Спаситель леонардо да винчи. Официально: «Спаситель мира» – самая дорогая картина на планетеИзображение Иисуса Христа продали за полмиллиарда долларов

Его уже прозвали Мужская Мона Лиза, и он то, что Christie"s объявляет «самым большим открытием 21-го века».
Аукционный дом в Нью-Йорке сегодня утром обнародовал свое ранее секретное и «самое захватывающее приобретение на сегодняшний день»: Сальватор Мунди («Спаситель мира»), ранее потерянный шедевр Леонардо да Винчи, который считается последней картиной художника. «Salvator Mundi» это святой Грааль художественных открытий», - сказал Алекс Роттер, сопредседатель Кристи.

Картина из немногих - их всего около 15 картин Да Винчи, которые, как известно, существуют. (Чтобы понять важность этого события в мире искусства, представьте, что последний раз, когда был обнаружен Да Винчи, шел 1909 год.)

Она была скрыта за непрозрачными раздвижными стеклянными дверями Christie, пока не было объявлено - приглашение на пресс-конференцию "Вы приглашены на первое в истории открытие беспрецедентного шедевра " (“You are invited to a first-ever unveiling of AN UNPRECEDENTED MASTERPIECE”) писалось под гигантским знаком вопроса в позолоченной рамке. Картина первоначально висела в коллекции короля Карла I и изображала блаженного Иисуса Христа, одетого в лазурные одежды и держащего сферу, одна рука вытянута ввысь; Мона Лиза была написана примерно в то же время.

Сальватор Мунди впервые появился в 2005 году (он был продан на Sotheby"s за 45 фунтов стерлингов в 1958 году) и представлен в Национальной галерее Лондона в 2011 году, директор Национальной галереи назвал ее прибытие «это событие больше, чем открытие новой планеты».

Сразу после сегодняшней пресс-конференции картина будет гастролировать по миру, появляясь в Гонконге, Сан-Франциско и Лондоне, а затем вернется в Нью-Йорк, где она будет выставлена ​​на аукцион .

Из 15 картин Да Винчи, известных в настоящее время, Сальватор Мунди является единственным в частных руках. Он будет продаваться на аукционе Christie"s, а оценочная цена составляет 100 миллионов долларов. «Кто его купит?» - сказал Гузер. "Кто знает. Но Лувра не было бы без Моны Лизы, и, вероятно, не было бы Парижа без Лувра, тот, кто купит его, увековечит свое имя, свою коллекцию, скорее всего, и, вероятно, свой город».

«Спаситель мира» (Salvator Mundi) датируют 1500-м годом: считается, что эта последняя работа художника — портретное изображение Спасителя, левой рукой держащего хрустальный шар, а правой сложившего пальцы в благословении, — долгое время была утеряна.

«На протяжении многих лет, вплоть до 2005 года картина считалась утраченной, — говорится в пресс-релизе Christie"s. — Первое документальное упоминание о ней встречается в описи собрания короля Карла I (1600-1649). Считается, что оно украшало собой покои супруги короля, Генриетты Марии Французской в королевском дворце в Гринвиче, а затем было унаследовано Карлом II». В следующий раз, согласно описанию аукционного дома, картина упоминается в 1763 году — тогда она была выставлена на торги Гербертом Шеффилдом, незаконнорожденным сыном герцога Букингемского.

Очередь к картине Леонардо да Винчи «Спаситель мира» перед аукционом в Нью-Йорке, ноябрь 2017 года

Julie Jacobson/AP

Затем «Спаситель мира» всплывает в 1900-м, когда ее приобрел Чарльз Робинсон, но в качестве произведения Бернардино Луини, одного из последователей Леонардо да Винчи. «В результате этого «Спаситель мира» пополняет собой собрание семьи Куков, расположенное в ричмондском Доути-хаусе, — продолжает Christie"s. — В 1958 году, когда информация о королевском провенансе и авторстве Леонардо была утеряна, картина ушла с молотка в ходе торгов Sotheby"s всего за £45, после чего о ней снова забывают почти на полвека».

