Город восточных бань в европе. Бани средневековья или когда европа была немытой


Ученые спорят о существовании национальных характеров, а мы, обыватели, убеждены, что он таки есть, и даже знаем, в чем заключаются у каждого конкретного народа. Кто прав? "Истина где-то рядом", как говорили в "Секретных материалах". Первое, что приходит на ум, когда речь заходит о национальном характере того или иного народа, это действительно набор стереотипов, ассоциирующихся с данным народом. Эти стереотипные представления о других народах и других культурах подготавливают к столкновению с чужой культурой, ослабляют удар, снижают культурный шок.



Наиболее популярным источником стереотипных представлений о национальных характерах являются так называемые международные анекдоты, то есть анекдоты, построенные на шаблонном сюжете: представители разных национальностей, попав в одну и ту же ситуацию, реагируют на нее по-разному, в соответствии с теми чертами их национального характера, которые приписывают им на родине анекдота. (Должна признаться, что с детства любила эту серию анекдотов, старательно запоминала их. Поэтому теперь с удовольствием привожу здесь данную статью, взятую на http://www.imc-iris.com/readarticle.php?article_id=78 , где встретила некоторые анекдоты, давно знакомые, хоть и немного иначе рассказанные)

Так, в русских международных анекдотах англичане обычно подчеркнуто пунктуальны, немногословны, прагматичны, сдержанны, любят сигары, виски, конный спорт и т. п. Немцы практичны, дисциплинированны, организованны, помешаны на порядке и потому ограниченны. Французы - легкомысленные гуляки, эпикурейцы, думающие только о женщинах, вине и гастрономических удовольствиях. Американцы богатые, щедрые, самоуверенные, прагматичные, знамениты хорошими дорогими машинами.
Русские - бесшабашные рубахи-парни, неприхотливые, алкоголики, драчуны, открытые, неотесанные, любят водку и драки. В русских международных анекдотах все они ведут себя соответственно этим стереотипам.

Вот простейший анекдот такого рода: как ведут себя люди разных национальностей, если они обнаружат муху в кружке пива. Немец (практичный) выбрасывает муху и пьет пиво. Француз (сентиментальный) вытаскивает муху, дует на нее, расправляет ей крылышки - и не пьет пиво. Русский (неприхотливый и любящий выпить) выпивает пиво, не заметив мухи. Американец (уверенный в своих правах) зовет официанта, устраивает скандал и требует другую кружку. Китаец (китайская кухня включает самые неожиданные блюда) вынимает муху, пьет пиво и закусывает мухой. Еврей (меркантильный) пьет пиво, а муху продает китайцу.



Еще пример. Комиссия ООН решила проверить разные народы на выживаемость и в порядке эксперимента поместила на отдельные необитаемые острова представителей разных национальностей - двух мужчин и одну женщину. Через десять лет комиссия отправилась инспектировать острова. На английском острове два джентльмена играли в теннис. "У нас все прекрасно, мы в хорошей спортивной форме, проблем нет, - заявили они. - А дама? Мы ничего о ней не знаем, нас никто не представил". На французском острове веселая Мари сказала: "Это Пьер, это Жак, у нас все замечательно, мы все трое очень довольны". На испанском острове Мария рассказала комиссии, что на второй день эксперимента Хосе убил Хуана, и с тех пор они живут очень счастливо. Русских острова было два: дореволюционный и послереволюционный. На дореволюционном русском острове печальная Ольга сообщила, что она любила одного, вышла замуж за другого, и все трое глубоко несчастны. На послереволюционном русском острове два крепких мужика играли в избе в карты, когда прибыла комиссия. "У нас все в полном порядке, - сказал один из них. - Мы организовали колхоз: я - председатель, он - парторг". - "А где же ваша дама?" - поинтересовались члены комиссии. - "Народ? Народ в поле", - был ответ. (Заметим в скобках, что это выражение - народ в поле - вошло в разговорный язык как поговорка.)

Широко распространенный во всем мире анекдот о международном конкурсе на лучшую книгу о слонах в российском варианте выглядит так: Немцы привезли на тележке многотомный труд "Введение к описанию жизни слонов". Англичане принесли книгу в дорогом кожаном переплете "Торговля слоновой костью". Французы представили жюри изящно иллюстрированное издание "Любовь у слонов". Американцы издали тоненькую карманную книжечку "Все о слонах". Русские написали толстую монографию "Россия - родина слонов". Болгары предложили брошюру "Болгарский слоненок - младший брат русского слона". В норвежском варианте этого анекдота немцы представляют на конкурс книгу "150 способов использования слонов в военных целях", французы - "Сексуальная жизнь у слонов", американцы - "Самый большой слон, которого я когда-либо видел", шведы - "Политическая и социальная организация общества слонов", датчане - "150 рецептов блюд из слона", норвежцы - "Норвегия и мы, норвежцы".

