Публикации. Публикации Имена дает нам небо хитча

Итак, имена - это устойчивые и четкие типы личностной жизни у человечества, которых, оказывается, не так уж много - несколько сотен, даже если считать подтипы. "Когда пытаются умалить ценность имен, - писал П. Флоренский, - то совершенно забывают, что имен не придумаешь и что существующие имена суть некоторый наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев. Воображать себе отвлеченную возможность придумывания имен есть такая же дерзкая затея, как из существования пяти-шести мировых религий выводить возможность сочинения еще скольких угодно..." Однако имена не сводятся к отдельным признакам. И трудность их постижения умно- жается еще взаимодействием в каждой отдельной личности ее имени с другими формообразующими началами: раса, народность, родовая наследственность, воспитание, общественное положение, характер занятий, влияние окружающих, географические условия, состояние здоровья, жизненный ритм и прочее - все это участвует в формировании личности. Поэтому "как всякая весьма цельная, но чувственно неуловимая, умная форма имя дается либо бесхитростной интуицией простого сердца, либо сознательному ведению большой опытности в обращении с неуловимым перечнем отдельных признаков - образованиями: кто не привык иметь дело с наиболее нечувственными сущностями математического анализа, арифмологии, новейшей геометрией, со сложными музыкальными и литературными формами, отчасти, с формами биологическими, вообще, кто, разрушив в себе интуитивную чуткость анализа, не укрепил при этом способности интеллектуального синтеза и застрял, следовательно, на первоначальном разъятии всякой цельности, тот, конечно, не сумеет орудовать наиболее целостными из категорий целостности - именами".

Типология ИМЕНИ

Приведем краткое конспективное описание парных мужских и женских имен как типов личности из труда П. Флоренского "Имя и личность" (работа полностью опубликована в журнале "Социологические исследования", 1988-1990).

АЛЕКСАНДР. Это имя соответствует в основе своей сангвиническому темпераменту с уклоном к холерическому. Для этого имени благородство, от- крытость настроения, легкость обращения с людьми, сердечность и доброта характерны. Ум Александров четок и трезв, слегка ироничен, быстр и много- сторонен. Александр хочет быть микрокосмом и когда получает достаточный питательный материал для оформления, становится таковым: гений. Но "вели- кость" в малых размерах, "великость" обыкновенных Александров дает карликовые деревца японских садов. В итоге: Александр есть имя не самое глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное.

АЛЕКСАНДРА. Не только не похожа, но даже противоположна Александру. Если Александр нуждается в обильном питании и без такового личность вырастает несколько захиревшей, то тем более она хиреет и ломается, когда к женской природе предъявляются требования характерно мужские. Психологически этот внутренний разлад сказывается отсутствием гибкости, грубоватос-тью, неприспособляемостью. Александра надтреснута, надтреснута онтологически, а потому и психологически, и нравственно.

АЛЕКСЕЙ. И в звуках, и в свойствах этого имени содержится неравновесие, потому неустойчивость, отсутствие стояния и потому - движение. Но движение это определяется не изнутри, а извне, внешним притяжением. Движение Алексея не активно, а пассивно. Для него характерны сравнительная тонкость и несплоченность сознания. Это - рыхлое сознание, легко расторгающееся и обнаруживающее то, что под ним. Такое сознание свободно пропускает сквозь себя непосредственное воздействие внешнего бытия на внутреннюю сущность и обратно. В Алексее - беззащитность, если не в грубом смысле, то в более внутреннем. Ум тонкий. Это ~ ум капризный и прихотливый, то проницательный, то отказывающийся действовать. С Алексеем хорошо вот сейчас - и будь этим доволен: не рассчитывай, что и впредь будет хорошо на той же почве общения. Алексей - человек с уязвленным самолюбием, но он не горд, поэтому душевно не разлагается. Имя Алексей мало способствует проявлению мужественности. АННА. Ум Анны отличается остротой. Но каков бы он ни был, его значительно превосходят по развитию более глубокие силы, коренящиеся в подсознательном. Разум не может поспеть за ними и потому относится к интуитивной глубине личности пассивно, предоставляя ей увлекать себя. Поэтому он вообще не получает систематического роста и не усваивает привычки к сознательной и самостоятельной работе. Интеллектуальной работы Анна недолюбливает, старательно ее избегает, ссылаясь на неумение. Художество и вообще искусство также чужды ей. Нравственная область ~ вот то, что занимает преимущественно сознание Анны, т. е. именно то, чего нет в ее восприятиях из глубины.

ВАСИЛИЙ. Имя это этимологически означает царский, царственный. Его интеллект быстро схватывает отношения вещей, людей и событий; он не теряется в многосложности жизненных отношений. Организаторство, организационная способность дороги Василию; но не то Организаторство, которое служит внешнему единократному достижению поставленной цели, следовательно - не политика и не тактика как таковые, а организация по внутреннему смыслу, в которой может быть и политика, и тактика, но в качестве подчиненных моментов. Василий знает, чего хочет: поставив перед собой цель, он настой- чиво стремится к ней. Не задаваясь несбыточным, Василий идет медленно, не теряя достигнутого, без срывов. Эта способность к целесообразной деятельности определяется в Василии непосредственностью связи его воли с разумом. В силу своей основной склонности охватывать кругозором обширный круг явлений и считать себя ответственным за него, Василию кажется необходимым смотреть за всем кругом явлений, присматриваться к нему, чтобы ничто не ускользнуло от взора. Поэтому подозрительность - одна из черт, способная развиться у Василия.

СОФИЯ. Женский аспект мужского имени Василий. Будучи глубоко интуитивной София имеет интеллект служебным органом духа и потому не испытывает острых коллизий между интуицией и разумом. В ней есть воля к упорядоченности и центростремительность, в силу которой она склонна ориентироваться на ближайшем, ею организованном и устроенном. София властная и полагает, что власть по природе, по складу ее личности, конечно, должна принадлежать ей. София распорядительна, устроительна, обладает умением жить и организовывать жизнь; в это упорядочение жизни она вносит и искусство, и науку, которыми занята и к которым способна. Честность, свойственная Софии, проявляется в определенности и законченности выражений. Эта прямота может переходить в резкость, если не смягчается обхождением.

ВЛАДИМИР. Имя Владимир по строению и составу похоже на Василия, но сырее, стихийнее, расплывчатое, простодушнее. Во Владимире меньше чеканки. витиеватости, далеких планов и обдуманных ходов, меньше отчетливости мысли, интеллектуальной сложности, но больше непосредственной силы, непосредственных напора и отношения, чем в Василии. Владимиру свойственна некоторая неотчетливость оценок, которая при недисциплинированности воспитания легко приводит к распущенности поведения. Но этот уклон Владимира не имеет у него злобного характера, идет от широты натуры, связан с творческими началами жизни. Тут легче всего может проявиться его широкий ум, хотя и лишенный подлинной глубины; его доброта и другие положительные свойства весьма в нем изобильные. Владимир - дерево доброй породы, но ему нужна жирная почва- Достижения Владимира столь же обширны, сколь и непрочны. В них нет достаточной существенности. Его влечет все общее и притом не отвлеченно-теоретическое, а имеющее практические последствия, открывающие широкие организационные перспективы. Владимир мыслит, действует и живет в некотором разгорячении. Владимир есть Василий, выросший на русской почве.

ОЛЬГА. Имя Ольга близко к имени Владимир. Ольги обыкновенно имеют черты лица и фигуру значительные и скорее красивые, но не тонкие. Ум их сильный, выше среднего, кроме того, не формальный и не отвлеченный, а очень гибко приспосабливающийся к обстоятельствам и находящий наиболее правильный путь в достижении желаемого. В Ольге есть много душевного здоровья и уравновешенности. По душевному масштабу она не подходит под мерки большинства. Все черты ее характера крупнее обычного. В этом смысле она слишком далека от действительной и тем более искусственной хрупкости, может представляться не женщиной, по крайней мере в современном понимании женственности. В ней - душевное строение девы Валькирии, и таковую сопо- ставлять надо с соответственным мужским типом - витязя.