В 2013 году картину приобрел за $127,5 млн российский миллиардер Дмитрий при помощи швейцарского дилера Ива Бювье.

Тот, свою очередь, купил ее за $80 млн на частных торгах аукционного дома Sotheby"s у троих арт-дилеров. Один из них, как утверждает , восемью годами раньше обнаружил картину на аукционе недвижимости и купил за $10 млн (тогда эксперты по-прежнему предполагали, что это работа художника школы Леонардо).

Теперь «Спаситель мира» продан неизвестному покупателю за сумму, в 45 раз превышающую ту, что заплатил неназванный арт-дилер в начале 2000-х, при этом первоначальная цена картины, которую заявил дом Christie"s уже составила $100 млн.

Телефонные торги с шестью неизвестными покупателями длились 20 минут. По окончании аудитория взорвалась аплодисментами. Ведущий аукциона Юси Пайлкканен заявил: «Это зенит моей карьеры аукциониста. Никогда больше не будет картины, которую я продам дороже, чем эту сегодняшним вечером».

«Спаситель мира» действительно побил предыдущий рекорд, который когда-либо ставила картина старого мастера. Раньше самой дорогой работой в этой категории считалось «Избиение невинных» Рубенса, ушедшее с молотка в 2002 году за $76,7 млн на аукционе Sotheby"s.

Преступление и наказание

На цену не повлияли даже сомнительные обстоятельства, связанные с этой картиной и ее предыдущим владельцем Дмитрием Рыболовлевым и арт-дилером Ивом Бювье. В 2013 году, когда три дилера продали через Sotheby"s картину за $80 млн, швейцарец продал ее российскому бизнесмену за сумму на $47,5 млн больше буквально через несколько дней. Продавцы картины письменно обратились к Sotheby"s с вопросом, знали ли они, что у картины уже был другой покупатель? Возможно, представители аукциона даже предварительно показали Рыболовлеву работу?

Арт-дилеры грозили судом, если окажется, что они стали жертвами мошенничества, и за картину им заплатили меньше, чем она стоит на самом деле.

Представители аукционного дома приняли меры, первыми отправив это обращение в окружной суд Манхэттена, чтобы заблокировать иск: они заявили, что не знали о том, что Бювье уже договорился с миллиардером, и тот уже ждал «Спасителя мира».


Князь Монако Альбер II и владелец футбольного клуба «Монако» Дмитрий Рыболовлев после матча в Монако, 2014 год

Алексей Даничев/РИА «Новости»

В 2015 году российский владелец футбольного клуба «Монако» подал в суд на арт-дилера Ива Бювье, обвинив его в том, что он многократно завышал цены на продаваемые им работы, в том числе, и на картину Леонардо да Винчи: за 37 картин известных мастеров миллиардер заплатил, в общей сложности, $2 млрд. Бювье все отрицал, а Рыболовлев стал избавляться от работ. В марте он продал произведения Магритта, Родена, Гогена и Пикассо, которые приобрел у Бювье за $174 млн. Выручил он за них — $43,7 млн.

После того, как Рыболовлев подал в суд на Бювье, тот был задержан в Монако, после чего отпущен под залог в €10 млн. После этого арт-дилер заявил, что юридическая система Монако действовала в интересах Рыболовлева. И действительно, в сентябре 2017 года министр юстиции Монако Филипп Нармино подал в отставку после того, как французская опубликовала статью, в которой доказывалось, что российский миллиардер оказывал давление на страны. Самому же Бювье, чтобы покрыть судебные издержки, пришлось продать часть бизнеса, связанную с хранилищами для предметов искусства.

Автора, автора!

Денежные вопросы - не единственное, что смущает в связи со «Спасителем мира». Многие в индустрии вообще сомневаются в том, что картина принадлежит кисти Леонардо. Нью-йоркский критик Джерри Сальц опубликовал в преддверии торгов, 14 ноября, в издании Vulture колонку, в которой подверг сомнению подлинность «Спасителя мира».

