Казацкие восстания второй четверти 17 века. Казацко-крестьянские восстания в конце XVI - первой трети XVII века

Попытки польской власти взять под контроль казаков привело к активному протесту против существующего режима. Первая волна восстаний была короткой (1591-1596 гг), а вторая - длительной (1625-1638 гг.) Главной движущей силой народных выступлений стало казачество.

Восстание Кшиштофа Косинского (1591-1593 гг.) Стало одним из первых крупных крестьянско-казацких выступлений. Казаки овладели всей Брацлавщиной, Киевщине и другими землями. Косинский титуловал себя гетманом и заставлял людей присягать казацкой власти вместоблагородной. Возле г. Пятки в начале 1593 состоялась решающая битва между казаками и поляками после которой завершается первый этап этой волне восстаний.

В 1594 г. начинаются восстания под предводительством С. Наливайко, М. Лободы, М. Шаулы и др. Характерной чертой этого этапа борьбы было сочетание социальной борьбы с защитой православной церкви. На сторону повстанцев перешла значительная часть священников, в том же числе и брат С. Наливайко православный священник Д. Наливайко.

Однако эти народные выступления потерпели поражение. В течение следующих тридцати лет крупных восстаний не было. Польша не имела постоянного отношение к казачеству, поэтому репрессии часто менялись на "милость" - увеличение реестра, предоставление привилегии и т.д. Лично Польша нуждалась в военной силе, ведь часто вела войну с Турречиною, Московским государством. И постоянно обращалась за помощью к казакам. Так, накануне битвы под Хотином, польское правительство согласилось с П. Сагайдачным на увеличение реестра до 3 тыс. человек и выплату им жалованья в сумме 40 тыс. злотых в год.

Новая волна восстаний началась в 1625 г. на Киевщине, где население отказалось выполнять феодальные повинности и самовольно провозгласившего себя казаками. Выступления казаков и крестьян состоялись под руководством Жмайло, Тараса Федоровича (Трясило), Павла Бута (Павлюка), Якова Остряницы, Дмитрия Гуни. Эти восстания переросли в казацко-крестьянские войны. Они потерпели поражение, но подняли лозунг борьбы за освобождение Украины.

Поражение привело к новым репрессиям и притеснениям. В январе 1638 польским сеймом была принята "Ординация (составления) Войска Запорожского реестрового", которая лишила реестровых казаков автономии и увеличила преследования реестровых казаков и беглого крестьянства. Эти притеснения заставили многих казаков и крестьян покидать Украину и бежать на Слобожанщину, входившей в Московского государства и где казаки получали льготы. В 1638 по 1648 год военного противостояния между польской властью и казаками почти не было и поляки называли их "годами золотого покоя".

Итак, казацко-крестьянские восстания, которые состоялись в конце XVI - XVII вв. закончились поражениями. Основными причинами неудач были: стихийность; неорганизованность; несовершенное вооружение повстанцев; локальный характер действий; малочисленности рядов восставших; трения между казачеством; несогласованность действий реестрового и нереестрового казачества; нечеткость программных установок; гибкая политика польского правительства, направленная на раскол повстанцев т.д. Однако, несмотря на поражение казацко - крестьянские восстания сыграли значительную роль в истории Украины, поскольку существенно тормозили процессы ополячивания и окатоличивания, уменьшали давление феодального гнета, повышали престиж и авторитет казачества, способствовали накоплению опыта борьбы, служили примером для будущих поколений борцов за освобождение украинского народа, ускоряли формирование национальногосамосознания.

Казацко-крестьянские восстания в 20-30-х гг. XVII в. - серия казацко-крестьянских восстаний против усиления феодального и национально-религиозного гнета со стороны польских властей, который стал более жестоким после принятия польским сеймом специального постановления, посвященного украинскому казачеству.

1. Основные предпосылки восстаний. После Хотинской войны (1620-1621 гг.), которая принесла славу украинским казакам, польское правительство не выполнило данных казакам обещаний, не выплатило им надлежащую плату, уменьшило реестр. Польское правительство стремилось превратить казаков, которых не было в реестре, в зависимых крестьян. Польская шляхта при поддержке правительства нарушала имущественные права украинских феодалов, в том числе гетманов, незаконно захватывала их владения.

2. Восстание 1625 г. под руководством Марка Жмайла. Польское правительство не выполнило своего обещания предоставить участникам Хотинской войны права реестровцев. Казаки, которые после этой войны осели на Киевщине, заявили, что они не признают власть господ и королевских старост. Летом 1625 г. польское правительство направило на Киевщину карательное войско во главе с коронным гетманом С. Конецпольским. На помощь восставшим пришел 20-тысячный отряд во главе с Марком Жмайлом, которого на Сечи избрали гетманом.

В бою у озера Курукового обе стороны понесли серьезные потери. Казацкая старшина стала склоняться к компромиссу с поляками, передав гетманскую власть стороннику соглашения со шляхтой Михаилу Дорошенко. По итогам переговоров было подписано Курукивское соглашение, по которому все участники восстания были амнистированы, а реестр увеличивался на 6 тыс. Реестровцам была определена ежегодная заработная плата в 60 тыс. злотых и выделены королевские земли. В свою очередь, казаки приняли на себя обязательство не вмешиваться в религиозные дела, прекратить морские походы и не вступать в сношения с иностранными государствами.

3. Восстание 1630 г. под руководством Тараса Федоровича (Трясила). Заключенный мир не мог быть продолжительным, поскольку он не только углубил противоречия между реестровыми (привилегированными) и низовыми («незаконными») казаками, но и оставил без защиты крестьянство и горожан - основную массу восставших.

