Биография. Сергей Чесноков: Запрет абортов необходим для будущего России

1960

В 1960 1965

В 1966 1969 году.

С 1961

В мае 1967

Сергей Валерианович Чесноков - российский ученый, математик, социолог, культуролог, музыкант, специалист по методам анализа данных и применению математических методов в гуманитарных исследованиях и проектах. Известен как создатель детерминационного анализа и детерминационной логики, исследователь гуманитарных оснований точных наук, активный участник песенного движения и артистического андерграунда в СССР и современной России.

Отец военно-морской инженер-строитель. Семья часто переезжала из города в город. В детстве и юности (до 1960 года) увидел реальную жизнь и быт тогдашнего СССР от Новороссийска, Симферополя, Севастополя до Владивостока, Корсакова, Советской Гавани, от Москвы до Петропавловска-Камчатского и Измаила на Дунае. Это сформировало спектр и особенности профессиональных интересов Чеснокова в гуманитарной и научной областях.

В 1960 Чесноков, стремясь получить хорошее физико-математическое образование, поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и закончил его в 1965 по специальности теоретическая ядерная физика.

В 1966 он продолжил образование в аспирантуре Института электрохимии АН СССР, в теоротделе, которым руководил физик-теоретик В. Г. Левич (ученик Ландау). Непосредственными научными руководителями и учителями были физики-теоретики Ю. А. Чизмаджев и В. С. Маркин. Диссертацию по физико-химической гидродинамике Чесноков защитил в 1969 году.

С 1961 года Чесноков параллельно учебе в МИФИ и аспирантуре участвовал в песенном движении тогдашнего СССР как организатор, теоретик, музыкант и исполнитель.

В мае 1967 года в Петушках (Московская область) при поддержке московского клуба песни он организовал конференцию по проблемам бардовского движения в СССР, куда пригласил А. Галича, Ю. Кима, других авторов и исполнителей Москвы, Ленинграда, Новосибирска, а также музыковедов (В. Фрумкин), литературоведов и социологов.

На конференции Чесноков предложил создать федерацию клубов песни Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Федерация была создана, а Чесноков был избран ее президентом. На той же конференции он предложил идею проведести всесоюзный фестиваль бардов. Идея была поддержана, и по предложению Валерия Меньшикова местом проведения был избран Новосибирский Академгородок.

Чесноков активно участвовал совместно с коллегами в организации этого фестиваля. Фестиваль состоялся в марте 1968 года и вошел в историю андерграундной культуры СССР как единственный случай, когда Александр Галич получил у себя на родине возможность открыто исполнять свои песни и баллады в переполненных залах.

В 1969 году, суммируя личный жизненный опыт, Чесноков пришел к выводу, что настолько же, насколько ему близки точные науки (физика, математика), настолько же для него неприемлема и чужда культура, которая в условиях дефицита гуманитарности формировалась под влиянием естественных наук в молодежной среде тех лет. Осознав переживаемый им личный конфликт как конфликт естественнонаучной и гуманитарной культур, описанный Чарльзом Перси Сноу в статье «Две культуры и научная революция» (1957 г.), Чесноков решил разобраться в гуманитарных основах точных наук, считая, что это в любом случае важно для людей его склада, совмещающих амплуа ученого и артиста.

С этой целью он в 1969 году поступает на работу в Институт конкретных социальных исследований АН СССР (сейчас Институт социологии РАН) в отдел профессора Б. А. Грушина, чтобы изучить, как соотносятся с гуманитарной культурой и нормами естественного языка методы математической статистики, когда они используются в социологии. Это был первый шаг в намеченной им программе исследования гуманитарных оснований математики.

С 1969 по 1972 он тщательно изучает технику социологических опросов, задачи анализа данных, мировой опыт применения математических методов в социологии и психологии, участвует в работе ведущих научных семинаров по математическим методам анализа гуманитарных данных. В частности, на него оказало большое влияние участие в домашнем семинаре психолингвиста Р. М. Фрумкиной.

С самого начала Чесноков обратил внимание на тот факт, что все знания о сознании людей в социологии формируются через обмены репликами в диалогах, образующих серии специального вида. Эти серии имеют вид матриц данных (в международной практике - data matrix), хорошо известных специалистам по анализу результатов опыта в любых науках, в том числе в естественных.