КОНСТАНТИН. Нет характера с большим непостоянством, нежели у Кон- стантина. В нем наиболее характерен какой-то немотивированный каприз, не- терпеливость к бытию, в том числе к самому себе, нервическая реакция на жизнь, стремление к непостоянству. Это человек, который не знает, чего хочет. Кон- стантин внутренне злится на весь свет и себя и, задав вопрос, не выслушивает ответа. Константин - натура одаренная и главным образом с тонкой чувстви- тельностью ко всякого рода внушениям. Он гордится своей чуткостью и при- выкает считать ее за единственно достойное качество, за признак превосходства. Но не имея в душе долга, он вообще лишен каких-либо длительных переживаний. Неровный в мыслях и оценках, Константин неровен и в отношениях к людям. Его душевное состояние напоминает мартовскую погоду, постоянную непостоянством и устойчивую неустойчивостью: за несколько минут трудно предугадать, что сделает Константин, и не только окружающим, но и ему самому. Это - и в хорошую, и в плохую сторону.

ЕЛЕНА. Имя это знаменует женскую природу. Елена - вечная женственность. Отсутствие в поведении и мыслях твердого начала, норм, преобладание эмоций, разрозненность и прихотливость душевной жизни - вот черты Елены. Ей не свойственна теоретическая деятельность ума, как не свойственно и незаинтересованное размышление. Но она способна достигать поставленных целей и проявлять большую умственную изворотливость и настойчивость. Это качество Елены при духовной невоспитанности легко переходит в хитрость. В Елене наиболее развита способность эмоционального отклика и воздействия на чувства окружающих. Елена, как и Константин, тонко чувствует происходящее, как и он, способна к неожиданным капризам и прихотям.

НИКОЛАЙ. Для Николая наиболее характерно действие, направленное вовне. В себе он не находит простора и предмета самораскрытия. Его жизнь - в деятельности. Деятельность эта безостановочна, потому что Николай не дает себе ни отдыха, ни сроку, почитая ее своим долгом. У Николая редко бывают сомнения, что и хорошо, и плохо. Это характер, в котором нет плавных и упругих линий, он весь состоит из отрезков прямых. Его неустанная деятельность, в большинстве случаев не имеющая материальной корысти, в значительной мере подвигается самолюбием, это необходимость доказать что-то себе и другим и оправдать собственное мнение о себе и своей должности. И тогда Николай может быть суровым и жестоким в своей прямолинейности, считая или стараясь убедить себя, что борется за правду, но на самом деле он недостаточно оценивает самолюбие. Николаю хочется быть благодетелем, и он почитает долгом своим быть таковым. К тому же по складу своему он добр. Обладая умом четким, силой внутреннего натиска и правдивостью, он может иметь и имеет успех в науках и искусствах. Но достигнутое им при всей ценности, порою силе и даже глубине обычно расплывчато, потому что состоит из отдельных беспорядочных и спорных завоевании, которые не связываются в одно целое полудоказанными и почти не доказанными счастливыми догадками, предчувствиями и волнениями мысли. Из всех имен Николай, может быть, наиболее ценит в человеке его человеческое достоинство. Он типичный горожанин и гражданин.

Павел - это прежде всего желание, томление, влечение. Предмет его желания - совершенная форма, платоновская идея, духовность. Павел может глубоко падать, может восставать и бунтовать. Диапазон его обширен - он может быть хороший или плохой, святой или многогрешный. Павел не может быть преступником в правовом понимании. В этом имени Воля и Вера - два полюса, между которыми распространяется строение личности. Другие стороны и элементы духовной организации могут быть также сильными, но в них нельзя искатьт характерного. Павел - носитель активности, что ведет к внутреннему столкновению с самим собою и к внешнему - с окружающими. Жизнь этого имени есть неустанное напряжение и усилие и соответственно недопустимость отдыха и расслабления, хотя бы кратковременного. Внутреннее противоречие разрывает плавную кривую его жизни, поэтому основное ощущение - страдание, связанное с природой имени, но вместе с тем лишь утверждающее основную веру Павла в необходимость воплотить в жизнь начало духовное.

ЛЮДМИЛА. Грубиянка, и такова не по какой-либо случайности: у нее сильные порывы, но грубые. Людмила не хочет чего-либо определенного, не добивается этого и вообще сама не знает, чего хочет. Ей тягостна тихая речь, а нужны выкрики. Тепло, уют, довольство ею отвергаются с негодованием. Людмила всегда хочет эффекта. Это преувеличенно честная натура. Все представляются ей дряблыми, вялыми, фальшивыми, она признает только героев и склонна в том или в другом время от времени усматривать идеальный облик героя. Людмила - героическая натура, может быть, не столько даже героическая, сколько желающая быть таковой. Ей ненавистно довольство, но там, где несчастье и горе, она на своем месте. Сестра милосердия, фельдшер, маркитантка, революционная деятельница - тут она незаменима. Не отличаясь особо глубоким умом, чуждая созерцания, она нередко со своим порывом, грубостью умнее умных.

ВЕРА. В этом имени есть странное сочетание безрассудности и последовательности, поэтических истоков и безысходной скуки. Отдельные поступки Веры очень логично вяжутся между собою, но в целостности они рассматриваются как оскорбляющие здравый смысл и вызывают сопротивление, а то и возмущение. Вера в основных своих решениях непредсказуема не только для окружающих, но и для себя самой. Она вдруг ломает расчеты, традиции, приличия. Но далее она уже не возвращается к прежнему и делает свой поступок началом нового связного рода, т. е. новых расчетов, новых традиций и новых приличий. Иначе говоря, она идет путем новым по направлению, но обычным по характеру. Вступление на него трагично и легко может привести к гибели. В своем мышлении, как и в поступках, Вера четка и определенна, но она и жертвенна. Ее влечет к жертвенности страстно и неудержимо.

МИХАИЛ. За Михаилом прочно установилось сравнение его с медведем, как и, наоборот, общепризнанно имя последнего - Мишка. Медведь - добродушный увалень, но он же весьма ловок и яростен, когда придет время. Для него характерны не просто неповоротливость и тяжеловесность, но и двойственность природы. Было бы крайней ошибкой думать о вялости его темперамента, о внутренней медлительности, заторможенности душевных движений. Вопреки обычному толкованию Михаил - вовсе не флегматик, и стихия его - отнюдь не вода, а огонь. Но его физическое и душевное тело, включая всю организацию органов. - это тело большой инерции и внутреннего трения, оно отстает от велений, идущих изнутри, и выносит их наружу со значительным опозданием. Тугой, тяжелый, может быть, заржавелый механизм управляется Михаилом, и неминуемы медлительность и неровность хода, трудность движений, усталость управителя. Вместе с тем имя Михаил - противоположность земной косности. Михаил может быть и нравственным, и безнравственным. Михаилу требуются большие внутренние усилия и напряжение воли, чтобы достичь желаемого. Ему приходится карабкаться, прежде чем он доберется туда, куда большинство других приходят легко. Поэтому дело Михаила, несмотря на вложенные в него усилия, обычно бывает незначительно и не находит себе полного признания и высокой оценки. Отсюда его неудовлетворенность, а то и раздражение из-за несоответствия усилий и внешнего признания и успеха.

