Образ идеальной женщины III Рейха. Женщины Третьего рейха (16 фото)

Воспитанию молодого поколения в нацистской Германии, как было уже сказано, уделялось огромное внимание. Данный процесс охватывает не только "Бунд дойчер медель" (БДМ), Союз немецких девушек, являлся частью "Гитлерюгенд" и организационно его возможно разделить на три группы. В организации состояли девушки в возрасте от 10 до 21 года. В первой группе, "БДМ-юнгмедель", состояли девочки в возрасте от 10 до 14 лет ("Союз девочек"). Во второй ("БДМ-медель") состояли девушки от 14 до 17 лет. В третьей группе, которая называлась "Гляубе-унд-шёнхайт" ("Вера и красота") состояли девушки и молодые женщины в возрастной категории от 17 до 21 года.

Союз немецких девушек (нем. Bund Deutscher Mдdel, BDM или BdM) женская молодёжная организация в нацистской Германии, молодёжное и детское женское движение, аналогичное гитлерюгенд, куда входили немецкие девушки в возрастной категории от 10 до 18 лет. Девочек в возрасте от 10 до 13 лет объединял Юнгмедельбунд (нем. Jungmдdelbund, JM) - Союз молодых девушек .

В 1936 году на законодательном уровне для девушек Германии было установлено обязательное членство в Союзе немецких девушек. Исключением возможно было считать девушек, у которых была еврейская национальность, а также исключенных по "расовым обстоятельствам". К концу 1944 году Союз немецких девушек считался самой большой женской молодёжной организации мира, в его составе насчитывалось около 4,6 млн. человек.

Стандартная униформа Союза немецких девушек была тёмно-синяя юбка, белая блузка и чёрный галстук с кожаной заколкой. Девушкам категорически запрещалось носить обувь на высоком каблуке, а так же шёлковые чулки. Из украшений только кольца и наручные часы. Как утверждал Гитлер, форма одежды должна служить задачам воспитания молодёжи .

Во время Второй мировой войны девушки из "BdM" трудились в госпиталях, принимали участие в противовоздушной обороне и занимались в сельском хозяйстве.

После того, как кончилась война, Союз немецких девушек, как отдельное подразделение гитлерюгенда был запрещён и распущен на основании Закона № 2 Контрольного совета.

Две первые группы имели форму, которую были обязаны носить. Ячейки и группы БДМ имелись во всех уголках рейха, включая аннексированные и оккупированные территории. В БДМ существовали звания, присвоение которых зависело не только от возраста, но и от исполняемых функций. В 1939 году членство в БДМ, как и в других подразделениях Гитлерюгенда, являлось обязательным. В указе, который был опубликован 25 марта 1939 года, трактовалось, что все члены Гитлерюгенда, которые достигли возраста 16-18 лет должны в обязательном порядке ежегодно отрабатывать оговоренный срок на общественных работах: юношам рекомендовалось работать в сельском хозяйстве, то есть убирать урожай, а девушкам - помогать семьям, у который много детей. "Ланддинст", или "земельная служба", была введена в 1934 г. и ежегодно увеличивалась. Поощрялась работа на фермах. Юноши и девушки, которые выполняли общественные работы на ферме в течение года, могли претендовать на большие привилегии. В период войны помощь в уборке урожая и годичная работа на ферме являлись обязательным условием. Считалось, что тот, кто принимает участие в работе, вносит личный вклад в победу. Девушка, которая отработала один год в "Ланддинст", имела отличия и по форме: обшлага на её форменной одежде были чёрного цвета и имели надпись "Landdienst". Звание в БДМ указывалось на темно-голубой форме и белой летней блузке матерчатыми значками. Носились также цветные шнурки, которые тоже обозначали звание. Чаще девушки из БДМ носили так называемую "альпийскую куртку", которая была сшита из светло-коричневого материала с кожаными или коричневыми пластмассовыми резными пуговицами, выпуклыми, которые напоминали футбольный мяч.

"Вера и красота" - ("Glaube und Schцnheit"), являлась молодёжной женской организацией в составе Союза немецких девушек. Она была Создана в 1937 Бальдуром фон Ширахом. В неё могли вступить девушки в возрасте от 17 до 21 года. Их обучали ведению домашнего хозяйства и подготавливали к замужеству и материнству в соответствии с национал-социалистической концепцией "идеальной немецкой женщины" .