Все математические методы анализа данных есть методы преобразования матриц данных. С другой стороны матрицы данных в социологии суть гуманитарные объекты, результат диалогов на естественном языке. Осознав, что универсальность матриц данных символизируют фундаментальную роль гуманитарных диалогов в построении всех вообще человеческих знаний о мире, Чесноков стал изучать, как математические методы анализа, оперируя репликами диалогов, соотносятся с нормами естественного языка.

В 1972 году, продвигаясь по намеченному пути, Чесноков пришел к выводу, что в математике отсутствует важный для гуманитарных исследований и проектов класс методов анализа статистических связей, играющих ключевую роль при построении прогнозов и объяснительных процедур. Эти связи суть правила специального вида, связывающие классы реплик. Такие правила получили название детерминаций.

Детерминации скрыто присутствуют в матрицах данных. Надо было понять, как их обнаруживать, делать явными. Чесноков приступил к созданию математической теории детерминаций, которая получила название «детерминационный анализ» (теория правил). Разработка математических основ детерминационного анализа велась 8 лет.

К тому времени Чесноков оказался в эстетической оппозиции культуре «бардов». Он перестал заниматься организационной деятельностью, связанной с песнями, дистанцировался от массового песенного движения. Его реальной жизненной средой стала среда андерграундных художников, поэтов, литераторов. Но он продолжает выступать с домашними концертами, сохраняя неизменный интерес лишь к немногим авторам, среди которых Александр Галич, Окуджава, Новелла Матвеева, Ким и несколько других имен.

В 1980 году Чесноков завершил первый этап теории детерминаций, работая в Институте системного анализа (тогда ВНИИСИ ГКНТ и АН СССР) в научном коллективе С. С. Шаталина, ученика Л. В. Канторовича. Теория была изложена в монографии «Детерминационный анализ социально-экономических данных». При поддержке С. С. Шаталина, Л. В. Канторовича и Д. А. Поспелова монография Чеснокова была в 1980 принята к печати Главной редакцией физико-математической литературы издательства «Наука» и вышла в свет в 1982 году. В 2009 она переиздана издательством URSS.

После сдачи монографии Чесноков осенью 1980 уехал в Тбилиси с целью, как он говорит, «пройти гуманитарную часть пути» (в частности, продолжить писать песни) и понять, что делать дальше. Он намеревался попасть на работу к кинорежиссеру О. Иоселиани в любой роли, вплоть до подсобного рабочего.

Не застав Иоселиани (той осенью он уехал жить и работать во Францию), Чесноков пробыл в Грузии до осени 1981 , написал ряд песен и вернулся в Москву, где устроился в Театр на Таганке. Работал осветителем, затем пожарником до весны 1985 года. В спектакле Юрия Погребничко по пьесе Вампилова «Старший сын» играл самого себя (в программке спектакля в разделе «Роли и исполнители» было сказано «Сергей Чесноков, играет Сергей Чесноков»). Стал профессионально заниматься гитарой, начал изучать фламенко.

Работая в театре, он продолжал размышлять над развитием детерминационного анализа. В 1983 Чесноков поставил и решил задачу, которая привела его к открытию неизвестного ранее мощного обобщения силлогистики Аристотеля. Математический аппарат, использованный им, был основан на идеях Л. В. Канторовича. Осенью 1983 это открытие с подачи Д. А. Поспелова было доложено в Институте проблем управления АН СССР на Московском семинаре логиков под руководством Г. С. Поспелова, а затем опубликовано в форме детальной статьи в Известиях АН СССР за 1984 год. Эта работа положила начало новому направлению в логике, известному как «детерминационная логика».

В 1984 году Чесноков по предложению Д. А. Поспелова написал статью об эффекте семантической свободы в естественном языке для специального выпуска американского журнала Fuzzy Sets and Systems, представляющего научные достижения СССР в области кибернетики и искусственного интеллекта. Выпуск журнала с этой статьей появился в 1987 .

