Легенда о заморской птице о петухе. Легенды о петухе

И др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточ-ном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флю-герах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зову-щие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника , в ведении которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодоро-дие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского по-лового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. (ср.. например, Афанасьев №№ 251-252). У сванов считалось, что души муж чин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является на гуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса . В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом - деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических» трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух, rлашатай дневноrо светила, rpoмко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замоrильнoro мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Orpaничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеальноrо мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему rолосистому reрою. Все эти rрешки, впрочем, лишь придают ero портрету больше жизни. Достaточно взrлянуть на них под друrим уrлом зрения, чтобы недостатки леrко превра-тились в достоинства: высокомерие и надменность ¬ в rордость, задиристость ¬ в воинственность, а похотливость ¬ В неотразимую мужскую ceксуальность и притяrательность.
В мифолоrии петух символизирует надежного0 бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы.
Солнечный воин вооружен буквально с нor до rоловы, ведь на нorax у нero ¬ острые шпоры, на rолове ¬ красный боевой шлем с rpебнем, а вместо меча ¬ разящий клювчекан. Выступая в аванrарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает rромкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое беrство. устpaшенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в rробы.
Бдительный и храбрый воин, Haдeленный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и по¬сажен на спицу или шпиль, превращается в идеальноrо часовоrо. Золотой петушок¬флюrер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набеrа силы бранной, иль друrой беды нежданной». Петух с золотым rребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радуry, соединявший землю с чертоrами боrов.
Арес, rреческий боr войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoero слуrу Алектриона, чтобы тот будил влюблен¬ных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разrневанный Арес превратил ero в петуха, справедливо полаrая, что в этом обличье нерадивый слуrа будет rораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, repMecy, Aсклепию и друrим античным боrам.
В китайской мифолоrии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Taнry, считается символом ян ¬ мужского начала во Вселенной. Чудо¬ петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, коrда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз коrда светило достиrает зенита, и третий раз ¬ на закате. На ero крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с ropы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах aнaлоrом золотоrо петуха¬первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебноrо дерева джамбу, растущеrо на cpeдинном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнитель¬ной репyrацией. Красный петух, как символ огня, довольнотаки опасен. «Пустить Kpacнoro петуха» ¬ значит устроить поджоr, а подобные деяния вряд ли соверша ются с добрыми намерениями. О черном петухе и rоворить нечеrо ¬ уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а rрузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нerpы побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй rруппе неблаrонадежных относятся так называемые «кривцы» ¬ птицы, сбившиеся с пути истинноrо. Словно сойдя с ума, они начинают rолосить во все rорло в самое неподходящее
для Toro время ¬ среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов¬шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть.
Опасны также птицы, достиrшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с Toro ни с ceгo начинают вдрyr нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демоническоrо существа. Соrласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить ero в течение полyrода, то из яйца вылупится змееныш¬домовой. Литовцы полаrали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса , способноrо принести хозяину кучу денеr: При желании можно взять и продуктами. Хуже Bcero, если в роли нaседки выступит пучеrлазая болотная жаба ¬ тоrда из петушиноrо яйца вывeдется чудовищный василиск с rоловой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом cвoero страшноrо взrляда.
В релиrии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо cтporo соблюдать цветовой режим. Доб¬рым боrам жертвовали белых птиц. Дpeвние rреки, желая исцелиться от болезни, посвящали белоrо петуха Асклепию, а литовцы резали ero собрата во славу Вайжraнтaca, чтобы обеспечить боrатый ypoжай льна. rалаrону, осетинскому боry Beтра, следовало даровать только Kpacнoro петуха, а хтоническим (подземным) боraм ¬ черноrо. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому сла-вяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяноrо, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы Bыходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу .
Обряд жертвоприношения петуха ради получения боrатоrо урожая широко практиковался и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и rалисии, например, в дни масленичноrо карнавала «петушиноrо короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болrарии петуха, считавшеrося воплощением духа хлеба, обезrлавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало Toro, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш rерой, олицетворявший солнце, был rлавным атрибутом Сраоши , сына и посланника светлоrо Ахурамазды . О высоком статусе солнечной птицы в иранской релиrии кpaснopeчиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов ¬ aтpaванов нередко увенчивала драrоценная фиryрка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. rлубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тeмнoro гpoтa скрывавшую свой светлый лик боrиню солнца Аматэрасу ¬ rлаву синтоистскоrо пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурно¬ro колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей ero по пути бесконечных страданий.
Древняя иконоrрафия представляет, целую rалерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееноrий rностический повелитель Heбес и времени, изображен с петушиной rоловой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» боr Тайи, Haоборот, с человеческой rоловой на петушином туловище. Фриrийский боr молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность инду¬истскоrо боrа войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на ero знамени. Наиболее ориrинально и даже забавно выrлядит литовский боr ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу , и крылат, как rреческая Ника; руки ero разведены в стороны, рты широко открыты, а на rолове восседает петух.
В христианской иконоrрафии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единоrласно поведали все четыре еванrелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр ycпеет трижды отречься от Hero, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Коrда Христос был схвачен и дocтавлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает ero. На рассвете, коrда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал ero неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что блаrочестивый Beстник зари принадлежал в качестве атрибута и друrим святым ¬ fаллунусу и Витту, В христианском аллеrорическом искуссстве петух иноrда персонифицировал один из семи смертных rpexoB ¬ Похоть.
В китайской аетролоrии петух входит в дюжину духов¬символов животноrо цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным rороскопам, чело¬век, рожденный в rод петуха, отважен, ca¬монадеян, консервативен и всеrда режет правду¬ матку. Но вот Koro ему резать неследует, так это петухов, и от курятины придется отказаться ¬ для Hero это табу. Не стоит rневить духа¬покровителя, леrкомысленно дожидаясь Toro момента, пока жареный петух не клюнет. Преболь¬но и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух обосновался дaвным ¬дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «rаллами» «<петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по¬види¬мому, даже понравилось ero обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483¬1498) утвердил изображение петуха¬rаллуса в качестве официальной rосударственной эмблемы. Heсколько веков rаллус бьт символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в rербе rосударства. Правда, ненадолrо. Haполеон Бонапарт, реставрировав монapхию, променял ero на птицу более высокoro полета ¬ на императорскоrо орла.
С тех пор рейтинr этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке rаллуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное ¬ применение ¬ петух¬rаллус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Ko¬митета Франции.
В классической rералъдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и rотовность к бою демонстрирует бодро шаrающий красный петух в историческом rербе Валлонии, а ero африканский собрат из современного rерба Кении не только Mapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком.
В российских rородских rербах они являются не воинственной, а мирной «rоворящей» эмблемой (напри¬мер, в rербе r. Петушки).

