Год написания мертвых душ гоголя. История создания поэмы Гоголя «Мёртвые души

Гений - всегда народен (А. Блок)

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетические пристрастия, его этика, - все это корнями уходило в детство. Для понимания феномена Есенина следует иметь в виду, что он родился и рос в религиозной семье. В расположенном напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники. Бабушка по материнской линии водила внука в монастырь за сорок верст! В ее доме собирались слепцы, странники, они пели духовные стихи - о рае, о Миколе, о Лазере, о граде неведомом. Уже в ту пору Есенин узнал о земле обетованной, о непременном грядущем рае, об ином мире - и эти темы отзовутся потом в его творчестве. По субботам и воскресеньям дед Федор Андреевич Титов, знаток духовных стихов и Библии, излагал ему священную историю. Есенин не был церковным человеком; в семье он приобщался к православию, на экзаменах в Константиновском земском училище по закону. Божию и чтению на церковнославянском языке он получил пятерку, но по природе своей был «забиякой и сорванцом». Эта двойственность натуры поэта - стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность выразилась в его лирике.

Семейные традиции были дополнены образованием Есенина. В нем была страсть к чтению. Окончив Константиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе, Есенин рано открыл в себе поэтический дар: писать стихи начал еще в земском училище.

В 1912 г. он приехал в Москву. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: он конфликтует с хозяйкой конторы, в которой работает, конфликтует с отцом, который его содержит, работает в книжном магазине и увольняется оттуда: он поэт! стихи его прокормят! В1913 г. он устраивается на работу в типографию товарищества И.Д. Сытина - получает и финансовую независимость, и возможность читать: все, помногу и жадно. В том же году он начинает заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного университета им. А. Л. Шанявского. В 1916 г. вышел в свет его первый поэтический сборник «Радуница». За эти четыре года он сформировался как поэт крестьянской культуры.

Молодой Есенин - нравственный максималист, он верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу. Христианин по мировоззрению, воспринимал мир как единое целое, уверяя, что «все люди - одна душа», что он может, как Христос, пойти на крест за благо ближнего.

Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х годов - жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность крестьянина, за которого радеет Св. Николай Угодник. В поэзии Есенина этого периода проявились особенности его стиля. Он выстраивал метафорические ряды: «Дымом половодье / Зализало ил. / Желтые поводья / Месяц уронил», сочетая их с образами, в которых выражал непосредственные, точные значения. Он обратился к романсному стиху с характерной для него синтаксической простотой, законченностью фразы в границах строки: «Выткался на озере алый свет зари. / На бору со звонами плачут глухари. / Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. / Только мне не плачется, на душе светло». Пристрастие к диалектизмам, от которого он вскоре отказался, не умаляло точности и строгости стиля.

В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьянского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние фольклора, философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, сосредоточенность на судьбе крестьянства! В 1919г. Есенин познакомился с поэтами-имажинистами, и его творчество претерпело некоторую эстетическую переориентацию. В его лирике обозначились тенденции позднего авангардизма.

Стихи Есенина активно публиковались в журналах и коллективных сборниках, он стал одним из самых популярных поэтов России. Вышли сборники его поэзии «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918), «Голубень» (1918), «Исповедь хулигана» (1921) и др. С мая 1922 г. до августа1923 г. Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии, Франции, Италии, США.

Осенью 1924 года Есенин предпринимает поездку на Кавказ. Он еще не знал, что на этот раз пробудет там почти погода, что эта поездка на юг станет его "болдинской осенью". Здесь им были написаны многие его "маленькие поэмы", здесь были созданы "Персидские мотивы" и его "вершинная" поэма "Анна Снегина". Двадцать семь новых произведений опубликовал Есенин на Кавказе, и все - полгода!

В декабре 1925 года Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Там он мечтал, как говорили друзья, "начать новую жизнь", работать, редактировать журнал.

Намерениям этим не суждено было сбыться. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в гостинице "Англетер" жизнь поэта оборвалась…

Ныне мы справедливо говорим о Сергее Есенине как гениальном поэте ХХ века.

Наибольшее количество белых пятен долгое время было связано с "деревенским детством" и юностью Есенина в родном рязанском крае. Из тридцати лет жизни поэта первые семнадцать прошли здесь. Однако так случилось, что вплоть до середины пятидесятых годов мы, к сожалению, очень мало знали правды о становлении Есенина как личности, особенно в юности, о раннем пробуждении его "творческих дум", о народных глубинных истоках его поэзии. Многие вопросы касающиеся, судьбы поэта в отрочестве и в юношеские годы, по существу, оставались без ответа.

Но когда читаешь и перечитываешь Есенина, включая его ранние стихи, где все - правда, озаренная и печальная, все - жизнь, радостная и трагическая, поэмы и стихи, в которых предельная обнажена исповедальная душа художника, - все очевиднее становится их кричащая несовместимость с различного рода "романами без браков".

Трудно, а вернее, почти невозможно понять до конца поэта, движения его души, рождение его стихов, наконец, его судьбу, не побывав хотя бы раз на священной земле, откуда берет свое начало его жизнь, его приход в мир, земле, которая с первых сознательных лет его шагов и до смерти будет наполнять его сердце любовью к Отечеству.

Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось на правом высоком холмистом берегу Оки - многоводной сестры великой Волги. Взору открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта - дымка лесов Мещеры.

Вот уже более полувека, как в любую погоду, летом и зимой идут и едут люди в Константиново со всех концов света, чтобы низко поклонится древней рязанской земле - колыбели великого поэта России.

Способность к творческому воображению, интерес к народным песням, легендам, сказкам, любовь к природе проявились у Есенина еще в детские годы. Сергей Александрович был "всю жизнь нежно болен воспоминаньем детства». «В детстве я рос в атмосфере народной поэзии", -- писал он. С ранних лет вслушивался будущий поэт в пение бабушки и духовные стихи странников. Отец его сам слагал песни, мать была замечательной песенницей. Александра, младшая сестра Есенина, вспоминала: «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать... Топила ли она печку, шила, пряла ли, за любой работой можно было услышать ее пение. И каждый из нас, ее детей, с пеленок слушал ее напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей...».

И в зрелые годы, приезжая домой, Сергей Александрович всегда просил мать спеть ту или другую песню. Прелесть материнского пения поэт сохранил на всю жизнь в своей памяти: «Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали ».

Но еще больше трогали сердце поэта заунывные песни, которые певал ему дед. «Умственный мужик», как называл его Есенин, пробудил в нем любовь к прекрасному. Сергей Александрович признавался: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Ему я больше всего обязан».

Жадно слушал Есенин и пение крестьян во время их работы или в короткие минуты отдыха, по вечерам на посиделках, на праздниках. Некоторые из этих песен он записывал, другие сами собой сохранились в его памяти. Многие песни он пел под собственный аккомпанемент на гитаре или гармони.

Стихи Есенин начал сочинять рано, лет с девяти. В них он запечатлел яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, картины того родного и близкого, что окружало его.