ЕКАТЕРИНА. Наиболее близкое к Николаю его женское дополнение. Правдивость, бескорыстие, открытость действий, избегание кокетства, стремление держать свой облик незапятнанным чем-либо низким характеризует Екатерину. Она - натура героическая, а за неимением повода к красивому героизму склонна придумывать поводы к нарочито высоким чувствам и поступкам. Екатерина обычно бывает красива общепонятной здоровой красотой. Роста выше среднего, осанистая, с чертами лица не мелкими, скорее, крупными и определенными, Екатерина сразу заметна. Точно такие же н ее душевные свойства: неглупая, величественно-спокойная и благожелательная, порою добрая. Имея вкус и такт, она не поставит себя в унизительное, смешное или глупое положение. Екатерина не кокетка в смысле обмана и неискренности, но в ней мало переливов и игры, чтобы быть искренней: она ничего не скрывает, а потому ей и нечего открывать. Как натура крепкая, без внутренних противоречий и осложнений, не имеет внутренних задержек непосредственным своим движениям. Она легка в отношениях, приветлива и предупредительно оказывает внимание окружающим. По характеру ей свойственна бодрая веселость. Екатерина - первая среди многих и умная среди посредственности, как и добрая сравнительно с окружающим ее большинством. Остроты и усложненности она не имеет, ее достоинства и недостатки элементарны и общепонятны - это увеличенные качества среднего человека.

ДМИТРИЙ. Характер и весь облик значительный, натура с могучими задатками, но крайне несогласованными. Дмитрий страстен, и страсти его ~ не поверхностные влечения и увлечения, а глубокие. Дмитрий горд, и эта гордость влечет за собой прямоту и правдивость. Он привязан к еде и питью, к роскошной обстановке, склонен ценить внешний почет, а потому ему хочется денег, дающих и власть, и различные удовольствия. Это - тяжелое начало Дмитрия, которое делает его трудным в житейских отношениях и вместе с его внутренней заторможенностью служит препятствием к полному раскрытию его способностей. Дмитрий одарен значительно выше среднего, но гордость заставляет его требовать к себе большего, чем он способен, и, понимая свою недостаточность для этого, он предпочитает вовсе воздержаться и от того, на что способен.

Наиболее ясно и образно определил функции имени в истории человечества замечательный русский философ А. Лосев (философия имени. - М., 1927). Он писал; "Без имени было бы бессмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы... И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словом создан и держится мир..."

  1. "Социологические исследования", 1988-1990;
  2. Щёкин Георгий Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему виду и поведению: Учеб. пособие - К.: МАУП, 2001, с. 267 - 278;
  3. Юрченко М. Имена даёт нам небо? //Техника - молодёжи, 1991, №2 с.20-24; №7 с.21-22; №8 с. 17-18.

Ивановой Анны и Петуховой Дианы

Ивановой Анны и Петуховой Дианы по теме «Тайна имени»,

Научный руководитель

Актуальность темы : Имя… Как много тайн связано с этим словом… У каждого человека оно своё… Каждое имя интересно по-своему… Наша работа связана с исследованием многих имён. Но мы провели исследование не просто с отдельными именами, а даже сочинили сказку про имена учителей, работающих в нашей школе. Объектом

Предметом

Цель работы – узнать историю и происхождение отдельных людских имён, выяснить, как имена живут в языке, что обозначают и как влияют на человека. Для достижения поставленной цели было необходимо решить несколько задач :

При выполнении исследования были использованы разные методы

Существует гипотеза:

Данная работа будет полезна и интересна тем, что позволит обучащимся

Заключение:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аннотация исследовательской работы Ивановой Анны и Петуховой Дианы по теме «Тайна имени», выполненной обучающимися 8а класса, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар-Олы»

Научный руководитель : Метелева Ольга Николаевна, учитель русского языка высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Йошкар – Олы».

Актуальность темы : Имя… Как много тайн связано с этим словом… У каждого человека оно своё… Каждое имя интересно по-своему… Наша работа связана с исследованием многих имён. Но мы провели исследование не просто с отдельными именами, а даже сочинили сказку про имена учителей, работающих в нашей школе. Объектом изучения являются имена (мужские и женские).

Предметом исследования нашей работы является та информация, связанная с людскими именами.

Цель работы – узнать историю и происхождение отдельных людских имён, выяснить, как имена живут в языке, что обозначают и как влияют на человека. Для достижения поставленной цели было необходимо решить несколько задач :

  1. Подобрать определенное количество имён.
  2. Найти интересную и занимательную информацию, связанную с этими именами.
  3. Обобщить полученные данные и прийти к определенному заключению.

При выполнении исследования были использованы разные методы : 1.поисковый и аналитический;

2.описательный метод с приёмами наблюдения;

3. приём систематики и классификации;

Существует гипотеза: Имена несут колоссальную нагрузку и оказывают влияние на их носителей.

Данная работа будет полезна и интересна тем, что позволит обучащимся обратить внимание на свои и чужие имена, расширит кругозор обучающихся.

Заключение: Наше исследование показывает, что многие имена возникли в глубокой древности. Отдельные претерпели существенные изменения, другие возникли в связи с развитием науки и техники. К имени нужно относиться с уважением, знать его происхождение, корни. Ценить и любить имя, дорожить им, как огромной ценностью.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы»

Реферат на тему:

«Тайна имени»

Выполнили:

обучающиеся 8а класса

Иванова Анна,

Петухова Диана.

Научный руководитель:

учитель русского языка

Метелева О.Н.

Йошкар-Ола

2013

  1. Введение……………………………………………………………4
  2. Основная часть
  1. История имён……………………………………………………5
  2. Русские имена иноязычного происхождения…………………10
  3. Имена-новинки………………………………………………….11
  4. «Сказка про имена»…………………………………………….12
  1. Заключение…………………………………………………………18
  2. Список используемой литературы………………………………..20

Цели и задачи

  1. Познакомиться с именами учителей;
  2. Расширить представления об именах в целом;
  3. Выявить, какие имена чаще всего встречаются.

Введение

Имя даётся человеку один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но редкий сможет объяснить его значение.

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами? Как могло случиться, что мы не знаем сути и даже удивляемся зачастую самой мысли о том, что человеческое имя может ещё что-то значить, кроме того, что оно называет какого-либо конкретного человека?

Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.

В языкознании есть целый раздел, который изучает человеческие личные наименования, и ведёт своё происхождение от древнегреческого слова onomastike, что в переводе на русский язык означает «умение выбирать имена».

Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражаются быт, верования, чаяния, художественное творчество народов, их исторические контакты. При этом имена у каждого народа связаны и с развитием производительных сил. Чтобы у данного народа, у русских, татар какое-либо имя появилось и начало употребляться, нужны определенные культурно-исторические условия. Поэтому-то оказывается, что почти все имена людей несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

История имён

Общим законом для всех языков, несмотря на чрезвычайную пестроту личных имён и несхожесть принципов именования, является то, что личные имена имели все люди во все времена и во всех цивилизациях.

Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают.

История русских имён своими корнями уходит в очень отдалённую эпоху и тесно связана с историей русского народа и его языка.

Около четырёх тысяч лет тому назад на равнинах, раскинувшихся между реками Одрой, Вислой и Днепром, жили племена славян. В течение последующих веков они заселили все соседние земли: на запад – до реки Эльбы, на восток – до среднего Поволжья.

Когда начался процесс объединения племён, славяне, жившие на востоке Европы, по Днепру, Волхову и верховьям Волги, положили начало русской народности.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

В одних случаях человек характеризовался по какому-либо внешнему признаку, в других – по моральным качествам, по положению в племени или в семье, по отношению к нему его родителей и сородичей, а иногда – по роду его занятий. Последнее было возможно потому, что имена давались не только в раннем детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским».

Вот несколько древних русских имён-характеристик:

По внешности человека: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш;

по черте человеческого характера: Добр, Храбр, Горд, Молчан, Баян, Умник, Дурак;

по месту в семье: Первый, Второй, Друган, Третьяк, Ждан, Нечай, Меньшак, Старшой;

по профессии: Кожемяка.

Впервые столкнувшись с такими именами, кое-кто может не поверить в их подлинность, скажет, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков, и каждое из них может быть документально подтверждено. А что касается того, то это – клички, прозвища, то с этим нельзя не согласиться, так как никакой разницы между прозвищем и именем в Древней Руси не было.

В древней рукописной книге « Начальная русская летопись» упоминается, например, вождь восточнославянского племени древлян по имени Мал.

