Старшина из повести васильева а зори. Образ и характеристика васков в повести а зори здесь тихие васильева сочинение

До сих пор идут споры о причине взрыва. Возможно, это была случайная электрическая искра. А может быть, в роли детонатора сработала чья-то сигарета, ведь кто-то из пассажиров вполне мог выйти ночью покурить…

Но как возникла утечка газа? По официальной версии, еще при строительстве в октябре 1985 года трубопровод был поврежден ковшом экскаватора. Сначала это была просто коррозия, но от постоянных нагрузок со временем появилась трещина. Открылась же она всего минут за 40 до аварии, и к моменту прохождения составов в низине успело скопиться уже достаточное количество газа.

Во всяком случае, виновными в аварии признали именно строителей трубопровода. Ответственность понесли семь человек, среди которых были должностные лица, прорабы и рабочие.

Но существует и другая версия, согласно которой утечка возникла за две-три недели до катастрофы. По-видимому, под воздействием «блуждающих токов» от железной дороги в трубе началась электрохимическа я реакция, которая привела к коррозии. Сначала образовалось небольшое отверстие, через которое начал утекать газ. Постепенно оно расширилось до трещины.

Кстати, о загазованности машинисты проезжавших этот участок поездов сообщали еще за несколько дней до аварии. За несколько часов до нее в трубопроводе упало давление, но проблему решили просто – увеличили подачу газа, что еще больше усугубило ситуацию.

Итак, скорее всего, основной причиной трагедии стала элементарная халатность, обычная русская надежда на «авось»…

Восстанавливать трубопровод не стали. Впоследствии его ликвидировали. А на месте Ашинской катастрофы в 1992 году установили мемориал. Ежегодно сюда приезжают родные погибших, чтобы почтить их память.

/ / / Образ Васкова в повести Васильева «А зори здесь тихие…»

Необычайно трогательная повесть Бориса Васильева имеет яркую галерею образов.

Центральным героем является Федот Евграфыч Васков. Он – комендант подразделения, где и происходят события повести.

Герой относится к людям простым, поэтому и называть себя просит просто Федотом или Федей. Возраст Васкова – 32 года. Он уже не так юн, но считать себя стариком не собирается. Хотя и за эти годы герой пережил не мало: уход жены и потерю сына. Возможно, поэтому он часто выглядит в глазах других хмурым, «замшелым пеньком».

Внешне Васков был коренастым мужчиной. Об одежде он не сильно пекся. Зато характер герой имел стальной. Все невзгоды он переносит с высоко поднятой головой. «Я еще живой, меня еще повалить надо», - так говорит о себе Васков, показывая свой несломленный дух.

Трагедия в семье прервала образование Федота, поэтому он закончил только четыре класса. Это сказывалось на его умении общаться. Он не умел красиво выражать свои чувства, поэтому его подчиненные часто насмехались над ним. Однако отсутствие хорошего образования не повлияло на его душевные качества. Он развил в себе лучшие качества мужчины. Герой – исполнительный, пунктуальный, добрый и отзывчивый. А то, что он немногословен, тоже можно оценить позитивно. Федот – человек дела, а не пустой болтовни. И на войне такое качество пригодилось.

Несмотря на уважение к начальству, Васков очень упрямо добивается своего. Когда он увидел, что толку с его пьющих и любящих повеселиться подчиненных нет, то начал требовать прислать других. И к нему действительно прислушались, хотя и сделали это, на его взгляд, немного странно. Так в его подчинении оказались непьющие, не гулящие… женщины.

В первые дни герой не находит общего языка с девушками. Он не привык к женским «штучкам», и поэтому ведет себя с ними поначалу, как с парнями. Это сильно обижает молодых девушек. Ведь им и так не просто на войне, а еще и начальник, который не хочет понимать их потребностей.

Но ему приходится отправиться на задание и взять с собой небольшую группу подчиненных. Он выбирает пять зенитчиц: Галю, Риту, Женю, Соню и Лизу. Проведя с ними время, герой узнает их лучше и понимает, насколько великой может быть женщина. На его глазах они совершают подвиги, оставляя в его душе тяжкий след вины. Когда одна из девушек получает удар в грудь ножом, он потом долго размышляет о следствиях войны. Ведь эта молодая женщина могла родить много деток, а они ей внуков, а так – одним ударом врага прервалась целая цепочка жизней. Вот какой важный посыл произведения вкладывает в уста своего героя Борис Васильев. Ведь война не просто уничтожает отдельных людей, а уничтожает целые роды.