Сходу задавшись вопросом, что делает картина Леонардо на аукционе «Послевоенное и современное искусство», он цитирует одного из посетителей: ««Все дело в том, что 90% этой картины создано в последние 50 лет».

«Картина напоминает выдуманную кем-то версию утраченного оригинала, кроме того, на рентгенограммах видны трещины, разрушения красочного слоя, вздувшееся дерево, стертая борода и другие детали, скорректированные, дабы сделать эту копию более похожей на оригинал», — цитирует Джерри Сальца портал «Артгид».

Критика смущает и качество самой работы.

Он утверждает, что великий художник никогда не писал портретов людей в таких простых статичных позах, да еще и фронтально; что картин Леонардо да Винчи в мире насчитывается 15-20, и ни одна из них не представляет собой «портрет» Спасителя; что использованное в картине правило «золотого сечения», на которое ссылается маркетинговый отдел Christie"s, слишком очевидно для художника, находившегося в 1500 году на пике славы.

Кроме того, Сальца смутила масштабная маркетинговая кампания, запущенная аукционным домом перед торгами —

роскошный 162-страничный буклет с цитатами из Достоевского, Фрейда и самого Леонардо, рекламные ролики, на которых запечатлены восторженные зрители на предаукционном показе (среди зрителей были и знаменитости, в частности, и ).

«Обязательно посмотрите расширенный клип, где три сотрудника компании рекламируют картину гонконгским клиентам, описывая ее как «святой грааль нашего дела, мужской образ Моны Лизы последнего да Винчи, наше детище, настоящий блокбастер, сопоставимый с открытием новой планеты, более ценный, чем нефтеперерабатывающий завод», — пишет Джерри Сальц (цитируем по порталу «Артгид»).

Помимо картины Леонардо да Винчи, на аукционе была продана работа «Тайная вечеря» — она ушла с молотка за $60 млн. Появление работ вместе должно было обосновать тот факт, что картина старого мастера продается на аукционе «Послевоенное и современное искусство», который традиционно приносит дому самую большую выручку. В этот раз она составила $785 млн.

Картина «Сальватор Мунди» или «Спаситель Мира» — 500-летняя работа, уверенно приписанная Леонардо да Винчи, — продана 15 ноября 2017 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 450 млн 312 тыс. 500 долларов (включая премию). Изображение Иисуса Христа, которое уже окрестили «мужской Моной Лизой», стало не только рекордсменом среди живописных произведений на публичных торгах, но и самой дорогой картиной на планете, - сообщает обозреватель сайта об искусстве "Артхив" Влад Маслов. Ныне известно лишь менее чем о 20-ти картинах гения Возрождения, и «Спаситель Мира» — последняя, остающаяся в частных руках. Другие принадлежат музеям и институтам.

Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди). 1500, 65.7×45.7 см

Работу называют «величайшим художественным открытием» последнего столетия. На торги в главном аукционном зале Рокфеллер-Центра собралась почти тысяча коллекционеров, антикваров, советников, журналистов и зрителей. Ещё несколько тысяч следили за продажей в прямом эфире. Битва ставок началась со 100 млн долларов и длилась менее 20 минут. После того, как цена с 332 млн долларов за один шаг выросла до 350-ти миллионов, сражение вели лишь два претендента. Цена в 450 миллионов, названная покупателем по телефону, стала финальной. На данный момент личность нового владельца исторический картины — включая пол и даже регион проживания — сохраняются в тайне.

Предыдущий рекорд на открытых торгах установило полотно Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» — 179,4 млн долларов на распродаже Christie’s в Нью-Йорке в 2015 году.

Наиболее высокая цена за работу какого-либо из старых мастеров была заплачена на торгах Sotheby’s в 2002 году — 76,7 млн долларов за «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса. Полотно принадлежит частному коллекционеру, но выставлено в Художественной галерее Онтарио в Торонто.