Девушки данной возрастной категории уже не считались членами Союза немецких девушек, но ещё не имели права вступить в Национал-социалистическую женскую организацию. Таким образом, государство и НСДАП при помощи "Веры и красоты" стремились удержать их в русле общественной жизни .

"Вера и красота" была создана в 1938 г. по приказу лидера имперской молодёжи Бальдура фон Шираха по согласованию с руководством Союза немецких девушек. Как и вышестоящие организации - Союз немецких девушек и гитлерюгенд - "Вера и красота" имела строгую иерархическую структуру. Законом было установлено добровольное членство в данной организации, но на практике все выпускаемые из рядов Союза немецких девушек автоматически вступали в ряды "Веры и красоты". Выход из организации мог дать повод подозревать девушку и её родителей (совершеннолетие наступало в полный 21 год) в оппозиционных взглядах. Давление на девушек Германии ещё более увеличилось со вступлением в силу 4 сентября 1939 г. Закона об имперской трудовой повинности .

Работа "Веры и красоты" отвечала политическим задачам организации. Она проводилась в кружках, которые работали один раз в неделю в нерабочее время. Спортивные, танцевальные занятия или курсы ухода за телом были призваны укреплять здоровье молодых женщин как будущих матерей нового поколения Германии. Кружки, которые распространяли знания в области здравоохранения, службы связи или противовоздушной обороны, готовили молодых женщин к тому, чтобы в случае войны они смогли заменить на производстве ушедших на фронт мужчин.

Организация "Вера и красота" была запрещена и ликвидирована после войны законом № 2 Контрольного совета, а её имущество подлежало конфискации .

Союз девочек (нем. Jungmдdelbund, JM) - младшая возрастная группа женской молодёжной организации "Союз немецких девушек" для девочек в возрастной категории от 10 до 14 лет, которая входила в состав гитлерюгенда.

Организация на немецком языке называется Jungmдdelbund, в связи с чем в современной исторической литературе название организации обычным образом сокращают это аббревиатурой JM. Так как это была организации девочек, то она находилась в Союзе немецких девушек, которой руководил единственный глава Гитлерюгенда Бальдур фон Ширах (позже его сменил Артур Аксман).

Организация была создана в 1931 г., Союз немецких девушек стал одной организацией девушек. Все иные группы, включая церковные группы и скаутские организации, или были поглощены в гитлерюгенд, или закрыты. В 1936 году "Закон о гитлерюгенде" сделал членство в Союзе обязательным для всех девочек в возрастной категории от 10 лет и старше. В данном законе было указано об обязательном членстве в гитлерюгенде для всех мальчиков в возрасте старше 10 лет.

Новые члены должны обязательно произвести регистрацию в период с 1 по 10 марта каждого года. Регистрация должна была проводиться в местных отделениях Союза немецких девушек. Девочки должны были закончить четвертый класс и отвечать следующим требованиям:

Быть расово чистой, то есть являться этнической частью немецкой нации;

Являться гражданкой Германии;

Должны отсутствовать наследственные заболевания .

Если девочка отвечала данным требованиям, то она могла быть определена в группу Союза девочек по месту своего проживания. Для того чтобы стать полноправным членом Союза, она должна посетить подготовительные курсы, которые заключались в её участии в одном заседании Союза, одном спортивном дне, который должен был включать в себя проверку её мужества, и лекции о задачах Союза.

После того как она выполнила данные требования, проходила церемония введения новых членов в ранг членов Союза (20 апреля - в день рождения Гитлера). Во время церемонии новые члены приводились к присяге, им выдавались Свидетельства о членстве, и их лично должен был приветствовать лидер группы.

Для того чтобы стать "полноправным" членом организации, каждая девочка должна была пройти определенный ряд испытаний: принять участие в однодневной поездке с группой и т.п. Девочке требовалось полгода, для того чтобы выполнить все указанные требования для того, чтобы стать полноправным членом Союза.2 октября каждого года те, кто смог пройти испытания, могли стать полноправными членами в ходе церемонии, где девочкам официально предоставлялось право носить чёрный галстук, ремень и коричневый шейный платок с узлом из кожи.

Члены JM носили форму, которая состояла из белой блузы, синей юбки, белых носков и коричневых ботинок.

