Кто подсказал идею ревизора гоголю. Сюжет "ревизора" был подсказан гоголю пушкиным

Как правильно крестить ребенка, какие правила соблюдать.

В жизни каждого ребенка самыми важными людьми являются его родители. Ведь именно родители, это те люди, которые дарят нам жизнь, любовь, заботу и внимание. Этот факт неоспорим и известен всем нам с детства. Однако не стоит забывать и о духовных родителях или же, как мы привыкли их называть о крестных.

Вопрос относительно выбора крестных родителей и самой процедуры крещения всегда был и остается актуальным, поскольку и крестный папа, и крестная мама даются ребенку одни и на всю жизнь. Более того, именно перед духовными родителями стоит ответственнейшая задача – воспитывать малыша в соответствии с общепринятыми нормами морали и, конечно же, веры. Что ж, сегодня мы подробно поговорим обо всех нюансах процедуры крещения и выбора крестных родителей, дабы больше вам не пришлось переживать по этому поводу.

Для чего нужны крестные родители?

Много ли людей знают, зачем малышу нужны крестные родители? Многие ли задумываются о таком вопросе? К сожалению, нет.

  • Большинство пар, выбирая крестных своим детям, думают совершенно не о том, о чем бы стоило.
  • У нас принято брать в кумовья хорошо знакомых нам людей. Чаще всего это друзья или же родственники. Не последним фактором при выборе крестных является и их финансовое состояние, в то время как нужно обращать внимание совершенно на иные вещи.
  • Надо сказать, что рассуждать о вопросе: «Для чего нужны крестные родители?» стоит после того, как будет ответ на вопрос: «А зачем вообще крестить ребенка?». Согласитесь, вполне логично. Вот с этого мы и начнем.
  • Согласно православным верованиям, каждый человек приходит в этот мир с первородным грехом. Речь идет о нарушении того самого запрета Адамом и Евой. Так вот этот первородный грех – своего рода врожденная болезнь, не избавившись от которой, малыш не сможет вырасти здоровым и счастливым.
  • Снять данный грех, возможно только приняв веру. Многие родители стараются окрестить малыша как можно скорее, однако в принципе не понимают, почему делать нужно именно так. Вот вам и ответ, крестят детей как можно скорее, чтобы они были с Богом, и он одарил их всевозможными благами.

Теперь переходим к вопросу, зачем же нам нужны крестные:

  • Как правило, крестят каждого человека практически сразу после рождения. В силу своего возраста малыш, да в принципе и подросток не могут объективно оценивать всю важность данного шага, как впрочем, и не могут следовать данной вере, потому что просто не знают ее.
  • Именно для этого всем нам и нужны крестные. Крестные воспринимают малышей прямо из купели и становятся полноправными духовными родителями (крестные, восприемники).
  • Вторые родители должны учить ребенка жить «по правилам». В этом случае речь идет не столько о правилах жизни в обществе, сколько об основах православной веры. Крестные должны наставлять малыша на путь истинный, заботиться о нем и любить его как своего родного ребенка, а в случае, если когда-то оступится крестник – протянуть ему руку помощи. Также восприемники должны всегда молиться о своем крестнике и просить Господа быть благосклонным к нему.
  • Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выбирая крестных для своего чада, необходимо смотреть не на наличие денег и возможностей у них, а на то, какой образ жизни ведут эти люди и являются ли они на самом деле верующими.

Как выбрать крестного и крестную для ребенка: правила, кто может быть крестным отцом, метерью и со скольки лет?

Выбирая крестного для малыша, мало кто задумывается о том, каким же он должен быть. Мы более склонны оценивать будущего восприемника по другим критериям: друг, родственник, ответственный или нет, живет в этом городе и сможет часто видится с ребенком или нет и т.д. Однако церковь выдвигает свои правила и им необходимо следовать.

ВАЖНО: Конечно же, крестный должен быть крещеным. Это условие обязательное и каким-либо обсуждениям не подлежит. Ведь как сможет некрещеный человек, который не верит в Бога и соответственно не понимает заповедей, по которым должен жить каждый, кто пришел на эту землю, научить этому всему маленького ребенка? Ответ очевиден.

  • Более того, восприемник должен быть воцерковленный. Однако в наше время мало кто знает даже значение этого слова. Если говорить простыми словами, то воцерковленным считается тот человек, который не просто крещен, но и действительно верует, живет по-христиански и старается следовать всем основам веры своей.


  • Относительно возраста. Четких границ тут нет, однако церковь склоняется к тому, что восприемник должен быть совершеннолетним. Почему так? Дело тут не в 18 годах, а в том, что совершеннолетних принято считать достаточно взрослыми и ответственными для такого серьезного шага. К слову речь идет не о гражданском совершеннолетии, а о церковном. Несмотря на это, крестным можно стать и раньше, однако вопрос этот нужно обсудить с батюшкой, который даст на это разрешение.

Крестную маму стоит выбирать аналогично крестному отцу:

  • Духовная мама обязательно должна быть верующей православной христианкой, соответственно оно должна быть крещеной.
  • Также необходимо учитывать, как живет женщина. Верует ли она в Бога, ходит ли в церковь, сможет ли воспитать малыша верующим православным христианином.
  • Помимо церковных ограничений будущие родители должны обращать внимание и другие вещи. Выбирая крестную маму своему малышу, вы должны понимать, что фактически эта женщина будет второй мамой для вашего ребенка и соответственно вы должны ей полностью доверять.
  • Не стоит брать в крестные для малыша малознакомых или же сомнительных людей. Крестные должны быть ответственными и проверенными людьми.

Кого нельзя брать в крестные своему ребенку?

Если вы уж очень озаботились данным вопросом, то мы вам рекомендуем посоветоваться со священником, он как никто другой знает ответы на все ваши вопросы. Однако если говорить в общем, то церковь запрещает брать в крестные таких людей:

  1. Монаха или же монахиню. Несмотря на это батюшка может стать восприемником малыша.
  2. Родные родители. Казалось бы, ну кто как не сами родители могут дать ребенку наилучшее воспитание и оказать помощь? А вот и нет, родителям категорически запрещается крестить своих малышей.
  3. Женщину и мужчину, которые находятся в браке. Церковь не просто не одобряет, а именно строго запрещает игнорировать данное правило. Потому как люди, которые крестят малыша, становятся родственниками на духовном уровне и соответственно вести мирскую жизнь после этого они не смогут. Также запрещается вступать в брак уже состоявшимся кумовьям – это считается огромным грехом.
  4. Понятное дело, что брать в восприемники нельзя людей, которые страдают расстройствами психики и тяжело болеют.
  5. И еще одно правило, о котором ранее мы говорили вкратце. Возраст крестных. Помимо совершеннолетия, существует еще два возрастных порога: девушка должна достигнуть 14 лет, а парень – 15. В принципе о данном условии много рассуждать не стоит, ведь и так понятно, что ребенок не может воспитывать ребенка, поэтому и брать в крестные людей такой возрастной категории нельзя.

Сколько раз можно быть крестным отцом, крестной мамой? Можно ли отказаться быть крестным, крестной?

Церковь не дает четкого ответа на вопрос о том, сколько раз можно крестить ребенка и это вполне логично:

  • Восприемничество – очень большая ответственность и чем больше детей вы крестите, тем больше эта ответственность становится. Именно поэтому на такой вопрос человек должен отвечать себе сам. Задайте себе вопрос: «Смогу ли я уделять и этому крестнику столько внимания, сколько его потребуется?», «Хватит ли у меня духовных и физических сил воспитывать еще одного ребенка?», «Не придется ли мне «разрываться» между всеми крестниками?». Вот когда вы честно дадите себе ответы на подобные вопросы, тогда вы поймете, можете ли вы окрестить еще одного малыша или же вам придется отказаться.
  • К слову, многие задаются вопросом: «А можно ли отказываться быть крестным, крестной?». Ответ – можно, более того, даже нужно, если вы не хотите этого делать или не можете по каким-то своим соображениям.


  • Человек, которому предложили крестить малыша должен четко понимать, что после Таинства крещения он станет для ребенка родным человеком, его вторым родителем, а это предполагает огромнейшую ответственность. Это не просто прийти на день рождения, поздравить с Новым годом или же Святым Николаем, нет, это значит постоянно участвовать в жизни малыша, развивать его, помогать ему во всех его начинаниях. Не готовы к такой ответственности? Откажитесь сразу, ведь это не считается грехом и чем-то постыдным, а вот стать восприемником и не выполнять свои прямые обязанности – это церковный грех, за который Бог обязательно спросит.

Можно ли крестить ребенка без крестных, крестной матери, крестного отца, с одним крестным?

В давние времена ребенка крестил лишь один восприемник. Мальчиков – мужчина, девочек – женщина. Связано это с тем, что когда-то давно все крестились уже будучи взрослыми людьми и соответственно дабы не стесняться, брали себе в крестные человека одного пола с собой.

  • Теперь, когда крещение происходит на том этапе, пока малыш еще совсем несмышленый – крестить его могут сразу двое восприемников разного пола.
  • По желанию родителей крестить новорожденного может либо только мужчина, либо только женщина. Для мальчишек – это мужчина, для девочек – соответственно женщина. Церковь такую практику не запрещает, более того, изначально все делалось именно так.
  • Бывают ситуации, когда родителя хотят провести Таинство крещения вообще без восприемников и это вполне возможно. В таком случае крестят без крестных вообще. Однако изначально данный нюанс нужно обсудить со священником, дабы потом у вас не было никаких неожиданностей.

Можно ли быть крестным, крестной у двоих или нескольких детей в одной семье?

Церковь очень лаконично дает ответ на данный вопрос. Можно и нужно, если вам это предложили, и вы этого хотите. Никаких запретов быть крестным/крестной сразу у двоих детей в семье, нет, и такое явление вполне распространенное. Главное, принимая такое решение, объективно оценивать свои возможности и если вы готовы к такой ответственности – вперед.

Может ли беременная, незамужняя быть крестной у чужого ребенка?

Сколько же споров вызывает данный вопрос, и суеверий кстати тоже:

  • Почему-то у нас принято считать, что беременная женщина не имеет права крестить малыша. Однако это утверждение совершенно необоснованное. Церковь никоим образом не запрещает будущей маме становиться восприемницей новорожденного, более того принято считать, что для беременной женщины это даже полезно. Поэтому не стоит верить в предрассудки, если вы столкнулись с такой ситуацией и не знаете, как поступить правильно, просто обратитесь в церковь, там вам все подробно объяснят.
  • То же самое касается и незамужней женщины. Факт того, что женщина не находится в браке никак не говорит о том, что она не сможет быть хорошей восприемницей для малыша.

Может ли быть крестным отцом и крестной мамой дедушка, бабушка у внука, внучки? Может ли родной, двоюродный брат, родная, двоюродная сестра быть крестным отцом, крестной матерью сестры, брата?

Чаще всего мы выбираем в качестве крестных своих друзей и приятелей, однако некоторые люди изъявляют желание, чтобы их детей крестили родные люди.

  • Православная вера не запрещает бабушкам и дедушкам становиться крестными для своих внуков. Более того, чисто с точки зрения воспитания – это очень хорошо. Бабушка и дедушка прожили жизнь, имеют богатый жизненный опыт, да и внуки – это для них святое, поэтому уж кто-кто, а они точно смогут воспитать новорожденного в соответствии со всеми правилами и основами христианства.
  • Запреты на крещение не коснулись и братьев/сестер новорожденного малыша. Церковь разрешает и одобряет крещение детей их родными и двоюродными братьями и сестрами.


  • Всем известно, что младшие детки всегда хотят быть похожими на своих старших братьев и сестер и всячески подражают им. В этом случае предмет подражания должен будет всячески помогать своему крестнику и показывать лишь положительный пример.
  • Единственно о чем стоит задуматься, это о возрасте возможных крестных. Ведь восприемники должны быть ответственными и относительно опытными людьми.

Могут ли быть крестными муж и жена, у одного ребенка? Могут ли крестные родители пожениться?

Относительно этого вопроса церковь весьма строга. Категорически запрещается, чтобы ребенка крестила женатая пара. Более того, будущим кумовьям так же запрещено жениться в дальнейшем. Если говорить простыми словами, то между людьми, которые крестят одного и того же малыша должна быть только духовная связь (крестные), но никак не «земная» (брак). По-другому в этом случае быть не может.

Беседа перед крещением для крестных: что спрашивает батюшка перед крещением?

Мало кто знает, но перед самим Таинством крещения, будущие восприемники должны сходить на специальные беседы. На практике же, можем видеть, что иногда такие беседы не проводятся вообще или же проводятся, но не то количество раз, которое необходимо.

  • Как правило, во время таких бесед священник объясняет будущим крестным основы православной веры, рассказывает о том, какие обязанности у них будут по отношению к крестнику.
  • Тем, кто не знает основ христианства, советуют читать Священное Писание. Это поможет будущим духовным родителям лучше понять веру и соответственно понять, что от них требуется в воспитании малыша.
  • Также батюшка рассказывает о том, что восприемники должны выдержать 3-хдневный пост, а после этого исповедать свои грехи и причаститься.
  • Непосредственно на самом Таинстве крещения батюшка спрашивает у будущих крестных о том, веруют ли они в Бога, отрекаются ли они от нечистого и готовы ли они быть восприемниками.

Крестины мальчика и девочки: требования, правила, обязанности и что нужно знать для крестной мамы?

Если вам предложили стать крестной мамой ребенка – это большая честь и ответственность. Поэтому вы должны знать следующие правила и требования к вам:

  • Конечно же, главное требование к женщине, которая будет крестить ребенка – быть крещенной и искренне веровать в Бога.
  • Далее, за несколько дней до самого торжества вам необходимо исповедаться и причаститься. Также стоит воздержаться от любых плотских утех. И помимо всего этого вы должны знать молитву «Символ Веры». Читать данную молитву при крещении вы будете, только если будете крестить девочку.

Ваши обязанности перед малышом как крестной мамы:

  • Крестная берет на себя ответственность за воспитание ребенка
  • Должна учить его жить в соответствии с христианскими правилами и устоями
  • Должна молиться за него перед Богом и помогать малышу во всем
  • Также крестная должна водить ребенка в церковь, не забывать о дне его рождения и крещения
  • И, конечно же, должна быть ему хорошим примером


Что еще помимо этого нужно знать крестной маме? Добавить можно, пожалуй, только обязанности относительно организационных вопросов:

  • Принято считать, что именно духовная мама должна принести ребенку крыжму (специальное крестильное полотенце) и крестильный набор, который, как правило, состоит из рубашки, шапочки и носочков или же из штанишек, кофты, шапочки и носочков.
  • Важно знать, что крыжма должна быть новой, именно в это полотенце новокрещенного ребенка будет класть батюшка. Этот атрибут является своего рода защитой для ребенка и может использоваться потом в качестве оберега.

Крестины мальчика и девочки: требования, правила, обязанности и что нужно знать для крестного папы?

Будущим крестным папам также важно знать определенные правила и обязанности, связанные с обрядом крещения малютки:

  • Точно так же, как и с мамой, крестный отец должен быть православным христианином и быть крещенным.
  • Главная обязанность духовного папы – быть достойным примером, наиболее это важно, если ребенок, которого крестят – мальчик. Он должен видеть перед собой достойный пример мужского поведения. Также крестный отец должен водить крестника в церковь и учить его жить в мире со всеми окружающими людьми.
  • Принято, что будущий восприемник должен купить малышу крестик и цепочку или же ниточку, на которую можно будет одет крест. Также не лишней будет приобретение крестильной иконы. Именно крестный должен оплатить и все расходы по крещению, если таковые будут.
  • Все эти заботы и хлопоты лучше решить заранее, дабы потом не пришлось делать все в последний момент.

Крестины мальчика и девочки: что должна делать на крестинах крестная мать?

Сразу нужно уточнить, что на крестинах девочки будущая крестная должна присутствовать обязательно, а вот крестный может присутствовать заочно.

  • Непосредственно на самих крестинах именно крестная мама будет воспринимать крестницу после погружения в купель. Держать малышку изначально, скорее всего, будет крестный папа.
  • После того, как ребенка отдадут крестной маме, она должна одеть девочку в новый наряд.
  • Далее восприемница держит малышку и в то время как священник читает молитвы, и тогда, когда совершает миропомазанье.
  • Иногда священники просят зачитать молитву, однако чаще всего делают они это сами.


  • С мальчиком все будет аналогично, однако после окунания его в купель, его передадут на руки крестному отцу. Также при крещении мальчика, его обязательно заносят за алтарь (после 40 дней от рождения).

Крестины мальчика и девочки: что должен делать на крестинах крестный отец?

Обязанности крестного мало чем отличаются от обязанностей крестной:

  • Духовный папа также может держать малыша.
  • После того, как священник получит ответы на все традиционно задаваемые вопросы, возможно, восприемника попросят рассказать специальную молитву. Но опять-таки, скорее всего это сделает сам батюшка.
  • Крестный папа помогает раздевать ребенка перед погружением в водичку, а после одевать. Если ребенок, которого крестят девочка, то после этого обряда ее передадут на руки крестной, если же мальчик – то держать будет крестный.

Можно ли поменять крестных, крестного отца, крестную мать ребенку, мальчику, девочке?

Все люди приходят в этот мир лишь один раз, ровно столько же раз разрешено креститься.

  • Церковь запрещает менять крестных родителей, более того, по факту такой возможности нет, потому как нету такого обряда.
  • Именно поэтому неоднократно внимание обращалось на то, что крестить ребенка – это огромная ответственность, от которой после нельзя просто взять и отказаться.
  • Крестные не меняются ни при каких обстоятельствах. Даже если со временем вы перестали общаться с кумовьями, даже если они уехали и не могут часто видеться с малышом, они все равно остаются его крестными и несут за него ответственность.

Сколько крестных должно быть у ребенка, может ли быть две крестных мамы и два крестных отца?

Ранее данный вопрос мы уже немного обсуждали:

  • В наше время чаще всего берут в крестные двух людей: крестного отца и крестную мать. Однако можно делать и по-другому.
  • Можно взять в кумовья только крестного папу или же крестную маму. При этом стоит помнить, что для новорожденной малышки важнее наличие восприемницы, а для мальчика – все-таки восприемника.
  • Если по каким-то причинам вы не хотите брать крестных вообще, ну или просто взять вам некого, то можно покрестить ребенка и без восприемников вообще.


  • Более того, можно попросить, чтобы батюшка стал крестным вашему малышу, однако вы должны учитывать тот факт, что вряд ли отдаленный от вашей семьи человек сможет уделять ребенку должное внимание.
  • Может ли быть 2 крестных мамы или 2 крестных папы – вопрос риторический. Это необходимо уточнять непосредственно в той церкви, в который вы хотите крестить ребенка и у того священника, который будет проводить обряд. Случаи такие известны, однако разные церкви, как бы это странно не звучало, могут дать вам разный ответ.

Может ли быть мусульманин крестным у православного?

Ответ на данный вопрос весьма очевиден. Само собой нет. Ведь как мусульманин сможет научить ребенка православной вере? Никак. Единственное что может сделать мусульманин, это постоять в церкви во время Таинства крещения, если оно совершается над его родственником.

Как видите, вопрос относительно крещения и выбора крестных родителей весьма актуален и активно обсуждается. Существует много правил и предрассудков, которые в наше время почему-то стоят на одной ступени с церковными обычаями, именно поэтому если вы не знаете, как правильно поступить в той или иной ситуации – обратитесь в церковь, там вам подробно объяснят все интересующие вас моменты.

Видео: О крещении младенцев и о современном образе жизни

Комедия в пяти действиях

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Народная пословица


Действующие лица
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский , городничий. Анна Андреевна , жена его. Марья Антоновна , дочь его. Лука Лукич Хлопов , смотритель училищ. Жена его . Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин , судья. Артемий Филиппович Земляника , попечитель богоугодных заведений. Иван Кузьмич Шпекин , почтмейстер.

Петр Иванович Добчинский Петр Иванович Бобчинский

городские помещики.

Иван Александрович Хлестаков , чиновник из Петербурга. Осип , слуга его. Христиан Иванович Гибнер , уездный лекарь.

Федор Андреевич Люлюков Иван Лазаревич Растаковский Степан Иванович Коробкин

отставные чиновники, почетные лица в городе.

Степан Ильич Уховертов , частный пристав.

Свистунов Пуговицын Держиморда

полицейские.

Абдулин , купец. Февронья Петровна Пошлепкина , слесарша. Жена унтер-офицера . Мишка , слуга городничего. Слуга трактирный . Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

Характеры и костюмы

Замечания для господ актеров

Городничий , уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью. Анна Андреевна , жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы. Хлестаков , молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде. Осип , слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его — серый или синий поношенный сюртук. Бобчинский и Добчинский , оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского. Ляпкин-Тяпкин , судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. Земляника , попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. Почтмейстер , простодушный до наивности человек. Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся пред глазами. Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект.

Действие первое

Комната в доме городничего.

Явление I

Городничий , попечитель богоугодных заведений , смотритель училищ , судья , частный пристав , лекарь , два квартальных .

Городничий . Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор. Аммос Федорович . Как ревизор? Артемий Филиппович . Как ревизор? Городничий . Ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписаньем. Аммос Федорович . Вот те на! Артемий Филиппович . Вот не было заботы, так подай! Лука Лукич . Господи Боже! еще и с секретным предписаньем! Городничий . Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали — и пошли прочь. Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами) ... и уведомить тебя». А! вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх) . Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки...» (остановясь) , ну, здесь свои... «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито... Вчерашнего дни я...» Ну, тут уж пошли дела семейные: «...сестра Анна Кириловна приехала к нам с своим мужем; Иван Кирилович очень потолстел и все играет на скрыпке...» — и прочее, и прочее. Так вот какое обстоятельство! Аммос Федорович . Да, обстоятельство такое... необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром. Лука Лукич . Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор? Городничий . Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему. Аммос Федорович . Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены. Городничий . Эк куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. Аммос Федорович . Нет, я вам скажу, вы не того... вы не... Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус. Городничий . Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения — и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему. Артемий Филиппович . Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые. Городничий . Да, и тоже над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке... это уж по вашей части, Христиан Иванович, — всякую болезнь: когда кто заболел, которого дня и числа... Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь. Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача. Артемий Филиппович . О! насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.

Христиан Иванович издает звук, отчасти похожий на букву и и несколько на е .

Городничий . Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично... Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал. Аммос Федорович . А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать. Городничий . Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но все на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить. Также заседатель ваш... он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, — это тоже нехорошо. Я хотел давно об этом сказать вам, но был, не помню, чем-то развлечен. Есть против этого средства, если уже это действительно, как он говорит, у него природный запах: можно ему посоветовать есть лук, или чеснок, или что-нибудь другое. В этом случае может помочь разными медикаментами Христиан Иванович.

Христиан Иванович издает тот же звук.

Аммос Федорович . Нет, этого уже невозможно выгнать: он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою. Городничий . Да я так только заметил вам. Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так Самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят. Аммос Федорович . Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. Городничий . Ну, щенками или чем другим — всё взятки. Аммос Федорович . Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль... Городничий . Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я по крайней мере в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются. Аммос Федорович . Да ведь сам собою дошел, собственным умом. Городничий . Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было. Впрочем, я так только упомянул об уездном суде; а по правде сказать, вряд ли кто когда-нибудь заглянет туда: это уж такое завидное место, сам Бог ему покровительствует. А вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. Один из них, например, вот этот, что имеет толстое лицо... не вспомню его фамилии, никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу, вот этак (делает гримасу) , и потом начнет рукою из-под галстука утюжить свою бороду. Конечно, если он ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего: может быть, оно там и нужно так, об этом я не могу судить; но вы посудите сами, если он сделает это посетителю, — это может быть очень худо: господин ревизор или другой кто может принять это на свой счет. Из этого черт знает что может произойти. Лука Лукич . Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству. Городничий . То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-Богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне. Лука Лукич . Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал... Говорит: «Как хотите, для науки я жизни не пощажу». Городничий . Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси. Лука Лукич . Не приведи Бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек. Городничий . Это бы еще ничего, — инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчики! А кто, скажет, здесь судья?» — «Ляпкин-Тяпкин». — «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! А кто попечитель богоугодных заведений?» — «Земляника». — «А подать сюда Землянику!» Вот что худо!

Явление II

Те же и почтмейстер .

Почтмейстер . Объясните, господа, что, какой чиновник едет? Городничий . А вы разве не слышали? Почтмейстер . Слышал от Петра Ивановича Бобчинского. Он только что был у меня в почтовой конторе. Городничий . Ну, что? Как вы думаете об этом? Почтмейстер . А что думаю? война с турками будет. Аммос Федорович . В одно слово! я сам то же думал. Городничий . Да, оба пальцем в небо попали! Почтмейстер . Право, война с турками. Это все француз гадит. Городничий . Какая война с турками! Просто нам плохо будет, а не туркам. Это уже известно: у меня письмо. Почтмейстер . А если так, то не будет войны с турками. Городничий . Ну что же, как вы, Иван Кузьмич? Почтмейстер . Да что я? Как вы, Антон Антонович? Городничий . Да что я? Страху-то нет, а так, немножко... Купечество да гражданство меня смущает. Говорят, что я им солоно пришелся, а я, вот ей-Богу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти. Я даже думаю (берет его под руку и отводит в сторону) , я даже думаю, не было ли на меня какого-нибудь доноса. Зачем же в самом деле к нам ревизор? Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки. Если же нет, то можно опять запечатать; впрочем, можно даже и так отдать письмо, распечатанное. Почтмейстер . Знаю, знаю... Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслажденьем прочтешь — так описываются разные пассажи... а назидательность какая... лучше, чем в «Московских ведомостях»! Городничий . Ну что ж, скажите, ничего не начитывали о каком-нибудь чиновнике из Петербурга? Почтмейстер . Нет, о петербургском ничего нет, а о костромских и саратовских много говорится. Жаль, однако ж, что вы не читаете писем: есть прекрасные места. Вот недавно один поручик пишет к приятелю и описал бал в самом игривом... очень, очень хорошо: «Жизнь моя, милый друг, течет, говорит, в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет...» — с большим, с большим чувством описал. Я нарочно оставил его у себя. Хотите, прочту? Городничий . Ну, теперь не до того. Так сделайте милость, Иван Кузьмич: если на случай попадется жалоба или донесение, то без всяких рассуждений задерживайте. Почтмейстер . С большим удовольствием. Аммос Федорович . Смотрите, достанется вам когда-нибудь за это. Почтмейстер . Ах, батюшки! Городничий . Ничего, ничего. Другое дело, если бы вы из этого публичное что-нибудь сделали, но ведь это дело семейственное. Аммос Федорович . Да, нехорошее дело заварилось! А я, признаюсь, шел было к вам, Антон Антонович, с тем чтобы попотчевать вас собачонкою. Родная сестра тому кобелю, которого вы знаете. Ведь вы слышали, что Чептович с Варховинским затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого. Городничий . Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и — шасть...

Явление III

Те же , Бобчинский и Добчинский , оба входят, запыхавшись.

Бобчинский . Чрезвычайное происшествие! Добчинский . Неожиданное известие! Все . Что, что такое? Добчинский . Непредвиденное дело: приходим в гостиницу... Бобчинский (перебивая). Приходим с Петром Ивановичем в гостиницу... Добчинский (перебивая). Э, позвольте, Петр Иванович, я расскажу. Бобчинский . Э, нет, позвольте уж я... позвольте, позвольте... вы уж и слога такого не имеете... Добчинский . А вы собьетесь и не припомните всего. Бобчинский . Припомню, ей-Богу, припомню. Уж не мешайте, пусть я расскажу, не мешайте! Скажите, господа, сделайте милость, чтоб Петр Иванович не мешал. Городничий . Да говорите, ради Бога, что такое? У меня сердце не на месте. Садитесь, господа! Возьмите стулья! Петр Иванович, вот вам стул.

Все усаживаются вокруг обоих Петров Ивановичей.

Ну, что, что такое?

Бобчинский . Позвольте, позвольте: я все по порядку. Как только имел я удовольствие выйти от вас после того, как вы изволили смутиться полученным письмом, да-с, — так я тогда же забежал... уж, пожалуйста, не перебивайте, Петр Иванович! Я уж все, все, все знаю-с. Так я, вот изволите видеть, забежал к Коробкину. А не заставши Коробкина-то дома, заворотил к Растаковскому, а не заставши Растаковского, зашел вот к Ивану Кузьмичу, чтобы сообщить ему полученную вами новость, да, идучи оттуда, встретился с Петром Ивановичем... Добчинский (перебивая). Возле будки, где продаются пироги. Бобчинский . Возле будки, где продаются пироги. Да, встретившись с Петром Ивановичем, и говорю ему: «Слышали ли вы о новости-та, которую получил Антон Антонович из достоверного письма?» А Петр Иванович уж услыхали об этом от ключницы вашей Авдотьи, которая, не знаю, за чем-то была послана к Филиппу Антоновичу Почечуеву. Добчинский (перебивая) . За бочонком для французской водки. Бобчинский (отводя его руки) . За бочонком для французской водки. Вот мы пошли с Петром-то Ивановичем к Почечуеву... Уж вы, Петр Иванович... энтого... не перебивайте, пожалуйста, не перебивайте!.. Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня... с утра я ничего не ел, так желудочное трясение...» — да-с, в желудке-то у Петра Ивановича... «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей семги, так мы закусим». Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек... Добчинский (перебивая) . Недурной наружности, в партикулярном платье... Бобчинский . Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспроста-с». Да. А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек?» — а Влас и отвечает на это: «Это», — говорит... Э, не перебивайте, Петр Иванович, пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей-Богу не расскажете: вы пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом... «Это, говорит, молодой человек, чиновник, — да-с, — едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и ни копейки не хочет платить». Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. «Э!» — говорю я Петру Ивановичу... Добчинский . Нет, Петр Иванович, это я сказал: «э!» Бобчинский . Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! — сказали мы с Петром Ивановичем. — А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию?» Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник. Городничий . Кто, какой чиновник? Бобчинский . Чиновник-та, о котором изволили получить нотацию, — ревизор. Городничий (в страхе) . Что вы, Господь с вами! это не он. Добчинский . Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов. Бобчинский . Он, он, ей-Богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, — больше потому, что Петр Иванович насчет своего желудка... да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом. Городничий . Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет? Добчинский . В пятом номере, под лестницей. Бобчинский . В том самом номере, где прошлого года подрались проезжие офицеры. Городничий . И давно он здесь? Добчинский . А недели две уж. Приехал на Василья Египтянина. Городничий . Две недели! (В сторону.) Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! (Хватается за голову.) Артемий Филиппович . Что ж, Антон Антонович? — ехать парадом в гостиницу. Аммос Федорович . Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге «Деяния Иоанна Масона»... Городничий . Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось Бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек? Бобчинский . Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим. Городничий . Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей. Эй, Свистунов! Свистунов . Что угодно? Городничий . Ступай сейчас за частным приставом; или нет, ты мне нужен. Скажи там кому-нибудь, чтобы как можно поскорее ко мне частного пристава, и приходи сюда.

Квартальный бежит впопыхах.

Артемий Филиппович . Идем, идем, Аммос Федорович! В самом деле может случиться беда. Аммос Федорович . Да вам чего бояться? Колпаки чистые надел на больных, да и концы в воду. Артемий Филиппович . Какое колпаки! Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста, что береги только нос. Аммос Федорович . А я на этот счет покоен. В самом деле, кто зайдет в уездный суд? А если и заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад. Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку — а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда.

Судья, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ и почтмейстер уходят и в дверях сталкиваются с возвращающимся квартальным .

Явление IV

Городничий , Бобчинский , Добчинский и квартальный .

Городничий . Что, дрожки там стоят? Квартальный . Стоят. Городничий . Ступай на улицу... или нет, постой! Ступай принеси... Да другие-то где? неужели ты только один? Ведь я приказывал, чтобы и Прохоров был здесь. Где Прохоров? Квартальный . Прохоров в частном доме, да только к делу не может быть употреблен. Городничий . Как так? Квартальный . Да так: привезли его поутру мертвецки. Вот уже два ушата воды вылили, до сих пор не протрезвился. Городничий (хватаясь за голову) . Ах, Боже мой, Боже мой! Ступай скорее на улицу, или нет — беги прежде в комнату, слышь! и принеси оттуда шпагу и новую шляпу. Ну, Петр Иванович, поедем! Бобчинский . И я, и я... позвольте и мне, Антон Антонович! Городничий . Нет, нет, Петр Иванович, нельзя, нельзя! Неловко, да и на дрожках не поместимся. Бобчинский . Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки... Городничий (принимая шпагу, к квартальному) . Беги сейчас возьми десятских, да пусть каждый из них возьмет... Эк шпага как исцарапалась! Проклятый купчишка Абдулин — видит, что у городничего старая шпага, не прислал новой. О, лукавый народ! А так, мошенники, я думаю, там уж просьбы из-под полы и готовят. Пусть каждый возьмет в руки по улице... черт возьми, по улице — по метле! и вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто... Слышишь! Да смотри: ты! ты! я знаю тебя: ты там кумаешься да крадешь в ботфорты серебряные ложечки, — смотри, у меня ухо востро!.. Что ты сделал с купцом Черняевым — а? Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри! не по чину берешь! Ступай!

Явление V

Те же и частный пристав .

Городничий . А, Степан Ильич! Скажите, ради Бога: куда вы запропастились? На что это похоже? Частный пристав . Я был тут сейчас за воротами. Городничий . Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились? Частный пристав . Да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар. Городничий . А Держиморда где? Частный пристав . Держиморда поехал на пожарной трубе. Городничий . А Прохоров пьян? Частный пристав . Пьян. Городничий . Как же вы это так допустили? Частный пристав . Да Бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, — поехал туда для порядка, а возвратился пьян. Городничий . Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын... он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Ах, Боже мой! я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор — черт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? — чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия... О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. (Берет вместо шляпы футляр.) Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой еще никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О Боже мой, Боже мой! Едем, Петр Иванович! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.) Частный пристав . Антон Антонович, это коробка, а не шляпа. Городничий (бросая коробку) . Коробка так коробка. Черт с ней! Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами — и правому и виноватому. Едем, едем, Петр Иванович! (Уходит и возвращается.) Да не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет.

Все уходят.

Явление VI

Анна Андреевна и Марья Антоновна вбегают на сцену.

Анна Андреевна . Где ж, где ж они? Ах, Боже мой!.. (Отворяя дверь.) Муж! Антоша! Антон! (Говорит скоро.) А все ты, а всё за тобой. И пошла копаться: «Я булавочку, я косынку». (Подбегает к окну и кричит.) Антон, куда, куда? Что, приехал? ревизор? с усами! с какими усами? Голос городничего . После, после, матушка!
Анна Андреевна . После? Вот новости — после! Я не хочу после... Мне только одно слово: что он, полковник? А? (С пренебрежением.) Уехал! Я тебе вспомню это! А все эта: «Маменька, маменька, погодите, зашпилю сзади косынку; я сейчас». Вот тебе и сейчас! Вот тебе ничего и не узнали! А все проклятое кокетство; услышала, что почтмейстер здесь, и давай пред зеркалом жеманиться; и с той стороны, и с этой стороны подойдет. Воображает, что он за ней волочится, а он просто тебе делает гримасу, когда ты отвернешься. Марья Антоновна . Да что ж делать, маменька? Все равно чрез два часа мы всё узнаем. Анна Андреевна . Чрез два часа! покорнейше благодарю. Вот одолжила ответом! Как ты не догадалась сказать, что чрез месяц еще лучше можно узнать! (Свешивается в окно.) Эй, Авдотья! А? Что, Авдотья, ты слышала, там приехал кто-то?.. Не слышала? Глупая какая! Машет руками? Пусть машет, а ты все бы таки его расспросила. Не могла этого узнать! В голове чепуха, всё женихи сидят. А? Скоро уехали! да ты бы побежала за дрожками. Ступай, ступай сейчас! Слышишь, побеги расспроси, куда поехали; да расспроси хорошенько: что за приезжий, каков он, — слышишь? Подсмотри в щелку и узнай все, и глаза какие: черные или нет, и сию же минуту возвращайся назад, слышишь? Скорее, скорее, скорее, скорее! (Кричит до тех пор, пока не опускается занавес. Так занавес и закрывает их обеих, стоящих у окна.)

В письме к Пушкину от 7 октября 1835 года Гоголь пишет: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». И через несколько строк, заканчивая письмо, Гоголь повторяет просьбу: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта». Содержание этого письма показывает, что Гоголь уже размышлял о будущей комедии и, возможно, делал наброски к ней. Пушкин, вернувшись в Петербург из Михайловского 23 октября, в один из ближайших дней рассказал Гоголю сюжет возможной комедии, в котором фигурировал мнимый ревизор. Таким образом, октябрь 1835 года следует считать началом активной работы Гоголя над «Ревизором».

Тем не менее неверно полагать, что заслуга появления сюжета с мнимым ревизором принадлежит исключительно Пушкину. Во-первых, ко времени написания «Ревизора» существовали произведения с подобным сюжетом: «Провинциальные актёры» (1835) А.Ф. Вельтмана и «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» (1827) Г.Ф. Квитки-Основьяненко. Кроме того, подобного рода шутка или розыгрыш встречались в реальной жизни, да и сама ситуация ложной личности всегда была популярной. И всё же тесные творческие отношения двух великих русских писателей в первой половине 1830-х годов приносили богатые плоды. Общение с Пушкиным, безусловно, вдохновляло Гоголя, может быть, поэтому уже в декабре 1835 года комедия была закончена.

Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре, в Петербурге. Главные роли исполняли лучшие актёры того времени: Иван Сосницкий (Городничий) и Николай Дюр (Хлестаков). Пьеса получила на премьере высочайшее одобрение, в театре присутствовали Николай I с наследником. Император много смеялся и высказал своё мнение так: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» Гоголь же был разочарован, потому что актёры, как ему показалось, не поняли своих ролей, недостаточно хорошо уяснили идею самого произведения. Особенно не понравилось Гоголю исполнение роли Хлестакова: по его мнению, Хлестаков был сыгран как один из «водевильных шутов». В дальнейшем автор неоднократно объяснял свою комедию и в специально написанной для этого пьесе «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1842), и в своего рода наставлении актёрам «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора"» (1846), и в разъяснении финала комедии — «Развязка „Ревизора"» (1846). Приведённые примеры ярко характеризуют Гоголя как неравнодушного, взыскательного художника, на которого возложена высокая ответственность «сказать слово правды», как декларирует это сам Гоголь в поэме «Мёртвые души».

Жанр «Ревизора» как общественной комедии определился благодаря глубоко продуманному социальному сюжету. Свой общий замысел Гоголь выразил в известном высказывании: «В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» («Авторская исповедь», 1847). Местом действия Гоголь выбрал уездный город, структура власти в котором легко проецируется на любой другой город России, а нравы жителей — на всё население страны. В фокус сатирического изображения попали чиновники, злоупотребляющие своим положением. При этом преступное поведение чиновничества города изображено с такой убедительностью, что даже не возникает мысли об их исключительности — так происходит везде, различия лишь в масштабе злоупотреблений и характере их проявления.

Образ уездного города — собирательный. Помимо чиновников, он складывается из портретов городских помещиков, купечества, мещанства, слуг. Большую роль в изображении городских нравов играют женские образы. Сюжет «Ревизора» формируют темы провинциального российского города, чиновничества и гражданства.

В основе сюжета лежат две ситуации: уездный город, живущий привычной для него жизнью (главный герой в этой сюжетной ситуации — городничий), и уездный город, в котором оказывается мелкий петербургский чиновник, мнимый ревизор (она получила название «миражной» ситуации или «ситуации заблуждения», и главный герой в ней — Хлестаков). Конфликт в комедии возникает не в результате столкновения этих ситуаций — конфликт в том, что они отражают, хотя и по-разному, неправедное отношение людей к жизни, долгу, обязанностям, их преступное или безнравственное поведение. Проблематика произведения формируется по мере раскрытия конфликта в сюжете комедии. В «Ревизоре» два плана проблематики — общественная и нравственная. Общественная проблематика проявляется при изображении социальных преступлений и нарушений, нравственная — моральных пороков и недостатков. Своеобразие социального и нравственного пластов произведения можно выразить следующим образом: то, что в социальной жизни преступление, в нравственной — грех.

В комедии «Ревизор» Гоголь сатирически показал нравы и быт российской провинции. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России… все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем»

Мелкий петербургский чиновник Хлестаков проездом оказался в провинциальном российском городе, где был принят за государственного ревизора. Городничий и служащие его аппарата, зная свои прегрешения, приложили максимум усилий, чтобы задобрить мнимого проверяющего, едва ли не пытаясь просватать за него дочерей. Хлестаков, не понимая причин такого отношения, тем не менее использовал его к своей пользе. Перед зрителями во всей яви встала картина бездарного устройства российской действительности. Комедия закончилась тем, что, проводив Хлестакова, городничий узнал о приезде в город настоящего ревизора

Действующие лица комедии «Ревизор»

  • Хлестаков,
  • его слуга.
  • Городничий,
  • его жена,
  • Городские чиновники.
  • Местные купцы,
  • помещики,
  • горожане,
  • просители.

Идею комедии «Ревизор», состоящую из пяти актов, подсказал Гоголю Пушкин

История создания «Ревизора»

  • 1815 — писателя, журналиста П. П. Тугого-Свиньина приняли за проверяющего, когда он приехал в Кишинёв
  • 1827 — Григорий Квитка-Основьяненко написал пьесу «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», но на этапе цензуирования в Петербурге она затерялась
  • 1833, 2 сентября — нижегородский генерал-губернатор Бутурлин принял за ревизора , который приехал в Нижний Новгород для сбора материалов о пугачёвском бунте
  • 1835, 7 октября — письмо Гоголя Пушкину: «… хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта»
  • 1835, осень — работает на «Ревизором»
  • 1835, 6 декабря — в письме к журналисту Погодину Гоголь сообщил о завершении первых двух черновых редакций «Ревизора»
  • 1836, январь — в доме поэта Жуковского Гоголь прочитал комедию в присутствии группы писателей, в том числе Пушкина
  • 1836, 13 марта — цензор А. В. Никитенко разрешил «Ревизора» печатать
  • 1836, 19 апреля — премьера «Ревизора» в Петербургском Александринском театре

    "И вот он к семи часам вечера в Александринском театре, недавно только отстроенном, где всё ещё блистает свежестью и чистотой6 ложи, обитые пунцовым бархатом, ступени и колонны белого мрамора с позолотой. Билет Смирдину выпал в партере, среди гвардейской молодёжи, которая перед началом спектакля громко обсуждала свои дела: разводы, дежурства, очередные повышения... Внезапно говор толпы смолк, все сидевшие встали. в царскую ложу вошел император Николай Павлович... Затем начался великий "Ревизор"... Публика, видя на сцене разгул взяточничества и чиновничьего произвола, кто в страхе, кто с возмущением, оглядывалась на императорскую ложу. Но Николай Павлович смеялся от души. Вытирал платком усы и вновь смеялся до слёз, рассказывая склонившемуся к нему флигель-адьютанту, что он подобных типов встречал во время путешествия по России..." (А. Говоров «Смирдин и сын»)

  • 1836, 26 мая — премьера «Ревизора» в Малом театре в Москве
  • 1841 — вышла вторая версия (издание) «Ревизора»
  • 1842 — третье издание
  • 1855 — четвертое издание

Всего Гоголем было написано два неокончательных варианта комедии, две редакции. При жизни Гоголя было напечатано три издания «Ревизора». Над текстом «Ревизора» Гоголь работал около 17 лет

Крылатые фразы из «Ревизора»

  • «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!»
  • «Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
  • «Борзыми щенками брать»
  • «Легкость в мыслях необыкновенная»
  • «Большому кораблю - большое плавание»
  • «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»
  • «К нам едет ревизор»
  • «Не по чину берешь!»
  • «Унтер-офицерская вдова сама себя высекла»
  • «Тридцать пять тысяч курьеров»
  • «Срывать цветы удовольствия»