Дивногорская сицилийская икона божией матери когда молятся. Воронежская область

Пещерная церковь
Престолы: Сицилийской иконы Божией Матери
Год постройки: между приблизительно 1600 и приблизительно 1700.
Адрес: Воронежская обл., Лискинский р-н, с. Дивногорье

Дивногорскому монастырю принадлежал и пещерный комплекс в двух километрах южнее Малых Див, на правом берегу реки Тихая Сосна при ее впадении в Дон. Это место, также отмеченное высокими меловыми столбами и называемое Большими Дивами.
По преданию, пещерная церковь в Больших Дивах была вырыта основателями Дивногорского монастыря, которые принесли сюда икону «Сицилийская Божия Матерь». Икона стала очень популярна в 1831 году, когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры. Только в 1856 году по указу Воронежской духовной консистории, здешние пещеры были переданы Дивногорскому монастырю. Уже позднее, в 1862г., здесь на месте Владимирской церкви был устроен и освящен храм иконы «Сицилийской Божией Матери» Повторно его освящали в 1903 г. К концу 19 века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры.
В пещерах в Больших Дивах выражена редкая особенность, присущая некоторым древним пещерным монастырям и связанная со своеобразным обычаем афонских монахов. Это стасидии – крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинном коридоре, огибающем пещерный храм с трех сторон. Длина коридора 95 м. Он начинается у юго-западного угла храма и после пяти поворотов возвращается в середину северного нефа и ранее использовался для крестных ходов. Возможно с участием мирян. В стасидиях пещерных монастырей находили «сложенные кости человеческие… не обретено только черепов» По древнему обычаю афонских монахов, «ровно через три года после смерти инока открывают его могилу; кости собирают в отдельное помещение, а черепы разбираются иноками к себе в келии или складываются особо».
В планировочной и фасадной композиции комплекса на Больших Дивах главенствует пещерный храм. Группа келий, размещенная левее храма, отодвинута на второй план. Вертикальная ось входа в церковь, в прошлом завершенная крестом на высоком столпе подчеркнута цепочкой выразительных пятен, убывающих по ширине.
Шесть массивных прямоугольных пилонов и промежуточные квадратные опоры строенных арок делят храм на пять зон: наиболее крупная восточная часть главного нефа; его средний наименее значительный участок; притвор на главной оси; два боковых нефа. Клиросы вписываются в прямоугольное пространство храма, врезаясь в восточную пару пилонов. Алтарь напоминает алтари наземных церквей, объединяющие полукруглую апсиду с прямоугольными объемами жертвенника и дьяконника по сторонам.. В связи с этим они ориентированы поперек главной оси храма. Примечательна и строго симметричная пирамидальная композиция из пяти ниш разной формы и высоты в алтарной апсиде. В прошлом алтарь был отделен от храма двухъярусным иконостасом. Предположительно окончательное архитектурное оформление пещер определилось не позднее середины 19 века.
В советское время была проведена реставрация. Сейчас это территория Воронежского краеведческого музея.

По Статье В.И. Плужникова «Пещерные монастыри на Дону и Осколе» в книге «Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Города. Ансамбли. Зодчие». Под редакцией В.П. Выголова. М., Издательство «Наука», 1985.

Дивногорский Успенский мужской монастырь

Во второй части нашей работы мы займемся изучением истории Дивногорского Успенского мужского монастыря и его главной святыни.

И если взглянуть на карту Лискинского района, Воронежской области то на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны мы увидим отметку о расположении Дивногорский Успенский монастыря.

Но, карта не предает нам своеобразную красоту этих мест. И особенность этих мест состоит в той особенности, что само место, обозначают две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами.



Именно в этом месте был основан Дивногорский мужской монастырь.

Как всегда монастырь не мог возникнуть на пустом месте. Обычно ему предшествовало основание монастырского скита.

То есть поселение 2-3 монахов пожелавший вести более уединённый образ жизни, чем они могли получить в своем монастыре. А для основания монастыря должен был принят царский указ!

Тем не менее, история сохранила имена первых жителей пещер – иноков Ксенофонта и Иоасафа, (основавшими первоначальный монастырский скит) которые, поселившись на уступе кряжа на высоте, не затопляемой полыми водами Дона, начали рыть в одном из столбов Малых Дивов первую пещерную церковь.

Эту церковь столетие спустя освятили во имя Успения Божией Матери. Она и дала впоследствии название монастырю.

Могилы иеромонахов Ксенофонта и Иоасафа находились рядом с пещерной церковью направо от входа.

Но, скит скитом, а вот официальной датой основания Дивногорского мужского монастыря считают 1652 г. И эта дата точно совпадает с голом переселения в эти места 4 тысяч украинских казаков пришедших с Волыни.



Известно, что первым его настоятелем был игумен Гурий, под началом которого находилось 15 иноков, не считая "бельцов".

В связи с расположением монастыре на Белгородской оборонительной линии было решено создать на месте монастыря и укреплённый пункт.

Сказано-сделано и в 1653 г. сюда было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений монастыря и укреплений от набегов татар.

Территория монастыря-крепости была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая наземная деревянная церковь Николая Чудотворца.

После пожара, уничтожившего ее, в 1658 г. на этом месте выстроили новую церковь, которую освятили во имя Успения Божией Матери.

В 1690 г. в меловом столпе, к юго-востоку от пещерной церкви была вырублена колокольня.

Пещерную же Успенскую церковь реконструировали и вновь освятили в 1693 г. во имя Иоанна Предтечи.

К концу ХYII – началу ХYIII веков расширилось и укрепилось хозяйство монастыря.

Он имел пожалованные ему правительством земельные угодья (пашни, луга, леса), четыре водяные мельницы и четыре пасеки, занимался торговлей хлебом и скотом.

Прибыль приносила ему и привилегия беспошлинного производства и торговли вином.

Но, как не укрепляли монастырь без татар все же не обошлось.

В 1677 году около ста человек татар напали на Дивногорскую обитель и увели оттуда двух лошадей. Самим Монахам, удалось отсидеться за монастырскими стенами.

В 1686 году, когда на границах Русского государства становится неспокойно, обитель даже получила две пушки и пятнадцать мушкетов.

В 1673 году царь Алексей Михайлович пожаловал монахам Дивногорской обители "на свечи, на ладан, и на церковное строение, и на вино, и им на пропитание право безоброчно построить на реке Потудани мельницу.

Право владения этой мельницей было подтверждено грамотами Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей.

С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом.


Внимание российских власть предержащих к Дивногорскому монастырю было обусловлено и еще тем, что к этому времени обитель была не только крупным хозяйственным предприятием, но и центром духовного просвещения и орудием борьбы с расколом, распространившимся на Дону после 1682 года.

Так в 1684 году инок монастыря Герман отправился в центр раскола город Черкасск, проповедовал там три года и после испытанных там притеснений возвратился в свою обитель.

В монастыре существовала хорошая библиотека, которая, помимо полного комплекта богослужебных книг, имела в своем составе сочинения Иоанна Златоуста, Григория Назианзина, Ефрема Сирина, "Меч духовный", "Духовную беседу". В 1684 году обитель получила в дар от правивших тогда Иоанна, Петра и Софьи книгу Устав.

Будучи духовным и хозяйственным центром монастырь привлекал к себе новых людей.

В 1692 году было дано разрешение селится на монастырских землях вольным бобылям.

Опираясь на труд этих поселенцев, в 1693 году монахи расширили прежнюю малую пещерную церковь в Малых дивах, заброшенную с 1658 года, и освятили ее алтарь во имя Иоанна Предтечи.

Во время Азовских походов Петра Великого русская армия прошла мимо устья Тихой Сосны, и многие их участники оставили описания Дивногорского монастыря.

Поскольку Петр Первый считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей, то накануне его приезда церковные власти позаботились об увеличении численности иноков в Дивногорской обители до сорока человек.

Шедшие с воеводой Шеиным певчие дьяки Петра служили в монастыре обедню вместе с монахами, которые владели особым церковным распевом. Большими его поклонниками были первый епископ Воронежский Митрофан и сам царь.

В апреле 1699 года монастырь передается из ведения Белгородской митрополии в состав Воронежской епархии.

Первый епископ Воронежский Митрофан с уважением относился к настоятелю Дивногорской обители.

При переходе в ведение Воронежской епархии монастырь получил 900 четей пашенной земли, а в 1701 году успешно завершил спор о покосах в устье Тихой Сосны.

Это был наивысший подъем экономического благосостояния обители, зафиксированный описью 1702 года.

Но уже к 1714 году монастырь лишился трех мельниц, об одной из которых сказано, что она "взята на государя". Еще одна мельница оказалась у адмирала Ф.М. Апраксина.

С этого времени основным источником пропитания обители становится скотоводство и земледелие.

Согласно описи 1714 года в Дивногорском монастыре проживало 12 иноков, поэтому, производя согласно указу 1723 года слияние малобратственных монастырей, Воронежская Духовная Консистория закрывает Семилукскую пустынь и по настоянию ее строителя переводит ее монахов в Дивногорье.

Правда, это не укрепило положение Дивногорского монастыря, поскольку все имущество Семилукской пустыни было передано другой обители.

Но, несмотря на неуклонное ослабление обители, Дивногорский монастырь оставался крупным духовным центром на Дону.

В 1715 году он совместно с Пятницким Осторогожским монастырем приобретает часовню в Острогожске, а в 1721 году строит на своем подворье в этом же городе каменную церковь Преображения Господня.

До 1755 года в самом монастыре возводится каменный храм Успения Богородицы с приделом в честь Николая Чудотворца, а в 1758 году освящается построенная на месте деревянного Никольского храма каменная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.

Славится и особый распев Дивногорского монастыря. Не случайно одним из наиболее уважаемых старцев был уставщик обители Доримедонт.

Обитель обладала полным подбором учительской литературы, что позволило создать на монастырском подворье в Острогожске семинарию, которая действовала с 1742 по 1745 год.

В итоге этих усилий Дивногорский Успенский монастырь стал самым богатым и процветающим в Воронежском крае.

В 1758 году построена каменная трапезная церковь иконы Владимирской Божией Матери.

В 1780 г. были выстроены надвратная колокольня с корпусом монашеских келий, а также флигель для келий.

В царствование Екатерины II при проведении секуляризации церковных земель и в 1764 г. Дивногорский монастырь предназначался к упразднению.

Однако была принята во внимание история происхождения монастыря, и его причислили к малороссийским обителям, что дало возможность монастырю просуществовать еще более 20 лет. Очень важный для нас факт! Оказывается, все монахи этого монастыря были выходцами с Украины!

Но в 1764 году по указу Екатерины Второй Дивногорской монастырь первоначально лишился своих мельниц, земель и крестьян и подлежал упразднению, но затем был все же сохранен, и лишь оставлен за штатом.

Посетивший его в 1769 году академик С.М. Гмелин застал в обители только одного игумена, который взял на себя роль гида знаменитого ученого.

Лишь по ходатайству Тихона Задонского 13 июля 1773 года последовало решение "оставить монастырь на прежнем положении".

Несмотря на довольно большие сложности, обитель быстро возрождается.

Постоянно растет состав братии. Ведутся восстановительные работы в пещерах.

Так, опись 1781 года отмечает, что галерея вокруг пещерного храма оставалась доступной лишь на 18 саженей, а в 1800 году Е. Болховитинов пишет, что пещеры были открыты на всю глубину. Постепенно налаживается и хозяйственная жизнь обители.

Опись 1786 года фиксирует 327 подданных малороссиян, работающих на монастырь, и 4000 десятин земли вокруг него. За пять лет (с 1782 по 1786 год) обитель продавала различного скота на 675,: рубля, две мельницы (на Потудани и Тихой Сосне) принесли 1389,08 рубля.

Наконец, "как против земляных дач, так и при мельницах ловится мелкая рыба", от которой "дохода денежного не бывает, а пользуется монастырь оною с удовольствием".

Но такое благополучие продолжалось не долго. И согласно императорского указу 1786 года обитель была упразднена, и в 1788 году Воронежская Духовная Консистория докладывала, что дивногорские иноки переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.

Но пещеры и дивы по-прежнему пользовались вниманием окрестного населения, которое продолжало приходить сюда.

1 сентября 1813 года на имя Воронежского архиепископа Антония Первого было подано прошение "от жителей уездных городов Острогожска и Коротояка – дворян, купцов и войсковых жителей", всего 236 имен, в котором они писали, что отделенный от селений горами и реками "монастырь является пустынножительством, и хотя он уже четверть века как упразднен", ...жители, как ближайших окрестных стран, так и отдаленных из уважения и благоговения к тому месту, по причине обитавших там некогда блаженных мужей, часто посещают его, и в храмовые праздники там идет служба.

Несмотря на стремление духовных властей возродить монастырь, дело столкнулось с серьезными трудностями.

Храмы обители служили приходскими церквями, монастырские постройки были заняты церковным причтом.

Заготовленное прошение в синод пролежало в архиве Воронежской Духовной Консистории семь лет, пока настоятель Коротоякского монастыря не выступил с ходатайством о переносе его обители в Дивногорье, в связи с аварийным состоянием монастырских построек и отсутствием средств и места для их восстановления.

По этому ходатайству в августе 1827 года Воронежским архиепископом Антонием Вторым было направлено прошение в Синод, и в январе 1828 года последовал указ о перенесении обители на новое место.

Коротоярский монастырь стал подворьем Дивногорского Успенского монастыря, в который и была переведена часть братии.

После сорокалетнего запустения обитель восстанавливается, и начинается бурная строительная деятельность, в результате которой был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения двенадцатого-девятнадцатого веков и наземные постройки второй воловины восемнадцатого – первой половины девятнадцатого веков.

Коротоякские монахи весьма неохотно покидали обжитые места, да и сам настоятель предпочитал жить на подворье в Коротояке, а не в Дивногорской пустыни.

К тому же переезд потребовал от обители дополнительных затрат, что сказалось на материальном положении иноков.

Началась склока между братией. Часто менявшиеся настоятели не могли справиться с положение.

С 1856 г. пещеры Больших Дивов были переданы Дивногорскому монастырю.

Церковь вновь была реконструирована и открыта для богослужения и посещения паломниками.

В 1860 г. здесь строится новая трапезная церковь, освященная во имя иконы


Теперь, давайте проследим историю Сицилийской иконы Божией Матери.

В ходе ликвидации монастыря в 1786 г. Икона Сицилийской Божьей Матери исчезла и о ней местное духовенство "вспомнило" только через 45 лет, в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры.

По этому поводу в РПЦ МП как всегда для своих прихожан приготовлена очередная церковная легенда! Вот ее содержание!

"Икона явилась во сне благочестивой старице Екатерине, жительницы города Коротояка. Владычица повелела взять Ее икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен.

Сицилийскую икону Божьей Матери обнаружили на меловом столпе (в 3 км от монастыря) при дороге в город Острогожск (потом в этом столпе сделали храм в честь Сицилийской иконы Божьей Матери).

Итак, представим себе ситуацию.

Древняя икона (изготовлена в 1096 г. в принципе бережно хранилась более чем 700 лет, но в связи с упразднением монастыря была установлена в пустынном и заброшенном месте, где без всякой защиты от нелегких метеоусловий находилась под открытым небом 45 лет.

Как Вы думаете, уважаемый читатель, а может деревянная икона простоять 45 лет в незащищенном месте и не подвергнутся разрушению?

Понятно, что это был хорошо режиссированный "спектакль", организованный местными священнослужителями в целях поднятия народного духа во время эпидемии холеры.

Но, продолжим чтение церковной легенды о новом "обретении" чудодейственной иконы!

"После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась.

К заступничеству Владычицы местные жители прибегали не раз.

Рост известности, увеличение богомольцев, пожертвований и вкладов укрепили материальное положение монастыря.

И всегда – будь то новая эпидемия, личные недуги или засуха и пожары, люди молились перед Ее иконой и каждый получал по своей вере.

С нее было сделано несколько списков.

Один, из которых дошел до наших дней и пребывает сегодня в Трапезном храме Дивногорского монастыря"

Очень важная информация для нас.

Оказывается то, что сейчас хранится в Дивногорском мужском монастыре как легендарная "Сицилийская икона", это список (копия) Сицилийской иконы Божие Матери, выполненная очевидно местными богомазами-иконописцами.

Дальнейшая судьба монастыря такова.

В 1880-1886гг. на месте обветшавшей Успенской церкви был выстроен новый храм по образцу греческой церкви Св. Дмитрия Солунского в Санкт-Петербурге.

В эти годы были построены также двухэтажный гостиничный корпус, несколько корпусов келий, хозяйственные здания.

Трапезная церковь Сицилийской Божией Матери была соединена переходом с западным корпусом келий, в результате чего в конце Х1Х в. образовался единый Г-образный корпус, ограничивший монастырь с запада и севера.

В середине Х1Х века реконструируется и благоустраивается и пещерная церковь И.Предтечи.


Так образовался монастырский ансамбль, который можно описать следующим образом:

"Основная композиционная ось, имеющая четкую ориентацию север-юг, начиналась от железнодорожной станции Дивногорье.

На этой оси располагались главные композиционные акценты комплекса: надвратная колокольня, церковь Успения Божией Матери, пещерная церковь Иоанна Предтечи.

Эта же ось объединяла три основные зоны монастыря: западную, центральную и восточную. Западную зону (у парадного въезда в монастырь) ограничивали служебные корпуса, протяженный двухэтажный гостиничный корпус и небольшой монастырский сад, из которого открывался вид на окружающий ландшафт.

Средняя зона – собственно монастырский двор – была прямоугольной в плане, с северо-запада ограничена Г-образным корпусом келий. С запада возвышалась 32-х метровая двухъярусная колокольня с высоким шпилем. С северо-востока, над двухэтажным корпусом поднимался небольшой четверик с купольной кровлей и главкой, акцентируя расположенную здесь церковь иконы

В южной части двора стояло несколько двухэтажных корпусов келий. В центре, на главной оси, располагалась соборная церковь Успения Божией Матери, крестообразная в плане с полукруглыми апсидой и притворами. Замыкали парадный двор деревянные корпуса кладовой и флигеля церковно-приходской школы. В восточной зоне размещался хозяйственный двор.

Он имел форму неправильного четырехугольника и был ограничен несколькими одно – и двухэтажными служебными постройками.


Но, не смотря на экономический подъем монастыря его внутренняя жизнь, была полна противоречий.

Страсти в монастыре накалялись и достигли своего пика в 1831 году. Как раз когда в Воронежской губернии началась холера.

В 1831 году Воронежский архиепископ был вынужден издать специальное распоряжение:

"Строжайше подтвердить всей братии иметь к настоятелю своему должную любовь, уважение, повиновение и в полном непрекословном быть его распоряжении; в противном случае все ему неповинующиеся будут подвержены строгому законному осуждению, именно: все духовного звания будут лишены и исключены из духовного ведомства, а послушники отданы в гражданское ведомство.

Впрочем, и настоятель обязан направлять вверенных ему любовью, кротостью, долготерпением и другими благоразумными мерами".

Лишь в 1860 году, когда после восьми предшественников игуменом стал Анфим, ссоры удалось прекратить.

Долгое время жизнь монастыря осложнялась и спорами с местным населением из-за храма в честь Владимирской иконы Богоматери, оставшегося приходским вплоть до 1835 года, когда была, наконец построена церковь в слободе Селявной.

Заново "Обретенная" в 1831 году Сицилийская икона Божией Матери в этот период прославилась многочисленными исцелениями и образ получил в народе название "Исцелийского".

Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря. Икона пользовалась такой популярностью, что более семи месяцев в году отсутствовала в обители, находясь поочередно в Коротояке, Острогожске, Алексеевке.

В честь этой иконы были освящены алтари храмов в слободе Селявной и пещерной церкви в Больших Дивах.

В 1854 году Дивногорской обители были переданы пещеры соседнего Шатрищенского монастыря. Он был закрыт еще в 1764 году, но его пещеры продолжали почитаться окрестным населением.

Кроме того, к северу от Дивногорской обители крестьянин П.П. Курбатов в 1851 году начал копать пещеру. Спустя два года к нему присоединился Н.М. Шатов. Освидетельствовавший пещеры благочинный П. Устиновский нашел их устроенными "весьма благоразумно", а самих пещерокопателей – людьми набожными и достойными.

В 1858 году эти пещеры были переданы монастырю, а крестьяне зачислены в состав братии.

Наконец, в 1860 году возобновилось пещерокопательство в Малых Дивах. Бывший настоятель монастыря схимник Меркурий своими руками соорудил себе гробницу.

В 1903 году было торжественно отмечено 250-летие обители.

Но затем последовали революция 1917 года и гражданская война.

Вчерашние, верные православные прихожане не только отреклись от последнего русского царя Николая Второго, но и предали свою веру в Бога.

Они в течении 1-2 годов буквально все стали "безбожниками"

А раз так, то богатый Дивногорский мужской монастырь стал для местных властей бельмом в глазу.

И поэтому его деятельность сначала была сильно ограничена, а потом монастырь был полностью ликвидирован. Что и было сделано в 1924 году.

Причем было это сделано в крайне жестокой форме.

Даже для тех жестоких времен. Большевики разорили Дивногорский монастырь, а всех монахов утопили в реке Доне.

Красноармейцы сталкивали иноков с моста в реку с камнем на шее.

Богатейшую в Воронежском крае библиотеку Дивногорского монастыря богоненавистники тоже утопили вблиз текущей реке Тихой Сосне.

И тут в нашу правдивую историю монастыря вновь вмешивается мифическое церковное предание о новом чудесном спасении Сицилийской иконы Божией матери".!

"Все иконы монастыря красноармейцы свалили в кучу во дворе, в том числе и святыню обители – список Сицилийской Божьей Матери.

Жечь "религиозный хлам" решили поутру (Наверно перепились или были заняты разделом имущества монахов?)

Но, ночью местные жители стали потихоньку уносить святыни и прятать у себя.

Образ Владычицы взяла одна благочестивая женщина и сумела сохранить икону.

А 16 монахов уцелевших монахов (они в отличие от остальной братии) укрылись в скиту вблизи с. Больших Дивах (3 км от монастыря).

Но в 30-е годы их все солдаты НКВД расстреляли в самом храме.

Но, чтобы не пропадать добру коммунистическая власть перестроила монашескую обитель в санаторий для "победителей революции".

В 1942-43 гг. в бывшем монастыре располагался немецкий военный госпиталь.

По воспоминаниям местных жителей немцы в отличие от большевиков пещерные храмы они не оскверняли.

После 1945 года в стенах бывшего Дивногорского мужского монастыря был, разместился туберкулезный санаторий,

Лишь в 1988 году на территории Дивногорья был открыт музей-заповедник, просуществовавший здесь до 1997 г., когда монастырь официально был передан Воронежской Епархии РПЦ МП.

И тогда началось восстановление монастыря. Работа как видно по публикациям была проделана большая и трудоемкая. Новым инокам, пришлось выкорчевать вековые тополя, вывозить только более 500 "КАМАЗов" земли, нанесенной на территорию монастыря селями.

В ходе строительных работ были найдены ("обретены") мощи живших здесь когда-то иноков. И они уже пол всем канонам русского православия были перезахоронены у стен храмов.


Сейчас в монастыре подвизается 6 монахов и несколько послушников, регулярно приезжают добровольцы "трудники".

Основные усилия по реконструкции монастыря были направлены на реставрацию церкви Успенья Пресвятой Богородицы.

Так же были предприняты меры по возобновлению работы пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери, находящейся в двух километрах от Дивногорского Успенского монастыря, на правом берегу р. Тихая Сосна, при ее впадении в р. Дон.


Эта Церковь в Больших Дивах имеет много общего в композиции с комплексом при храме Иоанна Предтечи в Малых Дивах, однако специалисты считают, что сооружена она была несколько позднее.

В отличие от церкви Иоанна Предтечи фасад церкви Сицилийской Божией Матери декорирован гораздо выразительнее: вертикальная ось завершалась крестом на вершине столба, над входной аркой было лежачее окно с фигурной решеткой и киотом в барочном оформлении.

19 июля 1998 г., в день Собора Радонежских святых, в Дивногорском Успенском мужском монастыре совершен первый постриг (Первый постриг с 1920-х годов, когда обитель была закрыта). Монастырь ожил. Как протекает жизнь в монастыре можно увидеть на следующих фото.



















Адрес: 397771, с. Дивногорье, Воронежская область, Лискинский район, Селявинского с /

Монастырское начальство:

Игумен.ПАРФЕНИЙ (Шалатонов)

И в завершение рассказа о Дивногорском мужском монастыре и о необходимости его посещения я расскажу о подлинной причине, которая обеспечивала Дивногорским монахам появления многочисленных фактов исцеления, якобы происходивших от Сицилийской иконы Божией матери.

Этот секрет заключается в природной радоновой воде, источники которой расположены как на территории монастыре, откуда монахи черпают свою "святую воду", так и в других местах Лискинского района, где находится, как помнит читатель Дивногорский монастырь.

Поэтому, для весь заинтересованных лиц подаю необходимую справку:


Санаторий РАДОН

Филиал ОАО "РЖД – ЗДОРОВЬЕ"

САНАТОРИЙ РАДОН

Уникальное лечение природной радоновой водой

Воронежская обл.

Ул. Коминтерна, 61

О целебных свойствах радоновых ванн люди знали задолго до открытия радиоактивности. Они замечали, что после купания в некоторых источниках или пребывания в пещерах прибавлялось сил и отступали болезни.

Древние римляне на таких целебных источниках построили Civitas Anurelia Aguensis (так назывался раньше Баден-Баден) – большие купальные сооружения для своих солдат, а в 214 г. н. э. – императорские купальни – Термы Каракалла.

Уникальная по лечебным свойствам природная радоновая вода – основной лечебный фактор круглогодичного многопрофильного НУЗ "Санатория-профилактория "Радон" ОАО "РЖД". Кстати, такому методу лечения, как радонотерапия, исполнилось 100 лет.

Концентрация радона в Лискинском природном источнике – 22,9 н Кюри/л, что относится к средне концентрированным радоновым водам и наиболее благоприятно для санаторно-курортного и реабилитационно-восстановительного лечений.

Так же Лискинская радоновая вода, в соответствии с классификацией минеральных вод Минздрава России, является минеральной лечебно-столовой и используется не только для наружного, но и внутреннего применения.

В санатории "Радон" квалифицированно и эффективно проводится лечение страдающих заболеваниями:

1. КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ:

2. НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ:

3. ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ:

4. ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

Лечение сопутствующих заболеваний

5. ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ:

Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки (стойкая ремиссия);

6. ЗНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ:

7. МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ:

Противопоказания:

Острые воспалительные процессы,

Лихорадочные состояния,

Беременность,

Гипофункция яичников нейроэндокринного происхождения,

Активный туберкулез,

Фибромы и фибромиомы матки, превышающие по размерам 12-недельную беременность,

Лейко-и лимфопения,

Заболевания крови,

Лучевая болезнь,

Наклонность к коронарным и церебральным сосудистым спазмам,

Ишемическая болезнь сердца II! -функционального класса,

Нарушение кровообращения II Б-Ш ст.,

Тяжелые формы неврозов,

Злокачественные новообразования.

На лечение отдыхающие должны являться с заполненными санаторно – курортными картами!

Курс лечения от 14 дней и более.

Так что уважаемый читатель поездка в Дивногорье будет полезна и для укрепления духа и для резкого улучшения вашего здоровья!

Ведь не нужно ехать в немецкий Баден-Баден, съездите с тем же результатом, но за меньшие деньги в русское Дивногорье...


Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери) - уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря, выдолбленный целиком внутри меловой горы. Расположена в местности Дивногорье (Большие Дивы) Лискинского района Воронежской области. До 1923 года местность находилась в составе Острогожского уезда Воронежской губернии.

История пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери своими корнями уходит вглубь веков. Строительство церкви по преданию было начато греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, но точной даты строительства назвать нельзя. Известна церковь стала лишь с 1831 года, когда на столбе, в котором она высечена была обретена икона чудотворной Сицилийской иконы Божией матери. В 1856 году храм передали в ведение Дивногорского Успенского монастыря . Один раз в год на Успение сюда крестных ходом приходила монастырская братия для совершения богослужения. К концу XIX века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры. Осмотревший его в конце XIX в. путешественник Марков отмечает, что он был расписан «иконами прямо по сырцу скалы» .

Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Чудотворная икона называется по месту своего пребывания Дивногорскою, а по месту происхождения Сицилийскою. По преданию, эта икона была принесена в Россию из о. Сицилии. Первые поселенцы Дивногорской обители были иеромонахи Ксенофонт и Иоасаф. Кто они были по своему происхождению и где подвизались - неизвестно» .

Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам. Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере, где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи, и первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.

На Сицилийской иконе Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке - расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, восседающего на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит лилию, а правой - благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе руками. Над главой Богоматери - Святой Дух в виде голубя.

Дмитрий (Самбикин) продолжает: «Икона Сицилийской Божией Матери написана на доске, величину 1½ аршина, а в ширину 1 аршин, покрыта серебрянною позлащ. ризою. Не сохранилось сведений, где первоначально находилась эта святая икона. С половины 18 века, как гласит общее предание, она стояла в меловом столпе (в двух верстах от монастыря), где находятся "дивные столпы". Здесь в меловом столпе устроена небольшая церковь, ныне упраздненная. (Эта церковь, вероятно, была посвящена св. Николаю). Сколько запомнило предание и, при существовании прежняго монастыря и по упразднении его (в 1788 году) к месту, где находилась св. икона, постоянно стекался народ; но с начала нынешнего столетия, по какому-то непонятному охлаждению окрестных жителей, само существование сей иконы пришло в забвение» .

Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе, и приказала взять икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.

14 августа 1903 года этот храм был освящен в честь Сицилийской иконы Божией Матери. Пещеры в Больших Дивах продолжали действовать до 1930-х годов. В годы Советской власти, когда повсеместно велась борьба с религией, монахов разогнали, а храм подвергли разграблению. Долгие годы, все находилось в запустении. Многие оставили свои автографы на податливых стенах мелового храма, что безусловно изуродовало его интерьер. Пережила церковь Великую Отечественную войну и оккупацию. После альпинисты облюбовали диву для тренировок. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии мелового останца.

Акт вандализма совершенный молодыми людьми в 1980-х гг. разрушил центральный фасад, поэтому, к 1988 г. – времени создания музея-заповедника – состояние храма было удручающим.

С организацией музея-заповедника «Дивногорье» как филиала Воронежского областного краеведческого музея, начались восстановительно-укрепительные работы, которые были закончены в середине 1990-х годах. 28 августа на Успение Божией Матери, спустя долгие годы, храм заново освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, и с тех пор по большим церковным праздникам здесь проходят службы.

В настоящее время пещерная церковь Сицилийской иконы Божьей Матери в "Больших Дивах" является памятником архитектурного наследия федерального значения (код памятника 3610035006). Постановлением администрации Воронежской области от 14.08.95 г. N 850 является объектом исторического и культурного наследия областного значения.

14 июля 2009 года архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь Воронежской и Борисоглебской епархии, совершил освящение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Сицилийская. До этого дня эта великая святыня Воронежской земли находилась на реставрации.




Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери - одна из самых почитаемых святынь Воронежского края.

На этой иконе Божья Матерь изображена восседающей на облаках, а Богомладенец находится у Нее на коленях. В правой руке Богородицы – белая лилия, которая символизирует чистоту и непорочность.

По преданию, икона была создана или явлена в 1092 году на Сицилии и в XV веке привезена в Россию двумя греками-монахами Ксенофонтом и Иоасафом. С XVII века она находилась в . В 1830 и 1831 годах в Воронежском крае свирепствовала холера, которая уносила многие жизни. Крестьянке одного из местных сел во сне явилась Богородица и велела служить молебен перед Ее иконой из Дивногорского монастыря. После молебна эпидемия пошла на убыль, чудесным образом были излечены некоторые больные. В 1832 году святитель установил почитание иконы как чудотворной. Ежегодно ее проносили крестным ходом по населенным пунктам губернии, и по молитве перед ней исцелялись многие больные.

В 30-е годы ХХ столетия Дивногорский монастырь был разорен, однако икону сохранили местные жители. Она была возвращена в монастырь, как только он снова открылся в 1996 году.

Интересные факты об Иконе Божией Матери Дивногорской-Сицилийской

    Храм Дивногорского монастыря, посвященный Сицилийской иконе, целиком выдолблен в меловой горе и является одной из главных достопримечательностей Воронежского края

    В 1863 году крестьянка из Бобровского уезда Воронежской губернии, 15 лет страдавшая непрерывной лихорадкой, увидела во сне незнакомую местность с меловыми утесами и неизвестное изображение Пресвятой Богородицы и услышала голос, обещавший ей исцеление. Люди рассказали ей о Дивногорском монастыре и чудотворной иконе в нем. Придя в монастырь и помолившись перед иконой, больная мгновенно выздоровела

Икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

Из книги П. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь.

Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.

В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье.Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе - в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца - с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь (на подворье монастыря).

В 1858 г. жители слободы Алексеевка Бирюченского уезда обратились к Епархиальному начальству с прошением о дозволении принимать у себя святую икону с 20 ноября до 20 февраля - в память избавления слободы от бывших в 1858 году пожаров. Эти пожары прекратились после молитв пред чудотворною иконою (29 сентября 1858 г.), вследствие чего жители Алексеевки дали обет совершать пред иконою ежедневно молебствие. По ходатайству преосвященногоИосифа, Св. Синод 2/15 ноября 1860 г. разрешил износить икону на указанный срок в Алексеевку.По традиции провожали святую икону так же, как в Острогожск. В 1887 г. срок пребываниясвятой иконы в Алексеевке был сокращен на 2 месяца.

Между тем случаи чудесного заступничества Божией Матери прибегающих к Ней и молящихся пред Ее чудотворною Сицилийскою иконою продолжались. Но так как эти случаи передавались устно и потому могли забываться или искажаться, то Воронежская Духовная Консистория 28 марта 1862 года определила: «Хотя многие из поклонников, обращавшихся с верою и молитвой к Божией Матери, перед чудотворною Ее иконою, именуемою Сицилийскою, удостаивались получать исцеление от различных и тяжелых недугов своих, как это утверждают очевидцы, но таковые исцеления не вносились при монастыре своевременно в запись, а потому в настоящее время очень трудно привести их в известность». Поэтому по распоряжению преосвященного Иосифа Духовная Консистория вменила в обязанность настоятелю монастыря игумену Анфиму ввести при монастыре«запись - удостоверяемую братией монастырской о всех достоверных засвидетельствованных благодатных знамениях, какие могут совершаться при означенной иконе Божией Матери; и своевременно доносить о том Епархиальному Начальству». Конечно, и после этого распоряжения далеко не все чудесные знамения от святой иконы были засвидетельствованы и занесены в монастырские записи. Благочестивые люди весьма часто из чувства смирения скрывают в глубине души особые знамения к ним милости Божией. Поэтому многие чудеса так и остаются сокрытыми, другие открываются случайно спустя несколько лет после их совершения. Однако при всем том Дивногорская пустынь с утешением может поведать такие явления милости Божией к разным лицам, чудесность которых нельзя подвергнуть сомнению.

Чудо над крестьянкою слободы Бутурлиновки Бобровского уезда Евдокией Ивановной Семерниной (описано ее духовником, протоиереем слободы Бутурлиновки, а потом г. Коротояка Пахомовым).

«Через пять лет по замужестве сделалась я больна лихорадкою, не оставлявшею меня около 15 лет. Не помню, на каком году болезни, представилось мне сонной, будто бы кошка бросилась мне на лицо. Испугавшись, я проснулась и бросилась к ведру, стоявшему с водой в той комнате, где спала я. Но сколько ни пила я воды, а жажды утолить не могла; в то время была я беременна. С той поры я стала необычайно пить воду. Было то, что вода ртом и носом лилась у меня, но жажда не прекращалась. Лицо и все тело у меня опухло и сделалось блестящее, как склянка. Вся я отяжелела; есть мне почти ничего нельзя было. Все мне опротивело, даже слюны проглотить была не в состоянии, ибо она имела для меня запах нестерпимый. Не раз я приговорена была к смерти, много раз я напутствована Святыми Таинствами. К этой болезни присоединилась другая - боль зубов. По совету некоторых, я решилась дозволить вырвать у себя больной зуб. Но когда его вырвали, рот у меня перекосило, левый глаз повредился, лицо изуродовалось, а боль усилилась до нестерпимости. Страдая безнадежно и частию уединенно, я в одно время вечером вспомнила, что покойная мать моя говорила мне: «Дочка, с тобой что ни случится, всегда прибегай к Царице Небесной, - она тебе во всем поможет; Она тебя от всякого несчастия избавит». Припомнивши наставление своей матери, я бережно спустилась с кровати и пала пред иконою Божией Матери, висевшею на стене той комнаты, где я лежала. Долго я со слезами молила Царицу Небесную избавить меня от мучащей болезни и, изнемогши, не помню, как опять влезла на кровать и крепко заснула. В эту ночь сонное мне было видение: будто - хожу я по каким-то высоким меловым горам, между каких-то больших столпов; будто вошла я в какую-то пещеру, где сколько я ни ходила, а выйти из оной не могла, пока какая-то черница не взялась меня вывесть из той пещеры, и указала мне дверь. Но лишь я только дверь отворила в половину, как на противоположной стене,представившейся мне комнаты, я увидела икону Божией Матери, Которая была вся в сиянии, вся изукрашена и вся в цветах. Изумленная и обрадованная, я не могла идти далее, а черница, стоя за спиной у меня и указывая на икону, сказала мне: «Проси Дивногорскую Владычицу!». И вдруг я очнулась. Видение сильно напечатлелось в моем воображении, и все виденное я твердо удержала в своей памяти, но какую Владычицу приказала мне просить черница, сего припомнить не могла. Сколько я ни спрашивала людей, чтобы узнать, где есть такая икона Божией Матери, которую я там видела во сне, - но никто мне указать оной не мог. Где я ни была с тем, чтобы встретить виденную мною во сне икону, но нигде оной не встречала. Однажды, идя в слободу Велико-архангельскую, где было освящение иконостаса, с целью, не увижу ли я в этой церкви явившейся мне во сне иконы Божией Матери, - я сошлась с Бутурлиновскою черницею и ей на пути рассказала и виденный мною сон и о тщетном мною искании явившейся мне во сне иконы Божией Матери. Эта черница, выслушав меня, сказала мне: «Иди ты в Дивногорский монастырь: там ты найдешь и виденную тобою во сне местность, и явившуюся тебе во сне Царицу Небесную. Я там была и все там видела, о чем ты мне теперь рассказала».

Приняв совет черницы, я к празднику Успения Пресвятыя Богородицы, с другими слободы нашей жителями, отправилась в Дивногорский монастырь помолиться. Подходя к монастырю, я с удивлением примечала ту самую местность, которая в сонном видении мне представлялась; до подробности все я находила, что удержала память моя после сонного видения. А когда я подошла к иконе Царицы Небесной Божией Матери, стоявшей на столпе меловом, вся я затряслась, обомлела и с места переступить не могла. Икона была та самая, какую во сне я видела, и о которой столь долго я расспрашивала, и которую столь долго я искала. Пала я пред Царицею Небесной, обрадованная: в ней я видела избавление свое от многолетней нестерпимой моей болезни. Отслужили молебен Царице Небесной, после молебна я приложилась к иконе Божией Матери и в то же время почувствовала послабление от жестокой моей болезни: сильная боль головы унялась, шум и стреляние остановилось, глазом могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала я свободно, лицо исправилось. От несказанной радости я не помнила себя. Облитая слезами, я отошла от иконы Царицы Небесной и о благодатной помощи, ниспосланной мне, я в то время никому не сказала. Только одна, бывшая со мною на богомолье, слобожанка, взглянув на меня, когда мы сели подкрепиться пищею, сказала мне: «Тетка, у тебя рот на своем месте, да и глаз твой теперь не страшен, и лицо твое приняло вид прежний». «Да, - сказала я, - теперь я, слава Богу, чувствую себя совсем здоровою, прежней боли совсем не ощущаю, глазом и ртом я владею свободно, - буду молиться и надеюсь на милость Божию, Он Милосердый избавит меня от мучительной долговременной болезни». И точно, болезнь моя с того времени совершенно прошла, позыв на воду прекратился, есть я стала все, - отвращения к пище никакого не имею. И,прострадав около 15 лет, ныне нахожу себя совершенно здоровою, по ходатайству и заступлению Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Которая Сама, я как несомненно верю, благодатным Своим посещением в сонном моем видении, указала мне свою дивную помощь и то, где я могу найти сию помощь к избавлению себя от мучительной, долговременной моей болезни».Постоянное мое посещение болящей, как прихожанки, во время ее болезни, а также и по чудесном исцелении, короткое мое знание всего семейства - ручается за правдивый рассказ показанного», - так говорит в письме к Дивногорскому игумену протоиерей Пахомов. К сожалению, год исцеления не показан. Так как Пахомов служил в Бутурлиновке с 1840 до 1862 г., то на эти годы и следует относить рассказанную болезнь и исцеление.

Исцеление жены отставного урядника г. Екатеринодара Черноморской волости, Кубанского казачьего войска, Ейского военного округа, Копельской станицы, Феодосии (Кононовой) Коробки 60-ти лет.

Болезнь Кононовой была кровотечение, начавшееся в первых числах декабря 1862 г. Болезнь была так тяжела, что больная с трудом могла ходить по комнате. Помощь врачей оказалась бессильной. Муж ее Константин Никифорович Коробка в 1862 г. был в Дивногорском монастыре на поклонении Чудотворной Сицилийской иконе Божией Матери и посоветовал то же сделать своей жене. Болящая с радостью согласилась на это. «Коль скоро достигли мы до той горы, пишет ее муж, где обретена чудотворная икона, болезнь ее немедленно прекратилась, и мы, воздав Господу Богу благодарение, отслужив молебен Спасителю и Божией Матери с акафистом и водоосвящением, возвратились обратно в предлежащий нам путь благополучно». О сем благодатном врачевании«показуем мы, - пишет в своем заявлении К. Коробка, - по чистой совести и по долгу христианскому».

Исцеление пятилетней девочки Меланьи, дочери Анастасии Никитиной (Абросимовой), дворовой прислуги надворного советника. Николая Егоровича Жирова.

Больная малютка имела сильное расслабление в членах и совершенное онемение в языке, между тем глазами она смотрела на все осмысленно. Коротоякские врачи не обнадеживали мать. Один из них на вопрос матери, поможет ли лекарство, ответил: «Я - не Бог, будущего не знаю». Другой сказал, что, может быть, вылечит больную от расслабления в членах, но не ручается за то, чтобы она получила дар слова, что, судя по поражению языка, она может остаться навсегда немою. Тогда мать обратилась с мольбою к Божией Матери пред ее Сицилийской иконой: «Царица Небесная! Заступница и скорая Помощница всем скорбящим, избавь мое единственное детище от тяжкого недуга! Отдам тебе половину всех моих денег, заработанных трудами!» Через неделю больной стало легче, она сначала подняла правую руку, сделала потом небольшое движение левой, и проговорила первое слово: «Мама»! Вскоре после этого она стала ходить, свободно владеть всеми членами тела и говорить все, что доступно ее возрасту. Известие об этом событии, происшедшем 8 февраля 1864 г., сообщил настоятелю монастыря надворный советник Жиров.

Исцеление Сильвестра Григорьевича Аксенова - 15 лет (из деревни Красный Рог, села Перестряш, Новосил. уезда Тульской губернии) - от простуды ног и живота, 25 июля 1863 г.

Исцеление от ломоты и расслабления всего тела жительницы г. Боброва Анны Алекс. Филимоновой. Чудо совершилось 2 мая 1868 года, во время перенесения иконы. Сожалея, что она не может пойти навстречу иконе, Филимонова почувствовала себя здоровою.

Исцеление Ивана Алексеева Меркулова из слободы Калач в Апреле 1897 года от водянки.

Чудесные знамения от иконы побудили многие местности Воронежской губернии последовать примеру городов Коротояка, Острогожска и слободы Алексеевки. В 1863 г. жители г. Боброва испросили разрешение иметь у себя Чудотворную икону с 5 мая по 5 июня (указ Воронежской Духовной Консистории 28 Марта 1863 г., № 2732). Но так как это разрешение было дано Епархиальной властью временно, то преосвященный Серафим в начале 1867 г. воспретил износить икону в Бобров. На новое ходатайство жителей г. Боброва, направленное в Святейший Синод, последовало в том же году разрешение Синода выносить икону в Бобров на срок с 1 мая по 1 июня.

В 1866 г. Воронежскую губернию снова постигла холерная эпидемия. И опять жители г. Острогожска получили знамение милости Божией после молитвы пред чудотворной Сицилийской иконой Божией Матери. В память этого события жители Острогожска, по благоговейному внушению местного духовенства, в 1867 г. дали обет устроить на собственные средства молитвенный дом во имя чудотворной иконы на пожертвованном в 1866 году штабс-капитаном Сергиевым месте. Так возникло в Острогожске подворье Дивногорского монастыря, после чего чудотворная икона в Острогожске стала помещаться не в соборном храме; а в молитвенном доме на подворье, начиная с 1871 г.

В 1872 г. испытали тяжелое бедствие жители Бобровских степей. С весны там не было ни одного дождя; даже редко выпадала роса. В середине весны, когда обычно природа сияет своим пышным расцветом, бобровские степи поражали жителей своим унылым видом. Земля, вспаханная под яровое и засеянная, была черна, как не сеянная. Озимые всходы поникли к земле и потемнели. Понурый скот уныло бродил на пару, питаясь скудною прошлогоднею травою. Положение жителей было самое тяжелое. Но вот жители обратились с молитвою к Господу и пожелали пронести по своим полям чудотворную Сицилийскую икону Божией Матери. Заслышав о приближении чудотворной иконы, они толпою вышли навстречу к ней вместе с духовенством. С горячею мольбою и слезами преклонили они свои колена пред Заступницей рода христианского. В начале молебствия на небе показалось небольшое черное пятно, обратившееся скоро в дождевое облако и охватившее весь горизонт. И прежде чем окончился молебен, туча разразилась проливным дождем. После того в течение двух недель, пока чудотворная икона оставалась в Бобровских степях, дожди не прекращались. Поля покрылись густою зеленью, так что невозможно было узнать, что это те же самые нивы, которые две недели тому назад были пусты и мертвы. Понятно, как сильна радость народа - для него наступила другая Пасха. Благодарные жители пожелали после этого ежегодно встречать у себя чудотворную икону с 1 по 11 июня. Это желание было письменно выражено арендаторами и землевладельцами имений Графа Орлова-Давыдова, госпожи Шлихутиной и казенных владений.

С тех пор слава чудотворной иконы распространилась во всей местности, обнимающей уезды - Коротоякский, Острогожский, Бобровский, Бирюченский, Нижнедевицкий.

Весьма многие слободы и села приглашали к себе монашествующих со святою иконою и служили пред нею молебны и в храмах, и в своих домах. Вот список этих селений: Новенькая, Дубовская, Репьевка, Мастюгино, Афанасьевское, Чесменская волость, Боршово, Подгорная, Истобенская волость, Оськинская волость, Платава, Голдаевка, Задонская, Россошь, Гончаровка, Гнилая, Колбинская волость, Россошки, Девица, Осадчева. Таким образом, чудотворная икона находилась вне монастыря почти в течение всего года. Такой порядок дела был ограничен указом СвятейшегоСинода от 7 марта 1901 г. С тех пор чудотворная икона износится из монастыря на следующие сроки. С 29 августа по 28 сентября - в г. Острогожск, с 29 сентября по 29 октября - в слободуАлексеевку, с 30 октября по 6 ноября - в слободу Новенькую и Дубовскую, с 7 по 15 ноября - в г. Бирюч, с 1 по 10 мая - в г. Бобров, с 11 по 18 мая в степи - именье гр. Орлова-Давыдова, с 11 июля по 1 августа в г. Коротояк, со 2 по 8 августа - в с. Репьевку, с 24 по 28 августа в слободу Лиски.