Декоративное искусство. Новые материалы и технологии в дизайне интерьера Новое интересное в декоративно прикладном творчестве

Вторник, 15 Февраля 2011 г. 10:20 + в цитатник

Статья написана по материалам сайта «Страна Мастеров» (в основном).

Изучая недавно обнаруженный сайт «Страна Мастеров» и не переставая удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей, решила систематизировать техники.
Список будет пополняться по мере обнаружения новых техник.

* Техники, связанные с использованием бумаги:

1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/776

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/462

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1492

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587
http://stranamasterov.ru/node/1364

4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/560
Виды:
- Киригами- вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру - резать, ками - бумага.
Pop-up - целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.
- Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1723
- Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/850
- Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1636
- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/15

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/561

7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») - механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1626
Виды:
- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1705
- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/302

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1355

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1170

3. Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/750

4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны - Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1687

5. Фриволите - это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1728

* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1218

1. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе - с ХХ века.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/916

2. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/886

3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.
Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.
Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1342

5. Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/686

6. Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/438

7. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - одной из простейших графических техник.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/663

8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452

9. Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1222

10. Печать.
Виды:
- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1094
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...
- Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1068

11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
Другое название пуантилизма - дивизионизм (от лат. divisio - разделение, дробление).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/700

12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1315

13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/667

14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
- Жостовская роспись - старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
- Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
- Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/301

15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1485

*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1136

2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1347
Виды:
- Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».
По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.
Пример: http://stranamasterov.ru/node/137446?tid=1419
- Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.
Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.
Пример:

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1724

* Техники, связанные с вязанием:
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/729

1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/858
3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1157
4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).
5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.
6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.
7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.

2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1418

3. Резьба - вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1113

* Другие самодостаточные техники:
1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/364
Также существуют:
- Аппликация из пластилина - пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1243
- Аппликация из «ладошек». Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/612
- Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей и ваши руки. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1346

2. Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1412

3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как - скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.
Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1411

4. Вырезание - термин очень широкого понимания.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/701
Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Виды:
- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1416
- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/466
- Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/563
- Карвинг (см.ниже).

5. Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/722

6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1339

7. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/324

8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.
Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/984

9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/670

10. Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1397
Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…
Моделирование - это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.
"Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1353

11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1631

12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1399

13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1318

14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/736

15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.
Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.
Примеры:

Процитировано
Понравилось: 30 пользователям

Новые Технологии в декоративно- прикладном творчестве

Современные виды

декоративно-прикладного творчества

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А.Гайдара

Г.Арзамас

2018 г.

Новые технологии в декоративно- прикладном творчестве


Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.


Энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.



Кумихимо- старинная японская техника плетения.


Фредпоинт - создание картин с помощью мелких кусочков шерстяных нитей. «Фредпоинт» - название техники, которое придумали в семье Хитьковых (от англ. «thread» - пряжа и «point» - точка).


Кинусайга - разновидность любительского искусства, создание художественных изделий (подобия мозаики) из разноцветных кусочков ткани.



Фелтинг - особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.


Гобелен - тематические и декоративные стенные композиции, выполненные по классической технологии плетения шпалеры из окрашенных шерстяных, льняных, хлопчатобумажных и синтетических нитей. Создаётся гобелен за ткацким станком.


Батик - Художественная роспись по ткани


Линогравюра - гравюра, то есть отпечаток с рисунка, вырезанного на линолеуме или на сходном с ним пластическом материале



Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.


Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата


Цумами Канзаши .

В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих изделий затем наклеиваются на основу.



Творческих

успехов!

Спасибо за внимание!

Светлана Железниченко
Использование современных технологий в декоративно-прикладном творчестве

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество , одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества , находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности .

А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости –

все это в совокупности и составляют творческие способности . Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа

наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача педагога - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям

деятельности.

Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами

деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать

условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто

проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и

гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий. Уроки творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности . Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой личности .

Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить воспитанников. Именно сейчас, в век научно-технического прогресса , когда получили развитие современные технологии , общество, как никогда нуждается в творческих , смелых, инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов , от их способности повысить интеллектуальный потенциал народа.

Получается, что все должны стать творцами ? Да! Пусть одни в меньшей, другие в большей мере, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа не всегда щедра на таланты, они как алмазы встречаются редко.

На грани веков и на фоне технологической революции человечество развивается настолько динамично, что возрастает актуальность поиска незыблемых основ эволюции, в первую очередь философского и нравственного характера. В этом плане имеет уникальные свойства. В нём сосредоточена мудрость всех поколений в концентрированной знаковой форме. Знаки пробуждают идеи, заложенные в "исторические гены" нации. Компактность и визуальность знака делает его идеальным для широкого распространения и воздействия на сознание людей. Новые технологии позволяют существенно усилить этот эффект.

Использование современных технологий в декоративно-прикладном творчестве определяется его спецификой. Этот вид деятельности человека происходит из глубины веков, базируется на этнокультурных традициях, носит характер ноу-хау. Поэтому декоративно-прикладное творчество с трудом переходит границы локальных территорий, где оно получило своё рождение и развитие. Современные технологии , не знающие национальных границ и позволяющие оперативно обмениваться большими объёмами разнохарактерной информации, всё больше снижают барьер на пути распространения . Компьютеры позволяют уменьшить объём однообразной работы при выполнении эскизов орнаментов и освободить полёт творческой мысли .

Таким образом, современные технологии и материалы , отвечающие специфике декоративно-прикладного творчества , можно разделить на два типа, которые я условно называю "интернет-технологиями ", способствующими обучению и распространению творчества , и "компьютерными технологиями ", развивающими технологию творчества .

Рассмотрим современное состояние информационных технологий в декоративно-прикладном творчестве на примере рукоделия. В Интернете имеется ряд сайтов по рукоделию, и их число возрастает. На сайтах представлены следующие сервисы :

Информация о различных видах рукоделия;

Информация об организациях;

Информация о выставках и других мероприятиях;

Интернет-магазины изделий, оборудования и литературы;

Интернет-клубы для обмена информацией, в том числе эскизами изделий и ноу-хау.

Действующие интернет- ресурсы не охватывают всего разнообразия видов рукодельного творчества , представленная информация является далеко неполной. Наиболее развитыми представляются ресурсы Великобритании, где распространены традиционные виды рукоделия и связанный с ними бизнес.

Таким образом, в России существуют широкие перспективы для наращивания и совершенствования интернет - ресурсов рукоделия и декоративно-прикладного творчества в целом .

Публикации по теме:

Консультация «Использование дидактических игр по формированию представлений дошкольников о народном прикладном творчестве» Нетворческих людей не бывает, бывает разное творчество. Созидательное и, увы, разрушительное. На созидательном творчестве основываются этнокультуры.

Консультация «Использование современных компьютерных технологий на музыкальных занятиях» Уважаемые гости мы рады вас приветствовать на методическом объединении музыкальных руководителей. Тема методического объединения: использование.

«Внедрение современных образовательных и реабилитационных технологий в Доме ребёнка» Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы.

Геокешинг - одна из современных технологий дошкольного образования Всем понятно, что мир не стоит на месте и новые технические возможности открывают новые формы деятельности человека. Вот Интернет. Для кого-то.

IMG]/upload/blogs/detsad-331773-1427814987.jpg а своих занятиях я использую различные педагогические технологии, которые обеспечивают.

Использование современных педагогических технологий в образовательном пространстве ДОО Слайд 2. ФГОС с 1.01.14 г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения.


Завершился весенний сезон интерьерных выставок и мероприятий, по которому с уверенностью можно сказать, что, несмотря на все сдерживающие факторы, интерьерная индустрия растет и развивается каждый год, и на рынке появляются новые отделочные материалы и технологии. На что обратили внимание дизайнеры и что выделили среди интересных интерьерных идей, мы расскажем в этой статье.


Дизайнер Валерия Белоусова, активно посещающая все интерьерные выставки и выбирающая среди разнообразия отделочных материалов интересные новинки, отмечает 4 основных направления в отделке плитки:




1. Текстуры
2. Имитации
3. Поп-арт
4. Пэчворк

Новые технологии позволяют превратить обычный керамогранит в имитацию мрамора, оникса, перламутра и даже металла, дерева или ткани. Кстати говоря, о дереве, современная тенденция развития эко-стиля позволяет сэкономить на отделке натуральным деревом и создать его текстуру за счет обычной плитки.


Еще одна тенденция в отделке – это яркие акценты. В подтверждение этого множество отделок в стиле поп-арт и пэчворк. Интересные сюжеты комиксов будут изящно сочетаться с пастельной отделкой, а лоскутная технология раскладки плитки создаст интересную игру цвета, рисунков и фактур.



Если говорить о новинках в отделочных материалах, то нельзя не сказать о крионе – акриловом камне нового поколения, на ощупь напоминающего натуральный, но более теплого по фактуре. С помощью него можно создавать даже обтекаемые формы без стыков, во избежание скапливания грязи. Он может быть использован как в интерьере, так и в экстерьере.



Архитектор Наталья Гусева уверена, что новое – это хорошо забытое старое. Из таких новинок архитектор отмечает обычную фанеру. Современные технологии обработки позволяют создавать интересные варианты отделки стен, столешниц, потолков и полов. Это прочное, экологичное, влагоустойчивое и красивое покрытие, которое можно окрасить и получить интересные эстетичные композиции!


Дизайнер-декоратор Юлия Соловьева отмечает расширение рынка стеновых 3D-панелей. Если ранее 3D-панели нельзя было использовать при оформлении влажных зон, то сегодня такие панели производятся по принципам керамической плитки, поэтому они становятся прекрасным вариантов оформления кухонных фартуков и санузлов.


Елена Крылова – дизайнер интерьеров , активно продвигающая эко-дизайн в России, нашла интересные решения по отделке, положительно влияющие на здоровье человека. Например, адсорбентные настенные 3D-панели, поглощающие из воздуха токсичные вещества.



Солевые панно


Еще одним вариантом «здорового» оформления дома стали солевые панно. Помимо изящного интерьерного акцента, они еще являются прекрасным ионизатором воздуха.


Также дизайнер отмечает очищающие обои, в структуру которых внедрен природный материал, который на молекулярном уровне распознает и уничтожает неприятные запахи.


Интересные инновационные технологии существуют и для фасадов и отделки окон. Например, линейка специальных пленок практически не заметна на стекле и при этом ударопрочна, защищает дом от , обладает охлаждающим эффектом, антибликовым свойством, легко моется и рефлектует свет от противоположно расположенных ярких объектов. А для фасадов уже существуют экранирующие краски для защиты дома от электромагнитного излучения и обеспечивающие терапевтическое воздействие на организм.






Новинки есть и в области инженерии. Например, на рынке появились интересные решения, готовые заменить привычные всем радиаторы отопления на «теплый плинтус». «Теплый плинтус» (14 см в высоту и 3 см в ширину), и, как утверждает Александр Васильев, руководитель компании-дистрибьютора данной продукции, плинтус не сушит воздух, равномерно распределяет температуру, не поднимает пыль, создавая в помещении здоровый микроклимат, избавляя помещение от таких побочных эффектов, как «плачущие окна», грибок и плесень.



Те дизайнеры, которые уже применили теплый плинтус в интерьерах домов и квартир, подтверждают его преимущества. Дизайнер интерьеров Елена Тихонова:


«Эта универсальная продукция может быть использована в любых интерьерах, имеет два варианта подключения, которые еще и экономят электроэнергию, безопасна для деревянной мебели и антиквариата, и при этом, за счет метода индукции равномерно распределяет тепло в помещении».


А благодаря ее компактным размерам и широким возможностям декорирования, может быть вписана в любой интерьер. Самое приятное, что такие инновационные решения являются заслугами отечественного производителя.