После удачно выполненного задания в живых остается только Федот Васков. И ему придется жить с чувством вины, которой на самом деле и не было. Однако он не сможет забыть пятерых отважных женщин. У войны «не женское лицо», но женщина может противостоять и этому страшному чудовищу.

Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева – одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Впервые опубликована в 1969 году.
Повествование о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами. Герои говорят с нами со страниц повести о противоестественности войны, о личности на войне, о силе духа человека.

В главной теме повести – женщина на войне отражена вся «беспощадность войны», сама же тема до появления повести Васильева в литературе о войне не поднималась. Чтобы разобраться в событийном ряде повести, можно читать краткое содержание «А зори здесь тихие» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Васков Федот Евграфыч – 32-х лет, старшина, комендант разъезда, куда прикомандированы на службу девушки-зенитчицы.

Бричкина Елизавета -19 лет, дочь лесника, жившая до войны на одном из кордонов в лесах Брянщины в «предчувствии ослепительного счастья».

Гурвич Соня – девушка из интеллигентной «очень большой и очень дружной семьи» минского врача. Отучившись год в московском университете, ушла на фронт. Любит театр и поэзию.

Комелькова Евгения – 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: ее семью расстреляли. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив».

Осянина Маргарита – первая из класса вышла замуж, через год родила сына. Муж, пограничник, погиб на второй день войны. Оставив ребенка маме, Рита ушла на фронт.

Четвертак Галина – воспитанница детдома, мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война – это романтика.

Другие персонажи

Кирьянова – сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

Глава 1

В мае 1942 года на 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри идущих вокруг военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки.

Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Васкова один «опухший от веселья» и пьянства полувзвод сменял следующий…Васков просил прислать непьющих.

Прибыли «непьющие» зенитчики. Бойцы оказались совсем молоденькими, и были они… девушками.

На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» героинь – они все делали не «по уставу» .

Глава 2

Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию. Женька открыта и озорна. Рита и Женя подружились, и Рита «оттаяла» .

Их подругой становится «заморыш» Галя Четвертак.

Услышав о возможности перевода с передовой на разъезд, Рита оживляется – оказывается, у нее рядом с разъездом в городе сын. По ночам Рита бегает навещать сына.

Глава 3

Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах, с оружием и пакетами в руках. Она спешит рассказать об этом коменданту разъезда. Внимательно выслушав Риту, старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц. Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить, шутит, «чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась» .

Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич со старшим группы Васковым отправляются коротким путем к Вопь-озеру, где рассчитывают встретить и задержать диверсантов.

Глава 4

Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог), к озеру. Здесь тихо, «как во сне» . «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно и лесорубы, и охотники, и рыбаки ушли на фронт» .

Глава 5

Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбрал и путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.

Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.

Немцы появились только наутро: «из глубины все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку» , и оказалось их не двое, а шестнадцать.

Глава 6

Понимая, что «пятеркой смешливых девчат да пятью обоймами на винтовку» с фашистами не справиться, Васков посылает «лесную» жительницу Лизу Бричкину на разъезд, сообщить, что нужно подкрепление.

Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.

Немцы ушли, и все хохотали «до слез, до изнеможения» , думая, что самое страшное миновало…

Глава 7

Лиза «летела через лес как на крыльях» , думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Чувствуя, как трясина поглощает ее, в последний раз увидела солнечный свет.

Глава 8

Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы обосновались на привале, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится «далекий, слабый, как вздох, голос, почти беззвучный крик» . Догадываясь, что может означать этот звук, Федот Евграфыч зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню.

Глава 9

Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами преступили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты» .

Глава 10

Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью.

Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю.

Глава 11

Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.

Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать показавшихся немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак, и была сражена автоматной очередью.

Старшина решил увести диверсантов как можно дальше от Риты и Жени. До ночи он метался между деревьями, шумел, кратко стрелял по мелькающим фигурам врага, кричал, увлекая немцев за собой все ближе к болотам. Раненый в руку, спрятался на болоте.

На рассвете, выбравшись из болота на землю, увидел старшина чернеющую на поверхности топи армейскую юбку Бричкиной, привязанную к шесту, и понял, что Лиза погибла в трясине.

Надежды на помощь теперь не было…

Глава 12

С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.

На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются – с радостью, как сестры и брат. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой.

Глава 13

Немцы вышли на берег, и бой начался. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать» . Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.

Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.

Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька не даже не сразу поняла, что ее ранили – ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…»

Глава 14

Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал» .

Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

Похоронив Женю и Риту, почти обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых же взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим, и, только поняв, что дошел, теряет сознание.

Эпилог

Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье» , мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори

Заключение

Много лет трагическая судьба героинь не оставляет равнодушными читателей любого возраста, заставляя осознавать цену мирной жизни, величие и красоту истинного патриотизма.

Пересказ «А зори здесь тихие» дает представление о сюжетной линии произведения, знакомит с его героями. Проникнуть же в суть, почувствовать прелесть лирического повествования и психологическую тонкость авторского рассказа возможно будет при чтении полного текста повести.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания обязательно попробуйте ответить на вопросы этого теста.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1958.

108 - НОМАИ донишгох л

М. Шарыпова

ОБРАЗ СТАРШИНЫ ВАСКОВА В ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...»

Приближается 70-я годовщина победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Война носила всенародный характер. Люди разных национальностей и возрастов, мужчины и женщины, старики и дети принимали участие в ней. Дорогой ценой досталась победа: миллионы загубленных жизней, потерянного здоровья, тысячи разоренных городов и деревень. Горькая судьба минувших поколений, опыт Великой Отечественной войны нашли свое художественное воплощение на страницах произведений разных родов и видов. Много было написано и о произведениях, посвященных военной тематике. Однако вопрос этот исчерпанным быть не может, ибо вечно будет жить в памяти грядущих поколений мысль о величии подвига отцов, дедов и прадедов, отстоявших свободу и независимость нашей Родины.

В дело достижения победы над врагом велик был вклад женщин и девушек: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой и многих им подобных. О бессмертном подвиге их сверстниц, пятерых совсем юных девчат и старшины пишет в своей повести «А зори здесь тихие...» Б. Васильев. Произведение было написано в 1969 году. Прошло 45 лет, однако оно продолжает волновать всё новые и новые поколения глубиной своего идейно-художественного содержания, захватывающим сюжетом, великолепными образами старшины Федота Васкова, сержанта Риты Осяниной, рядовых бойцов Жени Комельковой, Сони Гурвич, Гали Четвертак и Лизы Бричкиной. Не как художественные образы, плод авторской фантазии, а как живые предстают перед нами эти

разные по характеру, уровню образования, социальному происхождению, отношению к врагу, по своим личным счетам с ним, но примерно одинаковые по возрасту девчата, и старшина. Для девчат же «тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины».

Объем статьи не позволяет остановиться на анализе системы образов в повести, поэтому свое исследование на данном этапе мы посвятим лишь анализу образа одного из них - старшины Федота Васкова.

Полностью человеческие и командирские качества старшины раскрываются в лесу, до столкновения и в момент столкновения с фашистскими диверсантами.

До выхода в лес - он лишь строгий комендант, требовательный командир, для которого устав - это свод законов, исполнение которых обсуждению не подлежит.

Из экспозиции произведения, из авторской информации о Васкове, годах его детства мы узнаем, что он вырос в семье участника первой мировой и гражданской войн. Данное обстоятельство, безусловно, наложило свой отпечаток на его формирование как гражданина и военного. Сам он был участником финской войны. Его профессиональные качества раскрываются раньше, чем человеческие: вспомним, как он проверял каждый раз охраняемые объекты, как он упорно добивался у начальства дать ему непьющих бойцов, как он организовал службу девушек в соответствии с уставом, как он готовился сам и готовил к выходу в лес для ликвидации вражеских диверсантов девушек. Васков собрал все необходимое для борьбы с врагом, провел соответствующий инструктаж с личным составом, ознакомил девушек с создавшейся ситуацией и с условиями ведения боя с противником в лесу.

Старшина был человеком наблюдательным, с сильно развитым охотничьим чутьем, прекрасно знал лес и реакцию животных и птиц на появление человека в лесу, замечал мельчайшие следы, оставленные врагом, по ним определял направление его движения. Более того, он предугадывал как опытный боец и командир замысел врага, возможные намерения его, делал соответствующие выводы и почти не ошибался в своих расчетах. В соответствии с этими выводами он строил свои планы. Старшина Васков как командир и воспитатель, передавал свой богатый опыт молодым бойцам.

Васков был бесстрашным командиром, готовым в любую

110 "С НОМАИ донишгох _ }

минуту столкнуться с врагом один на один, а когда его вынуждали обстоятельства и долг патриота, он один шел против многих.

