«Красный Май»: от рубина до руин. «Красный Май»: от рубина до руин Стекольный завод красный май соседи

Части был город и район. Теперь посмотрим на два музея Вышнего Волочка. Это краеведческий, знакомящий с прошлым города, его уникальными каналами и знаковыми людьми, и настоящая Стеклянная сказка или Цветной сон - музей стекла бывшего завода "Красный май", несколько раз даже изготавливающий по правительственному заказу рубиновое стекло для звёзд Кремлёвских башен.

1. Стекольное производство под Вышним Волочком появилось во второй половине 19-го века, когда местный купец выкупил химический завод и основал на его базе изготовление столовой посуды, абажуров и керосиновых ламп

2. Чуть позже появляется производство цветного стекла, когда на завод пришёл опытный стекловар, знающий секрет технологии

3. Продукция завода получала высокие награды на дореволюционных выставках

8. А зверушки, ахах, поглядите, какие!

11. После революции завод национализировали, переименовали в "Красный Май", расширили и модернизировали производство. Ламповое стекло, оконное стекло, посуда, светильники для метрополитена - всё это здесь делалось. Качественную цветную продукцию, занимавшую, как и в царские времена, высокие места на международных выставках, прозвали "русским чудом"

12. В 1940-е и 1970-е года завод выполнял, наверное, самое важное задание в своей истории - правительственный заказ на изготовление рубинового стекла для Кремлёвских звёзд. Вот его кусочки

Побывав в этом музее, я уже размечтался, как попаду на производство и сделаю репортаж, но не судьба. В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт. Ушла, скажем прямо, огромная эпоха и вырвана целая страница из книги по истории нашей страны, но память осталась. Уже ради этого музея, чтобы снова побывать здесь, я бы вернулся в Вышний летом на круизе "Мостурфлота" или зимой в рамках автобусных туров, так называемых "зимних круизов" этой компании.
Казалось бы, уже почти 17 лет нет завода, но осадочек от этого факта всё равно внутри остался.

13. А это уже Краеведческий музей Вышнего Волочка. Честно скажу, не очень люблю такие, но не пожалел, что побывал в Вышневолоцком. Ему уже более 80 лет, но от экспозиций не веет слоем музейной пыли и сюда не надо нести с собой подушку для сна от скуки. Не так давно здесь всё к тому же реконструировали.

Местные экскурсоводы - настоящие профессионалы своего дела, энтузиасты, готовые часами рассказывать про каждую деталь, про каждый экспонат как про лично им дорого человека и старинного друга. Никаких заученных фраз из путеводителей, никаких "рассказать, да побыстрее бы закончить". Так что музей я всячески всем рекомендую!

14. В Петровском зале можно не только узнать про деятельность царя, сделавшего Вышневолоцкий водный путь по-настоящему судоходным (тем самым соединив Балтику и Каспий и открыв с помощью Вышнего Волочка многие новые возможности для развития России), но и увидеть поднятые со дна каналов пушки, ядра, багры - свидетелей той эпохи

17. Голландцы, которые строили для Петра каналы в Вышнем Волочке, накосячили. Они привыкли работать с морем и не учли особенностей нашей местности. Летом озёра и реки мелели, каналы обезвоживались, движение по каналам вставало и в городах наступал голод.

Исправлять ситуацию и совершенствовать водный путь взялся новгородский купец М.И.Сердюков. Он, гидротехник-самоучка, посвятил водной системе Вышнего Волочка треть века. Шлюзы, бейшлоты, Цнинский канал, водохранилище - всё это результаты его трудов

18. Макет Цнинского шлюза, построенного Сердюковым

19. План гидротехнических сооружений в Вышнем Волочке, представленный Сердюковым императору Петру

20. И современная карта.
После посещения музея захотелось летом побывать на всех сооружениях, в том числе почти разрушенных временем и человеком, посмотреть всё лично и познакомиться подробнее с водной артерией, когда-то бывшей очень важной для России

21. Макет Вышнего Волочка времён Петра. Вот если в музеях есть макеты - это очень круто)

22. Смотрите, какой красавец!
Фрегат "Паллада". Первым его капитаном был Нахимов. В дальнейшем фрегат побывал во многих плаваниях, в том числе в Японии. С началом Крымской войны из-за опасения захвата англичанами был затоплен.
В разные годы на нём проходили службу вышневолоцкие и тверские дворяне

23. Каналы Вышнего Волочка были важнейшими грузовыми магистралями. Вот макет грузовой барки, выполненный по чертежу 19-го века. Как вам факт, что барка поднимала до 130 тонн груза? Я не сначала не поверил)

В Вышнем в связи с переходом с подъёма на сплав суда переоснащались. Рули и мачты снимались, обустраивались помосты, на которых стояли люди, управлявшие 4 огромными вёслами - потесями. На каждую барку сажали лоцмана и 10 рабочих

24. Помните в первой части была часовенка на месте Казанского собора 18-го века, где был зачитан указ Екатерины, даровавшей Вышнему Волочку статус города? Вот таким был этот собор, взорванный в 1930-х

Музей стекла завода ʺКрасный майʺ расположен в поселке Красномайский, недалеко от Вышнего Волочка, Тверской области. Музей был основан в 1968 году. Здесь представлены изделия конца XIX - начала XX века. Все экспонаты поражают своим богатством цвета и различными способами обработки и декорирования.