Девочка была членом Союза и оставалась в группе до 14 лет, после чего она смогла перейти в Союз немецких девушек .

Юнгфольк - Младшая возрастная группа гитлерюгенд, в которой состояли мальчики от 10 до 14 лет.

Вступление в юнгфольк по закону считалось добровольным. Воспитание в организации проводилось в духе национал-социализма с целью сформировать у детей с очень раннего возраста национал-социалистического мировоззрения об арийских идеалах. Кроме того, всячески подчеркивалась, необходимость оставаться верным Гитлеру и созданному им режиму, также пропагандировался культ физической силы, жизнеспособности и милитаризма. Нацисты полагали, что обучение детей тому, как стать жесткими, должно было освободить их от некоторых недостатков. В ходе воспитательной работы в Юнгфолькк также пропагандировался антисемитизм.

1. Согласно закону от 1 декабря 1936 г., в Германии был объявлен призыв детей 1927 года рождения в юнгфольк .

Таким образом, женские молодежные организации имели свою систему и свои цели. Девушки готовились стать показательными женами и солдатскими матерями. Роль женщины в обществе сводилась к институту семьи. Несмотря на подготовку к семейной жизни, в вопросе воспитания девушек играла ведущую роль идеология. Так, в женских молодежных организациях девушкам прививался антисемитизм и особое, ошибочное, восприятие гуманизма.

Во времена нацистского правления в Германии пропаганда была поставлена на очень высоком уровне, с ее помощью решалась задача консолидации общества, реализовывались многие диковинные социальные проекты, готовились новые кадры, особенно среди молодежи...
В нацистской Германии существовало молодежное и детское женское движение Союз немецких девушек (Bund Deutscher Mädel). С 10 лет каждая девочка неукоснительно становилась членом организации, ее обучали приготовлению пищи, стирке, уборке и уходу за детьми, а с началом войны - стрельбе и защите родины. Барби Денск, одна из участниц BDM, рассказала о том, как состояла на службе у фюрера.


Участницы Союза немецких девушек в 1936 году в Нюрнберге

В 1944 году Барби Денск, член Союза немецких девушек, защищала свой дом и семью от американской пехоты, окружившей город Ахен. Она отчетливо помнит 12 октября: "Это было внезапно, громко и поразительно. Произошла серия взрывов, сопровождаемых стрельбой и пулеметным огнем, криками. Я просвистела в свисток, чтобы поднять тревогу. Через бинокль я увидела вражеских солдат ". Спрятавшись в траншее, девушка вместе с товарищами открыла стрельбу по американским солдатам. Реальность войны стала для нее шоком: "Была вспышка и громкий удар. Я упала и увидела разорванные тела моих друзей. Некоторые из них лежали у меня под ногами, бились в конвульсиях со стекающей кровью изо рта ". На тот момент Барби было всего 15 лет.


Девочек в возрасте от 10 до 14 лет объединял Юнгмедельбунд - Союз девочек


Союз немецких девушек ставил своей задачей воспитание сильных и смелых женщин, которые станут товарищами политическим солдатам рейха


Встреча с фюрером была главной мечтой каждой девочки

Хельга Басслер, пожавшая руку фюреру, вспоминает: "Мои колени задрожали, а в животе запорхали бабочки, когда я увидела, что Гитлер направляется ко мне. Девушки плакали и тянулись к нему, некоторые принесли для него цветы. С того дня я смотрела на Гитлера как на спасителя. Многие из нас влюбились в него".


С началом войны BDM начал обучать девушек ведению боя

Девушек обучали закладывать мины, стрелять из снайперской винтовки и противотанкового оружия. Барби по собственному желанию вошла в один из таких спецотрядов: "Перед нападением американцев наш командир сказал нам: "Подобно волчице, женщина также является естественным хищником, добытчиком и защитником. Наш враг утонет в собственной крови или в нашей, если потребуется". Немка разочарованно призналась, что их командир вскоре переоделся в гражданского и сдался...


Встреча с Гитлером, 1938 год

Мощная пропаганда уверяла девочек, что убийство врага - священный долг, а за фюрера можно и умереть, если потребуется

Капрал Р. Маршалл из 26-го пехотного полка вспоминает: "Они хорошо сражались, учитывая, что они были еще совсем юными девушками. Они стреляли из укрытия, бросали гранаты, стараясь убить нас. Но когда мы захватили их, они бросили оружие и подняли руки с криками "Amerikaner! Amerikaner!". И уже выпрашивали у нас конфеты и шоколадные батончики. Они были просто детьми, которые не должны были сражаться".


