Примеры инверсии песне про царя ивана васильевича. Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М

В полном заглавии поэмы в определенной последовательности названы её главные герои и косвенно обозначено время действия. Песню о них сложили и спели гусляры — народные певцы. Это их глазами мы увидели события давно минувших столетий.

Историческую основу для «Песни про купца Калашникова» Лермонтов, скорее всего, взял из « Истории государства Российского» Н. Карамзина. Возможно, он знал и фольклорные песни об Иване Грозном.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», анализ которой мы проведем, переносит читателя к XVI в., времена царствования Ивана Грозного, который часто был жестоким и безжалостным к своему народу. Для подавления возможного неповиновения Иван Грозный создал особое войско — опричнину.

«Песня...» привязана к конкретному времени. Царский и купеческий быт, картины жизни Москвы - всё это приметы эпохи. Но показаны они без подробностей, иногда косвенно. Например, Кирибеевич, желая привлечь внимание Алёны Дмитревны, с гордостью сообщает ей, что он не «душегуб лесной», а из «славной семьи Малютиной». А она «испугалась... пуще прежнего», потому что кто же не знал имени главного опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, известного своей жестокостью?

Но не эпоха и не деяния Ивана Грозного как государственного мужа в центре внимания поэта. Его интересуют характеры эпохи. Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников - все они разные, и все они ветви одного дерева, выросшего на почве российской истории XVI в.

Образ Кирибеевича в "Песне про купца Калашникова"

В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ - в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.

Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою... сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.

Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца. Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек... яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.

Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.

Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.

Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.

Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».

Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.

Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»

Наказал Кирибеевича Калашников. Купец - человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» - распространенный вид русского хлеба. Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый - зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена. Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».

Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться... за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.

Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.

«Родился я от честнова отца». — А ты?

«Жил я по закону Господнему ». — А ты?

«Не позорил я чужой жены ». — А ты?

Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».

Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями. Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии. Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.

Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.

Образ Ивана Васильевича в «Песне про купца Калашникова»

На страже царь Иван Васильевич. По какому праву? По праву хранителя православных законов: «Как возговорил православный царь». То есть, подчёркивается, что он не только царь — государственный муж, но и тот, кто служит Богу. Он его наместник на земле. Поэтому-то он «Иван Васильевич», а не «Иван Грозный». И царь признаёт над собой верховность Бога. Он принимает слова Калашникова: «Скажу только Богу единому», почему убил Кирибеевича. Поступая с Калашниковым по справедливости, что не соответствовало обычаям реального Ивана Грозного, царь косвенно, через оказание милостей семье Калашникова, признает его правоту.

А как люди? Они запомнили Калашникова? Запомнили. Именно поэтому «Песня...» заканчивается не казнью героя, а поклонами его «могилке» «пройдет стар человек — перекрестится», «пройдёт молодец — приосанится».

Основные особенности «Песни про купца Калашникова»

Почему Михаил Юрьевич назвал поэму «Песней...»? В названии отмечена форма, в которой история царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова дошла до слушателей. И ещё, если эти события стали песней и её поют и разносят по свету, это означает, что она уже вошла в память народа, стала его духовным достоянием.

Основные особенности «Песни про купца Калашникова» следующие:

  • жанр: поэма;
  • история как один из источников «Песни...»;
  • близость к жанру фольклорной исторической песни;
  • противостояние: опричнина — купечество;
  • интрига в сюжете;
  • присутствие героя — исторической персоны:
  • наличие вымышленных героев;
  • изложение от лица гусляров, выражающих народный взгляд;
  • утверждение вечных нравственных ценностей народа;
  • создание сильного национального характера;
  • тема чести;
  • трагический финал.

страница 1
ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Вариант 1
«Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
сердца жаркого не залить вином,
Думу чёрную - не запотчевать!

А прогневал тебя - воля царская;


Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится».

И сказал ему Царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчовый кафтан?
Не измялась ли" шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закалённая?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»

В 1. Каков жанр произведения, из которого приведен отрывок?


В2. Кто является собеседником царя Ивана Васильевича в приведенном отрывке?

В3. Что вызвало гнев Ивана Васильевича?

В4. Каким элементом композиции является сцена пира?
В5. О чем «кручинится» «молодец»?

В6. Какие характерные для народной песни приемы художественной выразительности использует автор в приведенном отрывке?

В7. Найдите в приведенном отрывке постоянный эпитет.

В8. Приведите пример инверсии в последнем предложении.

В9. Какой синтаксический прием художественной выразительности использует зазубрилась сабля закаленная, иль конь захромал, худо кованный? / Или с ног тебя сбил на кулачном бою, /На Москве-реке, сын купеческий»?

В10. Какой синтаксический прием художественной выразительности использует автор: «Не истёрся ли твой парчовый кафтан?/ не измялась ли шапка соболиная"/ Не казна ли у тебя поистратилась»?



С1. Какими предстают перед нами главные герои в данном отрывке? Ответ обоснуйте.

ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ПЕСНЬ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО
ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

Вариант 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
«Уж ты где, жена, жена шаталася?
На каком подворье, на площади,
Что растрёпаны твои волосы

Что одежда твоя вся изорван~?

Уж гуляла ты, Пировала ты

Чай, с сынками всё с боярскими! ..


Не на то пред святыми иконами

Мы с тобой, жена, обручалися,


Золотыми кольцами менялися! ..