January 27th, 2017 , 09:20 pm

Гюстав Климт

Петух – это уникальная птица. Его почитают с давних времен, ведь он является вестником утра, света, Солнца и отсчитывает время. Его крик у всех народов являлся важной временной привязкой – «первые петухи», «вторые и третьи петухи». В большинстве религиозных преданий – от огнепоклонников до современных религий – петух своим криком прогоняет мрак и нечистую силу и возвещает о победе добра над злом (Н.В.Гоголь «Вий», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Петуха во многих религиях связывают с высшими солнечными божествами. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных Солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. В Китае часто приклеивали или рисовали изображение петуха на двери дома во время празднования Нового года по лунному календарю. Об этой птице разные народы складывали легенды, есть такая и в Беларуси.

На правом холмистом берегу реки Припяти, там, где она поворачивает русло, устремляя свои воды к Днепру, расположен один из старейших городов Беларуси - Мозырь.

На юго-востоке Беларуси Мозырская гряда смыкается с долиной реки Припяти. Эту гигантскую «складку» образовал 250 - 300 тысяч лет назад последний ледник, который остановился здесь. И получилось так, что правый берег Припяти у города Мозыря по сей день возвышается над левым, по которому словно прошлись утюгом. Здешние овраги, образовавшиеся в песчаной структуре гряды, даже видны из космоса.

Так выглядела Замковая гора в Мозыре в прежние времена.

В давние времена, когда белорусская земля была еще необжитым дремучим краем, Мозырская гряда казалась лесным жителям- славянам волшебной и таинственной землей, наделенной внутренней сверхъестественной силой. И все же люди поселились здесь, на семи холмах. Это были язычники, которые поклонялись древним богам. Самым святым местом у них считался холм, имевший необычайно правильную форму и напоминавший наполовину закопанное в землю гигантское яйцо. На его вершине возвышались на протяжении столетий деревянные идолы.

Слуцкая набережная.

Давно уже нет деревянных и каменных идолов, которым когда-то поклонялись язычники. Но возвышенность, где они стояли тысячу лет назад, сохранилась. Позже христиане назвали это место Шайтан, или Чертова гора.
Она высилась, точно мрачный курган, насыпанный нечеловеческой силой.

Вот о названии этой горы и ходит легенда : «Давным-давно черти и прочая нечисть решили навредить жителям города за то, что они были очень набожны. Решили они засыпать город землей, чтобы и следа никакого не осталось. Собрали черти землю и понесли, а тут запели петухи, и должна была нечистая сила прятаться. А на месте, где их застал рассвет, осталась большая земляная гора.»

Мозырский собор святого Архангела Михаила недалеко от древнего языческого капища

Вполне возможно, легенда содержит глубокую символику: чертями в сказках и преданиях часто выступают жрецы древних культов. Обида на город - попытка наложить проклятие или отомстить за отступничество в вере; вход в ад - ворота в мир, где по мнению монахов господствуют бесы-жрецы.

Скорее всего, легенды о горе-призраке зародились во времена, когда в крае уже утвердилось христианство, но еще существовали общины язычников, и между представителями разных религий царили разногласия и непримиримость.