А самой дорогой работой самого да Винчи стал рисунок серебряной иглой «Лошадь и всадник» — 11,5 млн долларов на распродаже в 2001 году.

Хотя нынешний владелец «Спасителя Мира» пока сохраняет инкогнито, имя продавца известно. Это миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев — шеф футбольного клуба AS Monaco. При исследовании провенанса экспертам удалось выяснить, что «Спаситель Мира» был продан в 1958 году как предполагаемая копия всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов в нынешних ценах). После этого он исчез на десятилетия и вновь появился на региональном аукционе США в 2005 году уже без атрибуции. Предположительно, цена составляла менее 10 тыс. долларов. В 2011 году, спустя годы исследований и реставрации, картина появилась на выставке в Национальной галерее в Лондоне, что окончательно закрепило за ней авторство Леонардо да Винчи.

В 2007 — 2010 годах «Спасителя Мира» реставрировала Диана Модестини из Нью-Йорка. «Грубо наложенные и искажающие поздние слои были удалены, а повреждённые фрагменты аккуратно и скрупулёзно восстановлены», — пишут эксперты Christie’s, добавляя, что подобные потери «ожидаемы в большинстве картин старше 500 лет».

Как только картина Леонардо да Винчи «Salvator Mundi», название которой переведено на русский язык, как «Спаситель мира», была продана с аукциона за баснословную сумму в 450 миллионов долларов, вокруг нее разгорелись еще большие страсти, чем они пылали до этого.

Некоторые исследователи, в числе которых главный редактор газеты «Президент», ученый, прекрасный аналитик и писатель Андрей Тюняев, утверждают, что данное полотно – подделка.

Во-первых, авторы такого громкого заявления утверждают, что даже перевод на русский язык названия картины не верный или, скажем так, слишком вольный. «Salvator Mundi» вернее будет перевести, как «Ковчег у Горы». То есть автор изобразил Иисуса Христа в качестве ковчега, несущего одновременно мужские и женские половые признаки. Кстати, из этой веры в Европе все более распространяется психическая религиозная болезнь и плодятся лесбиянки и геи. И даже одно это может служить подтверждением, что картина написана не ранее XIX века.

Во-вторых, на картине Христос держит стеклянный шар – сферическую модель нашей Земли. По мнению экспертов, картина «Salvator Mundi» написана в конце XV века, сам Леонардо да Винчи умер в 1519 году. Однако работа Николая Коперника о гелиоцентрической системе мира («О вращении небесных сфер») была опубликована только в 1543 году, более того, прежде чем Земля приняла сферическую форму в представлении ученых, потребовались столетия после этой публикации ученого. Ведь в то время, обратите внимание, сам Николай Коперник был изображён в таком же ракурсе, как и Христос на «Salvator Mundi». При этом Коперник держит в руке плоскую модель мира, а Христос – уже сферическую, что Леонардо да Винчи не мог просто знать в принципе, а потому изобразить. Сферическая модель Земли стала традиционной только в XVIII- XIX веках. Именно к этому периоду можно отнести написание «Спасителя мира», из чего следует, что знаменитый итальянский художник не имел к ней никакого отношения…

Однако столь «убедительные» рассуждения никак не вяжутся с общеизвестными данными, что Леонардо да Винчи рисовал чертежи вертолетов, подводных лодок, недавно, к примеру, в его черновиках нашли еще и рисунки современного смартфона, из чего некоторые смелые умы даже сделали предположение, что знаменитый художник и ученый был путешественником во времени. Если да Винчи рисовал в XV веке вертолеты, которые появятся только в середине XX столетия, почему он не мог изобразить тогда сферическую Землю?

