Ввод в эксплуатацию ос. Существует ли срок постановки на учет основных средств и если существует, то каким нормативным актом это регламентировано (для государственных учреждений и некоммерческих организаций)


Если ликвидация происходит силами самой организации Дебет 23 (91/2) Кредит 70 (69, 68 ,10 ….) Ликвидация с помощью подрядчика Дебет 91 / 2 К 60 — учтены расходы на ликвидацию, выполненную подрядным способом. Затраты по ликвидации относятся к внереализационным расходам. Оприходование материалов, оставшихся после ликвидации ОС Дебет 10 Кредит 91 «доходы» Теперь, Вы знаете:

  • что относится к основным средствам;
  • какими проводками оформить поступление ОС;
  • каким способом начислять амортизацию;
  • с какого месяца надо начислять амортизацию;
  • как определить и утвердить срок полезного использования ОС;
  • какими проводками оформить выбытие ОС.

Проводки по вводу в эксплуатацию основных средств

Это означает, что в стоимость объекта ОС включаются, в частности (п. 8 ПБУ 6/01):

  • суммы, которые уплачиваются в соответствии с договором продавцу;
  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта ОС и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям по договору строительного подряда;
  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, госпошлина, уплачиваемые при приобретении объекта ОС;
  • вознаграждения посредническим организациям.

При приобретении объекта ОС за плату проводки по формированию его первоначальной стоимости обычно такие: Дебет счета 08 – Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Пример.

Бухгалтерские проводки по поступлении основных средств

Амортизация Процессу использования основных средств сопутствует процесс постепенного переноса их стоимости на затраты, т.е. амортизация. !!! Амортизацию начинают начислять с месяца, следующего за месяцем, в котором ОС было поставлено на учет. Например, оплатили ОС в августе, ввели в эксплуатацию в в сентябре, значит амортизацию следует начислять с октября. Есть несколько способов начисления амортизации, причем они отличаются в бухгалтерском и в налоговом учете.


Но для любого из способов начисления амортизации ОС надо знать срок полезного использования данного ОС, т.е. период, в течение которого будет начисляться амортизация.

Порядок ввода в эксплуатацию основных средств (нюансы)

Приход по первоначальной стоимости, в составе:рыночной стоимости ОС, определенной на дату их получения и сопутствующих расходов, связанные с получением (например, расходы на оценку, доставку, монтаж, консультационные услуги и т. д.). 08 98-2 Затраты на доведение имущества (ОС) до состояния, пригодного к использованию 08 23, 26, 60, 76 НДС по приобрет. имуществу (ОС) 19 60,76 Принятие к учету ОС и введение в эксплуатацию 01- субсчет «Основное средство в эксплуатации», 03 08 Амортизация по безвозмездно полученным ОС 20,23,25 02 Доход в размере амортизационных отчислений по безв. полученному ОС 98 91-1 Проводки в случае, если момент постановки на учет ОС и момент ввода его в эксплуатацию НЕ совпадают (при дарении) Учтена стоимость полученного ОС 08 98-2 Затраты на доведение имущества (ОС) до состояния, пригодного к использованию 08 23,26,60,76 НДС по приобрет.

Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств

НДС, восстановленный участником и предъявленный организации, составляет 23 000 рублей. У ООО, получившего оборудование, бухгалтерские записи будут такие (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н, Письма Минфина от 19.12.2006 № 07-05-06/302, УФНС по г. Москве от 04.07.2007 № 19-11/063175): Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Получено оборудование в качестве вклада в уставный капитал 08 75 160 000 Учтен НДС, предъявленный передающей стороной 19 83 «Добавочный капитал» 23 000 НДС принят к вычету 68, субсчет «НДС» 19 23 000 Оборудование принято к учету в составе основных средств 01 08 160 000 Объект ОС получен безвозмездно При получении объекта основных средств по договору дарения первоначальной стоимостью признается текущая рыночная стоимость имущества на дату принятия к бухучету на счет 08 (п. 10 ПБУ 6/01).