В этот период на Сечи организационно оформилось нереестровое казачье Войско Запорожское Низовое. В 1628 г. запорожцы не признали нового гетмана Григория Черного и избрали гетманом Тараса Федоровича (Трясила). Г. Черный попытался взять под контроль низовое казачество, которое призвло к очередному социальному взрыву. В марте 1630 г. отряд запорожцев в Черкассах Г. Черного и привез его на Запорожье. На казацкую радость он был осужден и казнен. Тарас Федорович во главе 10-тысячного войска двинулся на Правобережье. Он обращался к народу с универсалами, призывавшими вступать в его отряды, «добывать казацкие вольности» и «защищать православную веру».

Результат восстания был решен в трехнедельных боях с поляками под Переяславом в мае 1630 г. Польский гетман С. Конецпольский предложил мир, и старшина согласилась. Согласно Переяславского договора между поляками и старшиной казацкий реестр увеличивался до 8 тыс., казаки получали право самим выбирать себе гетмана. В остальном этот договор подтверждал условия предварительного Курукивского соглашения. Тарас Федорович не признал договоренностей старшины с поляками и с большим отрядом повстанцев отошел в Запорожье, а оттуда - на Дон.

4. Восстание 1635 г. под руководством Ивана Сулимы. В 1635 г. поляки усилили изоляцию Сечи. Для этого ими всего за полгода перед первым днепровским порогом, который называется Кодак, была построена и хорошо оснащена крепость. Но выполнить поставленную польским правительством задачу - не допустить отношений украинского населения с Запорожьем - не удалось. Уже через месяц после завершения строительства крепости она была разрушена отрядом запорожцев, которых возглавлял их гетман Иван Сулима. По возвращении в Запорожье предатель из реестровых сдал казацкого гетмана и он был казнен по приказу польского короля.

5. Казацкое восстание 1637-1638 гг. Антипольские настроения среди казачества усиливались и среди реестровых. Летом 1637 г. началось новое восстание, охватившее Левобережную и Правобережную Украину. Его руководителями были талантливые полководцы - Павел Бут (Павлюк), Дмитрий Гуня, Карп Скидан, Яцко Острянин (Остряница).

Крестьяне быстро вливались в ряды повстанцев, громили имения своих господ. Казаки потерпели ряд поражений от польского войска, которое численно их превосходило. П. Бут был захвачен в плен и казнен. К. Скидану и Д. Гуни удалось пробиться в Запорожье.

Весной 1638 г. казаки во главе с Я. Острянином вышли из Запорожья и разбили поляков под Голтвой. Однако отряды Я. Острянина, увлекшись преследованием отступавших поляков, попали в засаду и были разбиты. Бои под Лубнами и Жовнино закончились поражением запорожцев. Я. Острянин с частью казаков перешли границу Московского государства и поселились на Слобожанщине. Вскоре казаки Д. Гуни вынуждены были также пойти на переговоры с правительственными войсками и капитулировать. Сам Д. Гуня с частью запорожцев спасся на Дону.

течение 45 лет в Украине произошло шесть крупных казацких восстаний, в которых почти всегда сочетались крестьяне

Это восстание под предводительством:. Криштофа. Косинского (1591-1593 гг),. Северина. Наливайко а1594-1596),. Марка. Жмайло (1625),. Тараса. Федоровича (Трясила) (1630-1631),. Ивана. Сулимы (1635), и восстание 1637 - 38 гг, которым руководили сначала. Павел. Буг, позже. Яков. Острянин и. Дмитрий. Гуння.

Главной движущей силой этих восстаний было казачество

Среди главных причин восстаний можно выделить усиление крепостнического и национального гнета; экспансию шляхты на относительно свободные украинского земные, колонизированы"уходниками"и запорожцами; столкновения я интересов благородной и казацкой слоев населения; попытки официальных властей. Речи. Посполитой взять под контроль казачестваь козацтво.

Первое крупное крестьянско - казацкое восстание против польского господства в Украине произошло под руководством. Криштофа. Косинского (1591-1593 гг). В это время украинский шляхтич и гетман реестрового их казаков. Криштоф. Коптский получил от короля земли за службу короне. Не успел он занять их, как. Януш. Острожский, белоцерковский староста и полонизированная потомок славного рода, присвоил их. Розу миючы тщетность судебного иска на могучего вельможу,. Косинский со своими казаками напал на имения. Острожского. Вскоре крестьяне, казаки и даже военные на. Волыни,. Брацлавщине и. Киевской начали м ститися панам за собственные обиды. Перепуганная шляхта наконец собрала войско, которое возглавил и охоты против двухтысячного отряда. Косинского старший в роде князей. Острожских -. Константин. Константинович. В битве на р. Пятке повстанцы потерпели поражение, но наказали их чрезвычайно легко реестровых казаков, присоединившихся к восстанию, вынудили дать обет на верность королю, а. Косинского - трижды поклониться собьет раним для этого членам рода. Острожских и попросить у них прощения. Косинский обязывался прекратить борьбу. Однако, собрав на. Сечи новые, свежие силы, он отправился в поход на. Черкассы, где во время об логи города погибнуста загинув.

Следующее восстание возглавил Северин. Наливайко (1594-1596рр). Надо обратить внимание на то, что восстание, несмотря на достаточно большую территорию, которую они охватывали, не были массовыми (это касается и восстаний ния под предводительством. Наливайко). В них принимали участие от 2 до 10 тысяч крестьян и казаков. Да и четко определенных целей ни повстанцы, ни их лидеры не рисмали.

Пособия) "Наливайку предоставили запорожцы. Среди смутно сформированных целей повстанцев и образования в Украине земли, какой бы правили сами казаки. Наливайко прошел через всю. Галичину,. Волынь и. Белорус сь, призывая к восстанию крестьян и сея ужас среди шляхты. Однако, осоздом

люючи преимущество поляков, весной 1596 г повстанцы объединили свои силы и стали отходить на восток, надеясь найти защиту в. Московии. Впоследствии старшины и зажиточные казаки, выдали. Наливайко полякам, а эт встанцив убедили сложить оружие. Эту ситуацию использовали поляки, они ворвались в лагерь и вырезали большинство повстанцев. Самого. Наливайко отвезли в. Варшаву и там казнили, отрубив голову, а поте м четвертовалиували.

Петр Конашевич Сагайдачный

Шляхтич червоноруський с. Перемышльской земли, казацкий предводитель, кошевой атаман . Войска. Запорожского, гетман реестрового казачества . Организатор успешных походов украинских казаков против. Крымского ха анства,. Османской империи и. Московского царства, меценат православных школ. Воспетый во многих казацких думах и украинских народных песняях.

Петр. Конашевич. Сагайдачный родился 1570 года в селе. Кульчишях. Перемишильскои земли. Русского воеводства (ныне. Самборского района. Львовской области) в шляхетской православной семье. Свой род вывод см с мелкой шляхты. Попелов-Конашевичей. Учился в. Острожской школе на. Волыни вместе с. Мелетия. Смотрицкого, автором знаменитой"Грамматики"После выпуска. Сагайдачный переехал во. Львов, а затем в. К иева, где работал домашним учителем, а также помощником киевского судьи. Яна. Аксакді. Яна. Аксака.

Гетман. Петр. Конашевич. Сагайдачный (1616-1622) увидел и выбрал совсем другой путь реализации потенциала казачества. Бедный шляхтич из. Самбора в. Галичине, после обучения в. Острожской академии и короткоча аснои работы в. Киеве, отправился на. Запорожскую. Сечь. Именно со времен. Сагайдачного титул старшего. Войска. Запорожского стал заменяться на титул «гетман казацкий"После знаменитого морского похода на. Кафу в 1616 г, в котором. Сагайдачный снискал себе славу вожака, его избирают гетманом. Убежден в том, что казаки все еще уступают силой. Речи. Посполитой, он сделал примирение с поляками краеугольным камен ем своей политики. Однако наиболее выдающимся заслугой. Сагайдачного было то, что он смотрел на казаков не только с точки зрения их особых сословных интересов, но и как на потенциальных двигателей украинских сус щества в целом. Именно он объединил. Военную силу казачества с политически слабой церковной и культурной верхушкой Украина. Это объединение произошло в довольно эффектный способ: в 1620 г.. Сагайдачный вместе с и всем. Запорожским. Кошем вступил в. Киевское братство, восстановил утраченную после. Брестской унии вуза церковную иерархию, рукоположил в сан киевского митрополита. Иова. Борецкого, архиепископа и кол х епископов. Этот шаг должен продемонстрировать, что значит запорожцы становятся на поддержку религиозных и культурных потребностей Украины. Большое внимание. Сагайдачный уделял развитию украинской культуры и образованийкої культури й освіти.

Умер. П. Сагайдачный от тяжелой раны (от отравленной стрелы), полученной в. Хотинской войне, 10 апреля 1622 г. Похоронен в. Киево-Братском монастыре. Перед смертью. Сагайдачный завещал свое имущество на образовательные, благотворительные и религиозные цели, в частности. Киевскому братству и. Львовской! олі.

После смерти. Сагайдачного прокатилась новая волна казацких восстаний. Крупнейшими были восстания под руководством. Тараса. Трясила (1630),. Ивана. Сулимы (1635) и. Павла. Павлюка (1637-1638). Однако все они закончились поражениями. Главными причинами этих неудач были: стихийность, неорганизованность, несовершенное вооружения повстанцев, локальный характер действий, мало численность ряды восставших, конфликты между коза цькою старшиной и рядовым казачеством, несогласованность действий реестрового и нереестрового казачества, гибкая политика польского правительства, направленная на раскол ряды повстанцев тощощо.

Однако, несмотря на эти недостатки, каждое последующее восстание свидетельствовало о росте силы и военного опыта восставших. Увеличивалась их численность, совершенствовалась тактика, крепчал связь козацкого ства и крестьян. Десятилетний"золотой покой"лишь временно скрыл конфликт вот-вот должен опять взорваться. И именно казацко-крестьянские восстания подготовили почву для развертывания широкого национально-виз вольного движения середины XVII седини XVII ст.

Общие причины:

1. К концу 16 века РП делает попытки контролировать реестровых казаков, вмешиваясь в их дела. К этому времени заканчивается 20-летняя льгота на землю и с реестровцев требуют налоги на землю.

2. В это время РП не ведет внешних войн и надобность казаков как в военной силе пропадает. Кроме того, Польша заключает договоры о мире с Турцией. Но казаки походами подрывают договор.

3. После Брестской унии положение православной церкви становится незаконным. Это дает право полякам выгонять православную шляхту, сгонять крестьян с земель, православных ремесленников и торговцев изгонять их городов.

