Сочинение: Люди в произведении А. Платонова Котлован

  • (по роману Евгения Замятина «Мы» и повести Андрея Платонова «Котлован»)

  • Портрет эпохи

  • Что такое тоталитаризм?

  • Утопия и антиутопия

  • Повесть «Котлован»

  • Роман «Мы»

  • Заключение


Портрет эпохи

  • После революции 1917 года в русской литературе утвердилось направление социалистического реализма. Произведения советских писателей посвящались событиям гражданской войны, коллективизации, гигантским стройкам.

  • Но в это же время появились и произведения, авторы которых пророчески предупреждали об опасностях, поджидавших социалистическую идею на пути превращения ее в действительность.



Что такое тоталитаризм?

    Тоталитаризм (от итал. totalitario ) -политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным ) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными.


Утопия и антиутопия

  • Утопия (греч . topos - "место", u-topos - "не место", "место, которого нет") - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества

  • Антиутопия - это отрицание принципа утопии, доказательство несостоятельности ее


  • Платон, «Государство»

  • Томас Мор , «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») ()

  • Томмазо Кампанелла , «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») ()

  • Андреа, Иоганн Валентин , «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») ()

  • Фрэнсис Бэкон , «Новая Атлантида» ()

  • Сирано де Бержерак , «Иной свет, или Государства и империи Луны»

  • Дени Верас Д"Алле , «История севарамбов»

  • Бернард Вольф , «Лимбо»

  • Луи Мерсье , «2440 год» ()

  • Хаксли, Олдос , "О дивный новый мир" (1930).

  • Карел Чапек , "Кракатит", "R.U.R.", "Фабрика Абсолюта", "Война с саламандрами".

  • Савченко, Владимир , "Пятое путешествие Гулливера ".

  • Юрий Мухин , «Командировка в город солнца» ()

  • Александр Лазаревич , «Нанотех»

  • Константин Мережковский «Рай Земной» ().


Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»

  • Франсуа Рабле , «Гаргантюа и Пантагрюэль»

  • Герберт Уэллс , «Когда спящий проснётся»

  • Герберт Уэллс , «Остров доктора Моро»

  • Джордж Оруэлл , «1984»

  • Станислав Лем , «Возвращение со звёзд» , «Футурологический конгресс»

  • Джек Лондон , «Железная пята»

  • Синклер Льюис , «У нас это невозможно»

  • Энтони Бёрджесс , «Заводной апельсин» , «Вожделеющее семя»

  • Рэй Бредбери , «451 градус по Фаренгейту»

  • Курт Воннегут , «Утопия 14» («Механическое пианино»)


Повесть А. Платонова «Котлован»

  • В повести «Котлован» Андрей Платонов описывает советское общество в начале его существования и размышляет о перспективах коммунистического строя.

  • Автор начал писать ее в декабре 1929 года, в самый пик великого перелома, или, как говорится в самой повести, в «светлый момент обобществления имущества».

  • Работа писателя над «Котлованом» была закончена в первой половине 1930 года.


  • «...Скорей надо рыть землю и ставить дом, а то умрешь и не поспеешь. Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок - для будущего неподвижного счастья и для детства»



  • «Зачем... теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»



Роман Замятина «Мы»

  • Роман проникнут раздумьями

  • о российской послереволюционной действительности.

  • В нем угадываются сокровенные мысли

  • о возможных и уже обнаружившихся

  • при жизни писателя извращениях

  • социалистической идеи. Самые тяжелые раздумья вызвала у писателя политика всеобщего строительства коммунизма.

  • Писатель говорил, что партия организованной ненависти и организованного разрушения не способна созидать.


  • Единое государство – типичный образец тоталитарного государства.

  • Благодетель, Хранители, Часовая Скрижаль, Зеленая Стена и др. – неизменные атрибуты тоталитарного режима.


  • Идеал жизненного поведения - “разумная механичность”, а все выходящее за ее пределы - “дикая фантазия”. “Я” перестает существовать как таковое, - оно становится клеточкой общего “мы”, песчинкой коллектива, безликой частью толпы.


  • В начале романа Д-503 придерживается традиционных для людей Единого Государства взглядов. Влияние революционерки I-330 меняет мировоззрение героя.

