Шолохов подробная биография. Михаил Александрович Шолохов: список произведений, биография и интересные факты

Вопросы

1. В какой среде и под влиянием каких событий в жизни страны проходило формирование Платонова-мыслителя и Платонова-художника?

2. Как менялось отношение Платонова к революции и ее последствиям? Что решительно не принимал писатель в современной ему советской действительности?

3. На какие типы делит А.Платонов своих героев?

Задания

Подготовьте сообщения по темам:

«Дело жизни и служение ему» (по повести «Сокровенный человек»)

«Проблематика повести «Сокровенный человек»

(1905 - 1984)

Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине, близ станицы Вешенской, в Области Войска Донского, не был казаком по происхождению. Его отец, Александр Михайлович Шолохов, был сыном русского купца; мать, Анастасия Даниловна Черникова, была родом из украинских крепостных крестьян. Отец Михаила хотел, чтобы его сын получил хорошее образование и имел, по-видимому, достаточно денег, чтобы платить за это. Подготовленный местным учителем, Михаил поступил в 1912 году в начальную школу в хуторе Каргине, где в то время жили его родители. В 1914-1915 учебном году он посещал частную гимназию в Москве. Следующие три года он учился в гимназии в городе Богучаре (Воронежской губернии), а с осени 1918 года занимался несколько месяцев в Вешенской гимназии. Учение было прервано гражданской войной. Шолохов старался восполнить пробелы в своем образовании обильным чтением.

Тот факт, что в гражданскую войну Шолохов почти все время жил на территории, занимаемой белыми, имел огромное значение. Это, должно быть, было главной причиной того, почему он, по собственным словам, описал в “Тихом Доне” “борьбу белых с красными, а не красных с белыми”.

С 1922 года Шолохов, живя в своих родных местах, работал в разных должностях на новый режим. Он обучал взрослых грамоте, был около года статистиком. 2 декабря 1921 года он перевелся в Каргинскую заготконтору на место помощника бухгалтера, а через месяц был назначен делопроизводителем инспекторского отдела. События периода 1920-1922 годов дали темы для большинства ранних рассказов Шолохова (нашли отражение в “Тихом Доне”). К этому периоду жизни и относится начало литературной карьеры Шолохова.

В октябре 1922 года Шолохов уехал в Москву в надежде стать писателем и продолжить свое образование. Столица встретила молодого прединспектора далеко не с распростертыми объятиями. Он вынужден был работать чернорабочим, грузчиком, каменщиком, делопроизводителем. Это обогатило его жизненный опыт, позволило лучше и глубже узнать жизнь простого труженика. В Москве Шолохов присоединился к группе комсомольских писателей, при журнале “ Молодая Гвардия ”. С 1923 года: ”Печатаюсь в комсомольских газетах и журналах”, - говорил Шолохов (хотя сам неоднократно подчеркивал в своих интервью тот факт, что никогда не был членом комсомола). Однако комсомольская газета “Юношеская правда” была первым печатным органом, который предоставил Шолохову свои страницы.



В 1925 году (в этом году умер отец Шолохова) печатаются один за другим рассказы “Бахчевник”, “Пастух”, “Нахаленок”, повесть “Путь-дороженька”. В 1926 году появился в печати первый сборник рассказов Шолохова “Донские рассказы”, ”Лазоревая степь”. Главная тема ранних рассказов Шолохова - классовая борьба на Дону. Итогом многолетней творческой работы Шолохова явились четыре большие книги “Тихого Дона”. Уже в 1928 году журнал “Октябрь” начал печатать роман “Тихий Дон”. В 1941 году роман отмечен Государственной (Сталинской) премией первой степени.

В 1932 году Шолохова приняли в ВКП (б), также он был избран депутатом Верховного Совета Союза ССР. В 1938 году Ученый Совет Института мировой литературы выдвинул Шолохова кандидатом в действительные члены Академии наук СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР в январе Шолохов был награжден орденом Ленина (за выдающиеся достижения в развитии советской литературы, 6 раз). В 1931-1932 годы Шолохов осуществил первые зарубежные поездки в Германию, Швецию, Данию, Англию, Францию.