Вывод: таким образом к концу 16 века против РП были настроены не только казаки, но и ксе православные слои населения.

Восстание Косинского (1591-1593)

Поводом к восстанию стала ссора мелкого шляхтича Косинского с волынским воеводой Янушем Острожским, которые незаконно захватил его земли.

В 1591 году Косинскогоизбирают гетманом на Сечи он с маленьким войском запорожцев захватывает Белую Церковь. Захватив запасы и пушки, Косинский двинулся на Триполье, далее – на Подолье, Киевщину и Волынь.

Причиной удачи стала поддержка крестьян, недовольных Острожским.

В начале 1593 года было собрано Посполитое рушение во главе с Янушем Острожским и Черкасским старостой А. Вишневецким. Решающая битва произошла 23 января 1593 года под с. Пятка, где участвовало около 10 тыс человек. Казаки потерпели поражение и отступили на Запорожье.

В мае 1593 года Косинский идет на Черкассы, пытаясь отомстить Вишневецкому. В процессе осады Косинского убивают. Оставшись без лидра, запорожцы пошли на соглашение: они возвращаются на Сечь, а Вишневецкий гарантировал амнистию и их захваченное добро.

Восстание Наливайко (1595-1596)

Поводом к восстанию стала ссора родовитого казака Наливайко и князя Владислава Острожского.

На 1594 год в Польше опасались войны с Турцией и Острожский собрал войско охотных казаков для защиты своих земель, поставив во главе сотника Наливайко. Турки не пришли, а Острожский отказался платить казакам за службу.

В июле 1594 года Наливайко идет в поход на Молдову. Грабит Бессарабию, а на обратном пути решает отомстить Острожскому на Братславщине. К ним присоединяются запорожские казаки во главе с Григорием Лободой. Объединившись в декабре 1595 года они начинают восстание против шляхты, грабят Киевщину, Волынь, Белоруссию.

Весной 1596 года Посполитое рушение, во главе с гетманом Жалкевским, окружили войско казаков под Белой Церковью. После нескольких сражений, казаки отступили под Лубным (битва под Солоницами), где становятся в «гуляй-табор».



После осады внутри лагеря казаков начинаются разногласия. Запорожцы во главе с Лободой пытаются договориться с Жалкевским. Однако, люди Наливайко узнают об этом и убивают Лободу. Запорожцы избирают гетманом КриштафаКремского и он 28 июня перед штурмом пускает в лагерь поляков. Поляки не сдержали обещание и перерезали всех, включая запорожцев. Только 1,5 тысячи человек вышли из окружения.

Восстание было подавлено, но отдельные столкновения еще проходили.

После восстания до 1625 года начинается затишье в восстаниях. Причиной этому – войны Польши с Россией и Турцией, где казаки были нужны как военная сила.

Восстание Марка Жмайло

Поводом к восстанию стали внешние отношения Польши и Крымского Ханства. Внутри Ханства шла борьба между Мехмедом и Шагин Переями. Шагин заключил договор о помощи с казаками и те пошли воевать в Крым, таким образом, срывая мирный договор с Турцией. Обеспокоенный этой ситуацией король отправляет на Черкащину войско (8 тыс.) Станислава Конецпольского в 1625 году. 1 октября между ними происходит битва и казаки проигрывают ее, отступая к озеру Курукова. После недолгой осады Конецпольский пошел на переговоры с казаками. Но Жмайло, выбранный гетманом в осаде, решил продолжить сражение. 5 ноября 1625 года Жмайло убили и выбрали Михайло Дорошенко, а тот заключил 5 ноября Куруковское соглашение :

1. Поляки дарили амнистию казакам.

2. Реестр сокращался до 6 тысчедовек. Остальные должны были вернуться к панам.

3. На Сечь Запорожскую отправлялось 1000 реестровцев, которые контролировали казаков и лично отвечали перед королем.

4. У запорожцев забирались их клейноды.

Таким образом восстание было подавлено, а казака заключили не выгодное для себя соглашение.

Угнетение крестьян в Малой России как польскими, так и местными феодалами приводило к постоянным восстаниям, главной движущей силой которых были казаки. И чтобы понять последующие события, нам надо попытаться уяснить, что собой представляли малороссийские казаки. Они делились на запорожских и реестровых.

О зарождении запорожского войска уже немного говорилось. А вот реестровые казаки имели ряд принципиальных отличий от запорожцев. Первоначально их называли также городовыми казаками, потому что они жили в основном в небольших городках юга и юго-востока Малороссии. Так, например, в 1600 г. население Канева состояло из 960 мещан и 1300 казаков с семьями.

Точно так же, как и сечевики, так называемые городовые (то есть городские) казаки игнорировали какие-либо власти, признавая только своих старшин. Но городовые казаки находились в куда большей зависимости от польских властей, чем запорожцы. Начиная с Сигизмунда II Августа, польские короли пытались создать из городовых казаков послушные себе части.

Так, в 1578 г. Стефан Баторий определил жалованье шести сотням казаков и разрешил им разместить в городе Трахтомирове свой госпиталь и арсенал. За это казаки согласились подчиняться назначенным королем офицерам-дворянам и воздерживаться от самовольных нападений на татар, сильно осложнявших ведение внешней политики Речи Посполитой. По заведенным правилам все шестьсот казаков были занесены в специальный список – реестр. И с тех пор эти зарегистрированные, «реестровые» казаки стали использоваться не только для охраны границ от татар, но и для контроля за «нереестровыми».

