Блажен кто верует — тепло ему на свете. Что значит слово — "блажен"? Блажен кто верует

«…не вполне выраженные мысли или чувства тем более действуют на душу читателя, что в ней, в сокровенной глубине ее, скрываются те струны, которых автор едва коснулся, нередко одним намеком,— но его поняли, все уже внятно, и ясно, и сильно» А.С.Грибоедов

Я люблю гениальные произведения. В них в одной фразе может оказаться столько «струн», что хватит на симфонический оркестр!

Предложите тем, кто рядом, продолжить «Блажен, кто верует …». Многие (очень многие!) скажут «…легко ему на свете». На самом деле у Грибоедова: «…тепло ему на свете». Почему? Ведь «легко» просится и, кажется, отражает смысл, заложенный в афоризм. Размер стихотворный тоже не меняется. Почему вместо слетающего с языка «легко» вдруг появилось неожиданное «тепло»?

У гениев «просто так» ничего не бывает. Фраза эта тоже умеет много гитик.

Блаженны - так начинаются заповеди из Нагорной проповеди.

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах.

Среди них, блаженных по Евангелию от Луки - есть нищие духом, но нет верующих, нет, тех, кто верует. Чацкий в своей шутливой фразе - дополнил Христа? Едва ли. Грибоедов не вкладывал в него ни религиозности, ни, Боже упаси, афеизму - «на словах». Это Фамусов Господа поминает к месту и не к месту, а Александр Андреич - один раз, и то всуе, призывая господню кару на чрезмерно франколюбивых «княжон». Так с чего бы этот явно евангельский отсыл в гениальном афоризме из гениальной комедии?

Помните ли вы, что в Евангелии от Луки перечисление тех, кто блажен, продолжается перечислением тех, кому - горе.

Горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё.

Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.

Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Нет среди них тех, кому горе - от ума… Вот она - эта перекличка! Кому блаженство - кому горе!

Но. Что же суждено от Бога Чацкому по мнению Грибоедова - блаженство или горе? Или и то и другое. А может быть это одно и то же? Грибоедов обращает Чацкого за время комедии из смеющегося вначале - в нищего духом и плачущего сердцем в конце комедии. Гордыня Александр Андреича унижена и уничтожена, смех его обращен в страдание. Но по Нагорной проповеди нет горя ему от Бога - ибо не говорят о нем хорошо, но возненавидели его люди - и отлучили его. Значит дали - блаженство по Божьему завету.

Увы. Так, но не так. Не получается по Грибоедову блаженства для Чацкого. Не верит он! Не про него сказано «кто верует»! Да и вера у Грибоедова в этой комедии - не Вера с большой буквы, а вера с маленькой. Громкие фразы со словом "вера" Грибоедов и приписал-то двум таким меленьким персонажам как Репетилов и Заболоцкий. Обесценил слово.

С блаженством в этом смысле еще более сложно. Про него говорит Грибоедов еще раз в не менее громкой фразе Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете». Такой вот итоговый ответ судьбы на его изначальную шутку-афоризм: «Блажен кто верует…». Молчалин - верует? Во ЧТО?!!! Тогда за что ему блаженство? За нищету духа? Не знаю. Может быть, здесь-то и таится самый глубокий пласт смыслов комедии - бывает ли несправедливость от Бога? Для человека начала 19 века такое сомнение в Господе - это революция для самого себя. Вот такие "струны" души...

Однако, между двумя фразами вопроса-ответа Чацкого на тему блаженства у Грибоедова есть еще и пожелание Фамусова: «Не блажи!» Странно, да? Грибоедов сцепил сильно отличающиеся семантические поля для блажи-блаженства. Когда блаженный - это и счастливый, и слабоумный, и самодурный… Какой же?

Вот тут и появляется «тепло» вместо «легко». То, что быть блаженным и верующим - нелегко, вы уже почувствовали. Поэтому и нет этого «легко» в афоризме! Тогда, что же это за награда за веру блаженным присуждается Грибоедовым - вместо легкости бытия? Что за тепло?

Тепло -противоположность холоду. Холод же в комедии - это не за окном. Это в душе и в сердце.

Убийственны холодностью своею!

Смотреть на вас, вас слушать нету сил.

Не думать о любви, но буду я уметь

Теряться по свету, забыться и развлечься.