Покупка основных средств (формирование первоначальной стоимости)

В зависимости от того, каким образом они попали в организацию, в БУ отражается поступление и производятся проводки по вводу в эксплуатацию основных средств: О проводках, отражающих нюансы безвозмездной передачи ОС, читайте здесь «Безвозмездная передача основных средств - проводки». Отдельного внимания заслуживает проводка — введены в эксплуатацию основные средства, требующие монтажа. Для оприходования таких основных средств, в бухгалтерских записях используют счет 07.
Наиболее актуально его применение в фирмах, занимающихся строительством. По дебету счет отражает стоимость поступающего оборудования и расходы по его доставке. По кредиту - списывают стоимость сданного в монтаж оборудования в дебет счета 08.
Заработная плата рабочим, стоимость работ сторонней организации (если монтаж осуществлялся наемной бригадой) - эти и другие затраты по монтажу учитывают в составе капитальных вложений.

Учет поступления основных средств

  • Главная
  • Проводки
  • Учет расчетов с поставщиками при покупке ОС
  • Отражение дополнительных расходов на доведение ОС, до состояния пригодного к использованию
  • Отражение процентов по кредитам (займам), используемым на приобретение основных средств
  • Проводки, отражающие курсовые и суммовые разницы за основные средства
  • Учет регистрационных сборов, таможенных пошлин и иных аналогичных платежей
  • Ввод основного приобретенного ОС в эксплуатацию
  • Возмещение НДС

Учет расчетов с поставщиками при покупке ОС Проводки отражающие приобретение объекта основных средств позволяют, наряду с отражением задолженности перед организациями, обеспечить правильное формирование первоначальной стоимости основного средства.

Инфо

Главная → Бухгалтерские консультации → Основные средства Актуально на: 14 сентября 2017 г. Основные средства (ОС) могут поступать в организацию различными способами. От этого зависит не только порядок определения первоначальной стоимости объекта ОС, но и формируемые бухгалтерские записи.


О различных вариантах поступления объектов ОС расскажем в нашей консультации и приведем примеры соответствующих проводок. Все начинается со счета 08 Независимо от способа поступления объектов основных средств в организацию их первоначальная стоимость формируется по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». С этого счета в момент ввода объекта ОС в эксплуатацию сформированная стоимость объекта ОС списывается, т.
е.

Проводки по основным средствам

Источник информации: изготовитель, Статорганы, торговые инспекции, СМИ, независимая оценка 08 60 Затраты на приобретение имущества, которое будет учитываться в составе ОС 08 23,26,70,76 НДС по приобретенному имуществу, кот. учит. в составе ОС 19 60,76 Ввод в эксплуатацию ОС 01 (03) – субсчет «Основное средство в эксплуатации» 08 Проводки в случае, если момент постановки на учет ОС и момент ввода его в эксплуатацию НЕ совпадают (при бартере) Оприходование имущества (ОС) 08 60 Затраты на приобретение имущества, которое будет учитываться в составе ОС 08 23,26,70,76 НДС по приобретенному имуществу, кот. учит.

Бухгалтерские проводки по учету основных средств

Внимание

После того как первоначальная стоимость ОС сформирована, составляется проводка ввода в эксплуатацию ОС: Дт 01 Кт 08. Как правильно ввести ОС в эксплуатацию: документы и дата принятия к учету Для документального отражения процесса ввода в эксплуатацию основных средств предприятия могут использовать типовые бланки № ОС-1 (а, б) либо самостоятельно разрабатывать форму данного документа. При этом важно, чтобы акт содержал все необходимые реквизиты:

  • дата и номер;
  • сведения об организации, передающей ОС;
  • данные о предприятии, принимающем объект;
  • бухгалтерская информация: первоначальная стоимость, срок полезного использования и т.

д.;
  • характеристика основного средства и т. п.
  • Подробнее о составлении этого документа читайте в статье «Унифицированная форма № ОС-1 - акт о приеме-передаче ОС».
    Кроме того, несвоевременное отражение объектов в составе основных средств искажает их стоимость, в результате занижается налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций. Такое нарушение ведет к штрафам от налоговой инспекции, поэтому ввод в эксплуатацию ОС без веских причин нельзя откладывать. Как отражаются в учете ОС, которые не сразу приняты в эксплуатацию Не все ОС, поступающие в организацию сразу пригодны к использованию.

    Некоторые из них требуют монтажа и иных работ по доведению до состояния, пригодного к эксплуатации. Таким образом, может возникнуть ситуация, что ОС поступило в организацию в одном периоде, а на счете 01 отразилось позже. Чтобы у проверяющих из налоговой инспекции не возникло вопросов, необходимо документально подтвердить неготовность объекта ОС к использованию.

    Проводка при этом будет такая: Дебет счета 08 – Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» Напомним, что доходы будущих периодов будут относиться на прочие доходы по мере начисления амортизации безвозмездно полученного объекта основных средств (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н): Дебет счета 98 – Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» Например, организация получила безвозмездно станок, который планируется использовать в основном производстве. Его рыночная стоимость определена в размере 218 300 рублей. Срок полезного использования установлен равным 37 месяцев.

    Амортизация начисляется линейным способом. Отразим сказанное выше в бухгалтерском учете: Операция Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.

    Отметим, что наиболее чётко критерий определения даты принятия основного средства к учёту дан в МСФО: амортизация объекта ОС начинается с того момента, когда он становится доступен для своего использования по назначению.

    Для этого рассмотрим пошаговую инструкцию принятия основного средства к учёту на конкретном примере в 1С Бухгалтерия 8.

    1. Принятие к учёту основного средства

    Ввод в эксплуатацию ОС в 1С осуществляется при помощи документа “Принятие учёта к ОС”. Чтобы его создать, перейдите в “ОС и НМА - Поступление ОС - Принятие к учёту ОС - Создать”.



    2. Заполняем шапку

    В шапке созданного документа поставьте дату принятия ОС к учёту, укажите нынешнее месторасположение ОС, а из справочника "Физ.лица" выберите ответственное лицо. В поле “События ОС” укажите “Принятие к учёту с вводом в эксплуатацию”.


    3. Переходим на вкладку “Внеоборотный актив”.

    Переходим на вкладку “Внеоборотный актив”. В строке “Вид операции” выберите “Оборудование”. В строке “Оборудование” нажмите на “Выбрать из списка” и выберите нужный вам объект ОС из открывшегося справочника “Номенклатура”. В строке “Склад” укажите место расположения объекта ОС до ввода в эксплуатацию.


    4. Заполняем вкладку ОС

    Переходим на вкладку “ОС” и добавляем новую строку по кнопке “Добавить”. Из справочника ОС выбираем форму нужного нам объекта. Указываем его полное и сокращённое наименование. Устанавливаем переключатель “Объект ОС”.


    5. Выбираем категорию ОС

    Заполняем нужными данными строки “Группа учёта”, “Код по ОКОФ”, “Амортизационная группа”, выбирая необходимые позиции по кнопке “Выбрать из списка”. Для сохранения информации жмём “Записать”.


    6. Переходим на вкладку “Бухучёт”.

    Указываем счёт, на котором будет вестись учёт ОС.

    В строке “Счёт начисления амортизации” указываем счёт, на который планируется начисляться амортизация. Устанавливаем флажок “Начислять амортизацию”.

    В строке “Способ начисления амортизации” выбираем линейный способ (по кнопке “Выбрать из списка”). Заполняем строку “Срок полезного использования” и при необходимости (сезонное производство) - “График амортизации по году”.


    В строке “Способ отражения расходов по амортизации” по кнопке “Выбрать из списка” выбираем справочник “Способы отражения расходов”. Указываем из него нужный нам способ или создаём новый (по кнопке “Создать”). Формирование всех последующих проводок будет производится по выбранному вами способу.




    7. Переходим на закладку “Налоговый учёт”.

    В строчке “Порядок включения стоимости в состав расходов” указываем из перечня подходящую позицию. В рассматриваемом примере это “Начисление амортизации”. Ставим отметку “Начислять амортизацию”.

    Заполняем строку “Срок полезного использования” и указываем коэффициент в строке “Спец. коэффициент ” (если коэфф. не равняется единице).