Как мы видим, рынок отделки растет, удивляя нас новыми и новыми решениями. По словам практиков, внимание стоит обратить на отечественных производителей, которые начинают предлагать решения, ничем не уступающие западным аналогам.


Новые направления в техниках декоративно-прикладного искусства

(реферат)

Исполнитель:

Фомина Елена Валерьевна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченск

Кемерово 2015

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Новые техники в направлениях декоративно – прикладного творчества…………………………………………………………………........6

  2. Модель программы по декоративно – прикладному творчеству объединения «Ленточное чудо»…....................................................................13

Заключение………………………………………………………………….....15

Список литературы……………………………………………………………16

Приложения……………………………………………………………………17

Введение

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего.

Как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека. Для подростка, это важно в период идентификации, самоопределения.

Кроме того, овладев дополнительными способностями, он получает опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Этому может способствовать участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках не только своего города, но и регионов России.

Приобщение к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и легкая доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров можно только через свой собственный труд. Кроме того, занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры может повлиять на самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно.

Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными.

Дети с интересом включаются в разные виды труда, которые не требуют дорогостоящего оборудования, сырья, но при этом разнообразны, содержат элементы творчества, что приближает их к прикладному искусству. Привлекает и то, что они дают возможность детям пройти весь трудовой процесс от начала до изготовления конечного продукта, а также свободу в выборе вида деятельности.

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, картины, вышитые крестом, или корзинки и панно, сплетенные из бумаги.

Система эстетического воздействия на личность осуществляется через искусство, которое должно проникать во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни, нравственности, интеллекте, эстетических свойствах личности.

Именно декоративно-прикладное искусство даёт возможность ребёнку систематически развивать органы чувств и творческие способности, расширять возможности наслаждаться красотой и создавать её. Обучающийся вводится в мир прекрасного, ему показывается, что можно заимствовать у природы и внести в быт, сделав интерьер квартиры, одежду неповторимыми. В процессе ознакомления с видами ДПИ воспитать в детях творческое отношение к труду, уважение к народным традициям, эстетический вкус.

1. Новые техники в направлениях декоративно - прикладного искусства.

В настоящее время существует множество техник декоративно-прикладного искусства, они достаточно увлекательны, интересны и просты.

Изучив подобранную литературу и интернет ресурсы и не переставая удивляться и восхищаться разнообразию техник прикладного творчества и талантливости наших людей, мы выявили несколько новых техник.

Техники, связанные с использованием бумаги: 1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами. (Приложение 1)

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее. (Приложение 1)

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования. (Приложение 1)

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры. (Приложение 1)

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель. В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж. (Приложение 1)

6. Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. Специальным образом декорированный фотоальбом состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем. Обычно такой альбом охватывает какую-то одну тему: свадьбу, юбилей, рождение ребёнка, каникулы на море и так далее. Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями классических альбомов- в коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы-аккордеоны, альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, и даже отдельные открытки (так называемый кардме́йкинг или кардмэ́йкинг, англ. cardmaking, букв. «изготовление открыток»). Существует и так называемый «цифровой скрапбукинг», использующий для оформления и украшения фотографий различные программные вычислительные средства (универсальные графические редакторы или специализированное программное обеспечение, предназначенное для обработки фотографий и обрамления рамками различного вида и формы). Работу по созданию альбомов упрощает множество шаблонов, заготовок самых разных форм, использующие различные виды креплений (кольца, ленты, пружинки). Можно и самому изготовить заготовку, вырезав её из плотного картона, в виде силуэтов сердечка, замка, домика, цветочка и других декоративных элементов. (Приложение 1)

Техники, связанные с плетением: Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы. С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение, плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)... Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы. С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно - индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок.. На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки... Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое. (Приложение 1)

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря. В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими. В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель». (Приложение 1)

Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений: Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов. Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером... Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами. Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.

1. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу. (Приложение 1)

2. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки. (Приложение 1)

3. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. (Приложение 1)

Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей: Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.

1.Вышивка. Вышивка многогранна - простой крестик и болгарский крестик, художественная, русская, прямая и косая гладь, хардангер, темари, гобелен, Punch Needle (ковровая вышивка), вышивка лентами, прошва, золотое шитьё, Владимирский верхошов, цветная перевить, декоративные швы, мережка, качалочки, кафасор, зерновой вывод, выкалывание, набирание, вырезание, ришелье, имитация вырезания, поверхница, низь, штамповка двусторонняя, счётная, китайская, ручная филейная и гипюрная вышивки. Техника "punch needle" - это продергивание нити или ковровая вышивка. (Приложение1) 2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.

Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья». По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме. Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике. (Приложение 1)

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу. Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.

Это далеко не весь список новых направлений в техниках декоративно – прикладного творчества, т.к. время не стоит на месте, и люди, занимающиеся этим направлением, находят всё более интересные идеи для творчества. (Приложение 1)

2.Модель программы по декоративно – прикладному творчеству объединения «Ленточное чудо».

В наше время элементы канзаши используются для украшения аксессуаров для волос, фоторамок, фотоальбомов, в качестве брошей, для создания настенных панно и т.д.

Этот вид рукоделия мы применили на занятиях в объединении «Ленточное чудо». Программа была рассчитана на один год обучения.

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В дополнительном образовании данный вид декоративно-прикладного творчества распространен мало, поэтому возникла необходимость в написании дополнительной образовательной программы. Программа включает в себя материал, который может быть освоен детьми разного возраста в одном месте и в одно время. Занятия детей канзаши открывают возможность для глубокого и осмысленного их творчества. Рационально-интуитивные действия, производимые с лентой, позволяют ребенку одновременно складывать руками из ткани «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.

Отличительной особенностью программы является то, что результат каждого занятия учащихся виден сразу. Сколько занятий – столько изделий. Все работы дети забирают с собой на память, и у них появляется возможность подарить их своим близким, друзьям, знакомым. Таким образом, они получают оценку своего труда не только педагогом, но и окружающими людьми. А это стимулирует их развитие.

Таким образом, канзаши – это не просто технология изготовления цветочных украшений, но и полноценный вид декоративно-прикладного искусства, способствующий развитию творческой личности.

Результатом реализации данной образовательной программы являлись выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родных и близких, друзей, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных мероприятий, изготовление изделий для декорирования интерьера собственного дома.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-15 лет, но исходя, из опыта работы успешное усвоение программы было у детей постарше. Девочки с удовольствием делали себе и своим близким украшения, некоторые даже продавали свои изделия. Четыре девочки участвовали в научно практической конференции, писали проект под названием «Возможности атласной ленты. Японское искусство «канзаши» в наши дни», где заняли третье призовое место. В течение года принимали участие в конкурсах разного уровня и занимали призовые места.

(Приложение 2)

Заключение

Обучая детей творчеству, мы не только даём детям знания, умения и навыки, но и создаём условия для успешного обучения, для сохранения и приумножения традиционных художественных ценностей, для формирования нравственно здоровой личности ребёнка, совершенствуя свой педагогический опыт, используя разнообразные инновации.

Всё новое в творчестве всегда интересно детям. Разнообразие приёмов, способов, средств делает образовательный процесс увлекательным, развивает свободу деятельности, воображение и фантазию. Ребёнок проходит путь познания, начиная с уникальности народного творчества и заканчивая современными формами декоративно - прикладного искусства. Работы получаются разнообразными в своём исполнении, насыщенными новыми образами, но выдержанными в определённом художественном стиле.

Применение новых техник позволяет развивать у детей оригинальность способа выражения, находчивость в поисках решения поставленных задач. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится свободной, радостной и успешной.

Список литературы

    Чернякова, Н.С. Уроки детского творчества [Текст]:/ Н.С. Чернякова.- Тула: Родничок, 2002.-189 с.