Лучшие картины репина. Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

5 августа 1844 года на свет появился выдающийся художник Илья Ефимович Репин. В честь дня рождения мастера, «Дилетант» публикует его биографию и интересные факты из жизни.

Биография


Автопортрет, 1878 г.

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Репина называют мистическим художником


Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина



Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь, 1889 г.

Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.


Садко в подводном царстве, 1876 г.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Иконописец Балашов порезал ножом картину «Иван Грозный и его сын»


Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

Под конвоем. По грязной дороге, 1876 г.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.



Арест пропагандиста, 1880−1882 гг.


Арест пропагандиста, 1878 г.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.



Бурлаки на Волге, 1870−1873 гг.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.



Крестный ход в Курской губернии, 1880−1883 гг.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали

1880-е годы — пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.



Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи — П. М. Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.



Стрекоза, 1884 г.


Осенний букет, 1892 г.



На солнце, 1900 г.


Отдых, 1882 г.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы — вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878−1891 гг.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.



Гопак. Танец запорожских казаков, 1927 г.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М. П. Мусоргского.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране


Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну, а открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали от него художницкие принадлежности. Однако, это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Источники

  1. http://allpainters.ru/
  2. http://www.artariya.ru


Илья Ефимович Репин - биография и картины (1844- 1930)


Картины Репина

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения - Илья Ефимович Репин. 1903. Холст, масло. 400х877

Обладающий несомненным авторитетом выдающегося художника своей эпохи, Илья Ефимович Репин (1844-1930) в апреле 1901 получил правительственный заказ на исполнение монументального полотна, призванного стать «памятником» к 100-летию учреждения Государственного совета.

Талант живописца в полной мере проявился в композиционном решении многофигурной картины. Обозначив перспективу с нескольких точек зрения, мастер дал панораму зала, где при всей масштабности полотна ни один из участников заседания не теряется среди остальных и лица вполне узнаваемы.

Наблюдательно подмеченные характерные жесты беседующих между собой или внимательно слушающих докладчика чиновников, общая оживленная атмосфера и правдивость передачи мельчайших деталей создают ощущение соучастия происходящему, зритель словно включается в процесс заседания.

Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Для создания группового портрета Репин привлек учеников - Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Вся центральная часть написана самим Репиным. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев - Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом.

В настоящее время этому полотну и сопровождавшим его натурным этюдам отведен отдельный зал Государственного Русского музея.





Портрет матери, Репин, 1867

Портрет матери - Илья Ефимович Репин. 1867. Холст, масло. 62,5х50

На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Эта ранняя работа молодого живописца была исполнена во время каникул, когда он, тогда еще студент Петербургской Академии художеств, гостил у родителей на Харьковщине в слободе Осиновке.

Картина, написанная с вниманием и любовью, создает образ сильной и серьезной, но в то же время доброй и мудрой женщины, к которой зритель сразу же проникается симпатией и уважением. Доброжелательное лицо Татьяны Степановны теплым золотистым тоном ясно выделяется на густой тени фона, а ее платье и шаль выполнены темно-синим и голубыми цветами. Все это производит очень яркое впечатление, небольшое полотно выглядит монументально и торжественно, на нем - волевая и умная женщина, настоящая хозяйка дома.

В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.

Портрет К. П. Победоносцева, Репин, 1903

Портрет Константина Петровича Победоносцева - Илья Ефимович Репин. 1903. Холст, масло. 68,5х53

При всей широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего портретистом. Глубокий знаток людей и психолог, он умел увидеть в своих произведениях сущность индивидуального человеческого характера, раскрывая в то же время в создаваемом им образе черты, типичные для целого общественного слоя, в характеристике отдельной личности позволяя увидеть приметы эпохи.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно—грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины, избежав ложной помпезности. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.

В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Исполненные в свободной широкой манере, чаще всего за один — два сеанса, эти этюды являются одним из самых высших достижений в творчестве Репина.

Портрет Победоносцева принадлежит к числу лучших из них. Среди высокопоставленных сановников самодержавия Победоносцев был одним из самых страшных деятелей. Убежденный реакционер, беспощадный душитель любых ростков свободы, он олицетворял собой все мракобесие своего времени. Внешне корректный, сдержанный, сухо вежливый, он был как бы лишен естественных человеческих чувств. Таким и представил его в своем портрете Репин.

Тончайшими, едва уловимыми оттенками цвета, свободными, будто даже небрежными, но в действительности подчиненными точно выверенному рисунку мазками, запечатлены, а точнее — выявлены сухие, чуждые улыбке губы, холодный взгляд полуприкрытых веками глаз, весь ханжеский облик человека, неспособного к живому душевному движению, опустошенного и беспощадного.

Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет — одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.

Картина «Бурлаки на Волге», Репин

Бурлаки на Волге - Илья Ефимович Репин. 1870-1873. Холст, масло. 131,5x281

Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характе-ром, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.

Крестный ход в Курской губернии, Репин

Крестный ход в Курской губернии - Илья Ефимович Репин. 1880-1883. Холст, масло. 175x280

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» - произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, - на Одиннадцатой передвижной выставке. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. За ними - толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.

Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.

На дерновой скамье, Репин, 1876

Работа великого мастера изображает жаркий полдень. Перед нами семья, спасающаяся от летней жары в тени деревьев. Природная беседка обустроена удобной скамьей из дерна. Изображенная группа, без сомнения, позирует художнику.

Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Центральная группа словно недовольна своей ролью. Внимание художника тяготит их. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина - жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) - принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя - дочки Репина) ведет себя естественно и органично.

Декорацией сюжета картины выступает жаркое лето, сдобренное буйной зеленью, что придает работе атмосферу беззаботного отдыха и тихого семейного счастья.

Мужичок из робких, Репин, 1877

Мужичок из робких - Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться...

Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика "себе на уме". Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели...

Картина Репина "Не ждали"

Не ждали - Илья Ефимович Репин. 1884. Холст, масло. 160,5х167,5

Одна из самых знаменитых картин Репина, благодаря школьным хрестоматиям и учебникам, известна каждому школьнику. Сюжет работы - возвращение ссыльного революционера домой после заключения. Картина наполнена густой и тягучей атмосферой. Изображенное мгновение позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все - и напряженная нерешительность, испуг, восхищение, радость, страх... Перекрестие взглядов - ключ к сюжету.

Центральная фигура - ссыльный. Его глаза особенно выразительны на фоне изможденного лица, в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем, очевидно, что ссылка не сломала революционера, он остался верен своим взглядам.

Навстречу главному герою устремлены взгляды всех присутствующих: от откровенно испуганного до восхищенного у детей; полный сдержанного осуждения - горничной; любопытный у кухарки.

Интересна единственная фигура на картине, глаз которой мы не видим - это женщина (мать?) в черном. Ее взгляд скорее угадывается по ее позе: напряженной и статичной.

Складывается ощущение, что уже в следующую секунду ситуация разрешится: присутствующие бросятся обнимать своего внезапно вернувшегося родственника, или, напротив, отвернутся от него и попросят больше не беспокоить. Разрешение ситуации автор оставляет за рамками своей работы. Перед нами мгновение принятия решения...

Портрет Третьякова, Репин, 1883

Портрет Павла Михайловича Третьякова - Илья Ефимович Репин. 1883. Холст, масло. 98х75,8

Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Перед нами основатель галереи русской живописи, успешный предприниматель, меценат, замечательный человек. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Высокий лоб, печальные темные глаза, идеально ровный нос, ухоженная борода... Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.

Изображен Третьяков среди картин своей галереи. Без своего собрания русской живописи он и сам как бы не существует. Известно, что последними словами Третьякова перед смертью были слова о необходимости беречь коллекцию. Дело всей его жизни стало частью его самого, смыслом самой жизни великого русского мецената.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Репин

Запорожцы пишут письмо турецкому султану - Илья Ефимович Репин. 1880-1891. Холст, масло. 203х358

Сюжет этого шедевра великого русского художника хорошо известен: Запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Сохранился и текст этого ответа, полный самых изысканных оскорблений в адрес "владыки блистательной Порты". Перед нами этакий "мозговой штурм" - процесс сочинения ответа султану.

Композиция картины представляет собой четко выраженный центр, вокруг которого автор выстраивает несколько "кругов", наполненных разным смысловым содержанием.

В центре - писец. Едва ли не единственный из изображенных владеющий грамотой. Судя по одежде - это семинарист из казаков, который взялся изложить ответ запорожцев на бумаге. Создание этого письма явно доставляет ему удовольствие. Свою радость писец выражает достаточно сдержанно, как подобает человеку "ученому".

Рассмотрим "ближний круг". Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Еще секунда и новая строка послания будет придумана... Далее по часовой стрелке - казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа.

Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Они словно противопоставлены друг другу. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. То тут, то там изображены тревожные, серьезные, испуганные лица. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери... Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. В его взгляде осуждение и тревога... Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага - главные качества воинов Запорожского казачества.

Картина "Иван Грозный убивает сына", Илья Репин

Иван Грозный убивает сына - Илья Ефимович Репин. 1885. Холст, масло. 199,5х254

Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Впечатление, которое она производит на зрителя, просто ошеломляющее. Сама ситуация чудовищна. Царь Иван Грозный убил своего сына Ивана, тем самым прервав династию Рюриковичей, правившую Русью с IX века.

Момент прозрения и осознания содеянного предстает перед зрителем во всем трагизме. Царь в панике, перед нами не самодержавный властитель, а обезумевший от горя и ужаса старик. Крепко вцепившись в мертвое тело сына он пытается закрыть рану на его виске, из которой еще бежит алая кровь. Он отчаянно пытается поправить непоправимое.

Они противопоставлены друг другу - фигуры мертвого сына и живого царя. Композиционно картина выстроена так, что поначалу внимание приковывает мертвое тело, еще секунду назад полное сил, энергии, жизни. Затем зритель видит безумные глаза отца-убийцы. Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мертвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мертвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.

Атмосферу липкого ужаса довершает обстановка царских покоев: красные ковры, опрокинутое кресло, орудие убийства (царский посох), красные стены. Создается впечатление, что кровь везде. Едва заметна тень свидетеля преступления в дверном проеме. Еще мгновение и в покоях появятся люди, чтобы скрыть все следы убийства.

Интересная деталь - рама на стене. Художник предоставляет зрителю самостоятельно додумать назначение этой рамы. В сумерках покоев ее разглядеть невозможно. Картина? Зеркало? Икона? Скорее зеркало, которое не отражает происходящего. Поскольку в зеркале не отражается нежить - в это верили славяне с незапамятных времен.

Портрет Мусоргского, Репин, 1881

Портрет М. П. Мусоргского - Илья Ефимович Репин. 1881. Холст, масло. 69х57

Среди портретов кисти Репина, эта работа занимает особое место. Как известно, мастер писал этот портрет за несколько дней до смерти великого композитора, что придает работе особую драматичность и глубину.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. В его глазах читается печаль, тоска. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного - лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом.

Фон на портрете "пустой", свободный от всяких деталей. Можно подумать, что Мусоргский изображен на фоне облаков. Создается ощущение грандиозности и величия изображаемого. Он сам как его музыка: особенная, неукротимая, мощная, неповторимая. Эта музыка звучит в его глазах. Там же и незаконченные произведения, невоплощенные идеи, музыка, которую он уже никогда не сочинит...

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

Портрет Льва Николаевича Толстого - Илья Ефимович Репин. 1887. Холст, масло. 124х88

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца - легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Глаза ясные и добрые. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя.

Светлый и чистый фон усиливает впечатление. Книга в руках, деталь символичная, неслучайная. Перед нами писатель в момент размышления о прочитанном, в момент зарождения новой, гениальной идеи. Глядя на портрет, любой способен почувствовать величие и духовную монументальность Толстого.

Портрет В. С. Сурикова, Репин, 1877

Портрет художника Василия Ивановича Сурикова - Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 62,5х215

Портрет Сурикова кисти Репина - несомненная удача художника. Мастер психологического портрета отлично передает характер, темперамент своего коллеги.

Репинский Суриков полон сил и амбиций. Черные волосы, модная бородка, пухлые красные губы, чуть полное лицо, черные глаза - рассказали о полноте здоровья, о расцвете сил героя. Во взгляде заметно едва уловимое смущение, вызванное непривычностью выполняемой роли натурщика. У зрителя складывается ощущение, что Суриков вот-вот начнет шевелиться, утомленный неподвижностью.

Белоснежный воротничок, черный галстук, пиджак... Суриков - человек с безупречным вкусом, франтоватый и умеющий хорошо одеваться. Нейтральный зеленоватый фон разрушает бордовая спинка кресла, гармонирующая с цветом губ героя, подчеркивая яркую внешность и неординарность личности.

Чувствуется, что Репин с глубоким уважением, с некоторым даже трепетом, относится к своему коллеге.

Портрет Андреева, Репин, 1904

Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева - Илья Ефимович Репин. 1904. Холст, масло. 76х215

Судя по всему, портрет писателя Андреева остался незавершенным. Перед нами скорее проработанный эскиз, нежели законченная работа. Впрочем, возможно, это прием, которым воспользовался художник, чтобы передать суть характера писателя: непостоянство, склонность к иррациональному, иллюзорному.

Перед нами молодой мужчина в вышитой рубашке, с русской бородой, богатой шевелюрой и затуманенным взглядом. В глазах героя тоска, пустота и некоторое уныние. На лице нет ни тени улыбки, губы сжаты. Поза не свободна и расслабленна, а, напротив, чувствуется какое-то внутреннее напряжение.

Цветовая гамма портрета сдержанна. От белого до неопределенно зеленого (фон). Незаконченность фона, нервные, небрежные мазки, подчеркивают атмосферу нервозности и напряжения. Складывается впечатление, что художнику передалась некая энергетика Андреева.

Биография:
И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в Петербург, где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был И. Н. Крамской, который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще, будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, потом написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в Париж художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1887 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной «Запорожцы», завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой переехали в местечко Куоккала, где прожили последние три десятка лет жизни великого художника. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.





Оригинал записи и комментарии на

Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он… не написал. Великий представитель русского реализма в живописи… страстно увлекавшийся другими творческими методами. Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и… на территории Санкт-Петербурга одновременно. Творец, оставивший множество гениальных полотен, и… находивший время для множества других занятий - от преподавания и мемуаристики с публицистикой до насыщенной личной жизни и постоянных приемов гостей.

Догадались, о ком речь? Да, этот художник - Репин Илья Ефимович. Кто не знает его картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Не ждали», «Лев Толстой на пашне», «Иван Грозный убивает сына», и кто не произносил в непростой ситуации «картина Репина «Приплыли»»! Так что вполне естественный интерес потомков вызывает краткая биография Ильи Репина, которую я с удовольствием изложу.

Биография художника Ильи Репина

Детство и юность

Родился Илья Ефимович 5 августа (24 июля ст.ст.) 1844 года. Родной город живописца - Чугуев Харьковской губернии. Отец, Ефим Васильевич - отставной военный, торговавший лошадьми, пригоняя табуны с Донщины. Мать, Татьяна Степановна, шила и продавала шубы, много занималась образованием собственных детей, да еще и организовала для горожан всех возрастов маленькую школу, где преподавались Закон Божий, арифметика и грамота.

Дар художника у Илюши проявился благодаря двоюродному брату Трофиму, принесшему в дом Репиных акварельные краски и раскрасившему арбуз на странице детской азбуки. Увидев «ожившую» ягоду, словно по волшебству ставшую сочной и яркой, мальчик так увлекся рисованием, что маме стоило труда уговорить его отложить кисточку и покушать.

В возрасте 11 лет Илья начал учебу в школе топографов, считавшейся в Чугуеве престижной, но спустя два года закрывшейся. Не растерявшись, отрок нашел первое применение таланту в иконописной мастерской местного художника Ивана Бунакова. А в шестнадцать лет вступил во взрослую жизнь - расстался с родительской семьей и первым наставником, получив приглашение в артель кочевых богомазов с месячным жалованием 25 рублей.

Летом 1863 года Илья оказался неподалеку от города Острогожска Воронежской губернии, где родился знаменитый Иван Крамской. Местные жители поведали артельщикам о земляке, к тому моменту семь лет как уехавшему в Санкт-Петербург и поступившему в Академию художеств. Услыхав эту историю, юный Репин скопил немного денег и по примеру Крамского подался в столицу.

Первые достижения

Первая попытка юноши попасть в Академию была провальной, но он не сплоховал - снял комнатушку в мансарде и пошел в рисовальную школу, где вскоре стал лучшим учеником. Со второго раза Илья сдал экзамен, а плату за его учебу внес известный благотворитель Федор Прянишников.

Написанные в годы обучения первые картины Ильи Репина были удостоены нескольких наград вплоть до большой золотой медали за «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Это полотно и принесло молодому живописцу первую славу, докатившуюся до Москвы. Как результат владелец гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков именно Репину заказал картину с изображением знаменитых славянских композиторов. После многих лет нужды гонорар в 1500 рублей показался художнику огромным, и к 1872 году он блестяще справился с заказом.

Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен - «Бурлаки на Волге». Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Завершенные в 1873 году «Бурлаки» произвели фурор как в России, так и далеко за рубежом, покорив публику горячей искренностью автора, тщательной прорисовкой персонажей и ассоциациями группы обездоленных бурлаков с процессией проклятых из дантовской «Божественной комедии».

Из Петербурга в Москву - через Париж и Чугуев

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет, и дочка немножко подросла. Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.

Вернувшись на родину, чета Репиных неполный год прожила в Чугуеве. Малороссийские (украинские) мотивы обогатили творчество живописца, включая знаменитых «Запорожцев» (1891), сочиняющих жестко-юморной ответ на ультиматум турецкого султана.

Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Московский период начался с неоднозначно воспринятой критиками исторической картины «Царевна Софья», после которой Репин создал множество портретов выдающихся современников (композитора Мусоргского, писателей Толстого и Тургенева, мецената Третьякова и др.), начал писать шедевральный «Крестный ход в Курской губернии» (1883), сделал наброски «Ивана Грозного», «Запорожцев» и других известных полотен.

Тем временем в семье Репиных появилось четверо родных детей (три дочери и сын) и поселившийся в доме наставника юный Валентин Серов, благодаря покровительству Ильи Ефимовича ставший видным художником-портретистом. Сам Репин охотно писал портреты близких, а наилучшим из них я считаю изображение старшей дочери Веры Ильиничны «Осенний букет».

Снова в Северной столице

Почувствовав, что Москва стала утомлять его, художник с семьей и огромным багажом переехал обратно в Санкт-Петербург, где жил с 1882 по 1900 год. Здесь вышли из-под кисти великие произведения Репина Ильи Ефимовича- историческое полотно «Иван Грозный и сын его Иван» и картина возвращения из ссылки революционера-разночинца «Не ждали».

Название последней спустя много лет помогло родиться выражению «Картина Репина «Приплыли»». Основная версия его происхождения - посетители Сумского художественного музея по ошибке отнесли к работам Ильи Ефимовича висевшее рядом с ними произведение Льва Соловьева под оригинальным названием «Монахи. Не туда заехали». А картиной «Приплыли» окрестили по ассоциации с «Не ждали»!

Куоккала - Репино

С 1900-го и до кончины 29 сентября 1930 года Репин жил в имении Пенаты в Куоккале, которая в 1918-м стала территорией Финляндии, а после Второй мировой отошла к СССР. Вопреки стараниям советского руководства, при жизни великий живописец не вернулся в Россию, не желая оставлять насиженное место в преклонном возрасте. Зато теперь экс-Куоккала называется Репино и входит в состав города Санкт-Петербурга.

Илья Ефимович был женат дважды. Вера Алексеевна ушла от знаменитого мужа, не выдержав тягот «салонной жизни» и повышенного внимания к нему поклонниц. Детей чета поделила поровну: старшие Вера и Надежда - мужу, младшие Юрий и Татьяна - жене. Вторая супруга - писательница Наталья Нордман-Северова, к которой Репин и переехал в Пенаты. Заболев туберкулезом, Наталья Борисовна оставила имение мужу, отказалась от его денег и уехала лечиться в Швейцарию, где скончалась в 1914 году. Их общая дочь прожила на этом свете две недели.

Илья Ефимович продолжал работать до самой смерти в возрасте 86 лет, даже после того, как его перестала слушаться правая рука. Живописец научился писать левой рукой и картины, и письма, которые в последние годы стали для него последним способом общения с друзьями, находящимися в СССР.

Музеи Репина, кроме Пенат, находятся в Самарской области, г. Чугуеве и под Витебском.

Картины Ильи Репина









Категория

Репин Илья Ефимович - великий русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869; Воскрешение дочери Иаира, 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885; Не ждали, 1884; Арест пропагандиста, 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же; Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).

Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же; Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).

Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.

Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине Какой простор! (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Илья Ефимович Репин (1844-1930).

Женские портреты. Часть 1.

Валентин Александрович Серов: Портрет художника И. Е. Репина. 1892

Илья Ефимович Репин является одним из самых ярких представителей русской живописи XIX-XX веков. Как утверждал сам художник, искусство было с ним всегда и везде и никогда его не покидало.

Биография :
И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в Петербург, где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был И. Н. Крамской, который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Автопортрет. 1887

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира».

Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.


Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы».

Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в Париж художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1887 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной «Запорожцы», завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.

С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет, он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.


Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.

Представляю женские портреты художника, которые являются важной частью наследия большого мастера.

Портрет Яницкой. 1865

Портрет матери художника Т. С. Репиной. 1867

Портрет В. А. Шевцовой, впоследствии жены художника. 1869

Портрет Е. Г. Мамонтовой. 1874-1879

В. А. Репина. 1876

Портрет В. А. Репиной, жены художника. 1876

Портрет М. П. Шевцовой, жены А. А. Шевцова. 1876

Портрет жительницы Чугуева С. Л. Любицкой. 1877

Портрет Веры Репиной (1878)

Портрет С. А. Репиной, урожденной Шевцовой

Портрет общественной деятельницы П. С. Стасовой, жены Д. В. Стасова. 1879

Женский портрет (Е. Д. Боткина). 1881

Актриса П. А. Стрепетова. 1882

Портрет Т. А. Мамонтовой (Рачинской). 1882

Монахиня. 1887

Портрет пианистки М. К. Бенуа. 1887

Портрет пианистки С. И. Ментер. 1887

Портрет баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт. 1889

Портрет С. М. Драгомировой. 1889

Портрет Е. Н. Званцевой. 1889

Портрет О. С. Александровой- Гейнс. 1890

Портрет скульптора Е. П. Тархановой- Антокольской. 1893

Портрет княгини М. К. Тенишевой. 1896

Портрет Н. И. Репиной. 1896

Блондинка (Портрет Ольги Тевяшевой). 1898

Портрет Репиной, дочери художника. 1898

На солнце. Портрет Н. И. Репиной. 1900

Портрет Александры Павловны Боткиной. 1901

Портрет писательницы Н. Б. Нордман-Северовой. 1905

Портрет М. К. Олив. 1906

Портрет графини С. В. Паниной. 1909

Портрет Надежды Борисовны Нордман- Северовой. 1909

Портрет Марии Борисовны Чуковской. 1909

Портрет артистки Беллы Горской. 1910

Портрет К. Б. Болеславовой. 1913

Портрет М. О. Левенфельд. 1913

Портрет писательницы Т. Л. Щепкиной-Куперник. 1914

Портрет Марии Клопушиной. 1925