    8. Амортизационная премия

    На вкладке “Амортизационная премия” поставьте отметку в строке “Вкл. амортизационную премию в состав расходов”, если данное право включено в учётную политику вашего предприятия.


    Надеемся, наша статья была полезной для вас, и ввод ос в эксплуатацию в 1С
    не будет вызывать у вас никаких сложностей!

    Ввод в эксплуатацию основных средств — это документальное подтверждение готовности имущества к использованию по назначению. Чтобы правильно оформить этот процесс на счетах бухгалтерского учета, необходимо знать некоторые нюансы, о которых пойдет речь в данной статье.

    ОС попадают в организацию разными путями: их можно купить, построить, приобрести с помощью обмена или в виде взноса в уставный капитал, также возможно их безвозмездное получение. В зависимости от того, каким образом они попали в организацию, в БУ отражается поступление и производятся проводки по вводу в эксплуатацию основных средств:

    Отдельного внимания заслуживает проводка - введены в эксплуатацию основные средства, требующие монтажа. Для оприходования таких основных средств, в бухгалтерских записях используют счет 07. Наиболее актуально его применение в фирмах, занимающихся строительством. По дебету счет отражает стоимость поступающего оборудования и расходы по его доставке. По кредиту — списывают стоимость сданного в монтаж оборудования в дебет счета 08. Заработная плата рабочим, стоимость работ сторонней организации (если монтаж осуществлялся наемной бригадой) — эти и другие затраты по монтажу учитывают в составе капитальных вложений. После того как первоначальная стоимость ОС сформирована, составляется проводка ввода в эксплуатацию ОС: Дт 01 Кт 08.

    Как правильно ввести ОС в эксплуатацию: документы и дата принятия к учету

    Для документального отражения процесса ввода в эксплуатацию основных средств предприятия могут использовать типовые бланки № ОС-1 (а, б) либо самостоятельно разрабатывать форму данного документа. При этом важно, чтобы акт содержал все необходимые реквизиты:

    • дата и номер;
    • сведения об организации, передающей ОС;
    • данные о предприятии, принимающем объект;
    • бухгалтерская информация: первоначальная стоимость, срок полезного использования и т. д.;
    • характеристика основного средства и т. п.

    Чтобы определить готовность объекта к эксплуатации, руководитель издает приказ о создании специальной комиссии. Ее члены сделают вывод о соответствии ОС техническим условиям или о необходимости доработки. И на основании полученных данных комиссия делает заключение и отражает его в акте.

    Нередко перед бухгалтером встает вопрос: как ввести в эксплуатацию основное средство, использовать которое организация пока не планирует? Чтобы на него ответить, нужно определиться с тем, что считать датой ввода в эксплуатацию основных средств.

    Такой датой является день, когда основное средство полностью готово к использованию, независимо от момента, когда его фактически начнут эксплуатировать. Ведь по оприходованному на счета БУ ОС необходимо начислять амортизацию. А до тех пор пока объект основных средств не введен в эксплуатацию, не получится начислить износ.

    Кроме того, несвоевременное отражение объектов в составе основных средств искажает их стоимость, в результате занижается налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций. Такое нарушение ведет к штрафам от налоговой инспекции, поэтому ввод в эксплуатацию ОС без веских причин нельзя откладывать.

    Как отражаются в учете ОС, которые не сразу приняты в эксплуатацию

    Не все ОС, поступающие в организацию сразу пригодны к использованию. Некоторые из них требуют монтажа и иных работ по доведению до состояния, пригодного к эксплуатации.

    Таким образом, может возникнуть ситуация, что ОС поступило в организацию в одном периоде, а на счете 01 отразилось позже. Чтобы у проверяющих из налоговой инспекции не возникло вопросов, необходимо документально подтвердить неготовность объекта ОС к использованию. Такими документами выступают акты по монтажу и наладке оборудования, договоры подряда, накладные на покупку комплектующих деталей.

    Если объекты потенциально готовы к работе, но ввода в эксплуатацию основных средств еще не было, их целесообразно отражать в БУ обособленно. Для этого открываются два субсчета к счету 01: первый будет отражать ОС, которые уже готовы к использованию, но еще не введены в эксплуатацию, а второй — имущество в эксплуатации.

