Боги римской мифологии. Римская мифология

Марс укрепился в Древней Италии как бог плодородия, а также родоначальник и хранитель Рима. И только позже он превратился в покровителя войны подобно в греческой мифологии. В честь славного персонажа назвали первый месяц римского года – март.

История появления

Бога плодородия и повелителя растительности древние римляне почитали особо. Его боялись за то, что тот, будучи не в настроении, способен легко уничтожить урожай или скот. И уважали – ведь если умаслить божество, то несчастья пройдут стороной. «Добрый» Марс самоотверженно боролся с холодами и бурями, сражался со злыми духами, нападавшими на урожай, покровительствовал пастухам, следил за хозяйством.

Божество нередко называли Градивом. Слово происходит от глагола «увеличивать», то есть, от его усилий зависела численность поголовья скота и объем урожая. Исследователи также полагают, что слово – производное от «шагать». Позднее, когда Марс стал богом войны, это означало, что он «идет (шагает) впереди римского войска».

Постепенно Марс обрел новые функции – встал на защиту городских стен, помогал армии на полях битв с врагом вместе с воинственной богиней Беллоной. Его хоть и отождествляют с греческим Аресом, но все же римский покровитель вояк почитался на родине больше, потому что эти два божества имели важное отличие. Арес отвечал за войну разрушительную, с убийствами и грабежами, а Марса воспринимали, как создателя порядка. Он не просто помогал завоевывать земли, но и отвечал после побед за благополучие подвластных территорий, защищал от коварных соседей. А вот Беллона как раз наделяла войны жестокостью, олицетворяла опустошение и смерть.


Марсу перед сражениями преподносили щедрые жертвенные дары, а вернувшись с победой, презентовали лучшего коня из квадриги.

В царском дворце хранилось копье Марса, а также щит божества, который, по преданию, упал с неба, став предвестником военных успехов римлян. Позднее правитель Нума Помпилий приказал создать 11 подобных щитов, чтобы воры не смогли вычислить настоящий. По другим версиям оружие покоилось в храме, возведенном в честь Марса. Перед военным походом полководец брал в руки копье со щитом и призывал: «Марс, не спи!» В священную обитель приходили также и те, чьих родственников несправедливо убили. Люди считали, что бог поможет отомстить.


Один из древнейших храмов построили на пустынном месте, за пределами города, там, где раньше лежала пашня. Большой кусок земли назвали Марсовым полем. Там – раздолье для военных, ведь вооруженным людям запрещено было заходить в город. Исключение – шествие армии-победителя, которая сначала собиралась на этом поле.

Марс достиг небывалых высот: изображение бога красовалось на монетах, его славили как «победителя», «помощника в расширении империи».


Марс сохранял двойственную натуру, оставаясь для римлян и богом плодородия, и покровителем солдат, поэтому в его честь учредили целых три праздника. В феврале открывался военный сезон, в начале весны просили об урожайном лете, а в октябре благодарили за победы в сражениях и приостанавливали на холодные месяцы военные походы.

Легенды и мифы

В Риме Марс ставился выше, чем Арес в Греции, еще и потому, что «итальянский» бог считается отцом основателя великого города.

По легенде Марс – плод любви и . Бог взял в жены Нереину, олицетворявшую отвагу. Эта малозначительная богиня также отождествлялась с и Минервой. В римской мифологии покровитель войн появлялся на поле брани в сопровождении мелких божеств – Павора и Паллора, которые отвечали за страх и ужас, и Виртуса и Хоноса, чьи полномочия касались доблести и чести.


У Марса – два сына-близнеца, причем совсем от другой героини. Рема и Ромула, который основал Рим, родила весталка (жрица богини Весты) Рея Сильвия.

В мифах упоминается еще одна сердечная привязанность бога войны. Однажды Марс без ума влюбился в Минерву и бросился за помощью к богине-старухе Анне Перенне – в надежде, что та любезно сведет с объектом любви. Анна принесла радостную весть: Минерва согласна стать женой Марса. Окрыленный бог помчался к любимой, а когда скинул с ее лица вуаль, с ужасом увидел, что вместо красавицы-невесты перед ним Перенна. Боги потом годами смеялись над удачной шуткой престарелой богини.

