Античная мифология и причерноморье. Танатологические представления древних греков о душе

Деньги делают людей счастливыми только до определенной степени, а повышение цены на товар часто приводит к росту его продаж. Боязнь потерь заставляет нас действовать неразумно и выкладывать по $200 за двадцатидолларовую купюру. Парадоксы? Да. Экономические.

Парадокс Истерлина

Парадокс Истерлина заключается в том, что в благополучных странах с быстрым или не очень быстрым ростом экономики, когда растет также и благосостояние людей, уровень счастья (благополучия) населения повышается, но до определенного момента.

Через 10-15 лет, даже если экономический уровень и благосостояние населения растет, уровень счастья перестает увеличиваться. То есть деньги делают людей счастливыми только до определенной степени.

  • Эту закономерность выявил в 1974 году профессор Ричард Истерлин из Университета Южной Калифорнии, в результате чего парадокс получил его имя.

Парадокс Веблена

Парадокс Веблена (эффект сноба) – ситуация, когда снижение цены товара ухудшает его качество и престиж в глазах покупателей, а повышение цены, наоборот, делает товар более желанным и привлекательным. Такой тип покупательского поведения назван парадоксом потому, что противоречит основному закону спроса, согласно которому увеличение цены товара приводит к снижению его потребления.

Все товары Веблена относятся к премиальному сегменту, и по мере роста цены на них растет и желание целевой аудитории ими обладать. Парадокс Веблена был открыт американским социологом, экономистом, публицистом и футурологом Торстейном Бунде Вебленом, автором книг «Теория праздного класса», «Теория предпринимательства» и других. Веблен ввел в экономику и социологию также понятие «престижного и показного потребления».

Парадокс Гиффена

Парадокс Гиффена, названный в честь английского экономиста Роберта Гиффена, относится к реакции покупателей на экономическую или политическую ситуацию и распространяется на товары первой необходимости. Экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился.

Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали. Они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить. В силу этого кривая спроса на картофель росла.

  • Эффект Гиффена наблюдается, когда массы ощущают нестабильность или подвергаются манипуляциям (угроза экономического кризиса, смена политического курса, слухи о неурожае и др.).

Различное поведение покупателей в отношении товаров, позволило сформулировать разделение товаров на две группы: обычные товары и “товары Гиффена”. Характерными примерами товаров Гиффена можно считать недорогие товары массового потребления: крупы, макароны, хлеб, кратковременный эффект наблюдается при повышении цен на бензин.

Парадокс Базермана

Парадокс Базермана назван по имени преподавателя Harvard Business School Макса Базермана. Каждый год Макс Базерман продает своим студентам двадцатидолларовую купюру намного выше номинала. Его рекорд – продажа $20 за $204. А делает он это так. Он показывает классу купюру и сообщает, что отдаст $20 человеку, который даст за нее больше всего денег. Правда, есть небольшое условие.

Человек, который будет сразу за победителем, должен отдать профессору ту сумму, которую он был готов отдать за $20. То есть, если две самых высоких ставки были $15 и $16, то победитель получает $20 за $16, а второй человек отдает профессору $15. Торги начинаются с одного доллара и быстро достигают $12-16. В этот момент большинство студентов выпадают из аукциона, и остаются только два человека с самыми высокими предложениями.

Медленно, но уверенно аукцион подходит к цифре $20. Понятно, что выиграть уже невозможно, однако аукцион продолжается и быстро доходит до $50 и выше. Почему люди неизменно платят за $20 больше денег? Потому что у человека есть слабое место – боязнь потери, и он ведет себя крайне нерационально, когда начинает терять деньги.

Так, как только торги доходят до $12-$16, второй человек понимает, что ему грозит потеря, поэтому он начинает ставить больше, чем собирался, пока аукцион не доходит до $21. На этом этапе оба участника потеряют деньги, но кто-то потеряет всего доллар, а кто-то двадцать. Чтобы минимизировать потери, каждый человек старается отыграться, и эта гонка приводит к еще большим потерям.

