Мир художественной культуры просвещения таблица. Мир художественной культуры просвещения
Автор: Боряев Артем, ученик 7б классаМБУ лицея №19 г.Тольятти
Литература
В любом литературном произведении эпохи Просвещениясоблюдается три условия: занимательность сюжета,
поучительность и иносказательный характер
повествования.
Появился новый жанр романа - эпос частной жизни
отдельного человека. Человек интересует сам по себе, вне
его общественного положения
Расцвет жанра социально-бытового нравоучительного
романа воспитания.
Становление героя, который много ошибается, но всё же
делает выбор в пользу добра. Вера в человеческие силы.
Способность принимать ответственные решения и
добиваться поставленных целей
Первостепенная роль в восприятии мира отводится к
ощущениям.
Даниэль Дефо (1660-1731)
Талантливый английский писатель,публицист и издатель, написал более 500
книг, памфлетов и журналов на разные
темы (политика, экономика, криминал,
религия, брак, психология, и др.)
Основателей английского романа и
экономической журналистики
Руководитель разведслужб Британии
Самая высокая степень
Делец с авантюристической жилкой
человеческой мудрости - это умение
приспособиться к обстоятельствам
Сидел в тюрьме и был у позорного
и сохранять спокойствие вопреки
внешним грозам.
столба за панфлет- издёвку над церковью
Пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал
в защиту веротерпимости, свободы вероисповедания и
свободы слова.
Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Бессмертный роман в 3 частях(успех имела только 1часть),
написан как вымышленная
автобиография, моряка из Йорка,
который, после крушения судна,
провёл 28 лет на необитаемом
острове, где столкнулся с
различными трудностями и
опасностями. События записаны в
форме воспоминаний и создают
реалистичную картину.
Главная идея романа: «Человек может всё»
Джонатан Свифт (1667-1745)
Англо-ирландский писательсатирик, публицист, поэт, философ иобщественный деятель.
Декан собора Святого Патрика
Защитник прав простых ирландцев
Критически относился ко многие
идеалам просветителей, видел, что
их благородные идеи не изменили
людей, не искоренили пороки, а
буржуазное общество далеко от
совершенства.
Роман «Путешествий Гулливера»
«Путешествия Гулливера» -высшее достижение Свифта,
Подобно всем подлинным
сатирикам, Свифт – прежде всего
моралист, обличающий порочность
и глупость рода человеческого во
имя добродетели и здравого смысла.
Свифта раздражало буржуазное
благополучие, отсюда и
назидательность, нравоучительный
характер его произведений.
Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)
Знаменитый французский драматург ипублицист.
В своих произведениях Бомарше
высмеивает:
Боролся со всеми формами угнетения,
несправедливости, тирании.
Доказывал насколько устарело и
несправедливо французское
Все выдающиеся люди
выходят из третьего сословия…»
судопроизводство
Обличал весь общественный строй, сословные
привилегии, законы, режим абсолютной монархии.
Его личный протест носил социальный характер
Афоризмы из произведений
Глупость и тщеславие - неразлучные подруги.Жить - это бороться; бороться - это жить
А что, если я лучше своей репутации?
Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.
Он честен ровно настолько, чтобы не быть повешенным.
Что такое дворянин? Это человек, который дал себе лишь
труд родиться.
Прежде я говорил вам все, а теперь я ничего от вас не
скрываю.
По моему разумению, если начальство не делает нам зла,
то это уже немалое благо.
Пить, когда никакой жажды нет, и во всякое время
заниматься любовью - только этим мы и отличаемся от
других животных.Лучшие произведения
Безумный день, или
Женитьба Фигаро
Шедевр сценического
Севильский
цирюльник
Обвинительный
акт против
общества и
его устоев.
искусства.
Общественный
политическим акт
Людовика XVI сказал: «Если
быть последовательным, то,
чтобы допустить
постановку этой пьесы,
нужно разрушить Бастилию.
Этот человек глумится над
всем, что должно уважать в
государстве».