    Бухгалтерская запись, отражающая принятие к учету ОС в таком случае, выглядит таким образом:

    • Дт 01 субсчет «Основные средства на складе (в запасе)» Кт 08.
    • Проводка «ОС введено в эксплуатацию» будет следующей:
    • Дт 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» Кт 01 «Основные средства на складе (в запасе)».

    Итоги

    Процесс отражения на счетах БУ ввода в эксплуатацию основных средств имеет ряд особенностей. Их необходимо знать и учитывать, чтобы не навлечь на организацию штрафные санкции налоговой инспекции.

    Сразу стоит оговориться. Согласно действующим нормативно-правовым актам, учет основных средств по ПБУ 6/01 ведут только юридические лица.
    Источниками формирования имущественных активов любой организации являются:

    • Внесение в уставный капитал организации учредителями и/или акционерами;
    • Изготовление (постройка) подрядным или хозяйственным способами;
    • Приобретение за счет собственных или заемных средств;
    • Прочие – мена или дарение.

    Несмотря на некоторые различия, все способы поступления основных средств ведут к одному – принятию ОС к учету – и подчиняются единому алгоритму, который мы и рассмотрим, представив его для удобства в виде последовательности нескольких шагов. Итак,

    Шаг первый. Признание поступающего имущества основным средством

    Признаки, по которым капитальное вложение в имущество может быть признано основным средством рассматривались нами подробно в статье . Поэтому сейчас перечислим лишь нормативно-законодательные акты, в которых эти признаки установлены.
    В первую очередь это ПБУ 6/01, регулирующее, в числе прочего, и учет поступления основных средств.

    Признаки отнесения к категории основных средств, перечисленные в ПБУ, должны применяться только совокупно. Так же следует руководствоваться нормами, прописанными в ОКОФ ОК 013-94, где расшифрованы уточняющие исключения для имущества, которое должно быть отнесено к ОС в обязательном порядке, даже если по остальным признакам соответствие отсутствует.

    Хотим ещё раз заострить внимание на том, что каждый имущественный объект, представляющий собой конструктивно обособленную единицу или дополненный неким набором приспособлений, для отнесения к основным средствам должен быть функционально самостоятельным. Именно на этом уровне совершается большинство ошибок, которые впоследствии приводят к искажению учетных данных.

    Рассмотрим самый простой пример:
    Предприятием приобретены по отдельности процессорный блок за 22 700 руб., монитор за 8 200 руб., клавиатура за 960 руб., МФУ за 11 970 руб. с и мышь за 640 руб. Приобретенное имущество предназначено для организации автоматизированного рабочего места бухгалтера. Следует ли учитывать эти объекты по отдельности или собрать их в единый объект учета? Что обязательно должно быть в составе объекта «персональный компьютер», а что следует сразу списать на статью расходов?

    Ни процессорный блок, ни монитор не могут использоваться в работе автономно. То же касается клавиатуры и мыши. Следовательно, они должны быть включены в состав объекта, несмотря на то, что по отдельности каждый из них не отвечает ценовому признаку и явно имеют различный срок службы.

    Сложнее определиться с МФУ. Многие устройства этого типа могут выполнять некоторые функции самостоятельно и в определенных ситуациях учитываются в качестве отдельного имущественного объекта. Однако в данном случае нужно опираться на то, что без этого устройства бухгалтер не сможет полноценно выполнять свою работу. Значит МФУ тоже должно быть включено в состав объекта.

    Итак, собрав в Дт счета 08 затраты на их приобретение, мы получаем объект стоимостью 44 470 руб., годный для полноценного выполнения любых необходимых в работе бухгалтера операций в течение продолжительного срока.

    Иными словами:

    • Стоимость выше 40000 руб.;
    • срок использования более года;
    • Не предназначен для перепродажи;
    • Используется в целях получения выгод.

    Указанные признаки свидетельствуют о том, что данный объект может быть принят к учету в качестве основного средства.

    Шаг второй. Определение первоначальной стоимости объекта

    Правильное определение стоимости не менее важный этап учета в отношении поступающих основных средств. Рассмотренный выше случай представляет самый простой пример формирования первоначальной стоимости имущественного объекта. Однако это скорее исключение, чем правило. В действительности размер первоначальной стоимости зависит и от способа поступления имущества (т. е. характера капитальных вложений) и от сопутствовавших этому поступлению затрат, не входящих в непосредственную стоимость объекта.

    ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая определяется на дату ввода в эксплуатацию. Из чего же складывается первоначальная стоимость при разных способах поступления имущества?

    Покупка или изготовление основных средств

    Первоначальная стоимость имущества, приобретенного организацией за плату, либо изготовленного (построенного) хозяйственным или подрядным способом, складывается из фактических затрат на его изготовление, строительство, приобретение, доставку и приведение в готовое к эксплуатации состояние, за вычетом налога на добавленную стоимость.
    Суммарная стоимость всех затрат и является капитальным вложением.

    Помимо сумм, непосредственно уплаченных продавцу за сам объект, к фактическим затратам относятся госпошлины, таможенные пошлины, оплата услуг посредников и консультантов и прочие затраты, связанные с приобретением или строительством имущества.

    Иные расходы, не связанные напрямую с приобретением имущества, в первоначальную стоимость объекта не включаются, а списываются в соответствующую статью затрат.

    Приобретенные за плату объекты оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

    Содержание Проводка
    Дебет Кредит
    Не требующие монтажа
    Задолженность перед поставщиком 08 60
    Учет расходов на доставку 08 60, 76, 23 …
    Ввод в эксплуатацию ОС 01 08
    Требующие монтажа
    Задолженность перед поставщиком за оборудование 07 60
    Передача ОС в монтаж 08 07
    Списание затрат на монтаж ОС 08 70,69,10
    Ввод в эксплуатацию ОС 01 08

    Бухгалтерские проводки при строительстве ОС подрядным способом выглядят следующим образом:

    Содержание Проводка
    Дебет Кредит
    Стоимость работ, выполненных подрядчиком 08-3 60, 76
    Стоимость оборудования, переданного подрядчику для монтажа в строящемся объекте ОС 08-3 07
    Материалы, переданные подрядчику для строительства ОС 10-7 10-8
    Израсходованные подрядчиком материалы в стоимости ОС 08-3 10-7
    Затраты, которые связаны с доведением объекта ОС 08-3 23,25,26,70,76
    Учтен созданный объект 01 08-3
    НДС по затратам и НДС, который предъявил подрядчик 19 60,76

    В случае, если объект был изготовлен (построен) хозяйственным способом, составляется следующая последовательность проводок:

    Содержание Примечание Проводка
    Дебет Кредит
    Списание материалов на постройку ОС 08-3 10
    Зарплата работникам, занятым в постройке, включая НДФЛ и страховые взносы Допускается списание зарплаты АУП, если во время строительства организация не вела другой деятельности 08-3 70 (68,69)
    Прочие затраты 08-3 23,25,26,60,76
    НДС по затратам 19 60,76
    Ввод в эксплуатацию 01 08-3
    Принят к вычету НДС по стройматериалам 68 19

    Внесение объекта в качестве вклада в уставной капитал

    При поступлении имущества, вносимого в уставный капитал организации, его первоначальной стоимостью признается оценочная стоимость, определенная соглашением учредителей с учетом затрат на доставку и работы по приведению объекта в состояние, в котором он пригоден к эксплуатации.

    Кроме этого, порядок определения стоимости таких объектов регулирует и Налоговый Кодекс. Статей 277 установлено, что для целей налогового учета первоначальная стоимость имущества, переданного в уставный капитал, определяется в следующем порядке:

    • При получении от российской организации, определение производится по данным налогового учета передающей организации.
    • В случае отсутствия документов, подтверждающих его стоимость, её размер признается нулевым;

    • При получении имущества от физических лиц или организаций-нерезидентов, первоначальная стоимость определяется по сумме документально подтвержденных расходов за вычетом амортизации. В любом случае эта стоимость не может превышать рыночную стоимость объекта, определенную на основании независимой оценки.

