Год рождения гергиева. Гергиев валерий абисалович

Валерий Гергиев - выдающийся дирижёр современности. Он является художественным руководителем Мариинского театра. А также он главный дирижёр Лондонского симфонического и Мюнхенского филармонического оркестров.

Биография

Валерий Гергиев родился в Москве в 1953 году. Вырос будущий дирижёр в Северной Осетии. Там же он окончил музыкальное училище. С 1972 по 1977 годы Валерий Абисалович учился в Ленинградской консерватории в классе у Ильи Мусина. Ещё в студенческие годы он принимал участие в престижном Международном конкурсе среди дирижёров и завоевал вторую премию. После окончания консерватории В. Гергиев начал свою карьеру в Кировском театре как ассистент главного дирижёра, пост которого в то время занимал знаменитый Ю. Темирканов. В 1981 году он возглавил симфонический оркестр Армении, которым руководил 4 года. В 1988 году Ю. Темирканов перешёл на службу в оркестр Ленинградской филармонии, а Валерий Абисалович занял его место в Кировском театре.

Под управлением В. Гергиева проходят фестивали: П. И. Чайковского, «Пасхальный», М. П. Мусоргского, Р. Вагнера, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева.

Ещё в 90-е годы 20 века Валерий Абисалович стал часто выступать за границей. С 1995 по 2008 год он являлся главным приглашённым дирижёром филармонического оркестра Роттердама. Много выступал в Метрополитен-Опера. В 2007 году В. Гергиев занял пост главного дирижёра знаменитого Лондонского симфонического оркестра.

Валерий Абисалович дирижирует оперные спектакли, концертные и симфонические произведения.

С апреля 2010 года В. Гергиев - декан факультета искусств в Санкт-Петербургском государственном университете. С 2013 года дирижёр занимает пост председателя Всероссийского хорового общества.

Валерий Гергиев входит в президентский Совет по культуре и искусству в России.

Семья

Отец маэстро - Абисал Заурбекович Гергиев - ветеран Великой Отечественной войны, командир батальона. Мать - Тамара Тимофеевна Лагкуева. Сёстры - Лариса и Тамара, первая из которых является Народной артисткой России и Украины.

Гергиев Валерий Абисалович и его жена Наталья Дзебисова создали семью в 1999 году. Супруга маэстро также имеет отношение к прекрасному - она выпускница училища искусств города Владикавказа. У супругов трое детей. Старший сын, Абисал, назван в честь отца В. Гергиева. Родился мальчик в 2000 году. Средний сын - Валерий - назван в честь самого маэстро. Год его рождения - 2001. И младшая дочь - Тамара. Год её рождения - 2003. Также у Валерия Абисаловича есть ещё внебрачная дочь Наталья, которая родилась в 1985 году.

На фото, представленном в данной статье, Валерий Гергиев с женой и детьми.

Мариинка

Валерий Гергиев Мариинский театр возглавил в 1996 году. На сегодняшний день труппа даёт в год по 760 спектаклей. Мариинский театр - самый активно гастролирующий в мире. Сейчас труппа работает на трёх сценах. Это: историческая, Концертный зал и комплекс «Мариинский-2».

Благодаря В. Гергиеву, театр бережно хранит и восстанавливает традиции прошлого, а также активно осваивает и новые горизонты. Валерий Абисалович вырастил целую плеяду певцов, которые вышли на мировой уровень. Он поспособствовал тому, чтобы репертуар театра расширился и обогатился. Также В. Гергиев даёт возможность молодым композиторам-современникам реализовать себя на сцене Мариинского театра. Ещё одна заслуга Валерия Абисаловича в том, что сегодня труппа исполняет все оперы на языке оригинала. Оркестр Валерия Гергиева обогатил свой репертуар. Теперь, помимо опер и балетов, музыканты исполняют произведения и других жанров.

Мюнхенский оркестр

В 2013 году Валерий Гергиев постановлением властей Мюнхена был назначен руководителем филармонического оркестра города. В 2015 году он приступил к исполнению обязанностей. Инициатива назначить В. Гергиева главным дирижёром исходила от музыкантов оркестра. С маэстро заключён контракт на пять лет. Генеральный директор коллектива Пауль Мюллер отзывается о Валерии Абисаловиче как об одном из самых харизматичных дирижёров современности. Он считает, что дар В. Гергиева добиваться от музыкантов магического звучания обеспечит мюнхенскому оркестру замечательное будущее. Также П. Мюллер надеется, что мастерство Валерия Абисаловича повлияет не только на музыкантов, но и на публику, и на всю музыкальную жизнь города Мюнхена в целом.