В годы Великой Отечественной войны писатель не остался в стороне от борьбы. В военных корреспонденциях и очерках “ он раскрывает античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны. В 1943 году Шолохов начал работу над романом “Они сражались за Родину”.
В послевоенные годы Шолохов много занимался общественной деятельностью как депутат Верховного Совета. В 1957 году Михаил Александрович Шолохов совершает поездку в Финляндию и Швецию, а в 1959 году едет в Италию, Францию, Великобританию. В 1960 году он стал лауреатом премии в области литературы, а в 1962 году Шолохова избирают доктором права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии. В 1965 году М. Шолохову присуждена Нобелевская премия. В 1980-м году М.А. Шолохов был награжден второй Золотой звездой Героя Социалистического Труда (удостоен дважды).

Роман «Тихий Дон»

Вокруг этого произведения до сих пор ведутся споры об истинном авторстве. Монографии, где оспаривалось авторство на великий роман, выходили далеко от Москвы. Одна из них - под псевдонимом “Д” - издана стараниями А.И. Солженицына, под названием “Стремя “Тихого Дона”. Эта книга напечатана на русском языке в Париже (что, согласитесь, довольно подозрительно). Другая написана не скрывавшим свое авторство Роем Медведевым - известным публицистом и историком (в прошлом диссидентом, затем народным депутатом СССР). Его книга напечатана на английском и французском языках в Лондоне и Париже. Появление этих произведений посеяло сильное сомнение в умах российских читателей относительно авторства Михаила Шолохова. Позднее стали появляться другие авторы популярного романа, например, Федор Крюков (умерший в 1920 году, забытый русский писатель, уроженец Дона). Как опровергнуть предположения, гипотезы, развиваемые столь авторитетными людьми, как А.И. Солженицын, Р.А. Медведев, анонимный литератор “Д” и другие, объявившиеся в разных городах страны литературоведы, претенденты на авторство романа “Тихий Дон”. Единственным доказательством авторства Шолохова могли бы стать рукописи. Но рукописей первого и второго томов романа, ни одной страницы, ни в одном из архивов нет. А именно первые два тома “Тихого Дона”, вышедшие в 1928 году, породили сомнение относительно авторства. Этому странному, на первый взгляд, обстоятельству, когда половина романа частично сохранилась, а другая половина нет, есть историческое (логическое) объяснение. Дом писателя на Дону подвергся обстрелу, когда Вешенская оказалась на линии фронта в 1942 году. Тогда на пороге дома была убита мать писателя. В те же часы полетели по станице листы рукописей, написанные рукой Михаила Шолохова. Солдаты использовали листы романа на курево. Есть очевидцы этой катастрофы. Часть листов была подобрана и сохранена людьми, после войны вернувшими их автору. Казалось бы, такая трагедия, когда на белые листы романа капает кровь родного человека, когда гибнут рукописи в часы народной трагедии, могла бы охладить пыл опровергателей, найти в сердцах людей сострадание. Сомнения относительно авторства Шолохова должны были бы развеяться, но лжеавторы не успокоились.

Найти истинного автора “Тихого Дона” решил один литературовед Лев Колодный. Сравнивая эпизоды из жизни Шолохова с текстом романа, Колодный убеждался в том, что автор “Тихого Дона” - Шолохов. Адреса госпиталей, названия улиц - все подлинно, это московские адреса. Например, глазная лечебница доктора Снегирева, Колпачный переулок. Это отнюдь не вымышленные наименования. За минуту, взяв в руки увесистый том суворинского издания “Адресной и справочной книги на 1913 год”, не без основания называвшийся “Вся Москва”, Лев Колодный узнал, что глазная лечебница К.В. Снегирева действительно располагалась на Колпачном переулке, 11. По словам очевидцев, знакомых, друзей, родственников, Шолохов действительно посещал вышеуказанные места лично. Мало кому известно, что у него был постоянный адрес в Москве (это проверено Колодным по постоянным почтовым адресатам). “...рукописи не горят” - это доказал нам Лев Колодный в своей книге, таким образом подтвердив авторство Михаила Шолохова, истинного автора романа “Тихий Дон”.

Роман “Тихий Дон” принадлежит к числу самых замечательных произведений социалистического реализма, а его автор должен быть удостоен самой высокой награды.