    При поступлении имущества в виде вклада в уставный капитал составляются следующие бухгалтерские проводки для оформления ввода в эксплуатацию:

    Безвозмездное получение имущества или получение по договору мены

    Первоначальная стоимость имущества, полученного в безвозмездном порядке, определяется суммированием его рыночной цены на момент поступления и расходов, связанных с доставкой и приведением в готовое к эксплуатации состояние.
    В тех случаях, когда имущество принимается по договору мены, то есть расчет за него ведется иными, чем денежные, средствами, первоначальная стоимость рассчитывается по стоимости тех ценностей, которые организация отдает взамен получаемого имущества.

    Если же точную стоимость таких ценностей определить нельзя, первоначальная стоимость принимаемого объекта устанавливается в размере, который соответствует обычной стоимости такого имущества при его покупке.

    Операция Проводка
    Дебет Кредит
    При безвозмездной передаче
    Стоимость полученного объекта 08 98-2
    Затраты на доведение имущества пригодности к использованию 08 23,26,60,76
    НДС поступившему имуществу 19 60,76
    Принятие к учету объекта 01 08
    Амортизация по полученным объектам 20,23,25 02
    Доход в размере амортизационных отчислений 98 91-1
    При получении по договору мены
    Передача материалов (МПЗ) 62 91
    Списание стоимости материалов 91 10
    Зачет материалов и объекта ОС 60 62
    Оприходование имущества 08 60
    Затраты, которые будут учитываться в составе ОС 08 23,26,70,76
    НДС по затратам, учтенным в составе ОС 19 60,76
    Ввод в эксплуатацию 01 (03) 08

    Шаг третий. Установление срока эксплуатации основного средства

    Эксплуатационный срок или, как он трактуется в нормативной документации, « срок полезного использования» (далее С.П.И.) — это период времени, в течение которого основное средство способно выполнять свои функции. Этот срок исчисляется в месяцах и устанавливается на момент ввода объекта в эксплуатацию.

    Порядок установления срока полезного использования должен быть отражен во внутренних нормативных документах организации. При этом этот порядок не должен противоречить нормам, установленным ОКОФ и НК. Для приближения друг к другу данных бухгалтерского учета к данным налогового рекомендуется установить точный порядок определения срока полезного использования, поскольку в ОКОФ определяет только границы сроков в пределах каждой группы.

    Если к учету принимается полученное или приобретенное имущество, побывавшее в употреблении до его приобретения, при определении его срока полезного использования следует руководствоваться ожидаемыми условными параметрами накопления износа, интенсивности эксплуатации и возможного срока службы.

    Как правило, для этого создается комиссия или приглашаются сторонние специалисты.
    Срок полезного использования объекта основных средств может быть впоследствии пересмотрен в случаях модернизации или реконструкции – внесения изменений, существенно улучшающих состояние и конструктивные показатели объекта.

    Шаг четвертый. Документальное оформление принятия к учету

    Любой способ поступления имущества, принимаемого к учету в качестве основного средства, и его ввод в эксплуатацию оформляется следующими документами, являющимися обязательными:

    • ОС-14 Помещение на хранение до момента ввода в эксплуатацию
    • ОС-1 Акт приема-передачи объекта, кроме сооружений и зданий
    • ОС-1а Акт приема-передачи сооружений или зданий
    • ОС-16 Акт приема-передачи групп объектов, кроме сооружений и зданий

    Эти документы составляются бухгалтерией организации после поступления:

    • Документов, подтверждающих завершение создания объекта хозяйственным или подрядным способом;
    • Акта о завершении строительства и наличии подтверждения подачи документов на госрегистрацию, если таковая необходима;
    • Акта приема-передачи имущества и наличии подтверждения подачи документов на госрегистрацию, если таковая необходима;
    • Требования М-11, если объект перед вводом в эксплуатацию находился на складе;
    • Служебной записки с уведомлением об окончании работ по объектам, не сдаваемым на склад.