Первые концерты дирижёра совместно с филармоническим оркестром Мюхена, открывающие сезон 2015-2016 гг., состоялись 17, 18, 20, 22, 23 и 24 сентября. Музыканты исполнили следующие произведения: симфонию № 6 П. И. Чайковского, симфонию № 2 Г. Малера, симфонию № 4 А. Брукнера, концерт для скрипки с оркестром Й. Брамса, музыку из балетов «Дон Жуан» Рихарда Штрауса и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. В концертах приняли участие: солистка Мариинского театра и скрипачка из Голландии Янин Янсен.

Гастрольный график

По всему миру со своими оркестрами выступает Валерий Гергиев. Концерты с участием дирижёра в сезоне 2015-2016:

  • Австрия, Линц. С оркестром Мариинского театра.
  • Германия. Франкфурт. С филармоническим оркестром Мюнхена.
  • Австрия. Санкт-Флориан. С оркестром Мариинского театра.
  • Германия. Эссен. С филармоническим оркестром Мюнхена.
  • С оркестром Мариинского театра.
  • Столица Великобритании. С Симфоническим оркестром Лондона.
  • Россия.
  • Австрия. Вена. Симфонический оркестр Лондона.
  • Великобритания. Лондон. С лауреатами Международного конкурса музыкантов имени Петра Чайковского.
  • Люксембург. Симфонический оркестр Лондона.
  • Великобритания. Бирменгем. С лауреатами Международного конкурса музыкантов имени Петра Чайковского.
  • Франция. Париж. Симфонический оркестр Лондона.
  • Германия. Мюнхен. С филармоническим оркестром города.
  • Америка. Нью-Йорк. Симфонический оркестр Лондона.
  • Швейцария. Базель. С оркестром Мариинского театра.
  • Америка. Нью-Йорк. С лауреатами конкурса имени Петра Ильича Чайковского.
  • Столица Франции. С оркестром Парижа.
  • Испания. Барселона. С филармоническим оркестром Мюнхена.
  • Америка. Нью-Йорк. Венский филармонический оркестр.
  • Нидерланды. Амстердам. С королевским оркестром Консертгебау.
  • Америка. Нейплс. Венский филармонический оркестр.

Благотворительный фонд

Дирижер Валерий Гергиев является учредителем благотворительного фонда. Директором является Сергей Владимирович Мазанов. Существует «Фонд Валерия Гергиева» с 2003 года. Его главная задача - продвижение концертного зала Мариинки, на сцене которого за 10 лет его существования выступали такие мировые знаменитости, как Ю. Башмет, П. Доминго, Р. Флеминг, А. Нетребко, Д. Мацуев и другие. Благодаря фонду планируется строительство новых корпусов здания театра, расширение функциональности существующих помещений. На средства в будущем будут оборудованы новые артистические, бассейн, спа-салон, конференц-залы, кафе, музыкальный магазин и репетиционные. На деньги фонда организовываются и гастроли Мариинского театра по всему миру. Также фонд В. Гергиева оказывает огромную поддержку юным талантливым музыкантами и артистам, организует бесплатные акции, содействует получению профессионального образования в области искусства.

Конкурс имени П. И. Чайковского

Валерий Гергиев возглавляет оргкомитет Международного конкурса музыкантов имени Петра Ильича Чайковского. Периодичность проведения - один раз в 4 года. Цель конкурса - выявить новые таланты. Творческие состязания проводятся по следующим специальностям: «сольное пение», «скрипка», «фортепиано» и «виолончель». За более чем 50 лет существования конкурс имени П. И. Чайковского открыл огромное количество талантливых исполнителей. Для многих именно эти творческие состязания стали удачным стартом, позволили получить признание профессионалов, любовь зрителей и сделать блестящую карьеру.

Пасхальный фестиваль

Был учреждён Валерием Гергиевым в 2002 году при поддержке мэра города Москвы Ю. Лужкова. Фестиваль каждый раз собирает огромную аудиторию слушателей. Здесь можно услышать как всем известные классические опусы, так и редкие произведения современных композиторов. В рамках фестиваля проводятся благотворительные концерты. Он ставит перед собой задачи образовательные и просветительские. В концертах принимают участие мировые знамменитости: Ю. Башмет, А. Нетребко, С. Ролдугин, В. Фельцман, Д. Мацуев, Л. Кавакос, М. Плетнев и другие.

Звания и награды

Руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев удостоен огромного количества наград и званий за достижения в искусстве. Он - России. Имеет правительственные награды Италии, Германии, Японии, Франции, Нидерландов. В 1996 году получил звание Народного артиста России. Награждён премией королевской музыкальной академии Швеции. Валерий Абисалович - лауреат европейской премии за поддержку молодых талантов. Президентом России маэстро было присвоено звание А также вручены два ордена «За заслуги перед Отечеством». Дирижёр имеет звания президента Эдинбургского международного фестиваля и почётного профессора Петербургской консерватории. И ещё огромное количество званий, орденов, медалей, премий и наград.

Художественный руководитель-директор, главный дирижер Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в семье командира батальона, ветерана Великой Отечественной войны Абисала Гергиева.

Детство и юность провел в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

В 1972 году окончил училище искусств (ныне Владикавказский колледж искусств имени В.А. Гергиева), в 1977 году - Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс теоретика дирижирования, профессора Ильи Мусина).

Будучи студентом консерватории Валерий Гергиев стал победителем престижных музыкальных конкурсов. В 1976 году он получил II премию и звание лауреата на IV Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В 1977 году он завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна" в Берлине.

С 1977 года работает в Академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Начинал стажером , дирижером, в 1988 году он был назначен главным дирижером, с 1994 года - художественным руководителем оперы — главным дирижером театра.

С 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра.

Осуществил цикл оперных постановок, с успехом показанных за рубежом.

В 2011 году маэстро стал почетным президентом Эдинбургского международного фестиваля.

В феврале 2010 года ученым советом Санкт-Петербургского государственного университета Гергиев был избран деканом факультета искусств.

В феврале 2012 года Валерий Гергиев был Всероссийского хорового общества.

Дирижер по культуре и искусству при президенте РФ.

В декабре 2003 года по инициативе маэстро с целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования был создан благотворительный Фонд Валерия Гергиева.

Творчество маэстро был отмечено многочисленными наградами. Валерий Гергиев - народный артист РФ (1996), лауреат Государственной премии РФ (1993, 1999), премии президента РФ в области литературы и искусства (2001). Он награжден орденами Дружбы (2000), "За заслуги перед Отечеством" III степени (2003), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2008).

Валерий Гергиев также удостоен ряда правительственных наград Германии - Крест первого класса "За заслуги" (2001), Италии - орден Grand Ufficiale al Merito (2001), Франции - орден Искусств и литературы (2003) и орден Почетного легиона (2007), Японии - ордена Восходящего солнца (2006) и др. В марте 2003 года ему было присвоено почетное звание Артист мира ЮНЕСКО. В 2005 году маэстро был удостоен звания рыцаря ордена Нидерландского Льва.

Гергиев был награжден многочисленными премиями. Неоднократно как лучшему дирижеру года маэстро присуждалась высшая театральная российская премия "Золотая Маска" (1996-2000) и премия "Золотой софит" (1997, 1998, 2000). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую Гергиев передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. Он является лауреатом премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (1998), европейской премией Glashütte Original Music Festival Prize (2010) и др.

Маэстро неоднократно называли "Дирижером года": в 1994 году - жюри международной организации International Classical Music Awards, в 2009 году - Королевское филармоническое общество Великобритании. В 2010 году он вошел в ТОП-100 планеты в категории "Деятели культуры и искусства". В 2011 году французский журнал "Классика" назвал Гергиева "Артистом года".

В апреле 2012 года маэстро было присвоено звание почетного доктора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а в ноябре 2012 года - звание почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Он также является почетным доктором Санкт-Петербургского государственного университета (2001) и почетным профессором Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (2010).

В 1999 году Валерий Гергиев женился на выпускнице Владикавказского училища искусств Наталье Дзебисовой. У супругов трое детей - сыновья Абисал (2000) и Валерий (2001), дочь Тамара (2003).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дирижирует Валерий Гергиев. Аудио предоставлено ФГУП "Фирма Мелодия "

1. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет вальс из балета Петра Ильича Чайковского "Спящая красавица". Запись 1988 года.

2. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Танец феи Драже" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.

3. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Вальс цветов" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.

Художественный руководитель-директор, главный дирижер Мариинского театра Валерий Абисалович Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в семье командира батальона, ветерана Великой Отечественной войны Абисала Гергиева.

Детство и юность провел в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

В 1972 году окончил училище искусств (ныне Владикавказский колледж искусств имени В.А. Гергиева), в 1977 году — Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс теоретика дирижирования, профессора Ильи Мусина).

Будучи студентом консерватории Валерий Гергиев стал победителем престижных музыкальных конкурсов. В 1976 году он получил II премию и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В 1977 году он завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна" в Берлине.

После этого Гергиев был приглашен в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева "Война и мир".

За рубежом маэстро дебютировал в 1990-х годах: в 1991 году — в Баварской государственной опере ("Борис Годунов" Модеста Мусоргского), в 1993 году — в Ковент-Гардене ("Евгений Онегин" Чайковского), в 1994 году — в Метрополитен-опере ("Отелло" Джузеппе Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли). Гергиев продолжает сотрудничать с ведущими оперными театрами мира. Он работает с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами.

В 1995-2008 годах Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (в настоящее время — почетный дирижер), в 2007-2015 годах — Лондонского симфонического оркестра.

С сезона 2015/2016 маэстро является главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра .

Валерий Гергиев — основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых "Звезды белых ночей" (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), "Гергиев-фестиваль" в Роттердаме, фестиваль в Миккели, "360 градусов" в Мюнхене. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль "Мариинский NEXT", в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Он является сопредседателем оргкомитета Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

С целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования в 2003 году был создан благотворительный Фонд Валерия Гергиева.

Творчество маэстро был отмечено многочисленными наградами. Валерий Гергиев — народный артист РФ (), лауреат Государственных премий РФ в области литературы и искусства (за ,

Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дебютом в театре стала «Война и мир» Прокофьева (1978). В 1988 году Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, в 1996 стал его художественным руководителем-директором, приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой.

С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Чайковского, в 1991-м – 100-летию Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Римского-Корсакова. В программах фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не звучавшие сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева – в 2016-м.

Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999мвозрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение «Кольца» на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017– во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD.

Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими

оперными театрами и фестивалями мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года после кончины основателя коллектива Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня – почетный дирижер коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр.

Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени Чайковского. Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

Родившийся в осетинской семье в Москве в 1953 году и выросший на Кавказе Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И. А. Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине и ещё студентом консерватории был приглашён в Кировский театр.

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира. С ним хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные коллективы. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве). Художественные достижения маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды. Он - народный артист России (1996), лауреат Государственной премии России за 1994 и 1999 годы, с 1996 по 2000 и в 2002 году ему как лучшему дирижёру года присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска", Гергиев получил приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой софит" за лучшую дирижёрскую работу в 1997, 1998 и 2000 годах. За выдающиеся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула "Лучший дирижёр года" (Musical America - США, Independent, Evening Standart - Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году Валерий Гергиев был избран действительным членом Международной академии творчества. В том же году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и орден св. Месропа Маштоца. В 2001 году маэстро был награждён Крестом I класса "За заслуги" Федеративной Республики Германии за активное содействие в области германо-российского культурного обмена и личный вклад в популяризацию музыки немецких композиторов. Гергиев также был удостоен высочайшей правительственной награды Италии - ордена "Почётный кавалер" ("Ufficiale al Merito"). Такая награда вручается выдающимся гражданам страны, внёсшим особый вклад в благосостояние отечества в областях науки, экономики и культуры. Подобная честь оказывается иностранцам в исключительных случаях. 31 января 2002 года Владимир Путин вручил Валерию Гергиеву премию Президента России в области литературы и искусства.

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, особенно произведений русской классики, что ставит маэстро особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля "Звёзды белых ночей" в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.

Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое внимание в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий этого направления стала опера "Парсифаль" (1997), поставленная в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над вагнеровским "Кольцом нибелунга". В мае 2000 года состоялась премьера первой части цикла - оперы "Золото Рейна", в 2001 - "Валькирии". Вся тетралогия впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке и в последовательности частей, предусмотренной композитором. В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие прихода маэстро в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принёсшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённые Римскому-Корсакову и Прокофьеву, - фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянке" и "Садко", добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей бессмертный" и "Царская невеста", а также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному ангелу" и "Войне и миру"). Другие оперы, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину", обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых значительных выпусков в серии Philips - Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта" записывались на ранней стадии этого сотрудничества. В 1998 году вышли в свет "Щелкунчик" и "Жар-птица", а также "Прометей" Скрябина.

