День да ночь прочь. День да ночь - сутки прочь, а все к смерти поближе

Ольга Перькова
Анализ стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Анализ стихотворения В . Маяковского

"Что ?"

Главная цель и задача детской литературы – сформировать у ребенка понятия о природе, семье, ценностях, правилах поведения и о том, что такое хорошо , что такое плохо . Маяковский дает ответ на этот вопрос, противопоставляя понятия «хорошо » и «плохо » . Аналогичным приемом контраста написано также стихотворение 1925 г . "Гуляем", которое носит дидактический характер

В стихотворении "Что такое хорошо и что такое плохо ?" рассказ ведется от лица отца, который отвечает сыну на вопрос. Возможно, такой лирический герой выбран по той причине, что ребенок всегда поверит быстрее папе, чем постороннему человеку.

Начало очень продумано : повествование следует выстроить таким образом, чтобы заинтересовать ребенка, поэтому известно, что поэт многократно менял некоторые строки.

В начале стихотворения встречаем аллитерацию : подбор согласных «г» и «р» , которые имитирует начало грозы – время, не подходящее для прогулок. Дальше на противопоставлении раскрывается, кто поступает правильно, а кто - нет.

От вороны карапуз убежал, заохав.

Мальчик этот просто трус.

Это очень плохо .

Аналогично составляются и другие строфы, где постоянно встречаются противопоставления : мальчик -грязнуля и чистюля, рваный мяч и книжица в руках хорошего малыша .

Если «сын чернее ночи» или «в грязь залез и рад» , то это очень плохо , ведь чистоплотность – это залог здоровья. А если «мальчик любит мыло и зубной порошок» , а «также чистит валенки и моет сам калоши» , то «он хотя и маленький, но вполне хороший » .

Также хороший мальчик не должен быть «дрянным мальчишкой» , который бьет слабого, или «просто трусом» . Даже тот, кто с вершок, должен быть храбрым.

Стихотворение состоит из четверостиший, в каждом употребляются слово "хорошо " и "плохо ", мораль раскрывается при помощи жизненных ситуаций и дается определение, кого считать плохим , а кого- хорошим . Показано, что ребенок должен быть трудолюбив, смел, правдив, что отражено в строчках про ворону и карапуза, книжицу и мячик. При этом повествование от лица отца ведется в спокойной манере.

Семантическое ядро заключатся в таких словах, как "мальчик" (повторяется 9 раз, "плохой " (6 раз, "сын" (5 раз) .

В конце стихотворения речь отца подводит малыша к мысли, как надо поступать, на что и рассчитывал автор стихотворения . Именно поэтому окраска концовки сменяется на приподнятую, появляются глаголы повелительного наклонения "знай", "помни", местоимения обобщенного характера "любой", "каждый". И за всем этим следует такой же эмоциональный ответ малыша :

Буду делать хорошо , и не буду плохо .

С помощью этого стихотворения легко объяснить любому карапузу, как нужно и как не нужно поступать в разных жизненных ситуациях.

Как мы видим, в стихотворении В . Маяковсого "Что такое хорошо и что такое плохо ?" прослеживается далекое советское время, когда нужен был своеобразный образец для поведения, идеал хорошего ребенка , на которого пожелали бы походить другие малыши.

День да ночь – сутки прочь! День за днём

Уплывают в «уже» из «потом».

Ускользает удача к чертям

От меня… Поделом! – По делам.

День да ночь – сутки прочь… Помоги!

Вижу всё – и не вижу ни зги!

Слышу всё – и не слышу себя,

И себя презираю, любя.

День да ночь – сутки прочь… Боже мой!

Сыт по горло дурацкой игрой!

Если только всё это – игра…

Боже… Завтра-сегодня-вчера…

День да ночь – сутки прочь! День да ночь…

Мне себе уж ничем не помочь:

Оказалась жестокой игра –

Давят грудь пустотой вечера…

День да ночь – сутки прочь… В небеса

Только вряд ли по мне этот плач…

Я и жертва, и суд, и палач.

День да ночь – сутки прочь. Не вернёшь

Первой близости сладкую дрожь,

Первых дел неподдельный азарт;

Первый миг, первый блин, первый старт…

День да ночь – сутки прочь… Осади!

Сколько их у меня впереди?!

Где-то кончится дней череда

На века, насовсем, навсегда…

День да ночь – сутки прочь… А глаза

Оживляет всё реже слеза.

Отчего же пригрезилось вдруг

Семицветие радужных дуг?

День да ночь – сутки прочь… На ветру

Я слезу ненароком утру.

Заключу сам с собою пари

У той самой, что в вечность, двери.

День да ночь – сутки прочь… отмолю

Я у Бога безбожность свою.

Мне Господь прегрешенья простит…

И укажет дорогу в Аид.

День да ночь – сутки прочь. Почернел

Что-то свет, в детстве белый, как мел.

Чёрной бездны беззубый провал,

А на той стороне – пьедестал.

День да ночь – сутки прочь. Как в бреду

Я по жизни изнанке бреду;

И не в силах желания меч

Равнодушия вату рассечь.

День да ночь – сутки прочь… Жизни миг

Нас врасплох неготовых застиг;

Погоняет тщеславия плеть!

Не успеть…Не успеть…Не успеть…

День да ночь – сутки прочь…Я бы мог…

Если был бы всесилен, как Бог…

Коль не боги, знать выпало нам

По чужим расплатиться долгам.

День да ночь – сутки прочь! Правда-ложь…

Новый Бог. Старый друг. Медный грошь.

День да ночь, день да ночь – караван;

Званый пир, только я вот не зван…

День да ночь – сутки прочь. Звонкий смех.

Тихий плач. Жуткий страх. Тяжкий грех.

Не причастен. Не клят и не мят.

Дни и ночи уже нарасхват…

День да ночь – сутки прочь… Не видать

По окопам чванливую знать.

Правда прячется – ждёт темноты,

Устыдясь вдруг своей наготы.

День да ночь – сутки прочь. Вдруг затих

Серебристо струившийся стих.

Сединой забытья замело

Добрых дел ненарочное зло.

День да ночь – сутки прочь. Пережёг

Сути ниточку выспренный слог.

В том огне из горячечных слов

Догорают обноски основ.

День да ночь – сутки прочь. Всё бледней

Пляшут блики далёких огней.

Бригантина заветной мечты

Растворилась во тьме пустоты.

День да ночь – сутки прочь. На черта

Существует в природе черта,

Та черта, что подводит итог

Тем делам, что доделать не смог?