Сочинение на тему: Тема памяти в лирике А. Твардовского

Сочинение

Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.
Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». В главе «Переправа» автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку.
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.
Слово «память» в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение «вечная». Много погибло народу на той переправе («Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно...»). «Вечная память погибшим!»-будто восклицает автор.
Иными, светлыми воспоминаниями овеяна глава «О себе». Прежний мир, «угол отчий», лес, не изрытый блиндажами, встает перед глазами обкурившегося рассказчика. Умиротворенность представленной картинки родной природы заставляет его сомневаться в действительном существовании такого места на земле.
Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край недавних детских лет,
Отчий край, ты есть иль нет?
Тема вечной памяти о погибших выведена и в стихотворении «Я убит подо Ржевом...». В своем обращении к живым погибший воин просит их во имя его памяти «счастливыми быть» и беречь родную страну, «беречь ее свято». В стихотворениях « Я знаю, никакой моей вины...» и «К обидам горьким собственной персоны...» мотив памяти переплетается с мотивом личной ответственности человека за судьбы многих.
В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких - это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящено его стихотворение «Памяти матери». В нем он призывает любить и ценить близких, пока они еще живы. Все мы рвемся из отчего дома «задолго до крайнего срока», пытаемся устроить свою жизнь, не понимая, что наши матери не вечны, что время быстротечно и час последний ближе, чем кажется. А после -ничего уж не вернуть, не прижаться к теплому маминому плечу. Остается только надеяться на скорую встречу с мамой в ином, лучшем мире:
Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой, Перевези меня на ту сторонуСторону - домой...
Знаменитая поэма Твардовского «По праву памяти» - это своеобразное «окно» в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное - Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение.
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей,
И все, казалось, не хватало Стране клейменных сыновей.
«Сын за отца не отвечает» - это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью.
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов -
Любая прочая любовь.
В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени.
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть!
Нельзя забывать! - вот вывод Твардовского. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат.
Эта поэма стала говорящим памятником сложного сталинского времени в истории нашей Родины. Она напоминает нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывает нас не допустить повторения этих страшных событий.
Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Но любить Родину - мало! Надо знать ее историю и помнить все, что было хорошего и плохого, для того, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы.


Александр Трифонович Твардовский – величайший поэт 20-го века. Он написал множество стихотворений, посвещенных различным вопросам. Чаще же всего поэт обращался в своей лирике к теме памяти. Назревает вопрос: почему? Попробуем в этом разобраться.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует вспомнить факты из биографии Александра Трифоновича Твардовского и обратиться к его произведениям.

Начнём с того, что поэт застал такое значимое событие, как великая отечественная война, и он как истинный патриот не мог не написать стихотворение на тему памяти. Он очень любил свою родину и уважал отважных солдат, которые её защищали. Именно поэтому он и создал множество тематических произведений. Например, в стихотворении "Я убит подо Ржевом "поэт описал все ужасы войны. Чтобы отдать должное солдатам, лирический герой призывает нас "счастливыми быть "и не забывать: "память воина-брата, что погиб за неё ".

Также в известной поэме "Василий Теркин ", в которой повествуется о простом русском парне Ваське Теркине, автор размышляет о том, что, к сожалению, не всех солдат будут помнить. Эту мысль подтверждают строчки из главы "переправа ":Кому память, кому слова, кому темная вода, – ни приметы, ни следа ". В поэме "по праву памяти "также поднимается вышеупомянутая проблема. Автор вновь призывает нас помнить. В противном случае, мы окажемся недостойными и несчастливыми людьми: "кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу ".

Таким образом, вспомнив биографию Александра Трифоновича Твардовского и обратившись к его произведением, мы можем сделать вывод, что тема памяти играла ведущую роль в его лирике. Будучи человеком русским, поэт считал себя должным воспеть подвиги солдат в своих стихотворениях и поэмах.

Обновлено: 2017-09-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа «Капитанская дочка»?

Рубеж ХІХ-ХХ веков — время кризиса, социальных катастроф, исторического перелома. Поэтому в литературе данного периода актуализируется тема памяти. Память — это ощущение присутствия прошлого в настоящем, живое воплощение связи времен. Особенно глубоко осмыслено и философски воплощено судьбоносное значение памяти в поэзии А. Ахматовой. Память присутствует в поэзии А. Ахматовой в трех измерениях: как память сердца, память истории, память культуры. Память сердца — это память о пережитых чувствах, прежде всего о любви. Любовь в поэзии А. Ахматовой почему-то всегда несчастливая, неразделенная. Лирическая героиня А. Ахматовой помнит не только сами переживания, но и детали обстановки, случайно произнесенные слова. И мельчайшие подробности оказываются дороги душе, стремящейся сохранить все:

Как я заполнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость! Затем, я то воздух был совсем не наги, А как подарок Божий, так чудесен…

Но в памяти живут не только любовные переживания. В цикле — Царское Село, где жили А. С. Пушкин, И, Ф, Анненский и другие известные поэты, располагало к тому, чтобы увидеть собственную жизнь и поэзию не отдельно, а в связи с исчезнувшим, но живым прошлым. Олицетворение этого живого прошлого — А. С. Пушкин:

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеет Еле слышный шелест шагов.

А. Ахматовой свойственно искать свои отражения в культуре прошлого. Кассандра, Дидона, Федра — вот далеко не полный перечень этих перевоплощений. Но надо иметь в виду, что это не маски, не актерство. Поэт — это тот, кто сопрягает, соединяет далеко отстоящие во времени события и судьбы живой тканью творческого духа. Так рождается ощущение исторической памяти, постигающей бег времени. Вег времени — главный символ ахматовской поэзии — череда разрушений и восстановлений. Чем безвыходнее, разрушительнее и губительнее ситуация, складывающаяся во времени, тем властительнее мощь поэтического слова, эту ситуацию преодолевающего и сохраняющего прошлое:

Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли, Чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ, Одичалые розы пурпурным шиповником стали, А лицейские гимны все так же заздравно звучат.

Поэтическое слово у А. Ахматовой и есть воплощение памяти. Стихи — это живая связь времен и преодоление исторических переломов.

Тема памяти в поэзии Ахматовой

Другие сочинения по теме:

  1. О философской стороне лирики Анны Ахматовой, кажется, всерьез не писали. Между тем она представляет собой несомненный интерес. Взгляд Ахматовой на...
  2. В 1925 г. Ахматова написала стихотворение, посвященное памяти Сергея Есенина. Оно при ее жизни не печаталось, было опубликовано только в...
  3. На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты — тени этих...
  4. Ощущение конкретного, почти телесного и плотского течения Времени — вообще характерная особенность художественного мировоззрения поздней Ахматовой. Она стала пристрастна к...
  5. Французский поэт Гийом Аполлинер, творчество которого ныне стало классикой, жил на грани девятнадцатого, «железного» века (по словам А. Блока), и...
  6. Искусство, в том числе и поэзия Великой Отечественной войны, было многообразным. Ахматова внесла в этот поэтический поток свою особую лирическую...
  7. Имя Ахматовой не раз ставили рядом с именем Пушкина. И в этом есть нечто парадоксальное. Об Ахматовой заговорили как о...
  8. Женская душа — всегда тайна. В ней водоворот чувств, эмоций. И не каждая женщина может их высказать до конца. Гениальной...
  9. Тема России в лирике А. А. Ахматовой Вспомним, сколько в нашем языке слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ,...
  10. Цель: Рассказать о лирической героине А. Ахматовой через социокультурные изменения, произошедшие в мире в XX веке. Ход урока 1. Введение...
  11. Все чаще тревожное ощущение преобладало, отодвигая «веселые стихи» на периферию. Обращаясь к современникам, ушедшим в небытие, Ахматова констатировала: «Две войны,...
  12. Жизнь М. Цветаевой была связана с Москвой так же, как жизнь А. Ахматовой с Петербургом. Родной город — одна из...
  13. Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что...
  14. «Поэма без героя» кончается на самом тяжелом времени войны. Воскресив в ее начальной главе далекий 1913 год, осознав и запечатлев,...
  15. Имя Николая Вороного навсегда вписано в историю современной литературы. Он своей плодотворной деятельностью расширил горизонты творчества и поэтических взлетов. К...
  16. За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок...
  17. Поэзия этого странного человека гипнотизирует своей простотой и свободой. Произведения Ахматовой не оставят равнодушным никого, кто хоть раз слышал или...
  18. А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в...
  19. Непросто прожить жизнь женщиной. Даже если это женщина такая величественная и преисполнена достоинству, как Анна Ахматова. Но ее поэзия убеждает...
  20. Идея «Реквиема» А. Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен выразить свое личное горе, иначе —...

Тема памяти о погибших в Великой Отечественной войне защитниках родины занимает в лирике Твардовского одно из центральных мест. Она возникает еще задолго до окончания войны. Так, например, в 1943 году поэт вспоминает о бойце-парнишке, убитом в Финляндии в 1940 году. Потрясенный видом по-детски маленького мертвого тела на льду, Твардовский настолько близко воспринимает пережитую трагедию, что ему кажется, что он сам вполне мог бы стать тем убитым парнишкой:

Среди большой войны жестокой,

С чего, - ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу, -

Восклицает он.

Больше всего поэту не хотелось бы, чтобы подвиг юного героя был предан забвению. Он называет Финскую войну незнаменитой, а убитого мальчишку - забытым.»

В стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» поэт пишет о том, как мучительно оставшиеся в живых вспоминают о погибших. И хотя война не выбирает жертву и не вернуться с нее может каждый боец, те, кому судьбой было уготовлено вернуться, всегда будут чувствовать непонятную вину перед теми, кто остался лежать на поле боя.

К вам, павшие в той битве мировой

За наше счастье на земле суровой,

Я обращаю в каждом новом слове, -

Пишет поэт в стихотворении «В тот день, когда закончилась война». Поэт не бог: ему не дано воскресить ушедших героев, но он наделен иной силой. Он способен увековечить память о павших. Твардовский называет битву мировой, подчеркивая тем самым ее кровопролитный характер. Убитым не дано было увидеть радость победного дня. Однако те, кто встретили его, в это время почувствовали особую сопричастность с судьбами ушедших.

Тема памяти в лирике Твардовского достигает своего апогея в стихотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от имени погибшего героя. Тело его не было похоронено по обычаям предков. Оно осталось лежать в том самом болоте, где встретил герой свою гибель в бою. Солдат ушел из жизни, даже не успев осознать этого.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна ни покрышки, -

Повествует он.

Разум погибшего героя словно растворяется в мире, в земле, в реке в облаке пыли. Ему даже не дано было узнать, взят ли город, за который шла кровопролитная битва. Однако последние его мысли устремлены к тем людям, во имя которых была принесена его жизнь в жертву:

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

Твардовский подчеркивает, что каждый человек должен помнить о том, какой ценой был достигнут мир и покой на родной земле, свято беречь его и гордиться своей историей. Эпоха Великой Отечественной войны прочно уходит в прошлое. Все меньше и меньше живых ее свидетелей остается с нами. Однако благодаря поэзии А. Твардовского об этой войне будут помнить и через сотни лет, помнить с благодарностью и о тех, кто не вернулся с фронта домой, оставшись лежать на том самом месте, где погиб, о похороненных в братских могилах со скупыми звездочками вместо крестов. Поэзия, как и память людская, способна вечно жить во времени, прославляя бессмертный подвиг героев.

Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А.Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что предательство своей памяти - настоящее преступление. Ныне живущие люди не в праве забывать тех, кто отдал жизни на полях сражения во имя других. Свою миссию поэт видит в том, чтобы рассказать живущим все, что он видел, пережил и прочувствовал. В этом смысле программным можно считать стихотворение Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете …» Здесь автор говорит, что его жизненный и творческий долг - «открыть свою душу», рассказать о войне все, что у него наболело, что он считает нужным. И это - не только его долг, но и его облегчение, освобождение. Эти заветные слова он не может «передоверить» никому. Пусть он напишет не так талантливо, как Лев Толстой, но зато очень искренно и так, как он считает нужным:

* За свое в ответе,
* Я об одном при жизни хлопочу:
* О том, что знаю лучше всех на свете,
* Сказать хочу. И так, как я хочу.

Произведения А.Твардовского о памяти павших пронзительны, трагичны, глубоки. Так, в стихотворении «Я убит подо Ржевом» повествование ведется от лица погибшего воина, который обращается к тем, кто смог выжить. Воин напоминает о том, чтобы они помнили мёртвых. Хотя А.Твардовский использует прием условности, рассказ погибшего воина поражает своей точностью и правдивостью. Создаётся чувство, что мы слышим голос, призыв:

* Нам свои боевые
* Не носить ордена.
* Вам - всё это, живые
* Нам - отрада одна:
* Что недаром боролись
* Мы за родину-мать.
* Пусть не слышен наш голос,
* Вы должны его знать.