Особенно примечательны разноцветные керосиновые лампы с легкими абажурами (лампа Болотина). Сам завод существует с 1859 года. Он был основан как химический Московским титулярным советником Самариным. Но Самарину не хватило средств на дальнейшее развитие производства и завод был куплен вышневолоцким купцом II гильдии Андреем Васильевичем Болотиным. В 1873 году хозяева завода – купцы Болотины – построили первую печь, на которой вырабатывалась стеклянная посуда: столовая, кондитерская, плафоны. В том же году на завод приезжает опытный стекловар – обладатель тайны составления шихты для варки цветных стекол – Василий Алексеевич Векшин. И впервые в России на Болотинском заводе начали варить цветное стекло с разнообразной цветовой гаммой. В 1920 году завод национализировали и он перешел в собственность государства. Первого мая 1923 году состоялось собрание рабочих и служащих завода, на котором было принято решение о переименовании завода в завод ʺКрасный майʺ. С этого времени завод стал расширяться, начали строить новые стекловаренные печи. В годы Отечественной войны (1942-1945) в больших количествах завод вырабатывал техническое стекло для нужд Военно-Морского флота и авиации, изготавливались семафорные и светофорные линзы, ламповое стекло, аккумуляторные сосуды. В 50-60 годы на заводе получает распространение разделка стеклоизделий золотом, эмалью, люстрой, силикатными красками. Выпускались также изделия из двух-трехслойного стекла. Но особенно прославились красномайцы сульфидным стеклом, которое не зря называют ʺрусским чудомʺ за неисчерпаемое богатство цвета. И еще его называют так за исключительное свойство изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки, что придает массовому изделию уникальную неповторимость. Этот материал был освоен заводом в 1959 году, ʺКрасный майʺ являлся, по существу, единственным предприятием не только у нас в стране, но и во всем мире, где сульфидное стекло закрепилось как непременное стекло заводского ассортимента. Экспозиция музея очень богатая - около 4000 экспонатов. Помимо образцов массовых изделий, в музее представлены уникальные творческие работы, выполненные из редких и необычных видов материалов. Следует упомянуть о представленном в музее рубиновом стекле, из которого сделаны кремлевские звезды. Кроме того, заводом изготовлена звезда, установленная в Бузлудже (Болгария). Музей открыт для посетителей в рабочие дни с 9 до 14, стоимость входа составляет 30 рублей. В 2002 году на заводе остановили стекловаренные печи. Даже при плановом холодном ремонте печи слив стекла и следующий после ремонта запуск печи, это процесс долгий и дорогостоящий, а так, при остановке без надежд на будущее, шансов на следующий запуск почти нет. Но, видимо, и восстанавливать производство никто не собирался. Печи с застывшим стеклом просто сломали. Сейчас вся территория завода частично руинирована, частично медленно ветшает.

Тверская обл. г.Вышний Волочек пос. Красный май, Стекольный завод - где были сделаны Кремлёвские звёзды.

Наступивший год мог бы быть отмечен двумя датами – пусть не юбилейными, но по-своему знаменательными: 157-летием с момента основания под Вышним Волочком химического завода и 87-летием с того дня, как этот завод получил последнее своё имя, под которым его все знают – «Красный Май». Знали. Сегодня вместо уникального предприятия, известного когда-то своим хрусталём, одни руины. Впрочем, есть и круглая дата – ровно 70 лет назад над Московским Кремлём засияли звёзды из стекла, изготовленного на «Красном Мае». Когда-то завод был знаменит в масштабах всего СССР. Ещё бы! «Над всей страной сияют кремлёвские звёзды, сделанные руками красномайских мастеров», - читаю путеводитель 1988 года. Конечно, не целиком: рубиновые навершия шпилей башен – это сложное инженерное сооружение, над созданием которого трудились десятки предприятий и НИИ. Но изготовленное на «Красном Мае» многослойное стекло – далеко не последняя часть этого сооружения. Потому слова почти тридцатилетней давности, несмотря на пафос, близки к истине. А что осталось от той гордости? Разрушенные цеха, которые вряд ли уже когда отстроят. Да музей, что выживает на одном лишь честном слове. В нескольких километрах от Вышнего Волочка в сторону Петербурга находится посёлок Красномайский. Правда, местные жители его так не называют, данный топоним существует лишь в официальных документах. «Поеду на Красный Май», «Живу на Красном Мае», - говоря так, люди имеют в виду именно посёлок, а не завод. В середине XIX века здесь была деревня Ключино, где в 1859 году и возник будущий флагман стекольной промышленности. Сначала как химический. У первого его владельца – титулярного советника Самарина – на дальнейшее развитие производства не хватило средств, и спустя три года завод был выкуплен купцом второй гильдии Андреем Болотиным, который вскоре построил на его месте стекольный. Позже он основал ещё один завод на территории нынешнего Вышневолоцкого района – Борисовский (ныне – ОАО «Медстекло Борисовское»). Первая стекловаренная печь на Ключинском заводе была запущена купцом и основателем династии стеклоделов Болотиных в 1873 году. Также на средства владельцев завода был выстроен вполне благоустроенный по меркам того времени рабочий посёлок.


К началу XX столетия Ключинский завод производил стеклянную аптекарскую, столовую и кондитерскую посуду, керосиновые лампы, плафоны, выполняя заказы едва ли не со всех концов империи. Вскоре грянула Октябрьская революция, завод был национализирован и в 1929 году получил название «Красный Май». Вокруг предприятия вырос посёлок на 5 тысяч жителей с больницей, школой, музыкальной школой, ПТУ, готовившем помимо специалистов-стеклоделов, трактористов и автослесарей. О «Красном Мае» много писали в областной и центральной прессе. Вспомним, о чём тогда рассказывали газеты и журналы и сравним всё это с нынешними остатками былого величия.«Когда смотришь на кремлёвские звёзды, кажется, будто они испокон века венчают остроконечные башни: до того органичен их пламень в единстве с прекрасным памятником русского зодчества, до того естественная в нашем сознании неразрывность двух символов – сердце Родины и пятиконечная звезда» («Правда», 1985 г.). Так уж повелось, что мы говорим «Красный Май», а подразумеваем пять рубиновых наверший. И наоборот. Поэтому и начать свой рассказ мне хочется именно с этой страницы. Тем более, что вышневолоцкие звёзды, и ныне украшающие Спасскую, Никольскую, Боровицкую, Троицкую и, Водовзводную башни Кремля, были не первыми.Впервые пятиконечные звёзды сменили символ самодержавной России – двуглавых орлов – осенью 1935 года. Они были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди, в центре каждой звезды был выложен позолоченный серп и молот. Однако первые звёзды недолго украшали кремлёвские башни. Во-первых, быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков, во-вторых, в общей композиции Кремля смотрелись довольно нелепо и нарушали архитектурный ансамбль. Поэтому было принято решение установить рубиновые светящиеся звёзды.