И последний пример из большого числа такого рода анекдотов. Ученые решили провести эксперимент: какая нация лучше переносит холод? В морозильную камеру представители разных национальностей могли взять с собой что пожелают, и, когда терпеть будет невмоготу, они должны постучать в двери камеры, чтобы ее открыли. Француз сказал: "Дайте мне много вина и хорошеньких женщин" и пошел в морозильную камеру. Через полчаса раздался слабый стук, и дрожащий от холода француз вышел из камеры. Англичанин решил взять с собой сигару, бутылку виски и одну женщину, хорошо владеющую собой. Через час раздался стук, и из камеры вытащили полузамерзшего англичанина. Русский пожелал собутыльника, ведро водки, два соленых огурца и отправился в морозилку. Через три часа встревоженные ученые приоткрыли дверь, опасаясь несчастного случая. Из камеры показался кулак, обрушившийся на экспериментатора, и послышались слова: "Вот свиньи! И так холодно, а они еще дверь открывают", и дверь захлопнулась.

Подобные шутки можно продолжать долго, но основное ясно - стереотипы национальных характеров в них вполне очевидны.

В английских анекдотах высмеиваются жадные шотландцы и пьяницы-ирландцы. Европейские стереотипы хорошо видны в следующей шутке: "Paradise is where cooks are French, mechanics are German, policemen are British, lovers are Italian and it is all organized by the Swiss. Hell is where cooks are British, policemen are German, lovers are the Swiss, mechanics are French, and it is all organized by Italians [Рай там, где повара - французы, механики - немцы, полицейские - англичане, любовники - итальянцы, а организуют все швейцарцы. Ад - где повара англичане, полицейские - немцы, любовники - швейцарцы, механики - французы, а организуют все итальянцы]".

Черты образцового европейца на юмористической открытке строятся на контрасте: он должен быть разговорчивым, как финн; доступным, как бельгиец; технически способным, как португалец; щедрым, как голландец; терпеливым, как австриец; робким, как испанец; организованным, как грек; трезвым, как ирландец; знаменитым, как люксембуржец; скромным, как датчанин; сдержанным, как итальянец; он должен водить машину, как француз, и готовить, как англичанин.

В американской шутке по поводу национальности Иисуса Христа также явственно видны стереотипы разных культур и представлений о разных национальностях:

Три доказательства того, что Иисус Христос был евреем:

1. Он продолжил бизнес своего отца.

2. Он жил дома до 33 лет.

3. Он был убежден, что его мать девственница, а его мать была уверена, что он Бог.

Три доказательства того, что Иисус был ирландцем:

1. Он так и не женился.

2. У него никогда не было постоянной работы.

3. Его последним желанием было выпить.

Три доказательства того, что Иисус был итальянцем:

1. Он говорил с помощью жестов.

2. Он пил вино на каждой трапезе.

3. Он занимался плотницким делом.

Три доказательства того, что Иисус был негром:

1. Он всех называл братьями.

2. У него не было постоянного места жительства.

3. Никто не брал его на работу.

Три доказательства того, что Иисус был пуэрториканцем:

1. Его звали Иисус.

2. Он всегда был в неладах с законом.

3. Его мать не знала, кто его настоящий отец.

Три доказательства того, что Иисус был из Калифорнии:

1. Он никогда не стриг волосы.

2. Он всегда ходил босиком.

3. Он основал новую религию.

В последнее время в печати стали появляться описания реальных экспериментов, вызванных модным увлечением проблемами разнообразия культур и национальных характеров. Эти эксперименты иногда приближаются к ситуациям международных анекдотов, а иногда оставляют их далеко позади.

Вот пример, характеризующий особенности национального отдыха: "Лондонская "Гардиан" рассказывает о снятой 4-м каналом британского телевидения серии документальных фильмов о группах отдыхающих из Германии, США, Англии и Японии, получивших путевки в один из пансионов Турции. За особенностями их поведения в различных ситуациях следила скрытая камера.