  • Даже в тоталитарном государстве личность развивается.


Заключение. Резюме.

  • Развитие личности при тоталитарном режиме на примере героя Вощева в повести А. Платонова «Котлован»



Заключение. Выводы

  • В своих произведениях Е.Замятин и А.Платонов показали, что не может быть счастливым общество, не учитывающее запросы и наклонности своих граждан.

  • Но, несмотря на все трудности и ограничения, которые подразумевает тоталитарный режим, человек все равно может развиваться, расти нравственно, становясь ЛИЧНОСТЬЮ.


Биографические сведения А.Платонова

Платонов Андрей Платонович (1899- 1951), писатель.

Родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова (в 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов).

Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище; в 15 лет начал трудиться, чтобы поддержать семью. Был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и др.

В 1918 г. Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии.

После окончания войны возвратился в Воронеж, стал студентом Политехнического института (окончил в 1926 г.).

Первая брошюра Платонова «Электрификация» вышла в 1921 г. В 1922 г. увидела свет его вторая книга - сборник стихов «Голубая глубина». В 1923-1926 гг. Платонов работает губернским мелиоратором и отвечает за электрификацию сельского хозяйства. В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга «Епифанские шлюзы» сделала писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники «Луговые мастера» и «Сокровенный человек».

Публикация в 1929 г. рассказа «Усомнившийся Макар» вызвала волну критики в адрес автора. В том же году был запрещён к печати роман «Чевенгур», и следующая книга Платонова появилась только через восемь лет. С 1928 г. он сотрудничал в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь» и других, продолжал работать над прозаическими произведениями - повестями «Котлован», «Ювенильное море».

Пробовал себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»). В 1937 г. вышла книга его рассказов «Река Потудань». Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Великой Отечественной войны, когда он был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы и очерки на военную тему.

В 1946 г. после публикации рассказа «Семья Иванова» (более позднее название «Возвращение») Платонова вновь подвергли критике и перестали печатать. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 г., уже после смерти автора.



Как строится система образов в повести «Котлован».

Образы героев созданы как пародии на социальные типы, порожденные эпохой - это характерная черта антиутопии›. Жестокая бесчеловечная действительность казарменного коммунизма› исковеркала характеры, судьбы персонажей произведения.

В то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, -появляющийся только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество.

3. Главный герой повести - пролетарий Вощев, ищущий смысл жизни и существования. Выглядит он усталым, он не имеет семьи, имущества, а в его вещмешке находятся безделушки, подобранные им по дороге. По его мнению, жизнь вне его тела идет автоматически, лишь он пытается найти ее смысл, но от сознания этого Вощев не ощущает особой гордости.

Герой Платонова Вощев -образ искателя счастья и правды. Действительно, Вощев именно народный мыслитель, и об этом свидетельствует даже тот стиль, которым написаны эпизоды, относящиеся к этому герою. Платонов использует газетные штампы, ведь Вощев, видимо, не читал ничего, кроме газет и лозунгов. Вощев тоскует из-за того, что никто не может объяснить ему, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре он получает ответ на этот вопрос: рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл жизни - в работе на благо будущих поколений.

Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы; они «живут впрок», «заготовляя» свою жизнь для грядущего благоденствия. Им не нравятся раздумья Вощева, ведь, по их мнению, мыслительная, умственная деятельность является отдыхом, а не работой; думать про себя, внутри себя - это то же самое, что и «любить себя» (как это делает Козлов). Вощев присоединяется к бригаде, и тяжелейшая работа избавляет его от необходимости и возможности думать.

Образ Прушевского. Инженер Прушевский чувствует тоску из-за того, что существование кажется ему бессмысленным; он живет воспоминанием о любимой женщине и не находит себе места в настоящем, в нынешней жизни. Единственный способ для Прушевского преодолеть тоску - прийти к рабочим, приобщиться к их коллективу, ощутить спокойствие, которое присуще Чиклину и Сафронову, заняться полезным делом. Для Прушевского, как и для Вощева, приобщение к новой жизни нужно, чтобы избавиться от собственных проблем.