Когда будете прогуливаться в Лиссабоне по сувенирным лавкам, обратите внимание на множество разноцветных петухов, очень напоминающих по раске наших, русских петушков. Это один из символов Португалии. Петух Барселуш не простой, а жареный, поэтому всегда черный. А еще он справедливый. Все объясняет старинная легенда

Если верить этой легенде, в своё время петух, спасший человеку жизнь, стал в Португалии символом справедливости. События эти произошли в далёкие века в городе Барселуш. Как же это было….

Это случилось давнымдавно, когда столица Галисии Саньяго-де. Компостело была одним из центров религиозного поклонения и многие верующие отправлялись в паломничество в эти святые края.

Однажды молодой галисиец, направляясь в вышеуказанную местность, держал свой путь через город Барселуш. Устав от дороги, он попросился на ночлег в один из постоялых дворов. После молитвы и ужина, готовясь ко сну, он разделся и лёг в приготовленную ему постель.

Молодой и мускулистый торс пилигрима привлёк внимание хозяйки двора. Однако, молодой человек отверг намерения женщины. Его целью были странствие и молитва. Но нет ничего страшнее отвергнутой женщины. Решив отомстить обидчику, она дождалась, когда молодой человек уснёт, подсунула ему в сумку свои серебряные столовые приборы.

Как говаривал классик: «Лучше мужчине жить в пустыне без воды, чем встретить на своём пути мстительную особу» . Что и произошло с нашим горемыкой. Наутро, расплатившись с хозяйкой за еду и ночлег, путник уже собрался было уйти, как тут она вдруг подняла крик: - Караул! Ограбили! Держи вора! На крик прибежали стражи порядка, схватили беднягу, обыскали его вещи и, обнаружив пропажу, повели в дом судьи.

Когда нарушителя спокойствия привели к судье, тот трапезничал с друзьями, поэтому не сильно обращал внимание на оправдания пойманного с поличным вора. Как галисиец ни пытался убедить всех в том, что он понятия не имеет каким «чудесным» образом похищенные предметы попали к нему, никто не поверил его заверениям о невиновности. Факт кражи вызвал общественный резонанс. Нужно было срочно судить виновного и покарать по всей строгости закона. А в то время за воровство полагалась смерть. Вот Вам и “ Закон суров, но это закон”. Вердикт был один - виселица

Воззвав к Святому Иакову и перед тем как его вытолкали за дверь, он успел произнести: «Я не виновен. И это очевидно так же, как и то, что этот жареный петух на Вашем столе закукарекает, когда меня повесят!» . Присутствующие только посмеялись над ним. А судья в порыве гнева за испорченное настроение приказал казнить беднягу немедленно.

Далеко ходить не надо было. Средневековые города строились по обычному для того времени типу. Площадь, здание ратуши, дом судьи, напротив эшафот или виселица, всё рядом, удобно и, как говорится, всё для зрителей. Судья с друзьями, не переставая подшучивать над галисийцем, продолжили трапезу. Однако, никто почему-то так и не притронулся к петуху. И то, что ранее казалось фантастикой, в один момент вдруг превратилось в реальность. В тот самый момент, когда на площади на паломника накинули петлю, приготовленный по всем правилам кулинарного искусства петух вдруг встал на ноги и закукарекал во всё горло.

После «лёгкого» непродолжительного шока, вспомнив слова галисийца, судья выскочил из-за стола и со всех ног бросился на площадь, чтобы не дать свершиться несправедливости. К счастью для галисийца, петля не затянулась, так как узел был в спешке завязан неправильно. Да и судья успел вовремя, благо далеко бегать не надо было. Казнь была остановлена, а беднягу отпустили восвояси.

Спустя годы он вернулся в Барселуш и в благодарность о своём спасении установил в городе огромную статую петуха. С тех пор петух является символом справедливости и напоминанием о том, что правда всегда восторжествует, даже если для этого придётся запеть жареному петуху.

На кресте, находящемся на территории бывшего замка графов Барселуша герцогов Браганса, возведённого в XV веке, высечены изображения главного героя-спасителя, жертвы несправедливости и Святой Иаков в образе паломника.

«Сказку о петушке» сказывали-пересказывали великое множество раз и на различный лад. Постоянной оставалась лишь мораль. Поэтому не надо судить строго за вольную трактовку классики, где пересекаются разные версии этой легенды.

А Петух из Барселуша вовсе не закончил свое бренное существование на столе у судьи. Он возродился. В 1930 -х годах гончар из деревеньки близ Барселуша по имени Думингу Коту развлечения ради вылепил из глины петуха – в память о том самом, жареном крикуне. Фигурка получилась так себе, но ярко раскрашенный он приобрел некий шарм. Таких же петушков захотели иметь односельчане, затем жители окрестных городов. А кончилось тем, что расписной петух стал символом Португалии

Когда Стрефиль вострепещется

Во втором часу после полуночи,

Тогда запоют все петухи по всей земли,

Осветится в те поры вся земля.

