Как распределить призовой фонд. Призовой фонд – как он формируется, розыгрыш и другие важные нюансы

1. Введение

Турнир по покеру вызывает огромное количество эмоций и приносит неописуемое удовольствие, когда, с одной стороны, можно что-то выиграть, а с другой стороны, есть что проиграть. Это начинает "щекотать нервишки". Конечно, вы не должны сразу же устанавливать огромный бай-ин (плату за вход). Из данной статьи вы узнаете несколько основных правил, которые помогут вам делать бай-ин оптимальным.

Другой важный вопрос, ответ на который будет дан в этой статье, заключается в следующем: кто сколько выиграет? Из второй главы вы узнаете, как правильно распределять призовой фонд между разными местами.

2. Какой должна быть плата за вход?

На размер бай-ина влияют два основных фактора:

  • Он должен быть достаточно мал, чтобы каждый игрок мог позволить себе проиграть эти деньги и не особенно переживать об этом.
  • Он должен быть достаточно велик, чтобы у каждого игрока было желание занять первое место, т.е., чтобы все играли серьёзно, в нормальный покер, а не баловались.

Если бай-ин будет слишком велик, игроки перестанут получать удовольствие от игры, так как будут находиться под давлением, будут бояться вылететь. А если бай-ин будет слишком мал, некоторые игроки могут воспринять турнир несерьёзно. Всё вышесказанное означает, что оптимальный размер бай-ина зависит от финансовых возможностей так называемого "среднего" участника. Если вы играете со школьниками или студентами, вы должны делать бай-ин меньше, нежели если бы вы играли с успешными бизнесменами.

Особенно важно то, насколько опытны участники турнира. Абсолютные новички, естественно, не захотят платить 50€ за вход в турнир, поэтому с ними лучше играть на небольшие суммы. А опытные игроки, которые, возможно, уже играют на сравнительно высоких лимитах в Интернете, наоборот, будут заинтересованы в том, чтобы сыграть на несколько большую сумму денег, поэтому вам следует увеличить размер бай-ина.

Кроме этого, вы должны представлять себе, сколько турниров вы сыграете за вечер. Если предполагается сыграть только один большой турнир, тогда бай-ин можно сделать побольше. Если же, напротив, вы хотите сыграть несколько коротких турнирчиков, тогда, соответственно, бай-ин в каждый из них должен быть поменьше.

3. Как распределяется призовой фонд?

Для обычных одностоловых турниров вы можете придерживаться той структуры выплат, которая принята в онлайн-покере. Итак, для турнира на 8-10 человек:

  • 50% призового фонда - 1-е место;
  • 30% призового фонда - 2-е место;
  • 20% призового фонда - 3-е место.

При 5-7 участниках должны оплачиваться только первые 2 места:

  • 60% - 1-е место;
  • 40% - 2-е место.

В качестве альтернативы вы можете использовать и другую структуру:

  • 70% - 1-е место;
  • 30% - 2-е место.

Увеличение количества участников обязательно должно отражаться на структуре выплат. Если вы играете 2-столовый турнир с не более чем 20-ю участниками, тогда оплачиваться должны, как минимум, 4 места. Рекомендуется следующая структура:

  • 1-е место - 50%;
  • 2-е место - 25%;
  • 3-е место - 15%;
  • 4-е место - 10%.

В турнирах на 3-6 столов желательно, чтобы хотя бы 3/4 участников, которые дойдут до финального стола, получили призы. Структура выплат в таких турнирах может быть самая разная. Главное, чтобы размер дополнительных призовых при продвижении от места к месту увеличивался, т.е., чтобы разница в призовых между, например, 6-м и 7-м местом была больше, чем между 7-м и 8-м.

В более крупных турнирах структура выплат гораздо сложнее. В качестве ориентира держите в голове, что, как минимум, 10% участников должны попасть в призы. Вы можете изучить структуру выплат какого-нибудь покер-рума, например: PartyPoker:

4. Заключение

В качестве резюме можно сказать следующее: размер бай-ина должен зависеть от опытности участников и точки их "денежного комфорта". С одной стороны, бай-ин должен быть достаточно велик, чтобы создавать стимул для борьбы за 1-е место, с другой стороны, он должен быть достаточно мал, чтобы участники могли комфортно играть и получать удовольствие от процесса, а не дрожать от страха проиграть.

Структура выплат всегда зависит от количества участников. Вы можете ориентироваться либо на вариант, предложенный в данной статье, либо на структуры выплат в онлайн покер-румах.

Большинство игроков не задумываются о том, в каких пропорциях распределяется призовой фонд по категориям. Между тем, это крайне важный параметр, определяющий размер выигрышей. Речь, в том числе, и о выплатах за главные категории, то есть самых крупных. Проще всего это увидеть на конкретных примерах. Но, для начала потребуются небольшие пояснения.

Вероятность выигрыша

В лотерее 6 из 45 — 8 145 060 комбинаций, что предполагает вероятность выигрыша 1 к 8 145 060. Другими словами, если вы сделали одну единственную ставку, то шанс угадать 6 из 45 всего лишь один из восьми миллионов. Не очень доступный, мягко говоря. Это если мы говорим именно про 6 номеров. А вот 5 номеров (из 45) угадать уже проще, в данном случае вероятность 1 из 34 808. То же самое можно сказать про 4, 3 или 2 номера — чем меньше номеров необходимо угадать, тем больше вероятность этого. Все эти значения легко рассчитываются и давно известны

Вероятность выигрыша
6 из 45 - 1 из 8 145 060
5 из 45 - 1 из 34 808
4 из 45 - 1 из 733
3 из 45 - 1 из 45
2 из 45 - 1 из 7

Так как вероятность выигрыша каждой категории известна, то взяв еще один показатель - количество сделанных игроками ставок за период — можно проверить, совпадает ли расчетное и реальное количество выигрышей. Чем больше прошло ставок, тем ближе эти значения будут друг к другу.

А рассчитывается это просто, количество ставок делится на вероятность выигрыша. Для примера - за 2016 год в Гослото «6 из 45» игроки поставили 63 782 760 ставок.


  • 63 782 760 / 34 808 = 1 832 (1 787 или 97,5% от расчетного значения )

  • 63 782 760 / 733 = 87 016 (86 468 или 99,4% от расчетного значения )

  • 63 782 760 / 45 = 1 417 395 (1 425 327 или 100 % от расчетного значения )

  • 63 782 760 / 7 = 9 111 823 (9 642 494 или 105,8% от расчетного значения )

В скобках указано реальное количество выигрышей по категории за тот же период. Как видим, реальные значения близки расчетным. А это значит, что при рассмотрении каких-либо параметров, например распределение призового фонда по категориям, мы вполне можем отталкиваться от расчетных значений .

Призовой фонд, 6 из 45

Сейчас призовой фонд в лотерее Гослото «6 из 45» распределяется следующим образом:

2 номера - фиксированная выплата, 100 руб.
Оставшийся призовой фонд распределяется в следующем процентном соотношении:

6 номеров - 35,8%
5 номеров - 26,8%
4 номера - 14,4%
3 номера - 23%

Подобное распределение не является оптимальным, здесь как минимум два перекоса


  • слишком большая доля выделяется для накопления джекпота

  • оплачивается выигрыш за 2 номера, на что тратится существенная часть сборов.

Почему стоит отказаться от выплат за 2 номера? Потому что шанс угадать их самый высокий (1 к 7), и этих выигрышей набирается слишком много: из 64 млн ставок за год будет 9,1 млн «двоек». Если платить за каждую по 100 рублей, то получается 910 миллионов. Или 28,5% от призового фонда — почти треть! Призовой фонд просто распыляется на мелкие выплаты

Вот так это выглядит в цифрах (из расчета 64 млн ставок за год)

Распределение призового фонда. Последний столбец — реальные доли (с учетом «двоек»)

Лучше делать другое распределение призового фонда, без «двоек». Можно вспомнить опыт советского Спортлото, когда выплаты в 6 из 45 начинались с трех номеров.