Преступная мать, или
Второй Тартюф
Высмеял аристократию и
развенчал ее, противопоставив
ей образ человека из народа,
который уже чувствует свою
силу и требует уважения к себе,
к своему достоинству
9
Фридрих Шиллер (1759-1805)
Немецкий поэт, философ,историк, теоретик искусства и
драматург, представитель
романтического направления в
литературе, профессор истории
и военный врач
Вошел в историю мировой
литературы как пламенный
защитник человеческой
личности.
Лучшие произведения
1781- «Разбойники».1784 - «Коварство и любовь»
1799 - драматическая
трилогия «Валленштейн»
1800 - «Мария Стюарт»
1801 - «Орлеанская дева»
1804- «Вильгельм Телль»
Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)
Немецкий поэт, основоположникнемецкой литературы Нового времени,
мыслитель и естествоиспытатель.
Лидер литературного бунта против
принципов теоретиков Просвещения.
Устроитель балов, маскарадов,
розыгрышей, любительских спектаклей,
охот и пикников, попечитель парков,
архитектурных памятников и музеев
Член герцогского Тайного совета
Государственный министром (ведал прокладкой дорог,
набором рекрутов, государственными финансами,
общественными работами, горнорудными проектами)
Лучшие произведения
Трагедия «Фауст»Знаменитая трагедия,
классика поэтического жанра
Рассказывает о судьбе
Фауста, который влачит
пессимистическое
существование и глубоко
разочарован в жизни.
Потерявший всякий смысл
жизни Фауст продает душу
ради вкушения плодов мирских
удовольствий.
… Жизни годы
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!
Живопись
Для живописи первой половины XVIII в.характерна стилизация под греческое искусство,
внесла в художественную палитру героизацию и
некоторое романтизм
Сюжеты - только любовные, эротические
Любимые герои - нимфы, вакханки, Дианы.
Венеры, осуществляющих свои бесконечные
"триумфы" и "туалеты"
Стили: барокко, классицизм, рококо,
сентиментализм
Франсуа Буше (1703-1770)
Один из самых ярких художников рококоГлавная тема творчества: удовольствие,
наслаждение прелестями жизни, ее
идиллическое восприятие
Академик, профессор, директором
Академии.
Иллюстратор, оформитель театральных
постановок, декоратор королевских
дворцов, первый живописец короля
Отразил вкусы и настроения эпохи Людовика XV
Его произведения полны света и воздуха, чувственности и
легкой загадочной иронии, наполнены ощущением неги и
наслаждения.Пейзаж в окрестностях Бове
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник в мастерской.
АвтопортретМадам Помпадур
Старая Пинакотека, МюнхенТриумф Венеры
Национальный музей, Стокгольм
Антуан Ватто (1684-1721)
Французский живописец и рисовальщик,основоположник и крупнейший мастер
стиля рококо
Главная тема: «галантные празднества»,
мир поэтических мечтаний, балов и
маскарадов.
Лучшие произведения:
«Савояр с сурком», Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Праздник любви», «Общество в парке», Дрезден
«Бивак», Государственный музей изобразительных искусств, Москва
«Затруднительное предложение»,
«Капризница», Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Меццетен», Метрополитен-музей
«Паломничество на остров Киферу», «Жиль», Лувр, Париж
«Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», Картинная галерея, Берлин-Далем.Затруднительное положение
Танец
Радости жизниОтдых на охоте
Венецианский праздник
Уильям Хогарт (1697 – 1764)
Английский художник, основатель икрупный представитель национальной
школы живописи, иллюстратор, автор
сатирических гравюр, открыватель
новых жанров в живописи и графике.
Многие свои произведения художник,
испытавший на себе влияние идей
философов Просвещения, подчинил
задаче воспитания с помощью
художественного творчества
нравственного начала в человеке и
искоренения пороков.Модный брак.
