исключением палаты пэров; отделение духовенства от Рима; естественные границы Франции; полное равенство среднего класса; признание истинного превосходства; экономия в расходах; увеличение доходов посредством лучшего распределения налогов; образование для всех».

Потерпев неудачу на выборах, он с новым рвением принялся за литературу. 1832 вышли в свет 11 новых романов, между прочим: «Луи Ламбер» «Брошенная женщина», «Полковник Шабер». В начале 1833 г. Бальзак вступил в переписку с графиней Ганской. Из этой переписки возник роман, который продолжался 17 лет и закончился браком за несколько месяцев до смерти романиста. Памятником этого романа служит объемистый том писем Бальзака к госпоже Ганской, изданных затем под названием «Письма к незнакомке». В продолжение этих 17 лет Бальзак по-прежнему без устали работал, и кроме романов писал разные статьи в журналах. В 1835 он начал сам издавать журнал «Парижская хроника»; это издание продолжалось год с небольшим и в результате принесло ему 50.000 франков чистого дефицита.

С 1833 по 1838 год включительно Бальзак выпустил 26 повестей и романов, среди них «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Серафита», «Лилия долины», «Утраченные иллюзии», «Цезарь Бирото». В 1838 он снова покинул Париж на несколько месяцев, на этот раз с коммерческой целью. Ему грезится блестящее предприятие, которая может сразу обогатить его; он отправляется в Сардинию, где собирается эксплуатировать серебряные копи, известные еще во времена римского владычества. Предприятие это оканчивается неудачей, так как более ловкий делец воспользовался его идеей и перебил ему дорогу.

До 1843 Бальзак жил почти безвыездно в Париже, или в своем имении Les Jardies, под Парижем, купленном им в 1839 и обратившемся для него в новый источник постоянных расходов. В августе 1843 Бальзак отправился на 2 месяца в Санкт-Петербург, где в это время находилась госпожа Ганская (её муж владел обширными поместьями на Украине). В 1845 и 1846 он дважды совершил путешествие в Италию, где она с дочерью проводила зиму. Безотлагательная работа и разные срочные обязательства заставили его вернуться в Париж и все его усилия были направлены к тому, чтобы расплатиться наконец с долгами и устроить свои дела, без чего он не мог осуществить заветную мечту всей своей жизни – жениться на любимой женщине. До известной степени ему это удалось. Зиму 1847 – 1848 Бальзак провел в России, в имении графини Ганской близ Бердичева, но за несколько дней до февральской революции денежные дела призвали его в Париж. Он остался однако совершенно чужд политическому движению и осенью 1848 снова отправился в Россию.

В 1849 – 1847 в печати появилось 28 новых романов Бальзака («Урсула Мируэ», «Сельский священник», «Бедные родственники», «Кузен Понс» и пр.). Начиная с 1848 он уже работает мало и почти ничего нового не печатает. Вторичная поездка в Россию оказалась для него роковой. Организм его был изнурен «чрезмерной работой; к этому присоединилась простуда, которая пала на сердце и легкие и обратилась в долгую затяжную болезнь. Суровый климат также пагубно действовал на него и мешал выздоровлению. Такое состояние с временными улучшениями тянулось до весны 1850. 14 марта в Бердичеве состоялось наконец бракосочетание графини Ганской с Бальзаком. В апреле супруги покинули Россию и направились в Париж, где поселились в маленьком отеле, купленном Бальзаком за несколько лет перед тем и отделанном им с артистической роскошью. Здоровье романиста однако все ухудшалось и наконец, 18 августа 1850 после тяжкой 34-часовой агонии он скончался.

Значение Бальзака в литературе очень велико: он расширил рамки романа и, явившись одним из главных основоположников реалистического и натуралистического течений, указал ему новые пути, по которым во многом он шёл до начала XX века. Его основной взгляд чисто натуралистический: он смотрит на всякое явление, как на результат и взаимодействие известных условий, известной среды. Согласно с этим, романы Бальзака являются не только изображением отдельных характеров, но и картиной всего современного общества с теми основными силами, которые управляют им: всеобщей погоней за благами жизни, жаждой наживы, почестей, положения в свете, со всей разнообразной борьбой крупных и мелких страстей. При этом он раскрывает перед читателем всю закулисную сторону этого движения в самых мельчайших подробностях, в его повседневном обиходе, что придает его книгам характер животрепещущей действительности. При обрисовке характеров он выдвигает на первый план какую-нибудь одну главную, преобладающую черту. По определению Фаи, для Бальзака всякий человек есть не более как «какая-нибудь страсть, которой служит разум и органы и которой противодействуют обстоятельства». Благодаря этому его герои получают необычайную, рельефность и яркость, и многие из них сделались именами нарицательными, подобно героям Мольера : так, Гранде стал синонимом скупости, Горио – отцовской любви и т. д. Большое место в его романах занимают женщины. При всем своем беспощадном реализме, женщину он всегда ставит на пьедестал, она стоит всегда выше окружающего, и является жертвой эгоизма мужчины. Его излюбленный тип – женщина 30 – 40 лет («бальзаковский возраст»).

Полное собрание сочинений Бальзака было издано им самим в 1842 под общим заглавием «Человеческая комедия », с предисловием, где он так определяет свою задачу: «дать историю и в то же время критику общества, исследование его недугов и рассмотрение его начал». Одним из первых переводчиков Бальзака на русский язык стал великий Достоевский (его перевод «Евгении Гранде», сделанный ещё до каторги).

(Очерки о других французских писателях см. в блоке «Ещё по теме», ниже текста статьи.)