Новые навершия появились 2 ноября 1937-го. Каждая из них могла вращаться наподобие флюгера и имела каркас в виде многогранной пирамиды. Заказ на изготовление рубинового стекла получил завод «Автостекло» в городе Константиновка на Донбассе. Оно должно было пропускать красные лучи определённой длины волн, быть механически прочным, устойчивым к резким перепадам температуры, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Остекленение звёзд было двойным: внутренний слой состоял из молочного (матового, глухого белого) стекла толщиной в 2 мм, благодаря которому свет от лампы рассеивался равномерно по всей поверхности, и наружный – из рубинового 6-7 мм. Вес каждой звезды составлял около тонны, площадь поверхности – от 8 до 9 квадратных метров.


Во время Великой Отечественной войны звёзды погасили и зачехлили. Когда уже после Победы их вновь открыли, на рубиновой поверхности обнаружились множественные трещины и следы от осколков снарядов. Необходима была реставрация. На это раз варить стекло поручили Вышневолоцкому заводу «Красный Май». Здешние мастера сделали его четырёхслойным: внизу прозрачный хрусталь, затем матовое стекло, снова хрустальное и, наконец, рубиновое. Это нужно, чтобы звезда и днём при солнечном свете, и ночью, подсвеченная изнутри, была одного цвета. «Рубиновые звёзды, изготовленные на Константиновском заводе, не выполнили задачу, которую поставили конструкторы. Двойной слой стекла – молочного и рубинового – не давал возможности сохранить яркий цвет звёзд. Между слоями набивалась пыль. А многослойное стекло к тому времени вырабатывали, по-моему, только на «Красном Мае» («Калининская правда», 1987 г.). «Думаю, что читателям будет интересно узнать, как делались опытные образцы звёздного стекла. На изготовление многослойного рубина только для одной звезды потребовалось 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 1.5 тонны борной кислоты, 16 тонн кальцинированной соды, 3 тонны поташа, 1.5 тонны калиевой селитры» («Юность», 1981 г.). Засияли обновлённые звёзды в 1946 году. И сияют до сих пор, несмотря на призывы некоторых общественников вновь заменить их орлами. Следующая реконструкция рубиновых «светил» была в 1974-м, и вновь в ней участвовали красномайские мастера. Несмотря на имеющийся опыт, технологию варки пришлось создавать, что называется, с нуля: архивные документы, по которым можно было восстановить «рецептуру», не сохранились.


Надо сказать, что в 2010 году про 75-летие первых Кремлёвских звёзд много писали в центральных СМИ, а про вклад «Красного Мая» ни разу нигде не упомянули. Ни в 1996-м, когда завод ещё худо-бедно, но работал, несмотря на то, что зарплату там стали уже выдавать вазами и фужерами. Ни в 2006-м – хотя бы вдогонку уже ушедшему поезду…


«Вчера с Вышневолоцкого завода «Красный Май» отправлена партия деталей из бесцветного и молочного стекла для осветительных приборов Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Нелегко было мастерам-стеклоделам повторять причудливые формы старинных люстр и бра, которые вот уже более ста лет освещают залы этого музыкального учебного заведения» (Калининская правда, 1983 г.). «Несколько лет назад мастера Вышневолоцкого стекольного завода «Красный Май» по просьбе болгарских друзей изготовили рубиновое стекло для мемориала дружбы, построенного на знаменитой Шипке. И вот новый заказ из Болгарии – сделать четырёхслойное стекло для звезды, которая будет венчать Дом партии в Софии. Исполнить экспортный заказ поручено бригадам мастеров Н. Ермакова, А. Кузнецова, Н. Насонова и А. Бобовникова» («Правда», 1986 г.). «Красивый посёлок-сад с асфальтированными дорогами, благоустроенными домами-коттеджами, клубом, школой и другими общественными зданиями, с заводом-садом в центре, откуда по всему миру расходятся изделия почти двух тысяч наименований» («Калининская правда», 1959 г.). «Вчера в ГПТУ-24 Вышневолоцкого завода «Красный Май» пришло из Москвы радостное сообщение. Постановлением Главвыставкома ВДНХ СССР за разработку и участие в изготовлении ваз «Юбилейная» и «Кубок», представленных на Всесоюзный смотр художественных работ профтехучилищ, бронзовыми медалями награждены мастера производственного обучения Т. Орлова и Т. Шамрина. А учащиеся Ирина Ярош и Эдуард Ведерников удостоены медали «Юный участник ВДНХ СССР» («Калининская правда», 1983 г.). Для сравнения. Посёлок-сад – обычный окраинный посёлок, каких тысячи. Вроде не заброшенный, но и на ухоженность тоже никакого намёка. Дома-коттеджи – это, видимо, деревянные двухэтажные бараки до сих пор с выгребными ямами. Завод-сад нынче – возвышающиеся над развалинами цехов трубы, ржавая доска почета, словно призрак из прошлого. На самой территории – какой-то мелкий бизнес: авторемонт, склады. В бывших заводских помещениях даже старой мебели не осталось, только кучи строительного мусора. Железнодорожная ветка, за исключением нескольких участков, практически полностью демонтирована. ГПТУ тоже идёт «в ногу со временем». Ещё в середине нулевых там закрыли специальность тракториста-машиниста – когда-то наиболее популярную среди подростков. Да и в жизни не самую бесперспективную. Неужели нет больше потребности в трактористах? Выдувальщиков и шлифовщиков стеклоизделий тоже, понятное дело, нет.«Несложное, казалось бы, изделие – стакан, но его изготовление требует большого мастерства. Таким мастерством в совершенстве владеют стеклоделы Вышневолоцкого завода «Красный Май». Выпускаемым здесь миллионными «тиражами» двум видам стаканов присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены ваза для ягод, розетка для варенья, пепельница из сульфидно-цинкового стекла» («Советская Россия», 1975 г.). В цехах завода, к слову сказать, третьего по величине после подобных в Гусь-Хрустальном и Дятьково, производились не только хрустальные изделия и рубиновые звёзды.