Есенин - единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в отдельный раздел. Все написанное им, проникнуто "чувством родины". Как писал сам поэт: "Чувство Родины - основное в моем творчестве". Заметим не "тема", а "чувство". Например в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная" рисуется образ Родины - рая. Есенин народный поэт не только потому, он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Образ Родины в лирике поэта неотделим от образа природы. Самое первое, как помнил сам поэт, стихотворение:

Там где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

Изумительная миниатюра, зачаток всей будущей поэзии Есенина.

Есенин покинул «родимый дом» летом 1912 года, уехав в Москву, чтобы найти пути в большую литературу. Но жизнь складывалась трудно и не совсем так, как хотелось юноше. Город не оставил в сознании поэта ярких образов. В его душе всегда жили картины сельского быта, звуки и краски природы. И в своих стихах он создавал образ живой России, способной тосковать, испытывать боль. Родной и любимый край иногда представлялся Есенину «забытым и заброшенным», окруженным «топями и болотами». Есенинская Русь -- это и «гаревая полоса», «сенокос некошеный», «забоченившиеся избы», «скорбью вытерзанный люд». Поэт видит не только «скирды солнца в водах лонных», его взгляд замечает и другое: «пригорюнились девушки-ели», «виснет тень, как платок, за сосной», «роща синим мраком кроет голытьбу», «вяжут нищие над сумками бечевки», «чахнет старая церквушка», «Ой, не весел ты, край мой родной...». Но и в печали мило поэту близкое и родное:

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить!

В грустных раздумьях о судьбе родины столько сердечной теплоты, искренней любви, привязанности к воспоминаниям детства, юности, нежности к преисполненным печалью полям, к природе, к сельской жизни, рождающей в душе поэта мир, ясность и покой.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, --

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Спит ковыль.

Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси --

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

И в радости, и в печали, куда бы судьба не забрасывала Есенина, его сердце неизменно тянулось к отчему порогу, к дорогим ему пашням и лесам.

Чувство грусти, тоски по родным просторам рождало в душе поэта ощущение утраты связи с «голубой Русью». Революционная действительность, которую он наблюдал, долгие годы тяжелых бедствий -- война, голод, разруха, кровь -- углубили мучительные и раздирающие душу противоречия. Это время для Есенина с его склонностью к идеальному, с его острой, почти болезненной реакцией на все некрасивое, и в прямом и в переносном смысле, не могло пройти бесследно, разрушало душевный покой.

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. поэт есенин творчество родина

Природа олицетворена, одухотворена Есениным, Образ живой природы создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, / Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, / Крап ты мой, пустырь»; «Черная, потом пропахшая выть! / Как мне тебя не ласкать, не любить?»; «Край любимый! Сердцу снятся /Скирды солнца в водах лонных, / Я хотел бы затеряться / В зеленях твоих отозванных»...

Заметим, что в олицетворении «В зеленях твоих стозвонных...» звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление -- «стозвонный», звон слышен в аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима -- аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка». В звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам / белый перезвон»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц /Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сережки / Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха машет рукавом»; «И горит в парче лиловой / Облаками крытый лес». В последнем примере отмечаем яркую цветопись.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.

Выткался на озере алый свет зари.

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны

Солнце садится за горы лесистые

Рог золотой выплывает луны…

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел…

Есенин чаще всего изображает такие явления природы, как: зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озеро, реки… Он рисует и мир животных и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя - с кленом.

Зеленая прическа,

Девическая грудь

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд? ...

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила…

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых-- в песенном русском фольклоре («Подражание песне», «Ты поила коня из горстей в поводу...», 1910). Любовь к женщине -- лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа -- олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, /Девическая грудь, / О тонкая березка, / Что загляделась в пруд?». Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна / По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, /Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913--1915).

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Круто меняется тональность любовной лирики в городском цикле «Москва кабацкая» (1923):

Сыпь, гармоника. Скука... Скука...

Гармонист пальца льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали --

Невтерпеж.

Что ж ты смотришь так синими брызгами?

Или в морду хошь?

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения -- жалобное раскаяние: «Дорогая, я плачу, / Прости... прости...».

Цикл «Любовь хулигана» (1923, возвращение Есенина из-за границы) отмечается отречением от «кабацкого» прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Мечта о «чистой» любви -- один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:

Вечер черные брови насолил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

«Персидские мотивы» (1924--1925) -- попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Стихи написаны на Кавказе, но на темы, сюжеты, тональность, сам образ любви повлияла персидская лирика. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна.

Есенин создал образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия. Ранее Россия ассоциировалась в лирике Есенина с «голубой страной», страной-идеалом, мечтой («Голубеет небесный песок», «В голубой купается пыли»). После революции голубой цвет почти исчез из его лирики: «Закат обрызгал серые поля», «Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес». Теперь выдуманная Персия («Голубая родина Фирдуоси») соответствовала идеалу: «Хорошо бродить среди покоя / Голубой и ласковой страны». «Персидские мотивы» -- противовес «Москве кабацкой»:

Улеглась моя былая рана --

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

Никогда я не был на Босфоре,

Ты меня не спрашивай о нем.

Я в твоих глазах увидел море,

Полыхающее голубым огнем.

Даже форма «Персидских мотивов» соответствует форме древней персидской лирики:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи,

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Символом персидской красоты и любви является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах».

Однако Персия в художественном воображении поэта -- лишь временный покой. Одна из тем цикла -- ностальгия по России. В любовные мотивы непременно привносится образ родины, любовь к России обостряется: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / На тебя она страшно похожа, "Сердцу снится страна другая"

Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет - динамику, развитие чувств и настроений лирического героя, которые завершаются возвращение к Родине:

Многие видел я страны,

Счастья искал повсюду,

Только удел желаний

Больше искать не буду.

Глупое сердце не бейся.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Неодолимо движется время. Одно поколение сменят другое.

Движется, живет по своим законам мир поэзии - Вселенная души человечества. Беспрерывно нарождаются и вспыхивают в этом чудесном мире новые поэтические звезды и звездочки. Они сгорают и навсегда затухают, еще при жизни их "хозяина", свет других доходит к нам на протяжении десятилетий, и лишь немногие, очень немногие согревают народную "живую душу" в веках разгораясь со временем все ярче и ярче. Имя одной из таких прекраснейших лучезарных звезд в бессмертном поэтическом созвездии России - Сергей Есенин. Оно - вечно…

Литература

1. Два мира (С. Есенин) - В книге: Прокушев Ю. Время. Поэзия. Критика. М.: Художественная литература, 1980

2. Есенин С. А. Избранное: Стихотворения и поэмы. Вступительная статья и сост. Ю. Прокушева; Рис. Е. Савича. - М.: Детская литература, 1983. - 283 с.

3. Есенин С. Собрание сочинений. В 2 т. Стихотворения. Поэмы. - Мн.: Советская Россия, Современник. - 1990

4. Есенин С. Стихотворения и поэмы: - Мн.: Юнацтва, 1982. - 159 с.

5. Ханаев Б. Последний поэт деревни Сергей Есенин // Советская Белоруссия. - 1995. - 27 сентября.