История создания романа «Тихий Дон»

Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Задумывалась книга как вполне традиционное для советской литературы повествование о жестокой борьбе за победу советской власти на Дону осенью 1917 -весной 1918 годов. В начале работы над романом Шолохов столкнулся с большими трудностями. Он сомневался, что справится с поставленной задачей, а также в том, что избрал верную дорогу.

Написав несколько глав, Шолохов на некоторое время отложил рукопись «Донщины». Отложив работу над «Донщиной», Шолохов стал думать о более широком романе. Так, в процессе работы, писатель пришел к мысли проследить идейную революцию донского казачества, раскрыть причины осложнения его путей в трудное для России время. Он понимал, что без раскрытия исторически сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман, начатый мятежом Корнилова, походом казачьих войск на Петроград, не разрешит проблему путей народа в революции. Для этого прежде всего нужно было раскрыть мир его жизни со всеми сложностями и противоречиями. Отодвигая повествование по времени, предшествующему империалистической войне, писатель стремился показать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь. Переход от одного замысла к другому привел к перемене названия романа – «Тихий Дон».

Смысл, вложенный в это название, Шолохов стремился раскрыть всем образным строем повествования, как эпического полотна о судьбах русского народа в его борьбе за свободу. Писатель поставил цель создать сам образ «тихого Дона», показать жизнь народа и важные перемены в ней, вызванные революцией. В названии романа скрыт основной замысел писателя, сконцентрированный также в эпиграфах, заимствованных, как и название романа, из народного творчества.
Замысел нового романа, по словам самого автора, полностью созрел в конце 1926 года. После этого Шолохов приступил к активному собиранию материала. Именно в это время писатель переехал в станицу Вешенскую и навсегда связал с ней свою творческую судьбу. Работа над романом требовала упорного и напряженного труда. Быт казачьего хутора был знаком писателю с детства. Но, несмотря на это Шолохов совершил множество поездок по окрестным хуторам и станицам, записывая воспоминания участников и свидетелей Первой мировой войны и революции; рассказы стариков о жизни и быте казачества тех лет. Собирая и изучая казачий фольклор, писатель выезжал в архивы Москвы и Ростова, чтобы изучить газеты и журналы, познакомиться со старыми книгами по истории донского казачества, специальной военной литературой, воспоминаниями современников об империалистической и гражданской войнах.
Шолохов тщательно продумал план своего романа, и в дальнейшем менял только детали, хотя многое, по его словам, приходилось передумывать и переделывать много раз. Отбирая и систематизируя материал для романа, Шолохов проделал огромную и сложную работу историка. Он прибегал к обильному использованию документов, подтверждая изображенные события и факты цитированием обращений, листовок, телеграмм, воззваний, писем, деклараций, постановлений и распоряжений. Некоторые главы романа целиком построены на этих документах. В процессе работы над структурой книги, автору приходилось перемежать множество событий, фактов, людей и вместе с тем не потерять в них основных героев.

Через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины». Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось.

Осенью 1926 года писатель сел за задуманную работу, а уже через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины». Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось. Причиной всему оказались возникшие проблемы «нелитературного свойства». В центре повествования третьей книги – восстание казаков 1919 года – слишком болезненная для новой власти тема. Вокруг глав этой книги начинается бурная полемика, нередко принимающая форму откровенных нападок. Писатель и влиятельный литературный функционер А. Фадеев настоятельно рекомендует автору немедленно, в третьей же книге, сделать Григория Мелехова «нашим». Шолохов пишет: «…Фадеев предлагает мне сделать такие изменения, которые для меня неприемлемы ни как… Я предпочту лучше совсем не печатать, нежели делать это помимо своего желания, в ущерб и роману и себе». Третьей книги читателю пришлось ждать еще несколько лет. Главной герой произведения Григорий Мелехов, вопреки настоятельным рекомендациям автору, пришел вовсе не к истинному большевизму, а к своему родному дому, к сыну, к оставленной им земле.