К 1944 году Союз немецких девушек являлся самой крупной женской молодежной организацией мира, в его составе насчитывалось 4,5 млн человек

Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодежь запретительными мерами. Так, в январе 1930 года городской глава Ганновера и бывший военный министр Густав Носке (социал-демократ) запретил школьникам вступать в гитлерюгенд. Его примеру последовали и в других землях страны. Однако подобными мерами с гитлерюгендом невозможно было справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в молодёжную организацию. Подвергнутые наказанию активисты коричневого движения выдавали себя за «жертв», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку гитлерюгенда, как та возрождалась под другим названием, например, «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ. В Киле, например, по улицам маршировала группа учеников из мясных лавок в своих заляпанных кровью фартуках, когда власти запретили ношение формы гитлерюгенда. «Враги трепетали при появлении этой группы. Они знали — у каждого под фартуком здоровенный нож», — вспоминал один из очевидцев

Гитлерюгенд повсеместно участвовал в предвыборной кампании. Они распространяли листовки и брошюры, приклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. С 1931 до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов гитлерюгенда (здесь следует отметить, что гибли юноши и из прокоммунистических молодёжных объединений).
Члены Гитлерюгенда. 1933

Имя гитлерюгендца из Берлина, павшего от рук «красной молодёжи» в районе Моабит, быстро стало известно — Герберт Норкус. В своё время его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены гитлерюгенда бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили ножом. Юноша скончался от потери крови. Убийцы скрылись.
Церемонию похорон на кладбище Плетцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодёжи». Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению:
"Никто не отнимет у нас надежду на то, что наступит день мести. И тогда те, кто болтает о гуманности и любви к ближнему, но убили нашего товарища без суда, узнают силу новой Германии. Тогда они будут молить о пощаде. Слишком поздно. Новая Германия требует искупления".
Похороны члена гитлерюгенда

Во время съездов НСДАП проводился День Гитлерюгенда. Во время этого дня проходили партийные митинги на Франкенштадионе, который расположен на территории съездов НСДАП.
Эрнст Рем обходит шеренги гитлерюгендцев во время парада в Дортмунде 08.07.1933

Руководство гитлерюгенда старалось любыми способами привлечь молодежь. Организовывались торжественные шествия, пропагандистские марши и парады, военные игры, спортивные соревнования, туристические походы, молодежные слеты, международные встречи с членами молодежных фашистских объединений Италии и других стран. Совместная жизнь делала гитлерюгенд очень привлекательной для молодежи. Проводились регулярные паломничества в Браунау-на-Инне, на родину Гитлера. Любой юноша мог найти в деятельности гитлерюгенда что-нибудь интересное для себя: занятия искусством или народными промыслами, авиамоделирование, журналистика, музыка, спорт и т. д.
Члены Гитлерюгенда учатся ориентироваться на местности. 1936

Кроме военизированных действ, по воскресеньям организовывались вечера, на которых собирались небольшие группки гитлерюгенда, чтобы выработать планы дальнейших действий, послушать пропагандистские радиопередачи. С другой стороны, юноша, не бывший членом гитлерюгенд, как бы отделялся от своих товарищей, которые таковыми были.
Плакат, пропагандирующий вступление в гитлерюгенд (Снизу надпись «Все десятилетние — в Гитлерюгенд», сверху — «Молодёжь служит фюреру»)

Участие в гитлерюгенд начиналось с 10 лет. Ежегодно 15 марта каждый достигший десятилетнего возраста мальчик обязан был зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире. После тщательного изучения сведений о ребёнке и его семье, где особое внимание уделялось его «расовой чистоте», он считался «свободным от позора». Чтобы быть принятым, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приема в младшую возрастную группу — юнгфольк.
Член гитлерюгенда. 09.1934

Церемония проводилась в день рождения фюрера (20 апреля), в присутствии высокого партийного руководства. Переход в следующую возрастную группу происходил также торжественно и помпезно.
В гитлерюгенде важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. На первом плане стояли «Господствующая раса» и политика по отношению к евреям, по истории — биография Гитлера, история НСДАП, политическое страноведение, причем, наибольшее внимание уделялось странам фашизма.
Удостоверение члена гитлерюгенда

Эмблема организации «Гитлерюгенд»

Флаг гитлерюгенда

Но намного важнее, чем умственное воспитание, было воспитание физическое. В основу спортивного развития ставились соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания рейха. Проводились соревнования по лёгкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту.
Футбольная команда Гитлерюгенда 1936 года

С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.
Одиннадцатилетние члены гитлерюгенда тренируются в стрельбе из винтовки

Каждый час членов гитлерюгенда был занят до предела, и у молодежи едва оставалось времени для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка.
Член Гитлерюгенда с барабаном. 1936

Аккордеонист из гитлерюгенда выступает перед публикой

Член гитлерюгенда на стажировке в Кригсмарине

1 декабря 1936 года, по принятии «Закона о гитлерюгенде» (Gesetz über die Hitler-Jugend), а затем в 25 марта 1939 года — по принятии «Молодёжного служебного долга» (Jugenddienstpflicht) прежде формально добровольное участие в движении стало обязательным. С вступлением в должность руководителя организации Бальдура фон Шираха гитлерюгенд стала частью НСДАП.
Заявление о вступлении в гитлерюгенд 1938 года

Роберт Лей, лидер гитлерюгенда Бальдур фон Ширах и секретарь министерства пропаганды Карл Ханке инспектирует отряд гитлерюгенда

Роберт Лей, Франц Ксавьер Шварц и Бальдур фон Ширах проверяют знания студентов -членов гитлерюгенда

После Бальдура фон Шираха этот пост занял А. Аксман. Организация была распущена после поражения Третьего рейха.
Митинг гитлерюгенда 13.02.1939 в Берлинском Дворце Спорта. Справа налево: Лидер национальной женской организации Гертруда Шольц-Клинк, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, Рудольфа Гесс, молодежный лидер и гауляйтер Вены Бальдур фон Ширах, региональный лидер гитлерюгенда Артур Аксман, полковник Рудольф фон Альвенслебен, адъютант Гиммлера.

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединенный к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 г., следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодежи:
Эта молодежь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займется вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмем в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь.
Гитлерюгенд. 1938

Лагерь гитлерюгенда в горах 22.08.1938.

Разное

Организация была распущена после поражения Третьего рейха.

Делегация Гитлерюгенда посетила Японию в августе-сентябре 1938 года

Делегация Гитлерюгенда прибыла в Йокогаму на пассажирском судне "Гнейзенау" 16 августа 1938 г. Во время прибытия они кричали "Дай Ниппон банзай" (大日本万歳! Да здравствует Великая Японии!)

Толпы японцев приветствуют делегацию Гитлерюгенда на железнодорожной станции в Токио

Делегация Гитлерюгенда марширует по одной из улиц Токио

Японские девочки приветствуют немцев

Торжественный обед в Германском посольстве в первый день пребывания делегации Гитлерюгенда в Японии 16 августа 1938

Члены Гитлерюгенда встречаются с японскими руководителями 5 сентября 1938

Делегация Гитлерюгенда в замке Эдо во время проведения символической церемонии встречи с императором Хирохито

Делегация Гитлерюгенда посещает Храм Мэйдзи в сентябре 1938 года

Синтоистский священник во главе делегации Гитлерюгенда посещает Ясукуни

Групповое фото членов делегации Гитлерюгенда и японских офицеров во время визита в Японию

Японки, состоящие в «Гитлерюгенде»

Фрагменты мероприятий с участием немецкой делегации

Памятные значки

13 сентября 2013, 11:30

Расовая теория в нацистской Германии включала в себя культ биологически здорового женского тела, культ деторождения и приумножения нации. Таким образом, сам смысл общения мужчины и женщины лишался всякой романтики, уступая место физиологической целесообразности. Существует мнение, что "арийский" эталон красоты скучен, однообразен и безрадостен - мускулистый блондин с неподвижной нижней челюстью и лишённая всякой пикантности "снежная королева".

Национал - социалистическая пропаганда использовала интерес к целомудренно-обнажённому человеческому телу для демонстрации арийского идеала красоты, для воспитания физически развитого человека. Сам по себе брак не считался самоцелью, он служил высшей задаче - приумножению и сохранению германской нации. Личная жизнь двух людей должна была быть осознанно поставлена на службу государству.

В качестве эталона красоты, был выбран античный, с её идеальным совершенством форм. Скульпторы Третьего Рейха - Йозеф Торах и Арно Брекер стрательно воплощали в своих монументах образ сверхчеловека. Сверхлюди были просто обязаны походить на античных богов и богинь.

Кадры из "Олимпии".

Sepp Hilz. Деревенская Венера

Э. Либерманн. У воды. 1941

В совершенном теле изобразительное искусство национал-социализма воплощало идею "крови" (нации). "Кровь" же в идеологии национал-социализма была непосредственно связана с "почвой" (землёй). В данном случае речь шла о симбиозе народа и земли, а так же их материальной и мистической связи. В целом же идея "крови и почвы" была обращена к языческим символам плодородия, силы и гармонии, выражая в человеческой красоте саму природу.

Огромное значение национал-социалистское искусство уделяло теме семьи, женщины и материнства. В Третьем Рейхе данная ценностная триада сливалась в единое целое, где женщина была исключительно продолжательницей рода, носительницей семейных добродетелей и хранительницей домашнего очага.

Как заявил Гитлер: "Немецкие женщины хотят быть жёнами и матерями, они не хотят быть товарищами, как призывают красные. У женщин нет стремления работать на фабриках, в бюро, в парламенте. Хороший дом, любимый муж и счастливые дети ближе её сердцу".

Национал-социалистическое изобразительное искусство формировало образ немки исключительно как матери и хранительницы семейного очага, изображая её с детьми, в кругу семьи, занятой домашним хозяйством.

Национал-социалисты не признавали никакого равноправия женщин в общественной жизни – им отводили только традиционные роли матери и подруги. "Их место на кухне и в спальне". После прихода к власти нацисты стали рассматривать стремление женщин к профессиональной, политической или академической карьере как противоестественное явление. Уже с весны 1933 г. началось планомерное освобождение государственного аппарата от занятых в нем женщин. Уволь­няли не только сотрудниц учреждений, но и замужних жен­щин-врачей, ибо нацисты объявили заботу о здоровье нации такой ответственной задачей, что ее нельзя доверить женщи­не. В 1936 г. были освобождены от должности замужние жен­щины, работавшие судьями или адвокатами, так как их мог содержать муж. Резко сократилось количество женщин-педагогов, а в женских школах основными учебными предметами стали домоводство и рукоделие. Уже в 1934 г. в немецких университетах осталось всего 1500 студенток.

Более дифференцированную политику проводил режим в отношении женщин, занятых на производстве и в сфере ус­луг. Нацисты не тронули ни те 4 млн женщин, которые рабо­тали «домашними помощницами», ни многочисленный отряд продавщиц, рабочий день которых оплачивался не полно­стью. Напротив, эти занятия были объявлены «типично жен­скими». Всячески поощрялся труд девушек. С января 1939 г. трудовая повинность стала обязательной для всех незамуж­них женщин моложе 25 лет. Главным образом их направляли в деревню или служанками к многодетным матерям.

Л. Шмуцлер "Деревенские девушки возвращаются с полей"


На гендерные отношения в гитлеровском государстве оказывали влияние многочисленные общественные организации. В одни из них женщины входили вместе с мужчинами, другие были созданы специально для женщин, девушек и девочек.

Самыми массовыми и влиятельными среди них были Союз немецких девушек (БДМ), Имперская служба труда женской молодежи (женская РАД) и Национал-социалистическая женская организация (НСФ). Они охватили значительную часть женского населения Германии: в БДМ одновременно состояли более 3 млн девочек и девушек, через трудовые лагеря прошли 1 млн молодых немок, НСФ насчитывала 6 млн участниц.

В соответствии с национал-социалистической идеологией, Союз немецких девушек ставил своей задачей воспитание сильных и смелых женщин, которые станут товарищами политическим солдатам рейха (воспитываемым в Гитлерюгенде) и, став жёнами и матерями, организовав свою семейную жизнь в соответствии с национал-социалистическим мировоззрением, будут растить гордое и закалённое поколение. Образцовая германская женщина дополняет германского мужчину. Их единение означает расовое возрождение народа. Союз немецких девушек прививал расовое сознание: настоящая германская девушка должна быть хранительницей чистоты крови и народа и воспитывать его сыновей героями. С 1936 года все девушки Германского рейха были обязаны состоять в рядах Союза немецких девушек. Исключение составляли только девушки еврейского происхождения и прочие "не арийки".

Стандартная униформа Союза немецких девушек - тёмно-синяя юбка, белая блузка и чёрный галстук с кожаной заколкой. Девушкам запрещалось носить высокие каблуки и шёлковые чулки. Из украшений допускались кольца и наручные часы.

Приобретенные в нацистских организациях мировоззрение, нормы поведения и стиль жизни ещё долго потом влияли на образ мыслей и действий многих представительниц старшего поколения современной Германии.

Когда девушкам исполнялось 17 лет, они также могли быть приняты в организацию "Вера и Красота" ("Glaube und Schöncheit"), где находились по достижению 21 летнего возраста. Здесь девушек обучали ведению домашнего хозяйства, готовили к материнству, уходу за детьми. Но самым запоминающимся мероприятием с участием "Glaube und Schöncheit" были спортивно-хороводные танцы - девушки в одинаковых белых коротких платьях, босиком выходили на стадион и выполняли несложные, но слаженные танцевальные движения. Женщинам Рейха вменялось быть не только сильными, но и женственными.

Нацисты пропагандировали образ "настоящей немецкой женщины" и "настоящей немецкой девушки", которая не курит, не пользуется косметикой, носит белые блузки и длинные юбки, волосы заплетает в косы или стягивает в скромный пучок.

Также власти в соответствии с установкой "Кровь и почва" пытались внедрить в качества праздничной одежды "трахт" – то есть платье а национальном стиле на основе баварского платья.

В. Вилрих. Дочь баварского крестьянина. 1938

Такие стилизованные "национальные одежды" носили участницы грандиозных театрализованных праздников, которые нацисты любили устраивать на стадионах.

Особое место занимали занятия спортом и групповые игры. Если у мальчиков акцент делался на силу и выносливость, то гимнастические упражнения для девушек были призваны формировать у них грацию, гармонию и чувство тела. Спортивные упражнения подбирались с учётом женской анатомии и будущей роли женщин.

Союз немецких девушек организовывал турпоходы, в которые девушки отправлялись с полными рюкзаками. На привалах разводили костры, готовили еду и пели песни. Пользовались успехом ночные наблюдения за полной луной с ночёвкой в стоге сена.

Особенным нападкам нацистской пропаганды подвергался образ голливудской "женщины-вамп", который был популярен в Веймарской Германии: "Боевая раскраска более подобает примитивным негритянским племенам, но ни в коем случае не немецкой женщине и не немецкой девушке". Взамен пропагандировался образ "естественной немецкой женской красоты". Правда, нужно отметить, что эти требования не относились к немецким актрисам и звездам кино.

Портрет женщины из Тироля

Образ эманси­пированной берлинки 20-х годов они воспринимали как угро­зу и общественной морали, и доминированию в обществе мужчин, и даже будущему арийской расы.

Во многих общественных местах еще до войны висели плакаты "Немецкая женщина не курит", запрещалось курить во всех партийных помещениях, в бомбоубежищах, а Гитлер планировал после победы запретить курение вообще. В начале 1941 г. Имперское объединение парикмахерских заведений приняло директиву, которая ограничивала длину женской прически 10 см. Так что прически из более длинных волос в парикмахерских не делали и могли даже укоротить слишком длинные волосы, если они не были убраны в скромный пучок или заплетены в косы.

Рождественская обложка одного из женских журналов. Декабрь 1938

Немецкая пресса всячески подчеркивала, что выдающиеся успехи великолепной актрисы и режиссера Лени Рифеншталь или знаменитой летчицы-спортсменки Xанна Рейч напрямую связаны с их глубокой верой в идеалы национал-социализма. Образцами для подражания объявлялись также бывшая акт­риса Эмма Геринг и мать шестерых детей Магда Геббельс, элегант­ные туалеты которой наглядно показывали немкам, что ис­тинной национал-социалистке нет никакой надобности обла­чаться в скромную униформу Союза немецких девушек.

Ханна Рейч

Лени Рифеншталь

Магда Геббельс

Эмма Геринг

Немецкие женщины в целом спокойно воспринимали про­водимую по отношению к ним политику. Лояльному отношению немок к новому режиму способст­вовало и улучшение благосостояния населения. Этому также способствовала благоприятная демографическая политика правящей партии в поддержку семьи. Нацистский режим был весьма заинтересован в увеличении населения. Если трудящаяся женщина вступала в брак и до­бровольно оставляла работу, ей выдавалась беспроцентная ссу­да в 600 марок. С 1934 г. началось активное поощрение рож­даемости: вводятся детские и семейные пособия, медицинская помощь многодетным семьям оказывается по льготным рас­ценкам. Были открыты специальные школы, где беременных женщин готовили к будущему материнству.

Во всяком случае, Германия стала единст­венной крупной европейской страной, в которой постоянно росла рождаемость. Если в 1934 г. появилось на свет чуть бо­лее 1 млн младенцев, то в 1939 г. - уже около 1,5 млн детей.

В 1938 году был учрежден орден – «Крест матери» - в бронзе, серебре и золоте. Надпись на обратной стороне креста гласила «Ребенок облагораживает мать». По замыслу министерства пропаганды, женщины должны были занять в народе такое же почетное место, как и фронтовые солдаты. Устанавливалась три степени почетного звания - 3-я степень за 4 детей, 2-я за детей (серебро), первая –за 8 детей (золото).

Парадоксально, но этот антифеминистский режим, немало способствовал улучшению реаль­ного положения женщин. Поэтому неудивительно, что подав­ляющее большинство женщин Германии обожали своего фюрера. Им во многом импонировало утверждение А. Розенберга, что "обязанность женщины поддерживать лириче­ский аспект жизни".

Фрау Абажур -Ильзе Кох. В 1937в концлагере Бухенвальд, Ильзе получила печальную известность за свою жестокость по отношению к заключённым. Узники говорили, что она частенько прохаживалась по лагерю, раздавая удары плетью каждому встречному в полосатой одежде. Иногда Ильзе брала с собой голодную свирепую овчарку и натравливала ее на беременных женщин или обессиленных узников, она приходила в восторг от ужаса, испытываемого заключенными. Неудивительно, что за глаза ее называли сукой Бухенвальда.
Фрау Кох была изобретательна и постоянно придумывала новые пытки, например она регулярно отправляла заключенных на растерзание двум гималайскими медведицами в штатный зоопарк. Но истинной страстью этой дамы были татуировки. Она приказывала заключенным мужчинам раздеться и осматривала их тела. Ее не интересовали те, у кого не было татуировок, но если она видела на чьем-то теле экзотический узор, то глаза ее загорались, ведь это означало, что перед ней очередная жертва. Позже Ильзе прозвали Фрау Абажур. Она использовала выделанную кожу убитых мужчин для создания разнообразной домашней утвари, чем чрезвычайно гордилась. Наиболее подходящей для поделок она находила кожу цыган и русских военнопленных с наколками на груди и спине. Это позволяло делать вещи весьма декоративными. Особенно Ильзе нравились абажуры.
Один из узников, еврей Альберт Греновский, которого заставили работать в патологоанатомической лаборатории Бухенвальда, рассказывал после войны, что отобранных Ильзе заключенных с татуировкой доставляли в диспансер. Там их убивали, используя смертоносные инъекции. Был только один надежный способ не попасть суке на абажур - изуродовать себе кожу или умереть в газовой камере. Некоторым и это казалось благом. Тела, имеющие художественную ценность, доставляли в патологоанатомическую лабораторию, где их обрабатывали спиртом и аккуратно сдирали кожу. Затем ее высушивали, смазывали растительным маслом и упаковывали в специальные пакеты. А Ильзе тем временем совершествовала свое мастерство.Она стала создавала из человеческой кожи перчатки, скатерти и даже ажурное нижнее белье. Татуировку, украсившую трусики Ильзе, я видел на спине одного цыгана из моего блока, - рассказывал Альберт Греновский.
Судя по всему изуверские развлечения Ильзе Кох стали модными среди ее коллег в других концентрационных лагерях, которые множились в нацисткой империи, как грибы после дождя. Для нее было удовольствием переписываться с женами комендантов других лагерей и давать им подробные инструкции, как превратить человеческую кожу в экзотические переплеты книг, абажуры, перчатки или скатерти для стола.