Как запру я тебя за железный замок


За дубовою дверь окованную "
Чтобы свету божьего ты не видела
Моя имя честное не порочила... »
И услышав то, Алёна Дмитревна
Задрожала вся, моя голубушка,

Затряслась как листочек осиновый,


Горько-горько она восплакалась,

В ноги мужу повалилася.

«Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня или выслушай!

Твои речи - будто острый нож;

От них сердце разрывается.

Не боюся смерти лютыя,

Не боюся я людской молвы,

А боюсь твоей немилости».

В1. Кто повествует в данном произведении о всех происходящих событиях?

В2. Между какими персонажами происходит приведенный выше диалог?

В3. О каком персонаже В.Г. Белинский писал: «Первое его появление на сцене располагает нас в его пользу: почему-то вы чувствуете, что один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхали их»?
В4. Какие строки передают отношение рассказчика к Алене Дмитриевне?

В5. Какие строки в словах Алены Дмитриевны говорят о ее уважении и любви к мужу?

В6. Кто явился обидчиком Алены Дмитриевны?

В7. Как называют характерный для фольклора художественный прием, используемый в «Песне... » («красно солнышко», «свету божьего» и т. д.)?

В8. Какие синтаксические приемы художественной выразительности использует автор в строках: «Что растрёпаны твои волосы, / то одежда твоя вся изорвана»?

В9. Какая особенность народной поэтической речи отразилась в «Песне... » в словах «голубушка», «солнышко», «батюшка»?

В10. Найдите в последнем предложении пример инверсии.

С 1. Как отразились в «Песне... » отношения между мужем и женой того времени? Ответ обоснуйте.

С2. Близка ли Алена Дмитриевна к народному идеалу женщины. Ответ обоснуйте.
ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ПЕСНЬ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО
ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

Вариант 3
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
И сказал ему Кирибеевич:

«А поведай мне, добрый молодец,


Ты какого-роду племени,

Каким именем прозываешься?

Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться».
Отвечает Степан Парамонович:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,


А родился я от честного отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью тёмною,


Не таился от свету небесного...

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь,

И не позже как завтра в час полуденный;


И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи...

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я, басурманский сын, -


Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И услышав то, Кирибеевич


Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,


На раскрытых устах слово замерло...

В1. Чем характеризуется поведение Кирибеевича до появления Калашникова?

В2. С какой целью выходит на бой Кирибеевич?

В3. Для чего выходит на бой Калашников?

В4. Какие строки в словах Калашникова прямо обвиняют Кирибеевич в бесчестном поведении?

В5. Что понимает Кирибеевич, увидев и узнав Калашникова?

В6. Чем окончился кулачный бой?

В7. Найдите сравнение в приведенном отрывке.

В8. Какой традиционный для народной поэтической речи прием художественной выразительности использует автор в строках: «Не шутить, не людей смешить/ К тебе вышел я, басурманский сын, - / вышел я на страшный бой, на последний бой!»?

В9. В чем особенность эпитетов «ночка темная», «добрый молодец»?

В10. Укажите прием художественной выразительности в строке: «Между сильных плеч пробежал мороз».

C1. Чем обусловлено смятение Кирибеевича, узнавшего имя соперника? Ответ обоснуйте.

С2. Какие детали поединка подчеркивают то, что для Калашникова божья воля важнее воли царской? Ответ обоснуйте.

ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«ПЕСНЬ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО
ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

Вариант 3

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольною волей,

А за что, про что - не скажу тебе,
Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить - и на плаху несть

Мне головушку повинную;

Не оставь лишь малых детушек,


Не оставь Молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью... »

«Хорошо тебе, детинушка,
Удалой боец, сын купеческий,
Что ответ держал ты по совести.

Молодую жену и сирот твоих


из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня


по всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол при кажу звонить,


Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью... »

В1. Каким показано поведение Калашникова в беседе с царем?

В2. Какая Строка в словах Калашникова подчеркивает его духовное равенство с царем?

В3. Каким элементом сюжета является разговор Калашникова с царем?

В4. Какого персонажа В.Г. Белинский характеризовал таким образом: « …Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка... »?

В5. Какое качество царя Ивана Грозного подчеркивают его слова:


«Я топор велю наточить-навострить, /Палача велю одеть-нарядить, / в большой колокол прикажу звонить, /Чтобы знали все люди московские, /Что и ты не оставлен моей милостью... »?

почему Калашников не говорит царю об истинной причине


В6. Почему Калашников не говорит царю об истинной причине убийства Кирибеевича?

В7. Укажите прием художественной выразительности в словосочетаниях «буйную головушку», «удалой боец».

В8. Укажите прием художественной выразительности, традиционный народной поэтической речи: «Я убил его вольною волей».
В9. Найдите фразеологизм в строках: «А ты сам ступай, детинушка, / на высокое место лобное, /Сложи свою буйную головушку».

В 10. Найдите инверсию в строках: «А ты сам ступай, детинушка, / на высокое место лобное, /Сложи свою буйную головушку».

С1. Почему царь, признавая смелость и даже правоту Калашникова («Удалой боец, сын купеческий, / ... ответ держал ты по совести»), решает его казнить? Ответ обоснуйте.