Вспоминая свое детство.. Жили мы не богато, и были у меня одни брюки , пару рубашек – одна холщовая на каждый день, другая фланелевая – выходная, да шуба на искусственного меху. Времена были такие.. и вот поступив в школу, я решил подзаработать, работу для школьника тогда было найти ой как не просто. И только с помощью мамани, которая работала тогда на Калининском хлопчатобумажном комбинате печатницей, я был туда трудоустроен на летние каникулы упаковщиком ветоши. Работа была не сложная, нужно было сортировать не кондиционную ткань по тюкам, которую впоследствии отправляли на разные предприятия, рабочим, для протирки рук. Как сейчас помню этот запах ткани на комбинате, который спустя много лет я даже не надеялся вновь вдохнуть. И вот на днях мне суждено было побывать на Вышневолоцком хлопчато-бумажном комбинате где сейчас производят махровые изделия. О да, это был тот же самый запах из прошлого, из прошлого детства. Наш Калининский ХБК давно уже не работает , не смог такой огромный и старый монстр, построенный еще при царе выдержать рыночную конкуренцию. Одного электричества в последние годы работы он потреблял больше, чем давал прибыли. Ну а Вышневолоцкому хлопчато-бумажному комбинату, которое кстати сейчас занимает второе место в России по объемам производства махровых изделий хочется пожелать удачи и процветания!


13 июля, исполняющий обязанности Губернатора Тверской области Игорь Руденя посетил Вышний Волочек с рабочей поездкой. Особое место в программе отведено промышленности территории.

Глава региона побывал на предприятии, которое занимает второе место в России по объемам производства махровых изделий – Вышневолоцком хлопчато-бумажном комбинате.

Предприятие в следующем году отмечает свое 160-летие. Здесь сохранили замкнутый цикл производства, выпускают 1100 тонн продукции в год, в разы увеличивают производительность труда и строят планы по наращиванию мощностей: потенциал комбината - выпуск до 1700 тонн продукции в год. С 2007 по 2016 годы в производство инвестировано порядка 2,5 млрд рублей. Предприятие направляет около 50 млн рублей налогов в консолидированный бюджет области, обеспечивает более 230 рабочих мест для жителей района.

Глава региона пообщался с сотрудниками комбината, среди них представители трудовых династий. Оператор сновального оборудования Светлана Ефимова рассказала историю своей семьи – так же, как ее родители, она много лет посвятила работе на предприятии.

Как отметил Игорь Руденя, Вышневолоцкий комбинат – яркий пример того, как крупные предприятия легкой промышленности успешно работают в рыночных условиях.

Тверская область была одним из центров хлопчатобумажной промышленности в России с середины XIX века. К сожалению, эта отрасль после 90-х годов прошлого века перестала быть ведущей в экономике нашего региона, - подчеркнул руководитель области. - Сейчас мы начали разработку Стратегии экономического развития региона. Поддержке традиционных отраслей промышленности в ней будет уделено особое внимание.



Так же в этот день, в рамках рабочей поездки в город Вышний Волочек Тверской области, исполняющий обязанности Губернатора Игорь Руденя посетил Вышневолоцкий дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Учреждение открыто в 1974 году. В настоящий момент здесь проживают 489 человек, всего дом престарелых рассчитан на 501 место. Среди проживающих - инвалиды, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, узники лагерей, ветераны труда. Чтобы лично удостовериться в качестве услуг, оказываемых пожилым людям, Игорь Руденя осмотрел медицинский блок учреждения, где работают квалифицированные врачи, открыты кабинеты физиопроцедур, лечебной физкультуры, стоматологии, процедурная.


Потом, исполняющий обязанности Губернатора Тверской области Игорь Руденя встретился с директором ООО «Магазин №11» в Вышнем Волочке Юлией Куликовой

В конце мая руководитель торгового объекта направила видеообращение главе региона в рамках Тверского форума предпринимателей, который впервые состоялся в области, сообщили в региональном Правительстве.

Юлия Куликова попросила оказать содействие в решении вопроса о выкупе арендуемых помещений в рамках положенной льготы для малого и среднего бизнеса. Игорь Руденя дал поручение руководителю министерства имущественных и земельных отношений региона Евгению Зеленскому и министру Тверской области по обеспечению контрольных функций Виктору Шафоросту выехать на место, разобраться в ситуации и принять необходимые меры. Проверка показала - арендатор была незаконно лишена права на приватизацию помещений по рыночной цене. Региональные власти включились в решение вопроса, как результат – права предпринимателя восстановлены.

Более 1,5 лет мы судились с администрацией города, уже не верили в успех. Спасибо Игорю Михайловичу – такая оперативная реакция. Благодаря руководителю области ситуация быстро разрешилась, - поделилась Юлия Куликова, которая отметила открытость главы региона к проблемам предпринимательства.

Для Юлии Куликовой выход из сложившейся ситуации стал символичным подарком ко дню рождения. Сегодня предприниматель отмечает свой юбилей. Именинницу поздравил исполняющий обязанности Губернатора.

Это нормальная работа, когда власть слышит бизнес, - отметил Игорь Руденя.

В развитии малого и среднего бизнеса региональная власть видит основной вектор роста экономики области. Для его укрепления необходимо качественное государственное администрирование, создание благоприятных условий – такие задачи ставил на форуме предпринимателей Игорь Руденя. Важный фактор в этой работе – отсутствие административных барьеров.


также -
13 июля, исполняющий обязанности Губернатора Тверской области Игорь Руденя посетил одно из деревообрабатывающих предприятий области – Вышневолоцкий леспромхоз, где в 2001 году запущено производство клееных изделий.