В 1589 г. количество реестровых казаков достигло уже трех тысяч. В основном это были оседлые, семейные, хорошо устроенные казаки, часто обладавшие значительной собственностью. К примеру, завещание некоего Тишки Воловича включало дом в Чигирине, два имения с рыбными прудами, леса и пастбища, 120 ульев и 3 тысячи золотых слитков (из них тысяча в закладе под большие проценты). Нереестровые городовые казаки были существенно беднее реестровых.

В 1620 г. казаки участвовали в знаменитой битве под Хотиным, где они вместе с поляками разгромили огромную турецкую армию. Причем польские войска насчитывали 57 тысяч человек, а казацкие – 40 тысяч. После битвы поляки потребовали, чтобы 37 тысяч казаков было возвращено в крестьянское сословие. Казаки взбунтовались. Летом 1625 г. поляки предприняли карательную экспедицию. Тридцатитысячное войско возглавил коронный гетман Станислав Конецпольский.

30 октября 1625 г. Конецпольский разбил казачье войско гетмана Марка Жмайла у старого городища под Куруковым озером. Однако у казаков остались значительные силы, и 3–6 ноября на месте сражения начались переговоры. 5 ноября городовые казаки выбрали нового гетмана Михаила Дорошенко – деда впоследствии известного гетмана Петра Дорошенко, а на следующий день было подписано соглашение с поляками. Городовые казаки признавали себя подданными польского короля, король же увеличивал число реестровых казаков до 6 тысяч, а остальных велено было вынести за реестр и лишить всех казацкого звания. Такие люди были названы выписчиками и составляли огромное большинство против реестровых.

Из шести тысяч реестровых казаков одна тысяча должна была по очереди находиться за Днепровскими порогами, не пускать неприятеля к переправам через Днепр и не допускать вторжения его в королевские земли. Всем казакам запрещалось выходить в море, предпринимать сухопутные набеги на земли мусульман и приказывалось сжечь морские лодки в присутствии польских комиссаров.

Из реестровых казаков было составлено шесть полков-округов – Киевский, Переяславский, Белоцерковский, Корсунский, Каневский и Черкасский. Центром полка являлся город (по нему и дано было название), где находилась полковая старшина. Полки делились на сотни. Артиллерия реестра и войсковая «музыка» (трубачи, барабанщики и др.) размещались в Каневе. Над всеми полками стояла войсковая старшина во главе с гетманом.

Сразу оговорюсь: соглашение касалось только городовых казаков, запорожцев же статьи соглашения не касались.

В 1632 г. в Польше умер король Сигизмунд III, и собравшийся по этому поводу сейм приступил к избранию нового короля. В это время на вальный (избирательный) сейм явились депутаты от нереестровых казаков. Ссылаясь на то, что казаки составляют часть польского государства, депутаты потребовали от имени войска обеспечения православной веры и права голоса на выборах короля. На это требование сенат Речи Посполитой ответил казакам, что хотя они действительно составляют часть польского государства, но такую, «как волосы или ногти в теле человека: когда волосы или ногти слишком вырастут, то их стригут. Так поступают и с казаками: когда их немного, то они могут служить защитой Речи Посполитой, а когда они размножатся, то становятся вредными для Польши». Относительно обеспечения православной веры казацким депутатам сказали, что этот вопрос рассмотрит будущий король Польши, а относительно участия в избрании короля ответили, что на избрание короля имеет право сенат и земское собрание.

Таким образом, казаки и жители Малороссии были признаны неполноценными гражданами, а Малороссия – колонией Польши.

В XX веке и советские, и националистические историки, подтасовывая и перевирая факты, исказили историю казачества. Первые доказывали, что действия казаков были исключительно элементом классовой борьбы крестьян против феодалов, а вторые утверждали, что как запорожские, так и реестровые казаки представляли собой особый класс украинского народа, который боролся за национальную независимость «вильной Украины» в границах 1991 г.

Как видим, цели у «совков» и националистов были разные, а мифологию они создавали примерно одинаковую.

Замечу, что и в России кое-кто пытается объявить донских казаков особым народом. С тем же успехом можно объявить народом и поморов и потребовать для них государственного суверенитета. Но, как уже говорилось, на самом деле в XV–XVIII веках запорожские казаки сами считали себя русскими, говорили и писали по-русски с небольшими вкраплениями местных выражений, то есть можно говорить о говоре запорожцев, а точнее – «сленге». Запорожские казаки часто уходили на Дон, и, наоборот, донские – на Днепр, и никто никого не считал иностранцами.

Прием в запорожские казаки был очень прост – надо было правильно перекреститься и говорить по-русски, все равно на каком диалекте. Запорожцы делились на сечевых и зимовых казаков. Первые жили в казачьей столице – сечи – по куреням. Кстати, она не всегда находилась на острове Хортица. Сечевые казаки были привилегированной частью запорожского казачества. Только они имели право выбирать из своей среды старшину, получать денежное и хлебное жалованье, участвовать в дележе добычи, вершить все дела войска. Все они были холостыми или по крайней мере считали себя таковыми.

Семейным казакам разрешалось жить только вблизи сечи по балкам, луговинам, берегам рек, лиманов и озер, где появлялись или целые слободы, или отдельные зимовники и хутора. Жившие в них казаки занимались хлебопашеством, скотоводством, торговлей, ремеслами и промыслами и потому назывались не «лыцарями» и «товарищами», а подданными или посполитыми сичевых казаков, «зимовчаками», «сиднями», «гниздюками».

Все националистические историки – Яворницкий, Грушевский и др. – старательно обходят вопрос об эксплуатации сечевиками. Запорожцы никогда не вели финансовой отчетности, и привести какие-либо цифры невозможно. Но то, что «зимовчики» кормили сечевиков, не поддается сомнению.

«Официально зимовные козаки назывались сиднями или гнездюками, в насмешку – баболюбами и гречкосиями; они составляли поспильство, т. е. подданное сословие собственно сичевых Козаков. Турки называли запорожцев, живших хуторами на границе между Запорожьем и владением Оттоманской империи, почему-то именем «черун». Гнездюки призывались на войну только в исключительных случаях, по особому выстрелу из пушки в Сичи или по зову особых гонцов-машталиров от кошевого атамана, и в таком случае, несмотря на то что были женаты, обязаны были нести воинскую службу беспрекословно; в силу этого каждому женатому козаку вменялось в обязанность иметь у себя ружье, копье и «прочую козачью сбрую», а также непременно являться в Кош «для взятья на козацство войсковых приказов»; кроме воинской службы, они призывались для караулов и кордонов, для починки в Сичи куреней, возведения артиллерийских и других козацких строений. Но главною обязанностью гнездюков было кормить сичевых Козаков. Это были в собственном смысле слова запорожские домоводы: они обрабатывали землю сообразно свойству и качеству ее; разводили лошадей, рогатый скот, овец, заготовляли сено на зимнее время, устраивали пасеки, собирали мед, садили сады, возделывали огороды, охотились на зверей, занимались ловлею рыбы и раков, вели мелкую торговлю, промышляли солью, содержали почтовые станции и т. п. Главную массу всего избытка зимовчане доставляли в Сичь на потребу сичевых Козаков, остальную часть оставляли на пропитание самих себя и своих семейств. Сохранившиеся до нашего времени сичевые архивные акты показывают, что и в каком количестве доставлялось из замовников в Сичь: так, в 1772 году, 18 сентября, послано было из паланки при Барвенковской-Стенке восемь волов, три быка, две коровы с телятами и т. п.

…Как велико было у запорожских Козаков количество лошадей, видно из того, что некоторые из них имели по 700 голов и более… Однажды кошевой атаман Петр Калнишевский продал разом до 14 000 голов лошадей, а у полковника Афанасия Колпака татары, при набеге, увели до 7000 коней…

…В одинаковой мере с коневодством и скотоводством развито было у запорожских Козаков и овцеводство: у иного козака было до 4000, даже по 5000 голов овец: «рогатый скот и овцы довольно крупен содержат; шерсти с них снимают один раз и продают в Польшу».

Может ли один человек без жены и детей, пусть даже не занятый походами и пьянством, обслуживать 700 лошадей или 5000 овец? Понятно, что нет. Кстати, и Яворницкий пишет: «…овечьи стада назывались у запорожских Козаков отарами, а пастухи – чабанами, – названия усвоены от татар; чабаны, одетые в сорочки, пропитанные салом, в шаровары, сделанные из телячьей кожи, обутые в постолы из свиной шкуры и опоясанные поясом, с «гаманом» через плечо, со швайкой и ложечником при боку, зиму и лето тащили за собой так называемые коши, т. е. деревянные, на двух колесах, котыги, снаружи покрытые войлоком, внутри снабженные «кабицей»: в них чабаны прятали свое продовольствие, хранили воду, варили пищу и укрывались от дурной погоды».

Увы, в трех томах «Истории запорожских казаков» Яворницкого (всего 1671 страница!) не говорится о социальном статусе «чабанов». То, что они не казаки, ясно из текста. А тогда кто? Тут может быть только два варианта: или рабы, или крепостные, принадлежавшие скорее всего богатым сечевикам, а в отдельных случаях работавшие на все запорожское войско.

Что же касается рядовых реестровых казаков, то многие из них к 1648 г. сами имели хлопов. А все командование реестровых было попросту помещиками, пусть без титулов, пусть незаконно, с точки зрения польских властей, владевшими землями и хлопами, но помещиками!

Так что рассказы Яворницкого, Грушевского и K° о том, что казаки пытались дать малороссийскому народу равноправие, избавить от помещичьего гнета и т. д., просто «детский лепет на лужайке», более мягко не скажешь.

Казаки действительно хотели избавить хлопов от гнета шляхты, как новой польской, так и старой русской, состоявшей из потомков князей и бояр Киевского, Черниговского и других княжеств. Причем к середине XVII века различить польских и русских дворян в Малороссии очень трудно, а где-то и невозможно. Но казаки в Малороссии никогда не мыслили даже об утопическом социализме, они сами хотели стать помещиками и жить за счет эксплуатации крестьян.

Дабы не быть обвиненным в пристрастном отношении к малороссийским и запорожским казакам, скажу, что в начале XVII века в Московском государстве сложилась обстановка, близкая к ситуации на юге Малой России. Так, с 1604–1618 гг. наряду с польскими отрядами действовали и шайки запорожских, малороссийских (реестровых и нереестровых), донских и местных казаков. Замечу, что и русские воеводы, и местное население всегда четко делили ляхов и казаков (черкасс), но крайне редко выделяли из них, к примеру, запорожцев.

Кстати, судя по всему, именно запорожские казаки, возвращаясь из набега на вологодские земли, замучили Ивана Сусанина. Правда, ни на персону Михаила Романова, ни на Ипатьевский монастырь, ни на славный город Кострому казаки в данном случае не покушались.

Надо сказать, что и запорожские, и малороссийские казаки жестоко грабили русские города и деревни, сопротивлявшихся им ратников и крестьян сажали на колы, четвертовали и т. д. Грабили и жгли православные храмы, убивали попов. Другой вопрос, что, «выйдя на пенсию», многие казаки удалялись в православные монастыри замаливать грехи и делали большие вклады. К 1648 г. немало бывших малороссийских и запорожских казаков монашествовали в обителях Русского государства.

Стоит остановиться на местных казаках, то есть рязанских, вяземских, нижегородских и др. В свое время «совковые» историки превозносили до небес крестьянскую войну под руководством Ивана Болотникова. Однако ни сам Болотников, ни его казаки (местные!) вовсе не покушались на основы феодального строя. Их «программой-минимум» было награбить как можно больше, а «программой-максимум» – самим стать помещиками или даже боярами.

И, надо сказать, мечты многих из них сбылись. Тот же простой казак Ивашка Заруцкий стал боярином при Тушинском воре, вместе с патриархом Филаретом учил вора уму-разуму. И основал бы Заруцкий боярскую династию в Москве, да черт попутал бедного Ивашку, полез он в постель к Маринке Мнишек и царствовать восхотел. Клан бояр Романовых не потерпел конкурента, и бедолага кончил жизнь в Москве на колу.

А вот множество бывших своих тушинских соратников, помогавших Михаилу Романову сесть на престол, новый царь сделал помещиками. В 1614 г. казак Булгак Алексеев получил 133 четверти земли, Михаил Горчаков – 100 четвертей, а к 1622 г. владел уже 700 четвертями, сподвижник Заруцкого Михаил Марков в Вологодском уезде получил 150 четвертей, и в Шацком уезде 600 четвертей и т. д.. Здесь речь идет о «туземных» казаках. Таким образом, боевые холопы, несколько лет промышлявшие разбоями, только за то, что вовремя «поставили на нужную лошадь», в 20-е годы XVII века стали крупными землевладельцами. Позже большинство из них попыталось примазаться к древним дворянским родам или даже объявить себя потомками князей Рюриковичей.

Точно так же себя вели и все казаки в Малой Руси. Хлопы мечтали стать запорожским «лыцарством» или реестровыми казаками, казаки хотели стать помещиками, а казацкие старшины – крупными магнатами, причем такими же независимыми, как и польские паны.

Польские же паны жили «по понятиям», на уровне мелких среднеазиатских ханов. Причем беспредел польские магнаты творили не только по отношению к крестьянам и казакам, но и по отношению к дворянам, владевшим землями в Малороссии, причем независимо от их этнического происхождения и вероисповедания. В итоге детонатором большинства казацких восстаний становилась обида, нанесенная магнатом шляхтичу или представителю казацкой верхушки.

Перечислю лишь наиболее крупные восстания:

1591–1593 годы. Украинский шляхтич Кристоф Косинский поднимает казаков и крестьян. Восставшие захватывают города Белая Церковь, Триполье, Переяслав, Богуслав и осаждают Киев.

1594–1596 годы. Восстание поднимает казацкий атаман Северин Наливайко. Летом 1595 г. восставшие овладевают Слуцком, Бобруйском, Могилевым и др. Восстание охватило огромный район от Запорожской Сечи до Могилева и от русской границы на востоке до Луцка и Кременца на западе. Лишь в мае 1596 г. польским войскам удалось подавить восстание. Сам Наливайко был казнен в Варшаве 1(11) апреля 1597 г.

И пошло-поехало… Вся первая половина XVII века – это казацкие восстания с небольшими перерывами.

Однако бесчинства магнатов не только не прекращаются, но и принимают все больший размах. Вот, к примеру, крупный магнат Иеремия Вишневецкий в 1643 г. захватил у городельского старосты А. Харлезского городище Гайворон с окрестными селами, присоединив их к своим огромным заднепровским владениям. В следующем году он отобрал у надворного маршала А. Казановского город Ромны «с волостью», кроме того, в разное время занял над реками Оржицей и Хоролом «наймней 36 миль».

Польский шляхтич Чигиринский подстароста Даниэль Чаплинский в 1645 г. напал на хутор Субботово, принадлежавший его соседу Чигиринскому сотнику Богдану Хмельницкому. Чаплинский захватил гумно, где находилось четыреста копен хлеба, и вывез его. Но хуже всего было то, что подстароста умыкнул любовницу сотника. Богдан недавно овдовел и вроде не прочь был жениться еще раз. Скорее всего причиной налета и был спор из-за бабы, а не из-за копен хлеба. К тому же Чаплинский велел высечь плетьми десятилетнего сына Богдана, после чего мальчик расхворался и вскоре умер. Самого Богдана Чаплинский четыре дня держал в цепях, но потом отпустил.

Богдан Хмельницкий с десятью казаками в январе 1646 г. прибыл в Варшаву и лично бил челом королю Владиславу на обидчиков своих.

По сведениям московского лазутчика Кунакова, бывшего в то время в Варшаве, старик Владислав посетовал Хмельницкому на свое бессилие перед беспределом панов. Король одарил казаков сукнами, а Хмельницкому, кроме того, подарил саблю со словами: «Вот тебе королевский знак: есть у вас при боках сабли, так обидчикам и разорителям не поддавайтесь и кривды свои мстите саблями; как время придет, будьте на поганцев и на моих непослушников во всей моей воле».

Задам риторический вопрос – могло ли быть такое в России, что при Алексее Михайловиче, что при Петре I или Екатерине II? Да физически быть не могло! И не только в России, но и в любом сильном централизованном европейском государстве. Беспредел магнатов – это свидетельство слабости государства и предвестник его гибели.

Но вернемся к судьбе Чигиринского сотника. По возвращении в Субботово Хмельницкий получил от гетмана Конецпольского приглашение на банкет. Но хитрый Богдан быстро смекнул, чем для него кончится сей банкет, и не поехал. Тогда Конецпольский послал двадцать всадников взять Богдана силой. Хмельницкий с четырьмя казаками отразил нападение на хутор: пять человек было убито на месте, а остальные бежали. Не долго думая, сотник с сыном Тимофеем и верные ему казаки оседлали коней и поскакали в традиционное убежище казаков – в Сечь.

Польский отряд из 300 поляков и 500 реестровых казаков отправился (видимо, из Кодака) в Сечь ловить Хмельницкого. Согласно казачьему преданию, Богдан отправил двух своих товарищей к реестровым казакам, которые объяснили им, что Хмельницкий – жертва поляков и т. п. Дело кончилось бунтом, реестровые казаки перебили ляхов, а сами подались к запорожцам.

Прибыв в Сечь, Хмельницкий обратился к запорожцам: «К вам уношу душу и тело, – укоряйте меня, старого товарища, защищайте самих себя, и вам тоже угрожает!» Тронутые этой речью, казаки ответили Хмельницкому: «Приймаемо тебя, пане Хмельницкий, хлибом-силью и щирным сердцем!»

В Сечи вокруг Богдана стали собираться казаки, мечтавшие поквитаться с ляхами. В первых числах марта 1648 г. Богдан с Тимофеем и несколькими товарищами выехали из Сечи на остров Токмаковский, чтобы подкормить лошадей. Так поступали многие казаки, и польские лазутчики в Сечи ничего не заподозрили. А Богдан тем временем скакал в Крым.

Хан Ислам-Гирей II долго колебался, давать ли своих воинов в помощь Хмельницкому. Наконец хан решился, но заставил Богдана присягнуть на своей сабле и оставить сына Тимофея в заложниках. Тем не менее Ислам-Гирей сам не пошел в Малороссию, а отправил с Хмельницким мурзу Тугай-бея с четырьмя тысячами конных татар.

18 апреля в Сечи внезапно объявился Хмельницкий. К тому времени кошевой атаман собрал в Сечи всех сечевых и зимовых казаков. На рассвете следующего дня в Сечи раздались три пушечных выстрела. Отовсюду толпы казаков собрались на раду. На сей раз народу было так много, что все не уместились, как обычно на раде, на сечевом майдане (главной площади). Тогда сечевой атаман предложил выйти в чистое поле за «сечевую фортецию». Там, по словам очевидца, оказалось тридцать тысяч казаков.

В середину круга вышел Богдан в сопровождении четырех знатных татар и объявил, что начинает войну с поляками вместе с крымским ханом. «Услыхав эти слова, войско отвечало: «Слава и честь Хмельницкому! Мы, как стадо без пастуха. Пусть Хмельницкий будет нашим головою, а мы все, сколько нас тут есть, все готовы идти против панов и помогать Хмельницкому до последней утраты живота нашего!» Эти слова сказаны были «едиными устами и единым сердцем» всего собравшегося на площади запорожского низового войска. После этой речи тот же час кошевой атаман послал в войсковую скарбницу сечевого писаря с несколькими куренными атаманами и значными товарищами и велел посланным вынести оттуда войсковые клейноты, чтобы вручить их на площади Хмельницкому».

Лазутчики немедленно донесли полякам о событиях в Запорожье. Но еще раньше коронный гетман Николай Потоцкий двинулся с войском на Украину и 18 февраля 1648 г. вошел в Черкассы, а польный гетман Мартын Калиновский – в Корсунь. Замечу, что все эти передвижения и приготовления к войне происходили без ведома центральных властей. Уже задним числом Потоцкий отписал Владиславу IV: «Не без важных причин, не необдуманно двинулся я в Украйну с войском вашей королевской милости… Казалось бы, что значит 500 человек бунтовщиков. Но если рассудить, с какою смелостью и в какой надежде поднять бунт, то каждый должен признать, что не ничтожная причина заставила меня двинуться против 500 человек, ибо эти 500 человек возмутились в заговоре со всеми казацкими полками, со всею Украйною. Если б я этому движению не противопоставил своей скорости, то в Украйне поднялось бы пламя, которое надобно было бы гасить или большими усилиями, или долгое время».

Польша – не такая уж большая страна, и гонец за день-два мог доскакать до Варшавы и дня через четыре вернуться с приказом короля. Эти четыре дня для Потоцкого не играли никакой роли, за это время и войско-то толком к походу не подготовить. Но, как видим, коронный гетман проигнорировал короля и сообщил ему о своем походе тогда, когда изменить ничего уже было нельзя. Эпизод этот, во-первых, хорошо показывает нравы польских магнатов и слабость королевской власти, а во-вторых, ставит точки над i: Богдан шел воевать не с польским народом и даже не с королем, а с шайкой жадных магнатов и арендаторов.

22 апреля 1648 г. Богдан Хмельницкий с войском покинул Сечь и двинулся навстречу ляхам. Без особых проблем казаки захватили крепость Кодак и двинулись к протоке Желтые Воды, где 6 мая 1648 г. был наголову разбит польский шеститысячный авангард. Через несколько дней под Корсунью было разбито и войско Поточного и Калиновского.