Оксана Гафаити,
автор сайт и Trades.сайт

Понравился👍 пост? Оставьте свой комментарий ниже👇.
Получайте мои идеи по рынку в Telegram📣:

Эффект Гиффена (Giffen effect , парадокс Гиффена ) - снижение цены на отдельные виды товара приводит к снижению на них спроса. Справедливо и обратное: повышение цены на отдельные виды товара приводит к повышению на них спроса.

Эффект Гиффена относится к реакции покупателей на экономическую или политическую ситуацию и распространяется на товары первой необходимости . Различное поведение покупателей в отношении товаров, позволило сформулировать разделение товаров на две группы: обычные товары и "товары Гиффена".

Товар Гиффена - товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление. У товара Гиффена всё наоборот - при повышении цен на товар, люди начинают покупать этого товара больше. В этом заключается парадоксальный эффект Гиффена. Характерными примерами товаров Гиффена можно считать: рис, макароны, хлеб, кратковременный эффект наблюдается при повышении цен на бензин.

Характеристика товаров Гиффена :

  • малоценный товары;
  • занимают в потребительском бюджете значительное место;
  • отсутствует равнозначный товар-заменитель;
  • потребители товара, в большой мере, люди с низким и средним достатком.

Основной закон спроса/предложения провозгласил постулат: "увеличение цены товара, при прочих равных условиях, ведет к снижению спроса на него и наоборот". Однако явление Гиффена не является исключением из совокупности всех экономических законов. Эффект Гиффена не противоречит основному закону спроса/предложения, поскольку для его наступления должны измениться в худшую сторону внешние условия. Эффект Гиффена наблюдается в неблагоприятных экономических условиях, когда люди скупают товары, опасаясь их дальнейшего удорожания, но, при этом, сокращая расходы на более дорогие продукты в пользу дешевых. Например, приобретают больше хлеба и макаронных изделий, при снижении покупок мяса и фруктов. Другими словами, наблюдается эффект замещение одних товаров - другими (как правило на товары из потребительской корзины).

Эффект Гиффена в истории . Этот явление впервые было отмечено и описано в XIX веке. Роберт Гиффенн обнаружил парадокс в период голода в Ирландии 1845-1849гг, когда население ответило увеличением спроса на рост цен на картофель. Занимаясь анализом потребительских бюджетов британских рабочих-угольщиков, Р.Гиффен также обнаружил, что при каждом повышении цены на сравнительно дешёвый, но перманентно необходимый продукт питания – хлеб, платёжеспособный спрос на него не уменьшался, а возрастал.

Понятие "эффект Гиффена " закрепилось в сознании экономистов и маркетологов благодаря Альфреду Маршаллу, который в 1895 г. связал имя Р.Гиффена с указанным повторяющимся экономическим явлением.

Блага Гиффена (товары Гиффенн) – предмет продажи/покупки, спрос на которые может возрастать по мере роста их цены, что бывает возможно в тех случаях, когда эти предметы занимают слишком большую долю в потребительском бюджете, который слишком мал. В результате эффект дохода перевешивает эффект замещения. Например, повышение цены на картофель, который в бюджете составляет основную долю, приведет к тому, что ничего другого семья не сможет себе позволить и полностью перейдет на потребление картофеля, несмотря на то, что его цена возросла.