Предприятие – пример того, как в регионе реализуется задача Президента России по глубокой переработке леса. Такая установка была сделана главой региона во время встречи с лесопромышленниками.

Область может не просто заготавливать древесину, а выдавать на рынок готовый продукт с максимальной добавленной стоимостью, - отметил Игорь Руденя в ходе визита на леспромхоз. - Это налоги, рабочие места, развитие наших предприятий.

Вышневолоцкий леспромхоз выполняет заказы по изготовлению деревянных домов. Как считает руководитель области, регион производит продукт, способный конкурировать с известными зарубежными брендами. Правительство области приложит все усилия для продвижения тверских предприятий на рынке, - подчеркнул Игорь Руденя.

Глава региона осмотрел котельную предприятия, которая работает на отходах деревообработки. Как обозначил Игорь Руденя, производство подтверждает эффективную роль малой энергетики, которая ориентирована на применение пеллет, опилок, торфа. Наряду с активной газификацией, которая должна получить новый импульс в области, Правительство региона нацелено на продвижение использования альтернативных видов топлива.


В этот же день, "РИМ" побывал и в акушерском отделение Вышневолоцкой ЦРБ.

В здании остро назрел вопрос ремонта кровли, сообщили в региональном Правительстве.

Вышневолоцкая ЦРБ является межрайонным центром, оказывающим акушерские услуги как местному населению, так и жителям близлежащих территорий - Вышневолоцкого, Бологовского, Фировского районов и ЗАТО «Озерный». За прошлый год здесь было принято более 250 родов, с каждым годом эта цифра растет. Отделение рассчитано на 28 круглосуточных коек и еще 4 – дневного пребывания.

Акушерская служба расположена в отдельном двухэтажном здании. В 2013 году по программе модернизации здравоохранения здесь проводились ремонтные работы. Однако выделенных средств хватило лишь на косметическую отделку. Впоследствии в здании возникли серьезные проблемы с кровлей. По решению руководства больницы второй этаж был закрыт, все койки разместили на первом.

Вопрос капитального ремонта кровли и перекрытий – на повестке руководства учреждения и Правительства региона. На сегодня готова вся проектно-сметная документация. Из регионального бюджета выделена сумма – 7,7 млн рублей. Сейчас идет стадия конкурсных процедур. Ремонт должен быть завершен до 1 ноября. Такой срок обозначил Игорь Руденя.

К проведению работ необходимо отнестись максимально серьезно, обеспечить высокий уровень контроля за качеством их проведения, - отметил глава региона. - Родильное отделение должно быть современным и цивилизованным.

Кроме этого Игорь Руденя поставил задачу привести в порядок дорогу, ведущую к роддому и проработать вопрос закупки необходимого оборудования.


Ну и конечно традиционная встреча с народом..

Жители задавали вопросы на темы повышения качества здравоохранения, образования, поддержки сельского хозяйства и другие

Повышение качества здравоохранения, создание безопасных условий для образования детей, поддержка аграриев, развитие потенциала молодежи – эти вопросы задавали жители Вышнего Волочка во время официального визита исполняющего обязанности Губернатора Игоря Рудени в районный центр.

В ходе общения была поднята тема создания в Вышнем Волочке возможностей для реализации местными сельхозпроизводителями своей продукции без посредников. Как обозначил глава региона, будет дано поручение организовать в городе соответствующую торговую площадку.

Игорь Руденя обратил внимание на направления, которые сдерживают развитие региона в целом и данной территории в частности: качество дорог, состояние ЖКХ.

В Вышнем Волочке немало проблемных вопросов. В развитии города должны принимать участие все уровни власти, а также сами жители, - подчеркнул руководитель области.

Представитель одной из управляющих компаний города Сергей Яковлев поблагодарил главу региона за коммунальную технику, которую Вышний Волочек получает в рамках соглашения с Правительством Москвы.

В числе прозвучавших решений – обеспечение синхронизации газификации в деревне Деревково, проработка возможности финансирования ремонта дороги протяженностью 13 км в сельском поселении Лужниковское на следующий год. Также в поле зрения региональной власти - объект программы переселения граждан из аварийного жилого фонда: проживающие в 34-м доме по улице Рылеева обеспокоены качеством нового жилья.

Ряд поднятых жителями вопросов касался сферы молодежной политики. Так, поддержку руководителя области получило движение КВН области. Глава региона также заявил о договоренности с Росмолодежью по созданию в области дискуссионной площадки для сельской молодежи. Отдельная тема – восстановление спортивных объектов в Вышнем Волочке, развитие учреждений этой сферы.

Жители города выразили надежду на то, что руководитель области будет и дальше поддерживать территорию так же, как поддержал Игоря Руденю Президент России. «Глава государства поддерживает всю Тверскую область», - ответил исполняющий обязанности Губернатора.

Вот такая большая и насыщенная поездка.. и такие бывают в неделю порой несколько раз..

Часть 2. Пока ещё не поздно нам сделать остановку?

Продолжим прогулку по местности, которая каких-то полтора десятка лет назад была знаменитым стекольным заводом «Красный Май». Знаменитым, прежде всего, тем, что в его цехах было изготовлено четырёхслойное стекло для звёзд Московского Кремля, и сегодня украшающих пять его башен. Сегодня заглянем в музей художественного стекла.

Добраться от райцентра до посёлка Красномайский несложно: рейсовый автобус ходит туда каждые 20 минут. Третья остановка после поворота с трассы «М10» – и вы у проходной завода. Музей открыт ежедневно с 10 до 14 часов кроме выходных и праздничных дней. Точнее, может быть открыт. Чтобы туда попасть, нужно предварительно позвонить по телефону и заказать экскурсию. И в оговоренное время подойти к проходной, где смотритель встретит вас и проведёт в музей.