Опять сложность! Видно теперь, что холодность - не однозначно плохо. Когда-то она убийственна, когда-то спасительна. А тепло? Его ценность для человека однозначна ли? Блажен ли тот, кому тепло? К кому питают теплые чувства - счастлив ли? Или всего лишь - глуп? Может быть, это зависит от того, откуда - тепло.

Кстати, а кто действительно источает это тепло? Откуда и где оно? Тепло ему - «на свете». Вроде бы здесь второго смысла нет. Свет=мир. Тепло ему «на свете» - значит «везде». Ан нет. Холодность аристократического света, как устойчивое словосочетание тогдашнего времени - это холодность очень малой части мира. Эта часть мира - тот самый свет (высший?), который осмеял блаженного Чацкого. Вы скажете, что тогда было бы не «на свете», а «в свете», но этот скрытый смысл - на то и скрытый, чтобы не бросаться сразу в глаза. Читатели-современники Грибоедова такую ассоциацию почувствовать должны были сразу. Это ведь их «холодный свет» - мелькнул здесь, сопровождаемый пушкинским (явная аллюзия!):

Блажен, кто с молоду был молод,
Блажен, кто во-время созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел...

Вот так и получается, что «Блажен кто верует - тепло ему на свете» из простенькой фразочки-шутки превратилось в афоризм с множеством скрытых смыслов и острых ассоциативных связей. Будьте осторожней, его употребляя. И перечтите Горе от ума.

Или Женитьбу Фигаро.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
Из пьесы «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7).
Вероятно, это выражение представляет собою парафраз из Евангелия от Марка (гл. 16, ст. 16): «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».
Иронически: о том, кто излишне, безосновательно доверчив или о том, кто слишком обольщается своими радужными планами и надеждами.

  • - благополучен, обилен благами вещественными и духовными, благой, добрый...

    Краткий церковнославянский словарь

  • - Блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ. Ср. И по писанію, блаженъ тотъ мужъ, кто къ нечестивымъ на совѣтъ не ходитъ. Островскій. К. З. Мининъ. 1, 5. Ср. Замятня-Опалевъ.....
  • - Блаженъ, иже и скоты милуетъ. Ср. Признайся же, что ты бездѣльникъ! - «Кто Богу не грѣшенъ, царю не виноватъ», - отвѣчалъ Бѣлоусъ: «блаженъ мужъ, иже милуетъ и скоты!» - Его освободили... Даль. Сказка о Рогвольдѣ...

    (ориг. орф.)

  • - Блаженъ, кто вѣруетъ, - тепло тому на свѣтѣ! Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 1, 6. Чацкій. Ср. In deinem Glauben ist dein Himmel, In deinem Herzen ist dein Glück. Въ твоей вѣрѣ - твое небо, Въ твоемъ сердцѣ - твое счастье. E. M. Arndt. Späteres. Lichtblick an Elisa...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Блаженъ, кто съ молоду былъ молодъ, Блаженъ, кто во время созрѣлъ. А. С. Пушкинъ. Евг. Онѣг. 8, 10. Ср. Werde jung alt, so bleibst du lang alt. Wer im Alter will jung sein, der muss in der Jugend alt sein. Ср. Mature fias senex, si diu velis esse senex...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Блаженъ, сто кратъ блаженъ, кто въ тишинѣ живетъ. В. Л. Пушкинъ. Опасный сосѣдъ. Ср. Быть славнымъ - хорошо, спокойнымъ - лучше вдвое. А. С. Пушкинъ. Къ другу-стихотворцу...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Из пьесы «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Слова Чацкого. Вероятно, это выражение представляет собою парафраз из Евангелия от Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет»...
  • - Из романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Иносказательно: все хорошо вовремя, все надо делать вовремя...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Ср. И по писанию, блажен тот муж, кто к нечестивым на совет не ходит. Островский. К.З. Минин. 1, 5. Ср. Замятня-Опалев.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Но тот, кто, будучи глупцом, Себя считает мудрецом. Карамзин. Гимн глупцам...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Грибоедов. Горе от ума. 1, 6. Чацкий. Ср. In deinem Glauben ist dein Himmel, In deinem Herzen ist dein Glück. В твоей вере - твое небо, В твоем сердце - твое счастье. E. M. Arndt. Späteres. Lichtblick an Elisa. Ср. Der Glaube macht selig...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - B.Л. Пушкин. Опасный сосед. Ср. Быть славным - хорошо, спокойным - лучше вдвое. А.С. Пушкин. К другу-стихотворцу. Ср. Блажен, кто мирно обитает В заветном прадедов селе. Козлов. Сельская жизнь. Ср. Qu"...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См. ДВОР - ДОМ -...
  • - См. СЕМЬЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Книжн. Ирон. О том, кто легковерно относится к различным теориям, сомнительным, но приятным на слух. ШЗФ 2001,11. /i> Цитата из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. БМС 1998, 48...

    Большой словарь русских поговорок

  • - см....

    Словарь синонимов

"Блажен, кто верует, тепло ему на свете!" в книгах

249. БЛАЖЕН, КТО ПАЛ В БОЮ…

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

249. БЛАЖЕН, КТО ПАЛ В БОЮ… Блажен, кто пал в бою за плоть земли родную, Когда за правое он ополчился дело; Блажен, кто пал, как страж отцовского надела, Блажен, кто пал в бою, отвергнув смерть иную. Блажен, кто пал в пылу великого сраженья И к богу - падая - был обращен

54. Блажен, кто верует

Из книги Люфтваффельники автора Сидоров Алекс

54. Блажен, кто верует Плановые занятия закончились, и 4-я рота лениво вползла в казарму на короткую передышку перед обедом и самоподготовкой. «Почтальон», он же «письмоноша», «почтарь», «голуба» и т. д. и т. п. - курсант, ответственный за получение корреспонденции на

верует

Из книги О Чехове автора Бунин Иван Алексеевич

Блажен, кто верует

Из книги Мировая холодная война автора Уткин Анатолий Иванович

Блажен, кто верует 5 января 1945 г. Молотов выдвинул американцам запрос на 6 млрд. долл. на послевоенное восстановление Советского Союза (выплата в течение тридцати лет под 2,5 процента годовых). Посол Гарриман принял эту памятную записку со словами, что эта схема должна пройти

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

автора Серов Вадим Васильевич

Блажен, кто верует, тепло ему на свете! Из пьесы «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7).Вероятно, это выражение представляет собою парафраз из Евангелия от Марка (гл. 16, ст. 16): «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».Иронически о том,

Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 8, строфа 10).Иносказательно: все хорошо вовремя, все надо делать

«Тепло – холодно – тепло» (ТХТ)

Из книги Управляя мужчиной – управляешь жизнью автора Данилова Екатерина

«Тепло – холодно – тепло» (ТХТ) ТХТ – это универсальный принцип психологического влияния. Мы будем часто его использовать, поэтому поговорим о нем поподробнее. Учитывая, что во время практически любого взаимодействия человек имеет дело с соответствующей защитой

ЗА МНОЙ, КТО В БОГА ВЕРУЕТ!

Из книги Герои русского парусного флота автора Шигин Владимир Виленович

ЗА МНОЙ, КТО В БОГА ВЕРУЕТ! Капитана 2-го ранга Христофора Ивановича Остен-Сакена знали на флоте как офицера грамотного и опытного. Нынешняя война против турок, начатая в прошлом, 1787 году, была для него уже второй. Однокашники по морскому корпусу, те, кто на Балтике плавал,

За мной, кто в Бога верует!

Из книги Герои Черного моря автора Шигин Владимир Виленович

За мной, кто в Бога верует! Капитана 2 ранга Христофора Ивановича Остен-Сакена знали на флоте как офицера грамотного и опытного. Нынешняя война против турок, начатая в прошлом, 1787 году, была для него уже второй. Однокашники по морскому корпусу, те, кто на Балтике плавал,

Во что верует Традиция?

Из книги Преображение. Путевые заметки автора Калинаускас Игорь Николаевич

Во что верует Традиция? Традиция верует, что человек в своих потенциальных возможностях значительно превосходит то, что реализуется при современных условиях жизни. Это главный момент той веры, на которой держится Традиция.Что это означает?Первое. Традиция считает, что,

И кто блажен?

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

И кто блажен? Слово «блажен» – первое в проповеди Христа, но оно скорее шокирует, чем успокаивает нас: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:3–4). Это звучит парадоксально: Христос называет блаженными тех, кто с точки

331 Блажен тот дом

Из книги Гимны Надежды автора Автор неизвестен

331 Блажен тот дом Блажен тот дом, в который Ты, Спаситель,Вошёл как верный Друг, как Гость святой;Где сотворил Ты мирную обительИ Сам хранишь могучею рукой;Где все сердца и взоры обращаютК Тебе, Спасителю, Творцу миров;Где Твой святой Закон все соблюдаютИ всякий за Тобой

Блажен муж

автора Иеромонах Сергий

Блажен муж

Из книги Возможно ли спасение в XXI веке? автора Иеромонах Сергий

Блажен муж Блажен, кто взял от юности ярем,Не соблазнился сластию и славой,И нечестивых помыслов во всемПопрал совет, коварный и лукавый.Лежит печать прекрасной чистотыНа том, кто не сквернил ни плоть, ни душу,И сладостью прельщаемый мечты,Своих заветов с Богом не

Письмо 75 человеку, который сокрушается о том, что не верует в Бога

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 75 человеку, который сокрушается о том, что не верует в Бога Какой грех ты совершил, что случилась с тобой эта беда из бед, что пресек ты связь с Источником жизни и Подателем разума, что отрекся от Того, вечное бытие Которого очевиднее нашего мгновенного бытия, и наше

В середине 80–х прошлого века в Ленинграде проводились эксперименты с осознанными сновидениями: «Осознаю себя во сне».
Начинаю заниматься... Оглядываю местность вокруг себя.
Это какой-то город, точнее – его окраина. Вокруг много людей куда-то бегущих. Гляжу по направлению их движения. За ближайшими домами зарево пожара – туда спешат астралы, образы людей. Попытаюсь кого-либо остановить. Вот удается остановить девушку: «Кто Вы? Куда спешите?».
Лицо девушки ничего не выражает, ее глаза бесмыссленны: «Кто я? Куда бегу?» «Услышав» мой вопрос, глаза девушки озаряются мыслью.
Её лицо и весь образ тотчас растворяются, исчезают...
Кто они, бегущие на пламя пожара - астралы спящих людей? Умерших людей? Думаю вряд ли среди бегущих есть медитирующие люди.
А вот медитация на свободную тему – то есть предложенную извне.
...Прыжок из летящего над облаками самолета, естественно без парашюта. Гуру вначале предлагает прыгать новичкам – мне и еще одному участнику медитации.
Свободный полет над облаками в лучах солнца... незабываемо!
Откувыркавшись в своё удовольстви, мы, по знаку гуру, мы возвращаемся на борт самолёта.
Настал черед опытных астральных бойцов, в состоянии левитации высыпавших большой группой из самолета. Они отрабатывали приёмы «воздушного» боя.
Теперь пора немного поговорить о возможном физическом воздействии в планах (сценах) нашего материального мира с миром духовным.
«... всякая манифестация есть результат позитивного и негативного принципов, когда один действует на другой, и это происходит в средней плоскости, или в точке равновесия, называемой плеромой (см. «Симона Мага» К.Р. Мида). Эта плерома есть особая субстанция, произведенная из смеси духовных и материальных эонов».
Симон волшебник, вызвавший духов воздуха (заклинание), был поднят ими в воздух, но по приказу (заклинание) Святого Петра духи (астралы) оставили Симона Волшебника, он упал и разбился насмерть.
Управление этой комплексной энергией (духовной и физической силы) возможно, во всяком случае в истории как современной, так и в прошлой, тому много образцов.
Остров Пасхи. Экспедиция Тура Хейердала столкнулась с феноменом: огромные каменные статуи – головы, некоторые из них со временем опрокинулись, во множестве возвышались в различных местах острова, в том числе и на недоступных отвесных скалах. Информацию о том как местные жители переносили огромные каменные головы, удалось добыть только тогда, когда один из членов экспедиции Тура Хейердала женился на дочери вождя острова Пасхи.
Вот сама легенда: вождь племени острова Пасхи в глубокой медитации вызывал астралы жителей этого острова (возможно и усопших) и они (это контакт и весьма эффективный с миром физическим) – т оесть передвигают скульптуры и возносят их на недоступные скалы.
Интересно и ярко выразил эту мысль (выход души – астралов из тел и их действие) Великий русский художник Илья Глазунов. Это проводы на Куликово поле. Всмотритесь в глаза персонажей уходящих на битву: в них отсутствуют чувства... это уже сущности без астрала (души). Души этих русских людей сражаются за Русь с мощной энергией астралов грозного Мамая, за спиной которых множество упокоенных грозных астральных сил...
Итак Великий художник Илья Глазунов интуитивно смог понять и донести до зрителей мысль о реальном единстве в то грозное для Руси время единство людей (русичей) физического мира и мира астрального, которые смог объединить Святой земли Русской – Сергий Радонежский.
Далее – вселение в мир «бездуховный» астральную энергию (зомби).
Голем – защитник пражских евреев является именно таким примером.
В легендах пражских евреев достаточно подробно описывалось создание Голема – защитника пражских евреев в рудольфовой Праге.
Подробнее легенда о Големе, его создании уже рассказывалась мной. Здесь важно подчеркнуть, что это достаточно интересная методика насыщения неодушевленной материи (глина) биополной (астральной) энергией и далее програмированием изделия (Голем) каждый день вложением в его голову (рот) плана действий на день...
Думаю, нужно напомнить и об исследованиях немецкими учеными во времена рейха Кольского полуострова, вероятно не без ведома наших властей, в частности о попытках вступить в контакт с местными шаманами, чтобы с помощью их заклинаний «вселить» жизнь, точнее поднять в воздух и управлять своими «летающими» тарелками.
В Чехословакии в те времена в Плзне на закрытом объекте проходили успешные испытания таких «тарелок».
Совсем недавно с нового космодрома Восточный был успешно произведен запуск нашего космического корабля...
Наши ракетные двигатели охотно приобретаются американской стороной, но попытки скопировать его были безуспешны (интернет).
Мне пришла в голову мысль: объединить этот успех с новым мощным явлением - «бессмертный полк» , когда потусторонний астральный мир в лице (если такой термин возможен) наших предков, погибших на войне, пришел нам на помощь (вполне реальную) и объединился с астралами мира живых.
Е. Дмитриевский

Блажен кто верует, тепло ему на свете.
А. С. Грибоедов

Да, с верой легче жить,
На все всегда одна причина,
как воля нашего Творца
Лишь воле высшей угодить -
Вот эта истина едина,
для тех кто верит до конца.

В добре и зле, в здоровье и несчастии
Кто верует, тот знает, лишь спроси -
Приход, исход, причину той напасти:
Все, все - Расплата за грехи.

Расплатой за грехи содеянные вами...
Еще и теми, что свершил Адам...
Вся жизнь вблизи, вдали -
Начертана а Писании...
Которое писал Он несомненно сам.

Но если знает Он, что точно будет,
И неизбежно все свершится все равно,
Зачем же ждать, когда споткнешься безрассуден?
Карай, прощай же сразу, все одно.

Что будет, есть - Его есть воля,
Все, что творишь - Он это уже знал...
Такая видно наша доля
Грехами заполняем план.

А может к нам Он просто безразличен?
Махнул рукой - возьми их бес...
Хоть взгляд подобный неприличен
Жизнь отражает лучше всех.

Лишь так возможно обьяснить
Невинных жертв, где даже дети
Тех, кто не успел пожить, дожить...
Кого отправили в те печи.

Те испытания огнем,
Погромами и Бабьим Яром,
Где вере выстрел был в висок
Последней точкою кровавой.

У каждой веры есть свой бог
У каждой веры есть примеры,
Где Он вмешаться вроде б мог,
Но нет, страдали все без меры.

И вот итог, что мы Ему
Все совершенно безразличны..
И те кто верит - по всему
Себе покоя только ищет.

P. S.
Все, что написано вверху
Вид философский отмечает.
И к теологии, к Творцу
Претензий здесь не принимает.

O. K.
Feb 8, 2015

Рецензии

***
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава - нас учили - дым;
Свет - судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана...
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо - бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
© Жуковский Василий Андрееевич, «Светлана»

Во дни душевнаго мученья
Одна ты другом мне была
И от печального паденья
Меня, как ангел, берегла.
Я был забыт, унижен всеми,
От мук и горя изнемог
И даже был поруган теми,
Кого лелеял и берег.
Но ты меня не покидала!
Ты говорила мне: “живи”,
“Терпи” - и в душу ты вливала
Слова божественной любви.
Крепился дух, мужала сила,
Светлели мрачныя мечты,
И от безвременной могилы
Неслись к Престолу красоты.
И отлетали прочь сомненья
И жизнь влекла, пленяя вновь,
То – Вера в благость Провиденья,
А с ней надежда на любовь.
© монах Аристоклий