Необычным здесь было, что реальное повествование сочетается с фантастическим. Если вначале указывается место, где служил солдат, рота («Я убит подо Ржевом,/ В безымянном болоте,/ В пятой роте, на левом…), то позже эти реальные очертания исчезают. Конкретный рассказ получает философское звучание. Год спустя А. Твардовский напишет стихотворение «Жестокая память». Здесь тема войны получает новый аспект освещения - тему памяти. Вначале дана картина мирной жизни, утренней природы. Но в то же время лирический герой не может сполна наслаждаться этой красотой, потому что военные события (разрывы бомб, грохот орудий) напоминают о себе:

* И памятью той, вероятно,
* Душа моя будет больна,
* Покамест бедой невозвратной
* Не станет для мира война.

У А.Твардовского тема памяти перекликается с темой ответственности человека за всё происходящее. В середине 60-ых годов он создаёт небольшое стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Внешне оно напоминает страницу из дневника. Строчки построены неказисто, просто, здесь нет сложных метафор. Основная мысль выражена одной фразой: «Речь не о том, но всё же, всё же, всё же….», она глубоко проникает в сердце читателя. Хотя поэт не виновен в гибели миллионов соотечественников, но он судит себя высшим судом - судом духовным. Подобная мысль звучит в стихотворениях «Есть имена и есть такие даты», «Лежат они, глухие и немые». Главная мысль этих произведений - призыв к памяти о погибших:

* Есть имена и есть такие даты,-

* Они нетленной сущности полны.

* Мы в буднях перед ними виноваты,
* Не замолить по праздникам вины.

Русская литература всегда была сильна своими гуманистическими традициями. Пафос человеколюбия, стремления к взаимопониманию, к сопереживанию другим и готовности помочь всегда был присущ ей. Александр Трифонович Твардовский - поэт, не понаслышке знавший и видевший войну. В своих стихах он сумел передать страшные бедствия военных и послевоенных лет, горечь потери близкого человека, а также бесконечную отвагу и мужество русского народа. От лица убитого солдата звучит глубоко трагическое стихотворение «Я убит подо Ржевом». Погибший за свободу Родины достоин памяти. Он лежит, «где корни слепые Ищут корма во тьме». Не осталось ничего, что могло бы напомнить о погибшем:

* Я - где с облачком пыли
* Ходит рожь на холме;
* Я - где крик петушиный
* На заре по росе;
* Я - где ваши машины
* Воздух рвут на шоссе…

Внутренние созвучия, звукоподражания шороху шин («ваши машины… шоссе») - все это придает стихам удивительную легкость, певучесть, мелодичность, словно не человеческий голос слышим мы, а шелест листьев и трав, дуновение ветра, дыхание всего огромного мира, в котором исчез и в который как бы перевоплотился убитый солдат.

Но в то же время, обращение мертвого к живым - это утверждение идеи бессмертия павших за свободу и призыв не допустить новой войны, быть достойными тех, кто защитил ценой собственной жизни благополучие живых. Отчетлива нравственная направленность стихотворения «Сыну погибшего воина». Сама тема очень важна. Сколько у нас осталось после войны детей без отцов, которым куда труднее приходилось, чем тем, у которых отцы вернулись с войны. Светлый образ погибшего отца, по мысли Твардовского, должен служить напоминанием сыновьям о том, как надо жить, чтобы не попасть на неправильный путь.

Главная мысль стихотворений «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые…» - призыв к вечной памяти о погибших в черные годины войны. Трудно найти такого поэта, в котором бы так трепетно ощущалось чувство вины за все, что произошло на войне. В горьких, скорбных тонах звучит его знаменитое:

* Я знаю, никакой моей вины
* В том, что другие не пришли с войны.
* В том, что они - кто старше, кто моложе,
* Остались там. И не о том же речь,
* Что я их мог, но не сумел сберечь, -
* Речь не о том, но все же, все же, все же…

Внешне кажется, что и строчки-то построены неказисто, можно сказать, даже прозаически, никаких художественных ухищрений, метафор, сложных образных выражений нет, а стихи проникают в самое сердце. Это происходит потому, что здесь выразилось душевное переживание поэта, судящего самого себя самым высоким судом - духовным. Ведь в простоте речи иногда глубже выражается человеческое горе.

Лирика Твардовского наиболее ярко и отчетливо затронула нравственные темы, связанные с войной. В стихах этого поэта - пафос вечной памяти и боли, а также ответственности живых перед погибшими. Лирика Твардовского глубоко личностная и исповедальная, часто повествование в его произведениях ведется от 1 лица. Все это создает эффект наибольшего сопереживания.