    Все документы формы ОС подписываются членами постоянно действующей комиссии, которая создается приказом руководителя. На их основании ведется инвентарный, бухгалтерский и налоговый учет основных средств организации. Для этого каждому объекту ОС присваивается инвентарный номер, который должен быть маркирован объект.

    Также заводится инвентарная карточка формы ОС-6 для индивидуального учета или ОС-6а для группового учета объектов.
    В ней отражаются не только данные об объекте на момент его ввода в эксплуатацию, сроке полезного использования, но и в дальнейшем вносятся все изменения, касающиеся его состояния, перемещения внутри организации, проведения капитальных ремонтов. Если же количество объектов основных средств невелико, допускается ведение вместо карточек единой инвентарной книги по форме ОС-66.

    Затраты, сопутствующие поступлению. Что учитывается, а что не учитывается в первоначальной стоимости

    Четыре шага сделаны. Поступившее на предприятие имущество оценено, изучено и принято к учету как объект основных средств. Во всех случаях поступления имущества тем или иным способом, в определениях формирования первоначальной стоимости фигурируют «расходы, связанные с … приведением в готовое к эксплуатации состояние».

    Эта весьма расплывчатая формулировка и является основным камнем преткновения. В реальной хозяйственной деятельности часто возникают нестандартные ситуации, когда трудно, основываясь только на теории, сразу определить точный состав затрат на приобретение и подготовку имущества к вводу в эксплуатацию.

    Нормативные акты тоже не всегда могут дать однозначный ответ, можно или нет включить конкретный вид расходов в расчет первоначальной стоимости.

    В таких случаях следует опираться исключительно на логику, здравый смысл и знание требований контролирующих органов. Впрочем, следует признать, что по сложившейся практике проверяющие чаще всего требуют избыточного включения затрат в первоначальную стоимость, даже в тех случаях, когда нормативные акты напрямую относят такие расходы к категории прочих.

    Приведем несколько примеров таких затрат, которые рекомендуется включать в первоначальную стоимость, так как по ним официальные органы высказали свою позицию.

    • Уплата госпошлины за государственную регистрацию объектов недвижимости и транспортных средств — письма Минфина РФ № 03-03-06/1/113 от 04.03.2010 и № 03-03-06/1/89 от 11.02.2011.
    • Уплата таможенных сборов и пошлин — письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/413 от 08.07.2011.
    • Лицензионные программные средства для ЭВМ — письмо ФНС РФ № КЕ-4-3/7756 от 13.05.2011.
    • Затраты на проектирование — письмо ФНС РФ № КЕ-4-3/6494 от 21.04.2011.
    • Зарплата строителей с отчислениями — письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/135 от 15.03.2010.

    А вот проценты по кредиту, взятому с целью приобретения объекта или финансирования его строительства, включать в первоначальную стоимость объекта нельзя. Об этом четко сказано в письме Минфина РФ № 03-03-06/1/398 от 05.07.2011.
    Случается и так, что однотипные расходы в разных ситуациях могут быть либо включены в первоначальную стоимость, либо списаны сразу.

    Так, например, если организация привлекала специалистов-консультантов в процессе подготовки объекта к вводу в эксплуатацию, расходы на оплату их услуг будут включены в первоначальную стоимость. Если же их услуги потребовались вторично по поводу того же объекта, но при этом объект был уже введен в эксплуатацию, расходы на оплату их услуг должны быть списаны в составе прочих затрат.

    Вообще следует помнить, что любые расходы, связанные с поступлением и подготовкой объектов ОС, но произведенные после ввода этих объектов в эксплуатацию, проверяющими органами, как правило, в первоначальную стоимость не принимаются.

    В этой статье мы сознательно не заостряем внимание на такой нетривиальной ситуации, когда основные средства поступают в результате выявления излишков по инвентаризации. Каждый такой случай требует особого пристального рассмотрения, так как это может повлечь за собой серьезные последствия для предприятия, связанные с тем, что их выявление одновременно выявляет и искажения в бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности прошлых периодов. Помимо стандартных бухгалтерских проводок по таким объектам требуется провести отдельные организационные мероприятия для определения причин их возникновения и выявления виновных.