Игры на улице про березу. Традиционные русские игры на троицу и завивание березки

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и ноют:
Березка девочек кричала, к себе призывала:
- Идите, девочки, на луг гулять,
Зеленые веточки завивать.
- Мы тебя, березка, не согнем
На тебе веночки не завьем.
- Я к вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веточки совьюсь.
Завьете венки зеленые -
Станете весь год веселые.
Дети, которые образуют ворота, кидают одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

ЗАИНЬКА

Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит заинька. Один из ребят спрашивает его:

Заинька, заинька, где твой дом?
- Мой дом под кустом, под березовым листом.
Затем все хором говорят:
- Заинька, заинька, приходи к нам на лужок, на головку вить венок!
Заинька входит в круг и изображает движениями действия, о которых говорится в песне.

1. Заинька, сорви цветик, вот и этак сорви цветик.
2. Заинька, свей веночек.
3. Положи на головку.
4. Топни ножкой.
5. Заинька, попляши.

Дети идут по кругу. Заинька подходит к одному из ребят, стоящему в кругу, и меняется с ним местами. Так выбирается новый заинька, и игра продолжается.

Заинька, заинька, коротенькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

КОЛЕЧКО

Это игра для девочек.

На ленточку надевают колечко, а затем, связав концы ленточки, девочки становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из них, выбранная считалкой, - «кружится», т. е. ходит в кругу и ищет колечко, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря: «У меня!» - а в это время кольцо передается другой участнице игры. Водящая хватает ее за руку и обнаруживает, что у нее кольца нет. Колечко оказывается в другом месте. «Кружащаяся» спешит за ним. Если найдет, девочки меняются местами. Та, у кого нашли кольцо, начинает «кружиться».

НОС (Игра для мальчиков)

Участники садятся гуськом друг за другом, водящий - впереди. Второй игрок закрывает глаза первому, кто-нибудь (на него может указать воспитатель, Березка) выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.

(После игр дети встают в хоровод у березки, любуются ею, а воспитатель напоминает девочкам, что они покумовались, и дает наказ всем ребятам не ссориться, жить в мире и добре друг с другом.)

  • Декабрь 7, 2013
  • ,

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий говорит:
Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-лоб-нос-нос-лоб-лоб-ухо!
Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.

Кто подходил - игра для детей

Части тела - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий сидит в середине круга, остальные игроки сидят вокруг него. Ведущий говорит, например, «нос, нос, нос, рот» и сначала 3 раза прикасается к носу, а затем к какой-нибудь другой части лица. Игроки не должны быть загипнотизированы движениями ведущего и делать только то, что ведущий говорит. Побеждает самый внимательный.

Что где? Кто где? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.

Пальчик - игра для детей

Количество игроков: не менее двух
Дополнительно: картинки
Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее (а значит, и интереснее) будет игра.
Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Раз, два, три - говори! - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки
Эта игра может быть первым шагом в развитии целенаправленного внимания, в ней могут участвовать уже2-3-летние дети.
Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это происходит потому, что малыш не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания и реагирует только на первое. Данная игра учит детей придерживаться двух разных условий выполнения задачи: одно из них - узнать предмет на картинке и правильно назвать его; второе - удержать уже известный ответ и не называть предмет раньше времени.

С листком календаря - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Каждый участник получает листок перекидного календаря. Девочка - четное число, мальчик - нечетное. По ходу вечера обладателям календарных листков предлагаются разнообразные задания: собраться по месяцам, собраться по дням недели, составить номер года.
Или: сформировать команду из 12 вторников, сред, четвергов и т. д. (число значения не имеет, но каждый из 12 месяцев должен быть представлен); найти «вчерашний день» (например, 25 сентября, ищет 24 сентября и т. д.).

Вратарь - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок:
Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Ведущий:
Раз, два, три -
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Сценарий развлечения «Люблю березку русскую» для детей старшего дошкольного возраста.