С сильно развитым чувством гуманизма старшина делал все возможное, чтобы сохранить личный состав, сберечь девчат от бессмысленной гибели. Но соотношение сил на поле битвы, в лесу, было слишком разное - шестнадцать на шесть.

Трудовая его жизнь началась в четырнадцать лет. Надо было содержать семью. Тогда голодная, тяжелая жизнь была. Летом работал в поле, а зимой охотился. Потом был призван в армию. Служил исправно, стал старшиной. Да и на своих подчиненных он смотрел, как человек из другого поколения.

Как настоящего командира его особо радует то, что «отличную позицию выискал. Глубокую, с укрывистыми подходами, с обзором от леса до озера» (1, 44).

Старшина был командиром и воспитателем. Его интересовали и проблемы личной жизни подчиненных. В любую минуту он мог помочь им, поддержать добрым словом, вселить надежду, веру в лучшее будущее.

Строг учитель и командир по отношению к подчиненным, не соблюдающим тишину и конспирацию, когда враг рядом.

В тексте повести много примеров, когда старшина пытается пробудить в бойцах бодрость и уверенность.

Выше мы уже упоминали о весьма уважительном отношении старшины к уставу. Сам он всегда, как военный, поступал в соответствии с требованиями устава и требовал их выполнения от других.

«Немцам один путь: меж этими озерами, через граду. А там известно что: бараньи лбы да каменья с избу. Вот в них-то мы и позицию должны выбрать: основную и запасную, как тому устав учит» (1,42).

Еще: «Расстояние до ориентиров Федот Евграфович лично парами шагов проверил и занес в стрелковую карточку, как того требовал устав» (1, 45).

Старшина, как родной человек, постоянно опекает своих подчиненных: то позаботится о самочувствии Гали Четвертак, то смастерит чуни, то поднимет на руки, чтобы она ноги в холодной воде не замочила, то, с целью воспитания, возьмет ее с собой в разведку, то скажет доброе слово, то укроет своей шинелью.

«Всю жизнь Федот Васков выполнял приказания. Выполнял

буквально, быстро и - с удовольствием, ибо именно в Этом пунктуальном исполнении чужой воли видел весь смысл своего существования. Как исполнителя его ценило начальство, а большего от него и не требовалось. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма: вертелся и вертел других, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается», - так характеризует Васкова сам автор (1,57).

Настоящий командир Красной Армии, старшина Васков знал не только устав, но и врага, его способности, сильные и слабые стороны. Он знал, что враг опасен и все время старался держать его под наблюдением, иначе он мог совершить много непоправимого. Опыт он имел не только боевой, а еще и охотничий - и понимал, что врага да медведя с глазу спускать не годится. Леший его ведает, что он там еще напридумает, куда рванется, где оставит секреты. Тут же выходило прямо как на плохой охоте, когда не поймешь, кто за кем охотится.

Как ни старался старшина уберечь девушек от столкновения с врагом, страшное все-таки произошло - Соня Гурвич натолкнулась на диверсантов. Васков и Женя обнаружили бездыханное тело Сони. Сколько ненависти, ярости было в старшине. «Зубами скрипел от черной, ослепительной ярости, и только одного желал: догнать. Догнать, а там - разберемся...

Ты у меня не крикнешь. Нет, не крикнешь...» (1, 90).

Беспощаден был он по отношению к врагу, ужасен был его приговор над убийцами Сони:

«Он точно рассчитал прыжок: и мгновение точно выбрано было, и расстояние точно отмерено - тик в тик. Упал немцу на спину, сжав коленями локти. И не успел фриц тот ни вздохнуть, ни вздрогнуть, как старшина рванул его левой рукой за лоб, задирая голову назад, и полоснул отточенным лезвием по натянутому горлу.

Именно так все задумано было: как барана, чтоб крикнуть не мог, чтоб хрипел только, кровью исходя. И когда он валиться начал, комендант уже спрыгнул с него и метнулся ко второму...» (1, 92).

В полном соответствии с характером поступила в данном эпизоде Женя Комелькова, проявив смелость и героизм, поддержавшая старшину в критический момент. Мы имеем в виду не веселый, озорной нрав Комельковой, а ее настоящие бойцовские качества, сильно развитое чувство патриотизма, бесстрашие, ненависть к

112~С НОМАИ донишгох

врагу. Возможно, такому воспитанию способствовало и влияние отца, когда-то бравшего ее на охоту на кабана. Правда, эта охота была на двуногих зверей, но и здесь Женя была на высоте, когда ударила второго диверсанта прикладом по голове.