Роман был закончен в 1940 году. Вышедший отдельным изданием в 1953 году роман был изувечен ножницами редактора: только в таком, сильно «урезанном» и «дополненном» виде его допускали к читателю, и автору пришлось согласиться с «правкой». Не искаженный цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения Шолохов увидит напечатанным только в 1980 году. В собрании сочинений – через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984 гг.) - знаменитый прозаик, публицист. Родился на хуторе Кружилином, на Дону, близ станицы Вешенской. Мать Шолохова была родом из крестьянской семьи, отец - выходец из Рязанской губернии, выращивал пшеницу на покупной казачьей земле; служил приказчиком, управляющим паровой мельницы. Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. С детских лет он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни. С детства писателя окружала своеобразная атмосфера: быт казаков, их каждодневный труд на земле, тяжелая военная служба, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы.

Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. В 1912 г. поступил в Каргинское начальное училище, в класс, который вел Михаил Григорьевич Копылов (впоследствии Шолохов изобразил его под своей фамилией в романе "Тихий Дон"). Вскоре после этого Михаил Шолохов тяжело заболел воспалением глаз, и отец отвез его в глазную лечебницу в Москву, в ту самую снегиревскую больницу, в которую попадает и главный герой "Тихого Дона" - Григорий Мелехов. Не окончив Каргинского училища, Шолохов поступил в подготовительный класс Московской гимназии Шелапутина, а через три года продолжил учение в Богучаровской гимназии. В годы учебы Шолохов с увлечением читал книги русских и зарубежных писателей-классиков. Особое впечатление на него произвели рассказы и романы Льва Николаевича Толстого. Среди наук, преподаваемых в гимназии, Шолохова больше всего интересовали литература и история. Отдавая предпочтение литературе, он в юношеском возрасте начал пробовать свои силы в стихах и прозе, сочинял рассказы, юмористические сценки.

Перед революцией семья Шолоховых поселилась на хуторе Плешакове Еланской станицы, где отец писателя работал управляющим паровой мельницей. Летом Михаил приезжал к родителям на каникулы, и отец часто брал его с собой в поездки по Дону. В одной из таких поездок Шолохов встретился с Давидом Михайловичем Бабичевым, вошедшим в "Тихий Дон" под именем Давыдки-вальцовщика, который работал на плешаковской мельнице с двенадцати лет. В это же время на плешаковской мельнице работал пленный чех Ота Гинс, который в романе "Тихий Дон" изображен под фамилией Штокман. Здесь же, в Плешках, Шолохов-гимназист познакомился с семьей Дроздовых. Судьбы братьев Алексея и Павла сложились трагически, что было связано с развернувшейся на Дону гражданской войной. Старший брат Дроздовых Павел погиб в первых же боях при вступлении частей Красной Армии в хутора Еланской станицы. Павел Дроздов погиб почти так же, как Петр Мелехов в "Тихом Доне".

Когда в июне 1918 г. немецкая кавалерия вошла в тихий придонский уездный городок Богучары, Шолохов был у отца, на хуторе Плешакове, расположенном напротив Еланской станицы. В это время на Дону развернулась острая классовая война. Летом 1918 г. белоказаки заняли Верхний Дон; в начале 1919 г. в район хуторов Еланской станицы вступили части Красной Армии, а ранней весной того же года вспыхнуло Вешенское восстание. Эти трагические события разворачивались на глазах у Михаила Шолохова. В период восстания он жил в Рубежном и наблюдал паническое отступление повстанцев, был очевидцем их переправления через Дон; находился в прифронтовой полосе, когда в сентябре на Левобережье Дона вновь вступили войска Красной Армии. К концу года белоказаки, разгромленные под Воронежем, бежали с верховьев Дона.

В 1920 г., когда на Дону окончательно установилась Советская власть, семья Шолоховых переселилась в станицу Каргинскую. Михаил Шолохов принимал активное участие в становлении Советской власти на своей родине. С февраля 1920 г. он работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых на хуторе Латышеве; с середины года - журналистом Каргинского станичного Совета, затем - учителем в начальной школе; с середины 1921 г. - станичным статистиком в станице Каргинской; с января 1922 г. - делопроизводителем станичной конторы, а спустя некоторое время - производителем станицы Букановской.