Заключение брачного контракта
The fishing party
Дети ГрэхэмАвтопортрет с собачкой
Галерея Тейт, Лондон
Девушка с креветками
Национальная галерея, Лондон
Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779)
Французский живописецМастер натюрморта и жанровых
композиций, советник и казначей
Академии художеств
Главная тема его работ
повседневная домашняя жизнь
парижских обывателей, переданная
в спокойной, задушевной,
реалистической манере.С рынка
Лувр, Париж
Кухарка
Национальная галерея искусств,
ВашингтонПрачка
Серебряный кубок
Натюрморт с атрибутами
искусств
Прачка
Жак Оноре Фрагонар (1732-1806)
Французский художник, яркийпредставитель рококо.
Тонкий колорит, остроумная
образность и лёгкое,
непринуждённое письмо придают
его работам неотразимую
живость; при этом даже самые
эротические сюжеты никогда не
кажутся вульгарными"Поцелуй украдкой.
Девушка с суркомКачели
Читающая молодая женщина
Жан Батист Грёз (1725-1805)
Знаменитый французскийживописец-жанрист и портретист
В жанре семейного быта ему нет
равных во французской живописи.
Хотя картинные сцены банальны,
сентиментальны и театральны, но
фигуры на них сгруппированы
в совершенстве
Его портреты полны сходства,
жизни, выразительности, чувства.
Женские головки хотя и носят
печать слишком искусственной,
преувеличенной выразительности,
но они необыкновенно грациозны.Портрет мальчика
Маленький мальчикГитарист
Балованное дитя
Отцовское проклятие
Лувр, Париж
Жан-Антуан Гудон (1741-1828)
Французский скульптор,выдающийся мастер
психологического портрета
Умел передать характер своей
модели посредством тщательно
выбранной позы, экспрессивного
выражения лица и прямолинейного
взгляда. Для большей
непосредственности впечатления
отказывался от тщательной отделки
статуй, сохраняя следы своего резца
Среди характерных деталей его
скульптурных портретов - красивые
и эффектные складки одежды.Вольтер
Б.Франклин
В мастерской скульптора
Портрет жены
Жан Жак Руссо
Рейнольдс Джошуа (1723-1792)
Английский исторический ипортретный живописец
Теоретик искусства
Первый президент Королевской
академии художеств
Член лондонского королевского
общества.
Член Общества дилетантов,
созданного с целью изучения
античного искусства.
де Бофор
Возвращение крестьян с рынка
Портрет Джорджианы,
герцогини Девонширской Музыка
В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет
музыкального искусства.
Опера становится синтетическим искусством,
соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное
драматическое действие.
На высшую ступень классического искусства вышла
инструментальную музыку.
Расцвет комической оперы. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Величайший гений мирового
музыкального искусства
Обладатель феноменального
музыкального слуха, памятью и
способностью к импровизации
Во всех музыкальных формах своего
времени достиг наивысшего успеха
(симфония, концерт, дивертисмент и
квартет, опера и месса, соната и трио).
Создателем более 600 произведений
Серенада №13 Творчество Моцарта явилось высшим
выражением прогрессивных достижений
музыкальной культуры его времени. Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)
Австрийский композитор
Представитель венской
классической школы
Один из основоположников
симфонического жанра и
струнный квартет.
Его музыкальное наследие
включает более 100 крупных
произведений и сотни небольших
работ.
Серенада Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Немецкий композитор,
представитель эпохи барокко
Органист-виртуоз
Музыкальный педагог
Написал более 1000 произведений
При жизни его произведения
казались светскому обществу
слишком серьёзными, а церковь
отвергала их из-за недостаточно
богобоязненного характера
Токката и фуга ре минор Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Лунная соната
Немецкий композитор и пианист
Представитель «венской
классической школы»
Писал во всех жанрах, включая
оперу, музыку к спектаклям,
хоровые сочинения
Самым значительным в его
наследии считаются
инструментальные произведения:
фортепианные, скрипичные и
виолончельные сонаты, концерты
для фортепиано, для скрипки,
квартеты, увертюры, симфонии.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Культура Просвещения
Даниель Дефо Английский писатель 1660 – 1731 Автор романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Робинзон Крузо Робинзон оказался на необитаемом острове после кораблекрушения Он прожил там 24 года, приручил животных, выращивал растения и спас человека, которого назвал Пятницей
Джонатан Свифт Ирландский священник 1667 – 1745 Автор «Путешествия Гулливера»
Гулливер Произведение было написано как пародия на произведения просветителей Страна лилипутов и великанов – карикатура на Англию XVIII в.
