Основные концепции общества. Теория "коллективных представлений" Э

Вся история социологической мысли – история поисков научных подходов и методов построения теории общества, отражающей действительные реалии социальной жизни. Существует целый ряд различных концептуальных подходов к категории "общество".

Существует, например, атомистическая теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей или отношений между ними. "Все общество в конце концов, – считает Дж. Девис, – можно представить как легкую путину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно – со всем миром".

Кратким выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля. В современной социологии эта концепция известна как "сетевая" теория, основные принципы которой были сформулированы Р. Бертом. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друг.

В теориях «социальных групп» общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей.

Если в «атомистической» или "сетевой" концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в "групповых" теориях – человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции, по существу, отождествляют понятие «общество» с понятием "человечество".

Существуют определения категории "общество", согласно которым оно представляет собой систему социальных институтов и организаций. Эта система гарантирует устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливает устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни.

Функциональная концепция трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой самообеспечивающую систему действий.

На основе различных подходов в социологии сложилась еще одна (аналитическая) теория, согласно которой общество представляет относительно собою самостоятельное или самообеспечиваемое население, характеризуемое "внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством".

В ряде учебных пособий можно встретить различные опреденления общества в узком смысле: субъективное , которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельностное , которое определяет, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное , которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Широко известен подход социологов к определению понятия "общество" как определившейся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивой системы социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемой силами обычая, традиций, закона, социальных институтов и т.д. (гражданское общество, в основе которого лежит определенный способ производства, распределения обмена, и потребления материальных и духовных благ).

В целом, рассмотрев большое количество определений общества, социологи их сводят к следующим:

    общество – это функционирующая система, основанная на разделении труда (О. Конт);

    общество – композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов (Г. Спенсер);

    общество – есть социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, сбалансированностью, самоорганизацией; пространственно–временным бытием (Г. Зборовский);

    общество – союз людей, связанных разделением труда (А. Смит);

    общество – это самостоятельная система, со своими собственными законами развития, при анализе которой возможны аналогии с другими системами, например с биологическими (О. Конт, Г. Спенсер);

    общество – это сфера необходимого межчеловеческого взаимодействия, это следствие работы механизма, соединяющего насущные потребности и интересы каждого с потребностями и интересами всех (Мандевиль);

    общество представляет собой социальную систему, обладающую относительной самостоятельностью с точки зрения критерия равновесия между такими факторами, как территориально ориентированная политическая организация, доступ к экологическим ресурсам, воспроизводство и социализация населения и культурная легитимизация системы как независимого целого.

Представления об обществе как системе начали складываться в социологии под влиянием работ Т. Парсонса и Р. Мертона.

Многие черты функционального подхода можно найти уже у Платона и Аристотеля, а также у Конта, Спенсера и Дюркгейма.

Дюркгейм рассматривал общество как индивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным, основной задачей которого является объединение знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Заметим, что система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Это единство имеет уровни: элементы; свойства элементов; связь (структура); отношения (функции); закон взаимосвязи.

Выделим наиболее общие признаки объектов, воплощающих в себе принципы системности как особого типа связи между явлениями нашего мира.

Первым и наиболее простым признаком системного объекта является его качественная определенность.

Вторым необходимым признаком системы мы считаем гетерогенность ее строения. Система состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и свое целое частей. Так, изменения сердечной деятельности сказывается на состоянии всех прочих частей человеческого организма. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы – ее важнейшем признаке .

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Каждый индивид, рождаясь, попадает в определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее.

Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.

Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским. Первый ярче всего выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы, общество представляется как социентальная система. Все эти системы находятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены. С точки зрения марксизма, экономическая система определяет развитие других систем, но наряду с этим подчеркивается обратная связь всех подсистем. Взаимное воздействие этих подсистем носит диалектический характер.

Однако идеи функционализма в большей мере присущи англо–американской социологии (Г. Спенсер, Р. Мертон).

Основные принципы функционального подхода по Спенсеру заключаются в том, что:

    общество – единый целостный организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и так далее;

    каждая часть системы существует только в рамках целостности, выполняя в ней свои функции;

    функции частей направлены на удовлетворение определенных общественных потребностей, а все вместе направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода;

    чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции;

    социальная система сохраняет стабильность, так как содержит в себе элементы контроля (политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы).

Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (взаимодействие), представителями которого является Дж. Мид и Г. Блумер. Согласно этой теории взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Становление социальной связи, коммуникация становятся возможными благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж. Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы». Собственно «Я» – это индивидуальное сознание. «Мы» – это индивидуальное сознание в глазах других. «Я» всегда диалог «Я» и «Мы». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «Мы». Таким образом, общество оказывается как бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия.

Таким образом, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия. Однако все концепции общества придают важнейшее значение формированию его как целостной системы.

Каковы же естественные и исторические условия жизнедеятельности общества?

Существуют качественные различия в действии сил природы и общества. Если силы природы действуют стихийно, то человек сам творит свою историю. В отличие от законов природы законы истории пробивают себе дорогу через разрозненные социальные действия людей, наделенных сознанием и волей. При этом каждый человек в своей деятельности руководствуется определенными целями, идеалами и ценностями и избирает конкретные средства для их достижения. Основой его целенаправленной деятельности является прежде всего стремление к удовлетворению материальных и духовных потребностей.

Необходимым условием и всеобщим средством труда, а также сырьевой основой общественного производства является географическая среда. Социальные теории, которые решающее значение в развитии общества придают искусственно измененной человеком географической среде, получили название концепций экологического детерминизма (А. Хайт, О. Дункан). Определяющим фактором общественного развития является характер взаимодействия человека с естественной экологической средой. Социальные экологи, то есть ученые, изучающие закономерности взаимодействия естественно сложившейся и искусственно создаваемой среды, справедливо отмечают, что нарушение экологических действий человека может обрушиться на общество и привести человечество к экологической катастрофе.

Социальные теории, объявляющие численность и качество народонаселения важнейшей проблемой социального развития, обозначаются как концепции демографического детерминизма (О. Шпенглер), сторонники которого правомерно ставят вопрос о необходимости соответствующих материальных ресурсов.

На базе естественных складываются исторические условия жизнедеятельности общества. Важнейшим из них является технология. Аморальное использование современной техники как средство погони за прибылью, незнание или игнорирование закономерности воздействия техники на естественные условия жизнедеятельности общества приводят к катастрофическим последствиям.

Существует экономическая теория общества (экономический детерминизм). Только в отношении людей к природе и имеет место производство. Люди, определенным образом занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и производственные отношения.

Если подойти к обществу с позиции исследования закономерности взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующая теория может быть названа теорией "социально–исторического детерминизма", или социально–исторической теорией общества. Социально–исторический детерминизм выражает специфику конкретно–исторического бытия общества. Общество представляет собой такую социальную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека и его деятельности. История – это не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Как общество производит человека как человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным человек является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Он не только объект, но и субъект социального действия.

Человек осуществляет свою деятельность посредством исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому она, в какой бы сфере жизнедеятельности общества не осуществлялась, всегда носит не индивидуальный, а социальный характер.

Социальная деятельность – совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

Многообразие социальных действий можно свести к четырем основным группам. Это, во–первых, действия, связанные с изменением данной социальной системы и условий деятельности; во–вторых, действия, направленные на их стабилизацию; в–третьих, действия, преследующие цель адаптации к данной социальной системе и условиям деятельности, и, в–четвертых, интегративное действие, предполагающее включение личности, группы или какой–либо другой общности в более крупную социальную общность или систему.

Любая деятельность включает четыре взаимосвязанные подсистемы: объективно–предпосылочную (потребности и интересы); субъективно–регулятивную (дистизиции); исполнительскую (совокупность поступков, совершаемых во имя реализации поставленной цели); объективно–резолютивную (результаты деятельности).

Социальная детерминированность деятельности и поведения людей может быть двоякого рода:

    во–первых, это строгая детерминация одного социального явления другим;

    во–вторых, понятие детерминизма относится к характеристике некоторых свойств или качеств, присущих не отдельному объекту, а классу объектов в целом. При этом содержание и характер поведения этого класса объектов рассматривается не как случайные, а как детерминированные определенной системой условий, свойств и качеств, включенных в эту систему объектов.

Итак, главная особенность социально–исторического детерминизма состоит в том, что его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают субъектом деятельности.

Теория "коллективных представлений" Э. Дюркгейма

Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов - морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно зн

ачимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество - это именно "композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов".

Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: "все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы".

Исследование мышления представителями гештальтпсихологии

Новый аспект мышления был выделен в трудах представителей гештальтпсихологии (М. Вертхаймера, В. Кёлера, К. Коффки, К. Дункера) - направления психологической науки, возникшего в Германии в начале нашего века и также выступившего с критикой ассоциационизма. Сильное влияние на представителей гештальтпсихологии оказали идеалистические концепции Э. Гуссерля и А. Бергсона, главным образом их положение о непосредственном созерцании сущности вещей. Центральным положением данной школы было следующее: первичным и главным содержанием всякого психического процесса являются не отдельные элементы - ощущения, но некоторые целостные образования - конфигурации, формы, или "гештальты". Главным объектом экспериментального изучения у представителей данного направления было восприятие, затем некоторые выводы были перенесены на изучение мышления. Исходным фактом при исследовании восприятия было деление зрительного поля на фигуру и фон. Изучались факторы, способствующие восприятию "фигур", или гештальтов: близость отдельных элементов друг к другу, сходство элементов, направленность к хорошей фигуре" (замкнутой, простой, симметричной). Один из основных законов восприятия - это закон "прегнантности", т.е. стремление к хорошей форме - симметричной, замкнутой и т.п. В основе такого закона прегнантности лежит стремление возникающих в ходе головного мозга систем возбуждения к равновесию (подробнее см. ). Законы, первоначально изученные при анализе восприятия, были затем перенесены и на изучение мышления. Конкретно психологические представления о мышлении заключались в его интерпретации как внезапного, не подготовленного непосредственно предыдущей аналитической деятельностью понимания существенных отношений в проблемной ситуации. Это отношение непосредственно усматривается подобно непосредственному отражению сенсорных характеристик объектов. Исследования мышления охватывали очень широкий диапазон: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества.

Развитие идей бессознательного в работах неофрейдистов

Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания.

В конечном счете критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных философских понятий о сущности человека и его внутреннем мире с эмпирическими данными психоаналитического исследования и наблюдения, рассмотрение художественных произведений под углом зрения психологии художника и писателя, выявление причин и специфических условий возникновения неврозов, выделение в особый объект исследования той сферы человеческой деятельности, которая не покрывается областью сознательного в человеке, - все это составляет сильные стороны его психоаналитического учения. Вместе с тем психоанализ Фрейда содержал в себе столько явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно не обоснованных утверждений, граничащих с мифологическим вымыслом, иллюзорностью и утопизмом, что многие его теоретические положения (признание врождённости и наследственности "первичных влечений" человека, теория сексуального развития ребенка, мифологическое объяснение "сексуальных комплексов", антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества, экстраполяция выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества) не только были поставлены под сомнение теми мыслителями, кто не разделял общефилософских рассуждений Фрейда, но подверглись критике даже приверженцами фрейдизма.

Дальнейшая реконструкция классического психоанализа наглядно свидетельствует о тех просчетах и методологически неверных установках, которые имели место у основателя психоанализа. Критика З. Фрейда была в основном направлена на биологизаторские тенденции его концепции, - неофрейдисты пытались социологизировать его учение.

Идеи объективного подхода в психологии в работах И.М. Сеченова

Важнейшее значение вклада Сеченова в психологию состояло в "… радикальном перемещении отправного пункта психологического мышления с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, к объективному поведению", писал Михаил Ярошевский. Это была, по выражению Ивана Павлова, "… поистине для того времени чрезвычайная попытка… представить себе наш субъективный мир чисто физиологически".

В 90-х годах Сеченов выступает с циклом работ по проблемам психофизиологии и теории познания ("Впечатления и действительность", 1890 г.; "О предметном мышлении с физиологической точки зрения", 1894 г.), существенно перерабатывает теоретико-познавательный трактат "Элементы мысли".

Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.

Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.

Качественная специфика общества обнаруживается более отчетливо в его несводимости к индивиду и индивидуальному сознанию. По отношению к индивиду социальная реальность объективна и независима в своем существовании. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.п., действующие независимо от него. «Социальные верования или акты способны существовать независимо от их индивидуальных выражений», - писал социолог.

Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». . Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.

Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживается в социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки.

Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов – морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество – это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов». .

В наиболее ярком виде эти представления об обществе проявились в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма.

Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.

Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.

Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии.


Основные положения феминистского проекта в антропологии. Женщина как субъект в антропологии
Представить женщину «нормальным» субъектом истории и общества, обладающим агентивностью и инициативой, возможно, только деконструировав значительное количество антропологических мифов (например, о том, что мужчины-охотники добывали основн...


Первым предложил науке термин «социальный институт» английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), подробно изучивший и описавший шесть типов социальных институтов. Согласно учению Г. Спенсера, любые социальные институты обес...

Этапы протекания конфликта
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все...

1. При изучении общества социологи рассматривают общество как относительно независимую, самостоятельную реальность и в то же время как систему взаимодействия личностей. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или любому объединению людей, если оно (объединение) отвечает следующим признакам:

  1. Объединение не является частью какой-нибудь более крупной системы (общества).
  2. Браки заключаются между представителями данного объединения.
  3. Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.
  4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
  5. У него есть собственное название и собственная история.
  6. Оно обладает собственной системой управления.
  7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

В одном из самых авторитетных изданий - в Социологическом словаре - его авторы Н. Аберкромби, С. Хилл и Б. Тернер утверждают: «Понятие «общество» представляет собой категорию здравого смысла, для которого оно эквивалентно национальным границам государств. Хотя социологи часто оперируют обыденной терминологией, она не всегда подходит целям научного исследования. Общество не обязательно соответствует политическим границам. Правильнее полагать, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого большого». (Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. Казань, 1997) .

Кроме того, в социологии общество определяется как динамичная система .

Слово «система» имеет греческое происхождение, означает «целое, составленное из частей».

Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускают возникновение и развитие новых и отмирание старых частей и связей между ними.

К числу подсистем общества относят прежде всего сферы общественной жизни. Это экономическая (отношения в сфере производства), социальная (взаимодействие социальных слоев и групп), политическая (деятельность государственных организаций, политических партий и т.д.), духовная (развитие общественного сознания, науки, искусства, образования) сферы. В свою очередь, каждая из сфер общественной жизни также представляет из себя сложное образование. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, духовной жизни, называются общественными отношениями .

Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений, общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов. Но, несмотря на это, общества не сохраняются автоматически . Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство.

Современные исследователи Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

  1. Коммуникация между членами общества.
  2. Производство товаров и услуг , необходимых для выживания членов общества.
  3. Распределение этих товаров и услуг.
  4. Защита членов общества .
  5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
  6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

2. Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов общества, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию.

В социологии принято выделять несколько типологий.

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные и письменные, другая типология делит все общества также на два класса - простые и сложные. Критерием выступают число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). В простых обществах нет руководителей и подчинённых, богатых и бедных. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, то есть способ производства. Самый древний - охота и собирательство. Соответственно выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Ранний период этого общества называют протообществом, или периодом человеческого стада. На смену ему пришли два других типа общества и способа производства - скотоводство и огородничество. Огородничество - переходная форма от добывания из природы готовых продуктов к систематическому и интенсивному взращиванию культурных злаков.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Земледельческую, или аграрную цивилизацию сменила машинная индустрия. Наступила эра индустриального общества. В 70-е года XX века в самых развитых странах на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное, где преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.

Современная социология использует все типологии, объединяя их некоторую синтетическую модель. Её автором считают американского социолога Д. Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура.

В доиндустриальном обществе определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном обществе - теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает господство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания.

3. Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своём развитии, социологи выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.

В тех случаях, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе, следует говорить о прогрессе . В тех случаях, когда ускорение истории приводит к негативным последствиям, правильнее говорить о регрессе .

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом .

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называют реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам.

Под модернизацией понимается революционный переход от доиндустриального к индустриальному обществу, осуществляющийся путём комплексных реформ, растянутых во времени. Слово «модернизация» пришло из английского языка и означает усовершенствования, которые делают общество соответствующим современным требованиям, отказ от старых форм и поиск новых. Различают два вида модернизации. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего развития», предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимость от более развитых иностранных государств. В отличие от органической модернизации неорганическая начинается не с культуры и изменения общественного сознания, его подготовки, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идёт снизу, а неорганическая - сверху.

    Общество и культура.

  1. Культура и нормативная регуляция поведения.
  2. Кульурные конфликты.

1. Прежде всего нужно разобраться с многозначным определением понятия «культура» и дать социологическое определение культуры . Особенность социологического подхода к культуре заключается в том, что культура берётся в том её аспекте, который непосредственно связан с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом, фи этом на первый план выдвигается ценностно-нормативное содержание культуры . Отметьте три характерные особенности культуры:

    Культура представляет собой общепризнанную систему ценностей, символов, значений.

  1. Культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности.
  2. Культура - это всё то, что транслируется от поколения к поколению.

По мнению антрополога У. Гуденау, культура состоит из четырёх элементов:

  1. Понятия , обозначающие способ организации человеческого опыта.
  2. Отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой.
  3. Ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться.
  4. Правила или нормы , регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры.

2. При подготовке ко второму вопросу обратите внимание на то, что нормативный уровень культуры может быть представлен двумя основными формами регулирования социальных действий людей. Первый из них принято называть институциональным, второй - неинституциональным. К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами . Эти нормы и правила имеют важное значение для общества и потому их выполнение строго контролируется различным социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают положительными, если человек следует норме (награды и различные поощрения), или отрицательными, если человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения (выговор, предупреждение, штраф применение уголовного кодекса и т.д.).

К неинституциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы привычки, а не на силу закона или какой-нибудь инструкции.

Необходимо разобраться с понятием «социальная норма», которое включает в себя по крайней мере три основных признака:

  1. Она представляет собой определённый набор правил поведения в данной ситуации.
  2. Она воплощает в себе типовой или эталонный образец действий, предписывающий отдельному индивиду или группе, что им надлежит делать в данной ситуации.
  3. Основу механизма действия норм образуют экспектации, то есть ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека.

Обратите внимание на зависимость норм от типа культуры.

Изучите нормативные функции современной моды.

3. Кроме определённых черт единства (культурные универсалии), между культурами могут существовать различия и обнаруживаться конфликты. Социологи выявили несколько видов культурного конфликта: 1) аномию , 2) культурное запаздывание , 3) чуждое влияние .

Аномия - отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам.

Культурное запаздывание наблюдается тогда, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления).

Чуждое влияние вызывается господством чуждой культуры.

Разберите подробно эти виды конфликтов.

Тематика докладов и рефератов:

  1. Г. Спенсер об обществе как организме.
  2. Н. Бердяев о смысле истории и прогресса.
  3. Основные принципы системного анализа общества.
  4. Культурные конфликты.
  5. Традиционные ценности русской культуры.
  6. Нормативные функции современной моды.

Г. Спенсер

«Мы имеем полное право смотреть на общество как на особое бытие...»

(Общество) - «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов».

Цит. по: История буржуазной социологии XIX - начала XX вв. М., 1979. С. 44, 214.

«Итак, на вопрос, поставленный нами в начале: Что такое общество? Мы дали ответ: общество - это подражание».

Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. С. 74.

Э. Дюркгейм.

«...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generic, наделённую своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно ещё, чтобы сознания были ассоциированы, скомбинированы, причём скомбинированы определённым образом. Именно из этой комбинации проистекает социальная жизнь, а потому эта комбинация и объясняет её...

Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы её члены, если бы они были разъединены».

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 493, 494.

«Общество - это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, которая, реагируя на элементы, её составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Социология и психология. СПб., 1914. С. 66.

Г. Зиммель

«Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, то, по-видимому, оно могло бы быть объектом науки только в том смысле, в каком, например, «звёздное небо» может быть названо объектом астрономии; но на самом деле это лишь имя собирательное, и астрономия устанавливает только движения отдельных звёзд и законы, которые ими управляют. Если общество есть такое соединение отдельных людей, которое представляет собой только результат нашего способа рассмотрения, а настоящими реальностями являются эти отдельные люди, то они и их отношения образуют настоящий объект науки, и понятие общества улетучивается. И в самом деле, это, по-видимому, так. Ведь осязательно существуют только отельные люди и их состояния и движения: поэтому задача может заключаться только в том, чтобы понять их, тогда как возникшее лишь в результате идеального синтеза, нигде не уловимое существо общества, не может быть предметом мышления, направленного на исследование действительности...

Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 14-16.

В. Соловьёв

«Человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, имеет свою собственную жизнь и организацию, и задача христианства с этой стороны состоит в том, чтобы вносить в жизнь и организацию общественных сил христианское начало нравственной солидарности или истинного братства.

Строение человеческого общества в существенных своих чертах чрезвычайно просто и совершенно разумно. Оно определяется тремя главными условиями, которым соответствует и тройственный состав общества. Человеческое общество должно прежде всего твёрдо стоять на земле, должно обеспечивать своё материальное существование, должно жить естественной жизнью. Но так как данная естественная жизнь человечества не есть совершенная и не заключает сама в себе своей цели, то общество должно, во-вторых, иметь средства изменять свою жизнь, двигаться и развивать свои силы. Условия такой подвижности и изменчивости (развития и прогресса) вырабатываются так называемою цивилизацией, которая образует искусственную жизнь общества...»

Соловьёв В. Духовные основы жизни. Изд-во «Жизнь с богом», 1982. С. 133.

Т. Парсонс

«…Во-первых, культура передаётся, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; и в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, а с другой стороны, детерминантой систем человеческого социального взаимодействия».

Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1. М., 1968. С. 49.

«Членство в обществе, как таковое, само по себе не создаёт культуры общества. Культура общества является продуктом творческих усилий и щедрой фантазии творческих личностей - религиозных пророков и святых, учёных, великих (и не только великих) писателей, художников, журналистов, философов, старейшин и мудрецов, чьё миросозерцание приходится по сердцу их современникам и потомкам. Культура представляет собой продукт потребности простых, творчески менее одарённых людей иметь представление об окружающем их мире, помогающее осмыслить важнейшие события человеческого бытия, объяснить их причины и отличить хорошее от дурного».

Н. Смелзер. Социология: пер. с англ. - М. Феникс, 1994. - 688 с. Электронная версия (с.40-52; 86-90)

И.Г. Широкова. Социология: Конспект лекций. - М.: Изд-во "ПРИОР", 2001 - 96 с. Электронная версия

Вопросы для самопроверки:

Каковы, на ваш взгляд, различия между обществом и культурой?

Как связаны между собой изменения в культуре и изменения в структуре общества?

Покажите различия между индустриальным и постиндустриальным этапами развития общества. Как эти различия должны отразиться на роли и характере культуры?

В чём специфика социологического определения культуры?

Назовите известные вам пути выравнивания возможностей людей в приобщении их к достижениям культуры.

Почему культура не только объединяет людей, но и может быть источником конфликтов?

Что такое этноцентризм?

Почему мы говорим, что любой культурный образец является продуктом коллективного творчества?


На протяжении всей истории человек и общество были неразрывны. И сложно понять, кто кого дополнял. Если обратить внимание на исторический процесс, то можно отметить, что каждое событие является результатом действий одного индивидуума. Определенная личность понимает, что настало время перемен, и делает все от него зависящее. Поэтому, смотря назад в прошлое, мы видим ярко высвеченные имена людей. Какова же в этом роль общества?

Дело в том, что именно общество формирует человека, как личность, и влияет на его дальнейшие действия и судьбу. Это утверждение полностью перечеркивает то мнение, что все решает «верхушка» или власть. Народ имеет особую силу. Так как он является тем местом, где хранятся различные идеи, таланты, верования и чувства, то он и наделяет человека определенным набором качеств и способностей.

Конечно, такое влияние может быть разного характера. Как хороший и добрый человек, который помогает окружающим и старается принести максимально пользы, так и серийный убийца, приносящий боль и страдания, является частью общества. Каждый раз, когда человек сталкивается с презрением, непониманием, критикой общества, у него есть повод для того, чтобы начать двигаться другим путем.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что общество – это кладезь полезных вещей, которыми можно пользоваться для достижения цели. Но нужно помнить, что мы, как отдельные индивидуумы, также являемся частью общества, поэтому должны делать все, чтобы наши слова и поступки не стали соблазном для других.

Обновлено: 2015-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.