Например, актер, игравший роль водителя автобуса, на котором туристы должны были отправиться на экскурсию, сел за руль в пьяном виде. Англичане, увидев это, отказались садиться в автобус. Японцы оставались невозмутимыми, пока руководитель их группы не указал им на бутылку спиртного, стоявшую у ног водителя. Немцы стали волноваться, что его могут уволить с работы, если они поднимут шум.

Во время экскурсий, в которых принимали участие все четыре группы, актер закурил, хотя в автобусе курить было запрещено. Англичане вежливо попросили его потушить сигарету. Японцы, не желавшие нарушать гармонии, предпочли молчать. Немцы сначала устроили голосование и только потом выразили недовольство, а американцы стали курить сами.

В баре, когда бармен ушел из-за стойки, актер начал брать, не заплатив, бутылки пива. Англичане и американцы радостно последовали его примеру. Немцы воровать пиво не стали, а японцы не только не стали воровать, но еще и сообщили о случившемся администрации пансионата".

Если взять национальных литературных героев национальных литератур, то прежде всего поражает их контраст со стереотипными персонажами международных анекдотов. Действительно, легкомысленные французы, думающие о вине и женщинах, на уровне своей классической литературы мирового масштаба представлены драматическими героями Стендаля, Бальзака, Гюго, Мериме, Мопассана, Золя, решающими сложные человеческие проблемы и не имеющими ничего общего с легкомысленными героями-любовниками.

Наоборот, чопорные и сдержанные до абсурда англичане из анекдотов создали литературу, полную искрящегося юмора, иронии, сарказма: литературу Джонатана Свифта, Бернарда Шоу, Оскара Уайльда, Диккенса, Теккерея. Шекспира, наконец, у которого на пять трагедий приходится 22 комедии. Ни в одной культуре юмор не ценится так высоко.

Замуштрованные порядком (Ordnung!) и самодисциплиной немцы из международных шуток дали миру нежнейшую и глубочайшую поэзию Гёте и Гейне.

Наконец, анекдотические хулиганы и алкоголики - русские - внесли в сокровищницу мировой литературы драгоценный вклад: произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, Чехова, Достоевского. Герои этих произведений, с их философскими исканиями и тонкими душевными переживаниями, - это интеллигенты среди персонажей мировой классической литературы (недаром само слово интеллигенция вошло в европейские языки из русского языка).

Так где же русский национальный характер? В анекдотах или в классической литературе? Кто типичный русский - мужик с ведром водки в морозильной камере или Пьер Безухов?

Конечно же высокая литература является отражением субъективного представления автора, хотя и основана на глубоких наблюдениях, тогда как анекдот, передаваемый из уст в уста является носителем национального бессознательного, а потому более правдивого "мы".

Так, международные анекдоты, полностью базирующиеся на стереотипных представлениях о том или ином народе, не столько отражают некие наиболее существенные и типичные черты народа, сколько формируют их и в глазах других народов, и в собственных глазах. (Сколько русских за границей пьют водку только для того, чтобы подтвердить ожидаемую от них стереотипную русскость).

Материал подготовлен по книге: С. Г. Тер-Минасова "Язык и межкультурная коммуникация" Издательство: Слово М. Год: 2000


буду благодарна, если в комментах продолжите тему анекдотами (но без оскорблений!)

Миф или правда?

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли. Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», – утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV – ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII – ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну.

Людовик XIII мок в ванне каждый день

Примеры приводятся совершенно настоящие - монахи, которые от излишка «святости» не мылись годами, вельможа, который тоже от религиозности не мылся, чуть не умер и его отмыли слуги. А еще любят вспоминать принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года.

Но опять-таки выводы делаются странные - отсутствие гигиены объявляется нормой. То, что речь во всех примерах о людях, которые дали обет не мыться, то есть видели в этом какой-то подвиг, подвижничество, не принимается во внимание. Между прочим, поступок Изабеллы вызвал большой резонанс во всей Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет, настолько всех потряс данный принцессой обет.

А если почитать историю ванн, а еще лучше - сходить в соответствующий музей, то можно поразиться разнообразию форм, размеров, материалов, из которых делали ванны, а также способов подогрева воды. В начале XVIII века, который тоже любят называть веком грязнуль, у одного английского графа в доме даже появилась мраморная ванна с кранами для горячей и холодной воды - предмет зависти всех знакомых, ходивших в его дом как на экскурсию. Королева Елизавета I принимала ванну раз в неделю и требовала, чтобы все придворные тоже мылись почаще. Людовик XIII вообще мок в ванне каждый день. А его сын Людовик XIV, которого любят приводить в пример как короля-грязнулю, поскольку он-то как раз ванны не любил, протирался спиртовыми лосьонами.

Впрочем, чтобы понять несостоятельность мифа о "грязном средневековье", не обязательно читать исторические труды. Достаточно посмотреть картины разных эпох. Даже от ханжеского Средневековья осталось немало гравюр с изображением купания, мытья в банях и ваннах. А уж в более поздние времена особенно любили изображать полуодетых красавиц в ваннах.

Вовсе не для помыться

Простые люди в средние века мылись примерно раз в неделю. Технология помывки, полагаю, известна многим читателям, по временам сезонного отключения горячей воды: кастрюльки с горячей водой, тазик и ковшик. За тысячу лет тут мало что изменилось. Представители более состоятельных сословий могли позволит себе принимать ванну. При отсутствии водопровода, это было делом хлопотным и без слуг тут не обойдешься - надо нагреть воды, натаскать ее в ванну, а потом теми же ведрами ванну вычерпать и воду вылить. Обычной процедурой ежедневной гигиены было обтирание мокрой тканью.

Теперь про «мракобесных церковников». Одним из самых расхожих мифов является рассказ, что-де по инициативе церкви закрывались общественные бани в городах, и поэтому все ходили грязными. Рассказывающие это не учитывают, что оные бани действительно были рассадником порока, и ходили туда вовсе не для помыться. Ну, примерно как сейчас «сауна с девочками» – отнюдь не гигиеническое мероприятие. И вряд ли человека, который не ходит регулярно в сауну, сейчас будут считать «грязнулей».

Но есть и еще один аспект, гораздо менее очевидный незнакомым с историей людям. Дело касается вопросов противостояния христианства и иудаизма. В Европе жило изрядное количество евреев и многие из них, чтобы избежать гонений и ущемлений в правах, формально принимали крещение, но продолжали втайне практиковать религию своих предков. С точки зрения христианских богословов такое поведение классифицировалось как ересь и всячески не одобрялось и преследовалось. Одним из ритуалов иудаизма является ритуальное омовение через погружение в воду для очищения от ритуальной нечистоты. Понятно, что шифрующиеся иудеи пытались замаскировать этот обряд под бытовые гигиенические процедуры. И именно поэтому омовение погружением, особенно нескольких человек в одной и той же воде, вызывало очень сильные подозрения по поводу возможного ритуального характера этих действий, и ревнители христианского благочестия считали нужным на всякий случай перестраховаться.

Именно с этим связаны часто цитируемые (без указания источника и без понимания сути) отказы испанских королей и королев от мытья в ванне/бассейне. Это не ненависть к гигиене, а отказ от совершения одного конкретного действия - полного погружения в воду.

С момента написания данной статьи часть вышеописанных бань успела закрыться, но зато открылись новые.

UPDATE по этой ссылке: http://ledokolov.ru/saunas.html

В странах Европы считается довольно распространённым явлением общие или совместные бани и сауны. Где мужчины и женщины, а так же их дети, моются вместе без плавок и купальников. Откровенно говоря, нахождение в бане в купальнике или плавках - довольно глупое занятие. Нет ничего более мешающего нормально принимать банные процедуры, чем синтетические текстильные принадлежности на теле. Это конечно если вы не просто зашли погреться, а сознательно пришли в баню именно за тем, что даёт телу контраст 100-градусной парилки и почти 100% влажности воздуха, и холодный душ или купель. А также травяной чай, фрукты, неглубокий бассейн, чтобы расслабиться, а не плавать на скорость, медитативная музыка, махровый халат и неяркий свет.


В Германии и в Австрии в 70% бань и саун нет отдельных мужских и женских отделений, это было бы слишком дорого. От 5 до 18 парилок буквально на любой вкус и цвет и несколько бассейнов разной глубины и температуры строить отдельно для мужчин и отдельно для женщин никто не станет. А нахождение в бане в плавках и купальниках, как описано выше, - довольно вредное и нелепое занятие, не дающее человеку почувствовать всю прелесть и глубину банной процедуры. Бывает, конечно, что такое заведение устраивает отдельный женский день. Раз в неделю, например, или раз в месяц. Чтобы женщины, не терпящие нахождение рядом множества незнакомых обнажённых мужчин, тоже моги прийти и расслабиться. В остальные дни подавляющее большинство бань и саун Германии и Австрии, включая те, что при аквапарках - общие и «безкупальниковые».


В Голландии таких бань вообще 100%, других просто нет. В Восточной Европе (Польше, Чехии, Венгрии и Словакии) таких бань примерно половина. А вот несмотря на кажущийся стереотип, в северной Европе (Швеции, Финляндии и Прибалтике) таких бань как раз очень мало. Не знаю с чем связано.


В Москве (Питере, Киеве, Екатеринбурге и других городах б.СССР) официально таких бань не существует. Тем не менее, вы удивитесь, сколько их на самом деле. Все они не носят официальных характер общих или совместных бань, но при желании вполне можно найти о них информацию в открытых источниках.


Как это происходит. Находится некий организатор, который договаривается с каким-нибудь помывочным заведением о том, что один раз в неделю (как правило) он будет снимать всё помещение на несколько часов на себя под компанию. Гарантирует, что это будет происходить постоянно (т.е. без пропусков) и за это получает скидку. Да и вообще, любому предприятию выгодно иметь постоянных гарантированных клиентов. Далее организатор зовёт сначала своих знакомых, затем те приводят своих, потом появляется группа Вконтакте, на Facebook или где-то ещё. Куда могут записываться все желающие (ну, или друзья друзей).


Среди определённых кругов - посетителей таких бань, - постепенно распространяется информация о том, что в понедельник там-то и там-то у того-то баня. А в четверг там-то и там-то - у другого. И так далее. Информация тоже вполне открытая, и её можно при желании найти.


Справедливости ради отметим, что не все организаторы рады, когда к ним приходят незнакомцы прямо с улицы. Многие просят предварительно хотя бы позвонить по телефону и рассказать о себе, откуда взял информацию, кого знает, с кем придёт и так далее. Телефоны публикуются в открытом доступе. До сих пор много «клубного» остаётся в таких мероприятиях у нас в стране. В Европе, где это носит официальный характер, естественно никаких организаторов нет, можно приходить и уходить в любое время, а за адекватностью вашего поведения следит владелец заведения, точнее его сотрудники.


Что можно сказать о правилах? Правила везде общие: не употреблять наркотики, не быть сильно пьяным, не заниматься сексом. Многие организаторы алкоголь не приемлют вообще. Как и тяжёлую, нездоровую пищу на общий стол. Знакомиться и проявлять знаки внимания никто не запрещает. На всякий случай второй раз напишу: секс запрещён. Нет, есть конечно ещё более закрытые встречи, где собираются ради секса. Но сейчас речь совсем не о таких заведениях.


Поверьте мне, там, где собираются ради секса, баня как таковая вообще никому не интересна. Интересует наличие «комнат отдыха», а вот парилки всю дорогу простаивают пустые. Не за этим там народ собирается. Не удивлюсь, если одни и те же люди по одним дням ходят в одну баню помыться, а в другой день, в другую, извините, потрахаться. Везде, как говорится, свои клубы по интересам. И каждому - своё.


Ещё хотелось бы подчеркнуть, что «клубный» характер мероприятий подразумевает взаимное уважение, соблюдение правил конкретных организаторов (например, могут попросить громко не разговаривать, или не приносить пиво, или приходить только со своей парой). Если посещаете первый раз, лучше сначала присмотреться как ведут себя остальные.


Итак, в Москве общих совместных бань сразу несколько.

Бани в гостинице «Измайлово» на 30-м этаже, в корпусах Альфа и Вега

Вместимость - 40 человек. Помещения почти симметричные, но есть и существенные отличия. В Альфе всего одна, но большая финская парилка. В Веге финская парилка поменьше, но есть турецкий хамам, причём очень жаркий, жарче положенных 40 градусов. Кроме того, в Веге есть ванна-джакузи, а в Альфе такой ванны нет. В обоих корпусах - одинаковый бассейн 3х5 метров.


Известны совместные сеансы по пятницам с 19:00 до 23:00. В Альфе - в понедельник, среду и четверг в то же время. В субботу с 14:00 до 18:00. В воскресенье два сеанса с 14:00 до 18:00 и с 19:00 до 23:00. По корпусу Вега кроме пятницы с 19:00 до 23:00 ничего не известно.