Разница в подходе очевидна — раньше не платили за «двойку», а на «шестерку» уходило всего 10% призового фонда. Зато суммы выигрышей за 3, 4 и 5 номера были более интереснее.

Можно и сейчас сместить фокус выплат на другую категорию, например, больше выделяя на «пятерки». Это сделает крупные выигрыши более массовыми.

Если при 64 млн ставок за год угадавших «шестерку» может быть всего 6-10, то число тех, кто угадает пятерку намного больше, около 2 тысяч. А выигрыш каждого составил бы (в среднем) миллион рублей. С учетом того, что единичные сверхкрупные выигрыши достаются неизвестным счастливчикам, в которых подавляющее большинство справедливо не верит, регулярное (массовое!) появление людей, выигравших неплохую сумму, послужило бы отличным толчком к увеличению продаж и росту популярности самой лотереи.

Правда, есть еще парочка подводных камней, мешающих раскрутке массовой лотереи. С нынешним графиком тиражей (2-5 раз в день) и завышенной ценой (80-100 руб.) ни одна лотерея по-настоящему массовой не станет. Возникает вопрос, на кого ориентируется владельцы Столото, когда разрабатывают или меняют формат/условия лотереи?

Идеальный игрок, это человек участвующий каждый тираж, тратящий на лотерею небольшие (для личного бюджета) деньги. Еще лучше, когда (большая) часть этих людей играет развернутыми ставками или неполными системами.

Понятно, что для регулярной или системной игры крайне важна стоимость ставки. Если бы ставка стоила 20-30 рублей, то это было бы идеально. А что мы имеем сейчас?


  • 5 тиражей в день (по цене 80 рублей за ставку) в лотерее Гослото «5 из 36»

  • 2 тиража в день (по цене 100 рублей за ставку) в лотерее Гослото «6 из 45»

В первом случае месячный бюджет игры составит 1200 рублей, а во втором случае - 600 рублей. Это 1 ставка на один тираж, в одной лотерее! А если хочется обе лотереи? И пару ставок в каждой, или даже по три? Я не говорю уже про развернутые ставки, где самый минимальный вариант (7 комбинаций в «6 из 45») составляет 700 рублей

Расходы получаются несоразмерные. На них готовы идти игроманы, они просаживают ежемесячно много больше, вплоть до десятков тысяч рублей. Но на эту группу не стоит ориентироваться, потому как настоящую массовость могут обеспечить только регулярные игроки с небольшим бюджетом . Пока у нас в лотереи играют 3-5% населения, в отличие от всего мира, где ими увлекаются 50-70%, самая большая база для роста продаж - это вовлечение в игру больше участников.

Как могло бы выглядеть распределение призового фонда для лотереи «6 из 45» по цене 50 руб? Сделаем его по примеру советского Спортолото, с небольшим изменением (5% от главной категории добавим выплате за 5 номеров)

Да, суммы получились меньше. Но и распределение более справедливое. Конечно, в этом варианте не будут джекпотов по 100-200 миллионов, они просто не успеют накопиться. Но, в тут важно помнить, что приз набирается из сделанных ставок. Чтобы он бил рекорды, надо либо делать максимальные отчисления призовых в главную категорию, а это всегда происходит только за счет остальных категорий. Либо, если числовая формула лотереи предполагает большой джекпот - скажем, в американской лотерее PowerBall шанс выиграть главный приз 1 из 292 миллионов. Но там и билетов на каждый тираж - десятки миллионов. Причем, лотерею с такой вероятностью можно запускать лишь тогда, когда количество играющих велико.