С оркестрами Мариинского театра, Венской филармонии, Роттердамской филармонии дирижёр записал произведения Бородина, Глинки, Мусоргского, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского.

Статья в The New Yorker так определяет устремления и результаты плодотворной дейтельности маэстро: «Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее праздненство звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь».

http://www.gergiev.ru/

Валерий Гергиев. Юбилей на родине предков

Одному из самых известных дирижеров планеты, руководителю Мариинки Валерию Гергиеву 2 мая 50! Круглую дату он отмечает не в Москве - где родился, и не в Санкт-Петербурге - где постоянно живет, а в Северной Осетии - на родине предков.

Валерий Гергиев счастлив. Он нацепил войлочную панаму, и как ребенок дурачится перед фотокамерой. "Я возвращаюсь в те годы, когда здесь жил, - говорит юбиляр, - по здешним ущельям мы мальчишками ходили в походы, вместе с родителями приезжали на выходные. А совсем недалеко отсюда мой дядя построил пионерский лагерь. Я даже участвовал в строительстве этого пионерского лагеря. Мне было 16 лет, я очень хорошо это помню: 69-й год, мы тогда там разбили футбольный стадиончик, поле выровняли, поставили ворота, для детей это был - предел мечтаний".

Один из самых известных дирижеров мира отказался отмечать свое 50-летие в Москве - где родился, в Ротр-Даме - где работает, в Нью-Йорке - где открывает каждый сезон в Метрополитен-опера, и даже в Санкт-Петербурге - где живет и руководит Мариинским театром. Отказался в пользу Владикавказа. Объясняет этот выбор Валерий Гергиев так: "Я сюда приехал не просто справлять юбилей, побутарить, поговорить, попить… Я хочу вернуться к истокам, которые мне давали силы в жизни. Потому что, если я сейчас имею силы и энергию, то набирал я их здесь".

"Хочу на родину предков", - сказал маэстро, собрал друзей и самолетом Як-42 отправился в Осетию. В аэропорту Владикавказа Гергиева встречали президент республики Дзасохов, самодеятельные коллективы и по национальному обычаю - пиво с осетинскими лепешками. Эскорт из нескольких машин прямо из аэропорта отправляется на открытие мемориальной доски на доме, где жил дядя Гергиева - Борис Лакути. Это он строил пионерские лагеря и возглавлял электронные предприятия Осетии. "Дядя Боря оказал на меня самое большое влияние, - говорит Валерий Абисалович, - и мама. Если бы не ее настойчивость, меня же в музыкальную школу не хотели принимать". "Ему поставили сплошные двойки: память - два, речь - два, слух - два. Не приняли. Но я настояла и сделала так, что Валеру в кандидаты взяли. Валера увлекался борьбой, - вспоминает Тамара Тимофеевна, - хорошо играл в теннис и в футбол". На теперь уже старый стадион "Динамо" Валерий Гергиев любил бегать гонять мяч и болеть за своих футбольных кумиров.

Гергиев и сейчас умудряется выкраивать время для любимой игры, хотя спит не больше четырех часов в сутки. Каждый день - концерт или репетиция. "Валерий во всех тонкостях футбола разбирается как в музыке. Помню, мы с ним оказались в Амстердаме на финале Европейского чемпионата, как он болел! России тогда не было среди финалистов, и вместе со мной он поддерживал французов", - рассказывает президент клуба "Олимпик-Марсель" Роберт Луис-Драйфус.

Гергиева называют даже не человеком-оркестром, а дирижером-холдингом. К своим "Белым ночам" он добавил еще один фестиваль - "Московский Пасхальный". В октябре намерен открыть "Русские сезоны" в Японии. А нынешний свой день рожденья начал с того, что подписал соглашение о строительстве в Осетии культурного центра имени Гергиева. На вопросы о личном отвечает: "Наверное, я - плохой отец своим сыновьям, но я еще и не самый плохой дирижер и руководитель театра. Когда и семья нужна, и фестиваль нужен, и там успеть, и тут, тогда возникают трудности. Но это - уже мои трудности, и я их решу в следующие 50 лет".

Гуля Балтаева (Вести.Ru)

«Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира. Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира».

The New Yorker (апрель 1998)

«Гергиев в качестве дирижёра-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю».

Boblinger Bote (июль 2000)

«Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского - это поразительное воплощение принципов ансамбля».

Дирижерская карьера Валерия Гергиева началась еще в студенческие годы в Петербургской консерватории, где его учителем был выдающийся музыкант и педагог профессор Илья Мусин. В эти годы Гергиев стал лауреатом Всероссийского конкурса дирижеров в Москве, а чуть позже - всемирно известного Конкурса дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна". Более 20 сезонов с 1977 года Гергиев стоит за пультом одного из старейших оперных театров России - Мариинского. С 1988 года маэстро - Главный дирижер и Художественный руководитель этого коллектива. За это десятилетие Валерий Гергиев осуществил в Мариинском театре несколько грандиозных творческих проектов: фестиваль Модеста Мусоргского в 1989 году, фестиваль музыки Сергея Прокофьева в 1991-92 годах, фестиваль "Римский-Корсаков в XX веке " в 1994 году. С 1993 года он ежегодно проводит Международный фестиваль искусств "Звезды белых ночей".

Феноменальная работоспособность маэстро, влюбленность в свою профессию позволили Валерию Гергиеву расширить репертуар, как оперный, так и балетный и вывести Мариинский театр в ряд лучших оперных театров мира. В 1993 году маэстро стал Народным артистом России, в 1993 и 1996 годах ему присужден титул "Музыкант года", "Дирижер года" в 1997 году. В 1996, 1997 годах Валерий Гергиев удостоен Всероссийской театральной премии "Золотая маска", а также премии имени Дмитрия Шостаковича и петербургской премии "Золотой софит" за лучшую дирижерскую работу в опере Вагнера "Персифаль".

Одна из последних работ театра - опера Александра Бородина "Князь Игорь". Новая версия этой оперы, поставленная в Мариинском театре в марте 1998 года, вызвала бурные споры среди критиков и любителей оперного искусства.

"Опера подразумевает очень много элементов, которые должны сходиться в каком-то гармоническом единстве, - говорит Валерий Гергиев- Гармонично - это точное слово для оперного спектакля. Звучание оркестра, хора, визуальный ряд, какая-то особая магнетическая атмосфера заставляет публику испытывать сильнейшие чувства. Живой контакт - вот к чему стремятся артисты и наши слушатели. И все-таки не так часто мы уходим из театра абсолютно удовлетворенными".

Когда наблюдаешь за Валерием Гергиевым во время репетиционной работы, вспоминаются слова знаменитого драматического режиссера Георгия Товстоногова: "Любая художественная деятельность в творческом коллективе предполагает осознанную диктатуру".

"Я думаю, диктатура у нас - это диктат музыки, говорит Валерий Гергиев, - диктат "его величества театра". Диктат музыки получается, со вторым определением у нас еще не очень хорошо. Нам еще не удалось создать такое положение, чтобы спектакли Мариинского театра выходили в синтезе всех элементов режиссуры, живописи, сценографии... Наша суперзадача - найти режиссеров, художников, которые могли бы на творческом уровне конца 20-го века создать совершенные оперные спектакли".

Творческая активность Валерия Гергиева - поразительна. Успевая ставить в Мариинском театре пять-шесть оперных премьер в год, он много концертирует за рубежом. В последние 10 лет Гергиев - главный дирижер Роттердамского симфонического оркестра, с 1997 года - главный приглашенный дирижер Метрополитен Опера. В 1993 году он организовал ежегодный фестиваль в Миккели (Финляндия), с 1996 года является руководителем "Гергиев-фестиваля" в Роттердаме и музыкального фестиваля в Элайте на Красном море. В Лондонском Альберт-Холле по инициативе маэстро и при его участии проводится цикл ежегодных Королевских Гала-концертов Королевского филармонического оркестра и артистов Мариинского театра.

"Наш театр сегодня должен закончить период таких героических, штормящих сезонов, когда невероятное количество задач и невероятный энтузиазм затрачены на премьеры, на гастроли по миру, - говорит Валерий Гергиев. - Хочется немного более спокойно и целеустремленно поработать над несколькими названиями оперных шедевров. Это нужно для достижения подлинной гармонии в опере. А предложений по-прежнему невероятно много".