("Голубиная книга ")

В народных верованиях славян Петух являлся вещей птицей и наделялся способностью противостоять нечистой силе. Еще в языческие времена Петух считался воплощением огня. В старину славяне посвящали своему высшему божеству, Святовиду, белого петуха. Поэтому западные славяне до сих пор считают, что белый петух приносит в дом счастье.

У восточных славян также не принято держать черного петуха: в этом случае супруги часто ссорятся. Южные славяне, наоборот, предпочитают иметь в хозяйстве черных петухов. По их представлениям, "белый петух — черный хозяин". Вообще, в народе считают, что без петуха не будет водиться скот, у коровы станет безвкусным молоко. Полагалось, чтобы петух был бойким и драчливым. Если семья разделялась, то обе семьи заводили себе новых петухов.

Петух почитался как символ плодородия. Он был одним из основных "участников" свадебного обряда. Из петуха готовили ритуальное блюдо для празднования окончания жатвы. После уборки зерновых сербы закалывали петуха на гумне, его кровью окроплялось зерно, которое первым бросали в землю при севе.

Петух традиционно полагался у славян символом жизни. "Чтобы петухи опели", — говорили далекие предки, и выносили постель покойника на три дня в курятник на опевание петухам. Сила жизни должна вытеснить смерть.

Красный петух в народном представлении связан с пожаром. Старые люди уверяют, что, когда пожар начинается от молнии, с неба спускается пламенный петух прямо на крышу. Фраза "пустить красного петуха" — значит, поджечь что-нибудь. Верили, что если в хозяйстве умрет пе

тух, то случится пожар. Если петух кричит и бьется в окно, то этим он, опять-таки, предсказывает пожар.

В славянских верованиях крик петуха обладает способностью отгонять нечистую силу. " Петух поет — значит, нечистой силе темной пора пришла!" — говорили в народе, твердо веря, что с вечера до "первых петухов" положено бродить по земле всякой нежити. "Петух поет — на небе к заутрене звонят!" — приговаривали благочестивые старцы, уверенные в правильности предания: мол, как перестанут петь петухи, так всему миру конец... Однако пение кур (куроклик) считается самым недобрым предзнаменованием. Бывает, что и курица петухом поет! — эта пословица применительна к людям, которые берутся не за свое дело да еще и заранее похваляются сомнительным успехом.

Всем славянам известно поверье о неурочном пении петуха. У южных славян таких петухов называют "кривци", "мамници". Они поют, когда кто-то родился или умер, предсказывают смерть слышащему, заманивают на улицу, чтобы причинить зло. Дабы уберечься от них, заслышав после полуночи крик петуха, полагалось выбросить из дома горящий уголь или выстрелить из окна. Особое мифологическое значение имеет крик петуха на вечерней заре и в полдень. Широко распространены поверья о том, что петухи, поющие в это время, предрекают смерть или перемену погоды.

Когда петух к ночи поет не во время, это значит, что он видит некошного (т. е. черта или домового) и гонит его. Отсюда и поверье: чтобы не задавила нечистая сила, нужно при крике петуха поворачиваться на другой бок. Свят дух на земле, диявол сквозь земли. Это оберег от нечистой силы. Так говорят при крике петуха. При переходе в новый дом наперед пускали ночевать кошку и петуха. Это делалось для изгнания нечистой силы.

Ответ — Не родился, не крестился, а все дивятся, что его черти боятся — петух. Древние славяне считали петуха надежным оберегом от черта и любой нечистой силы, поэтому старались завести во дворе петуха поярче и поголосистее. Пропажа петуха считалась несчастьем.

Бытовало поверье, что петуха нельзя долго держать в хозяйстве. Сербы ежегодно в день Ильи-пророка режут на пороге старого петуха л заводят нового. По их представлениям, старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в бесовское существо. В старину рассказывали, что семигодовый петух снесет маленькое яйцо и загребет его в навоз. Из этого яйца вылупится змей или другое дьявольское существо, принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это нечистое существо. Три года оно исполняет все желания хозяина, но потом забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли.

Одно старинное предание также говорит о связи петуха и змея:

Когда-то давным-давно на Смоленщине леЖал огромный убитый змей. Окрестные Жители пытались засыпать его землей, но ничего не могли сделать: землю сбрасывало с тела. По совету знахаря, землю стали возить маленькие дети на возках, в которые запрягали петухов и кур. Сброшенная с этих возков земля сама разрасталась на змее. Так над змеем был насыпан курган.

Популярен петух и в святочных гаданиях. Чьего корму петух с курицей наперед поклюют, той быть замуЖем. Коли петух в зеркало поглядит, то Жених щеголь будет.

Петушиная подруга — курица — также не осталась в стороне от древних поверий и обрядов, сказок и поговорок, примет, небывальщин и загадок.

Не петь курице петухом, (а и петь, так на свою голову) — т.е. запоет, когда ей голову отрубят. По поверью, курица, запевшая петухом, сносит яйцо, из которого высиживает василиска (т. е. дракона, змея).

Цыплят (у курицы) по осени считают. (По мифологическим представлениям, это — забота домового, который считает домашнюю птицу по наличности голов, и за каждую отсутствующую строго спрашивает с хозяина и хозяйки.)