Что значит это имя? Да ничего иного, кроме того, что владелец его был невысок ростом. Имя князя было краткой, но весьма категоричной характеристикой его. По такому имени-примете князя легко было отыскать в толпе его рослых воинов. Имя Мал нам кажется смешным, но тысячу лет тому назад никому и в голову не приходило видеть в нём какое-нибудь умаление княжеского достоинства, так как такое имя-характеристика было обычным и воспринималось как нечто должное.

Имена Храбр и Добр обнаружены тоже в древних летописях. Они говорят о высоких моральных качествах их носителей.

Имя Добрыня (Добр ; означающее «очень добрый», «очень хороший») широко известно по чудесным русским былинам. Богатырь Добрыня Никитич – один из трёх могучих русских воинов, изображённых знаменитым художником Виктором Михайловичем Васнецовым на его картине «Богатыри».

Ждан, например, значит «тот, кого ждали». Такое имя получали те дети, рождение которых было долгожданной радостью.

Противоположным по смыслу было имя Нечай ; оно было антонимом слова Ждан. Нечай – это «тот, кого не чаяли», не ждали.

Имена типа Первый , Второй возникали в больших семьях, где число детей часто переваливало за десяток. В таких случаях трудно было подбирать имена-характеристики многочисленным наследникам, нумеруя их в порядке появления на свет. Имя выбиралось просто: появился на свет первым – получай имя Первый или Первак ; родился вторым – будешь Второй , или Друган , или Другаш . Третий по счёту сын получал имя Третий или Третьяк, и так далее вплоть до Девятого .

Такие имена-числительные встречались не только у русских, но и у славян вообще, а также у других народов Европы. Довольно распространены они были у древних римлян: Квинт – «Пятый», Секст – «Шестой», Септимий – «Седьмой», Октавий – «Восьмой», Ноний – «Девятый», Децим – «Десятый».

В русский язык в своей латинской форме пришло одно из них – женское имя Нонна, что значит «Девятая».

Имя Меньшак (Меньшик, Меньшой ) давалось младшему сыну, а первенец в такой семье получал название Старшого.

Кожемяка – значил, «мастер по выделке кож, тот, кто кожи мякает».

Селянин означает крестьянин, пахарь. Селянин известен из народной былины «О Вольге и Микуле».

Интересно происхождение древнего имени Баян. Его носил поэт и музыкант-импровизатор XI века, певший свои песни на княжеских пирах под звуки своих гуслей. Это был талантливый исполнитель. За высокую одарённость, за умение красиво «баять» и получил он своё необычное имя. Отзвуком этого имени является слово б а я н – название музыкального инструмента.

Вера в особую магическую силу слова привела наших предков к мысли о том, что личное имя человека способно не только отражать характер, но и формировать его. Они думали, что слово способно сделать человека таким, каким хотят его видеть называющие люди. Поэтому древние славяне стали использовать в качестве личных имён названия животных, птиц, растений, различных предметов: волк, медведь, соловей, жук, орёл, щука, дуб, берёза и т.д.

Древние люди рассуждали: да, волк некрасив, но он силён, смел и вынослив. Эти свойства полезны человеку. Почему бы не воспользоваться словом «волк» как личным именем, если оно способно передать желаемые качества носителю имени. Поэтому в Древней Руси можно было нередко встретить мужчин с грозным «звериным» именем.

Имя Волк носили не только люди в далёких лесных селениях, но и знатные вельможи, жившие в Москве и занимавшие высокие государственные посты.

Известно, что в 1492 году из Москвы в Вену был отправлен в качестве посла опытный русский дипломат Волк Курицын.

Имя Соловей давалось в древности талантливым певцам. Былинный герой Соловей-разбойник губил «честной народ» на лесной дороге из Чернигова в Киев. За что же он получил это птичье имя?

За то, что не только умел свистеть так, что «травушки-муравушки к земле приклонялися, а людишки все замертво падали», но и хорошо пел, был настоящим «соловьём».

Были на Руси и «знатные» или «княжеские» имена.

Обычные русские имена имели в своём составе один корень, «княжеские» имена били двуосновными, образовывались чаще всего из таких слов, как мир, слава, воин, броня, путь, солнце, власть, месть.

Это такие имена: Борислав, Буеслав, Всеслав, Ростислав, Святослав, Володимир, Радомир, Дорогомир, Всеволод, Рогволод, Всегорд , Путивой и другие.

Буеслав – значит «буйный славою», «широко известный», «популярный».

Буй – «необычайно сильный», «неукротимый».

Рогволод значило «владыка стад», «владелец рогатого скота», то есть «богатый».

Путивой – «путь воина» или «предшествующий воин».

Древние женские имена делились на «простые» и «знатные». К простым относились такие, как Голуба, Добрава, Досада, Ждана, Забава, Лебедь, Любава, Милава и другие.

Знатными считались: Болеслава, Верхослава, Горислава, Доброгнева, Звенислава, Рогнеда.

Доброгнева – значит «добрая», Забава – «бойкая», «забавная», «весёлая»; Милава – «милая», «любимая».

Большинство древних исконно русских женских имён со временем вышло из употребления, хотя они были красивы и поэтичны.

Лишь некоторые были возвращены к жизни выдающимися поэтами XVIII – XIX веков в их произведениях.

А.С. Пушкин включил в «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» древнее имя Чернава .

Злая царица

Чёрной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Везть царевну в глушь лесную…

Пушкин не только дал портретную характеристику (Чернава означает «смуглянка», «брюнетка»), но и показал, в каком бесправном положении находилась она при дворе злой царицы.

Василий Андреевич Жуковский назвал свои романтические баллады «Светлана» и «Людмила». С его лёгкой руки два красивых славянских имени прочно вошли в нашу жизнь.

Но годы сохранили лишь немногие старинные имена.

Русские имена иноязычного происхождения

Первые иноязычные имена были принесены к восточным славянам

в IX веке норманнами. Эти имена знакомы нам ещё со школьной скамьи: Рюрик, Аскольд, Игорь, Олег, Ольга.

На Руси некоторые подвергались переделке и стали звучать иначе: Хельгл – Ельг – Олег; Хельгла – Ельга – Ольга.

Имя Аскольд можно перевести как «золотой топор». Оно указывает на воинственные характер и дворянское происхождение владельца

Имя Игорь можно считать равнозначным современному слову «хранитель», «гвардеец», «отличный воин».

Простые люди не всегда понимали иноязычные имена и не любили их. Использовать эти имена обыкновенным людям было запрещено.

Однако через сто с небольшим лет после появления варягов на Руси восточным славянам пришло не только признать многие скандинавские имена, но и заменить свои древние, исконно русские имена новыми, чужими, иноязычными.

В 988 году в Киеве, во время обряда «крещения» русских жителей загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое «языческое» имя. Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.

Но прошло немало времени, прежде чем новые имена закрепились в языке.

Имена-новинки

Список имён со временем изменяется, обновляется. Одни имена забываются, другие становятся очень популярными.

Так распространению таких имён, как Авдотья, Лукерья, Аксинья, Антон способствовали передовые писатели.

Так А.С. Пушкин сделал популярными имена Ольга, Татьяна, Евгений, Владимир.

Процесс обновления имён усилился после Великого Октября.

В первые годы после революции у нас в стране появилось немало Робертов, Маратов, Феликсов.

Довольно популярным было имя Владимир, как дань уважения к личности основателя нашего государства – В.И. Ленина.

Появились имена Владлен, Владилен, Нинель, Труд Искра, Революция, Октябрина.

Развитие науки и техники принесло такие имена: Ракета, Электрон, Идея, Эра, Лирика…

Тайна имени

Работая над этой темой, мы решили узнать, какие имена есть у учителей нашей школы, что они означают, насколько популярны.

Наши исследования представляем в необычной форме – в виде сказки.

Сказка про имена

(А царство это находилось по адресу: РМЭ г. Йошкар-Ола ул. Соловьёва, 39 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»).

Было их двадцать девять.