Экранизации

Марс в человеческом облике предстал перед зрителями в 1961 году. Картина режиссера Ришара Поттье «Похищение сабинянок» повествует о том, как отважный и благородный Ромул, правитель Рима, придумал план пополнить население города женщинами – мужчины страдали от нехватки невест. Девушек полно у соседей, сабинов, причем одна краше другой. Ромул объявил о начале Олимпийских игр, которые стартовали у стен Рима. Естественно, выстроились очереди из женщин, желающих полюбоваться статными парнями. В этой экранизации Марса играет актер .


Женщины мира влюбились в римское божество в 1962 году – на экраны вышел фильм режиссера Марчелло Бальди «Марс, бог войны», где блистал американец Роджер Браун. Актер с мужественным лицом и мускулистым торсом покорил сердца представительниц прекрасного пола. В картине разворачивается сражение безжалостного чернокожего войска под предводительством завоевателя Афроса с армией царя Кроноса. Варвары уже потеряли силы, но на помощь пришел предатель, открывший ворота города. Над Кроносом сжалился Юпитер, отправив с небес на землю подкрепление в облике сына Марса.

Молодой красавец, бог войны безнадежно влюбился в младшую наследницу царя Дафну (актриса Жослин Лэйн). Однако герой окунулся в новую борьбу – возлюбленную ждала участь весталки, и, чтобы спасти ее, Марсу предстоит сразиться с собственной сестрой Венерой.

  • Римляне наделили Марса тремя жизнями, а священными животными этого божества назвали волка, быка, коня и дятла.

  • Марсу посвящена россыпь изваяний. Самая знаменитая статуя украшает Бранденбургские ворота в Берлине.
  • В эпоху Возрождения художники увлеклись Марсом так, что бог стал частой «моделью» для шедевров живописи. Порой мастера кисти насмехались, изображая бога войны в шутливых сюжетах. К таким картинам относится полотно Падованино (Алессандро Варотари) «Марс и Венера играют в шахматы».
  • Планета Марс уже в древние времена называлась «кровавой». В 1877 году американский астроном Асаф Холл зафиксировал пару спутников небесного тела, которые получили имена Деймос и Фобос. Впрочем, «предсказывал» существование спутников еще писатель в третьей главе книги «Путешествия Гулливера», за 150 лет до открытия американского звездочета.

Римский вождь, отправляясь на бой, восклицал: «Марс, следи». Этот призыв будто вводил легионы под команду вечного воина, покровителя всех ссор и распрей. Римляне хорошо знали его еще с самого начала своей истории. Марс был общеитальянским богом войны. Его первоначальным изображением был идол, который имел вид копья. Волк считался священным животным Марса,с тех пор, как волчица выкормила Марсовых близнецов, Ромула и Рема, волчий род окружили почти религиозной почетом: волка изображали на военных штандартах, а отлитые из бронзы фигурки волков нередко стояли в храмах. Но и теперь, поднимаясь на Капитолий, слева от больших, широких лестниц можно увидеть обвитую плющом клетку, где живет пара волков, которых кормит весь город. Жалобно завывая, волки выливают тоску по холодным горами и темному лесу.


Марс был охранником границ и одновременно сторожем полей и урожаев. Принося ему своветав Рилию - жертву из свиньи, овцы и быка, - крестьянин молился ему: «Отец Марс, умоляю и прошу тебя, будь ко мне, к моему дому и всей моей семье всегда добрым и милостивым. Чтобы предотвратить ласки твоей, я велел обвести вокруг моего поля, моей земли, моих угодий твои жертвенные животные - свинью, овцу и быка. Защити нас от всяких болезней, видимых и невидимых, от мора и голода и от всякого бедствия. Всем плодам земли, злаками, и виноградными лозами, и садам пошли урожай. Охраняет пастухов скот, а мне, моему дому и всей моей семье пошли здоровья и счастья ».