Завод «Компрессор», м. Авиамоторная, 2-я ул. Энтузиастов

Вместимость - 20 человек. Есть финская сауна, подобие хамама (просто тёплая комната на 4 человека с паром и деревянными лавками), бассейн 3х3 метра. Бассейн всегда холодный. Так как это - отдельно стоящее здание, то есть возможность выходить на улицу. Весьма домашняя обстановка, много сопутствующих банным процедурам вещей. Владелец бани предпочитает проводить время со своими гостями.


Совместные сеансы практически каждый день по будням с 19:00 до 23-24:00 и по выходным либо с 14:00, либо с 16:00, либо с 19:00.


Бассейн МЭИ, ул. Красоноказарменная, д. 13 Б

Вместимость - 30 человек. Есть небольшая, но весьма жаркая финская парилка, купель, инфракрасная кабинка на 1-2 человека. Большая комната отдыха с бильярдным столом. С некоторыми организаторами есть договорённость о бесплатном посещении бассейна (25 метров, требуется наличие плавок/купальника и резиновой шапочки).


Совместные сеансы проводятся в сауне №2Б по понедельникам, пятницам и воскресеньям с 19:00 или 20:00 до 23:00. И хотя место уже довольно давно известное среди обще-банной тусовки, найти информацию по организаторам весьма непросто.


Баня у м. Октябрьское поле, на улице Народного ополчения, 43 к2

Вместимость - 50 человек. Самое большое пространство. Финская парилка, бассейн 3х5 метров, джакузи. Много комнат отдыха. В одной стоит бильярдный стол и стол для настольного тенниса. В другой есть массажный стол, в третьей можно проводить сеансы энергетических или тантрических практик.


Совместные сеансы по пятницам с 20:00 до 24:00, по субботам с 19:30 до 23:00, средам с 19:30 до 22:30. Есть и в другие дни, но мне они не известны.


Баня у м. Владыкино, в Гостиничном проезде , 8к1

Вместимость - 30 человек. Финская парилка, большой турецкий хамам, бассейн 3х3 метра. Хамам - огромный - баня даже с улицы так и называется «Хамам».


Совместные сеансы стабильно проводятся по воскресеньям с 19:00 до 23:00 и изредка в другие дни.


Баня в Lotus-House (бывший «Женский мир») на Почтовой улице

Это самое новое пространство из всех перечисленных. Сделано не по русскому, а скорее по европейскому стандарту. Например, тут совсем нет закрытых комнат отдыха с кроватями. Зато есть сразу несколько парилок. Вместимость - 30 человек. Две финские парилки и два хамама. Все с разными температурами. Бассейна нет. Очень интересно сделаны душевые кабины - в деревянных бочках.


Совместные сеансы по пятницам с 17:00 до 23:00 и по воскресеньям с 19:00 до 23:00.


Как я парился в нудистских банях Австрии

Мне хотелось затронуть немного веселую тему про то, как принято ходить баню у Австрийцев. Мне же пришлось перебороть себя и окунуться в нудистскую тему – посетить общие бани. Шок и стеснение. Да у них принято ходить голыми в сауны, а потом плюхаться в бассейн.

Потом я сходил на банные мероприятия: меня хлестали горячим флагом, мазали липкой, колючей и холодной штукой, заставили сидеть 20 минут голым в сауне.

Я на это пошел только ради вас, чтобы написать этот рассказ! Фотографий конечно же я не делал:-)

Осенью мы с Леной чинно-аристократично отдыхали на чудесном курорте в Австрии. В этот пенсионерский городок едут ради термальных источников. Как же жить в Бад-Ишле и не оздоровиться?

Собрали полотенца, купальные принадлежности и отправились термы Еurothermen.

Термальные источники Еurothermen

Вкратце расскажу систему. При входе оплачиваете билет €16 на 4 часа. Вам выдают браслет-часы. Прикладываете их к турникету и время пошло. Если вы отважитесь скинуть с себя всю одежду и пройти в нудистскую зону, то с вас возьмут еще €7,5 за весь день. Их нужно будет доплатить при выходе.

Проходим мы к раздевалкам. Они общие. То тут, то там мелькают оголенные тела. Мы, конечно, переоделись в кабинках. Я Лене не говорил, что тут культ натуралистов, но она начала догадываться. :-)

Комплекс термальных бассейнов

Расскажу о бассейнах. (Большинство фотографий от Дарьи Письменюк). При входе нас встречает тепленький бассейн с минеральной водичкой. Мы сразу плюхаемся в него. Как приятно! По краям подводные лежаки с джакузи, фонтанчики для спины и шеи.