Жили, не тужили…

Вышло вперёд имя Людмила (Приложение 1) и говорит:

  • Я и Никитична, у замдиректора по учебно-воспитательной работе Тулаевой Людмилы Никитичны; я и Викторовна, у замдиректора по научно-методической работе Хорошавиной Людмилы Викторовны,;я и Сергеевна, у педагога-психолога и учителя ИЗО Высотиной Людмилы Сергеевны; я и Ионовна, у учителя технологии и черчения Матвеевой Людмилы Ионовны; я и Ивановна, у Курильной Людмилы Ивановны, учителя физики математики в детской республиканской больнице.

Я – главное.

Тут возразило имя Елена (Приложение 2)

Как так! Я главней.

Я и Александровна, у учителя математики Шикериной Елены Александровны; и Семёновна; у учителя марийского языка и ИКН Зыковой Елены Семёновны; и Васильевна, у учителя физической культуры Максимовой Елены Васильевны, и Николаевна, у учителя истории Милютиной Елены Николаевн;, и Леонидовна, у логопеда Плотниковой Елены Леонидовны, и Евгеньевна, у учителя русского языка и литературы детской республиканской больницы Устюжаниной Елены Евгеньевны.

Я – главное.

Три Валентины (Приложение 3) (у Лыжиной Валентины Константиновны, учителя начальных классов; у Шарутиной Валентины Сергеевны, учителя математики; у Лежниной Валентины Аркадьевны, учителя истории и географии) заявили, что их «тройка» самая старшая, и все они работают в детской республиканской больнице.

А три Марины (Приложение 4) , наоборот, молодостью хвастали (у Герасимовой Марины Юрьевны, учителя музыки; у Егоровой Марины Николаевны, учителя английского и немецкого языка; у Лалаевой Марины Сергеевны, старшей вожатой).

Три Нины (Приложение 5) , самые мудрые, решили понаблюдать за происходящим со стороны и сели в мягкие кресла (у Сорокиной Нины Тимофеевны, учителя химии; у Токаревой Нины Александровны, учителя начальных классов; у Моисеевой Нины Михайловны, учителя марийского языка и ИКН).

Активные Ольги (Приложение 6) , которых тоже было три (у Метелевой Ольги Николаевны, учителя русского языка, литературы и МХК; у Кирьяновой Ольги Георгиевны, учителя математики; у Козловой Ольги Николаевны, учителя физики и математики), решили выступить дипломатами.

В это время три Надежды (Приложение 7) стояли в сторонке, терпеливо ожидая чего-то хорошего (у Мифтаховой Надежды Ипполитовны, учителя обществознания и истории; у Декиной Надежды Александровны, учителя русского языка и литературы; у Кудрявцевой Надежды Константиновны, учителя английского языка).

Татьяне (Приложение 8) (у Даниловой Татьяны Витальевны, учителя начальных классов);

Оксане (Приложение 8) (у Лангольф Оксаны Григорьевны, учителя русского языка и литературы);

Римме (Приложение 9) (у Васильевой Риммы Емельяновны, учителя английского языка);

Наталье (Приложение 10) (у Бобыкиной Натальи Владимировны, учителя биологии и химии);

Зое (Приложение 11) (у Виногоровой Зои Вячеславовны, замдиректора во воспитательной работе, учителя ИКН);

Олесе (Приложение 12) (у Акимовой Олеси Владимировны, учителя информатики и математики);

Дарье (Приложение 13) (у Андреевой Дарьи Дмитриевны, учителя начальных классов);

Ирине (Приложение 14) (у Осокиной Ирины Михайловны, учителя начальных классов);

Фаине (Приложение 17) (у Шатуновой Фаины Александровны, учителя математики);

Радине (Приложение 18) (у Хабибрахмановой Радины Бадутовны, учителя географии);

Ларисе (Приложение 19) (у Киртаевой Ларисы Валерьевны, социального педагога);

Анне (Приложение 20) (у Шубёнкиной Анны Николаевны, руководителя кружковой работы);

а также

Динаре (Приложение 21) (у Липатовой Динары Рамильевны, учителя английского языка);

Маргарите (Приложение 22) (у Щегловой Маргариты Павловны, учителя технологии);

Светлане (Приложение 23) (у Марасановой Светланы Анатольевны, учителя русского языка и литературы в детской республиканской больнице);

Алевтине (Приложение 24) (у Попениной Алевтины Валентиновны, учителя русского языка и литературы в детской республиканской больнице);

Галине (Приложение 25) (у Артемьевой Галины Сергеевны, учителя начальных классов в детской республиканской больнице);

Алёне (Приложение 26) (у Лаптевой Алёны Николаевны, учителя истории);

Яне (Приложение 27) (у Метелевой Яны Владимировны, руководителя кружковой работы).

Два Андрея (Приложение 28) , как самые мужественные, везунчики, балагуры, весельчаки, решили, что срочно нужно всех помирить, и сели за стол, покрытый бархатной скатертью, начали уговаривать женские имена успокоиться.

На помощь поспешило имя Иван (Приложение 29) у самого Ивана Валерьевича Иванова, директора сказочного царства-государства, которое основательно разобралось в этом недоразумении.

Оно опиралось на уравновешенную мягкость Лазаря Гавриловича Миронова (Приложение 30) , учителя физики в детской республиканской больнице; благорасположенность Максима Петровича Бекешева (Приложение 31) , учителя физической культуры; общительность Николая Анатольевича Чудиновских (Приложение 32) , руководителя кружковой работы.

Тут и сказке конец.

А кто слушал – молодец.

Добрым молодцам урок.

Имя дано при рожденьи,

То родителей решенье.

Будет жизнь с тобою жить

И называть, а ты – любить.

Береги его ты с честью,

Сладким «не корми» и лестью.

Уважай себя, других,

Имён много дорогих.

Тайна есть у каждого,

Знать об этом важно.

Вас сегодня просветили,

Свою сказку сочинили.

Вам по нраву или нет?

Сей час дайте нам ответ.

Заключение

Так как в нашей школе работают в основном учителя – женщины, то вполне понятно, почему больше нам встретилось женских имён.

Среди них на первом месте имя Елена (у шести учителей), Людмила (у пяти учителей). Имена Марина, Нина, Ольга, Надежда, Валентина держатся на втором месте. Эти имена и будут наиболее популярными.

Что значит имя для меня?

Наверно, очень много.

Ведь от того, как назван я,

В мир предстоит дорога.

В языкознании есть раздел,

Зовется ономастикой,

Он изучает имена,

Уменье выбрать счастливо.

Давно давали имена

По признакам, по качеству,

И даже в книгах иногда

Примеры есть чудачества.

Мал, Бел, Косой, Рябой, Баян,

Молчан, Друган, Нечай и Ждан.

А были Волк, Медведь, Береза,

Не имена, кому-то слёзы...

Делились все на два ряда:

Простые или знатные,

Но с точки зрения Руси,

Сомнений нет, понятные.

Шли годы, к нам пришли норманы,

Везя Аскольда и Туман.

Десятый век - Руси крещенье,

И именами злоключенья.

Нечаи, Лебеди, Жданы

Вдруг превратились в Кириллы, Анны.

Октябрь по стране прошел,

Маратов, Энгельсов нашел.

Потом черед Эр и Ракет,

Как хорошо, что Конфет.

Сейчас имен у нас не счесть,

Хотелось рассказать, что есть.

Какие - у учителей

Средь молодых и повзрослей,

Чье популярно, а чье - нет.

На все хотелось дать ответ.

Шесть раз «Елена» повторилось,

Пять раз «Людмила» проявилось,

По три «Надежда» и «Марина»,

И «Нина», «Ольга», «Валентина».

Есть единичны имена,

Природа так распорядилась.

Жизнь долгая для всех важна,

И ничего, что не случилось.

Тогда нам будет, что сказать.

Всем вам спасибо за вниманье

Нам - за работы со стараньем.