А уж с Бабой-Ягой у курицы по-всякому мифологическая связь непременная. Все знают избушку на курьих ноЖках. Свиная закута соломой заткнута. В сказке это — Дом Бабы-Яги. Он же — одинокая могила (в лесу, удоро

ги); гроб, домовина, где живет (лежит в сказке) скелет — костяная нога. А курьи ножки — ножки под гробом, чтобы он дольше сохранялся в могиле.

Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Курица и дом на курьих ножках также соотносимы с Бабой-Ягой, которая олицетворяет первопредка либо саму Смерть.

Существовал некогда на Руси языческий праздник Доды — поминовение всех умерших и особенно родителей. Курица была поминальной жертвой. Позднее, в христианскую пору, возник как преемник праздник Деды, курячий праздник, курьи именины — Кузьминки, отмечаемый 1 ноября/14 ноября вдень святых бессребреников Космы и Домиана. В день курьих именин шутили: мол, в этот день "петух с курицей лягается, а курица петушится". Смысл праздника Деды сохранился. Курица осталась поминальной жертвой, суп из курицы — обязательное поминальное блюдо. Еще назывался этот праздник петушиный, кочеты. Молодежь устраивала веселые гулянья, парни рядились в яркие шапки с подобием петушиного гребешка.

Кур начали разводить около 4 тысяч лет назад, значительно позже, чем других сельскохозяйственных животных и птиц. В этом большая заслуга древних персов. Именно в Персии начал зарождаться культ петуха. Петух вместе с собакой очень почитался в те времена: ведь одна охраняла дом и стадо, второй являлся и является вестником утра, света и солнца.







Петух оставил свой след во многих областях духовной, культурной и материальной жизни нашего общества. В этом отношении с ним по широте интересов, влиянии на развитие наук и общества могут сравниться разве что Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов. Это, конечно, кощунственно сравнивать какого-то петуха с великими мыслителями, однако ничего не поделаешь - против истины не пойдешь. Выяснилось, что роль петуха в религии, литературе, сказаниях, легендах, военном деле и даже в метеорологии, настолько велика, что ни одно из них не могло полноценно развиваться, не имея в качестве фольклорного персонажа петуха. Ни одно другое домашнее животное не может с ним в этом сравниться, хотя все они вложили немало труда в развитие человеческого общества.
Однозначно: петух - это уникальная птица.











С древних времен петух, как и солнце, отсчитывает время. Его крик у всех народов являлся важной временной привязкой - «первые петухи», «вторые, третьи петухи», «до... петухов». Во все времена петух был своеобразным «будильником». Он своим криком сзывал людей на работу, ведь человечество во все времена жило согласно «солнечным часам», а не механическим, - вставали с восходом солнца, а ложились с его заходом. Петух поднимал народы всех стран мира и цивилизаций на великие трудовые подвиги.
Нашествие татаро-монголов на Русь также началось с криком петуха. Полководец Чингис-хана Сабудай-богатур издал по войску приказ: «Утром, после первого крика петуха, строиться на равнине среди холмов. Я двинусь на урусов» (В.Г.Ян «Батый»). Сабудай в походах всегда возил с собой петуха, за которым следил специальный смотритель, и сверял свои внутренние биологические часы с его криком. Даже А.В.Суворов использовал петуха в качестве будильника. По утверждению современников полководец часто брал петуха с собой в поход. Первый петушиный крик поднимал армию, чтобы спозаранку отправиться в поход.







Ночь - это время страстей, шабаша ведьм и действия нечистой силы. Именно третий крик петуха является сигналом прекращения этого безобразия. Он своим криком разгонял всю эту нечисть, и возвещал о начале дня, а вместе с ним - победу добра над злом (Н.В.Гоголь «Вий», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»). В большинстве религиозных преданиях - от огнепоклонников до современных религий - петух своим криком прогоняет мрак и нечистую силу.
Петух кроме всего прочего считается вестником солнца. В большинстве культур его связывают с высшими солнечными божествами. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных Солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. У древних евреев петух был символом «третьей стражи ночи» (от полуночи до рассвета).











В Китае петуха почитают и уважают.
В старые времена китайцы часто приклеивали или рисовали изображение петуха на двери дома во время празднования Нового года по лунному календарю. Эта традиция сохранилась в наше время лишь в сельских районах провинции Шэньси, что на северо-западе Китая.
В древности китайцы считали петуха символом солнца. Таким образом, изображение петуха на двери олицетворяло приход солнца в дом. Это выражало ожидание прихода весны. Также считалось, петух может защитить от негативного воздействия злых духов.
Считали, что существует прямая связь между солнцем и петухом, ведь он первым оглашает о рассвете и начале нового дня. А так как по-китайски канун Нового года звучит как «юаньдань» (первый рассвет года), то естественно, что лишь Небесному Петуху известно, когда же взойдет первое солнца Нового года.
«Золотой петух» - национальная премия Китайской Народной Республики за достижения в кинематографе. Примечательно, что кинопремия учреждена в 1981 году (год Петуха).