Как бы то ни было, посмотрите ниже приведенный видеоролик, на котором скрытой камерой сняты эмоции людей, рассматривающих картину Леонардо да Винчи «Salvator Mundi». Впечатление на зрителей она производит, судя по всему, потрясающее. И хотя это не может служить стопроцентным доказательством, что полотно подлинное, однако и о фальшивке как-то говорить получается не очень убедительно…

{rutube}992399c994f731be378129c21499ee86{/rutube}

Леонардо да Винчи Salvator Mundi

В Лондонской национальной галерее в рамках выставки Леонардо публике впервые будет показана картина "Спаситель мира", на протяжении нескольких веков считавшаяся утерянной. О находке этого уникального артефакта в июне сообщил авторитетный журнал Artnews, ссылаясь на заявление Роберта Саймона, дилера, входящего в пул владельцев картины. Им удалось приобрести эту работу в 2004 году на аукционе, название которого не разглашается, за неизвестную сумму. В июле этого года Саймон выпустил пресс-релиз, в котором говорилось, что после многочисленных экспертиз ряд ученых считает, что авторство картины принадлежит Леонардо да Винчи. Дилер также сообщил, что именно это полотно является пропавшим оригиналом, с которого ученики художника делали копии и гравюры.

Ошеломляющая новость, казалось, разделила арт-мир на два лагеря: некоторые искусствоведы и критики сравнивают эту находку с открытием планеты, другие относятся к ней по меньшей мере настороженно. Сотрудник музея Метрополитен, предпочитающий не афишировать свое имя, единолично подтвердил подлинность "Спасителя мира" изданию Artnews. По его словам, первоначально большое количество краски действительно делало картину похожей на дурно выполненную копию, но, когда эксперты с ювелирной скрупулезностью очищали ее слой за слоем, им открылась удивительная нежная живопись и не осталось сомнений: перед ними был давно утерянный оригинал.

Однако когда картина была предоставлена для исследования в Бостонский музей изящных искусств, куратор музея отказался давать комментарии в отношении аутентичности артефакта. Другой известный историк искусства, знаток техники да Винчи Карло Педретти не только не верит в подлинность "Спасителя", но даже считает всю историю с находкой полотна "изощренной маркетинговой операцией".

По его мнению, за настоящего да Винчи выдают лишь бледное подобие, работу одного из его учеников, притом не самых даровитых. В финале статьи, опубликованной в официальной газете Ватикана, знаменитый искусствовед и куратор призывает не гоняться за химерами, подобными "очередному "Спасителю", а просто взглянуть на картину, чтобы понять, что она не принадлежит кисти великого живописца.

Несмотря на такую неоднозначную оценку находки в прессе, многие ученые, специализирующиеся на творчестве да Винчи, признали подлинность картины, что позволило Национальной галерее в Лондоне экспонировать ее наряду с признанными шедеврами живописца.


Леонардо да Винчи "Дама с горностаем"

Интересно, что подлинность одного из представленных на выставке полотен, "Дамы с горностаем, также долгое время считалась спорной, но со временем она получила общественное признание.

Несомненно, включение этого полотна в экспозицию выставки, посвященной миланскому периоду творчества да Винчи, упрочит позиции картины в арт-мире. Однако неясно, почему до сих пор не проведены лабораторные исследования, такие как, например, спектрография, которые оправдали бы громкие заявления экспертов и без которых любые оценки кажутся голословными.


Альбрехт Дюрер "Автопортрет"

Тема Salvator Mundi в большей степени характерна для искусства Северного Возрождения, обычно она передается через фронтальное изображение Христа, несущего земной шар в одной руке и благословляющего человечество другой. К этому мотиву обращались такие художники, как Ян Ван Эйк, Дюрер, Тициан, Эль Греко и другие. В конце жизни Леонардо тоже писал этот сюжет, о чем свидетельствует описание картины "отцом искусствоведения" Джорджио Вазари, а также многочисленные рисунки и эскизы самого да Винчи и гравюры его учеников. На сегодняшний момент известно лишь 15 работ великого гения, что делает находку подобного рода бесценной.