На английский язык текст статьи переводили Д. А. Пригов и Н. Г. Бурова (жена Д. А. Пригова). В тот период Чесноков активно интересовался московским концептуализмом, прежде всего работами Д. А. Пригова, Л. С. Рубинштейна и И. И. Кабакова. Участвовал в организации первой бесцензурной выставки «Художник и современность» на «Каширке» в 1987 , читал лекцию о московском концептуализме в рамках программы, сопровождавшей ту выставку.

После театра Чесноков вернулся на некоторое время в коллектив С. С. Шаталина, когда тот был советником по экономике. В 1989 году он создал частную компанию «Контекст Медиа» и занял позицию абсолютно частного исследователя вне каких бы то ни было государственных институтов.

За период 1984 -1991 Чесноков развил основания детерминационной логики и опубликовал полученные результаты в виде серии работ в Известиях АН СССР. Среди них была и работа 1986 года в соавторстве с В. С. Ротенбергом, где впервые высказана гипотеза, что мозг человека оперирует большим количеством небольших по размерам матриц данных, представляющих серии проводимых человеком диалогов.

Сотрудничество с В. С. Ротенбергом привело Чеснокова к предположению, что связанные детерминациями классы тождественно неразличимых реплик в сериях диалогов представляют собой эйдосы, о которых в свое время Платон говорил как о фундаментальных объектах, конституирующих мироздание.

Первый набросок теории мира как Логоса, представляющего совокупность эйдосов, был дан в небольшой монографии «Физика Логоса», опубликованной на русском языке в Нью-Йорке издательством «Телекс» в 1991 году.

С конца 80-х Чесноков, развивая приложения детерминационного анализа в разных областях науки и практики, предпринял значительные усилия, чтобы построить теорию, объясняющую, как эйдосы связаны с физической реальностью. В течение 17 лет Чесноков построил такую теорию.

Она конструктивно выводит представления о сознании, математике, логике из факта существования диалогов, объединяя в единую картину все полученные им ранее результаты с идеями и результатами Эдмунда Гуссерля, Макса Вертгеймера, В. И. Вернадского, М. М. Бахтина. Эта теория детально изложена в монографии Чеснокова «Феноменология диалогов в гештальт-теории, математике, логике».

НА СНИМКЕ: Сергей Валерианович Чесноков

Думая о бардах того, начального периода, не могу не вспомнить Сережу Чеснокова (сейчас доктора физ.-мат. наук), математика и социолога, приезжавшего тогда в Академгородок. Он, виртуозно играющий на гитаре, уже тогда познакомил нас со своими песнями, участвовал в знаменитом фестивале бардов в 1968 году (как, впрочем, и Саша Дольский), но прославившийся тем, что там выступал Александр Галич. Впоследствии он стал блестяще исполнять песни Галича, одно время он был гитаристом у Лещенко-Сухомлиной. Из Академгородка в Москву он увёз Лину Резник, и они до сих пор счастливо живут вместе, сначала в Москве, а с недавнего времени - в Израиле.

Кстати, Серёжа Чесноков был одним из организаторов первого КСП (клуба студенческой песни) в МИФИ, Петушки – плод его творческой фантазии, именно Сережа предложил создать федерацию клубов песни Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Федерация была создана в 1967, а Чесноков был избран ее президентом. И именно по его предложению, (иногда называют другие имена, но это не так) был проведен в 1968 году Праздник песни в Академгородке, ставший знаменитым, благодаря Галичу. Сергей Чесноков тоже выступал во всех концертах вместе с Галичем, Кукиным, Дольским и другими бардами.

Сережу Чеснокова попросили сказать несколько слов о серии "Из эмоциональной истории 60-70-х". Вот, что он ответил:
«В текстах социологов, политологов, культурологов время 60-70-х и начала 80-х окрашивается глобальными понятиями "время застоя", "тоталитаризм", "репрессии" и т.п. Они правильны, но за ними не видно жизни.

Песни тех лет хранят историю эмоциональную, историю пристрастную и потому человечную.

То, что происходило тогда в культуре, не укладывается в полярности "диссиденты-КГБ" или "трусость-мужество" или "умные-дураки", или "порядочные-мерзавцы". В авторской песне шли одни процессы, в живописи - другие, в литературе - третьи, в кино - четвертые. Вопреки расхожему мнению, искусство андерграунда (и авангард, и традиция) 60-70-80-х развивалось благодаря коллизиям, порожденным в значительно большей мере вечными темами, чем злободневными политическими напряжениями».