С2. Помнят ли Калашникова после его смерти? Почему? Ответ обоснуйте.
страница 1

Разделы: Литература

Урок 1

  1. Назвать главных действующих лиц поэмы и обосновать свое мнение.
  2. Описать облик Москвы в каждой из трех частей поэмы и назвать (привести примеры) средства художественной выразительности, используемые автором для ее изображения.
  3. Объяснить взаимосвязь цветовой гаммы поэмы и авторской позиции.
  4. Указать зарождение конфликта и позицию царя в нем.
  5. Объяснить выбор Москвы в конфликтной ситуации.
  6. Объяснить характер Москвы и ее роль в поэме.
  7. Выразительно прочитать диалог Кирибеевича и Ивана Грозного, монолог Алены Дмитриевны, пейзажную зарисовку в начале третьей части, прощальную речь Калашникова.

Ход урока

1. Беседа.

  • На сколько частей делится “Песня…” и почему?
  • Назовите главных действующих лиц произведения. Сколько их?
  • 2. Часть I. “Царская” Москва.

  • Выразительное чтение начала первой части “Песни…” до слов: “…И семьею ты вскормлен Малютиной!..”
  • Где происходит действие первой части?
  • Каким предстает перед нами хозяин пира – царь Иван Васильевич?
  • А каким предстает один из его гостей – молодой опричник Кирибеевич? Найдите описание одежды и другие свидетельства его богатства?
  • Выразительное чтение отрывка с выделением интонацией деталей портрета Кирибеевича? Какова художественная особенность его портрета? Какой художественный прием использует М. Ю. Лермонтов?

    • Выразительное чтение диалога царя Ивана Васильевича и Кирибеевича.
    • Что слышится и видится в речи царя, построенной в форме вереницы вопросительных предложений? Какую интонацию ответа опричника она предполагает?
    • Как звучит ответ молодого опричника? Что добавляет он к характеристике любимца царя?
    • На чьей стороне царь?
    • Вспомните первые две строки первой части. С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот фольклорный оборот речи?
    • Какой лик Москвы поэт изобразил в первой части?

    3.Часть II. Москва трудовая, купеческая, “людская” и Москва темная, разбойничья.

  • Где происходит действие второй части?
  • Перечитайте первую и вторую строфы второй части. Какими предстают перед нами Калашников и его семья?
  • Каковы нравственные основы жизни семьи Калашниковых?
  • За Кремлем горит заря туманная,
  • Набегают тучки на небо,–

    Гонит их метелица распеваючи;

    Опустел широкий гостиный двор.

    Обратите внимание на эпитет “туманная”, какой знак мы в нем видим? Что слышим мы во второй строке? Что символизирует метелица?

    • Выразительное чтение монолога Алены Дмитриевны.
    • Каким нарисован городской пейзаж в ее монологе? Как он помогает нам почувствовать надвигающуюся на семью Калашникова беду?
    • Как автор передает состояние молодой женщины? Обратите внимание, как ведет себя Кирибеевич?
    • Что же так остро переживает Алена Дмитриевна? Что беспокоит ее больше всего?
    • Каков лик Москвы во второй части?

    4. Часть III. Москва святая, православная, хранительница веры, чести, долга.

  • Куда переносит поэт действие в третьей части?
  • Какой картиной начинается третья часть.
  • Выразительное чтение первой строфы третьей части? Как автор передает свое восхищение утренней Москвой? Какие изобразительные средства использует?
  • Какие чувства вызывает в читателе последние две строки этой строфы? Какие нотки в них звучат? Как проявляется авторская позиция?
  • Какова цветовая гамма третьей части поэмы? Как она выражает авторское отношение к героям?
  • В каких строках третьей части передаются чувство достоинства Калашникова, его отношение к Богу, семье, царю, Отечеству, “народу русскому”?
  • Выразительное чтение прощальных слов Калашникова перед “смертью лютою, позорною”. Как характеризует героя его речь?
  • Найдите строчки, рисующие казнь Калашникова. Почему его смерть названа “лютою, позорною”, а головушка “бесталанною”?
  • Как М. Ю. Лермонтов изображает выбор Москвы в конфликтной ситуации произведения? Выразительное чтение последней строфы поэмы.
    • Почему в финале ни слова не говорится о могиле Кирибеевича?
    • Какой лик Москвы рисует поэт в третьей части?

    5. Вывод.

  • Как поэт создает художественный образ Москвы?
  • Можно ли сказать, что Москва имеет свой характер? И если да, то какой? Какова роль Москвы в поэме?
  • 6. Домашнее задание.

    1. Письменное задание: заполнить таблицу, перечитав текст поэмы.

    2. Индивидуальные задания. Подготовиться к дискуссии “Справедливо ли был казнен Степан Калашников?”. Дать ответ с разных позиций:

    1-ый ученик – с позиции Степана Калашникова;

    2-ой ученик – с позиции Ивана Грозного;

    3-ий ученик – с позиции закона;

    4-ый ученик – с позиции судьбы;

    5-ый ученик – с позиции гусляров.

    (Каждый ученик получает карточку с вопросами).

    3. Индивидуальные задания. Чтение в лицах диалога царя Ивана Грозного и купца Калашникова.

    Урок 2

    Купец Калашников и опричник Кирибеевич, купец Калашников и царь Иван Васильевич: смысл столкновения.

    1. Назвать основные события в поэме и объяснить свое мнение.
    2. Точно охарактеризовать Калашникова, Кирибеевича, Ивана Грозного.
    3. Сравнить Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и Ивана Грозного и объяснить, кто из них является сильной личностью.
    4. Сравнить Кирибеевича и опричников, о которых писал Н. М. Карамзин. Найти сходства и различия.
    5. Назвать героя, одержавшего победу, и обосновать свое мнение.
    6. Объяснить, почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно.
    7. Объяснить, почему Калашников не подал челобитную, не попытался доказать свою правоту через государев суд и не открыл царю всей правды.
    8. Определить авторскую позицию и объяснить ее.
    9. Обосновать свое отношение к героям.
    10. Объяснить, почему нельзя назвать судом волю одного человека.
    11. Прочитать в лицах диалог Ивана Грозного и купца Калашникова.
    12. Обосновать выбор В. М. Васнецовым проиллюстрированного эпизода.

    Ход урока

    I. Беседа.

  • Какие эпизоды в “Песне…” произвели на вас наибольшее впечатление?
  • Какие события в поэме вы считаете основными и почему?
  • II. Анализ сцены поединка. Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в сцене боя?

  • Работа с таблицей
  • Дополнительные вопросы к таблице:

    1. Как это характеризует героев?
    2. Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников – царю, “После белому Кремлю да святым церквам, а Потом всему народу русскому?”
    3. Только ли честь семьи защищает Калашников?
    4. Что особенно привлекает в Калашникове?
    5. В. Г. Белинский сказал о нем, что это “… одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут”. Что послужило критику основанием для того определения?

    6. Как это характеризует героя?
    7. На чьей стороне симпатии автора? Почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок?
    8. Каким чувством проникнуты строки о смерти Кирибеевича? Чем можно объяснить это чувство?
    • Почему гусляры, зная, что перед ними “лукавый раб”, все говорят о нем как об “удалом бойце”, “буйном молодце”?
    • Похож ли Кирибеевич на опричников, о которых писал Н. М. Карамзин? Если похож, то чем? А чем отличается?
      • Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в сцене боя?
      • Во что и почему превратился кулачный бой?
      1. Обращение к рисунку В. М. Васнецова.

    Почему художник проиллюстрировал именно этот момент? Какими изображены Калашников и Кирибеевич? Какие чувства вызывает у вас этот рисунок?

    III. Анализ сцены суда.

  • Чтение в лицах диалога царя Ивана Грозного и купца Калашникова.
  • Справедливо ли был казнен Степан Калашников?
  • Прежде чем сделать окончательный вывод, дадим ответ на вопрос с разных позиций:

    1. Степан Калашников

    Почему герой первым говорит о своей казни: “Прикажи меня казнить - и на плаху несть мне головушку повинную”?

    2. Иван Грозный

    Является ли казнь купца нарушением слова царя, сказанного перед боем: “Кто побьет кого, того царь наградит”? Помиловал бы Иван Грозный купца Калашникова, если бы тот попытался схитрить и сказал, что убил своего противника случайно? Являются ли насмешкой слова царя:

    Я топор велю наточить-навострить,
    Палача велю одеть-нарядить,
    В большой колокол прикажу звонить,
    Чтобы знали все люди московские,
    Что и ты не оставлен моей милостью?

    Почему царь готов “пожаловать” семью купца? Играет ли роль в принятии царем решения тот факт, что Кирибеевич был любимым опричником?

    Вспомните, какими были законы во времена правления Ивана IV. Как должны были поступить по закону купец и царь?

    Для чего устраивались кулачные бои? Как должен был, по закону того времени, повести себя православный царь, узнав, что купец намеренно убил своего противника во время “потешного боя”?

    Прокомментируйте слова В. Г. Белинского: “И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный”.

    5. Гусляры

    Найдите слова гусляров, выражающие народное мнение. Как вы понимаете слова: “головушка бесталанная”? Сохранилась ли в народе память о Калашникове”?

    6. Ваше мнение.

    IV. Обобщение.

    • Почему в поединке Калашников победил Кирибеевича?

    Что несет в себе образ каждого из них?

    Почему их конфликт не мог разрешиться мирно?

    • Почему Калашников не подал челобитную и не попытался доказать свою правоту через государев суд?

    Почему Калашников не открыл царю всей правды?

    Можно ли назвать судом волю одного человека, хотя бы царя?

    • Кто и почему одержал победу в поэме?

    Домашнее задание.

    1. Ответить на вопросы:

    • Какими чертами былинного богатыря наделяет М. Ю. Лермонтов Калашникова?
    • Как отразился в поэме народный православный взгляд на человека и события? Найдите соответствующие строки.

    2. Письменное задание. Опишите сцену “Исполнение “Песни…” гуслярами” по плану:

    • Обстановка, в которой гусляры исполняют песню.
    • Кто их слушатели? Что сказано о них в поэме?
    • Почему повествование передано гуслярам?

    3. Найти примеры исторических деталей в поэме.

    4. Индивидуальные задания.

    Установить сходство поэмы и произведений устного народного творчества. Привести примеры.

    1-ый ученик – Построение (запев, зачин, три части, припев, величание).

    2-ой ученик – Лексика (устаревшие формы слов, просторечные обороты, двойные названия, традиционные обращения).

    3-ий ученик – Тропы (постоянные эпитеты, сравнения, отрицательные сравнения, гиперболы, олицетворения).

    4-ый ученик – Поэтический синтаксис (подхваты, анафоры, типичные начала строк, повторы, инверсия).

    5-ый ученик – Система аллегорических образов.

    Урок 3

    “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” и устное народное творчество. Жанр произведения.

    1. Определить жанр произведения и обосновать свое мнение.
    2. Найти сходства “Песни…” и произведений устного народного творчества и привести примеры.
    3. Объяснить, какую роль играют элементы фольклора в “Песне…”.
    4. Объяснить, почему М. Ю.Лермонтов назвал свое произведение “Песней…” и как это проясняет авторскую позицию.
    5. Объяснить, почему М. Ю. Лермонтов именно так завершает свое произведение.
    6. Назвать высшие нравственные ценности, которые утверждаются поэтом в “Песне…”.
    7. Ответить на вопрос, кто является в “Песне…” настоящим героем и почему.
    8. Воссоздать сцену “Исполнение “Песни…” гуслярами”.

    Ход урока

    I. Беседа.

  • Назовите полное имя купца Калашникова.
  • А как автор представляет нам молодого опричника? Почему Кирибеевич не назван по имени?
  • Кто является в “Песне…” настоящим героем? Почему?
  • II. Беседа о жанре “Песни…”

  • Каков жанр “Песни…”?
  • Исследователи пришли к выводу, что “Песня…” – романтическая национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Давайте убедимся в этом.
  • Почему поэма?
  • Почему поэма называется романтической? Какие характеры в центре? Каждый герой – носитель страсти. Какой?
  • Основной структурный элемент во многих романтических поэмах – поединок. В данном случае – бой равных.
  • Вот молча оба расходятся,
    Богатырский бой начинается.

    Почему равных?

    • Почему поэма является исторической?

    Приведите примеры исторических деталей.

    • И, наконец, о фольклорной традиции.

    III. “Песня…” и народно-поэтическое творчество.

    Работа в группах.

    В чем сходство “Песни…” и произведений устного народного творчества? Примеры.

    1. Жанр: историческая песня.
    2. Построение:
    • запев – вступление вводит в обстановку, создает настроение, ритм;
    • зачин – начало произведения (“Не сияет на небе солнце красное... ”)
    • три части;
    • припев (“Ай, ребята, пойте, только гусли стройте!” );
    • величание: Tapоватому боярину слава!

    И красавице боярыне слава!

    И всему народу христианскому слава!

    3. Лексика:

    • устаревшие формы слов (“играючи”, “разгоняючи”, “кудряву бороду на широку грудь”)
    • просторечные обороты (“поцалуемтесь”, “мово верного слугу”)
    • двойные названия (“роду-племени”, “гудит-воет колокол”)
    • традиционные обращения (“Государь ты мой, красно солнышко”).
    • постоянные эпитеты: святая Русь, житье вольное, буйная головушка;
    • сравнения:

    Ходит плавно – будто лебедушка,
    Смотрит сладко – как голубушка,
    Молвит слово – соловей поет.

  • отрицательные сравнения:
  • Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.

  • гиперболы:
  • Вот об землю царь стукнул палкою,
    И дубовый пол на полчетверти
    Он железным пробил наконечником…

  • олицетворения:
  • Заря алая подымается;
    Разметала кудри золотистые,
    Умывается снегами рассыпчатыми…

    5. Поэтический синтаксис:

    • подхваты

    Повалился он на холодный снег,
    На холодный снег, будто сосенка,
    Будто сосенка, во сыром бору
    Под смолистый корень подрубленная

  • анафоры:
  • Не позорил я чужой жены,
    Не разбойничал ночью темною,
    Не таился от свету небесного…

  • типичное начало строк:
  • И бугор земли сырой тут насыпали,
    И кленовый крест тут поставили,
    И гуляют, шумят ветры буйные…

  • повторы (слов, синонимических выражений): гуляют – шумят ветры буйные;
  • инверсия (“Москвой великой”, “заря алая”, “горят очи его соколиные”).
    1. Ритмический строй: трехударный тонический стих.
    2. Система аллегорических образов (уподоблений, иносказаний):
    3. Ветер – тучки; сизый орел – старший брат;

      малые орлята – младшие братья.

    4. Образы гусляров – певцов-повествователей.
    5. Черты героя эпоса (былинного богатыря) в Калашникове.
    6. Народный православный взгляд на человека и события:

    Чему быть суждено, то и сбудется.

    IV. Вывод.

    Какую роль играют элементы фольклора в “Песне…”?
  • Почему М. Ю. Лермонтов назвал свое произведение “Песней…”? Как это проясняет авторскую позицию?
  • Почему М. Ю. Лермонтов именно так завершает произведение?
  • Какие высшие нравственные ценности утверждаются поэтом в “Песне…”?
  • V. Домашнее задание.

    Работа в группах.

    Создание киносценария эпизода “Пир у Ивана Грозного”.

    Историки – обстановка действия.

    Художники по костюмам – внешний облик действующих лиц.

    Режиссеры – кинокадры, даваемые крупным и дальним планом.

    Музыкальные редакторы – музыкальное сопровождение.

    Звукорежиссеры – шумы.

    Художники по свету – игра света и тени.

    Редакторы – титры на экране.

    Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

    Эта поэма, написанная в 1837 году, являет собой произведение не вполне обычное. Лермонтов поставил перед собой своеобразную художественную задачу: обращаясь к далекой истории, стилизовать произведение под фольклорный жанр русской песни. Автор много работал с источниками, обращался к «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, но, в отличие от Пушкина, Лермонтов прямо не следует Карамзину. Дело в том, что в его историческом труде все особенности эпохи объясняются характером царя. Важную роль в процессе создания «Песни про купца Калашникова» сыграли фольклорные источники. Автор интересовался народными песнями - как историческими, так и разбойничьими. Ему удалось отыскать труд Кирши Данилова (предполагаемый составитель первого сборника русских былин, исторических, лирических песен, духовных стихов)«Собрание древних российских стихотворений, собранных Киршею Даниловым», написанный в XVII веке. В книге Лермонтов отыскал схожую по сюжету с «Песней про купца Калашникова» «Песню о Мастрюке Темрюковиче».

    Лермонтов с удивительной точностью описывает не только купеческую жизнь XVI века, показывает мир, который держится на патриархальных устоях и домостроевских порядках, но и раскрывает образ человека из народа, в котором живет природное чувство чести и достоинства. В «Песне про купца Калашникова» мастерски изображаются крепкие семейные узы, подчеркивается важная роль семьи в жизни любого человека, полный авторитет старшего родственника, беспрекословное подчинение жены мужу и прочие характерные черты семейных отношений того времени.

    Композиция «Песни про купца Калашникова» подражает народным песням: перед каждой повествовательной частью присутствует рефрен:

    Ай, ребята, пойте - только гусли стройте!

    Ай, ребята, пейте - дело разумейте!

    Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!

    Сюжет поэмы довольно распространен: молодой опричник Кирибеевич влюбляется в красавицу Алену Дмитриевну и рассказывает о своей любви на пиру в присутствии царя Ивана Грозного. Царь рад этому известию и говорит Кирибеевичу:

    И пошли дары драгоценные Ты своей Алене Дмитревне:

    Как полюбишься - празднуй свадебку,

    Не полюбишься - не прогневайся.

    Но опричник забыл сказать царю, что у Алены Дмитриевны есть муж, купец Степан Парамонович Калашников, с которым она венчалась в церкви и, соответственно, которому она принадлежит. В тот день, когда Кирибеевич собрался к Алене Дмитриевне, Степан Парамонович возвращается из лавки раньше обычного, но застает дома лишь заплаканных детей. После появляется жена, «сама бледная, простоволосая». Калашников строго приказывает Алене Дмитриевне объяснится. Она ему рассказывает, как Кирибеевич набросился на нее посреди улицы, надругался над ней и опозорил ее, и просит у мужа не гневаться и защитить ее:

    Ты не дай меня, свою верную жену,

    Злым охульникам в поругание!

    На кого, кроме тебя, мне надеяться?

    У кого просить стану помощи?

    На следующий день на Москве-реке устраивались праздничные кулачные бои, и Степан Парамонович решил воспользоваться этим случаем, чтобы отомстить обидчику, запятнавшему честь его жены.

    Автор не высказывает свою оценку напрямую, но читатель все равно понимает, на чьей стороне правда в конфликте. Описывая поведение противников, выходящих на поединок, Лермонтов дает понять, что за правое дело выступает именно Калашников, потому что перед состязанием Кирибеевич кланяется лишь царю, а купец и царю, и церквям, и народу:

    И выходит удалой Кирибеевич,

    Царю в пояс молча кланяется,

    Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

    Подпершися в бок рукою правою,

    Поправляет другой шапку алую,

    Ожидает он себе противника.

    И выходит Степан Парамонович,

    Молодой купец, удалой боец,

    По прозванию Калашников.

    Поклонился прежде царю грозному,

    После белому Кремлю да святым церквам,

    А потом всему народу русскому <…>.

    Автор стремится показать в этом эпизоде, что для Калашникова важен не только царь, но также Бог и народ. Далее Лермонтов замечает, что Степана на поединке защищает даже Бог, то есть сомнений относительно того, кто прав, уже не остается:

    Размахнулся тогда Кирибеевич И ударил в первой купца Калашникова,

    И ударил его посередь груди — Затрещала грудь молодецкая,

    Пошатнулся Степан Парамонович;

    На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева,-

    И погнулся крест и вдавился в грудь;

    Как роса из-под него кровь закапала;

    Поединок заканчивается победой Калашникова, после чего царь подзывает его к себе и спрашивает: «Вольной волей или нехотя ты убил мово верного слугу»? На что купец отвечает: «Я убил его вольною волей», и добавляет: «А за что, про что - не скажу тебе». За такую дерзость Степана Калашникова приговаривают к смертной казни.

    Так как это произведение - стилизация под народную песню, то и описания героев даны в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравниваются с состоянием природы. Например, царь Иван Грозный описывается следующими строками:

    Не сияет на небе солнце красное,

    Не любуются им тучки синие:

    То за трапезой сидит во златом венце,

    Сидит грозный царь Иван Васильевич.

    Сцену боя Калашникова и Кирибеевича предваряет мастерское описание зари над Москвой, оно дано по контрасту описываемым событиям и заканчивается вопросом: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?». Обращение к природе тоже, несомненно, является фольклорным элементом.

    Описание героев строится на постоянных эпитетах, традиционных для народных произведений: «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец», «очи темные», «широкая грудь», «брови черные» и т. д. Также используются традиционные сравнения, например, описывая Алену Дмитриевну, Кирибеевич говорит, что она «ходит плавно, будто лебедушка».

    Язык произведения напевный, в нем много инверсий, обращений и восклицаний. Также широко используются просторечия и диалектные слова, например «охульник», «сиротинушка», «старшой брат», «разгоняючи», «подымалася» и многие другие. Очень часто встречаются троекратные повторения: перед боем Калашников трижды кланяется, выказывая уважение и прося благословения и поддержки; гусляры отмечают что «угощали» их «три дни, три ночи».

    В народных традициях дана трактовка основных характеров в поэме. Калашников - народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое имя, но и честь всего народа. Кирибеевич - полностью отрицательный герой, он не уважает традиции, считает, что ему дозволено все, даже нарушать божественные законы (вступать в связь с венчаной женщиной). По традиции, зло наказано, но тут автор поднимает самую главную проблему произведения. Обычно царь изображался исключительно положительно, но в «Песне про купца Калашникова» мы этого не видим. Лермонтов осознанно показывает самодержца с отрицательной стороны, говорит, что царь никогда не вступится за человека из народа, что, даже выступая за правду, можно по царскому велению умереть «смертью лютою, позорною».

    Михаил Юрьевич Лермонтов

    (1814–1841)

    Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича,

    молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)

    Композиция и сюжет

    Герои

    Парамонович

    Калашников

    «Статный молодец» , живущий по закону божьему: «А родился я от честного отца, / И жил я по закону господнему…».

    Подобно русскому богатырю, он готов биться в открытом, равном бою. Для него честь и «святая правда-матушка» дороже жизни. Калашников не желает ложью спасти свою жизнь. Это ценит Иван Васильевич. На вопрос царя, «вольной волею или нехотя» он убил опричника, купец бесстрашно отвечает: «Я убил его вольной волею». Он не объясняет причины, не желая позорить жену. Прощаясь с братьями, Калашников думает о семье:

    «Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,

    Закажите ей меньше печалиться,

    Про меня моим детушкам не сказывать».

    И после смерти не забывают его могилу добрые люди:

    «Пройдет стар человек - перекрестится,

    Пройдет молодец - приосанится;

    Пройдет девица - пригорюнится,

    А пройдут гусляры - споют песенку».

    Опричник

    Кирибеевич

    «Удалой боец, буйный молодец ». Он способен любить, однако живет не по нравственным и духовным законам. Кирибеевич принадлежит к роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, вошло в историю, оно наводило ужас на народ.

    Опричники - приближенные царя, подчинявшиеся

    только ему. Они отличались жестокостью и безнаказанно бесчинствовали

    Царь Иван

    Васильевич

    Двойственный образ. Царь одновременно и жестокий, самовольный тиран, и заботливый правитель-отец.

    Иван Грозный дает своему опричнику «перстенек

    яхонтовый» и «ожерелье жемчужное», обещает позаботиться о семье Калашникова:

    «Молодую жену и сирот твоих

    из казны моей я пожалую,

    Твоим братьям велю от сего же дня

    по всему царству русскому широкому

    Торговать безданно, беспошлинно».

    Но живет царь по своим законам, не держит слова («Кто побъет кого, того царь наградит;

    / А кто будет побит, тому Бог простит »). Он позволяет бесчинствовать своим опричникам, а победителя в честном бою приказывает публично казнить

    Конфликт в поэме


    Фольклорные элементы в поэме

    Постоянные

    добрый молодец, сыра земля, поле чистое

    Постоянные

    сравнения

    «Ходит плавно - будто лебедушка;

    Смотрит сладко - как голубушка;

    Молвит слово - соловей поет…»

    Отрицательный

    параллелизм

    «Не сияет на небе солнце красное,

    Не любуются им тучки синие:

    То за трапезой сидит во златом венце,

    Сидит грозный царь Иван Васильевич»

    Гиперболы

    «Вот об землю царь стукнул палкою,

    И дубовый пол на полчетверти

    Он железным пробил оконечником…»

    Олицетворения

    «Заря алая подымается;

    Разметала кудри золотистые,

    Умывается снегами рассыпчатыми,

    Как красавица, глядя в зеркальце,

    В небо чистое смотрит, улыбается

    Просторечные

    твово, поцелуемтесь, честнова отца

    на -учи , -ючи

    играючи, распеваючи, пируючи

    Двойные названия

    наточить-навострить, одеть-нарядить,

    гудит-воет

    Традиционные

    обращения

    «Государь ты наш, Иван Васильевич!»,

    «Господин ты мой, Степан Парамонович…»

    «Опостыли мне кони легкие,

    Опостыли наряды парчовые…»

    Начало строк с «И», «Ай», «Да», «Гей»

    «Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич…»,

    «Ай, ребята, пойте - только гусли стройте!»

    Синтаксический

    параллелизм

    «Мои очи слезные коршун выклюет,

    Мои кости сирые дождик вымоет...»

    Инверсии

    «Во семье родилась она купеческой…»

    Подхваты

    «В церкви божией перевенчана,

    Перевенчана с молодым купцом»

    Магические

    «Трижды громкий клич прокликали...»

    Вот молча оба расходятся,-

    Богатырский бой начинается.

    Размахнулся тогда Кирибеевич

    И ударил в первОй купца Калашникова,

    И ударил его посередь груди -

    Затрещала грудь молодецкая,

    На груди его широкой висел медный крест

    Со святыми мощами из Киева, -

    И погнулся крест и вдавился в грудь;

    Как роса из-под него кровь закапала;

    И подумал Степан Парамонович:

    "Чему быть суждено, то и сбудется;

    Постою за правду до последнева!"

    Изловчился он, изготовился,

    Собрался со всею силою

    И ударил своего ненавистника

    Прямо в левый висок со всего плеча.

    И опричник молодой застонал слегка,

    Закачался, упал замертво;

    Повалился он на холодный снег,

    На холодный снег, будто сосенка,

    Будто сосенка во сыром бору

    Под смолистый под корень подрубленная,

    И, увидев то, царь Иван Васильевич

    Прогневался гневом, топнул о землю

    И нахмурил брови чёрные;

    Повелел он схватит удалова купца

    И привесть его пред лицо своё.