Пьер Бомарше Французский драматург 1732 – 1799 Автор «Женитьбы Фигаро»
«Женитьба Фигаро» Герой – обаятельный, ловкий слуга В пьесе высмеиваются недостатки аристократии
Фридрих Шиллер Немецкий драматург 1759 – 1805 Герои его произведений – борцы с тиранией и коварством власти
Пьесы Шиллера «Разбойники» «Коварство и любовь» «Мария Стюарт»
Иоганн Фольфганг Гёте Немецкий драматург 1749 – 1832 Автор драмы «Фауст», которая была создана за 60 лет
«Фауст» Главный герой – врач, алхимик Фауст, живший в XVI в. Фауст заключил сделку с Мефистофелем (дьяволом), чтобы стать свободным
Франсуа Буше Французский живописец 1703 – 1770 Изящные картины художника украшали интерьеры господ во времена Людовика XV
Антуанн Ватто 1684 – 1721 Работы посвящены праздникам и развлечениям королевского двора Картины наполнены чувствами, переживаниями
«Затруднительное предложение»
«Радости бала»
Симеон Шарден Французский художник 1699 – 1779 Его картины посвящены простым людям, их повседневным работам «Возвращение с рынка»
«Натюрморт с атрибутами искусств»
Жак Луи Давид Французский художник 1748 – 1825 В своем творчестве он обращался к историческим, античным сюжетам
«Клятва Горациев»
Иоганн Себастьян Бах Немецкий композитор 1685 – 1750 Произведения посвящены библейским сюжетам
«Страсти по Матфею» Произведение рассказывает о последних днях Иисуса, его страданиях, жертве во имя людей
Вольфганг Амадей Моцарт Австрийский композитор 1756 – 1791 В 12 лет написал первую оперу, а в 14 – стал академиком
«Реквием» (покой) Последнее произведение автора «Реквием» был заказан неизвестным человеком в память о своей жене, но Моцарту казалось, что он писал для себя
Симфония № 6 и Лунная соната
Людвиг ван Бетховен 1770 – 1828 Известный композитор, который продолжал создавать прекрасное, несмотря на тяжелую болезнь Симфония «Героическая» посвящена революциям 18 в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...
Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.
«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...
Презкнтация по МХК 10 класс: "Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума" 1, 2 часть
Эпоха Просвещения - - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали...
ТЕМА: Мир художественной культуры Просвещения.
Цель урока: знакомство с великими писателями, музыкантами, художниками Европы эпохи Просвещения.
Задачи урока:
Закрепить мировоззренческие установки эпохи Просвещения;
Формировать и развивать умение работать с различными информационными источниками, использовать их при подготовке ответов на вопросы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Педагогическая технология: технология проблемного обучения, кластер, групповая работа.
Планируемые результаты
Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; проявляют способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.Умеют самостоятельно определять цели и составлять планы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность, использовать различные ресурсы для достижения целей.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь своим соседям по группе, гостям, теперь садитесь и пожелайте своим одноклассникам успешной работы.
II . Этап мотивации.
XVIII век, историю которого мы начали изучать, историки назвали эпохой Просвещения и временем преобразований. На прошлом уроке мы говорили о переменах в обществе, которые были предупреждены мыслителями-вольнодумцами, впоследствии названных просветителями.
А теперь вспомните, кого называли просветителями? ( Просветитель - человек, занимающийся , распространением знаний)
- Назовите имя одного из просветителей?