Проблем неразрешенных много,

Пусть солнце осветит дорогу...

Список использованной литературы:

  1. Лосев А.Ф. Вещь и имя.- М.: Просвещение, 1989.
  2. Угрюмов А.А. Русские имена. – Вологодское книжное издательство, 1962.
  3. Юрченко М. Имена даёт нам небо?/ Техника – молодёжи, 1991, № 2.

Предварительный просмотр:

Сказка про имена

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были имена.

(А царство это находилось по адресу: РМЭ г. Йошкар-Ола ул. Соловьёва, 39 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»).

Было их двадцать девять.

Славянские, латинские, греческие, персидские, шумерские, скандинавские, арабские…

Женские и мужские. Правда, женских было больше.

Жили, не тужили…

Но вот однажды стали они меж собой спорить: какое из них в царстве главное.

Вышло вперёд имя Людмила и говорит:

Я и Никитична, у замдиректора по учебно-воспитательной работе Тулаевой Людмилы Никитичны; я и Викторовна, у замдиректора по научно-методической работе Хорошавиной Людмилы Викторовны,;я и Сергеевна, у педагога-психолога и учителя ИЗО Высотиной Людмилы Сергеевны; я и Ионовна, у учителя технологии и черчения Матвеевой Людмилы Ионовны; я и Ивановна, у Курильной Людмилы Ивановны, учителя физики математики в детской республиканской больнице.

Я – главное.

Тут возразило имя Елена.

Как так! Я главней.

Я и Александровна, у учителя математики Шикериной Елены Александровны; и Семёновна; у учителя марийского языка и ИКН Зыковой Елены Семёновны; и Васильевна, у учителя физической культуры Максимовой Елены Васильевны, и Николаевна, у учителя истории МИлютиной Елены Николаевн;, и Леонидовна, у логопеда Плотниковой Елены Леонидовны, и Евгеньевна, у учителя русского языка и литературы детской республиканской больницы Устюжаниной Елены Евгеньевны.

Я – главное.

Сразу несколько имён заспорили друг с другом, кто лучше, главней, краше…

Три Валентины (у Лыжиной Валентины Константиновны, учителя начальных классов; у Шарутиной Валентины Сергеевны, учителя математики; у Лежниной Валентины Аркадьевны, учителя истории и географии) заявили, что их «тройка» самая старшая, и все они работают в детской республиканской больнице.

А три Марины, наоборот, молодостью хвастали (у Герасимовой Марины Юрьевны, учителя музыки; у Егоровой Марины Николаевны, учителя английского и немецкого языка; у Лалаевой Марины Сергеевны, старшей вожатой).

Три Нины, самые мудрые, решили понаблюдать за происходящим со стороны и сели в мягкие кресла (у Сорокиной Нины Тимофеевны, учителя химии; у Токаревой Нины Александровны, учителя начальных классов; у Моисеевой Нины Михайловны, учителя марийского языка и ИКН).

Активные Ольги, которых тоже было три (у Метелевой Ольги Николаевны, учителя русского языка, литературы и МХК; у Кирьяновой Ольги Георгиевны, учителя математики; у Козловой Ольги Николаевны, учителя физики и математики), решили выступить дипломатами.

Стали уговаривать остальных не ссориться.

В это время три Надежды стояли в сторонке, терпеливо ожидая чего-то хорошего (у Мифтаховой Надежды Ипполитовны, учителя обществознания и истории; у Декиной Надежды Александровны, учителя русского языка и литературы; у Кудрявцевой Надежды Константиновны, учителя английского языка).

Остальных имён было только по одному.

Хотели они в споре поучаствовать, но их никто и слушать не стал.

Им пришлось надеяться лишь на чудо:

Татьяне (у Даниловой Татьяны Витальевны, учителя начальных классов);

Оксане (у Лангольф Оксаны Григорьевны, учителя русского языка и литературы);

Римме (у Васильевой Риммы Емельяновны, учителя английского языка);

Наталье (у Бобыкиной Натальи Владимировны, учителя биологии и химии);

Зое (у Виногоровой Зои Вячеславовны, замдиректора во воспитательной работе, учителя ИКН);

Олесе (у Акимовой Олеси Владимировны, учителя информатики и математики);

Дарье (у Андреевой Дарьи Дмитриевны, учителя начальных классов);

Ирине (у Осокиной Ирины Михайловны, учителя начальных классов);

Фаине (у Шатуновой Фаины Александровны, учителя математики);

Радине (у Хабибрахмановой Радины Бадутовны, учителя географии);

Ларисе (у Киртаевой Ларисы Валерьевны, социального педагога);

Анне (у Шубёнкиной Анны Николаевны, руководителя кружковой работы);

а также

Динаре (у Липатовой Динары Рамильевны, учителя английского языка);

Маргарите (у Щегловой Маргариты Павловны, учителя технологии);

Светлане (у Марасановой Светланы Анатольевны, учителя русского языка и литературы в детской республиканской больнице);

Алевтине (у Попениной Алевтины Валентиновны, учителя русского языка и литературы в детской республиканской больнице);

Галине (у Артемьевой Галины Сергеевны, учителя начальных классов в детской республиканской больнице);

Алёне (у Лаптевой Алёны Николаевны, учителя истории);

Яне (у Метелевой Яны Владимировны, руководителя кружковой работы).

Должно было случиться непоправимое, но… неожиданно пришли мужские имена.

Два Андрея, как самые мужественные, везунчики, балагуры, весельчаки, решили, что срочно нужно всех помирить, и сели за стол, покрытый бархатной скатертью, начали уговаривать женские имена успокоиться.

Это были имена, принадлежавшие Андрею Юрьевичу Саватееву, преподавателю-организатору ОБЖ, и Андрею Варсонофьевичу Ильину, старшему вожатому.

На помощь поспешило имя Иван у самого Ивана Валерьевича Иванова, директора сказочного царства-государства, которое основательно разобралось в этом недоразумении.

Оно опиралось на уравновешенную мягкость Лазаря Гавриловича Миронова, учителя физики в детской республиканской больнице; благорасположенность Максима Петровича Бекешева, учителя физической культуры; общительность Николая Анатольевича Чудиновских, руководителя кружковой работы.

Наконец решили имена, что нет в царстве главного, все хороши, каждое по-своему…

Тут и сказке конец.

А кто слушал – молодец.

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Имя дано при рожденьи,

То родителей решенье.

Будет жизнь с тобою жить

И называть, а ты – любить.

Береги его ты с честью,

Сладким «не корми» и лестью.

Уважай себя, других,

Имён много дорогих.

Тайна есть у каждого,

Знать об этом важно.

Вас сегодня просветили,

Свою сказку сочинили.

Вам по нраву или нет?

Сей час дайте нам ответ.

В роли сказочников-исследователей выступили Полушин Сергей и Петров Иван.

Благодарим за внимание.

После того, как в »ТМ» №3, 7 и 8 за этот год были напечатаны краткие расшифровки имен, читатели потребовали серьезнее подойти к теме «Имена дает нам небо» и предоставить слово специалистам. Пришлось их искать. Оказалось, что влияние имени на «имяносителя» еще в начале нашего века исследовал русский философ и богослов, математик и инженер Павел Александрович Флоренский, затем к этой теме обратились Алексей Федорович Лосев и Сергей Николаевич Булгаков.

О взглядах и идеях, которые они развивали в своих работах, мы попросили рассказать выпускника МИФИ бывшего старшего научного сотрудника, а ныне дьякона Русской православной церкви Александра Петровича МУМРИКОВА.

Тайна или таинство имени?

Существовало какое-то (роковое) соответствие между этим человеком и его именем.

Оноре де Бальзак

Так что же такое имя? Ярлык, данный человеку при рождении, метка, по которой его можно выделить из толпы, или некий информационный пароль, квинтэссенция его личности? Действительно ли существует, как утверждает Бальзак, какая-то взаимосвязь между именем человека и его судьбой или все тезки живут по воле Его Величества Случая? А если есть она, эта связь, тогда имя человека, видимо, нечто большее, чем просто средство коммуникации. Но что еще?