    Как возгОворил православный царь:

    "Отвечай мне по правде, по совести,

    Волной волей или нехотя

    Ты убил мово верного слугу,

    Мово лучшего бойца Кирибеевича?"

    "Я скажу тебе, православный царь:

    Я убил его вольною волей,

    А за что, про что - не скажу тебе,

    Скажу только богу единому.

    Прикажи меня казнить - и на плаху несть

    Мне головушку повинную;

    Не оставь лишь малых детушек,

    Не оставь молодую вдову

    Да двух братьев моих своей милостью..."

    В1. Поединок Кирибеевича и Калашникова является решающим в сюжете поэмы. Каким термином обозначается момент наивысшего напряжения действия?


    В2. С традициями какого фольклорного жанра связано изображение поединка как боя богатырей?

    В3. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная в данном фрагменте?

    В4. Какое изобразительно-выразительное средство, представляющее собой уподобление одного явления другому (например, «как роса… кровь закапала», «повалился на холодный снег… будто сосенка») использовал автор?

    В5. Как называется обоснованный выразительными целями повтор однокоренных слов в словосочетании или в одном и том же предложении (например, «прогневался гневом», «вольной волею»)?

    В6. Как называется стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных строк (например, «и ударил впервой купца Калашникова, / И ударил его посередь груди»)?

    С1. Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершенно им умышленно, отказывается царю его причину?

    С2. В каких произведениях русской литературы XIX века тема защиты чести является одной из основных и в чём сходство и различие в её трактовке с поэмой?

    ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1.

    А) Что послужило причиной поединка Кирибеевича и Калашникова?

    Б) Почему гибель изначально виновного перед Калашниковым Кирибеевича описывается в поэме с сочувствием и даже жалость. К опричнику?

    В) В чём нашла выражение царская «милость», о которой просил Ивана Васильевича Калашников?

    ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2.

    А) В каких произведениях русской литературы авторы обращаются к фольклорным образам, мотивам, художественным приёмам и в чём сходство и различие в их использовании с?

    Б) В каких произведениях русской литературы в систему персонажей входят реальные исторические личности и в чём проявляется их участие в судьбе вымышленных героев произведения?

    В1. Кульминация

    В2. Былина

    В3. Диалог

    В4. Сравнение

    В5. Тавтология

    В6. Анафора

    Над Москвой великой, златоглавою,
    Над стеной кремлевской белокаменной
    Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
    По тесовым кровелькам играючи,
    Тучки серые разгоняючи,
    Заря алая подымается;
    Разметала кудри золотистые,
    Умывается снегами рассыпчатыми,
    Как красавица, глядя в зеркальце,
    В небо чистое смотрит, улыбается.

    Как сходилися, собиралися
    Удалые бойцы московские
    На Москву-реку, на кулачный бой,
    Разгуляться для праздника, потешиться.
    И приехал царь со дружиною,
    Со боярами и опричниками,
    И велел растянуть цепь серебряную,
    Чистым золотом в кольцах спаянную.
    Оцепили место в двадцать пять сажень,
    Для охотницкого бою, одиночного.
    И велел тогда царь Иван Васильевич
    Клич кликать звонким голосом:
    "Ой, уж где вы, добрые молодцы?
    Вы потешьте царя нашего батюшку!
    Выходите-ка во широкий круг;
    Кто побьет кого, того царь наградит;
    А кто будет побит, тому бог простит!"

    И выходит удалой Кирибеевич,
    Царю в пояс молча кланяется,
    Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
    Подпершися в бок рукою правою,
    Поправляет другой шапку алую,
    Ожидает он себе противника...
    Трижды громкий клич прокликали -
    Ни один боец и не тронулся,
    Лишь стоят да друг друга поталкивают.

    На просторе опричник похаживает,
    Над плохими бойцами подсмеивает:
    "Присмирели, небось, призадумались!
    Так и быть, обещаюсь, для праздника,
    Отпущу живого с покаянием,
    Лишь потешу царя нашего батюшку".

    Вдруг толпа раздалась в обе стороны -
    И выходит Степан Парамонович,
    Молодой купец, удалой боец,
    По прозванию Калашников.
    Поклонился прежде царю грозному,
    После белому Кремлю да святым церквам,
    А потом всему народу русскому,
    Горят очи его соколиные,
    На опричника смотрит пристально.
    Супротив него он становится,
    Боевые рукавицы натягивает,
    Могучие плечи распрямливает

    Да кудрявую голову поглаживает.

    («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

    В1. Какого русского царя, известного введением опричнины, изобразил поэт в «Песне про … купца Калашникова»?

    В2. Определите жанр «Песни про … купца Калашникова» ?

    В3. Какой художественный приём, основанный на очеловечивании явлений природы, использует автор при описании «зари алой»?

    В4. Каким термином обозначают средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое образное определение, характерное для произведений устного народного творчества («кудри золотые», «небо чистое», «добрые молодцы», «могучие плечи», «удалой боец»)?

    В5. Как называются слова, которые употребляют герои в своей речи: «выходи-ка», «небось», «обещаюсь» и т. д.?

    Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
    На какой ты радости разыгралася?

    В7. Песня про … купца Калашникова» написана безрифменным стихом. Как называется такой вид стиха?

    С1. Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенности «государственного» закона и нравственного «частного» человека?

    С2. В каких произведениях русских поэтов и писателей XIX в. герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?

    В1. Иван Грозный

    В3. Олицетворение

    В4. Постоянный эпитет

    В5. Просторечие

    В6. Риторический вопрос