Материал предназначен для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей.
Автор работы : Будилова Галина Евгеньевна, воспитатель дошкольного отделения ГБОУ школа №2097, город Москва.
Цель: создать праздничное настроение у детей и родителей.
Задачи:
- способствовать формированию гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа;
- способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора;
- воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства, любовь к природе, родному краю;
- уточнить и углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы;
- продолжить знакомить детей с деревом, ставшим символом России.
(В центре зала стоит берёзка.. Под звучание весёлой народной мелодии в зал входят дети. Становятся в полукруг).
Ведущая
С чего начинается Родина?
Наверное с белых берёз!
С их царства, сквозного, молочного
И с пухлых ребяческих грёз.

1 Ребёнок
Родина – это России просторы
И над рекою откос,
Чистое золото осени поздней,
Шум белоствольных берёз.

2 Ребёнок
Ты красива в весеннем наряде Россия,
Ты прекрасна во все времена,
Я люблю твои реки и горы
И горжусь тобой Родина я!

3 Ребёнок
Нет лучше и милей России
И лучше наших песен нет.
Тебе поём, что всех красивей,
Тебе несем мы свой привет.

(Дети исполняют песню о России)

(Дети садятся на стульчики)

Ведущий
Не случайно мы начали наш праздник «Люблю берёзку русскую…» именно с этих слов. Берёзка- символ России, символ молодости, прекрасного, поэтического. Где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет. Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит его ветвями, благодатный дождик поливает её, солнышко греет. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу берёзку! Это же сама Россия наша, смотрит гордыми и светлыми очами в мир.
Поэт Сергей Есенин назвал Россию «страной берёзового ситца», а березку – нежной, чистой, юной девушкой.

4 Ребенок
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зелёные сережки
И горят серебряные росы.

5 Ребенок
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками
С зелёными серёжками.

(На березке появляются желтые листочки)

Ведущая
Ребята посмотрите на березку. Что с ней случилось?
(Листья на берёзке пожелтели – значит, осень наступила.)
Пожелтели её косы. Но берёзка улыбается и с гостями не прощается.

Ветер, ветер зашумел,
Листик с дерева слетел.
Лист березовый найди
И в корзинку положи.

(Игра «Собери березовые листья»)

(Берёзку накрывают белыми платками)

Ведущая
Изменилось всё вокруг.
Ветер стал колючим вдруг.
Словно белые пушинки,
С неба падают снежинки.
Что случилось? Что изменилось? (пришла зима)
Давайте вспомним, как выглядит наша берёзка зимой.

6 Ребёнок
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки точно серебром.

Ведущая
В старину тёмными зимними вечерами, при свете берёзовой лучины, женщины занимались рукоделием, пряли, ткали, вышивали, а скучно станет, возьмет гармошку хозяин, да и сыграет плясовую.

7 ребенок
Кружатся весело белые метели,
А у березок наших – танцы да веселье.
Чтоб не забыть народный стиль,
Станцуем русскую кадриль.

(Танец «Кадриль»)

Ведущая
Едва повеет теплом, как берёзы окутываются легким, прозрачным изумрудным зелёным облаком.
Это свёрнутые почки начинают разворачиваться в пахучие глянцевые берёзовые листики.
Наступает весна.
Давайте, ребята, позовем к нам Весну.

(Дети поют закличку)

(Входит Весна).

Весна
Здравствуйте, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех у нас – весеннее.

(Весенняя песенка «Здравствуй, милая Весна!)

Весна
Настал мой черед приниматься за дело,
Чтоб каждая веточка зазеленела.
Хоть много работы, но это нетрудно.
Вот милым берёзкам наряд изумрудный.
Принесла я для лугов покрывало из цветов,
Принесла для елки новые иголки.
И про вас, ребята, не забыла
Всем подарки принесла.

Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, очень он хорош. (Кокошник)

(Весна раздает девочкам кокошники)

Что за головной убор
Мужчины носят с давних пор?
С курткой, пиджаком, рубашкой
Любят надевать... (фуражку) .

(Весна раздает мальчикам фуражки)

8 Ребенок
Эй, сюда, честной народ,
Собирайся в хоровод.
Будем петь мы и плясать.
Берёзку русскую прославлять!

(Хоровод вокруг березки)

Весна
Берёза - щедрое, доброе дерево! Весной звери и птицы с удовольствием пьют берёзовый сок. Люди тоже собирают берёзовый сок, он очень полезен и богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе необходимо замазать, чтобы дерево не болело, не погибло. На Руси всегда любили белоствольную березу красавицу, считали символом девичьей нежности и красоты. На Троицу ветками берёз украшали дома, храмы, а саму березку украшали разноцветными лентами.

9 Ребёнок
Белая берёза – девочек сестричка
У берёзы белой тоже есть косички
Девочки к берёзке белой подойдут
Ленточки красивые в косы заплетут.

Весна
Давайте не просто подарим ленточки березке, а завяжем их на веточках.

(Дети завязывают ленточки на ветки березки)

10 Ребенок
В круг вставайте, детвора,
Ждет вас русская игра.

(Игра «Плетень»)

(Выходит леший)

Леший.
Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут и вдруг - шум, гам, громко поют, в барабаны бьют!

Весна.
Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня в гости к березке пришли, ее прославлять, песни петь и танцевать.

Леший.
Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них защищаю. А с вами я и сам поиграю.

(Игра «Беги!»)

Ход игры: Леший стоит в центре круга, дети взявшись за руки, идут по кругу. Все говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
(Леший со словами: «Раз. Два, три - беги!» догоняет детей, а они убегают от него, кого поймает Леший тот становится в центр круга, и будет догонять. Игра повторяется несколько раз)

Леший.
Ну, ребята порадовали вы меня, да позабавили! Загадаю вам загадку и послушаю отгадку.

В белом сарафане
Встала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (береза)

Правильно, берёза!
Тише, тише, тишина.
Кто-то к нам спешит сюда
Это Березка к нам идет.
И сюрпризы всем несет.

(Входит девочка – Березка с корзинкой, обходит зал, встает в центр)

Березка:
Здравствуйте!
Я - деревце лесное
Я - деревце краса!
Собою украшаю зеленые леса.
Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
С праздником вас, всех я поздравляю,
Счастья вам, здоровья, радости желаю!

Весна.
Березка, мы тоже тебя поздравляем и здоровья желаем. А, что у тебя в корзиночке лежит?

Березка.
Принесла я вам подарки.
Становитесь быстро в ряд
Инструменты выбирать.
Инструменты заиграйте,
Нас сегодня развлекайте.

(Дети берут инструменты, исполняют мелодию)

Березка
К вам пришла я не одна, а с друзьями.

(Выходят ребята и исполняют частушки)

Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте–ка частушки,
Запевайте поскорей.
Веселите всех друзей!

1. Девочка
Я надену сарафан.
Заплету косички,
Будем рядом мы с берёзой
Девочки – сестрички!

2. Мальчик
Мне милы твои серёжки
И нарядный сарафан.
Побегу я по дорожке
Обниму твой тонкий стан.

3. Мальчик
Ветерок к тебе спешит,
Сарафанчик твой шуршит.
Кудри развеваются,
Девчушки развлекаются.

4. Девочка
Летом я к тебе приду
И в тенёчке посижу.
Ты прохладой освежишь.
И в жару ты охладишь.

5. Девочка
И зимою ты красива,
Белоснежна. горделива.
Все любуются тобой,
Глядя на наряд лесной!

6. Мальчик
Ну, а коль весна пришла –
Ты стоишь вся зелена.
Твой наряд такой красивый.
Он любому сердцу милый!

Леший
Хорошие частушки, мне очень понравились, даже самому захотелось спеть.
Расступись, честной народ,
Леший вам сейчас споет.
А, вы, хлопайте в ладоши.
Не жалейте своих рук.

(Частушки Лешего)

1.
Кто я? Кто я? Просто Леший.
Просто мужичок лесной.
Страшноват, конечно, внешне,
Но с открытою душой.

2.
Я когда сюда пришел,
Был рассержен, был я зол,
Но сейчас я очень рад,
Что в мой лес пришел детсад.

3.
Леший с длинной бородой
С пышными усами,
Но как парень молодой,
Пляшет вместе с вами.

Леший
Что с ногами, не пойму
Вправо, влево носятся,
Не стоят они на месте,
Так плясать и просятся.

(Общая пляска)

Весна
Праздник весёлый удался на славу,
Мы думаем, всем он пришёлся по нраву!
Мы и пели, и плясали, и стихи для вас читали.
И немножечко устали.
Мы присядем, отдохнем,
Да чайку с вами попьем.

11 Ребенок
Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем.
От всех невзгод, от всех болезней
Российский чай всегда полезный.

12 Ребенок
Наш гость сегодня не скучай
Пей от души горячий чай.
Его ты ароматный вкус познай,
По жизни с ним вперед шагай.

13 Ребенок
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
От недуга исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.

(Песня о чае)

(Леший и Весна угощают гостей и детей чаем с баранками)

Леший
Ну что ж гости дорогие!
Пришло время и нам проститься
А вам в дальний путь пуститься
Наш праздник вспоминайте
И берёзку берегите, уважайте.

Весна
До свидания, друзья!

(Дети выходят из зала)

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова, береза - лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству народов. Оно восходит к корню bhe, означавшему блеск, белизна.
Слово береза обозначало имя белого дерева, сияющей березы, и названо так это чудесное дерево за его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол.

Как ласково в народе называют березу? - березка, березонька.
Как одни словом можно назвать березовый лес - березняк.
Как назвать съедобный гриб с коричнево-черной шапкой, растущий под березой? - подберезовик.

Стихи о березе

Читайте стихи о березе вместе с детьми. Обращайте их внимание на то, как авторы говорят о березе, какие красочные определения используют, с кем ее сравнивают, обосновывают, удачны ли такие сравнения.

Березка
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется - в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс.Рождественский

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С.Есенин
«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
А.Прокофьев
«Береза, моя березонька…»
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза моя кудреватая!
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья бумажные,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В Семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венок плетут.
Русская народная песня

Загадки о березе
Можно о березке детям загадывать загадки. И просить их объяснить отгадки.

На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены
Бела - не снег, зелена - не луг, кучерява - не человек
В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы

Пословицы и поговорки
Березы, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Какова березка, такова и отростка. Значение пословицы в том, что отпрыски всегда перенимают повадки, черты характера от родителей. Чаще говорится о детях, которые унаследовали от родителей манеры поведения и т.п.

Игра «Гуляй да присматривайся!»
Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы.

Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза (какая?) - кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) - растет, зеленеет, красуется и т.д.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)

Из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова: “береза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями”.

Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству народов. Оно восходит к корню «бер», означавшему блеск, белизна.
Слово береза обозначало имя белого дерева, сияющей березы, и названо так это чудесное дерево за его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол.

Спросите у ребенка:
* Как ласково в народе называют березу? (березка, березонька)
* Как одни словом можно назвать березовый лес (березняк)
* Как назвать съедобный гриб с коричнево-черной шапкой, растущий под березой? (подберезовик)

Читайте стихи о березе вместе с детьми. Обращайте их внимание на то, как авторы говорят о березе, какие красочные определения используют, с кем (чем) ее сравнивают, удачны ли такие сравнения.

Березка
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс. Рождественский

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин

«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
А. Прокофьев

«Береза, моя березонька…»
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза моя кудреватая!
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья бумажные,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В Семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венок плетут.
(Русская народная песня)


Загадки о березе:
Можно о березке детям загадать загадки, попросить их объяснить отгадки.


На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены.

В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы. Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек.

Хоть малая, хоть большая - где стоит, там и шумит.


Игра «Гуляй да присматривайся!»
Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы.

Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)