Темное царство и его жертвы. “Темное царство” и его жертвы (по пьесе А

Жертвы «темного царства»

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество трактовок, которые порой разительно отличались друг от друга. Это, как мне кажется, объясняется глубиной и символичностью пьесы.

В центре сюжета пьесы - конфликт чувства Катерины, главной героини, с укладом жизни города Калинова. Но еще Добролюбов указывал на то, что читатели думают «не о любовной интриге, а обо всей жизни». Это значит, что обличительные ноты касались самых разных сторон русского быта. В драме вынесен приговор «темному царству» и, следовательно, тому социально-политическому строю, который оно поддерживало.

Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. В этом месте все настолько однообразно и стабильно, что даже новости из других городов и из столицы сюда не доходят. Жители в городе замкнуты, недоверчивы, ненавидят все новое и слепо следуют домостроевскому укладу жизни, который уже давно себя изжил. Приверженцев старого образа жизни Островский называет «темным царством», к которому относятся Дикой и Кабаниха. К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», угнетенные, одинаково ощущающие влияние Дикого и Кабанихи, но по-разному выражающие свой протест против них.

Дикой – яркий представитель первой группы, Островский применяет к нему определение «самодур». Поведением Дикого руководят необузданный произвол и тупое упрямство. Он требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не разозлить его. Самое главное для Дикого – это деньги. Ради них он готов на все – и на обман, и на мошенничество: «Много у меня в год-то народу перебывает… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. На перевозе через Волгу он не посмел связаться с проезжим гусаром, но после опять-таки выместил свою злость дома, разогнав всех по чердакам и чуланам. Качества его характера проявляются и в речи. Дикой использует грубые и оскорбительные выражения: разбойник, червяк, дармоед, дурак и т.д. Деспотизм, невежество, грубость – черты, которые характеризуют образ этого героя, типичного представителя «темного царства». Но Дикой сдерживает свой нрав перед Кабанихой, своей кумой.

Марфа Игнатьевна Кабанова – еще одна сторонница «темного царства», она еще хуже своего мужа. Кулигин так ее описывает: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха умело прикрывает свои аморальные поступки идеалами патриархальной старины. Она соблюдает все обычаи и порядки, положенные домостроем. Новые же порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Всех она хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, инициативы. Кабаниха пытается произвести впечатление благочестивой и суеверной женщины. Но к домашним она сурова и жестока. Женщина разваливает семью: Катерина добровольно уходит из жизни; Варвара покидает дом; Тихон, добрый и мягкий человек, теряет способность думать и жить самостоятельно. Враг всему новому, Кабаниха все же предчувствует, что старине приходит конец, что наступают тяжелые для нее времена. В речи Кабановой встречаются и пословицы, и обороты народной речи. Все это делает ее язык своеобразным, но не скрывает сущность ее «темной» души.

Самодурство и деспотизм, подавляя в окружающих свободу и самостоятельность, неизбежно порождают людей-приспособленцев, которые боятся жить своим умом и поэтому подчиняются угнетателям. К таким жертвам «темного царства» в пьесе относятся Тихон, Варвара и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться матери, и в зрелом возрасте он боится поступить не по ее воле. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученое им в Москве, не позволяет ему ужиться в среде диких и кабаних. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их власти. Оба они – и Тихон, и Борис – не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих «темное царство», превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло на то, чтобы «жить на свете да мучиться».

Центральным персонажем пьесы, «лучом света в темном царстве», является Катерина. Она резко выделяется из той среды, в которой она родилась. Натура мечтательная, впечатлительная, нежная, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой: «Такая уж я зародилась горячая!», - говорит она сама о себе. Девушка отличалась не только страстным, но и сильным характером. Она способна на полный разрыв с надоевшей ей средой. Конфликт между «темным царством» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически. Не получив поддержку у Бориса, девушка во время грозы заканчивает жизнь самоубийством!

Столкнув между собой «темное царство» и «светлый луч», Островский выразил протест против всего старого. «Лучше не жить, чем жить так!» - вот что означало самоубийство Катерины. Приговора обществу, выраженного в такой трагической форме, русская литература до «Грозы» еще не знала. Да, свет не покорил тьму, но ведь там, где есть луч, скоро появится солнце и затмит темноту.


В пьесе А. Островского "Гроза" перед нами открывается жизнь в небольшом городке Калинове. С самого первого действия можно почувствовать напряженную атмосферу. Далее, мы понимаем, что виной всему влияние двух самодуров - Кабановой и Дикого. Они как старшие и умудренные жизнью люди держат в этом городе все под своим контролем.

Только весь этот контроль заключается в попытках влиять на судьбы молодого поколения и учить их жить по своим устаревшим правилам. Жизнь в этом городе находиться под влиянием "темного царства", в котором невозможно жить свободно и легко.

Первыми жертвами такой жизни являются дети Кабанихи - Тихон и Варвара. С самого детства они находились под давлением этого общества. Влияние матери с одинаковой силой сказалось как на сына, так и на дочь, но повлияла она на них по-разному.

Что касается Тихона, то его портрет можно представить в виде жалкого, подавленного человека. У него нет собственно мнения, ему постоянно приходиться выполнять все, что ему приказала мать.

Но несмотря на это постоянное давление, Тихону удалось сохранить живые чувства. Это можно увидеть в робком проявлении любви к своей жене. Но даже в этом случае он не способен понять душевную драму Катерины, и даже готов уехать подальше из города без жены, только чтобы вырваться из "темного царства". Тихон настолько безвольный человек, что он не может помочь Катерине избежать постоянных упреков от свекрови и защитить ее. Но в самом конце пьесы Тихон сумел проявить свой характер и противостоять своей матери, когда умирает Катерина. Он даже проклинает ее в смерти жены: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы..." Этим обвинением Тихон первый, кто рушит устои этого царства, и расшатывает власть Кабанихи.

Характер Варвары сформировался иначе, чем у брата. Ее нежелание быть под постоянным контролем матери и ее самодурства, она выбирает путь лжи и обмана. Варвара уже настолько привыкла совершать эти действия, что у нее это получается легко и весело, что никто и не заподозрит ее в обмане. Девушка уверена, что в доме Кабановых невозможно выжить, только без лжи и притворства. Она считает: "Когда мать на Варвару стала оказывать еще больше давления, девушка не смогла это стерпеть и было вынуждена сбежать из дому вместе со своим возлюбленным. Таким образом власть Кабанихи вновь пошатнулась.

Еще более слабым в отношении влияния "темного царства" оказался Борис. Если Тихон и Варвара хоть в малой степени смогли противостоять этому, то Борис нет. Автор представляет нам племянника дикого как доброго и образованного человека, который смог выделиться среди других героев. Но под властью дядюшки он не может проявить себя как смелого и решительного человека. Он не может спасти Катерину, увезя ее с собой, точно также как это сделал Кудряш. С одной стороны его можно понять, так как если бы он ослушался Дикого, то пострадал бы не только он сам, но и его сестра. Но с другой стороны Борис вызывает презрение у многих читателей из-за своей слабохарактерности. Он не способен выразить даже малейший протест против "темного царства" и вынужден подчиниться их правилам.

Но в пьесе не все так печально. Среди жителей города есть один человек, который проливает луч света в темноту. Этим человеком является Кулигин - мещанин, часовщик-самоучка, жаждущий изобрести машину времени. В его диалогах с другими героями мы видим его презрение к жестокому отношению к людям и равнодушное отношение ко всему прекрасному. Противостояние обществу можно проследить по его разговору с Диким. Кулигин пытается помочь всему обществу, например, повесить большие часы на стену или построить громоотвод. На все его просьбы Дикой дает отказ, просто не понимая зачем стараться на благо общества. Противостояние Кулигина не может быть открытым, ведь он бессилен, и все-равно не сможет ничего добиться. Именно поэтому ему приходиться вечно подчиниться и угождать другим. Но в самой последней реплике Кулигина мы наконец можем услышать явственный протест: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!" Своим высказыванием он одновременно и оправдывает смерть Катерины, и предъявляет обвинения "судьям", которые погубили свою жертву.

“Гроза” вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в “предгрозовую” эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.
“Гроза” представляет собой идиллию “темного царства”. Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.
“Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности”.
Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни. В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, “самодуры” жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…
Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: “И хуже этого, милая, будет”, и в ответ на слова странницы: “Нам бы только не дожить до этого”. Кабаниха веско бросает: “Может, и доживем”. Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.
Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.
Образ Катерины – важнейшее открытие Островского – открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. В душе вполне “калиновской” по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: “Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю”. Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: “точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”. Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: “Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”
Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: “Все равно уж душу свою погубила”. Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.
Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

(No Ratings Yet)

  1. В пьесе “Гроза” драматург показывает нам быт и нравы приволжского города Калинова. Это одно из тех мест, где живут простые русские люди, и живут так же, как с незапамятных лет...
  2. В 1856 году Островский совершил путешествие до Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в “Грозе”, действие которой происходит в...
  3. В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела...
  4. В трагедии Островского “Гроза” были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и разгульность...
  5. В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе....
  6. Умереть бы теперь… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А. Н. Островский В течение довольно длительного времени...
  7. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве под общим названием “Ночи на Волге”....
  8. “Народная трагедия” Островского “Гроза” относится к драматическому жанру, что определяет всю композицию произведения. Автор затрагивает многие важные аспекты жизни мещанства и купечества конца 50-х годов XIX века и не может...
  9. Русская литература 2-й половины XIX века Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьеса “Гроза” стала для А. Н. Островского одновременно пьесой-итогом и пьесой-началом всех...
  10. Русская литература 2-й половины XIX века Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает...
  11. Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал...
  12. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения – конфликт героини с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так...
  13. Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской...
  14. Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях...
  15. В драме “Гроза” Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет...
  16. Русская литература 2-й половины XIX века “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Рассуждая о...
  17. Мало кто знает, что в основу пьесы Островского “Гроза” легли эпизоды из его жизни и его судьбы. Если детально изучать биографию Александра Островского, никак нельзя упустить тот факт, что у...
  18. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в...
  19. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) “Гроза” А. Н. Островского – не только вершина его драматургии, это крупнейшее литературно-общественное событие русской жизни накануне реформы 1861 года....
  20. Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы “Гроза”. Первый – это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и...
  21. Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но...
  22. А. Н. Островский по праву считается певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около 60 пьес, и одной из наиболее известных является “Гроза”. А....
  23. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” разделил людей на две категории. Одна категория – угнетатели, представители “темного царства”, другая – униженные и забитые ими люди. Представители первой группы –...
  24. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский В драме Островского “Гроза” широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы....
  25. Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та...
  26. Пьеса А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения...
  27. На уроках литературы я встретился со многими произведениями, достойными внимания и размышления о проблемах, которые поднимает тот или иной автор на страницах книги. Но самый глубокий след в моей жизни...
  28. Я открываю драму и сразу же на первой странице после небольшого списка действующих лиц читаю: “Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом”. Именно в этом маленьком живописном городке,...
“Темное царство” и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)

1. Сюжетная линия драмы «Гроза».
2. Представители «темного царства» — Кабаниха и Дикой.
3. Протест против устоев ханжеской морали.

Вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собой право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы и безобразия.

Н. А. Добролюбов Великий русский драматург А. Н. Островский, автор замечательных пьес, считается «певцом купеческого быта». Изображение мира московского и провинциального купечества второй половины XIX века, которое Н. А. Добролюбов назвал «темным царством», и является основной темой творчества А. Н. Островского.

Пьеса «Гроза» была напечатана в 1860 году. Сюжет ее прост. Главная героиня Катерина Кабанова, не найдя отклика своим женским чувствам в муже, полюбила другого человека. Не желая лгать, мучаясь угрызениями совести, она признается в своем проступке публично, в церкви. После этого ее существование становится настолько невыносимым, что она бросается в Волгу и погибает. Автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Дикой), и блюстители местных нравов (Кабаниха), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользующиеся необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные ученые (Кулигин). Но при всем разнообразии типов нетрудно увидеть, что все они расходятся по двум сторонам, которые можно было назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».

«Темное царство» представляют люди, в чьих руках находится власть. Это те, кто оказывает влияние на общественное мнение в городе Калинове. На первый план выходит Марфа Игнатьевна Кабанова. Ее уважают в городе, считаются с ее мнением. Кабанова постоянно учит всех, как «делали в старину», касается ли дело сватовства, проводов и ожидания мужа или хождения в церковь. Кабаниха — враг всего нового. Она видит в нем угрозу устоявшемуся ходу вещей. Она осуждает молодежь за то, что у них к старшим «должного почтения» нет. Не приветствует она просвещение, так как считает, что ученость лишь развращает умы. Кабанова говорит, что человек должен жить в страхе перед Богом, а жена еще и в страхе перед мужем. В доме у Кабановых полно богомолок и странниц, которых здесь неплохо кормят и которые получают прочие «милости», а взамен рассказывают то, что от них желают услышать — сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о «сумасшедших» людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. Кулигин говорит о Кабанихе: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем...». И правда, поведение Марфы Игнатьевны на людях отличается от ее поведения дома. Вся семья находится в страхе перед ней. Тихон, абсолютно подавленный властной матерью, живет только одним простым желанием — вырваться, пусть и ненадолго, из дома нагуляться всласть. Его настолько гнетет домашняя обстановка, что ни просьбы жены, которую он любит, ни дела не могут остановить его, если предоставлена хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона Варвара тоже испытывает на себе все тяготы семейной жизни. Но она, по сравнению с Тихоном, обладает более сильным характером. У нее хватает смелости, пусть тайно, не подчиняться крутому нраву матери.

Главой другого семейства, показанного в пьесе, является Дикой Савел Прокофьевич. Он, в отличие от Кабанихи, которая прикрывает свое самодурство лицемерными рассуждениями, не скрывает своего дикого нрава. Дикой ругает всех подряд: соседей, работников, членов семьи. Он распускает руки, не платит рабочим: «Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу...». Дикой этого не стыдится, наоборот, он говорит, что каждый из работников по копейке не досчитается, а «у меня из этого тысячи составляются». Мы знаем, что Дикой является опекуном Бориса и его сестры, которые по завещанию родителей должны получить свое наследство от Дикого, «если будут с ним почтительны». Все в городе, и сам Борис, понимают, что не получат они с сестрой наследство. Ведь Дикому ничто и никто не помешает заявить, что они с ним были непочтительны. Дикой прямо говорит о том, что не собирается с деньгами расставаться, так как у него «свои собственные дети есть».

Самодуры негласно управляют городом. Но в этом вина не только представителей самого «темного царства», но и его «жертв». Никто из них не решается на открытый протест. Тихон стремится вырваться из дома. Сестра Тихон Варвара отваживается на протест, но ее жизненная философия мало чем отличается от взглядов представителей «темного царства». Делай, что хочешь, «лишь бы все шито да крыто было». Она тайком бегает на свидания и еще Катерину сманивает. Варвара убегает из дома с Кудряшом, но ее бегство — это всего лишь попытка уйти от действительности, как желание Тихона вырваться из дома и забежать в «кабачок». Даже Кулигин, вполне независимый человек, предпочитает не связываться с Диким. Его мечты о техническом прогрессе, о лучшей жизни бесплодны и утопичны. Он только мечтает, что бы он сделал, если бы имел миллион. Хотя ничего не предпринимает для того, чтобы эти деньги заработать, а обращается за деньгами для осуществления своих «прожектов» к Дикому. Разумеется, Дикой денег не дает и прогоняет Кулигина.

И в этой удушающей обстановке изворотливости, лжи, грубости возникает любовь. Даже, наверное, не любовь, а ее иллюзия. Да, Катерина полюбила. Полюбила так, как могут полюбить только натуры сильные, свободные. Но она оказалась в полном одиночестве. Врать она не умеет и не желает, а жить в таком кошмаре ей невыносимо. Никто ее не защищает: ни муж, ни любовник, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Катерина в своем грехе винит только себя, она не упрекает Бориса, который ничего не делает, чтобы ей помочь.

Смерть Катерины в конце произведения закономерна — у нее нет другого выхода. Она не присоединяется к тем, кто проповедует принципы «темного царства», но она и не может смириться со своим положением. Вина Катерины — это вина только перед собой, пред своей душой зато, что она омрачила ее обманом. Сознавая это, Катерина никого не винит, но понимает, что жить с чистой душой в «темном царстве» нельзя. Ее такая жизнь не нужна, и она решает расстаться с ней. Об этом говорит Кулигин, когда все стояли над бездыханным телом Катерины: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Протест Катерины — это протест против лжи и пошлости человеческих отношений. Против лицемерия и ханжеской морали. Голос Катерины был одинок, и никто не в силах был ее поддержать и понять. Протест оказался саморазрушительным, но это был свободный выбор женщины, которая не пожелала подчиняться тем жестоким законам, которые ей навязывало ханжеское и невежественное общество.

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.

«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни. В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…

Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Образ Катерины – важнейшее открытие Островского – открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю». Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою погубила». Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

Из книги Гоголь в русской критике автора Добролюбов Николай Александрович

Темное царство <Отрывок>…Мы уже замечали, что общие идеи принимаются, развиваются и выражаются художником в его произведениях совершенно иначе, нежели обыкновенными теоретиками. Не отвлеченные идеи и общие принципы занимают художника, а живые образы, в которых

Из книги IV [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

Н. И. Ищук-Фадеева. «Гроза» А. Островского - христианская трагедия? г. Тверь Само понятие «философская трагедия» может показаться несколько сомнительным. Новое время, переживая этапы, во многом сходные с этапами становления драмы, обнаружило это: одна из первых

Из книги Поэт и проза: книга о Пастернаке автора Фатеева Наталья Александровна

Приложение к главе 2 «Дремучее царство растений» и «могучее царство зверей» В данном приложении представлены таблицы абсолютных частот для растительного и животного мира Пастернака. Показатели даются сначала по рубрикам «поэзия» (весь корпус стихотворений, включая

Из книги Писатель-Инспектор: Федор Сологуб и Ф. К. Тетерников автора Павлова Маргарита Михайловна

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Драма А.Н. Островского «Гроза» Из всех произведений Островского пьеса «Гроза» вызвала наибольший резонанс в обществе и наиболее острую полемику в критике. Это объяснялось как характером самой драмы (острота конфликта, его трагический исход, сильный и оригинальный образ

Из книги В спорах о России: А. Н. Островский автора Москвина Татьяна Владимировна

И.А. Гончаров Отзыв о драме «Гроза» г. Островского <…>Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким

Из книги Писатели и советские вожди автора Фрезинский Борис Яковлевич

М. М. Достоевский «Гроза». Драма в 5-ти действиях А.Н. Островского <…> Для этой чистой, незапятнанной натуры1 доступна одна только светлая сторона вещей; подчиняясь всему окружающему, находя все законным, она умела из мизерной2 жизни провинциального городка создать свой

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

П.И. Мельников-Печерский «Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. Островского <…> Мы не станем разбирать прежних произведений даровитого нашего драматурга – они всем известны и об них много, очень много говорено в наших журналах. Скажем только одно, что все прежние

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Инонациональное и национальное в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Те «отблески и отсветы различных правд», о которых писал Марков, размышляя над проблемой «морализма Островского», можно признать коренной, определяющей чертой его драматургии.

Из книги автора

Из книги автора

2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.Узнать, почему

Из книги автора

3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она

Из книги автора

4. «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем

Из книги автора

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме а. Н. Островского «Гроза» I. Соединение в пьесе Островского «Гроза» жанров драмы и трагедии.II. Хозяева и жертвы «темного царства».1. «Отсутствие всякого закона и логики – вот закон и логика этой жизни»

Из книги автора

Добролюбов Н. А Луч света в темном царстве (Гроза. Драма в пяти действиях А. Н. Островского, СПб., 1860 г.) В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна

Из книги автора

Быкова Н. Г Драма А. Н. Островского «Гроза» «ГРОЗА» – драма, написанная А. Н. Островским в 1859 г.Пьеса была создана накануне отмены крепостного права.Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно.Главная