Сергей Чесноков - один из лучших исполнителей песен Александра Галича. Хорошо раскрывает характер самого Сергея Чеснокова передача «Александр Галич глазами Сергея Чеснокова»:
https://www.youtube.com/watch?v=o1dF7sLx8Uk

А вот, слова Галича, где упоминается и Сергей Чесноков:

«Всегда в этом жанpе существовали люди, котоpые своим исполнительством пpиобpетали пpава автоpства. Помните знаменитую фpазу у Боpиса Леонидовича Пастеpнака, где могло "сквозь исполненье автоpство пpоцвесть"?

Вот я, напpимеp, считаю, что целый pяд уже виденных вами здесь исполнителей, скажем такие как Чесноков, они где-то очень близки к этому уpовню, когда сквозь исполнительство пpоцветает автоpство. Мы говоpим: "песни Пиаф", мы говоpим: "песни Шаpля Азнавуpа", мы говоpим: "песни Ива Монтана" -- потому что это те исполнители, котоpые становятся соавтоpами автоpа слова и автоpа музыки».

В 2006 году Сергей и Лина Чесноков приезжали в Сакраменто. Остановились у нас в доме и прожили несколько дней. Серёжа выступал на нескольких площадках. Пел и песни Галича.

Российский ученый, математик, социолог, культуролог, музыкант, специалист по методам анализа данных и применению математических методов в гуманитарных исследованиях и проектах. Известен как создатель детерминационного анализа и детерминационной логики, исследователь гуманитарных оснований точных наук, активный участник песенного движения и артистического андерграунда в СССР и современной России.


Сергей Чесноков родился 29.06.1943 в Кулеви (Грузия). Отец военно-морской инженер-строитель. Семья часто переезжала из города в город. В детстве и юности (до 1960 года) увидел реальную жизнь и быт тогдашнего СССР от Новороссийска, Симферополя, Севастополя до Владивостока, Корсакова, Советской Гавани, от Москвы до Петропавловска-Камчатского и Измаила на Дунае. Это сформировало спектр и особенности профессиональных интересов Чеснокова в гуманитарной и научной областях.

В 1960 Чесноков, стремясь получить хорошее физико-математическое образование, поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и закончил его в 1965 по специальности теоретическая ядерная физика. В 1966 он продолжил образование в аспирантуре Института электрохимии АН СССР, в теоротделе, которым руководил физик-теоретик В. Г. Левич (ученик Ландау). Непосредственными научными руководителями и учителями были физики-теоретики Ю. А. Чизмаджев и В. С. Маркин. Диссертацию по физико-химической гидродинамике Чесноков защитил в 1969 году.



С 1961 года Чесноков параллельно учебе в МИФИ и аспирантуре участвовал в песенном движении тогдашнего СССР как организатор, теоретик, музыкант и исполнитель. В мае 1967 года в Петушках (Московская область) при поддержке московского клуба песни он организовал конференцию по проблемам бардовского движения в СССР, куда пригласил А. Галича, Ю. Кима, других авторов и исполнителей Москвы, Ленинграда, Новосибирска, а также музыковедов (В. Фрумкин), литературоведов и социологов.

На конференции Чесноков предложил создать федерацию клубов песни Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Федерация была создана, а Чесноков был избран ее президентом. На той же конференции он предложил идею проведести всесоюзный фестиваль бардов. Идея была поддержана, и по предложению Валерия Меньшикова местом проведения был избран Новосибирский Академгородок. Чесноков активно участвовал совместно с коллегами в организации этого фестиваля. Фестиваль состоялся в марте 1968 года и вошел в историю андерграундной культуры СССР как единственный случай, когда Александр Галич получил у себя на родине возможность открыто исполнять свои песни и баллады в переполненных залах.

В 1969 году, суммируя личный жизненный опыт, Чесноков пришел к выводу, что настолько же, насколько ему близки точные науки (физика, математика), настолько же для него неприемлема и чужда культура, которая в условиях дефицита гуманитарности формировалась под влиянием естественных наук в молодежной среде тех лет. Осознав переживаемый им личный конфликт как конфликт естественнонаучной и гуманитарной культур, описанный Чарльзом Перси Сноу в статье «Две культуры и научная революция» (1957 г.), Чесноков решил разобраться в гуманитарных основах точных наук, считая, что это в любом случае важно для людей его склада, совмещающих амплуа ученого и артиста.

С этой целью он в 1969 году поступает на работу в Институт конкретных социальных исследований АН СССР (сейчас Институт социологии РАН) в отдел профессора Б. А. Грушина, чтобы изучить, как соотносятся с гуманитарной культурой и нормами естественного языка методы математической статистики, когда они используются в социологии. Это был первый шаг в намеченной им программе исследования гуманитарных оснований математики. С 1969 по 1972 он тщательно изучает технику социологических опросов, задачи анализа данных, мировой опыт применения математических методов в социологии и психологии, участвует в работе ведущих научных семинаров по математическим методам анализа гуманитарных данных. В частности, на него оказало большое влияние участие в домашнем семинаре психолингвиста Р. М. Фрумкиной.

С самого начала Чесноков обратил внимание на тот факт, что все знания о сознании людей в социологии формируются через обмены репликами в диалогах, образующих серии специального вида. Эти серии имеют вид матриц данных (в международной практике - data matrix), хорошо известных специалистам по анализу результатов опыта в любых науках, в том числе в естественных. Все математические методы анализа данных есть методы преобразования матриц данных. С другой стороны матрицы данных в социологии суть гуманитарные объекты, результат диалогов на естественном языке. Осознав, что универсальность матриц данных символизируют фундаментальную роль гуманитарных диалогов в построении всех вообще человеческих знаний о мире, Чесноков стал изучать, как математические методы анализа, оперируя репликами диалогов, соотносятся с нормами естественного языка.

В 1972 году, продвигаясь по намеченному пути, Чесноков пришел к выводу, что в математике отсутствует важный для гуманитарных исследований и проектов класс методов анализа статистических связей, играющих ключевую роль при построении прогнозов и объяснительных процедур. Эти связи суть правила специального вида, связывающие классы реплик. Такие правила получили название детерминаций. Детерминации скрыто присутствуют в матрицах данных. Надо было понять, как их обнаруживать, делать явными. Чесноков приступил к созданию математической теории детерминаций, которая получила название «детерминационный анализ» (теория правил). Разработка математических основ детерминационного анализа велась 8 лет.

К тому времени Чесноков оказался в эстетической оппозиции культуре «бардов». Он перестал заниматься организационной деятельностью, связанной с песнями, дистанцировался от массового песенного движения. Его реальной жизненной средой стала среда андерграундных художников, поэтов, литераторов. Но он продолжает выступать с домашними концертами, сохраняя неизменный интерес лишь к немногим авторам, среди которых Александр Галич , Окуджава, Новелла Матвеева , Ким и несколько других имен.

В 1980 году Чесноков завершил первый этап теории детерминаций, работая в Институте системного анализа (тогда ВНИИСИ ГКНТ и АН СССР) в научном коллективе С. С. Шаталина, ученика Л. В. Канторовича. Теория была изложена в монографии «Детерминационный анализ социально-экономических данных». При поддержке С. С. Шаталина, Л. В. Канторовича и Д. А. Поспелова монография Чеснокова была в 1980 принята к печати Главной редакцией физико-математической литературы издательства «Наука» и вышла в свет в 1982 году. В 2009 она переиздана издательством URSS.

После сдачи монографии Чесноков осенью 1980 уехал в Тбилиси с целью, как он говорит, «пройти гуманитарную часть пути» (в частности, продолжить писать песни) и понять, что делать дальше. Он намеревался попасть на работу к кинорежиссеру О. Иоселиани в любой роли, вплоть до подсобного рабочего. Не застав Иоселиани (той осенью он уехал жить и работать во Францию), Чесноков пробыл в Грузии до осени 1981, написал ряд песен и вернулся в Москву, где устроился в Театр на Таганке. Работал осветителем, затем пожарником до весны 1985 года. В спектакле Юрия Погребничко по пьесе Вампилова «Старший сын» играл самого себя (в программке спектакля в разделе «Роли и исполнители» было сказано «Сергей Чесноков, играет Сергей Чесноков»). Стал профессионально заниматься гитарой, начал изучать фламенко.

Работая в театре, он продолжал размышлять над развитием детерминационного анализа. В 1983 Чесноков поставил и решил задачу, которая привела его к открытию неизвестного ранее мощного обобщения силлогистики Аристотеля. Математический аппарат, использованный им, был основан на идеях Л. В. Канторовича. Осенью 1983 это открытие с подачи Д. А. Поспелова было доложено в Институте проблем управления АН СССР на Московском семинаре логиков под руководством Г. С. Поспелова, а затем опубликовано в форме детальной статьи в Известиях АН СССР за 1984 год. Эта работа положила начало новому направлению в логике, известному как «детерминационная логика».

В 1984 году Чесноков по предложению Д. А. Поспелова написал статью об эффекте семантической свободы в естественном языке для специального выпуска американского журнала Fuzzy Sets and Systems, представляющего научные достижения СССР в области кибернетики и искусственного интеллекта. Выпуск журнала с этой статьей появился в 1987. На английский язык текст статьи переводили Д. А. Пригов и Н. Г. Бурова (жена Д. А. Пригова). В тот период Чесноков активно интересовался московским концептуализмом, прежде всего работами Д. А. Пригова, Л. С. Рубинштейна и И. И. Кабакова. Участвовал в организации первой бесцензурной выставки «Художник и современность» на «Каширке» в 1987, читал лекцию о московском концептуализме в рамках программы, сопровождавшей ту выставку.

После театра Чесноков вернулся на некоторое время в коллектив С. С. Шаталина, когда тот был советником Горбачева по экономике. В 1989 году он создал частную компанию «Контекст Медиа» и занял позицию абсолютно частного исследователя вне каких бы то ни было государственных институтов.

За период 1984-1991 Чесноков развил основания детерминационной логики и опубликовал полученные результаты в виде серии работ в Известиях АН СССР. Среди них была и работа 1986 года в соавторстве с В. С. Ротенбергом, где впервые высказана гипотеза, что мозг человека оперирует большим количеством небольших по размерам матриц данных, представляющих серии проводимых человеком диалогов.

Сотрудничество с В. С. Ротенбергом привело Чеснокова к предположению, что связанные детерминациями классы тождественно неразличимых реплик в сериях диалогов представляют собой эйдосы, о которых в свое время Платон говорил как о фундаментальных объектах, конституирующих мироздание.

Первый набросок теории мира как Логоса, представляющего совокупность эйдосов, был дан в небольшой монографии «Физика Логоса», опубликованной на русском языке в Нью-Йорке издательством «Телекс» в 1991 году.

С конца 80-х Чесноков, развивая приложения детерминационного анализа в разных областях науки и практики, предпринял значительные усилия, чтобы построить теорию, объясняющую, как эйдосы связаны с физической реальностью. В течение 17 лет Чесноков построил такую теорию. Она конструктивно выводит представления о сознании, математике, логике из факта существования диалогов, объединяя в единую картину все полученные им ранее результаты с идеями и результатами Эдмунда Гуссерля, Макса Вертгеймера, В. И. Вернадского, М. М. Бахтина. Эта теория детально изложена в монографии Чеснокова «Феноменология диалогов в гештальт-теории, математике, логике».

Сергей Валерианович Чесноков (р. 29.06.1943) - российский ученый, математик, социолог, культуролог, музыкант, специалист по методам анализа данных и применению математических методов в гуманитарных исследованиях и проектах. Известен как создатель детерминационного анализа и детерминационной логики, исследователь гуманитарных оснований точных наук, активный участник песенного движения и артистического андерграунда в СССР и современной России. Живет в Израиле…

Концерт С. Чеснокова в ЦАПе 6 декабря 2000 г.
«Следует отметить, что в прошлый раз Сергей выступал на КСПшной сцене аж в 1968 году. (Да, в «Перекрестке», под лозунгом «Смерть КСП!», выступления бывали. Появился он в ЦАПе на сцене впервые после длительного перерыва год назад по случаю презентации книжки Галича, певал и у Мирзаяна в «Меридиане», но так, чтобы целый концерт — и не упомню…)
Следует отметить также, что Чесноков — один из организаторов первого в Москве студенческого КСП («Клуба Студенческой Песни») в МИФИ.
Следует отметить, что ставшую традиционной и переросшей в нынешние «Школы гитары» форму коллективного разучивания песен выдумал, видимо, он же - Сергей Чесноков. Hу, не выдумал, положим — применил.
Следует отметить, что первая и до сей поры единственная научно-практическая конференция по АП, легендарные Петушки 1967 года - на его, Чеснокова, совести.
Hе менее легендарный фестиваль в Hовосибирске в марте 1968 года, логическое продолжение «Петушков», прошел не без его личного вклада.

Это о нем говорил на том Фестивале Галич :
<…> Всегда в этом жанpе существовали люди, котоpые своим исполнительством пpиобpетали пpава автоpства. Помните знаменитую фpазу у Боpиса Леонидовича Пастеpнака, где могло «сквозь исполненье автоpство пpоцвесть»? Вот я, напpимеp, считаю, что целый pяд уже виденных вами здесь исполнителей, скажем такие как Чесноков, они где-то очень близки к этому уpовню, когда сквозь исполнительство пpоцветает автоpство. Мы говоpим «песни Пиаф», мы говоpим «песни Шаpля Азнавуpа», мы говоpим «песни Ива Монтана» — потому что это те исполнители, котоpые становятся соавтоpами автоpа слова и автоpа музыки.

А вот иллюстрация еще одной грани Чеснокова в изложении Виктора Славкина, всё о том же далеком Фестивале-68 :
«Hа закрытии фестиваля «наш советский Пит Сигер» Сережа Чесноков, худощавый вежливый физик, зловеще поблескивая очками, пел с залом пиратскую песню Юлия Кима:

По бушующим волнам
Мы гуляем тут и там,
И никто нас не зовет
в гости.
А на мачте черный флаг,
А на флаге белый знак,
Человеческий костяк -
кости!
А-ха-ха-ха!

В этом месте надо свистеть! - кричит Сережа в зал. - Мы же все пираты!
И зал свистит, ухает, ахает, топает ногами и делает всё, что повелевает ему востренький Сережа Чесноков, заставляя в свою очередь его петь песню за
песней…»

А это уже из докладной в ЦК КПСС :
ЦЕHТРАЛЬHЫЙ КОМИТЕТ, #01/185с 29 марта 1968 г.
Секретно
ЦК КПСС
Информируем ЦК КПСС о состоявшемся в Hовосибирске так называемом «всесоюзном фестивале-празднике самодеятельной песни».
«Фестиваль» проходил с 7 по 12 марта и был организован без ведома партийных, советских и комсомольских органов советом самодеятельного кафе-клуба «Под интегралом» в Академгородке. Программа «фестиваля» предусматривала массовые концерты, дискуссии «о новом жанре искусства - поэтической песне».
Организаторы и участники «фестиваля» стремились придать ему характер «всесоюзного учредительного съезда бардов», выработать положение или устав.
«Фестиваль» в Hовосибирске тщательно готовился его организаторами, причем его ярко выраженный политический характер сохранялся в тайне до самого открытия.
<…>
По мнению устроителей и многих участников, собрание их в Hовосибирске должно было определить место «бардов» в творчестве народа. Они заявляли, что собраться было необходимо, так как «в нашем движении много трудностей, зигзагов, царит застой и уныние. Творчество бардов — народное искусство, народное не только по форме, но и по существу. Песни бардов — новая форма бытия поэзии. Время требует новой формы борьбы с недостатками, консерватизмом и забвением уроков прошлого».
Выступая перед аудиторией более чем в тысячу человек, С.Чесноков, преподаватель Московского инженерно-физического института, предпослал следующее вступление: «Песня посвящается американской певице, которая, когда ее спросили, почему песни бардов, исполняемые плохо поставленными голосами, с плохим музыкальным сопровождением, пользуются такой популярностью, ответила: «Hам слишком долго врали хорошо поставленными голосами…» И я (т.е. Чесноков) полностью присоединяюсь к ее словам».
<…>
Информируя ЦК КПСС о сборище в Академгородке Hовосибирска, ЦК ВЛКСМ считает, что тенденции в развитии так называемого «движения бардов» заслуживает внимания соответствующих государственных и общественных органов.
Секретарь ЦК ВЛКСМ /С.Павлов/ (подпись)

В ЦК КПСС секретно! / Материал к печати подготовила Е.Кузнецова. // Вагант. —
1996. — #5 — 6 (78 — 79) — С.30 — 31.

Позже, уже в восьмидесятых, Чесноков выступает в качестве аккомпаниатора старейшей русской певицы Татьяны Ивановны Лещенко-Сухомлиной, отзывавшейся о его действительно блестящей игре на гитаре более чем лестно.

В издаваемом Музеем Высоцкого в Москве альманахе «Мир Высоцкого» (вып.2, 1998, с. 652) с интересом читаем :

«ЧЕСHОКОВ Сергей Валерианович (1943) - москвич, в 1965 году окончил МИФИ по кафедре теоретической физики, кандидат химических наук (1969). В 70-х годах работал в Отделе акад. С.С.Шаталина, в 1981-1985 - осветителем и пожарным в Театре на Таганке. Автор математической теории правил (детерминационного анализа). В 1966-1968 президент Федерации клубов песни Москвы, Ленинграда и Hовосибирска, один из организаторов и участников Hовосибирского фестиваля (1968), исполнитель песен. Hыне директор Института физики Логоса фирмы «Контекст».»

То, что нас ожидает 6 декабря, Сергей называет термином «моноспектакль» со странноватым названием «Скоро нам ехать домой».

Вот несколько строк из письма Чеснокова :
Саша, несколько слов о серии «Из эмоциональной истории 60-70-х».
В текстах социологов, политологов, культурологов время 60-70-х и начала 80-х окрашивается глобальными понятиями «время застоя», «тоталитаризм»,
«репрессии» и т. п. Они правильны, но за ними не видно жизни. Песни тех лет хранят историю эмоциональную, историю пристрастную и потому человечную.
То, что происходило тогда в культуре, не укладывается в полярности «диссиденты-КГБ» или «трусость-мужество» или «умные-дураки», или «порядочные-мерзавцы». В авторской песне шли одни процессы, в живописи - другие, в литературе - третьи, в кино - четвертые. Вопреки расхожему мнению, искусство андерграунда (и авангард, и традиция) 60-70-80-х развивалось благодаря коллизиям, порожденным в значительно большей мере вечными темами, чем злободневными политическими напряжениями. Я убежден, что собирание разных начал в искусстве тех лет в единую картину без прикрас и фальши — дело будущего. Своей программой «Скоро нам ехать домой» я пытаюсь сделать посильный вклад в этот процесс.

В этом полуконцерте-полуспектакле на одном сценическом пространстве соединены песни абсолютно разных планов, которые в те времена вместе звучали редко. Песни следуют одна за другой в своеобразном диалоге, для которого пока нет других слов, кроме самих песен. Сегодня они соседствуют, они рядом. Hо персонажи и лирические герои этих песен, тогда, в те годы, жили в разных мирах, а те, кто остался жив, разъединены и сейчас.

Мне кажется, что путь к дому — это путь от разрозненного мира к целому, путь к соединению начал, которые кажутся несоединимыми. Соединение не за счет победы одного над другим (в конечном счете все победы такого рода больше похожи на поражения — всегда, во все времена), не за счет «правильно организованных мыслей», не за счет объятий и взаимных комплиментов, а за счет понимания нашей равноположенности как смертных существ, у которых в жизни есть минимум две главных задачи — не потерять себя и не навредить другим. Потому что мы все очень разные, и самая сложная проблема для нас - проблема оркестровки наших жизней. Я не верю в сладкозвучность, как основу оркестра. Она оборачивается фальшью и в конечном счете — жертвами. Мне больше нравятся поиски гармонии в диссонансах, построенных на искренности и пристрастности.
Сергей Чесноков»