Всё, что осталось от проходной

В музее

«И ещё поражали своей красотой керосиновые лампы, расписанные золотом и красками. Именно эти лампы, увенчанные тонкими лёгкими абажурами, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве были удостоены золотой медали» («Красномайский стекольщик», 1988 г.). К 1990 году, когда отмечалось 20-летие музея завода «Красный Май», в нём хранилось более трёхсот изделий дореволюционных (болотинских) мастеров и около 4 тысяч образцов уже советского периода – как уникальных экспонатов из цветного, накладного и сульфидно-цинкового стекла, так и массовой продукции. Многие из этих экспонатов приносили жители посёлка. То есть, как и большинство музейных экспозиций, эта также создавалась буквально по крупицам.

Нынешнее состояние музея не многим лучше, чем предприятия. На первом этаже здания, где когда-то была столовая, такая же разруха, как и в цехах. Только наверху, где сам музей, порядок. Если не считать, конечно, протекающей крыши и отсутствия отопления. Формально музей принадлежит хозяевам бывшего завода – понятно, что не может такая земля быть ничейной. Кто они и как их зовут, никто из тех, с кем мне удалось поговорить, не знает. Фактически же за ним более или менее следят предприниматели, располагающиеся на территории «Красного Мая». Область или Вышневолоцкий район может, и хотели бы взять музей стекла на свой баланс, но не могут: взять и забрать (а, точнее говоря, спасти) не позволяет закон. Так же как не могут оказать финансовую помощь: нецелевое расходование бюджетных средств, уголовная статья. Пусть даже на кону наша история. Жаль. Момент, когда что-либо делать уже поздно, наступает, как правило, неожиданно. А до владельцев не достучаться.

Хотя, если бы власти действительно хотели, то наверняка сделали всё что нужно.

«Неоценимую помощь в сборе материалов об истории завода оказали Николай Александрович Хохряков, Василий Максимович Семёнов и другие товарищи. В оформление здания музея большой вклад внесли строители под руководством Юрия Дмитриевича Попова, работники механического цеха, руководимые Леонидом Петровичем Васиным, изготовитель фресок болотинского времени Виктор Владимирович Раков и другие товарищи. Нельзя не отметить большой вклад в создание музея истории на общественных началах работника Вышневолоцкого краеведческого музея Галины Георгиевны Монаховой, которая отдала этому делу даже свой отпуск» («Красномайский стекольщик», 1988 г.). В музее можно не только увидеть образцы красномайской продукции, но и узнать о людях, её создававших. Людмила Кучинская, Виктор Шевченко, Анатолий Силко, Сергей Коноплев, Светлана Бескинская, супруги Елена Есикова и Константин Литвин. Последних тверским ценителям искусства представлять не нужно. Есикова и Литвин до сих пор работают как художники-стеклоделы и участвуют в различных выставках.

«Красный Май» является родиной сульфидно-цинкового стекла. Около 30 лет назад на заводе начали осваивать это новое советское стекло. Интерес к неразгаданной технологической новинке помог выявить все превращения цвета. По воле художника и мастера золотистое стекло оказалось способным оборачиваться то опаловым, то студёно-дымчатым, то вдруг вспыхивать цветным орнаментом или мраморными разводами» («Красномайский стекольщик», 1988 г.). Сульфидное или сульфидно-цинковое стекло, окрашенное сернистыми соединениями железа и цинка, создали в 1958 году технолог Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС) Евгения Иванова и инженер этого же предприятия Александр Кирьенен. Спустя год, оно уже было освоено на Вышневолоцком заводе и вскоре стало его визитной карточкой. За широкую гамму окраски и способность менять её в зависимости от температуры и длительности обработки, сульфидное стекло ещё называют «русским чудом».

«Недавно на стекольном заводе «Красный Май» были проведены опытные варки стекла, сырьём для которых послужил песок, доставленный из Грузии. Сотрудники одного из исследовательских институтов Тбилиси поставили задачу – проверить пригодность местных залежей песка, содержащих большой процент железа, для производства строительного стекла. Они обратились за помощью к красномайцам. Работники химлаборатории завода вместе с коллективом четвёртого цеха успешно провели испытание песка – было получено строительное стекло зелёного, синего и голубого цветов. Результаты этого эксперимента послужат основой для налаживания производства цветного профильного стекла для строительных нужд Грузии» («Калининская правда», 1980 г.). Ассортимент продукции завода, как я уже отмечал в первой части, был широк. Впрочем, не только сульфидно-цинковую вазу, но и обычный стакан или то же самое строительное стекло от «Красного Мая» можно назвать русскими чудесами. Такова специфика завода: делать плохо и даже посредственно здесь было нельзя. Или не умели.
(«Тверская жизнь», 2004 год). В действительности, продавать на автодороге «Москва – Санкт-Петербург» продукцию «Красного Мая» начали гораздо раньше. В 1992-м точно стояли с вазами – мужчины и женщины, группы и одиночки. «Точки» располагались на протяжении двадцати с лишним километров от поворота на Леонтьево и практически до Хотилово. Так уникальный завод переживал лихие 90-е. Пережил. Худо-бедно, но выстоял. Сводки об экономическом подъёме, которыми сопровождались первые шаги нового президента Владимира Путина, должны были бы пополниться и «Красным Маем». Но беда пришла оттуда, откуда её совсем не ждали.

Всё, что осталось от фирменного магазина

«А принадлежит всё это хозяйство теперь двум питерским субъектам – ЗАО «Холдинговая компания «Ладога» (В.В. Грабар) и некоему гражданину Пружинину Михаилу Романовичу… По случайному совпадению Михаил Романович является одним из наиболее близких и доверенных знакомых председателя Законодательного Собрания Тверской области и бывшего вышневолоцкого градоначальника Марка Жановича Хасаинова» («Тверская газета», 2004 г.). Обычно в качестве виновников разрушенных предприятий или колхозов называют время. Неразбериху. Передел. Но за каждым действием, как правило, стоят конкретные люди. «Красный Май» – один из немногих примеров, где этих людей называют по именам. По версии автора статьи, в 2002 году новое руководство завода запросило у некоей американской компании кредит в размере 2.2 млн. долларов на создание линии по производству бутылочной тары (уникальное предприятие вдруг переключается на бутылки?) под государственную гарантии. То есть, в случае невыполнения «Красным Маем» кредитных обязательств, два миллиона «зелёных» должны уйти за океан. В итоге именно так и случилось: схема давно отработанная и отлаженная. И ни денег, ни бутылок, ни хрусталя.