  • 1895, 21 сентября (4 октября н. ст.). В селе Константинове Кузьминской волости (ныне Рыбниковский район Рязанской области), в семье крестьян Александра Никитича и Татьяны Федоровны (урожд. Титовой) Есениных родился сын Сергей. (его сестра Екатерина родилась в 1905 г., сестра Александра -- в 1911 г.) 1909 за отличную успеваемость по окончании Константиновского сельского училища награжден похвальным листом.
  • 1909--1912. Учеба в церковно-учительской второклассной школе в селе Спас-Клепики Рязанского уезда. В свидетельстве о ее окончании сказано, что Есенину присвоено «звание учителя школы грамоты».
  • 1912, июль. Переезд в Москву по вызову отца, который работал в мясной лавке Н.Крылова. Отец устроил сына на работу в конторе лавки с тем, чтобы тот смог позже поступить в учительский институт. Однако в конторе Есенин проработал всего одну неделю.
  • 1912, сентябрь--февраль. Работал продавцом в книжной лавке.
  • 1913, март. Поступил в типографию товарищества И. Д. Сытина. Сперва, работал экспедитором, потом в корректорской подчитчиком.
  • 2 сентября. Начал слушать лекции на вечернем историко-филологическом факультете Московского городского народного университета А. Л. Шанявского, где, по собственным словам, проучился полтора года.

Осень. Впервые читал свои стихи профессиональному литератору И. Белоусову, который нашел, что у Есенина «талант истинный».

Конец года. По воспоминанию приятеля Есенина Н. Сардановского, поэт читал стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...» профессору университета Шанявского известному литературоведу П. Н. Сакулину и удостоился лестного для себя отзыва. Вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, корректором типографии Сытина.

1914, январь. В детском журнале «Мирок» № 1 под псевдонимом Аристон опубликовано стихотворение Есенина «Береза». Это первое печатное выступление поэта.

Середина мая. Уволился из типографии Сытина.

Август -- декабрь. Откликается на военные действия стихами «Молитва матери», «Сиротка », « Богатырский посвист », «По селу тропинкой кривенькой...» и другими, поэмами «Галки» (запрещена военной цензурой, ее текст не разыскан) и «Марфа Посадница».

Сентябрь. Поступил корректором в типографию торгового дома «Д. Чернышев и Н. Кобельков».

Декабрь. Уволился из типографии и с этих пор полностью отдается творческой деятельности.

  • 21 декабря. (1915, 3 января н. ст.) Родился сын Юрий. (В 1937 г. арестован и расстрелян чекистами. В 1956-м реабилитирован.)
  • 8 марта. Выехал из Москвы в Петроград.
  • 9 марта. Читал стихи Блоку, от которого получил рекомендательные письма к издательскому работнику, литератору М. Мурашеву и к поэту С. Городецкому.
  • 11 марта. Чтение стихов С. Городецкому, который вводит Есенина в литературный круг Петербурга.
  • 22 апреля. В журнале «Голос жизни» с предисловием Зинаиды Гиппиус напечатаны четыре стихотворения Есенина, которые сам поэт вместе со стихотворением «Зашумели над затоном тростники...», опубликованным с посвящением С. Городецкому в «Новом журнале для всех» (№ 4), в одном из автобиографических набросков назвал первой своей публикацией.

Конец апреля. В связи с царским указом о призыве на военную службу выехал в Рязань (к месту призыва).

20 мая. Из-за болезни глаз получил отсрочку от воинской службы и выехал в Константинове.

Май -- сентябрь. Жил в Константинове, писал стихи и повесть «Яр».

Конец сентября. Приехал в Москву.

Начало октября. Прибыл в Петроград, впервые встретился с Н. Клюевым.

Середина октября. Вошел в группу крестьянских поэтов «Краса», которая прекратила свою деятельность в первой половине ноября 1915 г. Впрочем, Есенин принял участие и в организационном заседании общества «Страда», которое состоялось на квартире у С.Городецкого. В декабре «Страда» организовала вечер поэзии Есенина и Клюева.

  • 16 октября. Передал. М. В. Аверьянову право издания книги стихов «Радуница».
  • 1916, 4 января. При материальной поддержке полковника Д. Н. Ломана Есенин и Клюев прибыли в Москву для творческих выступлений (в том числе и перед придворными кругами).
  • 16 января. Начальник Царскосельского полевого военно-санитарного поезда N 143 полковник Д. Н. Ломан ходатайствует перед мобилизационным отделом Главного управления Генерального штаба о зачислении Есенина в состав санитарной команды поезда.
  • 30 января. Цензурное разрешение на выпуск первой книги поэта «Радуница».
  • 5 апреля. Призван на воинскую службу и зачислен к Д. Н. Ломану в военно-санитарный поезд.
  • 20 апреля. Прибыл для прохождения военной службы в поезд.
  • 27 апреля -- 13 июня. Совершил две поездки с поездом к линии фронта.
  • 22 июля. Читал стихи на концерте для раненых в лазарете в присутствии императрицы и ее дочерей. По ходатайству Д. Н. Ломана, за участие в концерте императрица пожаловала Есенину золотые часы, которые поэт, однако, не получил.

Август. В связи с несвоевременным возвращением из увольнения получил дисциплинарное взыскание (арест) на 20 суток.

  • 1917, 27 февраля. Свержение самодержавия в России.
  • 17 марта. Откомандирован из санитарного поезда в распоряжение Воинской комиссии при Государственной думе.

Март. Знакомство с Зинаидой Николаевной Райх.

  • 30 июля. Венчание с 3.Н. Райх в Кирико-Иулиттовской церкви в предместье Вологды.
  • 25 октября. Большевистский переворот; свержение Временного правительства во главе с А. Ф. Керенским.
  • 1918, январь. Написана поэма «Инония».
  • 25 февраля. Вышла книга «Красный звон» -- коллективный сборник произведений С.Есенина, Н.Клюева, П.Орешина и А.Ширяевца. Есенин поместил в нем под названием «Стихослов » цикл из пяти поэм (« Марфа Посадница», «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «Отчарь»).

Конец февраля -- начало марта. В издательстве «Сегодня» отдельной книжкой выходит стихотворение Есенина «Исус-Младенец».

Конец апреля. Выехал из Петрограда на постоянное местожительство в Москву.

Вторая половина мая. В эсеровском издательстве «Революционный социализм» вышел сборник стихов «Голубень».

Вторая половина сентября. Организует издательство "Московская Трудовая Артель Художников Слова" (МТАХС), в котором становится заведующим (члены правления -- А. Белый, С. Клычков, П. Орешин, Л. Новицкий). Это издательство выпустило до конца года книги Есенина «Преображение», «Сельский часослов», а также второе, переработанное издание «Радуницы».

  • 3 ноября. На открытии памятника А. Кольцову в Москве читал стихотворение «О Русь, взмахни крылами...».
  • 1919, 30 января. Совместно с поэтами А. Мариенгофом, Р. Ивневым, В. Шершеневичем и с художниками Б. Эрдманом и Г. Якуловым опубликовал в Воронеже «Декларацию» имажинистов (10 февраля она была перепечатана в Москве).

До 10 февраля. Выступил одним из организаторов кооперативного издательства «Имажинисты».

Февраль. Написана поэма «Пантократор».

Сентябрь. Написана поэма «Кобыльи корабли».

Декабрь. Отдельным Изданием вышла статья Есенина «Ключи Марии».

1920, январь. Второе издание сборника «Голубень» и первый выпуск коллективного сборника «Конница бурь» с поэмой «Небесный барабанщик» вышли в издательстве МТАХС.

Февраль. Издательство «Имажинисты» выпустило сборник С. Есенина, А. Мариенгофа и В. Шершеневича «Плавильня слов».

3 февраля. Родился сын Есенина Константин, будущий спортивный журналист. (Умер в 1986 г.)

Середина апреля. В Харькове, где в это время находился Есенин, который вместе с В. Хлебниковым и А. Мариенгофом выступил в городском театре с чтением стихов, вышел коллективный сборник «Харчевня зорь» с поэмой «Кобыльи корабли».

Май. Вышел второй сборник имажинистов «Конница бурь» с поэмой Есенина «Пантократор» и со стихами «Теперь любовь моя не та...» (посвящены Н. Клюеву), «Хорошо под осеннюю свежесть...», «Я покинул родимый дом...».

  • 14 июня. В кафе имажинистов «Стойло Пегаса» (Тверская, 37) читал стихи на «Вечере лирики имажинистов».
  • 15 июня. Индивидуальный поэтический вечер Есенина в «Стойле Пегаса». Июнь Вышел сборник «Трерядница» (издательство «Злак»)

Начало июля -- середина сентября. Вместе с А. Мариенгофом ездил по югу России и по Кавказу. Побывал в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Кисловодске, Пятигорске, Баку, Тифлисе.

Август. В поезде на пути из Кисловодска в Баку написана поэма «Сорокоуст».

Октябрь -- ноябрь. В Берлине в издательстве «Скифы» выпущены книга Есенина «Триптих» (поэмы «Пришествие», «Преображение») и коллективный сборник «Россия и Инония» с поэмами Есенина «Инония» и «Товарищ».

Ноябрь. Написана «Исповедь хулигана». Вышло второе издание сборника «Преображение».

Декабрь. Начата работа над драматической поэмой «Пугачев». Издательство «Имажинисты» выпустило третье издание книги «Радуница», а также коллективный сборник «Имажинисты» с поэмой Есенина «Сорокоуст».

Январь. Издательство «Имажинисты» выпустило коллективный сборник «Золотой кипяток» с поэмой «Исповедь хулигана».

Февраль. Это же издательство выпустило второе издание сборника «Трерядница» и коллективный сборник С. Есенина и А. Кусикова «Звездный бык» с «Песнью о хлебе».

  • 14 апреля. В «Известиях» письмо наркома просвещения А. В. Луначарского с критикой сборника «Золотой кипяток» и других книг, выпущенных в 1921 г. издательством «Имажинисты».
  • 16 апреля. Есенин уезжает в Туркестан.

Май. Приезд в Ташкент. Впервые после шестилетнего заочного знакомства (по переписке) встретился с поэтом А. Ширяевцем.

Конец мая. Чтение «Пугачева» на ташкентской квартире литератора и издательского работника В. И. Вольпина.

  • 1 июля, 6 августа. Публичные чтения «Пугачева», которого продолжает отделывать и заканчивает в августе.
  • 3 октября. В студии художника Г. Якулова знакомится с американской танцовщицей Айседорой Дункан.
  • 5 октября. Орловским судом расторгнут брак Есенина с 3. Н. Райх.

Ноябрь. Сближается с А. Дункан.

Декабрь. Отдельным изданием в издательстве «Имажинисты» выходит драматическая поэма. «Пугачев».

  • 1922, февраль. Вместе с А. Дункан был несколько дней в Петрограде. На деньги друга Есенина А. Сахарова в издательстве «Эльзевир» вышло второе издание «Пугачева».
  • 17 марта. Официальное обращение к наркому просвещения Луначарскому с просьбой ходатайствовать перед Наркоматом иностранных дел о разрешении Есенину поездки в Берлин.
  • 3 апреля. Получено разрешение на поездку в Берлин сроком на три месяца.
  • 2 мая. Официально зарегистрирован брак Есенина с Айседорой Дункан.
  • 10 мая. Вылетел в Кенигсберг, откуда поездом выехал в Берлин.
  • 11 мая. Прибыл в Берлин. В этот же день побывал в редакции газеты «Накануне».

Лето. Был в Дюссельдорфе, откуда выехал в Бельгию, потом -- в Париж, потом -- в Италию, потом -- снова в Париж, где жил с А. Дункан около месяца.

Июль -- август. Берлинское «Русское универсальное издательство» выпустило отдельной книгой «Пугачева». Август в четвертом номере франко-бельгийского журнала «Le Bisque vert» напечатана статья поэта Ф. Элленса «Великий русский современный поэт: Сергей Есенин» и поэма «Кобыльи корабли» (перевели на французский Ф. Элленс и М. Милославская).

Конец сентября -- начало октября. В Москве в Госиздате вышло «Избранное» Есенина, за границей -- есенинская книга «Confession d"un Voyou» («Исповедь хулигана» в переводе на французский Ф. Элленса и М. Милославской; вступительная статья Ф. Элленса).

  • 1 октября. На пароходе «Paris» вместе с А. Дункан прибыл в США (в то время они назывались Северо-Американскими Соединенными Штатами -- САСШ). Однако представители иммиграционного ведомства запретили Есенину и Дункан сойти на берег, сославшись на имеющиеся у властей сведения, что супруги прибыли в Штаты, чтобы вести коммунистическую пропаганду. Есенин и Дункан с негодованием отвергли это обвинение.
  • 2 октября. Президент Соединенных Штатов распорядился впустить Есенина и Дункан в страну.

Октябрь -- ноябрь. Ездил с Дункан по американским городам, где она выступала. Побывал в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Луисвилле, Канзас-Сити, Мемфисе, Детройте, Балтиморе,. Филадельфии, Кливленде, Индианополе, Милуоки и др.

Ноябрь. Берлинское издательство 3. И. Гржебина выпустило первый том (он оказался единственным) есенинского «Собрания стихов и поэм».

В течение года. Начал работать над поэмами «Черный человек» и «Страна негодяев».

  • 1923, 4 февраля. Отбыл вместе с А. Дункан на пароходе во Францию.
  • 11 февраля. Приезд в Париж.
  • 15--16 февраля. Переезд в Берлин.

Конец марта. Передал издателю (инженеру И. Т. Благову) сборник «Стихи скандалиста».

  • 10 апреля. Вернулся в Париж.
  • 13 мая. Вечер поэзии Есенина в парижском театре Р. Дункана, брата А. Дункан. Между поэтом и танцовщицей возникают конфликты, в конечном счете приведшие их к отчуждению друг от друга.

До 10 июня. В Берлине издан сборник «Стихи скандалиста». Главлит запретил его к ввозу в Советскую Россию.

Весна--лето. Готовил для издания в Париже сборник «Москва кабацкая». В Париже издание не состоялось.

Август. Познакомился с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской, которой посвятил цикл стихотворений «Любовь хулигана».

Сентябрь. Расстался с А. Дункан и вступил в гражданский брак с Галиной Артуровной Бениславской.

  • 17 декабря. Помещен для лечения в профилакторий имени Шумской (для нервнобольных).
  • 1924, февраль -- март. Продолжал лечение в Шереметьевской (ныне Институт имени Склифософского) и Кремлевской больницах. Вел переговоры об издании «Москвы кабацкой».
  • 7 апреля. Порывает с имажинистами. Пишет письмо об отказе сотрудничать в их журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном».
  • 12 мая. У поэтессы и переводчицы Надежды Давидовны Вольпин от Есенина родился сын Александр, которого Есенин не видел и не признал. (Впоследствии Александр Сергеевич Есенин-Вольпин сам стал поэтом, игравшим заметную роль в диссидентском движении в России 1960--1970-х гг. В настоящее время проживает в Соединенных Штатах Америки.)
  • 17 мая. Похороны поэта Александра Ширяевца на Ваганьковском кладбище в Москве. Есенин участвовал в гражданской панихиде и в поминальном вечере. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» поначалу было опубликовано в журнале «Красная новь» (1924. № 4) под заглавием «Памяти Ширяевца».

Июнь--июль. Жил в Ленинграде. Написал стихотворения «Сукин сын», «Русь советская» и поэму «Песнь о великом походе».

Июль. В Ленинграде вышла «Москва кабацкая».

  • 1 августа. Возвращение в Москву.
  • 2--6 августа. Написана «Поэма о 36».
  • 31 августа. «Правда»: «Письмо в редакцию. Мы, создатели имажинизма, доводим до всеобщего сведения, что группа «имажинисты» в доселе известном составе объявляется нами распущенной. Сергей Есенин. Иван Грузинов».
  • 3 сентября. Выехал на Кавказ, где находился до конца февраля 1925 г. Жил в Тифлисе, Баку, Батуми. Написал там много известнейших стихотворений и поэм. Таких, к примеру, как «Баллада о двадцати шести», «Стансы», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Ответ». Начал работу над циклом «Персидские мотивы» и над поэмой «Анна Снегина».
  • 1925, до 20 января. В.Тифлисе вышла книга «Страна советская», куда вошли почти все стихи Есенина, написанные на Кавказе.
  • 1 марта. Возвратился в Москву.

Март. Знакомство с внучкой Л. Толстого Софьей Андреевной.

Конец марта. Переезд в Баку.

Март -- апрель. Отдельным изданием вышла поэма «Песнь о великом походе».

Первая половина мая. Лежал в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз: туберкулез).

Май. С посвящением Петру Ивановичу Чагину в издательстве «Современная Россия» вышла книга «Персидские мотивы».

Начало июня. Вышла книга «Березовый ситец».

30 июня. Подписал с Госиздатом договор на издание «Собрания стихотворений» в трех томах (10 000 строк по высшей ставке -- 1 рубль за строку).

Июль. Приезжал в Константинове. Написал стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...», « Каждый труд благослови, удача...», «Видно, так заведено навеки...».

25 июля. Вместе с С.А. Толстой выехал в Баку. Поселился на даче П. И. Чагина в Мардакянах.

Август. Написано несколько стихотворений цикла «Персидские мотивы», а также «Жизнь-- обман с чарующей тоскою...», «Гори, звезда моя, не падай...».

  • 7 сентября. Возвращение в Москву.
  • 13 сентября. Написаны стихотворения «Я красивых таких не видел...», «Ах, как много на свете кошек...», «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «В этом мире я только прохожий...», посвященные младшей сестре Есенина Шуре.
  • 18 сентября. Официально зарегистрирован в Хамовническом загсе брак с С.А. Толстой.

Сентябрь -- октябрь. Работал над подготовкой к набору рукописи «Собрания стихотворений» для Госиздата.

  • 12--14 ноября. Записал и сдал в печать поэму «Черный человек».
  • 26 ноября. Лег в клинику 1-го Московского государственного университета. «Видишь ли, нужно лечить нервы...»-- из письма Есенина П.И.Чагину. В больнице написаны «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», «Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...», «Ты меня не любишь, не жалеешь...».
  • 21 декабря. Покинул клинику. Перед этим из больницы дал телеграмму своему приятелю Вольфу Иосифовичу Эрлиху с просьбой найти ему две-три комнаты в Ленинграде для постоянной жизни в этом городе. Просил С. А. Толстую перевести на себя московскую комнату: «Ведь я уезжаю и потому нецелесообразно платить лишние деньги...» По выходе из клиники написал заявление в Госиздат с просьбой аннулировать все его прежние доверенности и гонорар выдавать только ему. Снял со сберкнижки все деньги, чтобы увезти их в Ленинград.
  • 23 декабря. Просил Госиздат выслать гранки его собрания сочинений в Ленинград, куда выехал из Москвы вечерним поездом.
  • 24--27 декабря. В Ленинграде остановился в гостинице «Англетер». Встречался со многими тамошними литераторами.
  • 27 декабря. Вырвал из блокнота листок с записанным на нем стихотворением и отдал его В. Эрлиху. Просил, чтобы тот прочел его не при нем. Эрлих прочитал стихотворение 28 декабря. Это было -- «До свиданья, друг мой, до свиданья...».
  • 28 декабря. Повесился в гостиничном номере (согласно официальной версии).
  • 30 декабря. Тело Есенина привезено в Москву. Гроб установлен в Доме печати. На фасаде дома прикрепили полотнище с надписью: «Тело великого национального поэта Сергея Есенина покоится здесь». Прощание с поэтом не прекращалось и ночью.
  • 31 декабря. Прежде чем похоронить Есенина на Ваганьковском кладбище, его гроб на руках обнесли вокруг памятника Пушкину на Тверском бульваре...

С.А.Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с 8 лет. В 1912-1915 гг. учился в Москве в Народном университете Шанявского и работал корректором. С 1914 г. Есенин начал печататься в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и др. Весной 1915 г. он отправился в Петроград и встречался там с А.А.Блоком, С.М.Городецким и другими столичными поэтами, познакомился с издателями. С этого времени Есенин становится профессиональным поэтом.

В начале 1916 г. вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», высоко оцененный критиками, обратившими внимание на самобытный талант молодого поэта. Вскоре его призывают в армию, вплоть до Февральской революции 1917 г. он служит санитаром в военном поезде. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», - объяснял он впоследствии свое отношение к происходившему в стране.

В 1919 г. Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу поэтов-имажинистов. Первая половина 1920-х гг. - наиболее продуктивный период творчества Есенина. Выходят в свет лирические сборники «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Москва кабацкая» (1924), «Стихи» (1924), «Персидские мотивы» (1925), «О России и Революции» (1925) и поэмы «Кобыльи корабли» (1920), «Сорокоуст» (1920), «Песнь о великом походе» (1924), «Возвращение на родину» (1924), «Русь советская» (1924), «Русь бесприютная» (1924), «Русь уходящая» (1924), «Ленин» (1924-25), «Поэма о 36» (1925), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (опубл. в 1926); драматические поэмы «Пугачев» (1922), «Страна негодяев» (1924-1926). В 1922-1923 гг. Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США.

Ранняя лирика

Сергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был делить свой творческий путь на какие-либо этапы. Поэзия Есенина отличается высокой степенью цельности. В ней все - о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками - «изумительными в своей красоте». Но его вклад в русскую литературу связан не столько с новизной тематики (пейзажная лирика - магистральная тема всей поэзии XIX века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края

Только синь сосет глаза.

Крестьянская Русь - центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя - постоянные эпитеты есенинской России:

Опять передо мною голубое поле.
Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах...


Специфическое, «индивидуальное» использование цвета - характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» - цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации «синих» цветовых определений у Есенина - молодость, полнота светлых чувств, нежность.

«Обаяние и тайна есенинской Руси - в тихо лучащемся отсутствии» (Л.Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии - звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия - это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов « на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
(«Голубень»).

И хоть сгоняет твой туман
Поток ветров, крылато дующих,
Но вся ты - смирна и ливан
Волхвов, таинственно волхвующих.
(«Тебе одной плету венок... »).

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф. Для молодого Есенина она - воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» - другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса...
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...

Оловом светится лужная голь.
Грустная песня, ты - русская боль.

Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок,/Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить - / Я научиться не могу».

В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с родиной:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России - «земная» и «небесная» - уживаются в душе поэта, хотя его тоска - о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина - «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она - оставленная. Мотив покинутого отчего дома - один из ведущих в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие:

Максимальная приближенность «биографии героя» к биографии автора (автобиографические мотивы - в основе большинства стихов Есенина);

Естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи - письмо от Есенина», - определял эту особенность Ю. Тынянов);

Ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);

Открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом - тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика

«Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути поэта стиль его «словесной походки» менялся. « В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном», -- писал поэт в автобиографии («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие поэты, писавшие о крестьянстве (Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику - благословенную страну Хлеба и Молока. В 1917-1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. - «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове (поездки на родину обычно бывали «урожайными» на лирику) Есенин пишет единственное стихотворение - «Я последний поэт деревни...»:

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Если бы мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если бы не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, - его вполне можно было бы принять за зарисовку с натуры. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей - деревянной - деревней, и с ее последним поэтом - еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало:

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой последний час!

Есенин будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру, сам ее в одиночку «справляет», и делает это именно в том Храме, где богослужение можно совершать в любой час и на всяком месте - в храме Природы. Через традиционный для его поэзии «древесный» образный знак («все от дерева - вот религия мысли нашего народа», - считал поэт) выражает он свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с «деревом», а главное - от вымирания рожденного этой «религией» искусства. Поэтому «скромный» мост, который «последний поэт деревни» строит в песнях, - это «дощатый», из дерева слаженный мост. Поэтому и знаком гибели становится хрип «деревянных» часов луны. Поэтому и служки храма - деревья, «кадящие» осенней листвой. И даже необходимая в обряде поминального действа свеча, как и все, что сплотилось в обреченном протесте против неживых ладоней железного гостя, - свеча живая, из телесного воска сотворенная:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого» (из письма Есенина, август 1920 г.).

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
(«Сорокоуст», 1920 г.)

Год 1920-й - переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская» - «Русь уходящая». Сам поэт - в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».

Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924-1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям - матери, деду, сестрам, землякам:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,
О чем крестьянская судачит голь.
«С Советской властью жить нам по нутрю...
Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»

Как мало надо этим брадачам,
Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.
(« Русь уходящая »).

Любовная лирика. «Заметался пожар голубой, / Позабылись родимые дали. / В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить». Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» (1923). Действительно, в раннем творчестве Есенина (до начала 1920-х гг.) стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 г. «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у нее «сноп волос овсяных » и «зерна глаз»: «С алым соком ягоды на коже, / Нежная, красивая была / На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно - она растворилась в окружающем мире:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.


Поделиться в социальных сетях!

1895 , 21 сентября (3 октября) – родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда.

1904 – поступает на учебу в Константиновское земское училище.

1909 – заканчивает с похвальным листом Константиновское земское четырехгодичное училище. Начинает учебу (до мая 1912 г.) в церковно-приходской второклассной учительской школе (село Спас-Клепики Рязанской губернии и уезда).

1910 – начало систематического поэтического творчества. 1910 годом в 1925 г. при подготовке своего собрания поэт датирует стихотворения «Вот уж вечер. Роса...», «Там, где капустные грядки...», «Поет зима – аукает...», «Подражанье песне», «Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Сыплет черемуха снегом...», «Калики»..

1912 – заканчивает Спас-Клепиковскую церковно-приходскую второклассную учительскую школу и получает звание учителя школы грамоты. Готовит сборник стихов «Больные думы». Выезжает из Константинова в Москву на постоянное местожительство, поступает на работу в контору книгоиздательства «Культура» (Малая Дмитровка, 1).

1913 – работает в корректорской типографии Товарищества И. Д. Сытина. Становится слушателем первого курса историко-философского цикла академического отделения Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского.

1914 – в московском детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон» напечатано стихотворение «Береза» – первая из известных публикаций поэта. Начинает поэму «Русь».

1915 – отправляет первое письмо А. В. Ширяевцу, послужившее началом многолетнего общения двух поэтов. На общественных началах является секретарем журнала Суриковского литературно-музыкального кружка «Друг народа». Участвует в подготовке его второго номера.
март – приезжает в Петроград, встречается с А. А. Блоком на его квартире, читает свои стихи, получает рекомендательные письма к С. М. Городецкому и М. П. Мурашеву. А. А. Блок надписывет Есенину книгу своих стихов. Читает С. М. Городецкому свои стихи. Получает от него рекомендательные письма к редактору-издателю «Ежемесячного журнала» В. С. Миролюбову и секретарю журнала «Задушевное слово» С. Ф. Либровичу.
сентябрь – пишет первую автобиографию «Сергей Есенин». Участвует вместе с Н. А. Клюевым , А. М. Ремизовым, С. М. Городецким в вечере «Краса» в концертном зале Тенишевского училища (Петербург).
ноябрь – посещает А. А. Ахматову и Н. С. Гумилева в Царском Селе (ул. Малая, д. 63). Ахматова надписывает Есенину журнальный оттиск поэмы «У самого моря», Гумилев – сборник «Чужое небо».
зима 1915–1916 гг. – посещает И. Е. Репина в его имении Пенаты, читает стихи. Знакомится с художником Ю. П. Анненковым.

1916 – отпечатан тираж первой книги «Радуница» (цензурное разрешение на выпуск в свет – 30 января).
апрель – призываемому на военную службу Есенину выписано удостоверение о зачислении в Царскосельский полевой военно-санитарный поезд № 143. Читает стихи на «Вечере современной поэзии и музыки» в концертном зале Тенишевского училища вместе с А. А. Ахматовой, А. А. Блоком, Г. В. Ивановым, Н. А. Клюевым и др.
июль – читает «В багровом зареве закат шипуч и пенен...» и «Русь» на концерте для раненых воинов, устроенном в царскосельском лазарете № 17, в присутствии императрицы Александры Феодоровны и ее дочерей.
Готовит к печати книгу «Голубень» (вышла в 1918 г.).

1917 , февраль – на квартире Иванова-Разумника в Царском Селе знакомится с Андреем Белым . Вместе с другими литераторами участвует в подготовке сборников «Скифы».
май – в газете «Деле народа» – поэма «Товарищ».
июль – выходит в свет первый сборник «Скифы», напечатавший «Марфу Посадницу» и стихи под общим заголовком «Голубень»: «Осень» («Тихо в чаще можжевеля по обрыву...»), «О красном вечере задумалась дорога...», «Синее небо, цветная дуга...», «О товарищах веселых...».

1918 – пишет «Инонию». В издательстве артели художников «Сегодня» выходит книга «Исус младенец», из 1000 экземпляров которой в 125-ти иллюстрации раскрашены от руки художницей Е. И. Туровой.
февраль – в «Знамени труда» – поэма «Пришествие» с посвящением Андрею Белому.
май – в издательстве «Революционный социализм» (Пг.) выходит книга «Голубень».
август – газета «Известия Рязанского Губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов» печатает «Иорданскую голубицу».
декабрь – в издательстве МТАХС выходит книга поэм «Сельский часослов». Единогласно избирается в Московский профессиональный союз писателей.
Пишет поэму «Небесный барабанщик».

1919 , январь – воронежский журнал «Сирена» № 4/5 публикует «О Боже, Боже, эта глубь...». В этом же номере печатается «Декларация» имажинистов, подписанная Есениным, Рюриком Ивневым, А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Б. Р. Эрдманом и Г. Б. Якуловым.
февраль – газета «Советская страна» печатает «Песнь о собаке» и «Устал я жить в родном краю...». В этом же номере помещены «Декларация» имажинистов и сообщение об организации кооперативного издательства «Имажинисты», в числе организаторов которого назван Есенин. Сообщается о подготовке к печати в этом издательстве книг поэта «Стихи» (не издавалась) и «Ключи Марии» (вышла в издательстве МТАХС). Газета помещает объявление издательства «Имажинисты» о том, что печатаются коллективные сборники «Имажинисты» и «Плавильня слов».
«Советская страна» печатает поэму «Пантократор» с посвящением Рюрику Ивневу .
июль – участвует в вечере «4 слона имажинизма» на эстраде-столовой Всероссийского союза поэтов. Киевский журнал «Красный офицер» № 3 печатает фрагмент поэмы «Небесный барабанщик».
ноябрь – выходит из печати книга «Ключи Марии» с посвящением А. Б. Мариенгофу.
декабрь – выходит коллективный сборник имажинистов «Конница бурь» [№ 1] с поэмой «Небесный барабанщик», посвященной Л. Н. Старку.

1920 – под маркой издательства «Злак» выходит книга «Трерядница».
июль–сентябрь – совершает поездку на Кавказ.
декабрь – в издательстве «Имажинисты» выходит книга «Радуница».

1921 , январь – в книгоиздательстве «Имажинисты» выходит книга «Исповедь хулигана». В коллективном сборнике имажинистов «Золотой кипяток» – «Исповедь хулигана».
февраль – в книгоиздательстве «Имажинисты» выходит книга «Трерядница». В коллективном сборнике имажинистов «Звездный бык» – «Песнь о хлебе».
апрель–июнь – поездка в Туркестан.
июль – читает «Пугачева» на литературном вечере в Доме печати.
октябрь – знакомство с Айседорой Дункан , приехавшей в Россию по приглашению советского правительства.
декабрь – в петроградском издательстве «Эльзевир» выходит отдельным изданием поэма «Пугачев».

1922 – «Пугачев» назван В. Э. Мейерхольдом среди пьес, намеченных к постановке в театре, в письме, направленном в коллегию Наркомпроса и в Главполитпросвет.
май – конец года – вместе с А. Дункан выезжает в турне за границу. В Германии встречается с М. Горьким и дарит ему свою книгу «Пугачев» (М.: Имажинисты, 1922). Франция, Америка.

1923 – Америка, Франция, Германия.
июнь – в Берлине выходит книга «Стихи скандалиста».
август – возвращение из заграничного турне в Москву. Читает друзьям и знакомым ранний вариант поэмы «Черный человек».
сентябрь – пишет «Заметался пожар голубой...» и «Ты такая ж простая, как все...» – первые стихотворения цикла «Любовь хулигана» , посвященного А. Л. Миклашевской.

1924 , февраль – «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (№ 3) печатает «Я усталым таким еще не был...», «Мне осталась одна забава...», «Да! Теперь решено. Без возврата...» под общим заголовком «Москва кабацкая».
март – апрель – пишет стихотворение «Письмо матери».
апрель – май – «Красная новь» печатает «Годы молодые с забубенной славой...» и «Письмо матери».
июнь – выезжает неоднократно вместе с ленинградскими поэтами-имажинистами, В. А. Рождественским, Иваном Приблудным в Детское Село, где выступает с чтением стихов в санатории научных работников и в Ратной палате Федоровского городка.
июль – выступает с чтением стихов в Сестрорецке на вечере в Курзале, организованном Ленинградским отделением Всероссийского союза писателей. В Ленинграде выходит книга «Москва кабацкая». август – «Правда» публикует «Письмо в редакцию» Есенина и И. В. Грузинова о роспуске группы имажинистов.
сентябрь – конец года – поездка на Кавказ. Присутствует на литературном вечере-диспуте «Суд над футуристами», состоявшемся в Батумском театре. В Баку выходит книга «Русь советская». (См. воспоминания литературоведа В.А. Мануйлова о пребывании Есенина в Баку на сайте "Жизнь и творчество В.А. Мануйлова")

1925 – в тифлисском издательстве «Советский Кавказ» выходит книга «Страна советская».
март , 1-е – возвращение в Москву. Журнал «Город и деревня» печатает строки 1-123 поэмы «Мой путь». Читает «Анну Снегину» и стихи из цикла «Персидские мотивы» на собрании литературной группы «Перевал» в Доме Герцена.
март , 27-е – май поездка в Баку.
май – в Госиздате выходит книга «Березовый ситец».
июнь – подписывает договор с Госиздатом на издание «Собрания стихотворений» в трех томах. октябрь – получает членский билет Всероссийского союза писателей.
декабрь , 24–27 – живет в Ленинграде в гостинице «Англетер». Встречается с Н. А. Клюевым, Г. Ф. Устиновым, Иваном Приблудным, В. И. Эрлихом, И. И. Садофьевым, Н. Н. Никитиным и другими литераторами.
в ночь с 27 на 28. – трагическая смерть Сергея Александровича Есенина.

Николай Васильевич Гоголь создовал необычайные произведения, которые вызывали множество разногласий, споров, поводов для раздумий. Особо явное отражение российской действительности 19 века показано в романе «Мертвые души», работа над которым началась в 1835 году. Сюжет прекрасного творения был подсказан знаменитым писателем Александром Сергеевичем Пушкиным, что не являлся безразличным к творчеству Гоголя. Работа над произведением продолжалась 17 лет, ибо каждая мелочь и любая деталь продумывалась писателем до последнего, тщательно.

Изначально предполагалось, что роман будет юмористическим, однако путем раздумий и глубоких размышлений, Николай Васильевич решил затронуть глобальные проблемы жизни людей в равнодушном мире. Обозначая жанром произведения поэму, Гоголь посчитал лучшим вариантом разделить её на три части, где в первой желал изобразить отрицательные качества современного общества, во второй же – это самореализация личности, пути ее исправления, а в третьей – жизнь персонажей, что поменяли судьбу в правильную сторону.

Первая часть заняла у писателя по времени ровно 7 лет, начало было положено в России, однако впоследствии продолжилось за границей. Уделял творению довольно большое время, ибо хотел, чтобы все было безупречно. К печати часть была уже готова в 1841 году, но, к сожалению, не сумела пройти цензуры. Процесс издания произошел лишь со второго раза, с тем учетом, что помогли Гоголю в этом друзья, имеющие влиятельное положение. Но печаталось творение с некими оговорками: Николай Васильевич обязан был поменять название на «Похождения Чичикова или Мертвые души», внести некоторые коррективы, исключить повести «о капитане Копейкине». Но писатель согласился лишь на то, чтобы изменить текст, а не удалить его из поэмы. Так и вышла в печать первая часть в 1842 году.

После издания работы произошел шквал критики. Судьи, чиновники, прочие люди верховного статуса были категорически против того, чтобы принимать произведение, ибо считали, что Гоголь показал Россию не такой, какой она является на самом деле. Они утверждали, что родина вырисована Николаем Васильевичем суровой, серой, негативной. Были разногласия по поводу мертвой души, что писал Гоголь в романе. Бездумные люди говорили, что душа бессмертна и то, о чем толкует писатель, это полная чушь, несуразица. Становится ясно, что до великого Гоголя по уму им слишком далеко.

Примечательно то, что друзья и коллеги считали, как глубоко и точно поднял вечные проблемы Николай Васильевич, ибо то, что изображено в поэме, просто потрясает своей действительностью, суровостью, правдой.

Критика со стороны людей Гоголя задевала серьезно, но это не помешало продолжать ему работу над романом. Вторую главу писал до самой смерти, так и не докончив ее. Николаю Васильевичу произведение казалось неидеальным, несовершенным. Ровно за девять дней до своей кончины собственные рукописи Гоголь отправил в костер, это был чистовой вариант. На сегодняшнее время остались уцелевшими некоторые главы, по количеству их составляет пять, сейчас в наши дни они воспринимаются отдельным самостоятельным произведением. Как видно, осуществление третье части романа не произошло, это осталось лишь задумкой, которую Гоголь не успел воплотить в жизнь.

Таким образом, Николай Васильевич Гоголь считается непревзойденным писателем, ибо смог преподнести все насущные проблемы в своем творчестве.

Его многолетник труды неоценимы, после прочтения остается множество вопросов. Собственную точку зрения удалось изложить в романе «Мертвые души», который сейчас является шедевром мировой литературы. Пускай Гоголь не успел докончить третью часть, зато он оставил читателям то, за что стоит хвататься руками и ногами, над чем желательно задуматься и поразмышлять. Николай Васильевич ничего бы зря не поместил в поэму, ибо слишком заботился о ее процессе написания. Все детали продуманы до мелочей. Поэтому произведение и представляет необычайную ценность!

Вариант 2

Николай Гоголь начал работать над созданием поэмы «Мертвые души» с 1835 года. Свое творение автор закончил только к концу собственной жизни. Вначале автор планировал создать произведение в 3 томах. Главную идею книги Гоголь взял у Пушкина. Автор писал поэму на родине, в Италии и Швейцарии, также во Франции. Первая часть книги писатель закончил в 1842 году. Этот том Гоголь назвал «Приключения Чичикова или Мертвые души». В следующем томе писатель намеревался изобразить меняющуюся Русь и людей. В этом томе Чичиков пытался исправить помещиков. В третьем томе автор хотел описать измененную Россию.

В наименовании книги отображается основная мысль поэмы. При буквальном значении, читатели понимают суть обмана Чичикова. Герой занимался приобретением душ усопших крестьян. Поэма имеет более глубокое значение. Вначале автор задумал сочинить поэму по произведению «Божественная комедия» от Данте. Гоголь замыслил, что персонажи проходят круги чистилища и ада. В конце произведения герои должны вознестись и заново воскреснуть.

Гоголь не смог воплотить собственный замысел. Гоголь смог завершить только первую часть. В 1840 году автор написал несколько вариантов второго тома. По непонятным причинам автор сам уничтожил вторую часть книги. У поэмы есть только черновых рукописей второй части.

Писатель в своем творений выделяет бездушность и безжалостность персонажей. Собакевич был очень бездушным как Кощей бессмертный. Кроме него все городские чиновники, изображенные в книге, не имели душ. В начале книги описано активное и интересное существование жителей города. В книге мертвая душа – это простое явление. Для персонажей человеческая душа считается отличительной чертой живого человека.

Название произведения тесно связано с символикой уездного городка N. А город K изображал всю страну. Автор хотел показать, что в России наступил упадок и то, что души жителей угасли. Гоголь показал всю подлость существования падшего городка. В одном из выступлений читая имена усопших, Чичиков оживляет их в собственной фантазии. В поэме живыми душами являются Плюшкин и Чичиков. Образ Плюшкина различается от других героев. В 6 главе автор дал полное описание сада Плюшкина. Сад – это сравнение души Плюшкина.

Мир, описанный в «Мертвых душах» считается совершенной противоположностью настоящего мира. С « мертвыми душами» связано социальное направление творения. Замысел Чичикова невыполнима и в то же время проста.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика Бобчинского и Добчинского сравнительная характеристика образов

    Итак, Бобчинский и Добчинский. Наверное, все читатели, произносят эти имена безраздельно, как неразрывные понятия, - и это логически объясняется

  • Анализ рассказа Горького Бывшие люди

    Произведение «Бывшие люди» появилось в свет в 1897 году. Основой для написания данного очерка была жизненная ситуация, которая заставила молодого Горького жить в ночлежке. Автор передает читателю жизнь людей «бывших людей»

  • Юмор и веселье - составная часть жизни каждого из нас. Но не все люди весёлые, кто-то ходит грустным, кто-то мечтательным или расстроенным. Кто такой весёлый человек? Какие качества ему присущи, каковы черты

  • Елизавета Мерцалова в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение

    Трогательный рассказ Куприна «Чудесный доктор» заставляет читателя окунуться в мрачную атмосферу нищеты, где жизнь познаётся совершенно в других красках. В центре рассказа семья Мерцаловых, которая живёт в подвале среди грязи

  • Образ и характеристика Штольца в романе Обломов Гончарова сочинение

    Андрей Штольц - один из центральных персонажей в известном романе И.А.Гончарова «Обломов». Внимательный читатель сразу догадается, что Штольц является противоположностью своего лучшего друга