Количество показов: 67571

англ. Giffen effect] - внешне парадоксальная в сравнении с традиционной, но экономически обоснованная зависимость величины спроса от изменения цены на товар, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса на отдельные принципиально значимые для существования человека товары, а увеличение цены - к повышению спроса именно на этот товар в силу резкой ограниченности платежеспособности потребителя в целом. В отечественных текстах иногда можно встретить написание «Джиффен»; встречается также синоним «парадокс Гиффена»; часто говорится о товарах Гиффена, благах Гиффена, «низших» благах. Эффект впервые обнаружил и описал английский статистик и экономист, заместитель редактора известного журнала «Economist» Р. Гиффен (1837-1910), один из пионеров прикладной экономической теории, предупреждавший коллег-экономистов об опасности теории без измерений. Он обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической формулировке закона спроса - при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться. Впрочем, в других источниках встречается та же самая история, только не с картофелем, а с хлебом или даже с хлебом и бараниной, но Р. Гиффен говорил именно о картофеле. После этого в экономической теории стали особо выделять «нормальные» товары и «товары Гиффена» (именно во множественном числе, поскольку таких товаров можно насчитать несколько). Г. э. наблюдается в отношении как товаров, наиболее важных для поддержания жизни (эти товары получили название «товаров низшего порядка», «стержневых товаров»), так и для предметов статусного характера (хотя это является уже эффектом Веблена). Г. э. проявляется в нарушении закона спроса, поскольку количество потребляемых товаров изменяется в том же направлении, что и цена. Он связан с изменением относительных цен, а не с повышением общего уровня цен. Как заметил Р. Гиффен, повышение цены на стержневой продукт проделывает такую большую брешь в бюджете беднейших рабочих семей и настолько увеличивает предельную полезность денег для них, что они вынуждены сократить потребление мяса и наиболее дорогих мучных продуктов питания; поскольку же картофель или хлеб продолжает оставаться самым дешевым продуктом, который они в состоянии купить и станут покупать, они потребляют его при этом не меньше, а больше. Можно было бы сказать, что это самый известный парадокс в экономической теории. Парадокс действует в конкретной экономической обстановке, а именно в условиях резкого обнищания значительной массы населения, при росте цены на один продукт первой необходимости, особенно на т. наз. «стержневой» продукт, например картофель или хлеб. Люди при этом отказываются от покупки мяса или фруктов, которые еще дороже, даже если цены на них снижаются, и таким образом спрос на хлеб возрастает несмотря на его подорожание. Повышение цены на некоторый продукт, составляющий основную долю в бюджете семьи, ведет к тому, что ничего другого (более дорогого) семья не может себе более позволить и чуть ли не полностью переходит на этот продукт. Блага Гиффена - это блага, спрос на которые может возрастать по мере роста их цены в силу того, что эти блага занимают слишком большую долю в ограниченном потребительском бюджете. При снижении цены на хлеб проявляется спрос на другие продукты, а спрос на хлеб снижается. В результате эффект дохода перевешивает эффект замещения. Впрочем, некоторые специалисты аргументированно считают, что поведение потребителя «в стиле Гиффена» является не парадоксом в рыночной экономике, а вполне реальной закономерностью, дополняющей классическое поведение спроса, и поэтому его не следует называть «парадоксом». «Эффект Веблена» и «эффект сноба» - из этой же категории дополнений к классической, но, увы, не всеобъемлющей модели спроса. Это важные дополнения к экономике из области психологии, поскольку модель сугубо «экономического» человека может существовать лишь как научная абстракция. Как утверждают психологи, в изучении данной категории важно видеть ряд других аспектов, прежде всего то, что восприятие изменившейся цены есть процесс фиксации сознанием человека новой информации. Она рождает элементы познания, размышления, побуждает к последующим действиям. Это восприятие имеет нелинейный характер и не поддается описанию и тем более объяснению с позиций классической экономики. Сегодня выявить товары, подверженные воздействию Г. э., достаточно трудно - с ростом общественного благосостояния в бюджете все большего количества потребителей практически отсутствует товар, занимающий большую долю платежеспособного спроса. Еще менее вероятно появление новых «товаров Гиффена». А.П. Панкрухин Березин И.С. Маркетинговый анализ // Управление персоналом. М.: 2004. С. 74-86. Нэгл Т. Стратегия и тактика ценообразования: Руководство по принятию решений, приносящих прибыль. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1983. Т. 1 . Светуньков С.Г. Модели спроса и предложения в пространстве цена – объем – доход. Ульяновск: УлГУ, 1999. §1.5 // http://www.marketing.spb.ru/read/sci/m2/3.htm. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. В.М. Гальперина. М.: 2000. Т. 1.