Петух своим криком оставил след и в христианской религии - «не успеет петух последний раз прокричать, как Петр трижды отречется от Христа». По всей видимости, с этим связано, что именно петух стал символом апостола Петра, а затем уже и католической церкви. Начиная с IХ века по указу папы римского шпиль каждого церковного храма должно было венчать изображение этой птицы - эмблемы апостола Петра. По другой версии, петух на шпиле церковного храма служил напоминанием о том, что «церковь божья бдит над душами верующих». В христианской религии петухам вверяли время наступления конца света. Конец света наступит, когда петух не прокричит своего традиционного «ку-ка-реку». По-видимому, это опрометчивое поручение. Что будет, если он забудет это сделать или начнет вредничать, или еще хуже - генетики чего-то напутают?


Изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах…











Флюгер - один из самых древних метеорологических приборов - указатель направления ветра чаще всего украшался фигуркой петуха. В английском языке он даже носит название «погодный петух» (weather cock). Флюгер, ко всему прочему является индикатором моральных качеств человека, меняющего свои взгляды и решения в зависимости от «направления ветра» (А.П.Чехов «Хамелеон»).


Связь с рассветом отражена и в его названии. Если русское слово «петух» происходит от глагола «петь», то аборигены Австралии именуют петуха «птица, смеющаяся на рассвете». А французское название птицы «chanteclair» буквально переводится как «поющий рассвет». Так что петух оставил свой след и в эстрадном искусстве.










Оказывается, петухи в разных странах «кричат» на том языке, на котором говорят жители... По крайней мере, так нам кажется. К примеру, наш петух кричит «ку-ка-ре-ку», во Франции - «ко-ко-ри-ко», японский - «кокэ-кок-ко», английский - «кок-э-дудл-ду». Болгары, например, уверены, что их петухи кричат «ку-ку-ри-чу», немцы - «ки-ке-ри-ки», итальянцы - «чи-ки-ричи». Китайские петушки издают совершенно непохожие на петушиные крики - «во-во».
Это привело к тому, что во многих странах появились любители петушиного пения. Особенно «музыкальными» способностями петухов интересовались птицеводы Греции, Германии, Албании, России. Соревнования проводят по нескольким номинациям - голосистость, количество криков в час, и, конечно, музыкальность. К примеру, в Германии победитель на одном из соревнований за один час прокричал более 90 раз.
В нашей стране выведены отличные певуны: юрловские куры, о которых говорят в народе: «Десять четвертей можно отмерить пальцами, пока пропоет юрловский петух». В те времена секундомеров не было, поэтому время пения отмеряли пальцами. Эта порода не уступала по голосистости иностранным исполнителям.
Поклонение петухам привело к тому, что в Японии 300 лет назад были выведены иокагамские куры (или феникс), у которых длина хвоста достигала 7 метров и более. Причем, чем длиннее хвостовые перья, тем ценнее птица.






Хвост - это самый главный признак у этой породы. Некоторые любители держат этих петухов в специальных стеклянных шкафах, а хвост, свернутый петлями, подвешивают на специальном крючке. Чтобы птица меньше двигалась и не сломала себе хвост, корм и воду ставили по обе стороны насеста. Ежедневно петуха несколько раз снимали с шеста и выносили на прогулку, хвост при этом накручивают на специальную вертушку или же его несет человек. Представьте, по двору важно вышагивает петух, а следом - человек, как шлейф, несущий его хвост.

Наивысшей гордостью у петухов считается гребень. Ученые провели эксперимент. Петуху «средней руки» приклеили большой красный поролоновый гребешок. До этого, все кто мог, бил его и третировал, а здесь произошло нечто невероятное. Все, даже самые крупные петухи, стали заискивать перед новоиспеченным лидером. Он вначале не понял своего нового положения, шарахался от них, пока не осознал смысла произошедшего. Петушок-поролоновый гребешок вошел в раж, стал задираться ко всем, даже к самым крупным петухам. Это продолжалось до тех пор, пока гребень не свалился с его головы. Вот тут-то ему и досталось!
Птицы обмениваются информацией между собой не только криком, но и наклоном головы, изменением положения крыльев, хвоста. Так что, подрезая птице крылья, мы лишаем их средств общения между собой. А общение с себе подобными всегда положительно сказывается на самочувствии. Особенно болезненно переносят эту процедуру петухи.






Одна из характерных особенностей петухов - это драчливость. У взрослого обычного петуха (5-6 лет) длина шпор достигает 6 сантиметров и более.

В результате были выведены бойцовые породы кур, используемые исключительно для петушиных боев. Они имеют оригинальное телосложение: приподнятый спереди широкоплечий корпус, сильную шею с небольшой головой без гребешка и длинные, вооруженные шпорами ноги. Такие петухи больше напоминают хищных птиц, чем гордого красавца. При случае могут расправиться даже с ястребом.