* * *
«Только в 1987 году наш музей посетило 12.5 тысячи человек, среди них рабочие, артисты, ветераны партии, войны и труда, известные в стране люди. Гостями завода и музея были первый комиссар крейсера «Аврора» А.В. Белышев, Герой Советского Союза Н.И. Бирюков, лётчики-космонавты Ю.А. Гагарин, П.Р. Попович, Н.Н. Рукавишников, О.Г. Макаров. Восторженные отзывы оставили в Книге почётных гостей артисты Майя Кристалинская, Ольга Воронец, Борис Штоколов, Кола Бельды, Вячеслав Тихонов и другие. О заводе «Красный Май» и его музее знают не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Почётные гости из многих стран бывали в музее» («Красномайский стекольщик», 1988 г.). А сегодня в музее пустота и забвение. Да и экспонатов там явно не 4 тысячи, как было четверть века назад, а явно меньше. Где остальные? Ушли питерским «хозяевам» или ещё куда-то?

Одно из мест, которое, приехав в Вышний Волочёк, нужно обязательно посетить, это музей стекла завода «Красный май». Того самого завода, чьи изделия были известны далеко за пределами нашей страны и где изготовлены рубиновые звёзды, и по сей день украшающие пять башен Московского Кремля.

О заводском музее я уже писал около двух лет назад в заметке «Красный май: от рубина до руин» . Музей тогда размещался в ветхом, неотапливаемом, с протекающей кровлей здании на территории завода, корпуса которого к тому времени уже больше десяти лет лежали в руинах . Ещё немного - и, казалось, исчезнет навсегда вслед за стекловаренными печами уникальная коллекция. К счастью, этого не случилось. В августе нынешнего года обновлённый музей открылся по адресу: улица М. Магомаева (бывшая Вагжанова), 17.

У здания, где он находится, как и самого музея, тоже непростая история. Его начали строить ещё в 80-х годах прошлого века под новую АТС (автоматическую телефонную станцию), но затем бросили - в эпоху перемен было не до развития телекоммуникаций. Больше 20 лет бетонная коробка пустовала, используясь в качестве, извиняюсь, отхожего места для продавцов располагавшегося рядом мини-рынка. Так продолжалось до тех пор, пока участок, на котором стоял долгострой, не был выкуплен. Здание довели до ума, на первом этаже разместился супермаркет «Пятёрочка», а на втором - музей стекла. Музей не государственный, это частная коллекция собственника строения Владимира Колошвы.

Здание, где располагается музей

Декоративный набор "Большой праздник"

«Красный май». Когда слышишь два этих слова, первое, что вспоминается, это пять рубиновых звёзд на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой и Водовзводной башнях главного кремля России. На одном из стендов музея можно увидеть фрагмент того самого четырёхслойного стекла, из которого сделаны навершия кремлёвских башен. Жаль - нельзя взять в руки, чтобы определить его массу. Звезды с размахом лучей от 3 до 3.75 метров весят около тонны каждая, поэтому и интересно, насколько тяжёлым окажется треугольный кусок площадью примерно 20-25 квадратных сантиметров.

Справа - фрагменты четырёхслойного стекла для кремлёвских звёзд

Всего в зале представлено более четырёх тысяч экспонатов - гораздо больше, чем было в старом здании. Первое, что встречает посетителей, это то, без чего не было бы ни звёзд, ни даже простого гранёного стакана - стекловаренная печь. Точнее, её макет и рабочие инструменты стеклодува. Музейный экскурсовод может подробно рассказать о принципе работы печи, о том, при какой температуре происходит выплавка стеклянной массы. Ознакомившись с этим, перейдём непосредственно к просмотру экспозиции.

Вазы для салфеток

В любом музее экспонаты расположены, как правило, в хронологическом порядке их появления на свет. Вот и здесь в первых трёх стеллажах представлена коллекция изделий, изготовленных на заводе ещё в XIX веке, когда он ещё был не «Красным маем», а Ключинским заводом купца и промышленника Болотина. Хрустальная посуда, церковная утварь, керосиновые лампы. «Именно эти лампы, увенчанные тонкими лёгкими абажурами, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве были удостоены золотой медали», - писала в 1988 году газета «Красномайский стекольщик». Такими были первые ростки будущей славы местных мастеров-стеклоделов. Ещё один уникальный предмет того времени, который обязательно привлечёт внимание - кувшин с шестью отделениями внутри, разделённых перегородками. Причём эти отделения полностью изолированы друг от друга и между собой не сообщаются. Известна фамилия мастера, сделавшего этот графин - Арефьев. После него никто больше не смог создать что-либо подобное.

Чудо-графин мастера Арефьева

«Заслуженный художник РСФСР В.Я. Шевченко сочетал незаурядную одарённость, широкую профессиональную эрудицию и стремление к эксперименту и открытию. Он умел дать сульфидному стеклу своеобразную светопластическую трактовку, обнаружил в материале способность к мощной, даже стихийной выразительности» . Это информационная справка о Викторе Шевченко (1935 - 2011 г.) - члене Союза художников СССР, с 1975 года работавшем на заводе «Красный Май» старшим художником, а до этого - на Дятьковском хрустальном заводе. Декоративные панно, светильники и другие работы Шевченко можно встретить в МХАТе и Центральном доме художников. Также его изделия были удостоены первой премии на Квадриенале (выставка, проводимая один раз в четыре года - прим. Авт.) прикладного искусства соцстран в Эрфурте (ГДР) в 1974 и 1978 годах. Действительно, разве можно равнодушно пройти мимо таких композиций гутной (ручной, штучной) работы как «Изумрудная гладь», «Перекати-поле», «Деревьям расти», или «Слово о полку Игоревом»? Отколотый кусок одного из «шлемов» «Слова» - результат неосторожного обращения, в таком виде работа находилась и в старом музее.