В конце сентября 1920 г. в пределы округа вступил многотысячный отряд Махно. Однажды ночью банды заняли станицу Каргинскую и разграбили ее. Коммунистам и комсомольцам пришлось несколько дней скрываться в зарослях камыша по Чиру. Во время боя под хутором Коньковом бандиты взяли в плен Шолохова. Допрашивал его Нестор Махно. В случае новой встречи он пригрозил юноше виселицей.

1921 год был на Дону, как и в Поволжье, очень тяжелым - засушливым и голодным. На Дону действовали местные банды Федора Мелихова, Кондратьева, Макарова, прорывались из соседней Воронежской губернии бандитские отряды Маслакова, Курочкина, Колесникова. Особенно жестоко зверствовала банда Якова Фомина, не раз занимавшая и грабившая станицу Каргинскую. В это время Шолохов принимал активное участие в борьбе с бандами, оставаясь на Дону до тех пор, пока они не были полностью разгромлены.

В октябре 1922 г. Шолохов приехал в Москву, где собирался продолжить учебу. Но поступить на рабфак, как он хотел, не удалось. Занимаясь самообразованием, Шолохов работал грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем, счетоводом. А за плечами уже была суровая школа гражданской войны, борьбы за советскую власть на Дону. Именно в это время, по словам самого писателя, и возникла «настоящая тяга к литературной работе». В 1924 г. в журналах стали печататься рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Темы этих рассказов - гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, преобразования в деревне. Первый сборник - «Донские рассказы» - не принес Шолохову особой популярности, но показал, что в русскую литературу вошел писатель, способный заметить в обычной жизни важные веяния своего времени.

В 1924 г. Шолохов вернулся на Дон в станицу Вешенская, где с этого времени жил постоянно. Здесь он начал писать роман "Тихий Дон" (1928-1940), изображающий донское казачество в годы Первой мировой и гражданской войн. Следующим значительным произведением Шолохова стал роман «Поднятая целина» (1932-1960), повествующий о революционном переломе в жизни деревни.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом. Уже в первые месяцы войны в периодической печати были опубликованы его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Большой популярностью у солдат пользовался рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-44 гг. начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант этого произведения вышел в свет в 1969 г.). Заметным явлением в литературе стал рассказ Шолохова «Судьба человека» (1956-57), в котором трагическая история жизни показана в ее неразрывной связи с испытаниями в жизни народа и государства. Судьба Андрея Соколова воплощает страшное зло войны и одновременно с этим утверждает веру в добро. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны. Андрей Соколов - мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы.

После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др. Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего, связь с народом. «Книга - дело выстраданное», - говорил он на II Съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была; о том, что к оценке художественного произведения следует подходить прежде всего с точки зрения исторической правдивости. По мнению писателя, право на жизнь имеет только то искусство, которое служит интересам народа. «Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», - сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии в 1965 г.

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел, но держался стойко. Даже врачи удивлялись его терпению. Он перенес два инсульта, диабет, потом рак горла. И, несмотря ни на что, продолжал писать. Творчество Шолохова внесло огромный вклад в литературу. В его произведениях поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX вв., им были открыты новые связи между духовным и материальным началами, между человеком и окружающим миром. В его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем многообразии и богатстве типов и характеров, в такой полноте нравственной и эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд образцов мировой литературы.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 г. в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (теперь Шолоховский район Ростовской области).

В 1910 году семья Шолоховых переезжает в хутор Каргин, где в 7-летнем возрасте Миша был принят в мужское приходское училище. С 1914 по 1918 г. учится в мужских гимназиях Москвы, Богучара и Вёшенской.

В 1920-1922 гг. работает служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых в х. Латышеве, делопроизводителем в заготконторе Донпродкома в ст. Каргинской, налоговым инспектором в ст. Букановской.

В октябре 1922 г. уезжает в Москву. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Он знакомится с представителями литературной среды, посещает занятия литобъединения «Молодая гвардия». К этому времени относятся первые писательские опыты молодого Шолохова. Осенью 1923 года «Юношеская правда» публикует два его фельетона - «Испытание» и «Три».

В декабре 1923 г. возвращается на Дон. 11 января 1924 г. венчается в Букановской церкви с Марией Петровной Громославской, дочерью бывшего станичного атамана.

