Начало правления ярополка. Князь ярополк святославич

Ярополк I Святославич (? - 980)
Великий князь Киевский в 972 - 980 гг.
Старший сын Святослава Игоревича.
Воспитывался бабкой, княгиней Ольгой.

Святослав в 970 году, перед походом в Дунайскую Болгарию, разделил Русь между сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу - Древлянская земля с центром в Овруче, а Владимиру - Новгород.
После смерти Святослава в 972 году единого князя у Руси не стало. Три года братья мирно правили в своих землях, но пришла беда, откуда не ждали.
Главным советником при молодом Ярополке был воевода Свенельд. В 975 году Олег Святославич убил на охоте сына Свенельда, Люта. Оттого поднялась вражда между Ярополком и Олегом. Свенельд постоянно подговаривал Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: «Иди на брата, отними у него землю. Ты - великий князь, тебе отец доверил стольный град, а значит, и страну».

В 977 году Ярополк всё же пошел на брата своего Олега в Древлянскую землю. Олег вышел против него, и исполчились обе стороны.
Дружина Ярополка одержала победу и обратила древлян в бегство. Олег бежал со своими воинами. Перед городом был глубокий ров с одним узким мостом. Древляне, спасаясь, устремились к мосту. Но мост был очень узким. В давке и панике Олега столкнули в ров. Не успел он встать на ноги, как с мота упала лошадь и ударила Олега копытом в грудь.

Ярополк горько переживал смерть брата, плакал над ним и говорил Свенельду: «Смотри! Этого ты хотел!» Когда похоронили Олега, Ярополк наследовал его волость.

Едва Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал со своим дядей воеводой Добрыней за море к варягам. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею. В 980 году Владимир вернулся на Русь с варягами и пошел на Ярополка войной. Дойдя до Киева с большим войском, Владимир осадил его, а Ярополк заперся в городе вместе с воеводой Блудом. Владимир же вскоре вошел с Блудом в тайные переговоры и обрел в его лице верного союзника. Такие люди есть в истории всех стран. Словно блудливые собаки, мечутся они от хозяина к хозяину, служат тому, кто кинет кость побольше. «Желаю твоей помощи, - сказал Блуду Владимир. - Поможешь, будешь мне вторым отцом».

Чтобы скорее извести Ярополка, Блуд пошел на хитрость. Он стал говорить Ярополку: «Узнал я, что киевляне пересылаются с Владимиром и говорят ему: «Приступай к городу, передадим-де тебе Ярополка». Беги же из города!» Ярополк послушался его и, выбежав из Киева, затворился в городе Родне, что расположен был в устье реки Рось. Владимир вошел в Киев, а после осадил Ярополка в Родне. Среди осажденных вскоре начался жестокий голод. И сказал Блуд Ярополку: «Видишь, сколько воинов у брата твоего. Нам ли их победить? Заключай мир с братом своим». Ярополк согласился. Блуд же послал к Владимиру со словами: «Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка - приготовься убить его».

Владимир, услышав это, вошел в отчий терем и сел там с воинами своими и дружиной своей. А Блуд наставлял Ярополка: " Как войдешь к брату своему, скажи ему: «Что Ты мне дашь, то я и приму». Ярополк пошел, хотя Варяжко, слуга его, предупреждал князя: «Не ходи, убьют тебя, беги к печенегам и Приведешь воинов». Но не послушался его Ярополк. Пришел он к Владимиру. Блуд привел его в терем, закрыл дверь на засов и два меча наемников-варягов вонзились в грудь Ярополка. Так был убит Ярополк, и с того времени Владимир княжил в Киеве один.

У Ярополка остался сын от жены, византийской принцессы Юлии - Святополк (980-1019).

Одной из самых противоречивых и неоднозначных фигур среди правителей Древней Руси был киевский князь Ярополк Святославич. Биография его пестрит множеством загадок и вопросов, хотя управлял страной он сравнительно короткий отрезок времени. Кто же он - тиран и братоубийца или невинно оклеветанная жертва происков младшего брата?

Ранние годы

Перевод имени Ярополк с древнеславянского языка лингвисты трактуют как «сияющий в народе». Точная дата рождения и имя его матери истории неизвестны. Ряд ученых считает датой рождения Ярополка 945 год. Но их оппоненты утверждают, что данная версия является полностью несостоятельной, так как на то время по общепринятому мнению его отцу было всего три года. Некоторыми специалистами высказывается предположение, что он был сыном угорской княжны Предславы, как и его брат Олег.