Если же в тираже участвуют 10-20 тысяч билетов, то глупо запускать лотерею с подобной формулой - джекпот может вообще никто не сорвать. Так, к слову, и происходит с лотерей Гослото «7 из 49» (шанс угадать «семерку» в ней 1:85 900 584). Да, в такой лотерее есть потенциал для рекордных джекпотов. Но, для того чтобы он реализовался — нужно, чтобы в лотерею играли миллионы людей. Пока этого и близко нет

P.s. в статье не рассматривается рост или падение оборота, связанное с уменьшением цены ставки. В данном случае 64 млн ставок - это условное (текущее значение). Очевидно, что уменьшение стоимости одного варианта, повлечет за собой рост как играющих, так и общего количества ставок, это вполне можно проследить на предыдущей статистике.

Московский турнир по Dota 2 EPICENTER: Moscow войдет в историю киберспорта напряженными матчами, красивым шоу, яркими декорациями и еще одной важной деталью. 11 июня на арене "ВТБ Ледовый дворец" триумфатору первенства - европейской Team Liquid - был вручен чек на 250 тысяч долларов, после чего общая сумма призовых в данной дисциплине превысила 100 миллионов долларов, и это за семь лет существования игры. Всего же в прошлом году киберспортсмены обогатились на 95 миллионов. За все время общая сумма призовых по всем дисциплинам - 317 миллионов (или 19 миллиардов рублей). Предлагаем изучить, откуда набралось столько денег, и в чьих карманах они осели.

Дисциплина Призовые Игроки Турниры
Dota 2 100,586 миллиона 1953 748
League of Legends 41,47 4739 1869
CS:GO 34,66 7561 2398
StarCraft II 22.98 1658 4313
Counter-Strike 10,78 2593 574
Heroes of the Storm 9 840 364
Hearthstone 8,3 1231 593
StarCraft: Brood War 7,1 590 462
Smite 6,85 451 79
WarCraft III 4,69 407 884

НЕМНОГО ИСТОРИИ

На заре развития киберспорта, более 20 лет назад, доминировали дисциплины Quake и Starcraft. В то время, как на столах российских жителей только появлялись первые компьютеры, в Корее и Северной Америке первые киберспортмены уже сражались за приличные призовые. По данным портала esportsearnings: в 1998 году было разыграно около 111 тысяч долларов, по 94 и 16 тысяч в Quake и Starcraft соответственно. Примечательно, что организатором первых чемпионатов выступала румынская компания PGL, ныне имеющая почти полную монополию в проведении турниров категории Major.

В следующем году киберспортсмены стали богаче на 253 тысячи долларов, а через два года еще на 672. В начале 2000-х на первые роли начал выходить новый проект от малоизвестной компании Valve под названием Counter-Strike. Именно этой игре будет суждено вывести компьютерный спорт на новый уровень. В 2005 году только в CS разыграют более миллиона долларов при общем показателе по всем дисциплинам 3,8 миллиона.

Психологическая отметка в 10 миллионов долларов была преодолена в 2011 - год выхода Dota 2 от все той же компании Valve. Дебютный чемпионат мира в данной дисциплине задал новую планку. The International 2011 стал первым турниром, призовой фонд которого превысил миллион долларов (1,6 миллиона). Крупная цифра привлекла внимание не только общественности, но и инвесторов. В последующие годы между разработчиками игр началась гонка бюджетов, которая только набирает обороты.

КРУПНЫЕ ИГРОКИ

Кто же выписывает чеки победителям соревнований, и почему сумма растет в геометрической прогрессии? Чтобы ответить на тот вопрос - необходимо разобраться в системе формирования призового фонда крупнейших турниров. В первую очередь к ним относятся чемпионаты мира по Dota 2 и League of Legends. Именно LoL от компании Riot Games является ближайшим преследователем Valve по сумме призовых с показателем 41 миллион долларов за восемь лет. Примечательно, что в пятерке лидеров только эти проекты являются бесплатными, при этом игроки не могут усилить своих персонажей за деньги. Именно в этом, как ни парадоксально, и кроется ответ.