Мария Петровна, окончив Усть-Медведицкое епархиальное училище, работала в ст. Букановской сначала учительницей в начальной школе, затем делопроизводителем в исполкоме, где в то время был инспектором Шолохов. Поженившись, они были неразлучны до конца своих дней. Вместе Шолоховы прожили 60 лет, вырастив и воспитав четверых детей.

14 декабря 1924 г. М.А. Шолохов публикует первое художественное произведение - рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец». Вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей.

На страницах центральных изданий появляются рассказы Шолохова «Пастух», «Шибалково семя», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Алёшкино сердце», «Двухмужняя», «Коловерть», повесть «Путь-дороженька», а в 1926 году выходят сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

В 1925 году Михаил Александрович приступает к созданию романа «Тихий Дон». В эти годы семья Шолоховых живёт в Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года - в Вёшенской. В 1928 году журнал «Октябрь» начинает печатать «Тихий Дон».

После публикации первого тома романа для писателя наступают трудные дни: успех у читателей - ошеломляющий, а вот в писательских кругах воцаряется недоброжелательная атмосфера. Зависть к молодому писателю, которого называют новым гением, рождает клевету, пошлые измышления. Позиция автора при описании Верхнедонского восстания подвергается резкой критике со стороны РАППа, предлагается выбросить из книги более 30 глав, сделать главного героя большевиком.

Шолохову всего 23 года, но он стойко и мужественно переносит нападки. Ему помогает уверенность в своих силах, в призвании. Чтобы пресечь злобную клевету, слухи о плагиате, он обращается к ответственному секретарю и члену редколлегии газеты «Правда» М. И. Ульяновой с настоятельной просьбой создать экспертную комиссию и передаёт ей рукописи «Тихого Дона». Весной 1929 года писатели А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев, В. Ставский выступают в «Правде» в защиту молодого автора, опираясь на выводы комиссии. Слухи прекращаются. Но злопыхатели ещё не раз будут предпринимать попытки очернить Шолохова, который честно говорит о трагических событиях в жизни страны, не желает отходить от исторической правды.

Роман был закончен в 1940 году. В 30-е годы Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина».

В годы войны Михаил Александрович Шолохов - военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину». Государственную премию, присуждённую за роман «Тихий Дон», Шолохов передаёт в фонд обороны СССР, а затем приобретает на свои собственные средства для фронта четыре новые ракетные установки.

За участие в Великой Отечественной войне имеет награды - орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне».

После войны писатель заканчивает 2-ю книгу «Поднятой целины», работает над романом «Они сражались за Родину», пишет рассказ «Судьба человека».

Михаил Александрович Шолохов - лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий в области литературы, дважды Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук СССР, обладатель степени почетного доктора права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, доктора философии Лейпцигского университета в Германии, доктора филологии Ростовского государственного университета, депутат Верховного Совета всех созывов. Он награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, другими наградами. В станице Вёшенской ему при жизни установлен бронзовый бюст. И это далеко не полный перечень премий, наград, почетных званий и общественных обязанностей писателя.

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Еще при жизни он получил звание академика, Героя Социалистического Труда, стал Лауреатом Государственной и Ленинской премий, получил престижную Нобелевскую премию. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта. Жизнь и творчество гармонично «вписывалась» в биографию страны социализма.

Биография Шолохова кратко

Родился Михаил Шолохов 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского. Детство и юность Михаила полны противоречивых фактов, предположений, вплоть до самых фантастических, которые писатель при жизни никогда публично не опровергал, но и не подтверждал. Собственно, в этот период, известные, публичные люди в нашей стране не любили рассказывать о личной жизни, да это было и не принято. Широкой публике недавно стало известно, что Миша Шолохов был внебрачным ребенком, хотя до 8 лет носил фамилию казака Кузнецова и даже имел надел земли как сын казака. Но в 1913 году родной отец купец А.М.Шолохов его усыновил, и мальчик потерял все казачьи привилегии и стал просто сыном мещанина. Все эти события, конечно, наложили отпечаток на характер Шолохова. Он старался отстаивать справедливость и, по возможности, избегать лжи. Семье нелегко пришлось во время Гражданской войны: для красных они были эксплуататоры, а для белых – "иногородние”.

В 20-х годах, после окончания 4-х классов гимназии, Михаил оказался в Москве. Работал грузчиком, чернорабочим и делопроизводителем. Познакомился с членами литературного кружка и начал пробовать себя как писатель.

Творчество Шолохова

Как и многие молодые писатели 20-х годов, Михаил Александрович начал с писания фельетонов. Потом написал несколько рассказов и в 1925 году выходит сборник "Донские рассказы”, а в 1926 году еще один – "Лазоревая степь”. Эти рассказы полны острого драматизма, который доходит, порой, до трагизма. Нельзя назвать эти произведения талантливыми или высокохудожественными, но они были созвучны происходящим социальным переменам. Не смотря на свою молодость, он успел много повидать, поэтому события его произведений основаны на реальных событиях, а их герои были написаны с живых, а не выдуманных людей. Но, то ли юношеский максимализм, то ли желание стать как можно скорее своим среди победивших, делают его героев несколько схематичными, четко делят их на красных и белых. Красные при этом всегда положительные, а белые – отрицательные персонажи. Наиболее популярный сюжет у молодого писателя – смертельное противостояние между отцом и сыном, или между родными братьями, которое обязательно заканчивается кровью, пытками и смертью.

Эпопея "Тихий Дон”

На фоне этих не слишком сильных произведений, выход в 1928 году первых частей романа-эпопеи "Тихий Дон” позволил возникнуть сомнениям в авторстве, и Шолохову пришлось предоставлять рукопись романа, черновики на экспертизу, которая подтвердила авторство Михаила Александровича. Вплоть до настоящего времени эту идею плагиата опять начинают муссировать. Чаще всего некоторые сомнения возникают из-за того, что произведение такого масштаба требует не только больших знаний, но и большого опыта. При этом совершенно упускают из вида, что молодой писатель был очень энергичным, имел феноменальную память, а в 20-е годы были доступны воспоминания даже белых генералов. Быт, нравы, обычаи донских казаков он знал не понаслышке. Многие, близко знакомые с его жизнью, считают, что этот роман во многом автобиографичен. Особенно это проявилось в метаниях ее главного героя Григория Мелихова, который всегда старается быть честным и пытается отыскать справедливость.

"Поднятая целина”

Коллективизация крестьянства, которая не обошла и казачество, отодвинула окончание "Тихого Дона” на неопределенный срок. Развернувшиеся события раскулачивания произвели на Шолохова огромное впечатление. Он даже написал письмо Сталину, в котором излагал все негативные моменты этого периода. Свое видение коллективизации, несколько в смягченном варианте, он излагает в романе "Поднятая целина”, которая становится программным произведением при изучении современной литературы. К 1940 году Шолохов заканчивает Тихий Дон и уже ничего такого же мощного и талантливого не выйдет из- под его пера. Все оставшиеся годы он будет заниматься государственной и общественной деятельностью, постоянно живя на своем любимом Дону. Умрет он там, где и родился – в станице Вешенской, Ростовской области, в 1984 году.

Михаил Александрович Шолохов - крупнейший советский прозаик, лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской (1965) премий. Его большой художественный талант, постепенно увядший под воздействием советских идеологических догм, проявился прежде всего в романе-эпопее “Тихий Дон” - одном из вершинных явлений литературы XX в.

Шолохов родился на Дону, был внебрачным сыном украинки, жены донского казака А.Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов и получал надел земли как “сын казачий”. В 1913 г., после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став “сыном мещанина”; окончил четыре класса гимназии (что больше, чем у первого русского нобелевского лауреата в области литературы И.А. Бунина).

Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были “иногородние”, для красных - “эксплуататоры”. Юный Михаил не отличался страстью к накопительству (как и один из его будущих героев, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир. Служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга, за что был под судом. Его старший друг и наставница (“мамуня” в обращенных к ней письмах), член партии с 1903 г. (Шолохов - с 1932 г.) Е.Г. Левицкая, которой впоследствии была посвящена “Судьба человека”, полагала, что в “шатаниях” Григория Мелехова в “Тихом Доне” много автобиографического 11, с. 128]. Юноша сменил большое количество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 по 1926 г. Закрепившись в литературе, он обосновался на Дону в станице Вешенской.

В 1923 г. Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 г. - рассказы, насыщенные уже не поверхностной фельетонностью, а острым драматизмом и трагизмом с оттенком мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники “Донские рассказы” (1925) и “Лазоревая степь” (1926). За исключением рассказа “Чужая кровь” (1926), где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают изрубленного коммуниста-продотрядника, начинают любить его как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях Шолохова герои в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас “беспримесных” злодеев (белые, “бандиты”, кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует; смерть, кровь, пытки, муки голода он представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет молодого писателя, начиная с “Родинки” (1923), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев. Свою верность коммунистической идее неофит Шолохов неизменно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора над любыми человеческими отношениями, включая семейные. В 1931 г. он переиздал “Донские рассказы”, дополнив ранний сборник новыми, в которых превалировал комизм; одновременно в “Поднятой целине” совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно. Потом четверть века рассказы не перепечатывались, сам автор оценивал их невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить хорошо забытое старое.

В 1925 г. Шолохов начат было произведение о судьбах казаков в 1917 г., во время Корниловского мятежа, под названием “Тихий Дон” (а не “Донщина”, согласно распространенной легенде). Этот замысел он быстро оставил, но уже через год заново приступил к “Тихому Дону”, широко развертывая картины довоенной жизни казачества и событий мировой войны. Две первые книги романа-эпопеи вышли в 1928 г. Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 20-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о “германской” и Гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал как никто.

События коллективизации (и непосредственно предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе И.В. Сталину, Шолохов пытался раскрыть истинное положение вещей в новом обществе: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Ho саму идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям - коммунистам, показал процессы коллективизации на примере хутора Гремячий Лог в первой книге “Поднятой целины” (1932). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания, фигура “правого уклониста” Разметнова и т.д. были для властей и официозных литераторов весьма подозрительны; в частности, журнал “Новый мир” отклонил авторское заглавие романа “С кровью и потом”. Ho в целом произведение устраивало Сталина. Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, создавал иллюзию свободы творчества в СССР. “Поднятая целина” была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма.

Успех “Поднятой целины” прямо или косвенно помог Шолохову продолжить работу над “Тихим Доном”, печатание третьей книги (шестой части) которого было задержано по причине весьма сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 г. С помощью М. Горького Шолохов добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги в полном виде (1932) и в 1934 г. в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без влияния ужесточившейся политической атмосферы. В двух последних книгах “Тихого Дона” (седьмая часть четвертой книги печаталась в 1937-1938 гг., восьмая - в 1940 г.) появилось множество публицистических, нередко дидактически однозначных пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Ho это отнюдь не подтверждает теорию “двух авторов” или “автора” и “соавтора”, выработанную скептиками, не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын). По всей вероятности, Шолохов сам был своим “соавтором”, сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 30-х. Хотя в 1938 г. писатель чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, он тем не менее нашел в себе мужество закончить “Тихий Дон” полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова - правдоискателя, раздавленного колесом жестокой истории.

В “Тихом Доне” талант Шолохова выплеснулся во всю мощь - и в значительной мере исчерпался. Рассказ “Наука ненависти” (1942), проникнутый ненавистью к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из “Донских рассказов”. Выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 гг. глав из романа “Они сражались за Родину”, задуманного как трилогия, но так и не оконченного (в 60-е гг. Шолохов написал “довоенные” главы с разговорами о Сталине и репрессиях 1937 г. в духе уже кончившейся “оттепели”, они были напечатаны с купюрами). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

В период “оттепели” Шолохов создал произведение высокого художественного достоинства - рассказ “Судьба человека” (1956). Вторая же книга “Поднятой целины”, опубликованная в 1960 г., осталась в основном лишь знаком переходного исторического периода. “Утепление” образов Давыдова (внезапная любовь к Варюхе-горюхе), Нагульнова (слушание петушиного пения и т.д.), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей) и других было подчеркнуто “современным” и не вязалось с суровыми реалиями 1930 г., оставшимися основой сюжета.

Правозащитница Л.К. Чуковская предсказала Шолохову творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за литературные произведения (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. Ho написанное Шолоховым в лучшую его пору - высокая классика литературы XX в.