Отцом Ярополка был великий князь Киевский Святослав Игоревич, прославившийся многочисленными победами над врагами. В частности, этот великий полководец разгромил могущественный и на Дунае.

Впервые в летописных источниках имя Ярополка появляется в 968 году. Именно в отсутствие князя Святослава произошел набег печенегов на Киев, во время которого молодой княжич заперся во дворце со своей бабкой Ольгой и братьями.

В 970 году отец оставил его, как старшего сына, управлять Киевом, а сам двинулся в очередной поход за Дунай. На этот раз ему довелось вступить в борьбу с самим ромейским императором Иоанном Цимисхием. Великий князь Киевский Святослав вынужден был отступить. Но по дороге домой был убит подкупленным византийцами печенежским ханом Курей. Русской землей стали править трое его сыновей: Владимир, Олег, Ярополк, последний из которых стал великим князем.

Княжение Ярополка

Ярополк Святославич стал великим в 972 году, после гибели отца. Братья его - Олег и Владимир стали княжить, соответственно, в Древлянской и Новгородской землях. Но старшим они первое время признавали Ярополка.

Современники считали Ярополка, скорее, храбрым воином, чем мудрым правителем. Впрочем, несмотря на это, он все же пытался проводить активную как внутреннюю, так и внешнюю политику.

Направления внешней политики

Внешняя политика Ярополка в значительной степени была ориентирована на страны Западной Европы. Свидетельством этому является посольство, отправленное в 973 году в Германию ко двору императора Священной Римской империи Оттона II Рыжего. По одной из версий, Ярополк был помолвлен с его родственницей Кунигундой. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что сближение с Германией было направленно на создание союза против Чехии и Польши.

А вот с Византией молодой князь вел себя куда более осторожно, помня вероломство ромеев по отношению к его отцу.

Ярополк и христианство

Вызывающим массу дискуссий остается вопрос о роли христианства в жизни князя Ярополка. Многие историки считают, что он тайно принял крещение или даже открыто исповедовал христианскую веру. Но ясно одно: Ярополк Святославич довольно лояльно относился к христианам, не преследовал их, в отличие от других правителей языческих стран, разрешал справлять культ, что вызывало нарекание населения, исповедующего веру предков. Существует мнение, что посольство к императору Оттону II одной из своих целей ставило будущее крещение Руси.

Безусловно, значительную роль в отношении Ярополка к христианству сыграло воспитание его бабкой Ольгой, которая приняла ромейскую веру в Константинополе.

Тем не менее, во время перезахоронения Ярополка и его брата Ярослав Мудрый приказал провести обряд крещения над их останками. Данный факт говорит либо о пребывании в язычестве Ярополка до самой смерти, либо о том, что ничего не знал о крещении своего дяди.

Окружение Ярополка

Наиболее выдающейся личностью в окружении Ярополка был, безусловно, воевода Свенельд. Большинство историков сходятся на его скандинавском происхождении. Видную роль он начал играть ещё при деде Ярополка - князе При Святославе Свенельд стал одним из самых могущественных людей на Руси, имел собственную дружину, собирал дань, ходил вместе с князем в походы за Дунай. Существует мнение, что при Ярополке именно он фактически руководил делами государства. Свенельд имел двух сыновей - Люта и Мстишу.

Блуд - один из наиболее значимых воевод при князе Ярополке. Вероятно, он выдвинулся на первую роль после смерти Свенельда. Позже этот человек предал Ярополка.

Варяжко - дружинник Ярополка, с которым, можно сказать, его скрепляли узы дружбы. Был крайне предан князю.

Семья

Как говорилось выше, по одной из версий, считается, что Ярополк Святославич был помолвлен с дочерью графа Куно фон Эненгена Кунигундой, но по какой-то причине свадьба не состоялась. Также он сватался к дочери полоцкого князя Рогволода - Рогнеде, но после захвата Полоцка и убийства её отца Владимиром тот сам насильно взял княжну в жены.

Но князь Ярополк Святославич был все-таки женат на какой-то гречанке, чье имя история умалчивает. Скорее всего, она была захвачена в качестве трофея его отцом во время задунайских походов. Летопись рассказывает о том, что на момент смерти мужа она ждала ребенка и была взята в качестве наложницы его братом Владимиром. В таком случае получается, что её сын, будущий князь Киевский Святополк Окаянный, являлся ребенком Ярополка. Несмотря на это, он был усыновлен Владимиром. Впрочем, по другой версии, он считается его родным отпрыском.

Убийство Олега

Тем временем разгорелась распря между Ярополком и его братом Олегом, который правил в Овруче. Начало конфликту положило убийство древлянским князем сына воеводы Свенельда - Люта. Причиной считалось то, что он без спросу охотился в угодьях Олега, что по средневековым нормам считалось довольно серьезным проступком.

Свенельд, естественно, затаил злобу и постоянно требовал от Ярополка пойти войной на брата, чтобы призвать того к ответу. Наконец, киевский князь уступил. В 977 году был организован поход, в ходе которого дружина Олега была разбита, а сам он погиб в сумятице боя.

Ярополк Святославич по этому поводу много горевал. Но тут встает вопрос о его роли в данном событии. По одной версии, он был всего лишь марионеткой в руках своего всесильного воеводы, а по другой - сам спланировал захват древлянских земель. На истинность второй версии указывает упоминание самим Ярополком во время плача по Олегу, что он направил Люта охотиться в угодья брата. Цель такого поступка могла быть одна - спровоцировать начало братоубийственной войны. Впрочем, сумма всех остальных фактов позволяет говорить о том, что, скорее всего, Ярополк был игрушкой в руках своего окружения.

Выступление Владимира против Ярополка

Узнав о гибели Олега в войне с Ярополком, новгородский князь Владимир решил, что следующий удар старший брат нанесет по его владениям. Поэтому было принято решение бежать в Скандинавию. Там Владимир Святославович набрал сильную варяжскую дружину и двинул её на брата.

Тем временем Ярополк успел установить свою власть над Новгородом. Но Владимир легко вернул город себе. По пути на Киев, как говорилось выше, он разбил союзника Ярополка - полоцкого князя Рогволода, сжег его стольный город, а дочь Рогнеду, ранее сосватанную за старшего брата, взял в жены. От этого брака впоследствии родился будущий великий князь Киевский Ярослав Мудрый.

Далее Владимир с войском подошли к Киеву. Воевода Блуд, занявший место, скорее всего, умершего к тому времени Свенельда, предательски пошел на сговор с новгородским князем и убедил Ярополка покинуть стольный град. Тот укрылся в хорошо защищенном небольшом городке Родне, на реке Рось.

Смерть Ярополка

Владимир осадил Ярополка. В городе начался сильный голод. Через посредничество Блуда новгородский князь убедил брата выйти на переговоры с ним. Хотя дружинник Варяжко резко противился этому, подозревая что-то неладное. Когда Ярополк пришел на место переговоров, его предательски убили двое скандинавов из новгородского войска. Случилось это в 978 году.

До сих пор ходят споры о роли Владимира в убийстве брата. Многие историки пытаются идеализировать образ будущего крестителя Руси и всю вину возлагают на самоуправство варягов. Но, скорее всего, приказ об убийстве был отдан именно Владимиром. Во всяком случае, его биография пестрит множеством других фактов, позволяющих сказать, что креститель Руси вполне мог это сделать.

Роль Ярополка в истории

Между историками до сих пор идут горячие споры о том, кем был Ярополк: главным провокатором междоусобных конфликтов или жертвой политики властного воеводы и хищных братьев? Правил он намного меньше, чем другие киевские князья. Таблица хронологии правления отводит его княжению только шесть лет. В то время как Олег управлял своими владениями 30 лет, Игорь - 33 года, Святослав - 27 лет, а Владимир - целых 37 лет.

Также остается неясным, случилось бы принятие одержи князь Ярополк Святославович победу над братом? И как вообще развивалась бы судьба русского государства в этом случае? Но история не знает сослагательного наклонения. Ясно одно: личность и роль великого князя Киевского Ярополка Святославича ждет ещё свою надлежащую оценку в будущем.

1040 лет назад, в 978 году, на Руси завершилась гражданская война. Новгородский князь Владимир захватил Полоцк, а затем с помощью предательства части окружения великого князя Ярополка, занял и Киев.

Предыстория


Отец Ярополка, великий русский князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. Другие его сыновья – Олег и Владимир, стали править в древлянской и новгородской землях. 972 году Святослав с малой дружиной возвращаясь в Киев попал в печенежскую засаду и погиб. В организации нападения обвинили греков (ромеев-византийцев), заинтересованных в том, чтобы устранить великого русского князя, который планировал продолжить войну за Болгарию. Однако, видимо, приказ печенегам пришел .

В это время в Киеве активизировалась т. н. «христианская партия» - союз части бояр, купечества, принявшего христианство. Эта партия была разгромлена ярым сторонником древней русской веры , когда Киев хотели крестить при княгине Ольге. И снова окрепла при Ярополке, когда Святослав был занят войной на Балканах. Возвращение Святослава в Киев вело к новому погрому христиан. Поэтому киевляне подкупили союзных печенегов, и они убили Святослава. Видимо, среди участников заговора был и один из главных сподвижников Святослава воевода Свенельд. Великий князь отправил Свенельда с основным войском в Киев сухим путем, чтобы он организовал сбор нового войска для продолжения войны с Византией. Но воевода предал его. Когда князь не дождался подмоги, он сам пошёл в Киев и угодил в подготовленную западню. В итоге Свенельд окрутил юного Ярополка и стал его ближайшим советником.

Шевченко Т. Г. Смерть Олега, князя древлянского

Гражданская война

Правление Свенельда и Ярополка привело к распаду и смуте. Очевидно, что между братьями не было близких отношений. Они были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались. Амбиции их окружения усугубили ситуацию. При этом при Ярополке окрепла христианская партия, возможно, он и сам принял христианство. По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева Иоакимовская летопись: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан и, хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую». При власти христианской партии зашевелились и иудейские купцы – хазары, которые занимались работорговлей и ростовщичеством, закабаляя вольных людей.

В результате правление Ярополка не признали древляне, где правил Олег Святославич и Новгород, где княжил Владимир Святославич с воспитателем-дядькой Добрыней. Другие также земли стали отпадать от Киева. А главный выигрыш от этой ситуации получила Византийская империя. Второй Рим мог забыть о страхе, который ему внушали яростные дружины Святослава и отказаться от выплаты, обещанной русским дани, чтобы они не воевали греков. Ромеи завершили завоевание обескровленной Болгарии, превратив её в свою провинцию. Болгарский царь Борис II униженно прошел в триумфальном шествии по Константинополю, сложил с себя царские регалии и стал второразрядным византийским придворным, а его брата Романа оскопили. Греки постарались лишить Русь выхода к Чёрному морю. Вопреки с соглашением со Святославом, по которому «Боспор Киммерийский был русским владением, греки позволили иудейским купцам (хазарам) возродить в Керчи и на Тамани свой кровавый, рабовладельческий промысел. Осколок Хазарского каганата ожил и наладил связь с Киевом, где у хазар были свои люди.

Второй Рим постарался подмять под себя Киев. Византия стала опорой для Свенельда с Ярополком. Когда князь подрос, его женили на неизвестной гречанке, якобы пленной монашке - это один из самых хитрых политических ходов – привязка политика с помощью жены. При гречанке при великокняжеском дворе появились византийские священники, понятно, что не случайные люди. Всё это методика концептуально-идеологической, информационной и тайной войны, которую люди ведут уже не одну тысячу лет.

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. Считается, что войну начал Свенельд. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом: «Поди на брата своего и захвати волость его». Свенельд разгромил древлян. Олег пытался скрыть в граде Вручий: «Был мост через ров к городским воротам, и люди, теснясь на нём, пихали друг друга в ров. И спихнули Олега с моста вниз». Согласно летописи, Ярополк сокрушался, узнав о смерти брата, которой не желал. «Смотри, - сказал Свенельду Ярополк над трупом брата, - ты этого хотел». В дальнейшее время Свенельд исчез с политической арены, видимо, умер, и больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка. Место Свенельда при киевсокм князе занял воевода Блуд.

Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» - в варяжские земли. Ярополк стал правителем всего Русского государства. Тем временем Владимир сохраняя связи с новгородцами, получил от них деньги и набрал войско из варягов (западных русов). После этого он вернулся в Новгород, убив посадника Ярополка. Владимир начал собирать армию из племенных союзов Северной Руси. Видимо, в этот период он получил поддержку русского жречества против Ярополка, которого поддерживали христиане.

Тем временем Ярополк заключил союз с Полоцкой землей. Там правила самостоятельная династия, полоцкий князь Рогволод. Княжну Рогнеду Полоцкую сватали Ярополку. Владимир попытался разрушить этот союз и сам посватался к Рогнеде. «Повесть временных лет» под 980 годом сообщает: «…послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Владимир был сыном прислуги, ключницы Ольги Малуши: «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, - и бе Добрыня дядя Володимиру» (Никоновская летопись).

Разгневанный Владимир сумел внезапным ударом взять Полоцк, не успевший приготовиться к обороне. Малая дружина Рогволода пала в бою, а Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. После этого он взял Рогнеду в жены. Стоит отметить, что будущий «святой» князь был весьма любвеобилен, имел сотни наложниц и несколько законных жен.

Народ не осудил Владимира, его поддерживала вся Северная Русь, жречество и боярство, Ярополка же осуждали за убийство Олега и предательство старой веры. После этого Владимир повёл своё многочисленное войско на Киев. Северяне, древляне и поляне без боя пропустили его войско дальше к Киеву. Ярополк, утративший поддержку народа, горожан и значительной части боярства (язычники ещё преобладали), не сумел собрать большой рати и затворился со своей дружиной в Киеве. Однако он не мог надеяться на поддержку горожан. Во время штурма киевляне могли отворить ворота и впустить Владимира.

Князь Владимир Святославич не хотел боя (великий князь имел ещё возможности к сопротивлению, в частности, мог призвать союзных печенегов) и решил договориться с боярами Ярополка. Он послал к Блуду: «Будь мне другом! Если убьют брата моего, то будешь мне вместо отца и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, а он. Я же, убоявшись этого, вышел против него». Советники великого князя во главе с Блудом поняв, что его песенка спета, решили перейти на сторону сильного. Блуд предал своего князя и посоветовал бежать, говоря ему, что киевляне тайно ссылаются с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк бежал в крепость Родню, в устье реки Роси, ухудшив своё положение. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который осадил Родню. И был в крепости большой голод, отсюда появилась поговорка «Беда, как в Родне».

И здесь Блуд снова предал Ярополка, уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, и на то, что победить нельзя. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира: «Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка: приготовься убить его». Друг великого князя киевского Ярополка Варяжко отговаривал его от этого, уверяя в том, что его ожидает гибель, предлагая при этом бежать к печенегам и вместе с ними идти на Владимира. Но не послушал Ярополк своего преданного слугу и пришел к Владимиру. Там его зарезали варяги. Блуд же затворил двери и не дал охране великого князя войти за ним. Варяжко прорвался из засады и бежал к печенегам, вместе с которыми он длительное время вёл борьбу с Владимиром, мстя за смерть своего князя. В дальнейшем Владимиру с трудом удалось переманить Варяжко к себе на службу, дав клятвенное обещание не причинять ему никакого зла. Блуд же стал ближайшим сподвижников Владимира, воспитывал его сына Ярослава (Мудрого) и погиб в битве с поляками Болеслава Храброго в 1018 году.

Беременную жену Ярополка, красавицу-гречанку, Владимир взял в жены. Её сын Святополк, прозванный Окаянным, стал одним из главным участников следующей гражданской войны – усобицы 1015 – 1019 гг. (есть мнение, что его оболгали победители).

Эти события происходили между 978 и 980 гг. «Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» («Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца») приводит точную дату вокняжения Владимира - 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.

Ярополк Святославич - правитель Древнерусского государства. Старший сын великого киевского князя Святослава. Правил в Киеве в 972 - 978 гг. Был убит в междоусобной войне своим младшим братом .

Ярополк Святославич - биография (жизнеописание)

Ярополк Святославич - правитель Древнерусского государства. Принял власть в Киевской Руси после смерти от рук печенегов во время балканской кампании своего отца, князя в 972 г. В ходе междоусобной войны сыновей Святослава в 975-978 гг. Ярополк способствовал гибели своего брата Олега Древлянского, а затем сам был убит по приказу младшего брата . В период его правления упрочились международные связи Руси, он был активным проводником христианства. Ярополка часто называют предтечей святого Владимира, крестившего Русь в 988 г. Хотя, согласно летописям, Ярополк княжил на Руси всего 8 лет, многие стороны его жизни и деятельности во главе государства вызывают немалые споры исследователей.

Между ними любовь, а на Руси тишина

Дата рождения Ярополка не указана в источниках, однако ясно, что взошел он на престол, а потом и погиб, в молодом возрасте. Первое упоминание Ярополка в Повести временных лет приурочено к 968 г., когда печенеги осадили Киев. Летописец сообщил, что княгиня укрылась со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром, ожидая возвращения с Дуная Святослава.

Уже после смерти Ольги Святослав в 970 г. вновь собрался на Дунай и «посадил» своих сыновей в главных центрах Руси - Олега у древлян, Владимира в , а в стольном Киеве старшего сына - Ярополка. После смерти Святослава в 972 г. власть над Киевом уже не только де-факто, но и официально перешла к Ярополку. Если верить известиям Иокимовской летописи, то в первое время между братьями «была любовь», а в Руси - «тишина».

Лютова охота и «случайная» смерть Олега Древлянского

В 975 г. некий Лют, сын всесильного Свенельда, бывшего воеводой еще при и Святославе, в пылу охоты оказался в Древлянской земле. На свою беду он попался на глаза древлянскому князю Олегу. Тот не потерпел, чтобы кто-то охотился в его угодьях, и приказал убить Люта. После этого Свенельд, стремясь отомстить за убитого сына, стал натравливать Ярополка на Олега и уговаривал захватить «волость его».

Видимо, уговоры подействовали, поскольку в 977 г., согласно летописям, Ярополк совершил поход в землю древлян и в битве с войском Олега одержал победу. Во время бегства воинства Олега в Овруч - столицу древлян, из-за возникшей давки его случайно столкнули в городской ров, и он погиб под тяжестью падающих сверху людей и лошадей. Летописец красочно описывает горе Ярополка, оплакивавшего смерть брата, но сообщает, что Ярополк, погоревав, утвердил свою власть в Древлянской земле.

Узнав о смерти Олега Древлянского, Владимир испугался, покинул Новгород и «бежал за море». А Ярополк назначил своих ставленников посадниками в Новгороде и уже один владел всей Русской землей.

Интриги Блуда и гибель Ярополка

Согласно летописному рассказу в 980 г. Владимир вернулся с варяжской дружиной в Новгород, прогнал людей Ярополка, а ему самому послал предупреждение, что пойдет на него походом. Повесть временных лет рассказывает, что Ярополк «затворился» в Киеве, ожидая нападения Владимира. Но новгородский князь вступил в сговор с воеводой Блудом, имевшим на Ярополка огромное влияние. Понимая, что Ярополк в Киеве пользуется любовью горожан и здесь его будет сложно устранить, Блуд выманил киевского князя из города, сообщив ему о якобы готовящейся киевлянами измене.

Ярополк с войском «затворился» в небольшом городе Родне неподалеку от Киева, а Владимир овладел Киевом и в свою очередь осадил Ярополка уже в Родне. И вновь начались козни коварного Блуда. Он уговорил Ярополка пойти лично к Владимиру и попросить мира. Как только киевский князь вошел в резиденцию Владимира, двое варягов закололи его.

Любопытно, что в целом ряде летописей - Никоновской, Иоакимовской и др., подчеркивались смелость и полководческий талант Ярополка. Узнав о возвращении на Русь Владимира, киевский князь вознамерился собрать большое войско и самому выступить навстречу Владимиру. И только увещевания предателя Блуда помешали Ярополку проявить инициативу. Изменник его уверял, что не пойдет Владимир против старшего брата, как синица не может напасть на орла. «Не утруждай воинства своего», - советовал Блуд.

О том, что исход схватки между братьями решили не боевые действия, а предательство, свидетельствует Иоакимовская летопись. Согласно ее сведениям, войска Владимира победили полки Ярополковы в битве на реке Дручи, недалеко от , но победили не силою и храбростью, а предательством воевод Ярополка.

Убив Ярополка, князь Владимир стал жить «в прелюбодействе» с женой своего покойного брата - некоей гречанкой. По летописи известно, что перед браком с Ярополком она была монахиней. Ее привел Святослав и выдал за Ярополка из-за «красоты лица ее». Летописец свидетельствует, что в момент гибели Ярополка, прекрасная гречанка была уже от него беременна. Родившегося ребенка назвали Святополком. Впоследствии Святополк печально и совершенно несправедливо войдет в русскую историю как Окаянный - убийца своих братьев Бориса и Глеба. Владимир хоть и относился к нему как к своему сыну, тем не менее, не любил его. Как пишет летописец, по причине, что он был «от двух отцов - от Ярополка и от Владимира».

Случай с прекрасной гречанкой был не первый случай «дележа» женщин между братьями. Еще до похода на Киев Владимир послал сватов к полоцкому князю Рогволоду, он хотел жениться на его дочери Рогнеде. Последняя сказала отцу, что хочет выйти за Ярополка. Рогнеду уже собирались вести в Киев к Ярополку, когда Владимир совершил поход на Полоцк. Владимир убил Рогволода, братьев Рогнеды и взял силой в жены.

Летописи относят смерть Ярополка и вокняжение Владимира в Киеве к 980 г. Однако в сочинении XI в. - «Памяти и похвале» князю Владимиру эти события датируются 11 июня 978 г. А. А. Шахматов возводил эту дату к реконструируемому им Древнейшему летописному своду и считал, что она была утрачена и потому не появилась в дошедших до нас русских летописях. В настоящее время большинство исследователей склоняются именно к дате 978 г., как времени гибели Ярополка.

Братняя война на Руси и международный фактор

Исследователи уже давно пришли к выводу, что описанный случай на охоте, был выдуман летописцем, чтобы объяснить случайную смерть Олега в ходе похода на него Ярополка. Как пишет А. В. Назаренко, Ярополк был зачинателем братоубийства, хотя летописец старается смягчить его вину, делая упор на подстрекательства Свенельда. В любом случае, даже если имело место убийство Люта, оно послужило поводом для развязывания Ярополком борьбы за единовластие на Руси.

Раздел Руси в 970 г. между Святославичами закрепился через два года после внезапно смерти Святослава. Многие известные исследователи, как дореволюционные, так и современные - , А. Е. Пресняков, А. В. Назаренко, считали, что никакой существенной политической зависимости младших сыновей Святослава - Олега Древлянского и Владимира Новгородского - от своего старшего брата Ярополка Киевского не было. Сидящий в стольном Киеве Ярополк решил стать единоличным правителем Руси.

В борьбу братьев вмешался и международный фактор. В Никоновской и др. летописях сообщается о дипломатической активности Руси во времена Ярополка, сообщается о том, что приходили к нему послы от византийского императора и римского папы. Согласно известиям саксонского анналиста XI в. Ламперта Херсфельдского, на имперском съезде в Кведлинбурге (Германия) на Пасху 973 г. присутствовали и русские послы.

Ярополк умело использовал противоречия между сильными державами. Во время смуты после смерти князя Игоря Старого в 945 г. Русь утратила так называемые Червенские города в верхнем течении Западного Буга, которые имели очень важное торгово-экономическое значение. Они перешли к Древнечешскому государству. Ярополк вступил в союз с Германским императором Оттоном II против чешского короля Болеслава II. Но как заметил А. В. Назаренко, и братья киевского князя вступили в крупную международную политическую игру. Новгородский князь Владимир в это время женился на «чехине». Олег Древлянский поддержал Владимира, вступил в контакты с Чехией. Поэтому Ярополк первым делом и атаковал Овруч, а Владимир еще до бегства за море захватил Полоцк, поддерживающий Киев. Вовсе не случайно Рогнеда, согласно летописям, «хотела» выйти замуж за Ярополка.

Вообще матримониальные действия имели большее значение в политической деятельности того времени. Ярополк собирался воспользоваться (или воспользовался) инструментом династического брака для достижения своих целей. Генеалогическое предание известного швабского рода Вельфов свидетельствует о том, девушка из это рода (близкая родственница германских императоров) была выдана замуж за «короля Руси», имя которого не сообщается. Ранее историки видели в последнем Владимира, но сегодня убедительны доказательства, что это был Ярополк. Брак киевского князя скреплял античешский союз с германским императором.

От любящего христиан до католического государя Руси

Женитьба Ярополка на кровной родственнице германских императоров само собой предполагала его крещение. Вопрос, был ли христианином Ярополк, давно волнует ученых. Покровительство Ярополка христианам отмечено всеми летописями. Правда, они подчеркивают, что он любил христиан, но сам «не крестился народа ради». По западным же источникам - немецким и итальянским, немецкий миссийный епископ (скорее всего, это был Бруно Кверфуртский) крестил Русь и лично Ярополка. В некоторых источниках образ Ярополка гиперболизировался до «католического государя Руси». Присутствие в Киеве немецких миссионеров в период 975-978 гг. подтверждается многими исследователями.

В спорах историков, крестился ли Ярополк, все более уверено звучат аргументы, что это действительно произошло. Не случайно, - пишет А. В. Назаренко, что именно на волне языческой реакции Владимир пришел к власти. По его мнению, крещальное имя Ярополка было Петр. И именно поэтому еще в домонгольское время на месте крещения киевлян в Киеве была известна церковь св. Петра - святого покровителя Ярополка.

Неканонический поступок Ярослава Мудрого

С возможным крещением Ярополка связано очень важное событие, о котором скупо извещает под 1044 г. Повесть временных лет. Автор сообщает о том, что при выкопали из могил останки двух князей - Ярополка и Олега и окрестили их, затем перезахоронили в Десятинной церкви Богородицы.

Что же заставило Ярослава совершить неканонические действия. Ведь он прямо нарушил церковные каноны - одно из правил Карфагенского собора 397 г. о запрещении посмертного крещения. Большинство ученых усматривает за действиями великого киевского князя не столько религиозные цели, сколько политические. В. Я. Петрухин полагает, что такой акцией Ярослав хотел подчеркнуть незыблемость родового характера княжеской власти на Руси. Единственное, что могло сохранить порядок и целостность Русской земли - это братняя любовь и подчинение старшему брату, киевскому князю. Такой завет по летописи и оставил своим сыновьям Ярослав. Ярослав «объединил» в усыпальнице Десятинной церкви распадающийся княжеский род - инициаторов и жертв первой усобицы.

Однако такое символическое объединение уже после смерти всех братьев Святославичей - Ярополка, Олега и Владимира (последний был там сразу погребен) в единой усыпальнице не спасло, как мы знаем, Русь от братоубийственных войн. История Ярополка стала прелюдией к последующей истории усобиц на Руси.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала


Не любивший заниматься государственными делами, разделил Русскую землю на уделы и раздал их своим сыновьям. Ярополк, как старший сын, получил Киев, а после смерти отца в 972 г. и звание великого князя; Олег стал княжить на древлянской земле, а Владимир – в Новгороде.

Недолго ладили братья. Через 3 года правления Ярополка возникла угроза единству Руси с древлянской стороны.

Как то раз на охоте князь Олег убил Люта, сына Свенельда, главного советника Ярополка. Разгневанный Свенельд подбил князя пойти войной на Олега и отобрать у него волость, он советовал киевскому князю собрать русские земли под одной властью. Ярополк послушался и начал войну с древлянами, которые уже наметили курс отделения от Киева. Ярополком была взята древлянская столица Овруч. В этой схватке (977 г.) князь Олег погиб, упав с моста в ров. Князь Ярополк не хотел смерти Олега и очень горевал по нему.

Вскоре весть о гибели Олега дошла до Новгорода. Древнерусский обычай требовал от Владимира отомстить за смерть брата. Он вместе с дядей, воеводой Добрыней отправился к варягам, чтобы собрать войско, а Ярополк в это время присоединил Новгород к своим владениям и посадил там наместника.

Но Владимир скоро вернулся с ратью и снова занял свой удел, а затем двинулся на Киев. Князь Владимир вступил в переговоры, которые от имени Ярополка вел воевода Блуд. Он сговорился с Владимиром и убедил Ярополка покинуть город, сказав, что его положение в Киеве непрочно, дружина относится к нему с недоверием.

Послушав Блуда, Ярополк покинул столицу и перебрался в город Родня, а Владимир занял Киев и осадил Родню. В Родне начался голод. Отсюда пошла по Руси поговорка: «Беда, как в Родне».

И опять рядом с Ярополком оказался Блуд со своими советами. Он рекомендовал Ярополку заключить мир с Владимиром. Слуга Ярополка Варяжко предупреждал его о заговоре и советовал бежать к печенегам, чтобы собрать там войско и отвоевать престол.

Но Ярополк по совету Блуда сдался на милость брата. По приказу Владимира два варяжских воина пронзили его мечами, когда тот шел к нему мириться.

У Ярополка осталась беременная супруга, бывшая греческая монахиня, которую привез ему отец Святослав из Византийского похода. Князь Владимир взял ее себе в жены.

Ярополк во время своего княжения имел дипломатические отношения с германским императором Оттоном II. В генеалогии немецкой королевской семьи есть запись, что родственник императора, граф Куно (будущий швабский герцог Конрад) в конце 970-х годов выдал свою дочь замуж за «короля ругов». Вероятнее всего «королем Руси» являлся Ярополк, который одновременно со вступлением в брак (в то время на Руси было распространено многоженство) собирался принять и крещение.

Любовь к христианству Ярополку привила его бабка великая княгиня Ольга . И даже есть такие сведения в Никоновской летописи, что Ярополк принимал у себя послов от папы римского. Был ли крещен князь Ярополк Святославович при жизни неизвестно, но в 1044 г. его племянник, Ярослав Мудрый, раскопал могилы Ярополка и Олега, крестил их останки (несмотря на то, что такое деяние запрещено православными канонами) и перезахоронил рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве.