Почему нас называют ватниками. Ватник - кто это? Значение слова "ватник"

от фин. "Mannerheim-linja"

Сооружения для оборон (линия Маннергейма) служили для защиты от угрозы СССР Финляндии. Располагались они в промежутке Финского залива и Ладоги. Создан комплекс был в 20х-30х годах ХХ века. Длина которых, составляла 132 км. Наиболее значительные бои на этом участке проводились в 1940м году (Зимняя война). Обороноспособность сего сооружения была преувеличена обеими сторонами. Название от фамилии Маннергейм, появилось не сразу. Изначально оборонительная линия носила имя Энкеля. И уже в начале советско-финской войны, комплекс был переименован.

Особенности местности в районе линии Маннергейма

Леса, на территории расположения линии, стали естественной обороной, которые имели большое количество камней и валунов. Также в этом помогала болотистая местность, не большие реки и озера. Такие природные условия позволяли осуществлять оборону малыми силами. Маннергейм отметил значительный недостаток, при посещении тогда еще «Линии Энкеля». Требовались доты, а их строительство без бетонной подушки было невозможно. Грунт не имел под собой каменистой основы, что привело бы к оседанию сооружения. Было принято решение, подвергнуть модернизации имеющиеся и построить другие доты.
Линия "Mannerheim", как защита от советского союза кратко

Как создавалась оборонительная линия Маннергейма

Когда прошла революция в царской России, финны заявили о независимости своей страны в 1917 году. Несмотря на то, что Советский Союз признал независимость нового государства, финны не верили в то, что СССР говорит правду. Отношения между двумя государствами стали более напряженными.
В принципе, коммунизм был такой своеобразной угрозой демократии. Ситуация была опасна для Финляндии, так как столица коммунистической революции (Петроград) был особенно близок к финнам. Бывший генерал царской России, Маннергейм, решительно выступал против большевиков. Во время Гражданской войны в России, в 1919 году, финны даже поддерживали натиск белогвардейцев на Петроград, но этот план был оставлен (финны не верили, что белые будут отстаивать независимость Финляндии). Стройка линии на Карельском перешейке уже началась, когда большевики победили в гражданской войне русских в 1922 году. Оборона была построена в два этапа: 1920-1924 и 1932-1939.

Планирование
В 1918 году, во время гражданской войны в Российской Империи, финское правительство и верховное командование начали разрабатывать планы обороны для защиты возможного нападения на Финляндию из Советской России. Главным из таких маршрутов был Карельский перешеек. Наиболее уязвимая часть этого перешейка был на западе, недалеко от Финского залива, восточная часть, была лучше защищена естественными водными путями.

Первый планы оборонительной линии был составлен А. Раппе в начале мая 1918 года. Эту линию разместили вблизи границы, и предназначалась она для защиты двух железнодорожных линий, которые пересекли границу.
Финляндия только стала независимой и не обладала сторожевыми войсками и пограничная область была небезопасной. Безопасность границы на перешейке была на ответственности 2 - й дивизии в июне 1918 г. На них же и была возложена обязанность за строительство укреплений. Позже было решено использовать и естественные природные особенности в оборонительных целях.

В октябре, финское правительство выделило 300 тыс. марок за работу, которая должна была быть проведена немецкими и финскими саперами, а также русскими военнопленными. Тем не менее, выделенных денег было недостаточно, и нехватка строительных материалов, и квалифицированной рабочей силы, препятствовали строительству собственных укреплений. С поражением Германии в Первой мировой войне, план барона фон Бранденштейна был сломан.

1919-1924 года
В октябре 1919 года, командующим на линии Маннергейма был генерал - майор Оскар Энкель. В течение первого периода строительства, Фабрициус предложил переместить линию обороны дальше на юго-восток. Генеральный штаб обсуждал этот вопрос, но более ранние планы Энкеля были соблюдены. Кроме того, нехватка средств, привела к разногласиям между офицерами, и Энкель ушел в отставку. В 1924 году строительные работы были прерваны да достаточно длительный период.
Первая сотня небольших бункеров, были построены в 1920-1924 годах. Из соображений экономии, первый этап жесткого укрепления был из неармированного бетона. Все это обеспечивало лишь частичную защиту.
Плотность сжатия бетона была слишком мала, и могла обеспечить защиту, только от артиллерии.

1932-1937 года
Второй этап строительства начался 1 апреля 1934 года. Было разработано два новых вида бункеров. Эти доты были в основном предназначены для размещения войск. Размером бункер был 15-20 метров в длину и в ширину 5-6 метров.
Между 1932 и 1938 годами бюджет на оборонительные сооружения был таков, что финны могли только построить два или три бункера в год. В 1936 и 1937 годах они построили две большие опорные точки. Новые бункеры отличались от предыдущих конструкцией. Особенность была в том, что размещение войск было между пушечных камер, что позволяет экономить затраты на дорогостоящее железобетонные сооружения. Крыша была защищена слоем от двух до трех метров почвы и от одного до трех метров каменных обломков.

1938-1939 года
Оборонительные укрепления на перешейке Карельского полуострова получили значительно больше средств и ресурсов в мае 1938 года. Ситуация в Европе заметно ухудшилась. Финны построили новые крепости и модернизировали старые. Началось строительство семи новых бункеров, Су 1-7. Су 3 и Су 4, были для размещения армии, остальные были для пулеметов. Они также модернизировали сооружения, построенные в 1920-х годах.


Финляндия и советская разведка

Советские разведчики работали в Финляндии на нескольких уровнях. Советская разведка опубликовала сверхсекретную и очень подробную фото книгу финской местности и укреплений в 1938 г. В книгу вошли доклад на семь страниц и 22 страницы карт и фотографий. Каждый выпуск был пронумерован. Советская разведка вела свою активность и возросла в 1938 году, также была расширена еще больше в 1939 г. Перед началом Зимней войны, советская разведка опубликовала книгу для офицеров Красной Армии. В руководство включено более 200 страниц карт и фотографий.
Советский Союз получил подробную карту обороны на перешейке. Немецкий военный атташе в Хельсинки, передал ее в Москву в сентябре 1939 года.
Зимняя война

В Зимней войне линия останавливала советское наступление в течение двух месяцев. Форт Сааренпяа подвергся нападению со стороны советских линкоров Марат (позже - Петропавловск) и Октябрьская Революция (в декабре 1939 и январе 1940 года).

Во время войны, как финская и советская пропаганда значительно преувеличил масштабы укреплений линии. Первые чтобы укрепить моральный настрой населения, а вторые,чтобы объяснить медленное продвижение своих войск против финской обороны. Впоследствии, миф о "сильно укрепленной" линии Маннергейма вошел в официальную советскую военную историю и некоторые западные источники. Подавляющее большинство линии Маннергейма состояла из простых траншей и других полевых укреплений. Бункеры, вдоль линии были, в основном, небольшие и их количество было не велико.

После Зимней войны советские саперы уничтожили оставшиеся установки. В продолжении войны линия не была восстановлена.

В 1939-1940 годах прошлого века финны смогли доказать всему миру, что идея обороны собственных границ с использованием укрепрайонов (УРов) не изжила себя полностью. Финны смогли построить на Карельском перешейке множество защитных сооружений для артиллерии и пулеметов, различного рода подземных складов и убежищ, возвели ряд противопехотных и противотанковых заграждений, сделав основным козырем ДОТы. Именно ДОТы составляли основу прочной обороны, и, хотя их было не так много, они были расположены в нужном количестве и в нужных местах.

Линия Маннергейма, названная так в честь финского маршала, представляла собой цепь укреплений протяженностью в 135 км и глубиной до 90 км на Карельском перешейке от берега Финского залива до Ладожского озера . Берег залива был прикрыт береговыми батареями крупного калибра, а в районе Тайпале на берегу Ладожского озера финны возвели ряд железобетонных фортов, установив в них по 8 единиц 120-мм и 152-мм береговых орудий.

При этом основой укреплений выступал сам рельеф местности . Всю территорию Карельского перешейка покрывали лесные массивы, пересекали десятки малых и средних речушек, множество озер. В лесах повсюду встречались многочисленные валуны и каменистые гряды. Бельгийский генерал Баду отмечал: «Нигде в мире не видел я природных условий более благоприятных для постройки укрепленных линий, чем на Карельском перешейке ».

Основой линии были тактически связанные друг с другом бетонные сооружения – ДОТы, убежища и командные пункты . Главная позиция линии Маннергейма насчитывала 22 опорных пункта, занимающих по фронту 3–4 км и в глубину до 1–2 км. Каждый опорный пункт состоял из нескольких железобетонных ДОТов и дополнительных полевых укреплений (ДЗОТов, блиндажей, пулеметных гнезд, стрелковых окопов). Опорные пункты были оборудованы минными полями, противотанковыми заграждениями и многочисленными рядами колючей проволоки.

Разделяют по постройке на первое поколение (1920-1937 годы) и второе поколение (1938-1939 годы). ДОТы первого поколения были достаточно небольшими, рассчитанными на установку 1-2 пулеметов, не имели убежищ для гарнизона и какого-либо внутреннего оборудования. Толщина их железобетонных стен доходила до 2 м, а толщина перекрытий составляла 1,75-2 м. Впоследствии большинство этих ДОТов были модернизированы: стены были утолщены, на амбразуры поставили броневые плиты.

ДОТы второго поколения получили у финского населения название «миллионники», поскольку стоимость их превышала 1 млн. финских марок. Всего было возведено 7 таких ДОТов. Инициатором их постройки выступил вернувшийся в 1937 году в политику барон Маннергейм, который смог выбить в правительстве средства на их постройку.

«Миллионники» представляли собой большие современные железобетонные сооружения, имевшие по 4-6 амбразур, преимущественно фланкирующего действия, из которых 1-2 могли быть орудийными. Одними из самых совершенных и сильно укрепленных ДОТов были Sj4 «Поппиус» (имел амбразуры для ведения огня в западном каземате) и Sj5 «Миллионер» (имел амбразуры для ведения огня в обоих казематах).

ДОТы фланкирующего огня назывались казематами «Ле Бурже», по имени французского инженера, внедрившего их еще в Первую мировую войну. Такие ДОТы были отлично замаскированы снегом и камнями, что сильно затрудняло их обнаружение на местности, помимо этого пробить эти казематы с фронта было практически нереально.

По данным, содержащимся в книге «Тайны и уроки Зимней войны», линия Маннергейма насчитывала около 280 железобетонных пулеметно-артиллерийских ДОТов . Не слишком много – около 2 ДОТов на 1 км фронта, если вытянуть их все в одну линию, но ведь они располагались на глубину в 90 км. Таким образом, один ДОТ приходился почти на 43 км 2 . Конечно, помимо ДОТов имелось множество других инженерных укреплений, но именно ДОТы были основой, сердцевиной каждого опорного пункта.

ДОТы-невидимки

Казалось бы, что может быть проще – обнаружили ДОТ, выкатили на прямую наводку орудие и всадили снаряд ему в амбразуру. Однако такое можно встретить лишь в кино или на картинах. Реальные финские ДОТы атакующие красноармейцы не могли увидеть в принципе, они скрывались за насыпными холмами. Достать их огнем артиллерии или танков не представлялось возможным.

Основная трудность при борьбе с финскими ДОТами заключалась в том, что все они были очень умело привязаны к местности и расположены так, что с большого расстояния были просто не видны, скрываясь в складках местности или лесу, а приблизится к ним вплотную артиллерия и танки не могли из-за многочисленных искусственных и что самое главное естественных препятствий.

Помимо этого многие доты предназначались только для фланкирующего огня и с фронта были не видны вовсе. Для стрельбы по ДОТу танк или орудие приходилось разворачивать, подставляя бок огню с фронта.

Отличное расположение огневых точек на местности приводило к многочисленным ошибкам артиллерийских наблюдателей, которые просто не видели разрывов своих снарядов или неправильно определяли дальность до цели. В итоге советская пехота оказывалась один на один с ДОТом, окружающими его ДЗОТами и траншеями финской пехоты. А стреляли финские пехотинцы отменно.

Как результат — огромный расход боеприпасов на каждый ДОТ, большие потери в танках и людях, войска топчутся на одном месте, несмотря на подавляющее превосходство во всех видах вооружений.

Общие черты финских ДОТов

Данные сведения взяты из доклада от 1 апреля 1940 года командарма 2-го ранга Н.Н. Воронова, начальника артиллерии Красной Армии. Позднее он станет знаменитым главным маршалом артиллерии, который уже в 1943 году вместе с Рокоссовским будет принимать капитуляцию 6-й немецкой армии в развалинах Сталинграда.

1. Практически большая часть ДОТов находилась на поверхности , и только ряд из них частично врезался в складки местности или склоны холмов. Говорить о подземных сооружениях в данном случае не приходится (тем более о многоэтажных), в лучшем случае некоторые ДОТы можно отнести к полуподземным. Объяснением этому служит то, что в условиях Карельского перешейка очень трудно подобрать места, где сооружения возможно бы было опустить под землю. Здесь либо скальный грунт, либо очень близко к поверхности находятся грунтовые воды, либо вообще болото.

2. Большая часть ДОТов предназначалась для ведения фланкирующего огня (стрельбы вдоль фронта) во фланг атакующим войскам и не проектировалась для отражения фронтальных атак. Можно отметить, что каждый ДОТ прикрывал подходы к соседнему ДОТу. С фронта такие ДОТы были защищены складками местности (строились на обратных скатах высот, или имели перед собой искусственные насыпные холмы, или лес). Большинство ДОТов было недоступно для пушек и для танков атакующих. Фланкирующий огонь позволял гарнизонам ДОТов отсекать атакующую пехоту от своих танков.

3. По проектам ДОТы должны были выдерживать прямые попадания снарядов калибром до 203 мм , но на практике часть из них была изготовлена из бетона низкого качества (300-450 кг/кв.см. при минимальной для фортификационных сооружений сопротивляемости – более 750 кг/кв.см.).

4. ДОТы отапливались печками (хотя отдельные ДОТы были оборудованы центральным отоплением). Освещение частично электрическое, частично с помощью керосиновых ламп типа «Летучая мышь». Снабжение водой из колодцев, вырытых в казармах. Отхожих мест в ДОТах не было. Связь между ДОТами частично телефонная, частично лишь зрительная.

Данный доклад не очень понравится наркому Ворошилову, но отражал истинное положение дел на линии Маннергейма. Данная линия обороны не шла ни в какое сравнение с французской линией Мажино , которая имела и многоэтажные мощнейшие оборонительные сооружения, и солидную артиллерию, включая орудия крупных калибров. Этот же доклад содержит также информацию о том, что финская армия имела очень незначительное количество артиллерийских орудий, в основном устаревших систем.

В своих мемуарах Воронов перечислил образцы финской артиллерии. Здесь были 37-мм противотанковые пушки «Бофорс» (данные орудия уже в ходе боев финны ухитрялись запихнуть в ряд ДОТов), 3-дюймовые русские орудия образца 1902 года, 12 и 15-см гаубицы системы Шнайдера времен Первой мировой войны. Большая часть снарядов для финской тяжелой артиллерии была произведена до 1917 года, по причине чего до 1/3 снарядов просто не взрывались.

Устанавливать в ДОТы финнам по большей части было просто нечего, поэтому большинство из них были пулеметными. Артиллерийскими были лишь 8 ДОТов . При этом ряд из них даже не имели специальных приспособлений для крепления пулеметов (казематных систем), финны применяли в них обычные станковые и ручные пулеметы.

Пулеметчик, сидя на велосипедном седле, мог вести огонь по противнику несколько часов без перерыва .

Постоянных гарнизонов, обученных ведению боя в таком сооружении, многие ДОТы не имели, их занимали обычные стрелковые подразделения, которые приносили с собой вооружение, боеприпасы и продовольствие, т.е. часть ДОТов просто не имела запасов для длительной автономной деятельности.

Установка на ДОТы, построенные позднее 1936 года, бронеколпаков, использующихся для защиты наблюдателей, оказалась ошибочной – они лишь демаскировали сооружение. Более подходящие для наблюдения за местностью и не демаскирующие ДОТ перископы были не по карману достаточно бедной финской армии.

В конце концов, ни крайне удачное расположение, ни стойкость защитников не принесли финнам победы. Линия Маннергейма была прорвана, сказалось огромное численное и техническое превосходство Красной Армии. Все ДОТы, оказавшиеся на пути советской пехоты, были уничтожены либо тяжелой гаубичной артиллерией, либо саперами.

/По материалам popmech.ru , army.armor.kiev.ua и ru.wikipedia.org /

Пропагандистский фильм о боевых действиях Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота во время войны между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года.

26 ноября 1939 года правительство СССР направило ноту протеста правительству Финляндии по поводу артиллерийского обстрела, который, по заявлению советской стороны, был совершён с финляндской территории. Ответственность за начало военных действий советской стороной была полностью возложена на Финляндию. Война завершилась подписанием Московского мирного договора. В составе СССР оказалось 11 % территории Финляндии (со вторым по величине городом Выборгом). 430 тысяч финских жителей были принудительно переселены Финляндией из прифронтовых районов вглубь страны. Начало военных действий привело к тому, что в декабре 1939 года СССР как агрессор был исключён из Лиги Наций.

ПРОИЗВОДСТВО : Ленинградская студия кинохроники

Фильм перешёл в разряд "Общественное достояние ".

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Режиссеры монтажа : , Н. Комаревцев, В. Соловцов
Операторы : Н. Блажков, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель , С. Фомин, Г. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан) , С. Школьников (в титрах не указан)
Начальники съёмочных групп : А. Кузнецов, М. Нагинский
Консультант : Герой Советского Союза комбриг А.Ф. Хренов
Текст : Б. Агапов
Текст песни : А. Готович
Музыка песни и музыкальное оформление : Дмитрий Астраданцев
Звукооператоры : И. Волк, Д. Овсяников

СПРАВКА


1. В 1936 году начали частичную модернизацию дотов, построенных в 1924 году (линия Оскара Энкеля) . В 1937-м построили первый дот - «миллионник» (он стоил 1 млн. финских марок). Инициатором работ стал барон Маннергейм , вернувшийся в большую политику. На линии Энкеля было построено 7 «миллионников».
Новые доты отвечали требованиям современной войны, строились из высококачественного бетона, имели амбразуры флангового огня и мощную защиту из стальных плит, установленных под наклоном. Снаряд при попадании в такой дот ударял в щит и отлетал, разрываясь в стороне. В отличие от остальных дотов Карельского перешейка, «миллионники» имели не только мощную защиту, но и современную систему жизнеобеспечения. Остальные доты на Карельском перешейке были пулеметными и не способными противостоять танкам.Сплошной бетонированной линии обороны на Карельском перешейке финнам построить так и не удалось. Было создано 22 узла сопротивления, прикрывающих основные дороги. Советская пропаганда рассказывала про 343 неприступных бетонных крепости на линии Маннергейма. Но исследования историков-краеведов, показали, что на Карельском перешейке их было около 180.

2. Сталин требует от правительства Финляндии отодвинуть границу на Карельском перешейке от Ленинграда и отдать в аренду полуостров Ханко для размещения советской военно-морской базы. Договориться с Финляндией не удается. 30 ноября 1939 года части Ленинградского военного округа перешли финскую границу на Карельском перешейке. Бойцам Красной Армии внушали, что они идут помочь финским рабочим расплатиться с белогвардейцами.

3. С 17 по 25 декабря 1939 года на высоте 65,5 метров произошло самое кровопролитное сражение начального этапа советско-финской войны. 20-я тяжелая танковая бригада пыталась взять дот на линии Маннергейма. На многих участках фронта части Красной Армии не смогли даже подойти к линии долговременных сооружений. Из 200 финских дотов в зоне боевого контакта находилось всего 55. На восточном участке фронта, в районе Тайполе, советские войска быстро уничтожили все бетонные сооружения, но прорвать оборону не смогли. Она держалась исключительно на деревоземляных укреплениях и окопах. 25 декабря Сталин приказал штурм прекратить и готовиться к решающему сражению.

4. Финны разгромили 5 дивизий (причем полностью уничтожили 3) и танковую бригаду Красной Армии севернее Ладоги. 11 февраля 1940 года Красная Армия начала наступление на Карельском перешейке . Войска атаковали по всему фронту. Прорывали линию Маннергейма специальные штурмовые группы, состоящие из танков, пехоты и саперов. Советские саперы шли на прорыв, обкладывали взрывчаткой амбразуры, подрывали их вместе с собой. После прорыва линии Маннергейма на главном направлении советские войска развивали наступление на Выборг.

Использована информация открытых источников.

Цитаты

[...]русские ещё во время войны пустили в ход миф о «Линии Маннергейма». Утверждали, что наша оборона на Карельском перешейке опиралась на необыкновенно прочный и выстроенный по последнему слову техники оборонительный вал, который можно сравнить с линиями Мажино и Зигфрида и который никакая армия никогда не прорывала. Прорыв русских явился «подвигом, равного которому не было в истории всех войн»…Всё это чушь; в действительности положение вещей выглядит совершенно иначе…. Оборонительная линия, конечно, была, но её образовывали только редкие долговременные пулемётные гнёзда да два десятка выстроенных по моему предложению новых дотов, между которыми были проложены траншеи. Да, оборонительная линия существовала, но у неё отсутствовала глубина. Эту позицию народ и назвал «Линией Маннергейма». Её прочность явилась результатом стойкости и мужества наших солдат, а никак не результатом крепости сооружений.

Карл Густав Маннергейм. Мемуары. Изд-во «ВАГРИУС».1999.,

[...]Слабые стороны финских долговременных сооружений таковы: неполноценное качество бетона у построек первого срока, перенасыщение бетона гибкой арматурой, отсутствие у построек первого срока жёсткого армирования.
Сильные же качества ДОТов заключались в большом количестве огневых амбразур, простреливавших ближние и непосредственные подступы и фланкировавшие подступы к соседним железобетонным точкам, а также в тактически правильном расположении сооружений на местности, в тщательной их маскировке, в насыщенном заполнении промежутков.[...]

Генерал-майор инженерных войск А. Хренов (Бои в Финляндии, Воениздат НКО СССР, 1941),

Сталин - умный, способный человек, в оправдание неудач в ходе войны с Финляндией выдумал причину, что мы „вдруг“ обнаружили хорошо оборудованную линию Маннергейма. Была выпущена специально кинокартина с показом этих сооружений для оправдания, что против такой линии было трудно воевать и быстро одержать победу.

Анастас Микоян,

[...]Правда, детальной характеристики всей линии Маннергейма нигде не проводилось. Некоторые сотрудники нашей разведки, как это явствовало из присланных в ЛВО материалов, считали даже эту линию не чем иным, как пропагандой. Как выяснилось впоследствии на практике, это был грубый просчет… Перед началом действий я еще раз запросил разведку в Москве (относительно финских укреплений – Авт.), но опять получил сведения, которые позднее не подтвердились, так как занизили реальную мощь линии Маннергейма. К сожалению, это создало многие трудности. Красной Армии пришлось буквально упереться в нее, чтобы понять, что она собой представляет.

Мерецков К. А. (На службе народу. Страницы воспоминаний. М., 1969),

[...]А теперь позволю себе как свидетелю и участнику многих событий восстановить историческую правду о разведке и о ее мнимых грехах в советско-финской войне… Хорошо помню, что все мы, работники оперативного отдела (накануне и во время советско-финляндской войны 1939–1940 гг. В. Новобранец работал в оперативном отделе Штаба ЛВО – Авт.), пользовались так называемым “черным альбомом”, в котором содержались все исчерпывающие данные по финским укреплениям на Карельском перешейке (“линия Маннергейма”). В альбоме были фотоснимки и характеристики каждого ДОТа: толщина стенок, наката, вооружение и т.д. Позднее, уже работая в Разведупре, я опять-таки видел этот “черный альбом”. Он был и в штабах действующих войск на Карельском перешейке. Как же смели руководители правительства утверждать, что таких данных не было? Виновно в неудачных начальных действиях войск само правительство, и в первую очередь нарком обороны Ворошилов и лично Сталин, а не разведка[...]

В.А. Новобранец. Накануне войны. Журнал «Знамя», 1990, № 6.,

[...]Линия Маннергейма - это последняя оборонительная линия в истории человечества, которая сыграла хоть какую-то роль. Вторая мировая война показала, что дело решают не доты и не дзоты, а танки, бомбардировочная авиация, штурмовики и механизация.
Линия Маннергейма - фантом. Для финнов это памятник их героического сопротивления Красной Армии, которое привело к тому, что Финляндия осталась независимой. Для советских командиров - это оправдание перед Сталиным за такие огромные потери. Это линия нашей памяти о незаметной, но кровопролитной советско-финской войне.[...]

Из книги Л. Лурье «Без Москвы» (2014),

Фильм создавался как отчёт и объяснение длительных боевых действий (3,5 месяца на 70 километров глубины полей сражений). Фактически же, как представление о преодолении высокотехнологичной обороны в суровых условиях 40-градусной зимы.
В фильме наглядно объясняются главные причины этой войны: способность создания мощной войсковой группировки на расстоянии артиллерийского выстрела от Ленинграда, участие западных милитаристских держав в создании Линии Маннергейма.
В фильме настойчиво создаётся впечатление о крайне трудной военной операции: демонстрируются карты глубоко эшелонированной обороны, сообщаются количество и подробности вражеских укреплений, говорится об ожесточённом сопротивлении, рассказывается об остроумных стратегических и тактических решениях.

Кино-театр.ру,

[...]никто не собирается оспаривать последующий финляндский период истории и действий Маннергейма, никто не собирается обелять этот период истории. Вообще все, что произошло, это еще одно доказательство, как резко изменила жизнь многих людей, Октябрьская революция, столетие которой мы через год будем отмечать. Но при этом нельзя забывать, ту достойную службу генерала Маннергейма, которую он проходил в интересах России.

Сергей Иванов (из речи на церемонии открытия в Санкт-Петербурге мемориальной доски финскому фельдмаршалу Карлу Маннергейму),

[...]Тем вот, кто сейчас там кричит, я хочу напомнить от нас: не надо быть святее папы Римского и не надо стараться быть большим патриотом и коммунистом, чем Иосиф Виссарионович Сталин, который лично защитил Маннергейма, обеспечил его избрание и сохранение за ним поста президента Финляндии и умел к поверженному, но достойному противнику, относиться с уважением[...]
И вот доска в честь Маннергейма - это еще одна попытка Российского военно-исторического общества, еще одна наша попытка преодолеть в канун столетия русской революции, преодолеть трагический раскол в нашем обществе. Именно поэтому мы устанавливаем по всей стране памятники героям Первой мировой войны, которые потом оказались по разные стороны баррикад.

В. Мединский, министр культуры РФ (из речи на церемонии установки в Санкт-Петербурге мемориальной доски),

Линия Маннергейма — это цепь военных укреплений между Ладожским озером и Финским заливом, состоящая из связанных между собой укрепленных бетонных сооружений — ДОТов, которые входили в состав опорных пунктов. Вокруг них неприступными заграждениями становились мины и ряды колючей проволоки. Всего на линии Маннергейма насчитывалось около 280 огневых точек, уходящих вширь на 135 км и вглубь на 90 км. Укрепления появились в 20-х годах XX века по инициативе финского командования для защиты от нападения русских. Руководил созданием укрепления Оскар Энкель. Постепенно сооружения укреплялись, а качество материалов — улучшалось, тем самым модернизируя линию обороны.

В ходе русско-финской войны в 1939 году атаки советских войск укрепленного района закончились поражением. В сочетании с труднопроходимыми окрестностями и сложным рельефом Карельского перешейка, мощные оборонительные сооружения стали неприступными. Линию назвали в честь командующего финскими войсками Карла Маннергейма. Прорвать оборону удалось только спустя два месяца, и это стало поворотной точкой Зимней войны. Сразу после этого оборонительная линия была подорвана саперами. На месте остались только инженерные сооружения и множество военных объектов, остатков снарядов, мин в огромной концентрации, которые и превратили этот район в музей под открытым небом.

Как добраться

Пешком:
1. На электричке до станции Лейпясуо, а оттуда по лесной тропе до грейдера. Затем повернуть налево и идти до высоты 65, 5.
От ст.Лейпясуо примерно 10 км.
2. На электричке до станции Кирилловское, затем по автодороге до танкового полигона. На полигоне идти по "Танковой директрисе" до высоты 65,5.
От Кирилловского до полигона по асфальтовой дороге - 10 км (можно поймать попутку), по "Танковой директрисе" до высоты 65,5 - 4 км.
Всего - 14 км.
3. На электричке до станции Гаврилово, далее по дороге до грейдера, затем свернуть налево и до высоты 65,5.
Примерно - 12 км.

На машине:

По "Скандинавии" до Гаврилово, затем выехать на грейдер и доехать до высоты 65,5.
От развязки с КАД до высоты 65,5 - примерно 100 км.

Линия Маннергейма (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Линия Маннергейма - это целый комплекс оборонительных сооружений, созданных в период с 1920 по 1930 гг. на финской части Карельского перешейка. Именно в этих местах шли ожесточенные бои в период страшной Советско-Финской или «Зимней» войны. В Финляндии «линией Маннергейма» называли лишь главную линию обороны. Названа она была так в честь генерал-лейтенанта русской армии, главнокомандующего маршала финской армии, а позже и президента Финляндии - Карла Густава Маннергейма.

Укрепление стратегически важного района Карельского перешейка началось в 1918 г., то есть сразу после обретения независимости Финляндии, а продолжалось вплоть до Советско-Финской войны 1939-1940 годов. Первоначальная линия обороны носила название «линия Энкеля» и пересекала весь Карельский перешеек от Ладоги до Финского залива.

Несмотря на то, что к 1924 здесь появился мощный укрепленный район, в 1927 г. стало понятно, что необходимо усовершенствовать оборонительные сооружения, что и делали на протяжении 1931-1932 гг. Новые объекты обладали огромной огневой мощью, но и стоили недешево, за что получили прозвище «милионники».

Разумеется, линия Маннергейма сыграла определенную роль в ходе Советско-Финской войны, но значение ее было изрядно преувеличено с обеих сторон - со стороны Суоми для укрепления боевого духа, а со стороны СССР для оправдания неудач и больших потерь. Об этом говорил и непосредственный строитель линии и участник конфликта Карл Густав Маннергейм. Однако сохранившиеся сегодня укрепления представляют большой исторический интерес.

Разумеется, линия Маннергейма сыграла определенную роль в ходе Советско-Финской войны, но значение ее было изрядно преувеличено с обеих сторон - со стороны Суоми для укрепления боевого духа, а со стороны СССР для оправдания неудач и больших потерь.

Для посещения оборонительной линии лучше заказать экскурсию, в ходе которой, кроме рассказа и обзора сооружений, можно увидеть вооружение и снаряжение обеих воевавших сторон, а также узнать интересные подробности о «Зимней» войне. А то и попробовать полевой обед или чай у костра.

Линия Маннергейма

Координаты

Наиболее удобный для посещения участок линии Маннергейма - это укрепленный район Суммакюля, возле деревни Каменка. Расстояние от Санкт-Петербурга до нее чуть больше ста километров по трассе Е18, далее съезд на Кирилловское, далее следовать в сторону трассы А125, а на перекрестке с А125 повернуть налево. Оборонные сооружения расположены совсем рядом с шоссе.