Стилистический анализ премудрый пескарь. Анализ сказки "премудрый пескарь"

ÇóñìàíîâË. 11g

Анализ сказкиМ.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».

М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года вселе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатомудворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновникомвоенного ведомства, но служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляютсяего первые литературные произведения – «Противоречия» и «Запутанное дел». Новсерьез о Салтыкове, как о писателе,заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию «Губернских очерков».

Своенеобычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, ктоеще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества итупости, торжества бюрократии.

Но сегодня мне хочется остановитьсяна сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразнымитогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить порокиобщества, показать всю несостоятельностьроссийского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок «для детейизрядного возраста» Щедрин смог донести до людей резкую критику существующегопорядка.

В 1883 г.появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший за минувшие сто с лишним летхрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил-былпескарь, который поначалу ничем неотличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить,не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени,мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей.Так и исчез – то ли сам, то ли щукакакая заглотнула. Только перед смертьюзадумывается пескарь о прожитой жизни: « Кому он помог? Кого пожалел, что онвообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал». Только передсмертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о немне вспомнит.

Ноэто – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтексткарикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанскойРоссии хорошо объяснил художник А.Каневский, делавшийиллюстрации к сказке «Премудрый пескарь»: «….всякому понятно, что Щедринговорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственнуюшкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник,должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя ипескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень трудно «осмыслить»рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем «лице» навеки застывший страх? Фигуркапескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….».

Страшную обывательскую отчужденность,замкнутость в себе показывает писатель в «Премудром пескаре».М.Е.Салтыкову-Щедрину горько и больноза русского человека. Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, можетбыть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство «детей изрядноговозраста» оценили творчество великого сатирика по заслугам.

Взаключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. СатираЩедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальныхнеурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.

Анализ сказки "Премудрый пескарь"

М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской
губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери –
купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков
становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует.
В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения –
“Противоречия” и “Запутанное дел” . Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили
только в 1856 г., когда он начал публикацию “Губернских очерков” .
Свое необычайное дарование он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем,
кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости,
торжества бюрократии.
Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом в 1869г.
Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту
пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки
общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же
с помощью сказок “для детей изрядного возраста” Щедрин смог донести до людей резкую
критику существующего порядка.
Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также для
автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл
написанного, приходилось пользоваться и этим приемом.
В 1883 г. появился знаменитый “Премудрый пескарь” , ставший за минувшие сто с
лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил-
был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по
характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от
каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла
мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только
перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “Кому он помог? Кого пожалел,
что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал” . Только
перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем
не вспомнит.
Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст
карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской
России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке
“Премудрый пескарь” : “…. всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь –
трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту
форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ
запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень
трудно “осмыслить” рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем “лице”
навеки застывший страх? Фигурка пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….” .
Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в
“Премудром пескаре” . М. Е. Салтыкову-Щедрину горько и больно за русского человека.
Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не
поняли смысла его сказок. Но большинство “детей изрядного возраста” оценили творчество
великого сатирика по заслугам.
В заключение хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли
современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит
в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.81) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается «изменой» отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчики нарекаются борцами «с изменой».

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Поначалу автор без особого иронического «нажима» именует молодого пескаря умным («И отец, и мать у него были умные...»; «А у молодого пескаря ума палата была...»). Первые шесть абзацев создают иллюзию повествования об «обычных» сказочных (или басенных) рыбах, о рыбьем царстве. Здесь и большие рыбы плавают, и раки обитают, и водяные блохи, и пескари целыми стадами водятся..., упоминается рыбацкая артель с неводом, и, наконец, печальные и угнетающие воспоминания отца-пескаря об ухе, которую он чуть было не отведал. Словом, рыбы и есть рыбы. Только обращаются они друг с другом, как и положено в сказках, на человеческий манер, и даже наказы друг другу дают, как жить: «Смотри, сынок - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!» (Главный мотив, предостерегающий, напоминающий о необходимости устраниться от массы жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии).

С седьмого абзаца в сказку входит новый мотив. Уточняющий наше представление о премудром пескаре: «Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить - не то, что мутовку облизать». Этот эпизод дает прямой намек на интеллигентных людей, исповедующих принцип полного невмешательства в течение жизни. Пескариная премудрость близка к некоторым ненавистным Салтыкову-Щедрину житейским пословичным изречениям, маскирующим рыбью обывательскую мораль: «с сильным не борись»; «всякий сверчок должен знать свой шесток»; «моя изба (хата) с краю»; «уши выше лба не растут» и другие.



Бытовая деталь – пескарь даже жениться не рискнул, и «детей не имел, хотя у отца его была большая семья...» Тут же следует сугубо сказочное продолжение: «Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились... Так уж не до семьи, а как бы только самому прожить!»

Сразу вслед за этим сугубо бытовой иронический переход: «Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит...»

В сказку входят скупо, но выразительно приметы конкретно-исторического времени: «Был он пескарь... умеренно-либеральный», мечтал приобрести «выигрышный билет», пескари «не чуждались общественности» и были бы «достойными гражданами».

Шаг за шагом прослеживая ход пескариных умозаключений, автор вызывает читателя то лукавую насмешку, то язвительный отклик, то чувство брезгливости. В конце произведения может даже появиться сострадание к жалкой судьбе тихого, робко-безгласного, умеренно аккуратного существа. Щедринскому пескарю, подводящему итоги долгой своей жизни, открывается долгая и тоскливая истина (слышится здесь и авторская предостерегающая интонация): «неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестья, ни славы, ни бесславья... живут, даром место занимают да корм едят». Рой вопросов смущает пескаря: «какие у него были радости? Кого он утешал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем, кто об его существовании вспомнит?» Пескаря гложет обида, что другие рыбы, которые то и дело мимо его нор шмыгают и минуют его не иначе как «остолопом», «дураком», «срамцом», искренне дивясь «как таких идолов вода терпит».

Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

Сказка «Премудрый пескарь». Остро поставлен вопрос о смысле бытия, о назначении человека. Герой сказки «перемудрил», посвятил свою жизнь только самому себе. Нравственные и общественные идеалы, с точки зрения которых обличается пескариное прозябание, были бесконечно дороги Щедрину. Поэтому с горькой усмешкой заставляет он «мудреца» этого понять бессмысленность прожитой жизни.

В сказке “Премудрый пискарь” говорится о том, что на свете жил пискарь, который всего боялся, но при этом считал себя мудрым. Отец сказал ему перед смертью, чтобы он вел себя аккуратно, и так он останется жив. “Смотри, сынок, – говорил старый пискарь, умирая, – коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!” Пискарь его послушался и стал думать о дальнейшей жизни. Он придумал себе дом такой, что в него никто кроме него забраться не мог, и стал думать, как вести себя в остальное время.

Этой сказкой автор пытался показать жизнь чиновников, которые в своей жизни ничего не сделали, а только сидели у себя в “норе” и боялись того, кто выше их по чину. Боялись каким-то образом навредить себе, если выйдут за пределы своей “норы”. Что, возможно, там найдется какая-то сила, которая может в одночасье лишить их такого чина. Что жизнь без роскоши, для них все равно, что смерть, но при этом надо оставаться на одном месте и все будет хорошо.

Как раз в образе пискаря это и видно. Он фигурирует в сказке в течение всего повествования. Если до смерти отца жизнь пискаря была обычной, то после его смерти он затаился. Он дрожал каждый раз, когда кто-то проплывал или останавливался около его норы. Он не доедал, боясь лишний раз выбраться наружу. А от полумрака, который постоянно царил в его норе, пискарь был полуслеп.

Все считали пискаря глупцом, а он сам считал себя премудрым. В названии сказки “Премудрый пискарь” скрывается явная ирония. “Премудрый” значит “очень умный”, но в этой сказке смысл этого слова значит другое – гордый и глупый. Гордый оттого что считает себя самым умным, раз он нашел способ обезопасить свою жизнь от внешней угрозы. А глупый он, потому что так и не понял смысла жизни. Хотя в конце своей жизни пискарь задумывается о том, чтобы жить как все, не прятаться в своей норе, и как только он собирается с силами, чтобы выплыть из убежища, он снова начинает дрожать и снова считает эту затею глупой. “Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!” Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил – дрожал, и умирал – дрожал”.

Что бы более саркастически показать жизнь пискаря в сказке присутствует гипербола: “Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется. “. Гротеск: “И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал”. Ирония: “Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого? “

Говорящие животные преобладают в обычных народных сказках. Так как в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина так же есть говорящий пискарь, то его сказка схожа с народной сказкой.

(9 оценок, среднее: 3.78 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит...
  2. “Премудрый пискарь” – это эпическое произведение, сказка для взрослых. Однако она входит в число школьных программных произведений вполне оправданно, потому...
  3. Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную...
  4. Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме “сказок” Салтыков-Щедрин ничего не написал,...
  5. Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим “словом отрицанья” или острием политической...
  6. М. Е. Салтыков-Щедрин, блестящий мыслитель и оригинальный критик, публицист, редактор, вошел в историю русской литературы как писатель-сатирик. Жанровое разнообразие его...
  7. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанные преимущественно в 80-е годы XIX века (их часто называют политическими), стали сатирой на существовавшие в...

Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтцкова-Щедрина в полной мере проявился в 80-е годы XIX столетия. Это был период общественной реакции. Демократическим силам все труднее было преодолевать цензурные запреты. Сказка помогала перевести М.Е. Салтыкову-Щедрину в разряд иносказательного повествования разговор о наболевших проблемах эпохи.

В произведении «Премудрый пискарь» на первый план выходит сатирическое изображение обывателей, стремящихся уклониться от классового понимания общественной жизни и борьбы за социальную справедливость.

Выражение «аридовы веки», упомянутое на первых страницах сказки, имеет значение «долгие годы» (по имени библейского патриарха Арида, прожившего, согласно Библии, 962 года), и сразу же переводит произведение в разряд литературной сказки. Традиционный сказочный зачин «жил-был» и широкое обращение к малым жанрам русского фольклора: поговоркам и пословицам («ни в уху, ни к щуке в хайло не попали», «ума палата», «ни жива ни мертва», «на ус намотать») привносят атмосферу народной сказки.

Иносказательно (при помощи образов подводного мира: рыб, раков, водяных блох) рисует писатель общественную борьбу: «Кругом, в воде, все большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать?»

Так описывает он положение главного героя. В сказке выведен и человек, который может поймать пискаря на уду. Пискарь в произведении имеет умных родителей. Они дают ему важные наказы, которыми следует руководствоваться в жизни. «Смотри, сынок, - говорил старый пискарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Важным показателем житейской мудрости этой фразы является тот факт, что сам старый пискарь умирает своей смертью, а не пойман на чью-либо удочку. Пискарь беззащитен, единственной возможностью спастись является шанс предвидеть и избежать опасность.

Поражает жестокость общественной жизни, в которой доминирует животная борьба людей за существование. Каждая большая рыба готова заглотать более мелкую. Помимо стремления к выстраиванию общественной иерархии существует борьба людей на уровне себе подобных по социальному положению. Здесь тоже доминируют низменные инстинкты: корысть и зависть.

В отцовском наказе старого пискаря важное место занимает образ уды: «Пуще всего берегись уды! - говорил он, - потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься - ан в мухе-то смерть!» По удой следует понимать расправу с человеком государственной машины, вооруженной законами подавления всяческого свободомыслия. Разгром русского освободительного движения иносказательно изображен в рассказе старого пискаря в образе большой рыбалки («Ловили их в ту пору целой артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну волоком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, - даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали!»). Старый пискарь тоже был пойман и даже смог увидеть котел с кипящей водой. Лишь случай помог отцу нашего героя избежать тогда гибели. Подчеркивая семейные отношения между пискарями (образ взволнованной пискарихи, которая «ни жива, ни мертва» из норы выглядывает) лишний раз подчеркивает социальный подтекст повествования. Он показывает, что расправа над свободомыслящими общественными силами сеет в стране атмосферу страха, заставляет остальных людей забиваться в нору. Автор характеризует пискаря как «просвещенного, умереннолиберального». Эти определения обозначают социальную нишу, в которую входят люди с его взглядами. Однако репрессивная политика государства и в этой среде формирует уродливую жизненную философию: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил». Вместо того, чтобы реализовать свои творческие силы, свой интеллектуальный потенциал, человек начинает устраиваться: копать нору, прятаться в ил и в осоку. Страх парализует все его высокие порывы, оставляя только основной инстинкт самосохранения, который подавляет в нем иные чувства. Сын пискаря перестает доверять кому-либо и становится одиночкой: символично, что он выкапывает норку, где «именно только одному поместиться впору». Индивидуалистические настроения пагубно отражаются на общественной атмосфере. Вся социальная деятельность сводится к тому, чтобы «сидеть и дрожать» в норе. Пискарь, по сути, не живет, а лишь существует в постоянной заботе о завтрашнем дне. Страх отравляет ему радость существования. Эти опасности подстерег ают героя на каждом шагу. М.Е. Салтыков-Щедрин иносказательно воплощает их в образе странного рака, который «стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза», щуки, которая хлопает зубами. Единственной победой пискаря было то, что он сумел прожить день и все. Пискарь избегает привязанностей: не может завести семью, так как боится ответственности за нее. Он не заводит друзей, так как все силы уходят у него на борьбу за выживание. Ни отдыха, ни любви - ничего не позволяет он себе в жизни. И это парадоксальным образом начинает устраивать сильных мира сего. Даже щуки вдруг ставят его в пример. Но пискарь так осторожен, что и на похвалу не бросается. Лишь перед смертью пискарь понимает, что если бы он так жил, то весь бы пискарий род перевелся. Ведь он не смог завести семью, добровольно лишил себя родной стихии и разума, активизировав в нем инстинкт самосохранения, обрек его на бесконечное душевное одиночество. Здесь уже в сказке прослеживается не только социальный, но и философский аспект жизни: человек не может идти по ней один (без друзей, без семьи, без привязанностей). Утрачивая естественные человеческие чувства любви, доброты, взаимопомощи, герой лишает свою жизнь счастья. Ему, в отличие от его отца, некому давать наказы, некому передавать по наследству свою мудрость. На примере пискаря М.Е. Салтыков-Щедрин показывает вырождение либеральной интеллигенции как социально-классовой прослойки. Это подчеркивает ряд риторических вопросов, которые задает себе герой: «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, затащил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?»

Печальную атмосферу общественной жизни символизируют образы тьмы, сырой мглы. Предполагаемый итог осторожной жизни пискаря - голодная смерть в собственной норе, которая воспринимается как избавление от бесполезной жизни. В мечтах пискарь пытается вылезти гоголем из норы, во сне выигрывает двести тысяч, вырастает на целых пол-аршина и начинает сам щук глотать. Высунулся он из норы и исчез. М.Е. Салтыков-Щедрин намеренно оставляет финал произведения открытым: остается неизвестным, сам умер пискарь своей смертью или съели его сильные мира сего. Читатель об этом так и не узнает. Да и никому не важна эта смерть, как не важна была и сама жизнь одинокого премудрого пискаря, всю свою мудрость потратившего на то, чтобы прятаться в норе.