Мир глазами географа. Глобус и географическая карта

Впервые я увидела настоящий глобус в школе на уроке географии. Тогда он мне не показался чем-то удивительным, на первый взгляд карта как карта, просто нанесенная на вращающийся шар. Осознание важности глобуса пришло несколько позднее. Для того, чтобы выяснить в чем же отличия глобуса от карты, нужно рассмотреть и то, и другое в отдельности.

Что такое карта

Географическая карта – это значительно уменьшенное изображение в плоскости. Это одно из наиболее важных изобретений.

Карты нашли широкое применение у людей. Благодаря им можно познакомиться с рельефом местности без непосредственного контакта с нею. Карты активно используют в качестве помощников при ориентировании в путеводителях для туристов, в кораблевождении и даже космонавтике! Нужны они и при разработке полезных ископаемых, в военном деле и строительстве . Иными словами, географические карты используются практически во всех областях.


Что такое глобус

Итак, как мы уже выяснили, первым изображением Земли была карта. Глобус появился значительно позднее, после того, как люди пришли к умозаключению о шарообразности нашей планеты.

Глобус – это мини-копия Земли. История его создания уходит глубоко в древние времена. Примерно во втором веке до нашей эры ученым Кратесом Малосским был разработан самый первый примитивный глобус. Этот ученый очень любил поэму «Одиссеи». Он взялся раскрасить шар по всем маршрутам, по которым проходил его любимый герой. Получилось примитивно, но тем не менее это был самый настоящий глобус, соответствующий уровню знаний тех времен, и по достоинству оцененный нашими современниками.


Самый большой в мире глобус создали в Америке. Его диаметр равен 12,6 м , что соответствует высоте четырехэтажного дома!

Преимущества глобуса

К неоспоримым достоинствам глобуса можно отнести следующие:

  • Глобус по сравнению с картой более нагляден. Он показывает шарообразную форму Земли.
  • Сохранено взаимное расположение относительно друг друга полюсов , а так же меридиан и параллелей .
  • На всех участках глобуса масштаб одинаков .
  • Не искажаются формы объектов и их пропорции .

Земля имеет форму шара. Это было окончательно доказано, когда искусственные спутники облетели вокруг Земли во всех направлениях. Они получили фотографии Земли, отчётливо показывающие выпуклость земной поверх-ности (рис. 33).

На глобус нанесены части света, океаны, моря, реки , горы и другие географические объекты. На глобусе можно увидеть, что большую часть земной поверхности занимают океаны . Выделяют четыре океана: Тихий , Индийский , Атлантический , Северный Ледовитый .

Огромные участки суши, со всех сторон омываемые водами океанов , называются материками или континентами. Материков на земном шаре шесть: Евразия , Северная Америка , Южная Америка , Африка , Антарктида , Австралия .

Материк или часть материка вместе с близлежащими остро-вами называется частью света. Частей света шесть: Евро-па , Азия , Африка , Америка , Австралия , Антарктида . Как видно, на одном континенте Евразия находятся две части света: Европа и Азия. Условную границу между этими частями света проводят по восточному склону Уральских гор, реке Урал, Каспийскому морю, севернее Кавказских гор по Кумо-Манычской впадине, Чёрному морю.

Первые глобусы были созданы еще в Древней Гре-ции. В эпоху Великих географи-ческих открытий в 1492 году был создан первый из сохранивших-ся до наших дней глобус. На нем были показаны только материки Старого Света. По мере изучения различных частей Земли создавались все бо-лее точные глобусы.

Если глобус разрезать по одному из меридианов пополам, то получится два полушария, на каж-дом из которых будет изображена половина поверхности земно-го шара.

Такими полушариями пользоваться уже удобнее, так как сразу можно увидеть поверхность всего земного шара. На гло-бусе же видна только та часть, которая обращена к наблюда-телю. Если полушария показать на плоскости, на бумаге, то это и будет карта полушарий, которая помещена в атласах.

Но изобразить полушарие на плоскости нельзя без того, чтобы оно не смялось в складки, а местами и разорвалось. Правда, можно разрезать глобус по меридианам на доли (рис. 35) и из этих долей составить карту (рис. 36). Понятно, что на такой карте неизбежны искажения, причём они возрастают по направлению от Экватора к полюсам. Поэтому, когда требуется узнать расстояние между двумя пунктами, то желательно это делать по глобусу, так как он почти в точности повторяет форму Земли.

Градусная сетка (параллели и меридианы) — это условные линии, на самой поверхно-сти Земли их нет. На карте и глобусе их проводят для то-го, чтобы можно было точно указать, где находится тот или иной географический объект, где находятся путешественники. Мери-дианы и параллели помогают ориентироваться , то есть опреде-лять свое положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта. Параллели и меридиа-ны располагаются перпен-дикулярно друг другу.

На глобусах и картах прове-дены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов. Существует также условная линия перемены дат.

Градусная сетка

22 декабря, в день зимнего солнцестояния , солнечные лу-чи падают вертикально вниз над Южным тропиком — па-раллелью 23,5° ю.ш., а Солнце не заходит над Южным полярным кругом на широте 66,5° ю.ш. В Южном полушарии лето. Солнце не показывается над Южным полярным кругом 22 июня, зимой Южного полушария. Дважды в год, 21 марта и 23 сентября , лучи Солнца падают вертикально вниз над экватором и равномерно освещают Землю от полюса до полюса. В эти дни весеннего и осеннего равноденствия день и ночь повсюду длятся по 12 часов.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к материалу о форме Земли и о ее моделях (шарообразной и плоской).

Предметные задачи урока:

  • развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
  • формировать понимание того, что глобус – это модель Земли; карта - плоскостное изображение земной поверхности;
  • ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, слушать собеседника излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей; (коммуникативные);
  • учиться правильно давать определения изучаемых понятии?;
  • получать различную информацию из различных источников (учебник, интернет, глобус, карты).

Оборудование: глобус, карта полушарий, проектор, приложение .

Ход урока

Этап Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Организационный: позитивный настрой, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний Географический диктант:

1. Земля имеет форму...

2. На каком месте среди всех планет относительно солнца находится Земля?

3. Радиусы Земли неодинаковые, тот, что больше - ..., тот, что меньше....

4. Движение Земли вокруг своей оси называется...

5. Орбитальное движение длится...

6. Линия, по которой Земля движется вокруг солнца, называется...

7. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за....

9. Две точки Земной поверхности, не участвующие в осевом вращении, называются....

10..Линия, одинаково удалённая от северного и южного полюса, которая делит земной шар на два полушария, называется...

С помощью проектора демонстрирует вопросы для проверки имеющихся знаний

Итог: во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

1. Отвечают на вопросы в тетради:

1. Геоид (приплюснутый у полюсов шар)

3. экваториальный, полярный

4. осевое (суточное)

5. 365 - (366 суток)

10. экватор

2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка, оценивание)

НОРМА ОЦЕНОК НА ДОСКЕ

(исходим из количества ошибок)

6 и больше = “2”

3. Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач Слайды 5 Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить:

Почему именно эти предметы размещены на слайде? О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель?

Демонстрирует слайд.

Организует обсуждение, резюмирует высказывания детей

Предлагают варианты формулировки цели.

Отвечают на вопросы

Слайды 6-16 история создания разных глобусов. Рассказ учителя об истории создания различных глобусов.

Объяснение учителя может быть заменено предварительно подготовленными сообщениями учащихся об истории создания различных глобусов (учитель демонстрирует, сопровождает рассказ изображением)

Корректирует ответы

Сообщения учащихся об истории создания глобусов. Учащиеся сравнивают изображения, пытаются сформулировать заключение: что изображается на глобусе, почему создание глобуса-это шаг вперёд в истории науки, в чём преимущества и недостатки глобуса.
Просмотр мультипликационного ролика Проблемное задание Поиск ответа на вопрос: Что в мультфильме выдумка, что научно доказанная истина?

Обсуждение, дополнение ответов одноклассников

Посмотрите на изображение на слайдах 19-21 Постановка вопроса:

Что представляла собой старинная карта?

Организация дискуссии:

Почему плоскостное изображение земной поверхности было необходимо? В чём преимущества карты? В чём недостатки? Почему карты древности отличаются от тех, что висят у нас в классе и собраны в ваших атласах?

Высказывают предположения вступают в дискуссию. Учатся отстаивать свою точку зрения при этом выслушивают точку зрения одноклассников
Гимнастика для глаз:

Дети закрывают глаза под тихую музыку выполняют команды учителя:

“Представили наш ученический глобус, сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе. Поехали в восточном направлении, сделали полный оборот, глаз не открываем, прыгнули взглядом на северный полюс, на южный, вновь на северный и снова на южный, вновь сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе, поехали по линии экватора в западном направлении. Увеличили мысленно глобус в два раза и проделали ту же процедуру ещё раз”

Продолжение Слайд 22. Условные знаки на карте и в атласе Предлагает проанализировать изображения карты и глобуса Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу, масштаб
Различие географических карт

Многообразие карт

Вводит новые понятия (план, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, атлас); демонстрирует на слайдах 23-37 Просматривая различные слайды, пытаются определить, в чём различие, сходство, преимущества и недостатки каждого вида изображений.
4 Закрепление новых знаний Продолжите фразу: Я считаю, что глобус (карта) для работы важнее и удобнее, потому что..... Помогает сформулировать ответы Отвечают на вопросы, сравнивают
5 Рефлексия Что удивило на уроке?

О чём хотели бы узнать ещё?

Организует обсуждение Высказываются
6 Домашнее задание Параграф 5.

ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Ответы на вопросы развёрнутые, доказательные (оформляем в тетради), используя различные источники информации

Пояснение требований к выполнению домашнего задания Записывают в тетради вопросы:

1. Может ли быть космический глобус?

2. Могут ли быть аэрофотосъёмки всей земной поверхности? Если “да”, то можно ли из них составить карту или глобус, если “нет”, то почему?

3. Зачем человеку нужны разные карты, ведь на них изображается одна и та же поверхность, не лучше ли сделать одну, но качественно?


Глобус – модель земного шара Экватор км Размеры Земли Северный полюс Площадь поверхности нашей планеты составляет км2. Расстояние от центра Земли до экватора равно 6378 км, а до полюсов 6356 км, то есть у полюсов наша планета немного сплюснута. Для того чтобы объехать Землю вокруг на скором поезде, потребуется около месяца, так как длина нашей планеты по окружности равна км.


Географическая карта - изображение Земли на плоскости Виды (группы) карт По охвату территории По содержанию По масштабу - Мировые и полушарий - Материков и океанов и их частей - Государств и их частей - Общегеографические - Тематические - Мелкомасштабные (мельче 1:) - Среднемасштабные (от 1: до 1: включительно) - Крупномасштабные (крупнее 1:) - уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков


Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности Численный Именованный Линейный 1:100 Это означает что 1 см на карте соответствует 100 см на местности Меры длины по обе стороны знака «:» одинаковы В 1 см - 1 м Для записи именованного масштаба используются удобные меры длины (100 см=1м) м1м Линейный масштаб - представляет собой линию, разделенную на равные отрезки. Отрезки справа от 0 показывают, какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т. д. Отрезок слева от 0 разделен на равные мелкие части. Зная расстояние на местности, которому соответствует большой отрезок, и количество мелких отрезков, можно вычислить, какому расстоянию на местности соответствуют эти мелкие отрезки. Например, длина большого отрезка слева от 0 на равна 1м. Этот отрезок разделен на 5 мелких частей, значит, длина одной такой части составляет 1м: 5 = 20см.


Изображение с выпуклой поверхности шара (планета Земля) невозможно перенести на плоскость (карта) без искажений. Все изображения на плоскости неизбежно окажутся измененными по форме и размерам, причем в разных областях шара степень искажения будет разной. Чем мельче масштаб – тем больше искажений и погрешностей на карте, так как объекты уменьшены во много раз. Необходимо помнить что… Искажения По форме По размерам По площадям


Градусная сетка географической карты и глобуса Меридианы кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности Земли от одного географического полюса к другому Параллели линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору. Главные понятия темы - линии меридианов и параллелей, разделенные на градусы.


Особенности Меридианы - направлены на север и на юг; - представляют полуокружности, сходящиеся у полюсов; - величина дуги измеряется в градусах; - имеют одинаковую длину - длина 1° всегда равна 111 км; Параллели - направлены на восток и на запад; - окружности, параллельные экватору; - величина окружности измеряется в градусах; - длина окружности уменьшается от экватора к полюсам; - длина 1° в километрах указана у рамки карты (атлас 6,7 класса)


Географические координаты Географическая широта – Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданного места. - Определяется по параллелям - Бывает северная (с.ш.) и южная (ю.ш.) Географическая долгота – Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданного места. -Определяется по меридианам - Бывает западная (з.д.) и восточная (в.д.). - географическая широта и географическая долгота точки земной поверхности Пример: м. Игольный – 34 о ю.ш. г.Санкт-Петербург - 60 о с.ш. Пример: м. Игольный – 20 о в.д. г.Санкт-Петербург – 30 о в.д.


Для чего предназначена градусная сетка? Определение направлений Определение географических координат (Примеры см.ранее) Измерение расстояний между объектами Для измерения расстояний на карте необходимо знать: - координаты точек (А и Б) -длину 1 0 параллели или меридиана (зависит от направления измерений) (Примеры см.ранее)


Определение направлений Ориентирование –умение определять стороны горизонта. ссз всв юз ююв Для определения точного направления на предмет, недостаточно знать в какой стороне горизонта он находится. В таких случаях определяют азимут на предмет по компасу. Словарь Север Направление на предмет Азимут (угол) Азимут – угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.


3) на рисунке мы видим, что величина нужного нам угла составляет 120 о рисунок 1 рисунок 2 Самостоятельно определите азимут и точное направление на колодец (рис.1) ююв ссз всв юз нам необходимо определить азимут на дерево (по рисунку 1) Вывод: азимут = 120 о, что соответствует направлению ВЮВ (восток-юго-восток) (по рисунку 2) Пример: 1) проводим воображаемую линию направления на предмет как показано на рисунке 2) определяем азимут, т.е. определяем угол от направления на север до направления на предмет по часовой стрелке


Примеры заданий ЕГЭ по теме «Глобус и географическая карта» 1. Какой буквой на фрагменте карты мира обозначена параллель 20 °с. ш. ? 1) А 2) В 3) С 4) D 2. Какая стрелка на фрагменте карты мира соответствует направлению на юго-восток? 1) А 2) В 3) С 4) D


3. Какая из точек, обозначенных на фрагменте карты мира, имеет географические координаты 24 °ю.ш. и 92 °в.д. ? 1) А 2) В 3) С 4) D 4. Какая из точек, обозначенных буквами на карте мира имеет географические координаты 5 °с.ш. и 72 °в.д. ? 1) А 2) В 3) С 4) D


5. Какому направлению соответствует направление А- В на карте Европейской части России? 1) север 2) северо-восток 3) восток 4) юго-восток 6. Какому направлению соответствует направление А-В на карте Европейской части России? 1)запад 2)северо-запад 3) север 4) северо-восток


7. Какая из точек, обозначенных буквами на фрагменте карты мира, имеет географические координаты 35°ю.ш. и 14 °з.д. ? 1) А 2) В 3) С 4) D 8. Какая из точек, обозначенных буквами на карте Европы, имеет географические координаты 37°с.ш. и 3°з.д.? 1) А 2) В 3) С 4) D


9. Вставьте пропущенное число: «1 сантиметр на карте масштаба 1: соответствует _______ км на местности». 10. По какому азимуту необходимо идти, чтобы попасть из точки В в точку А на берегу лесного озера?


Проверь себя ВопросыОтветы Возможно: 208,209,210, 211, 212