Жрецы Марса назывались салиями, или Плыгуна. Об их происхождении рассказывали такую легенду. При царствовании Нумы в Риме вспыхнула эпидемия. Люди умирали как мухи. Набожный царь Нума утром выходил перед своим домом, поднимал к небу руки и просил у бога милости. Однажды, когда он стоял так, углубившись в молитву, с неба ему в руки упал маленький бронзовый щит, а сверху раздался голос, который сказал, что римское государство будет до тех пор существовать и укреплять свое могущество, пока этот щит будет храниться среди крупнейших святынь. Царь Нума по совету нимфы Егерии, которая была его советницей во всех религиозных делах, велел сделать еще одиннадцать таких же круглых щитов. Один умелый кузнец сделал одиннадцать щитов, таких похожих на тот, который упал с неба, что сам Нума не мог распознать, где среди них настоящий. Опеку священными щитами поручили коллегии из двенадцати жрецов, называемых Салия. Во время праздника Марса, в марте месяце, Салии под руководством жреца Марса (Фламини Мартиалис) шли в дом верховного жреца, где хранились эти щиты. Там они надевали пурпурные туники и плащи, украшенные пурпуром. На голове у каждого был шлем, на боку - меч, в левой руке - один из священных щитов, а в правой - копье. В таком наряде салии выходили на улицу, сопровождаемые флейтистами. В такт музыке они ударяли копьями в щиты и исполняли старинный военный танец вокруг жертвенника богов. Вместе пели величественные песни Янусу, Марсу, Юпитеру и другим богам. Эти песни были составлены на такой древней латыни, что поздние римляне почти не понимали их.

Лучший храм Марса, построенный в Риме Августом, - Марс Ультор (Мститель) - в память о наказании убийц Цезаря. Храм стал форумом для Августа. Неподалеку от него возвышался старый храм Беллона, воинственной богини, родственной Марсу.

Конфиденциальность - диплом на заказ в Москве - это очень деликатное дело, которое требует конфиденциальности, поэтому мы с уважением относимся к этому.

В алхимической традиции символом Марса является графическое изображение круга со стрелкой, расположенной под углом в 45 градусов. «Символом Марса» обозначалось железо, которое в средневековой эзотерике неразрывно связывали с «красной планетой» и стихией Огня. При этом Марс исконно воплощал силу, агрессию и воинственность (собственно, Марс – имя древнеримского бога войны), то есть – сугубо «мужские» признаки. Именно поэтому с течением времени символ Марса стал гендерным обозначением мужского пола (аналогичным образом для обозначения женского пола стал использоваться символ Венеры, также пришедший из средневековой алхимии, а в нее попавший из античной мифологии).

Так символы Венеры и Марса из алхимической среды перешли в категорию универсальной гендерной эмблематики, в чем, на самом деле, нет ничего удивительного, если учитывать характерные черты, приписываемые образам этих планет. Однако мифологическая подоплека символов Венеры и Марса имеет гораздо больше значение, чем могло бы показаться. В частности, символ Марса в его уставном начертании имеет собственное характерное название – «щит и копье Марса». И здесь в прямом смысле имеется ввиду легендарное оружие древнеримского бога войны.

Тем не менее, в понятии «щит и копье Марса» акцентировано мифологическое значение имеет только понятие «щит». То есть Марс (в смысле бог) изображался именно с копьем (в отличие от, к примеру, греческого Ареса, которого иногда вооружали мечом). Однако копье здесь выступало абсолютно абстрактным мужским и воинским символом, в котором нетрудно увидеть фаллический образ. И нет никаких сведений о том, что у Марса было какое-то особое копье, которое можно было бы отнести к разряду магических артефактов.

А вот щит Марса – это уже совсем другой образ, который иногда называют (небезосновательно) символом Рима. Щит Марса, именуемый анкил, по легенде упал с неба и угодил точно в руки царю Нуме Помпилию в то время, как его народ страдал от эпидемии моровой язвы. Помпилий утверждал, что падение анкила сопровождалось громогласным голосом, который поведал царю, что Рим будет править миром, пока щит Марса находится в руках у римлянина. Собственно, на официальном уровне щит Марса никогда не был символом Рима, тем не менее, данный миф был широко известен во все времена, поэтому в традиционной римской архитектуре зачастую встречаются барельефы и статуи, включающие в себя характерный элемент – анкил, щит Марса (его изображение приведено выше).

В этой традиции, связанной со щитом Марса, интересны два момента. Во-первых, этимология самого слова «анкил» не известна. Во-вторых, по приказу Помпилия было изготовлено 11 копий оригинального щита и раз в год на праздник бога войны служители культа Марса проносили эти щиты по улицам Рима.

Точно неизвестно, когда появилась формулировка «копье и щит Марса» (хотя, к примеру, происхождение понятия «зеркало Венеры», обозначающего женский гендерный знак, не вызывает сомнений). При этом, учтивая особенности изображения бога Марса в форме статуй и барельефов (с анкилом и копьем), данное сочетание выглядит вполне логичным. Не менее логично соотнесение искомого символа с одноименной планетой и мужским началом, как таковым.

Так символ Марса, возникший в глубокой античности, пережил «второе рождение» в Средние века на страницах алхимических трактатов, а в XX веке стал общепринятым «мужским» знаком. И очень важно, что сегодня мы хорошо знаем истинное происхождение этого действительно древнего и глубоко образа. Ведь если культура использует эмблематику, сути которой не понимает, то грош цена такой культуре.


МАРС (Mars), Ма ворс, Ма рспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март - первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам , обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану , Марсу приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя - регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог - хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23). В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус ; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий - от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга - народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955.

Е .М . Штаерман

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 119-120.

В мифологии древних греков богом войны являлся Арес. В отличие от Афины Паллады, богини войны честной и справедливой, Арес придавал войнам коварный и вероломный характер. Древние римляне почитали богом войны Марса, он был не похож ни на Афину, ни на Ареса. Он помогал римлянам завоевывать победы, дарил благополучие и процветание, поэтому в Риме его, наряду с богом Юпитером, высоко ценили, всячески почитали, посвятили специальный месяц в годовом календаре - март. Этот первый весенний месяц древние римляне считали наиболее благоприятным для начала военных действий.

Первоначально Марс был богом плодородия, всякой растительности, богом дикой природы, всего неизвестного, и опасного, что таило в себе угрозу. Он мог погубить урожай, вызвать падеж скота, но чаще всего он, наоборот, защищал скот, не допускал неурожая. Так постепенно Марс стал охранителем, а затем и богом войны.

Однажды Марс влюбился в Минерву, римскую богиню мудрости, красотой подобную Венере, богине любви, но не знал, как к ней подступиться. Он вынужден был обратиться к престарелой Анне Перенне - римской богине наступающего нового года, и попросить ее быть свахой. Она согласилась, но не согласилась Минерва. Ей вовсе не хотелось становиться женой бога войны. И тогда решили они разыграть шутку. Анна Перенна сообщила Марсу, что Минерва рада этому предложению и готова стать его женой. Ему назначили тайное свидание. Марс на крыльях любви полетел к назначенному месту, там сидела накрытая кисеей женщина. Ему сказали, что это его невеста. С бьющимся сердцем он приподнял ее вуаль и с ужасом увидел старуху. На месте Минервы сидела Анна Перенна. Узнав о неудачном сватовстве Марса, боги долго смеялись над ним, а он в конце концов женился на богине Нерио, которую иногда отождествляли с Венерой.

Римляне считали Марса отцом Ромула и Рема. Но родила их весталка Рея Сильвия. Поэтому Марс почитался родоначальником города, его хранителем, в честь его совершали жертвоприношения, а около Рима появилось Марсово поле, на котором также в его честь был сооружен священный храм. По верованиям того времени, чтобы не подвергать город опасности, вооруженному римскому войску запрещалось входить в пределы городской черты.

Служителями святилища бога Марса были жрецы, называемые са-лии, их насчитывалось 12 человек. Они все избирались из благородных семей - патрициев. По легенде, второму царю Рима Нуму Помпилию 1 марта с неба в руки упал щит. Это посчитали знамением богов. Щит стал залогом непобедимости римского войска. По его образцу создали еще 11 щитов, которые назвали священными и передали салиям. Их хранили на Палатинском холме, где впоследствии римские императоры возводили свои дворцы.

Перед началом боевого похода полководцы приходили в храм Марса, они поклонялись священным щитам. Когда наступала осень и военные действия прекращались, священные щиты убирали, и только 1 марта их выставляли снова. В этот день салии в военных доспехах возглавляли торжественную процессию. Она двигалась по Риму и останавливалась у дверей святилища Марса.