Произнесите имя близкбго вам человека. В сознании сразу всплывет знакомый облик - индивидуальность, манеры, характер... Слово вызвало поток ассоциаций. Но этим же словом «обозначены» и другие люди. И если вы захотите использовать слово-имя как информационную метку, опознавательный знак, скажем, при поиске адреса в справочном бюро, то придется добавить к нему отчество, фамилию, год рождения. Впрочем, в таких уточнениях нуждается не только имя, но и любое существительное. Произнося «стол», мы выделяем определенное множество предметов (столы, например, бывают и журнальные, и письменные, и обеденные) и исключаем все остальные (кровати, табуреты, автомобили и т.п.). Затем уже дополнения, прилагательные, контекст, наконец, позволяют выделить из множества нужную вещь. Мы пользуемся привычными названиями, даже не задумываясь, что каждое слово - своего рода имя предмета.

«В Ведах упоминается о Всеобщем ремесленнике, давшем имена вещам, в Библии говорится о том, что Адам при сотворении мира дал имена существам. Представление о словах как бывших именах вещей послужило началом учения о языке как о жесткой системе,- размышляет в

книге «Вероятностная модель языка» (1952 г.) профессор МГУ В.В.На-лимов.-Человеческое же имя -это реликтовое явление в нашей культуре... с именем связано именно то, что органически присуще только ему одному».

Привычку именовать вещи и существа человек пронес до нынешних времен. Ребенок начинает жизнь с того, что придумывает свой собственный «птичий» язык, где есть замены для многих труднопроизносимых названий. А в любой ребячьей компании каждому найдется кличка, которая так или иначе соответствует его характеру. Иной раз прозвище настолько прилипает к человеку, что становится своего рода вторым именем, ярко и точно рисующим личность, образ. Так, может быть, имя человеку нужно давать после того, как он окончательно сформируется? Попр.обуем разобраться.

В методологии науки принято различать «образ» и «символ». Образ - это совокупность знаков, которая в нашем сознании соотносится (подходит-не подходит) с определенным смыслом - статичным эталоном этого образа. Символ же, идея в отличие от образа в эталонах не нуждается. Он самостоятельно существует в некоем (гипотетическом) культурно-информационном поле и заключает в себе сообщение о духовной перво-реальности. Поэтому образ вторичен, он рождается как осмысление, осознание символа.

Итак, образ человека начинается с имени. Для того чтобы лучше представить процесс возникновения образа, необходимо смоделировать его. Но как это сделать?

Литература, как и математика,- прекрасный инструмент духовного и психологического моделирования. И не случайно Флоренский в своей книге «Имена» проследил зависимость образа от символа как раз на примерах создания литературных портретов, когда личность вымышленного героя заранее очищена писателем от шелухи бытовых влияний и, значит,

имя его может служить некой абстрактной символической категорией.

А подтолкнул философа к этому исследованию религиозный конфликт, который, впрочем, коснулся русской культуры в целом: имябор-цы ополчились на имяславцев. Последние вопреки официальному православию утверждали, что можно славить имя Бога, а не его самого. Произнося «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешного», они вкладывали в свою молитву сокровенный смысл: не отождествляя впрямую Бога с именем его, они почитали Имя как некую «звуковую икону». Произнося Божие имя, открытое христианам, они тем самым призывали Бога в материальный мир, а сами приобщались к миру духовному, под влиянием которого и формируется человеческая личность. Постулат этот, кстати, распространен и в других религиях: например, первейшей обязанностью мусульманина считается пятикратное повторение хвалы в адрес «Аллаха и Магомета, пророка его», или вспомните кришнаитов, их мантру: «Хари Кришна, хари, хари...»

Священный Синод осудил такое толкование за «магический уклон» и запретил его распространение. Культ имени (слова) низводит христианина, взывающего к Иисусу Христу, до уровня шамана, заклинающего языческих идолов. В 1910-1912 годах братия православных монастырей Старого Афона (тысяча человек) была отлучена от церкви и выслана из Греции в Россию.

Однако проблема имени (и слова!) гораздо шире чисто теологических споров имяславцев и имяборцев. Возможно, поэтому некоторых философов (вслед за о. Павлом) - Алексея Федоровича Лосева и о. Сергия Булгакова -постановление Священного Синода не остановило, а, напротив, подтолкнуло к исследованию того, как взаимодействуют, влияют друг на друга два мира - духовный и вещественный -

Тута это, – порицаю обратно йа вас, русские и россиянская нерусь всякие, за наше с вами отношение к именованиям своим. Ведь это же уму не постижимо чё мы такие есть - где это видано, чтоб имена не несли в себе очевидного смыслового значения!

Многие конечно в этом месте сейчас сказали в себе: «гон это – знаю я всё»; ой ли – скажу йа, - знаешь прям. В книжке что ль прочитало? Ню-ню… (Да и то сказать – ну если ты и впрямь всё этое знаешь – часто ли ты при знакомстве или в общении анализируешь реквизиты?)

И еще скажу – эт ты, может быть, знаешь – ты вон ваще и при кампе и при досуге; небось и воспитание какаоеникакаое получило и книжки, может даже, читаешь запойно. Но коков твой прОцент та?
Ты не народ и не его выразитель, ты не знаешь чем он живет. Ты лишь малая толика общего конгломерата. И при этом ты только и делаешь, что варишься в своём соку.
А офлайныши, если чё, это совсем другие люди, и то что очевидно для многих тутошних есть темный лес для тамошних.

Так и ага - поясню тебе детально, то, за что я тут рублюсь:
Было дело под Полтавой – Бог, Великий Творец существования и Жизни, по невыразимой милости Своего Совершенства, коснувшись сердца моего каменного животворил его, животворил мну, и как результат – обновил ум.
Ну и, стало мне всё новое нравится, канешъ.
И все такое.

Йа на тот момент уже Книгу та начитал мало-мало (спасибки великое Святому и родителям моим – позаботились) и даже мысль про «говорящие» имена уже формировалась помню, но после рождения свыше (Благословен Господь Благословенный), и особливо после раздумок и молений по сабжу, даровал Примиритель мне недостойному откровение.

А дело было так:
Решил йа постичь, почему это Бог Верный обещав послать Мессией царя Давида, как бы вдруг посылает Христом Господа нашего Иисуса, а гроб царя у вас до сего дня и кости его видели тление. о_О

Чего то тут не совсем налицо – осенило мня, – налицо совсем тут противоречие (а надо тебе знать, что если одно место Писания противоречит другому месту Писания, то это сигнал для тебя, знак – мол – исследуй эту тему досконально и ищи третье место писания и будет тебе хорошо. Если одно место Писания противоречит другому месту Писания, то противоречие ВСЕГДА ликвидируется третьим местом Писания – это так. Верен Обещавший!

Дал мне Владыко неложный, дал. И не по делам там или молениям моим дал (хотя канешъ обязательность молений обязательна, чё там – хоть кратенько взмолись с верой Милующему и будет тебе, если канеш Во Имя попросишь), а видимо дал именно в этот сосуд патамучта мудрые мира ето затемнили паходу. Но темни-нетемни, тема, от Господа которая, выйдет палюбэ, – все дела Совершенного известны Ему от начала – и мудрость мира будет постыжена немудрым мира. Да сбудется Писание!

Видимо потому и залил Благой это откровение в мой сосуд – паходу я соответствую определению «немудрое мира». (так классно быть в Господе, не понимаю йа вас, язычники - что вы сами себя обламываете как лошары!
Ну да вам жить-помирать, по большому счёту мне по барабану в какое посмертие вы пойдёте, йа лишь сам жажду всегда быть с Ним и в Нём, чтоб всегда вместе.
А за себя решай каждый сам на сам, хочешь во тьму внешнюю – топай. Если ты Совершённое не ценишь, то туда тебе и дорога. Хотя жалко канешь тебя, не фраер все-таки – френд близкий, но уж раз мечтаешь реализоваться временно – выбор твой).