Итак, новая жизнь в повести Платонова «Котлован» - это «жизнь впрок», постоянный тяжелый труд. Важно отметить, что только коллективно, всем вместе, у рабочих-землекопов нет личной жизни, нет возможности проявить индивидуальность, ведь все они живут только ради воплощения одной идеи.

Значение слова «козёл» указывает на самого презренного человека. Козлов – вечно отстающий и самый жалкий землекоп, запас душевных и физических сил которого критически оценён Сафроновым: «Не переживёт он социализма».

Почему они противоречивы, хотя герои заняты общим делом

Таков мир людей в повести «Котлован», и весь этот мир занят одним делом - строительством светлого будущего.

4. По моему мнению, в «Котловане» главной задачей Платонова было показать читателю человека, который всей душой желает построить новую жизнь. Строительство новой жизни - это прежде всего слом старого. С этой точки зрения очень интересен язык, которым написана повесть. Платонов - это Петров-Водкин в литературе, он избегает уже ставших стандартными словосочетаний, его литературный язык предельно четок, ясен и при этом весьма колоритен.

повесть, написанная в первые годы «великого перелома», раскрыла всю его сущность (коллективизация хозяйств и душ), показала его движущие силы, проблемы и надежды. По моему мнению, Андрею Платонову удалось в своеобразной манере и весьма ясно показать людей государства, стремившегося вырваться в мировые лидеры.

Личность и общество в повести «Котлован» Платонова.

Описывая своих героев, А. П. Платонов также избегает штампов: о Козлове, он говорит как о человеке «ничтожном всем телом, ком слабости попал в глину с его мутного, однообразного лица» Главный герой повести - пролетарий Вощев, ищущий смысл жизни и существования. Выглядит он усталым, он не имеет семьи, имущества, а в его вещмешке находятся безделушки, подобранные им по дороге. Инвалид войны Жачев представляет собой человека, который воевал и был ранен, что позволяет ему чувствовать себя выше других людей, не воевавших. Жачев представляет собой типичный образ красноармейца «до мозга костей» - его война еще не окончена, он будет бороться со всеми врагами Советской власти.

В повести представлена также и Советская власть, но не помпезно и триумфально, а обыденно и буднично: Прушевский, Пашкин и Сафронов руководят жизнью пролетариата, но они - всего лишь низшее звено власти. Более высокая власть в повести никак не показана, что придает «Котловану» более правдоподобный вид.

Также в повести показаны крестьяне, которые, по словам Чигелина, «сеют хлеб и едят с нами пополам». В деревне, с помощью активиста, который любил читать директивы сверху, накапливая «энтузиазм, несокрушимость действия», рабочие провели коллективизацию. Проблемы коллективизации блестяще показаны в произведениях Шолохова, но и Платонову удалось с успехом раскрыть эту тему.

Таков мир людей в повести «Котлован», и весь этот мир занят одним делом - строительством светлого будущего. Символом этого светлого будущего является девочка Настя, которую землекопы приютили у себя. Жачев, Вощев и другие связывают свое будущее с детьми, а Настя, единственный “ребенок в повести, кроме безликих пионеров, умирает от болезни.

6. Особое место в повести занимает образ девочки. А судьба Насти страшная. Девочка не знала имени матери, но зато знала, что есть Ленин. Мир этого ребенка изуродован, ведь для того, чтобы спасти дочку, мать внушает ей скрывать свое непролетарское происхождение. Пропагандистская машина уже внедрилась в ее сознание. В конце повести девочка погибает, а вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, и в основание будущего дома ложится ее мертвое тело.

Настя для строителей «общепролетарского дома » - символ будущего, которое они строят, она тот «социалистический элемент», который дает душевные силы строителям «монументального дома », -Дома , который предназначен и для Насти, символа «социалистического поколения», И смерть девочки - это крах прежде всего обретенного - нового «советского смысла жизни», победа древнего мифа над утопией строения всеобщего дома. И - возвращение к мучительному «вспоминанию смысла».

Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение (Анастасия - воскресшая), остановка действия в повести, пик финала и вопрос. Повесть, в которой запечатлелись реальные, общественно-политические события «года великого перелома», обнажала вопросы глубинные - о смысле и цене фундаментальных разрушений в национальной и мировой истории XX века.

Ребенок, олицетворяющий светлое будущее, умер.

Таким образом, повесть, написанная в первые годы «великого перелома», раскрыла всю его сущность (коллективизация хозяйств и душ), показала его движущие силы, проблемы и надежды

7.Метафоры, образы-символы: Ключевые слова и фразы:

Котлован Масса

Дом-мечта План

Образ Ленина Темп

Колхоз имени Генеральной Линии Энтузиазм

Гробы Будущее

Медведь Терпение

Плот Истина

Ребенок Одиночество

Образ смерти Душа

Образ правдоискателя Смысл жизни

Открытый читателем в конце 80-х годов XX века А.П. Платонов — один из немногих, кто не боялся сказать слово правды в лицо страшной тоталитарной машине, подмявшей под себя человеческие жизни и судьбы. Этот писатель передал в своём творчестве мироощущение человека, живущего в эпоху, которую Осип Мандельштам назвал в своих стихах «веком-волкодавом».

«Полезен ли он в мире или всё без него благополучно обойдётся?». Об этом, «о плане жизни», задумался Вощев — главный герой повести Платонова «Котлован», хотя обществу его размышления были не нужны. Воспитывая в людях внешнюю и внутреннюю одинаковость, система пожирает сомневающихся. Сомнение — отклонение от нормы. Зачем тебе задумываться, если жизнь твоя давно отдана государству и ты всего лишь винтик? Сломался — заменят другим. Незаменимых, как известно, в тоталитарном обществе не было. К чему размышлять, если вся страна живёт пятилетками счастья — личного и общественного — и впереди у всех запрограммировано светлое будущее?

Подобно герою русских сказок, отправился Вощев по свету набираться ума-разума, искать смысл жизни. Прибился он к строителям «общепролетарского дома». Они думали, что знают ответ на извечный вопрос. Однако почему же при этом «их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они имели измождение»? По сути, эти люди оказались всё теми же винтиками машины-системы.

В представлении системы человек — лишь мельчайшая, неразличимая частица массы, не более. Где уж тут разглядеть индивидуальность каждого! Неповторимость является только помехой. Из таких получаются враги системы.

«Ликвидировали?! Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придёт один ваш главный Человек», — говорит один из раскулаченных. Погибают Сафронов и Козлов. Умирает Настя. По сути, палачами являются и те, кто отдаёт приказы, и те, кто выполняет их.

В коллективе строителей «общепролетарского дома» врагами стали в этом обществе свои для своих. Вовлечёнными в трагедию оказались и дети. Болезненна ломка сознания в зрелом человеке, но в ребёнке особенно уродливо выглядит насаженная взрослыми агрессия. «Убей их пойди!.. Они сволочи. Убей их как класс!..» — говорит Настя Сафронову про кулаков.

Смерть Насти символична. По сюжету она замыкает собой произведение. Строили Вощев и барачники «то единое здание, куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата», но вырыли по ходу повести один лишь котлован — гигантскую могилу, где и была похоронена маленькая Настя, мечта о всеобщем счастье. Мне кажется, что в произведении Платонова получил отражение урок, преподанный людям историей. Хорошо, если он будет усвоен.

Люди в произведении А. Платонова «Котлован».

Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо будет условием собственного счастья. Но в жизни эти утопические идеи воплотить не удавалось. Очень скоро Платонов осознал, что нельзя превращать народ в обезличенную массу. Он выразил протест против насилия над личностью, превращения разумных людей в бездуховных существ, исполняющих любой приказ власти. Этот протест звучит во многих произведениях Платонова, отличающихся своеобразностью авторского языка, символичностью образов.

Наиболее полно тема человеческой судьбы в тоталитарном государстве раскрыта в повести “Котлован”. Землекопы роют котлован, на месте которого должны построить дом для “счастливых” жителей социализма. Но многие герои произведения погибают, достижение счастья оказывается невозможным без человеческих жертв. Однако фанатичная преданность идее не позволяет рабочим усомниться в правильности всего происходящего. Только Вощев стал размышлять о сущности бытия. Он был уволен из-за того, что задумался о смысле жизни “среди общего темпа труда”. Вощев - натура противоречивая, символический образ искателя правды. В поисках смысла жизни Вощев попадает к землекопам. Этот человек хочет быть личностью, своим желанием он бросает невольный вызов государству, для которого существуют только массы. Но, с другой стороны, Вощев участвует в коллективизации, проявляя жестокость по отношению к крестьянам. Это доказывает, что Вощев, несмотря ни на что, является человеком своей эпохи, своего времени.

В произведении Платонова много противопоставлений. Рабочие роют котлован, на месте которого хотят построить дом всеобщего счастья, а сами живут в сарае: “Кроме дыханья в бараке не было звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, - каждый существовал без всякого излишка жизни”. Девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у землекопов, спит в гробу. Она обречена так же, как и взрослые. Настя является символом будущего, человеком, ради которого рабочие копают яму, не жалея своих сил. Но девочка умирает, котлован становится могилой для ребенка, мечта о светлом будущем похоронена, а рабочие продолжают копать.

Своеобразен язык повести “Котлован”. При описании героев автор использует нестандартные, необычные выражения. “Его старые жилы и внутренности близко подходили наружу, он ощущал окружающее без расчета и сознания, но с точностью”, - пишет автор про Чиклина, одного из землекопов, Козлова Платонов изображает так: “...был угрюм, ничтожен всем телом, пот слабости капал в глину с его мутного однообразного лица”. Люди в произведении подобны машинам, их лица не выражают чувств, а действия выполняются механически, бездумно. Совершенно иначе изображена у Платонова природа: “Умерший, палый лист лежал рядом с головою Вощева, его принес ветер с дальнего дерева, и теперь этому листу предстояло смирение в земле”. В отличие от человека природа живая, она наделена чувствами. Человек же существует, ни о чем не задумываясь. Он разрушает почву - живое тело земли: “Чиклин спешно ломал вековой грунт, обращая всю жизнь своего тела в удары по мертвым местам”.

Разрушая землю, люди убивают свою душу. Почва истощается человек утрачивает смысл существования. А в деревне идет страшный процесс раскулачивания. Крестьяне заранее-заготавливают себе гробы, так как не ожидают ничего хорошего от власти пролетариев. В домах гуляет ветер, в деревне запустение: одни запасаются гробами, других сплавляют на плотах. В жертву были принесены тысячи крестьян. Новая жизнь в стране строится на их мертвых телах. Страх и жестокость стали определяющими эпохи. Каждый мог превратиться в предателя, врага народа.

Жестокость присуща многим героям произведения. Таковы Сафронов и Чиклин, фанатично преданные идее построения социализма. Таков и деревенский активист, который днем и ночью ожидает директиву сверху: “Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения, точно подглядывал в страстные тайны взрослых, центральных людей”. Активист беспрекословно исполняет приказания, не задумываясь над их смыслом. Его дело - исполнять, а властям лучше знать, что хорошо для народа. Власть - символ насилия в произведении. Насилие распространяется на живую природу и на человека. Люди ничего не создают, а только разрушают. Котлован не вырыт, так как постоянно приходят директивы о его расширении. У землекопов нет дома, нет семьи, в их жизни нет смысла. Нет смысла и в жизни инженера Прушевского: “Прушевский не видел, кому бы он настолько требовался, чтоб непременно поддерживать себя до еще далекой смерти”. Все свое время он отдает работе, единственная его цель - построить дом.

В конце повести умирает Настя, последняя радость землекопов. Вместе с ней умирает надежда, но землекопы не оставляют работу. Становится неясно, зачем строить дом, в котором никто не будет жить. Произведение построено на противопоставлении человека и природы. Нельзя разрушать их связь, иначе последствия будут плачевны. Платонов в своеобразной форме показал в повести, к чему приведут коллективизация и индустриализация. Человек в таком государстве не способен думать, чувствовать, оставаться личностью. В подобном обществе не существует отдельного человека, есть только масса - бездуховная и покорная.

34. Социальное и философское в романе А.Платонова «Котлован»

«Котлован» (1930). Изображаются события декабря 1929-апреля 1930, попытка проведения «сплошной коллективизации» в стране. При жизни Платонова повесть не издавалась. Опубликована в 1969г. Выражает сущность эпохи «великого перелома». В повести отразились главные исторические события конца 20-х – начала 30-х: индустриализация и коллективизация. Символ преобразований - проектирование и строительство «общепролетарского дома», предназначенного для переселения трудящихся целого города из частных домов. Во второй части (действие в деревне) аналогом общего дома становится «оргдвор», где собираются лишённые имущества, вступившие в колхоз крестьяне.

Платонов понимает обречённость проекта переустройства природы и общества, основанного на насилии. Переплетаются 2 сюжета: странствие главного героя в поисках истины и испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой – странник поневоле, насильно вытолкнут из привычной жизни, лишён средств к существованию. Чувствует себя ненужным, становится бездомным и нищим.

Главный мотив – стремление участника событий понять смысл происходящего, чтобы осознанно участвовать в строительстве нового мира. Он обозначен в самом начале повествования.

Образ «общепролетарского дома» многозначен: его основу составляет библейская легенда о Вавилонской башне, что свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма». Образ-символ дома-башни в «Котловане» обогащается содержанием, которое он приобрёл в контексте пролетарской культуры и искусства авангарда.

Герои мечтают о том, что переселившись в этот дом, люди оставят снаружи враждебную природу, освободятся от воздействия её смертоносных сил. Вера в способность человека достигнуть свободы от материального мира сближает Платонова с русскими авангардистами (Хлебников, Маяковский, Кручёных). Преодоление материи связано у Платонова со стремлением человека увидеть масштабную картину мира и представить себе его общий план.

Тема спасения, сохранения жизни: Вощёв собирал и берег «всякие предметы несчастья и безвестности», надеясь, что они помогут воскресить людей, Прушевский строил дом, предназначенный «охранять людей». Вощёва сближает с инженером ощущение бессмысленности жизни людей (они в чем-то двойники). Оба стремятся спасти и сохранить хрупкую человеческую жизнь. Землекоп Чиклин тоже мучается от сознания незащищённости людей: «ему стало жалко, что люди обязаны жить и теряться на этой смертной земле, на которой ещё не устроено уюта».

Тема смерти и бессмертия. Чиклин – особое отношение к умершим: «мёртвые тоже люди». Центральная метафора повести уходит корнями во «всеобщую организационную науку», где главный принцип пролетарского искусства определяется как организация материи усилиями коллектива. Вечное здание, по замыслу архитектора, должно превратить смертную человеческую жизнь в жизнь вечную, это осуществление Рая на земле.

Символика дома переплетается с символикой древа: оба образа могут выступать в качестве модели вселенной с подчеркнутой связью верха и низа, жизни и смерти.

Ключевое слово повести- ликвидация – создаёт лейтмотив. У него несколько синонимов: устранение, уничтожение, погибель. Мотив уничтожения людей и природы ради дома звучит постоянно. Все герои ощущают опустошённость. «Чиклин разрушал землю ломом, и его плоть истощалась». Образы людей с мёртвой душой.

Символ сплошной коллективизации – грибы, заготовленные крестьянами, воспринята как колхозное заключение, плен. Лозунги подложного содержания. Процесс коллективизации пронизан насилием. Крестьяне становятся жертвами произвола. Образ страны, превращённой в лагерь.

Платонов обнажает действие механизма насилия: тот, кто причастен к нему, сам становится его жертвой. Трагедия в том, что погибают как раз те, ради кого принесены кровавые жертвы. Строительство остановилось на выкапывании котлована для фундамента. Превращение котлована в могилу не только для строителей, но и для будущего России (символ будущего – девочка Настя, её мать Юлия – воплощение прошлой России). Открытое сравнение стройки с могилой: «Там могилы роют, а не дома».

Юлия – низведение человека до уровня животного, мучительная голодная смерть, полное отчуждение и враждебность окружающих.

Настя – слабость, смерть от голода и холода, нежизнеспособность. Смерть Насти заставляет героев думать, что нет никакого коммунизма. Описание захоронения Насти в специальной могиле говорит о вере в её будущее бессмертие.

В финале «падение» героев, дерзнувших вознестись над миром, в пропасть воссоздает ситуацию библейских историй о грехопадении Адама и Евы и о Вавилонской башне.

Трагическая символика финала содержит сравнение умершей с «мёртвым зерном будущего», раскрывается при соотнесении смысла происходящих событий с эпиграфом Достоевского к «Братьям Карамазовым».