Чебоксарское художественное училище. Чебоксарское художественное училище Чебоксарский художественный колледж

День открытых дверей и сведения о проведении других специальных мероприятий:

Краткая историческая справка:

Чебоксарское художественное училище - памятник гражданской архитектуры первой половины XVIII в., один из немногих старейших домов, сохранившихся до наших дней. Внешний облик здания претерпел многочисленные изменения, наиболее крупное из которых связано с именем ученика А.Н.Воронихина, академика архитектуры М.П.Коринфского, переделавшего в 1835 г. отделку фасадов в стиле позднего классицизма. Последующие переделки лишили дом примет какого-либо стиля. В настоящее время только метровой толщины стены и сводчатые перекрытия говорят о его старинном происхождении. Здание построено на средства купца Ф.Котельникова, однако в историю города вошло как “дом Соловцова”, которому оно принадлежало в 1767 г. во время известного путешествия Екатерины II по Волге. Дом был выбран местом для официального приема императрицы, где она “всемилостивейше жаловала к руке” воеводу, чебоксарское дворянство и купечество. С 1809 г. по сей день дом служит делу просвещения и культуры. В 1816 г. здесь с небывалой торжественностью было открыто Чебоксарское уездное училище, находившееся в этом здании вплоть до Октябрьской революции. В его стенах в разные годы обучались многие известные в стране люди. Среди них - выдающийся советский полководец, Герой Советского Союза генерал-полковник А.Н.Боголюбов. С 1940 г. здесь размещается Чебоксарское художественное училище.

Приоритетные направления научных исследований, проекты:

Структурные подразделения/инфраструктура:

В училище реализуются образовательные программы среднего профессионального образования по специальностям «Живопись» (по видам), «Дизайн» (в области культуры и искусства), «Театрально-декорационное искусство», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам).

Направления и формы обучения:

Отделение живописи (специализации: художественно-педагогическая); Отделение графический и средовой дизайн; Отделение художественная обработка дерева; Отделение декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Отделение Театрально-декорационное искусство.

Статус:

Художественное училище в Среднем Поволжье.

1 Полное наименование объекта Чебоксарское художественное училище

2 Исторические события Чебоксарское художественное училище было основано 1934 году. За годы своего существования училище стало кузницей профессиональных художников Чувашии.

Свои истоки училище берет в г. Алатырь, где по постановлению Совета Народных Комисаров Чувашской АССР 28 июля 1934 г. было организовано граверное отделение школы ФЗУ при Алатырской типографии. Бурный рост издательского дела в Чувашии требовал подготовки квалифицированных художников-графиков. Организация и руководство школой были поручены прекрасному граверу - выпускнику Строгановского художественного училища Федору Семеновичу Быкову. В короткий срок под его руководством граверное дело достигает высокого профессионального уровня. Первыми педагогами школы стали замечательные графики, выпускники Казанской школы А.М. Тагаев-Сурбан, В.Д. Воронов, А.Ф. Мясников, Н.А. Каменьщиков.

В 1936 году школа была преобразована в художественно-граверное училище, в 1938 - Комитет по делам искусств СНК СССР утвердил новый профиль училища - подготовка художников-графиков для издательств и художников-педагогов для средних школ, и в этом же году состоялся первый выпуск 12 художников-графиков.

С ростом потребности в профессиональных художественных кадрах в различных сферах искусства, становится очевидным, что удаленность училища от центра экономической и культурной жизни республики не способствует решению назревшей проблемы. В 1940 г. на основании приказа ВКИ при СНК СССР Алатырское художественно-граверное училище было переведено в столицу Чувашии г. Чебоксары и преобразовано в Чувашское государственное художественное училище с пятилетним сроком обучения, а с 1948 года в Чебоксарское художественное училище. С тех пор училище находиться в исторической части Чебоксар, на берегу Волги, в старинном особняке - памятнике архитектуры XVIII века, доме купца Соловцова.

В становлении училища в Чебоксарах значительную роль сыграли такие художники-педагоги как Моисей Спиридонов, Никита Сверчков, Иван Григорьев. Уже в послевоенный период плеяда педагогов пополнилась выпускниками ведущих художественных вузов страны: А.М. Спиридонова, П.Г. Григорьева-Савушкина, Р.М. Ермолаева, В.С. Гурин, Е.Е. Бургулов, М.Ф. Харитонов, О.И. Филиппов, которые создали училищу высокий авторитет, как одного из лучших в России.

В 1963 году было открыто художественно-оформительское отделение (с 1994 г. графический и средовой дизайн). В 1983 – осуществлен первый прием по специальности "художественная обработка дерева". В 1992 году была открыта специальность «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» со специализацией «художественная керамика», дополненная в 1995 г. специализацией «художественная роспись». В 1998 г. открылась новая специальность «Театрально-декорационное искусство» со специализацией «художественно-костюмерное оформление спектакля».

3 Местонахождение ул.К.Иванова, д.1 "Б" Чебоксары Чувашская Республика 428018 Россия

4 Описание объекта Училище основано 28 июля в 1934 году. Является преемником граверного отделения школы ФЗУ при Алатырской типографии. В 1936 году школа была преобразована в художественно-граверное училище. В 1940 г. Алатырское художественно-граверное училище было переведено в г. Чебоксары и преобразовано в Чувашское государственное художественное училище с пятилетним сроком обучения, а с 1948 года в Чебоксарское художественное училище. С тех пор училище находится в исторической части Чебоксар, на берегу Волги, в старинном особняке - памятнике архитектуры XVIII века, доме купца Соловцова.

5 Источники сведений об объекте www.chebartschool.ru/

6 Отличительные признаки объекта, степень уникальности Специальности художественного училища:

Специальность 071001 «Живопись»(сециализация – станковая живопись; срок обучения на базе среднего орбразования при очной форме обучения– 3 года 10 мес; квалификация выпускника: художник-живописец, преподаватель).

Специальность 072501 «Дизайн» - в области культуры и искусства (квалификация выпускника: дизайнер, преподаватель; срок обучения на базе среднего орбразования при очной форме обучения– 3 года 10 мес).

Специальность 070206 "Театрально-декорационное искусство"(специализация – художественно-костюмерное оформление спектакля; квалификация выпускника: специалист по театрально-декорационному искусству; срок обучения на базе среднего орбразования при очной форме обучения– 3 года 10 мес).

Специальность 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»(специализация – художественная керамика срок обучения на базе среднего орбразования при очной форме обучения– 3 года 10 мес;квалификация выпускника: художник-мастер, преподаватель).

7 Состояние объекта и степень сохранности ЧЕБОКСАРСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) – республиканское государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Мин-ва культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чуваш.

8 Охрана памятника Охраняется государством.

На берегу Волги в старинном здании - памятнике архитектуры XVIII века находится Чебоксарское художественное училище.

Потребность в профессиональном художественном образовании существовала в нашем крае - богатом ремеслами (художественное литье и ковка, резьба, вышивка, лозоплетение и др.) еще в конце прошлого века. Однако, в силу социальных и экономических обстоятельств, специальное учебное заведение для подготовки профессиональных художников открывается только в 1934 году.

Бурный рост издательского дела на родном языке требовал в первую очередь подготовки квалифицированных кадров художников-графиков.

По постановлению СНК Чувашской АССР 28 июля 1934 года при Алатырской типографии открывается граверное отделение школы ФЗУ. Организация и руководство школой были поручены прекрасному граверу - выпускнику Строгановского художественного училища Федору Семеновичу Быкову. В короткий срок под его руководством граверное дело достигает высокого профессионального уровня. Работы учащихся выходят в печати, экспонируются на значительных республиканских выставках и получают высокую оценку специалистов.

В 1936 году школа становится художественно-граверным училищем, а в 1938 - Комитет по делам искусств СНК СССР утверждает новый профиль училища - подготовка художников-графиков для издательств и художников-педагогов для средних школ.

Первый выпуск 12 художников-графиков состоялся в 1938 году.

Возрастающие духовные запросы народа нуждались в подготовке профессиональных художников в различных сферах искусства.

Становится очевидным, что удаленность училища от центра экономической и культурной жизни республики не способствует решению назревшей проблемы.

31 декабря 1940 года СНК Чувашской АССР принял постановление о переводе училища из Алатыря в Чебоксары. Оно преобразовывается в Чувашское государственное художественное училище с 5-летним сроком обучения.

С 1948 года Чебоксарское художественное училище. В его становлении значительную роль сыграли такие художники-педагоги как Моисей Спиридонов, Никита Сверчков, Иван Григорьев.

В послевоенный период плеяда педагогов пополнилась недавними выпускниками ведущих художественных вузов страны. Августа Спиридонова, Павел Григорьев, Розалия Ермолаева, Василий Гурин, Евгений Бургулов, Михаил Харитонов, Орест Филиппов создали высокий авторитет нашего училища, как одного из лучших в России.

В 1963 году открывается художественно-оформительское отделение (с 1994 г. графический и средовый дизайн). В 1983 году проводится первый прием по специальности "художественная обработка дерева". В 1992 году открывается специальность «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» со специализацией «художественная керамика», в 1995 г . дополнившаяся специализацией «художественная роспись». В 1998 г . открывается новая специальность – «Театрально-декорационное искусство» со специализацией «художественно-костюмерное оформление спектакля».

В настоящее время в училище ведется обучение по таким специальностям и специализациям как: живописно-педогагическая, дизайн (графический и средовой), декоративно-прикладной (керамика, художественная обработка дерева и роспись по ткани), театральный костюм.

Директор:

Чебоксарское художественное училище было основано 1934 году. За годы своего существования училище стало кузницей профессиональных художников Чувашии.

Свои истоки училище берет в г. Алатырь, где по постановлению Совета Народных Комисаров Чувашской АССР 28 июля 1934 г. было организовано граверное отделение школы ФЗУ при Алатырской типографии. Бурный рост издательского дела в Чувашии требовал подготовки квалифицированных художников-графиков. Организация и руководство школой были поручены прекрасному граверу - выпускнику Строгановского художественного училища Федору Семеновичу Быкову . В короткий срок под его руководством граверное дело достигает высокого профессионального уровня. Первыми педагогами школы стали замечательные графики, выпускники Казанской школы А.М. Тагаев-Сурбан , В.Д. Воронов , А.Ф. Мясников , Н.А. Каменьщиков .

В 1936 году школа была преобразована в художественно-граверное училище, в 1938 - Комитет по делам искусств СНК СССР утвердил новый профиль училища - подготовка художников-графиков для издательств и художников-педагогов для средних школ, и в этом же году состоялся первый выпуск 12 художников-графиков.

С ростом потребности в профессиональных художественных кадрах в различных сферах искусства, становится очевидным, что удаленность училища от центра экономической и культурной жизни республики не способствует решению назревшей проблемы. В 1940 г. на основании приказа ВКИ при СНК СССР Алатырское художественно-граверное училище было переведено в столицу Чувашии г. Чебоксары и преобразовано в Чувашское государственное художественное училище с пятилетним сроком обучения, а с 1948 года в Чебоксарское художественное училище. С тех пор училище находиться в исторической части Чебоксар, на берегу Волги, в старинном особняке - памятнике архитектуры XVIII века, доме купца Соловцова.

В становлении училища в Чебоксарах значительную роль сыграли такие художники-педагоги как Моисей Спиридонов, Никита Сверчков, Иван Григорьев. Уже в послевоенный период плеяда педагогов пополнилась выпускниками ведущих художественных вузов страны: А.М. Спиридонова, П.Г. Григорьева-Савушкина, Р.М. Ермолаева, В.С. Гурин, Е.Е. Бургулов, М.Ф. Харитонов, О.И. Филиппов, которые создали училищу высокий авторитет, как одного из лучших в России.

В 1963 году было открыто художественно-оформительское отделение (с 1994 г. графический и средовой дизайн). В 1983 - осуществлен первый прием по специальности "художественная обработка дерева". В 1992 году была открыта специальность «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» со специализацией «художественная керамика», дополненная в 1995 г. специализацией «художественная роспись». В 1998 г. открылась новая специальность «Театрально-декорационное искусство» со специализацией «художественно-костюмерное оформление спектакля».

Ф.С. Быков и Алатырская граверная школа

Федор Семенович Быков - первый директор и преподаватель гравюры Алатырской художественно-граверной школы (ныне Чебоксарское художественное училище). Помимо педагогической деятельности, Федор Семенович активно работал в книжной графике, получившей высокую оценку на всесоюзных выставках в Москве. Так за гравирование рисунков Б.А. Дехтерева к «Детству» М. Горького в 1946 году художник был награжден почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР «за успехи, достигнутые в издании книг для детей». Не менее высокую оценку получили его ксилографии к «Горному венцу» П. Негоша - в 1956 году он был удостоен диплома Всесоюзной выставки книги, графики и плаката «за высокое качество гравюр». Помимо книжной графики в технике ксилографии художником были выполнены портреты поэтов, писателей, полководцев, путешественников и политических деятелей того времени, а также городские и сельские пейзажи, сюжетно-тематические композиции.

Даты жизни и творчества Родился 1 (13) февраля 1885 г. в с. Кувакино.
1892 - ученик в мебельной мастерской.
1892 - 1898 - посещение воскресных классов рисования.
1898 - окончил городское училище в г. Москва.
1898 - 1903 - учеба в натурном классе Строгановского художественно-промышленного училища и практическое обучение в граверной мастерской И.А. Анофриева.
1903 - 1905 - работа на фабрике Никольского и в мастерской Герке.
1905 - 1906 - работа в вольной артели граверов, организованной московскими художниками-граверами.
1906 - 1910 - переезд в Казань. Работа в типографиях Харитонова, Ключникова, Перова, в татарских издательствах «Гаер» и «Маариф».
1911 - возвращение в Москву. Художник-гравер в издательствах Ступина и Сытина.
1914 - мобилизация. Работа чертежником и фотографом на Ижевском оружейном заводе.
1917 - демобилизация и возвращение в с. Кувакино. Работа библиотекарем в Кувакинском Народном доме, организация кружка художественной самодеятельности.
1918 - мобилизация в Красную армию. Работа в топографическом отделе и журнале «Военная мысль» при штабе Восточного фронта.
1922 - 1924 - демобилизация и отъезд в Москву. Преподаватель граверного дела на графическом отделении Всероссийского пролеткульта, сотрудничество в Государственном художественном издательстве и газете «Известия».
1925 - 1929 - переезд в Казань. Работа художником-гравером в редакции газеты «Красная Татария», преподавателем гравюры в Казанском художественно-педагогическом техникуме.
1929 - 1932 - переезд в Москву. Работа в издательстве «Литературной энциклопедии» при Коммунистической Академии наук, сотрудничество в Госиздате и редакции «Большой Советской энциклопедии».
1932 - переезд в Алатырь. Работа художником-гравером в районной газете «Ленинский путь» и в газете политотдела МТС «За большевизацию колхозов». Сотрудничество с центральными книжными издательствами.
1934 - 1940 - организатор, первый директор и преподаватель Алатырской художественно-граверной школы (ныне Чебоксарское художественное училище).
1940 - 1945 - сотрудничество со столичными издательствами, работа по договорам Всекохудожника.
1945 - переезд в г. Раменское Московской области. Работа в Гослитиздате, Детгизе. Умер 10 октября 1966 г.

76 лет назад, 28 июля 1934 года, Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР принял постановление «Об организации граверного отделения школы ФЗУ при Алатырской типографии». Это было первое учебное заведение подобного рода не только в нашей республике, но и во всей стране. И, безусловно, вопрос о его создании не был бы решен, если бы в Чувашии не было Федора Семеновича Быкова. Талантливому художнику-граверу, ранее уже преподававшему на графическом отделении Всероссийского Пролеткульта в Москве, предложили организовать и возглавить вновь создаваемое граверное отделение.

Только благодаря энтузиазму и самоотверженности Федора Семеновича граверное отделение, существовавшее вначале лишь на бумаге, обрело зримое материальное воплощение. Он занимался поиском и оборудованием помещения для школы, приобретал за свой счет необходимые инструменты, краски, карандаши, бумагу, деревянные пластины из пальмового дерева для ксилографии и многое другое. В своей статье Н.А. Ургалкина говорит о том, что «Граверная школа стала для него кровным детищем, а учеников он любил, пожалуй, не меньше, чем собственных детей».

История создания и первых лет работы Чебоксарского художественного училища, преобразованного из Алатырской художественно-граверной школы, неразрывно связана с именем выдающегося Художника и Педагога Федора Семеновича Быкова.

Во вновь созданном учебном заведении не было учебников, книг и наглядных пособий, а Наркомат просвещения выделял средства лишь на оплату труда преподавателей и стипендии ученикам. И тогда Быков обратился за помощью в учреждения и предприятия города (шефскую помощь оказали Паровозоремонтный завод, районная типография и редакция газеты), а во время очередной поездки в Москву Федор Семенович рассказал о школе, ее задачах и проблемах столичным художникам. Самое хорошее впечатление произвели и привезенные им работы учащихся. В письме заслуженного деятеля искусств Д.С. Моора говорится: «Те работы, которые мне были показаны Вами, заставляют меня сказать Вам несколько слов, во-первых, радости за сам молодежный человеческий материал, который дает возможность в некоторых из них угадывать очень способных художников, а во-вторых, удовлетворения и гордости потому, что начато такое культурное дело, как Ваша школа». Вместе с письмом были получены учебники, наглядные пособия и рисунки Староносова, Ротова и Моора, возможно, предполагает Н.А. Ургалкина, тогда же были присланы этюды И. Грабаря, Н. Поманского и рисунки Ф. Эллиса. Далее она пишет: «Ф.С. Быков стремился к тому, чтобы его воспитанники учились рисунку и гравюре на оригиналах первоклассных художников-графиков. Присланные москвичами графические листы, книги, альбомы, репродукций вместе с работами самого Быкова были теми высокими образцами, на которые учащиеся стремились равняться…». И усилия Федора Семеновича не прошли даром. Уже на юбилейной выставке к 15-летию Чувашской автономии были представлены работы учащихся художественно-граверной школы, свидетельствующие о таланте будущих художников.

В 1936 году Алатырскую художественно-граверную школу переименовали в художественно-граверное училище и включили в сеть учебных заведений Управления по делам искусства при Совете Народных Комиссаров ЧАССР. В январе 1941 года училище было переведено в Чебоксары, графическое отделение ликвидировано, а Федор Семенович был вынужден проститься с «делом рук своих».

За семь лет художественно-граверную школу в Алатыре окончили 45 человек. В числе воспитанников училища этого времени одни из лучших художников Чувашии - Розалия Ермолаева, Николай Овчинников, Петр Сизов и другие.

«Гравюра нас всех захватила с первого урока. Награвировал, отпечатал и - пожалуйста, готово, как картинка из настоящей книги! Это казалось чудом, чудом, который каждый из нас сможет делать. Непостижимым образом Федор Семенович возбуждал интерес к гравюре, желание овладеть мастерством гравирования, видимо, в этом, в первую очередь, проявлялся педагогический талант художника. Он умел вызвать хорошее соревнование между учащимися. Все работали так, чтобы заслужить его одобрение, но хвалил он очень скупо, может быть, поэтому каждая похвала и была великой наградой за наше самоотверженное старание». Из беседы Н.А. Ургалкиной и Н.И. Боровой .

«Натюрморты для ксилографии Федор Семенович ставил специально. Помню первые постановки: ткань и бумажный свиток, плетеная корзина и глиняный кувшин. Позже рисовали с гипсов, потом живая натура. Интерес к гравюре был общий, бывало, все четыре часа никто не выходил на перемену - не хочется отрываться!». Из беседы Н.А. Ургалкиной и С.П. Осокиной. .

«… существование в городе Алатыре такой школы, как руководимая Вами, и методы Вашей работы, которые в очень короткий срок дали чрезвычайно большие результаты, доставляют мне, как советскому художнику, большую радость. Желаю Вашему детищу развития, а Вам сил и уверенности в том, что Вы делаете большое культурное дело». Из письма.(Д.С. Моора к Ф.С. Быкову) .

«В беседах с автором статьи (Н.А. Ургалкиной - В.Б.) художественный редактор издательства «Художественная литература» Л.Ф. Калитовская говорила, что нередко Быкову отдавали гравировать те или иные иллюстрации для того, чтобы спасти не совсем удачный оригинал, ибо Федор Семенович, даже используя слабый оригинал, умел нарезать высокохудожественную гравюру. А известный советский график Д.С. Бисти утверждает, что Федор Семенович был гравером-творцом и зачастую подправлял автора рисунков, делая его художником более высокого класса». Цитируется по Н.А. Ургалкина «Федор Семенович Быков. 1885 - 1966».
Каталог выставки. Чебоксары. 1988.
.

Чебоксарское художественное училище благодарит хранителя графики Чувашского государственного художественного музея