Отцом будущего писателя был крестьянин из Лангедока, которые сумел сделать карьеру во время Французской буржуазной революции и разбогатеть. Мать была намного моложе отца (даже пережила сына) и тоже происходила из обеспеченной семьи парижского торговца сукном.

Фамилия Бальзак была взята отцом будущего писателя уже после революции, настоящим семейным именем была фамилия Бальса.

Образование

Отец писателя, ставший помощником мэра города Тура, мечтал сделать сына адвокатом. Он отдал его сначала в Вандомский колледж, а потом в Парижскую школу права.

В Вандомском колледже Оноре не понравилось сразу. Он плохо учился и никак не мог наладить контакт с педагогами. Контакты с семьей во время учебы были запрещены, а условия жизни отличались излишней суровостью. В 14 лет Оноре тяжело заболел и был отправлен домой. В колледж он больше не вернулся, закончив его заочно.

Еще до своей болезни Оноре увлекся литературой. Он запоем читал сочинения Руссо , Монтескье, Гольбаха. Даже после поступления в Парижскую школу права Оноре не оставил мечты стать писателем.

Раннее творчество

С 1823 года Бальзак начал писать. Первые его романы написаны в духе романтизма. Сам автор считал их неудачными и пытался о них не вспоминать.

С 1825 по 1828 год Бальзак пробовал заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

Успех

Согласно краткой биографии Оноре де Бальзака, писатель был настоящим трудоголиком. Он работал по 15 часов в сутки и публиковал по 5-6 романов за год. Постепенно к нему начала приходить слава.

Бальзак писал о том, что его окружало: о жизни Парижа и французской провинции, о жизни бедняков и аристократов. Его романы были скорее философскими новеллами, раскрывающими всю глубину, существующих тогда во Франции, социальных противоречий и тяжесть социальных проблем. Постепенно Бальзак объединил все написанные им романы в один большой цикл, названный им «Человеческой комедией». Цикл разделен на три части: «Этюды о нравах» (в эту часть, например, вошел роман «Блеск и нищета куртизанок»), «Философские этюды» (сюда вошел роман «Шагреневая кожа»), «Аналитические этюды» (в эту часть автор включил отчасти автобиографические произведения, такое, например, как «Луи Ламбер»).

В 1845 году Бальзака наградили Орденом почетного легиона.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя не складывалась до тех пор, пока он не вступил в переписку (на первых порах анонимную) с польской аристократкой графиней Эвелиной Ганской. Она была замужем за очень богатым помещиком, имевшим большие земельные угодья в Украине.

Между Бальзаком и графиней Ганской вспыхнуло чувство, но даже после смерти мужа она не решалась стать законной женой писателя, так как боялась потерять наследство мужа, которое хотела передать единственной дочери.

Смерть писателя

Только в 1850 году Бальзак, который, кстати, подолгу гостил у своей возлюбленной, посещая вместе с ней Киев, Винницу, Чернигов и другие города Украины, и Эвелина смогли официально обвенчаться. Но счастье их было недолгим, так как сразу по возвращении на родину писатель заболел и умер от гангрены, которая развилась на фоне патологического сосудистого артрита.

Похоронили писателя со всеми возможными почестями. Известно, что его гроб во время похорон поочередно несли все выдающиеся литераторы Франции того времени, включая Александра Дюма и Виктора Гюго .

Другие варианты биографии

  • Бальзак еще при жизни стал очень популярен в России, хотя власти настороженно относились к творчеству писателя. Несмотря на это, ему разрешили въезд в Россию. Писатель посещал Санкт-Петербург и Москву несколько раз: в 1837, 1843, 1848 -1850 годах. Его принимали очень тепло. На одной из таких встреч писателя с читателями присутствовал молодой Ф. Достоевский, который после беседы с писателем решил перевести на русский язык роман «Евгения Гранде». Это был первый литературный перевод и первая публикация, выполненные будущим классиком русской литературы.
  • Бальзак обожал кофе. Он выпивал около 50 чашек кофе в день.

Оноре де Бальзак (родился 20 мая 1799, Тур — умер 18 августа 1850, Париж) — французский писатель. Настоящее имя — Оноре Бальзак, частицу «де», означающую принадлежность к дворянскому роду, начал использовать около 1830 года.

Французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу "де" в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806-1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816-1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 × 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и "романов ужасов". В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

Архитектура - выразительница нравов.

Бальзак Оноре де

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la vallée, 1835-1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826-1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны — Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scènes de la vie privée), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comédie humaine).

Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (Études de moeurs, 1833-1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен — частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (Études philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 × 1837. Этюды о нравах должны были представить "следствия", а Философские этюды — выявить "причины". Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во "второе зрение", таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей "эфирной субстанции", или "флюида". Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).

Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (Études analytiques), посвященные "принципам", но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misères de la vie conjugale, 1845-1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных "средневековых" повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832-1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833-1837, но Бальзак добавил к нему "предисловие", в котором разъяснил свои цели. В так называемое "окончательное издание" 1869-1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Théâtre) и ряд писем.

Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер.

Бальзак Оноре де

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих — Чиновники (Les Employés), судейских клерков и адвокатов — Дело об опеке (L’Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов — Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов — Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837-1843); мелких фабрикантов и торговцев — История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de César Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonnée), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831-1834), Дочь Евы (Une Fille d’Ève, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные "бури в стакане воды", которые нарушают мирное течение привычной жизни — Турский священник (Le Curé de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugénie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirouët) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841-1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь "борьбу за жизнь" с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Ténébreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scènes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le désert, 1830) — Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scènes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Médecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Curé de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов.