Современный мир в современном искусстве. Основные направления и приемы современного искусства

Сейчас невозможно представить себе, чтоб нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство - это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство - это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство - это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

III. Заключение.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения - все то, чем живет каждый человек - приобретают в творчестве особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

Формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

Формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

Вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств - музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

Развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

Развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

Литература

Гнедич П.П. История искусств, 2002

Каган М. С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с

Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12

Культурно-историческая, политическая, социально-психологическая ситуация, в которой происходит сегодня наша конференция, характеризуется чрезвычайной остротой и неопределенностью, на первое место выдвигая не столько проблему того, что мы сделали, сколько требуя ответа на извечный вопрос – что делать? Вопрос, ставший общемировым, но нас в данном случае интересует художественно- культурологическая действительность.
Огромные технические, технологические, производственные, культурные достижения, с одной стороны, и одновременно глобальный кризис – экономический, социальный, демографический, охвативший все сферы жизнедеятельности человеческого сообщества, включая и российский социум, объективно фиксируют реально новое историческое состояние развития, которое некоторые ученые связывают с рубежными переменами стадиального характера.

Важнейшим следствием и одновременно показателем этого являются принципиально новые возможности, позиции, способности человека, который оказался сегодня в качественно новом мире. Естественно, в новых условиях не может работать прежняя система художественного образования. И не потому, что плохая, а потому, что не соответствует реалиям современности. Объективно возникла жесткая необходимость построения качественно иной системы, где ставятся принципиально новые цели, задачи, проблемы, которые ранее не приходилось решать.
Благодаря гигантскому потоку информации из-за интенсивного развития СМИ, миграционным процессам, развитому туризму, возникли новые формы коммуникации, произошло снятие общекультурных барьеров между разными народами, странами, что обеспечивает все более активную открытость мира человеку и человека всему миру. Человечество вышло за пределы привычной среды в принципиально новое измерение, новое пространство жизнедеятельности. В нем важная роль сегодня принадлежит паутине Интернета, приводящей к расширению контактов, изменению восприятия мира, совмещению реального и виртуального пространств.
Всепроникающая информация, в том числе и художественно-образовательная, воздействуя на сознание, мышление людей, изменяя их потребности, ценности, возможности, социальное пространство существования и функционирования, многоплановую систему отношений, объективно формирует современную естественно-культурную среду обитания, обозначаемую порой как «информационная цивилизация».
Причем, формируются разные «дистанции» действия на человека разных «пластов» и сфер этой среды – дальние, ближние, различные по емкости, насыщению, содержанию. «Среда – как подчеркивал гений отечественной психологии Л.С. Выготский, - выступает в развитии... в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, не как обстановка, а играет роль «источника развития».
И вот этот-то источник сегодня практически совершенно изменился. Он приобрел новые, в том числе тревожные для нас характеристики. Изменился и сам человек, обретя новые как положительные, так и отрицательные черты. В числе последних отмечается актуализация потребительства, рост безразличия к базовым ценностям, нарастание и межэтнической, и социальной напряженности.
Задача обеспечения прогрессивного развития человека в трудных условиях функционирования современного общества актуализирует роль и значение не только науки, но и ИСКУССТВА, которое выступает не только важной и реальной силой формирования художественно-образного миропорядка, но приобретает во все большей степени действенность как «социальная сила», ибо новые образы как и научные открытия предполагают подрыв и разрушение старых канонов, разрыв привычных рамок. Отсюда именно ИСКУССТВО в тесном взаимодействии с наукой способно и призвано регулировать в целом человеческую деятельность в поисках выхода из объективно создавшегося глобально информационного кризиса, в поисках путей активного и продуктивного развития общества, выступая в значительной степени гарантом сохранения человечества.
Сегодня характерен учет ценностных факторов человеческого мироотношения, реальность творческой составляющей деятельности людей, обеспечивающей саморазвитие, «самостроительство» субъектов этой деятельности на основе реальных обстоятельств быстро меняющегося мира. Именно эти науки и искусство могут и должны создавать и предлагать смыслы, образы, имиджи, идеалы, так необходимые человечеству, отдельно взятому народу и каждому человеку. Понимание значимости гуманитарного пласта знаний издавна было присуще людям.
Сегодня педагогами, художниками и учеными изучается специфика обучения (цели, функции, принципы, дидактический цикл, формы и методы) в условиях действия иформационной образовательной среды.
Выявляются и обосновываются подвижки, изменения системы ценностей, положенной в основу конструирования содержания начального образования как средства приобщения учащихся к культурному и художественному опыту человечества.
Создан проект федерального государственного стандарта общего образования, где существенная роль отводится образовательной области «ИСКУССТВО», подготовлены материалы его методического обеспечения. Разработаны процедуры диагностики учебных достижений обучающихся.
Определена структура стандарта учебно-материальной базы общего среднего образования.
Проведена необходимая работа по изучению и обобщению отечественного и зарубежного педагогического опыта, что позволило вычленить некоторые тенденции развития содержания образования и начать исследования по его конструированию для стандартов следующего поколения.
Выделены и описаны особенности диагностического инструментария международных сравнительных исследований, которые целесообразно учитывать при создании общероссийской системы оценки качества образования.
Сопоставительный анализ международных документов в сфере образования позволил рассмотреть различные подходы к трактовке основополагающих понятий – образовательная программа, образовательный уровень и др. А изучение стратегий развития среднего образования в разных странах выявило повсеместное доминирование ориентации на социальную справедливость, предполагающую равенство возможностей всех граждан.
Ведется разработка теоретико-методических основ комплексной оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий. Создается технология предотвращения возможных негативных социальных последствий использования ИКТ в образовании.
Разрабатывается методическая система комплексного, многоуровневого и многопрофильного обучения специалистов в области информатизации образования.
Создаются концептуальные модели, интегрирующие электронные технологии в аудиальное и визуальное художественное образование. Разрабатывается, в частности, модель продуктивной художественной деятельности на основе компьютерных технологий, интенсифицирующая различные этапы создания произведений искусства. В практику внедряется специально разработанные технологии музыкального и художественного обучения на основ электронного цифрового инструментария, обеспечивающая творческое и общекультурное развитие растущего человека.
В проводимых учеными и художниками-педагогами исследованиях: раскрываются особенности развития мышления растущих людей средствами информационных технологий, в том числе ведется поиск возможностей преодоления клипового мышления, когда у подростков и юношества снижается способность к анализу, снижающего творческий потенциал; определяются характер, структура, содержание, динамика отношений, в которых функционирует растущий человек; выявляются новые виды и формы деятельности, позволяющие ребенку, подростку осознавать и самооценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости, адекватно относясь к оценкам других; разрабатываются научные основания формирования учебников нового поколения, в том числе так называемых «электронных учебников»; устанавливаются требования к формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных ребят; обосновываются модели профилактики и коррекции девиантного поведения средствами искусства в подростковом и юношеском возрастах в условиях образовательных учреждений и досуговой деятельности.
Исследуются социокультурные проблемы, обусловленные внедрением информационно-компьютерных технологий в сферу образования. В частности, выявлено, что такой вид досуга, как «просмотр ТВ», который ранее занимал верхние строки рейтинга в структуре свободного времени школьников, теперь находится лишь на шестой строчке, уступив место «общению с компьютером», дающему доступ в Интернет. Именно Интернет стал «учителем» и «воспитателем» современных детей.
Создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил себя в часть чего-то большего, чем он сам. Получив новое информационное измерение, человечество приобрело мощный потенциал для своего дальнейшего развития. В этом потенциале сокрыты как негативные, так и весьма позитивные преференции. И как всегда на перекрестке развития нам предстоит пережить Возрождение. Возрождение через искусство и культуру, через любовь к природе и духовные ипостаси. Таким образом, дуализм индивидуального сознания не дает возможность сгармонизировать реальное и ирреальное, формирует ком не разрешимых противоречий: реалисты не воспринимают ирреальной мир компьютерных образов, а юные пользователи не могут «выйти» из виртуального мира.
Общественная, индивидуальная и другие виды сознания сегодня должны наполниться зрительным (визуальным) сознанием. Причем это сознание должно не только услаждать индивида изысканными технологическими образами придуманного мира, но и открывать удивительные тайны красоты реального мира. Не компьютер, а сам человек должен научиться управлять своим сознанием. А вот каким оно должно быть – это вопрос высокой культуры и образования.
Во всем мире это уже начинают понимать. Но очень робко. Дисциплины образования области искусства в школах России играют второстепенную роль. Хотя приняты очень серьезные документы на уровне международных и внутренних законов и соглашений. «Дорожная карта художественного образования и эстетического воспитания», Постановление Правительства РФ «О поддержке художественного образования» и др.
Говоря о «ментальной» эволюции как о форме информационной революции, нельзя не вспомнить великого древнего грека Софокла, воскликнувшего «Каждая форма существенна и каждая сущность формирована». Сбалансированность, гармония - вот свойство развития.
Все это размышления сегодняшнего дня, а что будет завтра?
В этой связи имеет смысл обозначить важнейшие этапы эволюции образования и искусства в глобальном мире, которые заключаются:
1) В формировании нового коллективного сознания в мировом образовательном пространстве, сознании способного изменить адекватность и эффективность человечества и существенно расширить границы его непосредственного взаимодействия с окружающим миром.
2) В интеграции эволюции сознания с отдельно взятых индивидов на их коллективы, включающие не только отдельно взятые образовательные и культуросообразные организации, но и целые общества.
3) Качественно повысить значение культуры и искусства, в том числе (и в первую очередь) национальной, как фундаментальной основы формирующихся новых производительных сил, органично связанных с общественным глобальным миропорядком.
4) Формирование принципиального изменения самого механизма восприятия мира не только отдельным человеком, но и обществом в целом, так как это восприятие формируется глобальными средствами массовой информации с использованием информационных технологий. Последние в полной мере учитывают, что «картина сильнее слова»
5) Создание концептуальных основ развития психологии искусства и методических принципов высокой нравственности, гуманистических ценностей, духовности и эстетической значимости.
6) Раскрытие особенностей этнокультурного социального пространства, в котором реально функционирует растущий человек, проведя художественно-эстетический анализ повседневности, рассмотрев средовые характеристики РЕАЛЬНОГО мира, наиболее активно действующие на детское развитие.
7) Рассмотрение и фиксирование подвижек стадиального развития способностей и потребностей растущего индивида в условиях погружения разнополярной системы художественного образования.
8). Создание многомерной методологии психодиагностического измерения и оценки интеллектуального и личностного развития детей разных возрастов в условиях художественно-творческой деятельности и оценка влияния на детский организм компьютера и техники.
9) Построение целостной, реальной картины мира средствами искусства в личном развитии индивида; подготовка его к жизни в быстро меняющейся среде; развитие критического, рационального сознания и самосознания, обеспечивающего стрессоустойчивость, критичность мышления.
10) Актуализация выработки новых художественно-эстетических концепций, как основы новой теории гуманистического образования, опирающаяся на четкие мировоззренческие позиции и научные достижения (как,например, в области интуиции, и иррационального мышления,роль бессознательного и подсознательного, образного мышления и виртуальной реальности и др.)
11) Выявление соотношения информации и целенаправленно формируемых знаний, переход информации в знания, организация информационного пространства в рамках художественно-эстетического и этнокультурного образовательного процесса. Формирование общей информационной культуры.
12) Сохранение этнокультурного потенциала в системе художественно-эстетического образования и воспитания подрастающих поколений.
13) Раскрытие с помощью художественно-образовательных технологий интеллектуального и духовно-нравственного развития ребенка, испытывающего гигантское давление к компьютеризации. Понять и объяснить новый уровень существования и развития человека.
14) Выработка специальных программ, в которых пересекаются проблемы современного искусства, педагогики, психологии и частных методик.
15) Развитие ценностно-смысловой сферы личности, способной к самоконтролю, самореализации и самосовершенствования, ответственную, готовую к непрерывному образованию, умеющую самостоятельно принять решение, мотивированную к интеллектуальному поведению, устойчивую к фрустрации, человека культурного – субъекта социума.
16) Подготовка учителя креативно мыслящего, умеющего принимать неординарные решения,учителя – личностно – значимого, стимулирующего у растущего человека желание (потребность) творить по законам РЕАЛЬНОГО мира.
17) Системная организация гуманистического образования одаренных детей.
18) Определение условий, принципов и методов интеграции особой культуры и искусства в общеобразовательную школу детей-инвалидов, детей с особыми потребностями.
19) Решение проблемы адаптации детей мигрантов средствами искусства, включая преодоление этнокультурных сложившихся стереотипов.
20). Организация и проведение олимпиад школьников.
21). Проведение выставок и семинаров.
22).Организация межвузовских и международных пленэров и обмен творческими группами студентов и преподавателей.
23). Организация и проведение научно-практических конференций.
24). Создание на базе УМК при МПГУ информационно-координационного центра по обеспечению ХГФ страны учебно-методической литературой. Составить единый каталог научных публикаций.
25). Организация и проведение один раз в три года Съезда учителей образовательной области «Искусство».
Эти и многие другие проблемы требуют нового уровня и глубины всей научной и творческой работы в системе подготовки художников-педагогов, а также четкой координации всех видов исследовательской деятельности. В разных вузах, научно-педагогических коллективах, творческих группах с разных позиций может рассматриваться та или иная проблема, но ее решение всегда должно быть объективным и значимым в своем целеполагании.

Литература:
1. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. –М.: «Художник РСФСР», 1983
2. Кузин В.С. Психология живописи. –М.: «Академия», 2006
3. Ломов С.П. Дидактика художественного образования.-М.: Педагогическая академия», 2010
4. Ростовцев Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. - Омск, 2002
5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х т.,М-В, 2005

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.


Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Изобразительное искусство в современном мире.

В том-то и признак настоящего искусства,

что оно всегда современно, насущно - полезно.

Ф. М. Достоевский

Роль искусства в современном мире высока, так как искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, духовному освоению мира, процесс и совокупность результатов человеческой деятельности .

Одной из главных специфических функций искусства является эстетическая функция, как формирование творческого духа и ценностных ориентаций личности.

Общеизвестно, что в изобразительной деятельности детей отражаются их знания и представления об окружающей действительности . Главной задачей, которой является всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка.

Изобразительное искусство как учебный предмет дает детям знания элементарных основ изобразительного искусства, что имеет большое значение в их эстетическом и духовном воспитании. Умение видеть в окружающей действительности разнообразие форм, цвета, видеть прекрасное в различных его проявлениях и в известной мере воспроизводить это прекрасное содействует развитию художественных способностей, формированию эстетического вкуса.

Учебный предмет «изобразительное искусство» современного, отечественного образования немного отличается от учебного предмета «рисования» советской школы, задачей которой являлось: обучить учащихся элементарным основам реалистического рисунка, дать им необходимые умения и навыки .

Задача же современного урока, как школьной дисциплины, немного шире: сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Направить приобретенные знания, умения и навыки, в данной области, на выработку универсальных учебных действий обучающихся/

Художественная деятельность в системе образования - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства .

Несмотря на некоторые различия и рисование в советской школе, и изобразительное искусство в современной системе образования рассматриваются как художественные дисциплины и образовательный предмет художественно-эстетического цикла с широкими воспитательными и учебными возможностями.

Целенаправленная, систематическая учебная деятельность современного учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Именно по этой причине качество обученности и обучаемости учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, главным компонентом которого является содержание урока, методическое оснащение кабинета и положительная атмосфера на самом уроке. В результате учебной деятельности должны быть достигнуты личностные, предметные и метапредметные результаты. Учителю необходимо сформировать не только познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия, но и обеспечить способность к выражению самостоятельных действий .

Исходя из традиционной классно-урочной системы образования, современный учитель, основываясь на основные требования к современным урокам по новым стандартам второго поколения, выделяет системно-деятельностный подход, как наиболее эффективную форму работы, способствующую развитию универсальных учебных действий.

Конечно же, стоит затронуть и внедрение в сам учебный процесс информационных технологий, которые помогают учителю в разработке учебно-методических комплексов урочной и внеурочной учебных деятельностях.

Современный учитель должен быть компетентен не только в профессиональной (художественной) области , но и в области информационных и коммуникативных технологий.

На рис. 1 представлено взаимодействие информационных и педагогических технологий применяемых в учебном процессе изобразительного искусства.

В учебном процессе современного урока наблюдается постоянное взаимодействие разных технологий обучения, их взаимное влияние на содержание урока. Рассмотрим роль информационных технологий в реализации педагогической деятельности обучения .

Рисунок 1

В условиях ФГОС вписываются и известные педагогические технологии, укрепившиеся в традиционной системе образования, направленные на разлитие личности ребенка и выработку универсальных учебных действий в ходе обучения. Следует отметить взаимодействия ИКТ и педагогических технологий обучения, которые представлены в таблице «Использование ИКТ на современных уроках изобразительного искусства».

Понятие информационной технологии появилось с возникновением информационного общества, основой социальной динамики в которой являются не традиционные материалы, а информационные ресурсы и технологии сбора, обработки и передачи информации .

Поскольку изобразительное искусство является школьным предметом, а художественно-творческая деятельность учащихся неразрывно связана с учебным процессом, так как является одним из видов образовательной деятельности. То применения информационных технологий в учебной структуре современного урока занимают главное место при разработке, как самих учебных программ, так и содержания урока.

Использование ИКТ на современных уроках изобразительного искусства.

Название технологии

Роль информационных технологий в реализации педагогической деятельности

Использования ИКТ на уроках изобразительного искусства

Модульное обучения.

С использованием компьютера могут быть подготовлены материалы, способствующие организации учебной деятельности, компьютерные технологии позволяют разработать систему тестов для диагностики, мониторинга уровня подготовленности обучающихся к предмету или их обученности, с дальнейшей корректировкой. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word, использование табличного процесса Excel для создания расчетных таблиц.

В ходе педагогической деятельности неоднократно проводятся диагностики и мониторинги уровней обученности и обучаемости в форме табличек и диаграмм. Применяется программа Excel (рис. 2).

Проектный

метод обучения.

Большие возможности реализации компьютерных технологий используются в проектной деятельности обучающихся. Оформление практических результатов его публичная защита. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word. Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.

На уроках художественно-эстетического цикла уделяется большое внимание и проектной деятельности обучающихся.

Цель проектной деятельности:Самостоятельное освоение участниками комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций по изобразительной деятельности. Сама форма научно-исследовательской работы не возможна без применения программ Internet и Word.

Представлена публичная защита проекта на тему: «Жанр изо - Марина» Грицкова Максима, ученика 7 А класса (2012-2013 учебный год) (рис. 4).

Проблемное обучение.

Благодаря информационным и коммуникационным технологиям осуществляется поиск, сбор, обработка информации эксперимента или исследования. Поиск информации в Internet. Обработка текста в Word, использование табличного процесса Excel для создания расчетных таблиц. Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.

В поиске информации о жанровом или видовом своеобразии полотен художников используется всемирная информационная сеть - Internet.

Развивающее обучение

Активно применяется на предметах художественно-эстетического цикла для развития творческого потенциала личности ребенка, ее способностей и задатков. С использованием компьютерных технологий создаются растровые и векторные рисунки, средствами программы Adobe Photoshop, CorelDraw и Paint.

Широко применяется программа Paint в системе внеурочной деятельности.

На рис. 3 представлена работа «Ранняя осень» Демьянкиной Дарьи, ученицы 2 А класса.

Игровое обучение

Обеспечение деятельностного подхода и вовлечение в творческую деятельность обучающихся возможно с применением информационных технологий в обучение. Использование информационной и компьютерной техники: слайд-проектов, мультимедиа-проектов, видеомагнитофонной.

Создание презентаций, представление учебной информации средствами программ PowerPoint.

Итоговая форма контроля по предмету изобразительное искусство может проходить в виде выставки-презентации детских работ с использованием программы PowerPoint.

В 7 классе, при изучении сюжетно-тематических картин, особое внимание отводится созданию композиции на библейские темы. По завершению творческих работ проводится выставка в форме презентации.

Обучение развитию критического мышления

Развитие критического мышления, вовлечение обучающихся в различные виды деятельности учебного процесса, возможно при использовании информационных технологий. Создание презентаций с использованием PowerPoint, создание статических и динамических изображений средствами программ Adobe Photoshop, CorelDraw и Paint, поиск информации в Internet.

При объяснении нового материала или при выполнении творческой работы с натуры или по памяти при поэтапном построении предмета или объекта используются как презентации, так и растровые и векторные рисунки.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Соглашусь с мнением В. В. Алейникова о том, что внедрение компьютерных технологий в процесс создает предпосылки для интенсификации учебного процесса. Они позволяют широко использовать на практике психолого-педагогические разработки. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Однако их использование в учебном процессе будет эффективным только в том случае, если у учителей будет сформировано правильное представление о месте и роли данных технологий в учебном процессе.

Литература.

    Алейников В. В. подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Брянск, 1998

    Большой толковый словарь по культурологи/ под ред. Б. И. Кононенко. – М.:ВЕЧЕАСТ. 2003

    Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М. Просвещение. 2012

    Кирилло А. А. Учителю об изобразительных материалах. – М., Просвещение, 1971

    Лебедева М. Б. подготовка студентов педагогического университета к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Монография. - С-Пб., 2005

    Методика обучения рисованию / под. ред. А. П. Фомичева. – М., 1983

    http://www.zakonprost.ru/content/base/part/581417 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р)

Роль искусства в жизни общества во все времена и у всех народов была чрезвычайно высока. История запечатлела немало случаев, когда восприятие прекрасного становилось непосредственным импульсом для тех или иных свершений, для изменения образа жизни. И роль современного искусства также чрезвычайно высока. Это обусловлено возрастанием в наши дни значения культуры в качестве важнейшего механизма для обеспечения самопознания и саморазвития человека во взаимодействии с окружающим миром, для опредмечивания накапливаемых духовных ценностей в художественных образах. Современное искусство не приемлет состояния застоя. Ветер перемен способен превратить его в кладовую сокровищ творческого таланта. Люди культуры всегда относились и относятся по сей день к категории граждан с оригинальными, нестандартными и креативными мыслями и идеями. Поэтому творческий бомонд создает дополнительный потенциал в процессе общественного развития.

Современное искусство обладает возможностями, позволяющими открывать таланты нового времени. Опираясь на силы общества, оно непрерывно стремится к покорению горизонтов, неся в себе мощный эмоциональный заряд. Все проблемы современного мира - страхи, эмоции, стрессовые состояния - преломляются в современном искусстве и окрашивают его в контрастные тона. Общество с его стремительностью и напряженностью с его помощью предлагает человеку задуматься о своей роли в нем и о смысле бытия в столь противоречивых и изменчивых условиях современности.

Современные художники и скульпторы поднимают и выставляют на всеобщее обозрение и обсуждение наиболее актуальные проблемы сегодняшнего дня. Должны ли мы думать только о себе, или нам следует сплотиться и сделать все, что в наших силах, для оказания помощи ближним. Какое будущее ожидает нас и общество, в котором мы живем? Посмотрев на работы современных мастеров, многие задаются этими вопросами. Стремительное развитие технологий обеспечивает возможность непрерывного контакта человека с искусством. И одним из его источников в наши дни становится Интернет. Многочисленные порталы и сайты об искусстве, среди которых и ресурс популярного общественно-культурного журнала Арт-флюгер , знакомят своих посетителей со всеми новостями, тенденциями и веяниями в области культуры. Темы, поднимаемые в этом и подобных ему журналах, являются животрепещущими вопросами сегодняшнего дня. Человеческое общество должно жить в гармонии с природой. А для этого ему следует стремиться, прежде всего, к гармонии с самим собой. И помочь в этом современному обществу призвано искусство.