Тему нашего сегодняшнего урока вам помогут определить три подсказки.
И первую подсказку даст нам Ершова Арина. (Стихотворение Пушкина «О сколько нам открытий чудных»+музыка)
Вторая подсказка: слайд с портретом Моцарта.
Третья: слайд с картиной.
Исходя из этого, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Дети формулируют тему урока и ставят задачи.
III. Изучение нового материала.
Групповая работа с различными источниками информации. Заполнить кластер «Деятели Просвещения». Каждая группа выполняет задание, по истечении 13 минут представляет отчет о проделанной работе.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Каждая группа представляет своего деятеля, остальные заполняют по нему табличку.
Взаимооценка:
- Исходя из того, что нужно было сделать в заданиях, как вы считаете вам удалось получить результат?
- Вы справились с поставленной задачей полностью?
Физкультминутка
(Да – хлопаем, нет – встаем и объясняем, почему нет)
В Англии во время буржуазной революции существовало два движения протеста – левеллеры и диггеры (да)
Случалось так, что солдаты силой сгоняли диггеров с земли и сжигали их дома (да)
В ряды левеллеров – уравнителей – вступали в основном крестьяне (нет)
Оливер Кромвель - это предводитель диггеров (нет)
Установившаяся в Англии церковь стала называться англиканской (да).
В Англии возникли две партии – тори и виги (да)
Реформация не была одной из причин тридцатилетней войны, так как между католиками и протестантами не было противоречий (нет)
Одной из причин тридцатилетней войны стал раздел колоний (да)
Испанский король выступал за независимость национальных государств (нет)
В тридцатилетней войне участвовали не отдельные государства, а коалиции государств (да)
IV. Работа с таблицей. Закрепление.
Обмен таблицами и заполнение (дети составляют пару, затем меняются партнерами, 2 минуты на каждую пару).
Давайте послушаем сообщения о еще двух деятелях эпохи Просвещения (опережающее задание).
Проверка д\з « Мыслители Эпохи Просвещения»
Задание: Соедини, ответ запиши в таблицу
Мыслители Эпохи ПросвещенияСтрана, где родился
Его идеи
1 . Вольтер
1 . Англия
1 . Феодальный порядок нарушает права личной свободы и частной собственности
2 .Монтескье
2 . Швейцария
2 .Главный источник благосостояния народа - труд
Смит
3 .Франция
3 .Не допускайте ни богачей, ни нищих»
4 .Тюрго
4 .Разделение властей на исполнительную, судебную, законодательную
Руссо
5. Король должен быть просвещенным. Менять.общественный порядок можно мирным путем
Правильный ответ: Мыслители Эпохи ПросвещенияСтрана, где родился
Его идеи
Тестовое задание
2.А втор романа «Путешествие Гулливера»:
А)Даниель Дефо Б)Джонатан Свифт В)Жан-Жак Руссо
3.Жан Батист – это
А)художник Б)композитор В)писатель
А) Моцарт Б)Бах В) Бетховен
5.Кто написал картину «Девушка с креветками»:
А)Хогарт Б) Батист В) Ватто
Обмен карточками и взаимопроверка.
V . Рефлексия.
Какая цель и задачи стояли перед нами в начале урока?
Смогли ли вы их достичь?
- Теперь давайте вернемся к нашей проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Удалось ли нам узнать о деятелях эпохи Просвещения?
- Скажите, чтобы вы хотели узнать об эпохе Просвещения в дальнейшем?
Выставление отметок.
- Исходя из своего уровня успешности, определите отметку, которую вы можете себе поставить.
Обведите на листочке свою левую руку. На каждом пальце записываем: «Я понял...», «Я не понял...», «Мне понравилось...», «Мне не понравилось...», на большом пальце оценка, которую вы себе ставите за урок, на ладони «Мое настроение» (рисуем смайлик).
VI . Домашнее задание (на доске)
Параграф 20, таблица. Подготовить сообщения об одном из просветителей 17–18 вв.