Коллеция работ Виктора Шевченко

"Перекати-поле"

Слева - "Деревьям расти" и "Изумрудная гладь"

"Слово о полку Игореве"

«Произведения Коноплева из цветного и сульфидного стекла отличает затейливый лепной декор - вольный каскад искрящихся потоков словно бы ещё не остывшего податливого стекла. Декоративные вазы «Морской прибой», «Водопад», «Берёзки», «Горячий снег» отмечены той особой, свойственной гутному стеклу цельностью декоративного образа, когда материал, форма и цвет слиты искусной рукой художника в нерасторжимое единство» . Сергей Коноплев - потомственный стеклодел, его дед, о котором слагались легенды, трудился ещё у Болотиных. Сам Коноплёв начинал на заводе выдувальщиком, позже, окончив Московское высшее художественно-промышленное училище (ныне - Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова), стал художником. Среди других работ автора с романтическими названиями - «Золотая осень», «Побеги», «Русские узоры».

Коллекция Сергея Коноплева

"Морской прибой"

"Сумерки"

"Русские узоры"

"Золотая осень"

Сульфидное (сульфидно-цинковое) стекло, получаемое при добавлении в стеклянную массу окиси железа и сульфида цинка, с которым работали Шевченко, Коноплев и другие вышневолоцкие художники, наравне с хрустальным и рубиновым являлось одной из визитных карточек завода. Не просто визитной карточкой, «Красный Май» стал едва ли не единственным в мире предприятием, где сульфидное стекло использовалось как непременный атрибут заводского ассортимента. За богатую цветовую гамму в зависимости от условий обработки его назвали русским чудом, что подтверждено многолетней практикой. Впрочем, все эти изделия являются уникальными, выставочными экземплярами. Не менее интересна и та продукция, что выпускалась массово - графины, столовая посуда, плафоны, стилизованные под болотинские «керосинки» электрические сувениры.

Ещё в коллекции музея - подарочные изделия «Красного Мая». Точнее, их уменьшенные копии. Например, копия хрустальной вазы, подаренной первому космонавту планеты Юрию Гагарину. Как называется ваза, догадаться, думаю, не так сложно. Правильно, «Звёзды». Или декоративная композиция «Мир» (автор - Людмила Кучинская), изготовленная к очередному съезду КПСС. А вот - напоминающий подсвечник торшер из ажурного металла, обрамлённого хрусталём. Точно такой же, как уверяет экскурсовод, только больших размеров, был преподнесён советскому лидеру Леониду Брежневу на его 70-летний юбилей.

Справа - "Звёзды"

На обратном пути заехали в это странное место. Нас еще долго не хотели сюда впускать, но гид как-то уболтал кого нужно. Это поселок Красномайский и музей теперь уже бывшего стекольного завода.

Здание администрации советской постройки, но сам завод существует с 1859 года. Правда, начинался он как химический завод. Первый хозяин московский титулярный советник Самарин не нашел средств для развития и продал все производство вышневолоцким купцам Болотиным. В 1873 году была построена первая печь для варки стекла. Визитной карточкой завода уже тогда стало цветное стекло. А это фрагмент заводской ограды.


Завод в 20 годы ХХ века был национализирован и благополучно развивался до нашего времени. Что случилось дальше объяснять, наверное, не нужно. На территории сейчас запустение и руины.


В советское время был открыт музей завода в отдельном здании на территории. Он существует и сейчас, в законсервированном и застывшем состоянии. Там нет отопления и странное ощущение остановившегося времени. Такая зона отчуждения, как в Чернобыле. Как будто все разом остановилось.

А между прочим, здесь огромная коллекция. Даже музей в Гусь Хрустальном так не впечатляет. Это все промышленные образцы, но есть и авторские работы.


Тоже массовое производство. Знакомые плафоны, не?


И еще. А вот решетка авторская, вот не помню то ли выставочная, то ли дипломная работа.

Завод был одним из крупнейших предприятий в стране и производил почти 80% всей продававшейся тогда стеклянной посуды.


Это мало кто знает, но даже рубиновое стекло кремлевских звезд было сварено здесь на заводе "Красный май"! А это самые первые образцы продукции, еще времен купцов Болотиных.


И это тоже.


Завод уже тогда специализировался на создании плафонов для ламп.

Вот чего никогда не понимала, так это создание таких композиций. То ли ваза, то ли светильник.

А это уже авторские работы. Завод особенно прославился сульфидным стеклом, которое называли "русским чудом". Это стекло меняет окраску в зависимости от температуры и времени обработки.


А теперь про остановившееся время. Поясниения к экспонатам напечатаны на машинке.

Музей занимает весь второй этаж здания. Вся экспозиция тоже из тех времен.


Куски этого самого стекла.

И ведь все это авторские работы! То есть не просто типовая вазочка, а целая композиция, где все предметы в одном единственном экземпляре.


А я к сожалению не записала фамилии художников.


А ведь это такое же творчество. Только вот его никто не видит.


Специализация на плафонах и светильниках и в советское время никуда не делась.

Вот только не помню, что дарили партсъезду

А что дорогому Леониду Ильичу)) Но какие-то из этих светильников и сейчас стоят в Кремле. Кажется, все-таки вот эти.

Очень много ваз. Все нестандартные и сами по-себе хороши.


А вот у этой работы я нашла автора. "Родничок" Сергей Коноплев 1974 год. Это была массовая серия, наверное, можно даже найти экземпляры.


Еще вазы. По-моему, они лучше всего смотрятся вместе.


Интересно, как та дальняя композиция называется?)


Вот эти снежно-зеленые нравятся.

Еще интересная вещь - стеклянные цветы. Здесь белые.

А здесь зеленые.


Вазы-жирафы.

Так как получилось очень уж много, сделаю вторую часть.