В давние времена петушиные бои входили в «программу подготовки» молодого бойца. В древности греческие солдаты, наблюдая за боем петухов, учились храбрости, стойкости и упорству. В Древнем Риме более 2 тысяч лет назад также были популярны петушиные бои. Отвага и азарт, с которым дрались петухи, ставились в пример молодым легионерам.
Петухи не только поднимали боевой дух воинов. По их поведению определяли исход битвы. В армии находились священные петухи, которым перед боем давали зерно: если птицы клевали его с аппетитом, войска шли вперед, если же нет - полководцы ничего хорошего не ждали от битвы.
Воины Юлия Цезаря в I веке нашей эры, на свою голову, завезли бойцовых кур на север Европы. У многих народов они быстро завоевали популярность и служили символом борьбы с завоевателями. Храбрые галлы, предки французов, которые постоянно доставляли неприятности римским военачальникам, свое название получили от петухов («gallus» в переводе с латинского означает «петух»). Римляне дали такое название кельтам потому, что они были рыжеволосые и их огненно-рыжие хохолки напоминали петушиные гребешки. Галлы считали петуха своим покровителем и высоко ценили боевые качества этой птицы. На монетах Французской республики начиная с ХVIII века имелось изображение боевого петуха - символа воинственных галлов. К сожалению, «евро» нивелировало символ боевого духа одного из европейских народов.
Особенно популярны петушиные бои были у темпераментных жителей латиноамериканских стран - Бразилии, Чили, Уругвае, государствах Карибского бассейна, на юге США. Здесь были выведены известные на весь мир техасские бойцовые куры. В России бойцовые петухи стали известны с ХVIII века. Этот спорт на Руси назывался «петушиная охота».


Для того чтобы узнать больше о петушиных боях, я зашла на сайт
Бали и внимательно посмотрела фото и видео. Это так страшно!
Оказывается, существуют специальные фермы, где разводят и содержат в специальных домиках бойцовых петухов, тренеры готовят птиц к состязаниям, на лапы им укрепляют специальные лезвия, которые продаются там повсеместно в красивых футлярах - страшное оружие!



И такие бои зачастую оканчиваются смертельным исходом для одного из соперников.














В 1906 г. на Всероссийском съезде птицеводов по этическим и гуманным соображениям петушиные бои в России были запрещены.
Все равно жалко петухов, хоть они и драчливые!
Но зато они хорошие семьянины!








Нельзя себе представить птичий двор без петуха. Петух - хозяин двора. Он с рассветом первым выходит из курятника и своим «ко-ко-ко» поторапливает кур к выходу. Найдет зернышко и начинает неистово сзывать кур. Кроме того, петух постоянно помнит о своих обязанностях производителя, умудряясь не обделить никого своим вниманием. Он в состоянии «усладить» за сутки до 30 кур, однако такая интенсивная работа отрицательно сказывается на его здоровье. Поэтому зоотехническая наука определила ему норму «гарема» - не более 10 курочек. Интересно и другое. Курочки после последнего тесного «общения» с петушком способны в течение десяти-четырнадцати дней нести оплодотворенные яйца. Однако с появлением в птичнике нового петуха пальма первенства в этом деле сразу же переходит к новому производителю. Именно петухи, а не куры, передают своим дочерям такие качества, как яйценоскость, половая зрелость (т.е. начало яйцекладки) и инстинкт насиживания. Поэтому петух в курятнике не менее важен, как и хорошая курица.
За петухом интересно наблюдать. Он никогда не теряет чувство собственного достоинства. Даже при наказании его за какие-либо провинности он оставляет его как бы незамеченным. А если уж и придется ему отступить, то делает это с достоинством, словно именно это ему и нужно было делать.

Необходимо признать, что петух не участвует в насиживании яиц и воспитании цыплят. Но из правил бывают исключения... Существует легенда, возникшая тысячи лет назад, что якобы петухам один раз в сто лет разрешено (притом, неизвестно кем) нести яйцо - так называемый спорыш. Считалось, если этот спорыш проносит шесть недель под мышкой непорочная девственница, то из него вылупится «василиск» (что означает «царь»), готовый исполнить любые приказания своей приемной матери - мстить, влюблять в себя, добывать богатства и прочее. Кстати, несмотря, что этой легенде много лет, однако почему-то василиска никто никогда не видел.
Легенда об уродливом яйце получила всеобщее признание на долгие времена, вплоть до начала ХХ века. В 1474 году в Базеле состоялся судебный процесс над петухом, который обвинялся в том, что снес яйцо. Виновник был безжалостно обезглавлен святой инквизицией. В деревнях России в ХIХ веке тема василиска тоже пользовалась большой популярностью. Даже в наше время можно услышать рассказ старых людей о нечисти, вылупившейся из спорыша - неоплодотворенного яйца.
Естественно, этого уродца никто никогда не видел, однако все описывали его, причем каждый на свой лад. Одни утверждали, что василиск - это желтый петух с большими колючими перьями на крыльях. Другие утверждали, что ходит он на четырех ногах, имеет тело жабы и змеиный хвост, а вместо перьев у него рыбья чешуя.

Петух у славян, как западных, так и восточных, являлся птицей пограничной и наделялся как способностью противостоять нечистой силе, так и демоническими свойствами. В народной традиции он постоянно связывается с огнём, оберегает дом от пожара и удара молнии, однако, при этом красный петух олицетворял сам пожар. Существует выражение: «пустить красного петуха». По представлениям наших предков-язычников, когда пожар начинался от молнии, с неба спускался пламенный петух, садился прямо на крышу дома и поджигал всё вокруг.
Но все эти мифы и предания - плод богатого воображения людей…






У моей соседки напротив в открытом вольере живет куриная семья, глава семьи - петух Вася - живет уже несколько лет. Однажды грянули морозы, а хозяйка была в гостях. Домик куриный - хлипкий, холодный, все ветра пронизывают. Спохватилась хозяйка - и бегом домой. Заглянула в курятник, а там сидит петушок, крылышки растопырил, а под ними вся его семья - 11 курочек. И как поместились? Сам же Василий очень пострадал - гребешок у него посинел и свесился набок, лапки тоже окоченели. Так бы и погибла семейка, если бы хозяйка не взяла ее в комнату. Курочки сразу же повалились на бок и уснули. Бедный петух очень замерз, но семью спас. Долго еще ходил он с сизым гребешком, правда, потом он опять покраснел, но так и не восстановился - свешивается набок. А хозяйка кормит его отборным зерном и говорит: «Хозяин!»
А уж как он поет свое «ку-ка-ре-ку»!


Человек слышит крик петуха на расстоянии двух километров. В отличие, например, от повторяющихся звуков, которыми петух подзывает кур к найденному корму, кукареканье производится однократно, но зато дольше и на более высоких частотах. Чем выше тональность, громкость и длительность этих сигналов, тем сильнее эффект. Один и тот же петух кукарекает всегда одинаковым образом: отклонения не превышают полтона.
Кукареканье - это своего рода вызов другим петухам, на который те подают ответный клич. Правда, в случае, когда соперники - петухи одного ранга. Если же закричит, скажем, на том же дворе петух, занимающий подчиненное положение, то господствующий попросту атакует его, не удостаивая ответом.

Но о чем же перекликаются петухи, разделенные большим расстоянием и не видящие друг друга?
Так вот, с помощью кукареканья достигается биологически полезный результат - захват, освоение и защита участков, а в конечном итоге - расселение вида безвредным путем, ибо дело ограничивается только запугиванием. Петух заранее предупреждает соперников о том, что данный участок занят и они должны искать свободное "место под солнцем". И только если заселены все пригодные места, начнутся бои. В этом случае победитель - животное более сильное не только в физическом, но и психическом отношении, - станет продолжателем рода, что, конечно, тоже выгодно для процветания вида, для его прогрессивной эволюции.
Все сказанное относится к дико живущим птицам. Но эта же форма территориального поведения сохранилась и у домашней курицы, хотя и потеряла свое биологическое значение: ведь человек обеспечивает все потребности домашних животных и управляет эволюцией вида.



Есть весьма любопытное предание, связанное со знаменитым жареным петухом. После Воскресения Христова еврейская девочка пришла к своему отцу и рассказала, что видела воскресшего Спасителя. Старый еврей, человек осторожный, не поверил и ответил дочери, что он тогда воскреснет, когда жареный петух полетит и запоет. В ту же минуту жареный петух сорвался с вертела, полетел и закричал.
Петухи любят скрестись около деревьев. С той стороны, в какую они поворачивают грудь, можно ожидать ветер. Петушиный бой предвещает хорошую погоду, тогда как стояние на одной ноге зимою - мороз.


Составители летоисчисления тоже не могли не почтить своим вниманием петуха. Согласно древнему восточному календарю, каждый год получает название одного из двенадцати животных. Среди них находится и петух. По древнему поверью считается, что судьба человека во многом зависит от того, в каком году он родился. Люди, появившиеся на свет в год петуха, отличаются спокойным, уравновешенным характером. Они общительны, понимают настроение других, обладают способностью убеждать собеседника. Это целеустремленные люди, которые обычно не отступают от принятого решения. Наибольших успехов они добиваются в среднем возрасте. Ближайший «петушиный год» будет только в 2017 г., так что придется немного подождать.







Вероятно, еще первобытные люди видели в петухе, громко провозглашающем наступление нового дня, таинственного вестника сверхъестественных сил, божества Солнца. Известно, что дикие петухи были одомашнены как культовые животные в древней Индии (III...II тысячелетие до нашей эры). Есть мясо петухов строго запрещалось, но в то же время разрешалось охотиться на диких кур и есть их. Лишь много позже в античной Европе мясо домашней курицы, а потом яйца стали употреблять в пищу.
Хоть и говорят, что курица - не птица, но и она немало понимает в погоде.
Главное, чтобы куры и петухи не перевелись.
(По материалам К. ФАБРИ, кандидата биологических наук,
ж. "Наука и жизнь", 1972. №9).


Это сообщение я решила создать, рассматривая картины художницы Stephanie Birdsall, где изображены очень красивые петухи!


/more]