Разделы: История и обществознание
Планируемые результаты изучения материала:
Ученики узнают, что 18 век - страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просветителей.
Развитие умений учащихся:
Знакомство с художественной культурой позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала, осознать преемственные связи культур Возрождения и Просвещения.
Погружение в мир искусства способствуют формированию навыков, необходимых грамотному зрителю, читателю, слушателю
Методы обучения : иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый методы
Формы организации учебной деятельности : объяснения, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий, обмен впечатлениями.
Вид урока: комбинированный
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1-3)
2. Проверка домашнего задания проходит методом беседы с учащимися
Вопросы для беседы (слайд 4)
- Подумайте, существуют ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов 15-16 вв и просветителей 18 века. Если существуют, то укажите, какие?
- Подумайте, что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами?
- Руссо писал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих» Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему?
3. Подготовка к восприятию нового .
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок - виртуальная экскурсия в 18 век, который часто называют галантным. В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками.
Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником?
А помогут нам познакомиться с выдающимися представителями искусства эксперты в области литературы, живописи и музыки.
4. Основное содержание урока
По ходу экскурсии вы должны заполнить таблицу (слайд 5)
План урока – (слайд 6)
- Гуманисты и просветители
- Необыкновенные приключения Робинзона и Гулливера
- Школа и кафедра Просвещения
- Маркизы, прачки и античные герои
- Опероподобные сочинения кантора Баха
- Имя тебе – Моцарт
- Мятежный композитор
Итак, представляю вам первого экскурсовода- учителя русского языка и литературы- Габерман С.В. (учитель излагает материал в объеме учебника, опирается на уже изученный учащимися материал, в конце предлагает вопросы для проверки первичного усвоения)(слайды 7-12)
Вопросы викторины:
- Какой роман был написан для взрослых, а в наше время стал детской литературой? («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». )
- Какой роман стал пародией на английскую конституционную монархию? («Путешествия Гулливера».)
- Какое произведение Гете создает 60 лет? «(Фауст»)
- О каком произведении Людовик 16-й сказал «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену!» («Женитьба Фигаро».)
- Назовите произведение Ф.Шиллера, где юные влюбленные «ценою смерти отстаивают свою любовь»? («Коварство и любовь»)
Галантный век нельзя представить без великолепных живописных полотен. Учитель изобразительного искусства Бочанова Т.М. познакомит вас с ними. (слайд 13-19)
Материал для рассказа учителя – в объеме учебника.
Три великих композитора определили музыкальный стиль 18 века. С ними вас познакомит Нельмаер Л.Э., учитель истории. (слайд 20- 23)
(Экскурс в объеме учебника, сопровождается короткими музыкальными вставками)
И.С.Бах – «Страсти по Матфею»
В.А.Моцарт – симфония № 40
Л.В.Бетховен – соната №14 «Лунная» или другими
Проверка выполнения таблицы (если таблица выполнена не в полном объеме - доделать дома)
5. Закрепление
Обращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.
Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником и почему?(ответы учащихся).
Подведем итог.(слайд 24)
- 18 век - яркая страница истории мировой культуры,
- Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы.
- Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды.
- Идеальный герой просветителей - человек способный на подвиг, самопожертвование.
6. Домашнее задание п.20 доделать таблицу.
Остальные задания на выбор (слайд 25-26)
- В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог:
«Розина: Вечно вы браните наш бедный век.
Бартоло: Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?»
Что бы вы ответили персонажу комедии, что оставил в наследство человечеству век Просвещения? - Решить кроссворд
- Составить викторину по теме «Эпоха Просвещения. - стремление к царству разума»
7. Подведение итогов урока.
Область культуры: изобразительное искусство
Деятель: Джотто (Италия)
Произведения: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», расписной крест, «Распятие», «Успение Марии». Чаще всего создавал фрески.