Прохожу через турникет. На дисплее написано, что с меня снимут еще около €7. Открываю двери. На них написано, что вы пересекаете нудистскую зону и не мешало бы вам раздеться. При входе большой зал с лежаками. Кто-то остывает после бани, кто-то просто читает газету. Я оголился и прикрылся полотенцем на всякий случай. Ополоснулся в душе и пошел к саунам.

Сколько же там саун! Я ходил минут 10 и изучал их. Заходил в каждую. При входе нужно снять тапочки. Нельзя садиться попой на деревянные поверхности. Все места соприкосновения кожи с деревом нужно прокладывать полотенцем! То есть подложить под попу и ноги.

Kaiser sauna, Country house sauna, Mine sauna, Gallery sauna, Stone bath, Steam bath, Saltwater inhalation grotto, Infrared cabins, Large saltwater pool, Hot whirlpool, Cold pool.

Я не помню какая из саун как называется. Подберете по смыслу из списка выше. При входе везде есть таблички: как называется, какая температура и влажность, сколько нужно там находится.

Зашел в первую сауну. Посмотрел, как все подкладывают полотенца. Сделал так же. Вроде никто на меня не косился. Бабушек не было:-) Были дамы и мужчины с приличным телосложением. Жарко.

Зашел в следующую сауну. Там уже не так жарко. Посидел, погрелся. Вокруг несколько девушек. Одна из них лежит, ноги согнуты в коленях. Засмущался, пошел дальше.

Заглянул в баню. Очень влажно и не жарко – приду сюда напоследок. Иду по коридору. Справа в джакузи плещутся мужички. Не хочу к ним:-) После каждой сауны нужно принимать душ – принял душ.

А это что за запотевшая стеклянная дверь? Открыл, зашел. Все так же ничего не видно из-за пара. Тут, видимо, нужно стоять и дышать. Не знаю сколько человек рядом со мной стояло и дышало – я ничего не видел. Стало как-то не по себе. Вышел.

Впереди большой бассейн для натуралистов. В воде плескается голый старичок. Туда – на спине, обратно на животе. По краям еще есть люди. Покупаюсь потом, если никого не будет.

Банщик с полотенцем на бедрах, что-то сказал по-немецки. Все послушно пошли за ним. Я же пришел за репортажем для вас! Тоже пришлось идти. Что мне уже терять?

Все вышли на улицу. Там как-то зябко. На улице есть еще одна большая круглая сауна! Мы все туда зашли. Банщик закрыл дверь, поставил какую-то табличку, перевернул песочные часы. Я понял, что я застрял тут как минимум на 20 минут.

Все расселись по кругу на деревянных лавочках напротив вагонетки. Банщик поддал жару. Температура стала подниматься. Люди расслаблено разложили свои телеса на полотенца. Я же сидел смирно, не сильно светя своими прелестями. На верхней полке на уровне моих плеч расположились пару мужчин и завели беседу между собой. Мне не очень было приятно находиться около их мошонок и я отодвинулся:-)

Пока поднималась температура, я робко осмотрел окружающих. Все были достаточно молодые, лет 25-35, приятного телосложения. Мужчин чуть больше женщин. Как еще покорректнее написать? Есть на что посмотреть:-)

Очередь за белым порошком

Тем временем градус заметно повышается! Зашел банщик, выгнал всех на улицу. Все выстроились в очередь. Каждый окунал руку в бочку. Брал белый порошок. И растирал его на потную кожу. Что это?

Дошла очередь до меня. Зачерпнул рукой белый порошок. Начал растирать его по коже. Крупинки были очень большие. Драло кожу, как песок. Дак это соль! Все отправились обратно в сауну потеть.

Зачем банщик махает австрийским флагом?

Шоу на этом не закончилось. Теперь градус уже подходил к 80. Зашел банщик. Принес флаг. Добавил эфирных масел. Зачем ему флаг? :-)

Мало того, что принес флаг, дак он еще стал петь песни и патриотически им размахивать. До меня дошло – чтобы стало еще жарче! Теперь он подходил к каждому и махал флагом перед лицом. Меня так сильно обдал жаром, что я чуть не остался без бровей и ресниц. Я уже перегрелся. Время закончилось и все стали выходить. На улице по очереди приняли душ.