Прав был старшина, когда говорил: не женское это дело -война. Однако Женя проявила самый настоящий мужской характер, точно выполнив все указания старшины.

Справедливы слова Васкова, успокаивающего Женю, которая только что ударила по голове живого человека и которую теперь тошнило:

«Брось, - сказал он. - Попереживала и будет. Тут одно понять надо: не люди это. Не люди, товарищ боец, не человеки, не звери даже - фашисты. Вот и гляди соответственно» (1, 95).

И главную идею произведения, антигуманную суть войны, автор вкладывает в уста старшины, когда хоронили Соню:

«Отличница была, - сказала Осянина. - Круглая отличница -и в школе, и в университете.

Да, - сказал старшина. - Стихи читала.

А про себя подумал - не это главное. А главное, что могла нарожать Соня ребятишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом...» (1, 98).

Слова эти были сказаны по поводу смерти Сони, когда Галя, Рита и Женя были еще живы. Хотя потом, после смерти всех пятерых, могли и должны были относиться ко всем им и многим, им подобным женщинам и девушкам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

«Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу... И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась...» (1, 128).

Пример удивительного героизма проявил Васков, когда он и Галя Четвертак были в разведке, а Галя, испугавшись фашистов, обнаружила себя и тем самым поставила под удар Васкова и всю группу. Раненый, почти безоружный, он долго тянул за собой вереницу немецких диверсантов в глубь леса, к болоту.

Однако характер старшины, характер командира в нем с особым великолепием проявляется в заключительной сцене столкновения Васкова с фашистами, когда пали смертью храбрых последние бойцы, надежная его опора - Рита Осянина и Женя Комелькова.

С одной пулей в пистолете и одной гранатой без запала, раненый и замученный всем пережитым, он один ликвидирует шестерых немецких диверсантов.

На протяжении всего произведения достойными помощниками старшины были Рита и Женя.

Таким образом, изучение повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» позволяет сделать заключение о месте произведения в контексте военной прозы 50-х - 80-х годов, о его гуманистической и антивоенной сущности, а также основных средствах характеристики образа старшины Васкова.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильев, Б. А зори здесь тихие... / Б. Васильев. - М. : Дет. лит., 1987.- 141 с.

2. Бочаров, А. Г. Человек и война / А. Г. Бочаров. - М.: Советский писатель, 1978.

3. Метченко, А.И. Современная советская литература. 70-е годы (Актуальные проблемы) / А.И. Метченко, Б.С. Бутров, А.П. Герасименко, В. А. Зайцев: Изд-во Московского университета, 1983. - 232 с.

4. Русская советская литература 50-70-х годов: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз.и лит.» / В. А. Ковалев, А. И. Метченко, А. И. Хватов и др.; под ред. В. А. Ковалева. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.

5. Современная русская советская литература. В 2ч. 4.1. Литературный процесс 50-80-х годов. Кн. для учителя/ А.Г. Бочаров, Г.А. Белая, В. Г. Воздвиженский и др.; под ред. А.Г. Бочарова, Г. А. Белой. - М.: Просвещение, 1987. -256 с.

Образ старшины Васкова в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...

М. Шарипова

Ключевые слова: идейно-художественное содержание, система образов, средства характеристики, центральный герой

В статье исследуется образ центрального героя произведения -

114- НОМАИ донишгох

старшины Федота Васкова. В начале исследования автор делает оговорку, что в пределах одной статьи трудно дать анализ системы образов, по этой причине Шарипова М. А. останавливает свой выбор лишь на одном образе.

Старшина Васков является сюжетообразующим центром произведения. Именно он как командир группы бойцов, направленных на ликвидацию немецкого десанта, инструктирует своих подчиненных и направляет общие усилия на выполнение задания командования. В своей статье Шарипова М. А. дает обстоятельную обрисовку образа старшины не только как командира, но и как воспитателя. При этом важнейшими средствами характеристики образа литературного героя являются речь, поступки, авторская оценка, портрет. Цитаты, приведенные из текста повести, подкрепляют высказанные Шариповой М.А. мысли. Образ старшины Васкова имеет большое воспитательное значение.

The Image of Sergeant-Major Vaskov in the Narrative "The Dawns Are Still" by B. Vassilyev

Key words: moral substance, system of images, means of characteristics, protagonist

The author of the article explores the image of the protagonist of the literary production "The Dawns Are Still" sergeant-major Feclot Vaskov. At the very beginning the author makes a reservation that within the boundaries of one article it is difficult to give the analysis of the system of images, due to that reason M. Sharipova gives a thorough portrayal of the sergeant-major stopping her choice on one image only.

Sergeant-major Vaskov is a plot-framing centre of the narrative. It is he who, being a commander of a group of soldiers sent for a liquidation of the German landing, instructs his subalterns and directs all efforts for an implementation of the goal of the commanding. The author of the article gives a thorough delineation of the protagonist"s image; he is presented not only as a commander, but as a tutor either. Hereby, the most important means of hero"s characterization are: speech, actions, author"s appreciation, portrait. Tlie citationsfrom the text fortify the ideas expressed by the author of the article. Tlie image of sergeant-major Vaskov is of great educational importance.

Фильм «А зори здесь тихие» в нашей стране смотрели почти все, поэтому напоминать его содержание нет необходимости. Остановимся на моменте встречи старшины Васькова и девушек с отрядом немецких диверсантов. Наших всего шестеро и вооружены карабинами. Немцев шестнадцать и все вооружены автоматами (правильное название пистолет-пулемёт, но мы будем его называть более привычно - автомат). Немцев больше, и, по мнению авторов, они вооружены лучше. С чем, не особо задумываясь, зритель и соглашается. Вроде бы всё логично: винтовки в отряде старшины являются оружием более старым, стреляют одиночными выстрелами, а автомат - вооружение более новое, и стреляет очередями. И отсюда дальнейшее развитие сюжета, со всеми вытекающими.

Но давайте рассмотрим предлагаемый нам сюжет с точки зрения того, как предложенное нам оружие использовалось в реальности.

Старшина со своим отрядом занял такую позицию, где дорогу немцам преграждает река. Чтобы её пересечь, необходимо преодолеть полтораста метров открытого пространства с очень неудобным рельефом. В том числе несколько десятков метров приходится идти по бурному потоку, с ледяной водой и каменистым дном. То есть, превратиться в легкую мишень для опытного стрелка.

Для Васькова достаточно выбрать удобную позицию среди скал и посадить рядом одну из девушек, чтобы перезаряжала карабины. Остальных трёх девушек (одну отправили за подмогой) разместить в укромных местах среди скал чуть подальше. Задачей их будет вести огонь по всему, что движется. Важно не столько попасть, сколько отвлечь немцев от старшины и создать иллюзию многочисленного отряда. Сам же Васьков с тремя карабинами (регулярно перезаряжаемыми) спокойно отстреливает диверсантов при попытке форсировать реку.

В фильме эту ситуацию усложняют немцы, которые со своего берега ведут сильный автоматный огонь. Но вот тут и возникает неувязка. В фильме и повести все диверсанты вооружены пистолетами-пулеметами MP.40. Табличная дальность стрельбы составляет двести метров. Прицельно из него можно стрелять метров на сто, одиночными выстрелами, откинув приклад и имея хорошую опору: например, уперев в землю. В предложенной нам ситуации, вести прицельный огонь со своего берега немцы не могли. Переправляясь же через реку, можно было только стрелять беспорядочными очередями. Для собственного успокоения. Хорошо укрывшегося среди скал Васькова они могли лишь пугать, что на опытного военного едва ли подействует. Карабины же, которые имелись в отряде старшины, позволяли опытному стрелку поражать цель на дальности в триста метров.

Таким образом, имея существенное преимущество в дальности прицельной стрельбы, Васьков мог расстреливать медленно бредущего через бурный поток противника, как в тире. Понятно, что потеряв хотя бы трех-четырех человек, немцы прекратили попытки переправиться.

После чего, старшина мог спокойно отступить. А потом найти и занять ещё одну такую же позицию. Благо на этой местности скал и бурных речек хватает. Если при каждом таком боестолкновении диверсионная группа теряла бы по три-четыре человека, то от их отряда скоро бы ничего не осталось. Тем более, что знающий местность Васьков мог ещё и засады устраивать, выбивая противника по одному в чаще леса, где его карабин в любом случае давал преимущество перед автоматами диверсантов.

На самом деле, пистолет-пулемет MP.40 отнюдь не был массовым оружием Вермахта. Создавался он изначально для вооружения экипажей бронемашин, однако, благодаря простоте и дешевизне, использовался более широко. Но более широко - это не поголовно. В пехотном отделении Вермахта пистолет-пулемет был только у одного человека - командира отделения. Все остальные вооружались винтовками.

И, разумеется, диверсионную группу никто бы не стал вооружать автоматами. У них было бы совсем другое вооружение, а стало быть, и происходило бы всё иначе.