Идеи: первым стал показывать в работах глубину пространства, превратив плоское двухмерное изображение в трехмерное. Таким образом, он преодолел каноны иконописи, в которых тогда рисовали абсолютно все художники.
Деятель: Донателло (Италия)
Произведения: скульптуры - св. Георгий, св. Марк, Мария Магдалина, Иоанн Креститель, Юдифь и Олоферн.
Идеи: великолепно умел изображать эмоции в пластике скульптуры и движения тел. Идеи христианские.
Деятель: Леонардо да Винчи (Италия)
Произведения: «Джоконда», «Мадонна Бенуа», «Мадонна с младенцем», «Благовещение», «Тайная вечеря»
Идеи: создал новую, не условно-раскрашенную, а реалистично изображавшую действительность живопись.
Деятель: Ботичелли Сандро (Италия)
Произведения: «Портрет Данте», «Мадонна с младенцем», «Мистическое распятие», «Венера и Марс», «Оплакивание Христа»
Идеи: изображал красоту человеческого лица и тела, радость жизни. Часто обращался к античным сюжетам как к «золотому веку» культуры Европы.
Деятель: Санти Рафаэль (Италия)
Произведения: «Сикстинская мадонна», «Святое семейство», «Мадонна Альба», «Преображение».
Идеи: изображение радости жизни, очарования природы, красоты и совершенства человеческого тела, прелести здоровья в противовес аскетизму и болезненному идеалу средних веков.
Деятель: Микеланджело Буонаротти (Италия)
Произведения: Сикстинская капелла (роспись), скульптуры «Давид», «Пьета», «Бахус»
Идеи: прорыв в изображении человеческого тела, его пластики, сложности движений, объемов.
Деятель: Дюрер Альбрехт (Германия)
Произведения: автопортрет, Дрезденский алтарь, «Семь скорбей», «Девушка с распущенными волосами», «Поклонение волхвов», «Заяц», «Святой Иероним в пустыне»
Идеи: один из «отцов» жанра автопортрет. Мастер сложных ракурсов. Идеи христианства. Еще один мастер Возрождения, преодолевший «плоский» стиль иконописи.
Область культуры: литература
Деятель: Вильям Шекспир (Англия)
Произведения: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Отелло», «Укрощение строптивой»
Идеи: Идея справедливости судьбы и воздаяния за поступки. Идея высшей ценности любви и человеческих чувств по сравнению с нормами и правилами общества. Борьба против предрассудков общества. Дал начало современному литературному английскому языку.
Деятель: Рабле Франсуа (Франция)
Произведения: «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Идеи: сатира, антицерковные идеи, пропаганда науки и просвещения, гармоничного физического и умственного развития личности.
Деятель: Данте Алигьери (Италия)
Произведения: «Божественная комедия»
Идеи: гуманизм, беспредельная вера в силу творчества, преобразующего мир. Проповедовал всеобщую любовь, миролюбие и гармонию.
Деятель: Франческо Петрарка (Италия)
Произведения: сонеты
Идеи: воспевает возвышенную любовь (лично его возлюбленной была донна Лаура), нападает на духовенство, критикует разврат и праздную жизнь. Защищает ценность творчества для человека. Первый гуманист в Европе.
Область культуры: философия
Деятель: Томас Мор (Англия)
Произведения: «Утопия», роман
Идеи: отстаивал католицизм, гуманизм, спорил с атеистами, выступал против смертной казни, против частной собственности, против власти богатых и за равноправие женщин.
Деятель: Николло Макиавелли (Италия)
Произведения: трактат «Государь»
Идеи: изучение политического устройства общества, отстаивал идеи республики, идею сильного лидера во главе государства, идею всеобщей воинской повинности взрослых мужчин в обществе.
Деятель: Мишель Монтень (Франция)
Произведения: эссе «Опыты»
Идеи: проповедовал терпимость, высказывался за всестороннее развитие личности. Консерватор. Скептик. Высказывался против любых идеалов, так как они сковывают природу человека и его стремление к счастью. Создал гуманную теорию воспитания детей.