Оба проекта используют модель формирования призового фонда, при котором его львиная часть набирается за счет процента от внутриигровых продаж так называемого "боевого пропуска" стоимостью около 10 долларов. Билет - дающий косметические улучшения персонажей за взаимодействие с турниром в клиенте игры: предсказания, голосования, опросы. Эти улучшения, или "скины", можно потом не только надеть на любимого героя, но и продать, причем за довольно существенную сумму (от одного доллара до нескольких тысяч).

Качественная, интересная, к тому же бесплатная игра гарантировано будет массовой. К примеру, количество игроков в LoL превысило в прошлом году 100 миллионов. С миру по нитке - так и набираются эти астрономические суммы призовых на турнирах от разработчиков. И расти цифра будет по мере увеличения числа игроков, их вовлеченности и покупательской способности. Призовой фонд предстоящего чемпионата мира по Dota 2 - The International 2017 - уже превысил отметку 18 миллионов долларов, Valve из них изначально внесла лишь 1,6.

МОДЕЛЬ - COUNTER-STRIKE

Замыкает тройку лидеров платная игра от Valve - Counter-Strike: Global Offensive. Ее показатель более 34 миллионов за 5 лет. Разработчик хоть и тот же, но модели совершенно разные. Тут нет чемпионатов мира и "боевых пропусков", а сама Valve выделяет по миллиону долларов на турниры категории Major, но не более того. Первую скрипку тут играют крупные киберспортивные организации и их бизнес-подход.

Профессиональным игрокам некогда продохнуть. За пять лет прошло более двух тысяч турниров в данной дисциплине, 73 из них с призовым фондом более 100 тысяч долларов. В гонку уже включились дочерняя компания холдинга Alibaba - Alisports, американская ELEAGUE, выросшая из конгломерата Turner Sports. На двоих эти компании выписали чеков игрокам по CS:GO более чем на семь миллионов.

В Европе стоит выделить одну из старейших организаций немецкую ESL и российскую Epic Events. Последняя входит в состав холдинга Esforce бизнесмена Алишера Усманова и уже успела зарекомендовать себя качественными турнирами серии EPICENTER: Moscow с общим призовым фондом 1,5 миллиона долларов, а также рекламными контрактами с рядом крупных российских фирм.

BLIZZARD ТОЖЕ В ГОНКЕ

В десятку лидеров стремительно ворвались сразу два новых проекта от компании Blizzard, которая чуть позже, чем ее основной конкурент —Valve - поняла важность развития киберспортивного направления для увеличения числа обычных игроков. Всего за три года сумма призовых в карточной игре Hearthstone и стратегии Heroes of the Storm составила 17 миллионов долларов.

Также у Blizzard есть козырная карта в рукаве - Overwatch. Более 20 миллионов пользователей по всему миру приобрели "шутер" стоимостью около 50 долларов. Внушительная цифра, учитывая, что релиз состоялся лишь в сентябре прошлого года. Представители компании уже анонсировали Overwatch League, в которой команды будут представлять различные города мира. По информации иностранных СМИ, стоимость слота в данной лиге составляет от 3 до 25 миллионов долларов, в зависимости от популярности киберспорта в регионе.

ВЫВОДЫ

Удивительные цифры? Да, если сравнить компьютерный спорт с традиционным. Нет, если сравнить его с бизнесом. Проект - инвестиции - прибыль: коммерческий подход уже продемонстрировал свою пригодность. Все исследования говорят о том, что в скором времени ко всем цифрам в этой статье нужно будет прибавлять нули. Количество активных игроков и их средний возраст растут из года в год. И ведь вполне логично - люди хотят соревноваться в том, во что играют. А разработчики с радостью предоставят такую возможность, да и сами в обиде не останутся.