Но вернемся к нашим баранам:

Стал йа, помню, нуждатся у Господа – чего за дела такие, как объяснять чуть-чего, – сам жеж не втыкаю если. А Дух Святый нашел на меня тем временем, и дал хотение и действие – Новый Завет сизначала обратно поисследовать мэшку.
Ага – дело верное!
И прикидай – не дочел йа и третью главу бро Матвея, как меня и осенило. Велик Отец Небесный, Велик и Славен внатуре!!!

Карочь – было дело под Иерихоном – сказал Иисус Христос братишке Иоанну Баптисту: «…надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение. И вот когда ОН вышел из воды (понимай правильно), то сразу же отверзлись Ему небеса, и Дух Божий как голубь сходил и ниспускался на Него. И чё самое интересное по сабжу – «и се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ, в Котором Моё благоволение».

Вот в этом, как ты уже, конечное, и сама въехала, и было откровение.

Но могут среди тебя быть, конечное, и которые покуда не догоняют темантику – лан, - поясню далее:
Паходу Отец, когда говорил народу за приход Христа-Мессии, говорил о том что даст им Царя Возлюбленного (Давид [ивр.] – возлюбленный). И хотя и царь Давид тоже вам не просто так – муж по сердцу Господа (никто более не титулован тако, по крайней мере – мне известен единичный прецедент), но пред Господом Иисусом он один из людей, не более (но и не менее). А Отче наш обетовав Второе пришествие говорил за Сына, а вовсе не за достойнейшего из царей. Хотя наверняка и персонально царь Давид бен Иессей, (мир с ними обоими), не обделен полномочиями – у него опыт все-таки какой-никакой, и что самое завидное – он муж по Сердцу (Вот бы и мне так!).

В общем попали робяты древние фарисеи на кукан за свои косые корки, а ведь не переведи они народ на арамейский, глядишь и не плотно бы попали. Поняли бы может, хоть некоторые. Но они видимо уже на тот момент не все (ср. место где Захар-коген нарекает сынка именно чтоб Ваней (если по нашему, канешъ) соображали важность имени (ср. переименование Аврама в Авраама, Сары в Сарру, Иакова в Израиля, Исава в Эдома (исследуй значения). Вспомни что в ХоллиБайбл нет ни одного не говорящего нейма. Вспомни что Там сказано о Новом Имени и кому оно положено. Проникнись.)

Вот. В общем йа выражаю своё недоумение. Уничтожая всё русское вы ж не нам гадите – себе. Наше время вышло – мавр сделал–мавр уходит, это только вам кажется что нас давят – отнюдь – уходим ведомые безошибочно - ибо не русские Гога и Магога, а именно что россиянские черные клобуки понаехавшие за века и бесстыжые. Оставайтеся фраерюги и флаг вам в руки – лопата Его в руке Его.

А вам, дорогие френды, совет и пожелание - пока Ковчег открыт отрекись себя, возьми свой крест и не страшись, не очкуй, следуй за Иисусом – дорога известна всякому – Путь Роз.

И получишь новое имя – канкретное!

Благословений.

P. S. Тута это, - известно мне что среди нас как бы принято типо авторские права до сэбе присваивать когда кому Кадош дарует знание, но ежели бы нашелся какай славный бро и темку бы развил, да привел в соответствие с нормами руссояза вашего не вполне нашего, то йа б радовался.
На здоровьичко – йа даром получил – даром отдаю, - слава Богу.

Оригинал записи и комментарии на

12.08.2006

Имена даёт нам "небо"

Строго говоря, имена дают нам родители. Которые руководствуются при этом бог знает чем: у кого-то традиция называть в семье сына через поколение Иваном, к примеру, кто-то ориентируется на моду - было время, девочки были сплошь Олесями, теперь много Даш, кто-то пробует на язык словосочетания имени и отчества, иногда получается что-нибудь вроде Шахерезады Ивановны.

В дохристианской Руси имена очень напоминали прозвища. Древний автор одного из азбуковников говорил по этому поводу так: "Первых родов и времен человеци... до некоего времени даяху (давали) детям своим имена, якоже отец и мать отрочити (ребенку) изволят: или от взора и естества (по виду и природным качествам), или от вещи, или от притчи. Такожде и словене прежде их крещения давали имена детям своим сице (вот так): Богдан, Божан, Первой..." Второй, Третьяк, Шестак, Любим, Сухой, Толстой, Малюта, Бессон, Смеяна, Лобан, Ждан, Вешняк, Зима, Забава, Смирной, Булгак (беспокойный), Волк - добавим этот ряд мы. В нем, кажется, есть все: порядок рождения ребёнка, его характер, рост, цвет волос, форма лба, время рождения и так далее.
Скажем, в посольстве Великого Новгорода был боярин Немир. Насколько можно судить по источникам, имена с "не" - Некрас, Нелюб, Неустрой и так далее - должны были, по мысли родителей, отвлечь от ребенка злых духов, болезни и смерть. И без "не" тоже: Злоба, Смерть, Тугарин ("туга" - печаль). Конечно, имена Злоба и Смерть вряд ли сегодня придут нам на ум - в нынешней традиции утрачены их спасительные значения. Так же как имена вроде Блохи (маленький, непоседливый да еще и злой человечек), Правда (правдивый), Ворона (разиня).
Так что в ходу были Третьяк Афанасьев, Некрас Михайлов, Беляк Русаев, Булгак Новгородов, где вторым было или имя отца или место рождения. К примеру, в "Ономастике" Веселовского значится персонаж XVI века с именем Иван Сопля, а его сын носил имя Сопленок.
При этом, упоминая XVI век, мы уже говорим о христианском - он продлится до Октябрьской революции - периоде истории русских имен. Как видим, дохристианские традиции русских имен продолжались, но они уже в значительной степени корректировались православной религией, которая создавала строго определенное русло для имятворчества и восприятия имен.
Официальное принятие христианства на Руси, как вы помните, произошло в 988 году, когда князь Владимир крестил киевлян. Обряд крещения сопровождался наречением людей новыми христианскими именами в их иноязычном звучании, абсолютно непонятном русичам. Например, греческое имя Агафон (в переводе добрый) соответствовало русскому Добрыня, Павел (малый) - Малому, Давид - русскому Любим и так далее.
Понятно, что принятие новых имен шло медленно. Отсюда и Иван Сопля аж вXVI веке. Священники давали имена по святцам, а народ продолжал именовать детей по-своему.
Любопытно в этой связи, что древние русские имена церковь не признавала, заклеймив их языческими. Тому же крестителю Руси Владимиру Святославичу при крещении дали имя Василий. Княгине Ольге, одной из первых принявших христианство, в Византии дали имя Елена. Борис и Глеб были перекрещены в Романа и Давида. Князь Всеволод получил имя Гавриил. Новгородский посадник Остромир стал Иосифом.
Но традиция оказалась живучей, и церковь вынуждена была приспособиться к ней. Потому и бытуют до сих пор красивые древнерусские имена Владислав, Святогор, Ярослав, Вячеслав, Всеволод, Вадим и так далее. Кроме того, русское язычество закрепилось в фамилиях вроде Путилов (Путислав), Радимов (Радимир), Твердовский (Твердислав). Этому способствовало и то, что в деревнях фамилии детей звучали по имени отца: чей ребенок? - Ивана, Иванов.
Любопытны фамилии донских казаков. Они шли по линии матери. На Дон-то бежали мужики холостые. И жен захватывали в походах. Отсюда Персияновы, Татариновы, Грузиновы. Казаки свой век проводили в набегах. Дома оставались жены: чей ребенок? - татарки, Татаринов.
Третий период русского (скорее советского) имятворчества начался после Октябрьской революции. Он очень своеобразен и требует отдельного разговора.
Рубрика:
Количество показов: 1408
Тема: Твоя энциклопедия
Автор: Яна Мотузко