Красоту только тронь небрежной рукой. Расставьте знаки препинания
1. Обозначьте грамматическую основу в каждой части бессоюзного сложного предложения. Пронумеруйте основы.
2. Установите границы между частями знаком //. Определите тип предложения по структуре.
3. Назовите главное средство связи частей в предложении.
4. Определите синтаксические отношения между частями. Объясните постановку знака препинания.
5. Начертите схему предложения.
6. Определите тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Образец разбора:
[Красоту только тронь небрежной рукой ]- [она исчезнет навеки ]. (Пауст.)
1. В первой части главный член тронь представлен глаголом в форме 2-го лица повелительного наклонения в значении изъявительного и передает действие, которое может быть совершено любым человеком. Во второй части подлежащее выражено личным местоимением она в форме именительного падежа, простое глагольное сказуемое исчезнет представлено глаголом в форме 3-го лица единственного числа будущего времени изъявительного наклонения.
2. Предложение сложное, так как состоит из двух частей: первая часть Красоту только тронь небрежной рукой//, вторая часть она исчезнет навеки.
3. Главным средством связи частей является интонация. Следовательно, данное предложение бессоюзное сложное.
4. В первой части заключено условие, при котором может совершиться событие второй части. Значит, это бессоюзное сложное предложение со значением обусловленности. Поэтому между частями следует поставить тире.
5. Схема предложения: - .
6. Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.
790. Спишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор трех предложений по вашему выбору.
1. Нам сказали в доме невесты нет. (Песк.) 2. Теплый сумрак наполнял комнату в нем колебались желтенькие живые цветы восковых свечей. (М.Г.) 3. В гвардейской конной артиллерии не хотят присягать поезжай туда. (Тын.) 4. За все браться ничего не сделать. (Посл.) 5. Полетите из Одессы в Карелию вы поразитесь различию темперамента. (Песк.) 6. Это было заранее известно посад сдадут без боя. (Шукш.) 7. Когда залпы прекратились Вася огляделся ни стонов ни раненых ни мертвых. (Ос.) 8. Утро было прохладное росистое вздыхал предрассветный ветер зеленовато-жемчужное небо дышало запахом яблоков. (М.Г.)
791. Спишите предложения. Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, указав грамматические средства связи частей.
1. Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет; колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут; на рассвете в долинах теплом и черемухой веет, соловьи до рассвета поют. (Б.) 2. Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины - это была последняя память о лете, об осени. (Пауст.) 3. Широкий подъезд на улицу был закрыт наглухо; окна занавешены шторами. (А.Т.) 4. Тьма свету не любит - злой доброго не терпит. (Посл.) 5. Полет птиц разрезал этот искристый воздух: он звенел от взмахов птичьих крыльев. (Пауст.)
Вопросы и задания для самопроверки
1. Докажите, что бессоюзные сложные предложения - это особый вид сложных предложений. Чем они отличаются от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений?
2. С какими смысловыми отношениями в бессоюзном сложном предложении связано различие перечислительной, противительной и объяснительной интонации?
3. Как мы узнаем о причинных и других отношениях между частями в бессоюзном сложном предложении?
4. В каких случаях ставится запятая в бессоюзном сложном предложении? Приведите примеры из произведений художественной литературы.
5. Расскажите о постановке точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Приведите свои примеры.
6. Расскажите о постановке двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Приведите свои примеры.
7. Расскажите о постановке тире в бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры из произведений художественной литературы.
Задания для самостоятельной работы
792. Какому из перечисленных условий соответствует двоеточие в данном бессоюзном сложном предложении, если: а) вторая часть дополняет содержание первой части; б) вторая часть поясняет содержание первой части; в) вторая часть называет причину того, о чем говорится в мерной части?
Теперь ясно: внешнее звуковое сходство между словами не является доказательством их родства и одинакового происхождения. (Усп.)
793. Какому из перечисленных условий соответствует тире в бессоюзном сложном предложении, помещенном ниже, если: а) в первой части названо условие, при котором совершится событие второй части; б) во второй части заключены следствие, логический вывод; в) содержание одной части противопоставляется содержанию другой; г) содержание первой части сравнивается с содержанием второй?
По путям червонными слитками лежали опавшие листья берез - август растерял уходя. (Ш.)
794 . Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения. Выделите части, отметьте их границы. Начертите схемы этих предложений.
А то велишь заложить беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голос малиновки звучит невинной, болтливой радостью он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес... Лес глохнет... Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками. Беляк вдруг выскочит, собака с звонким лаем помчится вслед.
За Пришвиным я долго следил издали; боясь встретиться с ним, с этим, как мне казалось, знахарем и мудрецом. От него как бы пахло талой водой, едким соком дягиля, лесной прелью, вечерней зарей над болотами.
Он всегда где-то скрывался, в каких-то российских гущах, как мужичок-лесовик, неслыханно лукавый и до того проницательный, что ни одна птичья хитрость не могла от него ускользнуть.
Потом мы встретились, но близко не сошлись. Он обладал тем качеством, которое не всегда помогает сближению, – своим особым и порой невнятным для окружающих языком для выражения своих совсем особых мыслей.
Что-то в нем было от старого цыгана, не только в наружности, но и в том вольном знании страны, что свойственно прирожденным бродягам.
Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им – сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Он вел их всю жизнь. Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства.
После смерти Пришвина часть этих записей была опубликована. Судя по ним, это был труд поразительный и огромный, полный поэтической мысли и неожиданных коротких наблюдений,. – таких, что другому писателю двух-трех строчек Пришвина из этого дневника хватило бы, если их расширить, на целую книгу.
Если в литературе есть подтекст – второе значение вещей, вторичное их видение, отражающее, как эхо. основной звук и укрепляющее его в нашем сознании, – то Пришвин открыл подтекст в русской природе.
Тайна этого подтекста состояла в том, что его личное, очень интимное ощущение от мелколесья, зверей, облаков, рек, глухих чапыг и вторичного цветения какой-нибудь облепихи сливалось с природой и давало ей особенный, пришвинский облик.
Пришвин сам существовал как явление русской природы.
Он был владетелем нашей земли по праву любви к ней, по праву знания, и, как все владетели, был немного собственником, но в особенном значении этого слова.
Он жалел и охранял землю как собственник, но не для себя, а для искусства и для поколений. Охранял потому, что знал облагораживающую силу девственной земли.
Поэтому он очень сердился на меня за то, что я написал книгу «Мещерская сторона» и тем самым привлек к Мещерским лесам пристальное и губительное (к сожалению) внимание людей с его неизбежными тяжкими последствиями – толпами туристов, истоптавшими вконец эти свежие некогда места, и бригадами людей практических, тотчас же начавших приспособлять этот край к извлечению из него наибольшей выгоды.
– Вы знаете, что вы наделали своими восторгами перед Мещерой! – сказал он мне с укором и осуждением, как неосторожному мальчику. – В вашей тихой Солотче уже строят сотни дач для жителей Рязани. Пойдите-ка теперь в луга и найдите хоть один цветущий шпорник. Поищите! Черта с два вы его найдете! Красоту только тронь небрежной рукой, – она исчезнет навеки. Современники, может быть, и будут вам благодарны, а дети ваших детей вряд ли за это поклонятся. А сколько в этой самой Мещере было сил для развития высокого народного духа, народной поэзии! Неосмотрительный вы человек, милый мой. Не сберегли свое Берендеево царство.
Да, шпорник теперь в Мещере, пожалуй, и днем с огнем не найдешь.
«Днем с огнем» – какие хорошие слова. Для детей. Потому что только ребенок может поверить, что по зарослям бродят днем какие-то чудаки и светят сильными фонарями в гущу трав, чтобы в их укромной тени найти синий – втрое более яркий и темный, чем небо, – цветок.
Сначала я был ошеломлен гневом Пришвина. И даже чуть возмущен. Все, мол, для себя, ничего для людей. Что хорошего и достойного в том, чтобы прятать от них красоту?
Но вскоре я убедился, что Михаил Михалыч говорил так, заботясь о благе людей, о том, чтобы их жизнь не была обездолена. Он думал далеко вперед, мы же привыкли думать о сегодняшнем дне, – в этом заключается наше себялюбие.