Когда я к ней пришел, то от перегрева не смог ничего сказать. Мой организм и я были в шоке. Мне хотелось ей обо всем рассказать и сводить туда, но уже был десятый час. Пора домой. В этот вечер я спал, как убитый.

Второй раунд с банщиком. Кто победит?

На следующий вечер мне удалось уговорить Лену сбросить одеяния и отправится в царство натуралистов. Вчера я посмотрел расписание банных представлений. На соляное уже ходил. Теперь идем вместе на какое-то непонятно немецкое слово:-)

Уже более смелыми шагами заходим в зону без одежды. Лена быстренько разделась и обмоталась в полотенце. Банщик опять зовет на улицу в круглую сауну. Опять включает жар.

Что подготовил веселый массовик-затейник на сегодня?

Расположились по кругу. Лена сидит обмотанная полотенцем. Я немного раскрепощённее. Всё… перерыв. Все выходят. Лене пришлось расстаться с полотенцем. На улице очередь к банщику. Каждый подходит к нему и тот тщательно опрыскивает жидкостью из пульверизатора спереди и сзади. Что на этот раз? Соль? Нет!

Мятная водичка. Ощущения необычные. Заходим опять в сауну. Как-то странно – воздух жарит, а кожа охлаждается. Больше всего жжет мятой в складках, особенно в задней:-)

Не так экстремально, как вчера с солью и флагом. Но хоть не травмировали психику Лены. Она достойно приняла нудизм. Ей не очень было там комфортно. Мне – уже привычно.

Отправил ее в нормальный бассейн, а сам продолжил эксперименты. Заглянул в сауну, где от пара хоть топор вешай. На ощупь прошелся вдоль стенок. Вроде ни с кем задом на столкнулся. Поплавал голенький в бассейне – это я люблю. У нас в Каме тоже было дело:-)

Погрелся в не горячей влажной баньке. Приходил банщик, предлагал самодельное клубничное варенье для печки. Я не знаю куда его класть, поэтому отказался.

Липкие тела

Время нового шоу! Все заходят во влажную комнату. Там вместо деревянных лавок – кафельные. Тут уже без полотенец. Ничто вас не скроет от чужих глаз! Каждый помыл из душа лавку и сел.

Мистер банщик выдал всем упаковки липкой массы. Все старательно стали растирать свои бедра, ноги, животы, груди и руки. Ну и я тоже. Лизнул – оказывается это мед. Хорошо, дайте две!

Намазался как следует, сижу греюсь. Глаза сами собой разглядывают окружающих. На таких спа-процедурах больше женщин, кстати молодых;-) Тут главное не лохонуться. Даже не представляю, чтобы я делал, если бы… Но вроде все прошло прилично. Быстрее в душ смывать. А то опять уже десятый час – пора домой.

Итого

Термы посетить стоит обязательно. Я не затрагивал тут тему оздоровления. Об этом полно информации, а вот личными впечатлениями делятся мало. Мне тоже не просто излить вам душу, но я рискнул – ведь сегодня 1 апреля. Что правда, а что вымысел говорить не буду. А то скажу, что все правда, а вы будете надо мной смеяться. При первой же возможности снова посещу термы.

Понравилось? Подпишитесь на мои каналы:

Общеизвестно, что для западноевропейских путешественников 17-18 веков было в диковинку широкое распространение бань в русских землях. К тому времени уже почти позабылось, что в самой Западной Европе на протяжении многих веков существовала высокая банная культура, исчезнувшая лишь в 16 веке. Поэтому представление о европейском Средневековье как о "немытом" является очередным мифом и стереотипом.

Оригинал взят у gunter_spb в БАННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ

Судя по продолжающимся последние дни обсуждениям по теме Черной смерти" 1348 года стало ясно, что значительная часть общественности не избавлена от стереотипов относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Помните, по жэжэшечке ходила "патриотическая" статейка о "чистых славянах" и "вонючих европейцах" - кажется ее перепостил и d_pankratov , не потрудившись разобраться в теме. Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна


Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":


Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.


Но это, так сказать, "позднятина", а что же раньше? При самом что ни на есть "варварстве"? Вот Эйнгард, "Жизнеописание Карла Великого":

Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Обычная частная ванна, 1356 год:

Про мыло. Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции - из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты - около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin (Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Выглядело мыло примерно так:

Картинка публичной бани во Франции от 1470 года:



А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.


Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:


Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.


Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.


Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:


И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды - подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке