Наивный художник елена волкова. Главный специалист по раю, наивный художник елена волкова

) — русская художница украинского происхождения, работающая в стиле наивного искусства . Елена Волкова родилась в 1915 году в Чугуеве (место рождения Ильи Репина), в простой семье. Её мать была из сельских жителей, а отец был спасателем на реке Северский Донец . В 1934 году она начала работать помощником киномеханика на передвижной киноустановке. Во время войны была в числе пострадавших, проходила лечение в госпитале. Её муж умер во время войны. Волкова начала писать картины в 60-е годы возрасте 45 лет, несмотря на то, что не имела художественного образования. Сергей Тарабаров из московской галереи наивного искусства «Дар» в 2000 году признал Волкову одной из наиболее интересных художниц, работающих в стиле наивного искусства в России. Елена Волкова является первой художницей, работающей в жанре наивного искусства, кому устроили персональную выставку в Третьяковской галерее . В настоящий момент Елена Андреевна Волкова живёт в Москве. Работы художницы представляют естественные, приятные вещи, созерцание которых может доставить человеку удовольствие — это различные животные, люди, фрукты, обнаженная натура (Из Википедии) .

Арбуз, 1988



Весна, 1982-1984



Мир всем, 1984

"Творчество Елены Андреевны Волковой принадлежит удивительному миру, который во всех энциклопедиях современного искусства определяется словом «наив». В этой традиции вся внутренняя жизнь художницы, и не только внутренняя, но и сам образ жизни приобретает значение особой реальности. Эта реальность и есть единственное и подлинное пребывание человека в мире, наполненном живым сознанием и любовью. Она открывается чистому сердцу и в той зримой убедительности, что граничит с состоянием полного физического присутствия в образах сказки и мифа. В этих магических пространствах язык человека, животного и растения обретает единство, мир пронизывается животворным дыханием и погружается в божественную целостность, где царствует абсолютный свет и покой. "



В день рождения птенца, 1985

Лошадь в серебряном бору

"Детство и юность Елены Андреевны прошли в небольшом украинском городке Чугуеве, по соседству с улицей и домом, где родился Илья Ефимович Репин. Фантастическая природа, прозрачные воды речки Сиверский Донец, мастерство чугуевских иконописцев, где непосредственная реальность переходила в божественное созерцание, в соединении с вольностью души художницы создали ее сказочное зрение. "


Где мы жили, там река была

"Не пройдя никакой академической выучки, Елена Андреевна Волкова попросту не воспринимала мир как объект копирования, сохраняя великое детское чувство удивления и восхищения перед ним. Мир всегда оставался непрерывным источником ее радости и вдохновения, и Елена Андреевна, движимая инстинктом огромного художника, через искусство утверждала свое единство с ним."


Автопортрет с сыном

"Переживая мир природы как райский сад, художница естественно переходит за грань холста, открывая «маленькую зеленую дверь в стене», проникая в пространство универсального согласия звезды, минерала, человеческого жеста, улыбки животного и шелеста крыльев ангела. На ее работах отражается все: внутреннее состояние, отношения с людьми, любовь к сыну, закат солнца и случайно услышанная мелодия "

"В произведениях Елены Андреевны происходит осуществление надежд и желаний, исполняются заветы и восстанавливается утраченное, вечно живущее в непреложности райского первоначала.
Холсты художницы цветут и звучат, они покрываются цветами и омываются водами. В них мирно шествуют волки и лошади, лисицы и львы, олени и коровы. Они то шелестят как травы, то пересвистываются как птицы, они шумят лесами и журчат ручьями, где плещутся серебристые рыбы, готовые исполнить все наши желания.
"

"Сочетание чистых цветов, взятых во всей их силе, спокойное магнетическое движение кисти, придающее форме предметов абсолютно живой облик, сияющая поверхность холста, объединяющая всю композицию в единую животворную ткань - все это придает произведению Елены Андреевны значение картины-излияния, картины-исповеди, картины-предстояния перед вечным. Ее вибрирующее световое пространство источает огромную духовную энергию. Это взгляд на мир горящей неутоленной любовью души, особое состояние, которое Ван Гог определил как «быть пораженным бессмертием».

"Христианская философия художницы возрождает вселенскую масштабность естественной непосредственности бытия и раскрывает фундаментальные принципы художественного мышления. Творчество Елены Андреевны Волковой, несомненно, не только культурная память человечества о единстве всего живого на Земле, оно все устремлено в будущее, подчиняясь законам любви, красоты и бессмертия. "

/Елена Андреевна Волкова с сыном/

Замечательная русская художница Елена Андреевна Волкова из города Чугуева начала рисовать в 65 лет, а до этого работала помощником киномеханика на кинопередвижке. В 2005 году, когда ей исполнилось 90 лет, ее персональная выставка прошла в Третьяковке. Работы Волковой есть во многих художественных галереях мира.
Наивные художники - это люди, которым Бог дал видеть и чувствовать красоту, но не дал возможности выучиться на художника. Очень точно о процессе творчества сказала старейшая наивная художница Елена Андреевна Волкова: "Перед началом работы во мне должны набраться впечатления, возникнуть желание работать. Если в душе не накопилась эта потребность, необходимость, садись - не садись за мольберт, всё равно ничего не получится! Но вдруг в какой-то момент я почувствовала, что душа наполнилась творчеством и оно призывает к себе. Это Господь благословил меня на новые создания. Благословение - это вдохновение. Это когда в душу приходят радость, восторг. Это особое чувство, ни с чем не сравнимое, святое, волшебное. Глаза открываешь и видишь, что ты должна делать, и тогда всё пишется будто само собой".
Любопытно и начало работы со слов Елены Андреевны: "Стоит мне расположиться перед чистым холстом, сразу вижу то, что должна написать. Как будто я зашла в картину и расписываю всё изнутри... В картине главное для меня - найти форму, очертание, силуэт. Хотя я сразу вижу предмет, требуется много сил, внимания, чтобы найти и придать ему правильную форму... Всё, что есть в картине, должно быть связано между собой. Всё зависит друг от друга. Всё должно мирно жить и дружить. Как и люди на Земле созданы для добра и счастья, так и предметы на картине должны соответствовать каждый другому. Всякий выполняет свою роль, у каждого своё место, свой цвет и характер, своё настроение. Мне не нужна натура. Я помню всё и всех. Когда рисую, представляю в мыслях, каким должен быть тот или иной предмет...".
Внутри ее картин есть счастье: счастливы яблоки и груши, все твари земные, счастлива и сама старушка. При чем ей веришь, она в здравом уме и прожила тяжелую жизнь. И для неё это состояние тотального благодушия настолько просто, что она не понимает, как это оно всем остальным недоступно.
"Мир всем!" – это пожелание несет творчество Елены Андреевны. Не просто художницы, а национальной гордости России. Ее имя внесено в английскую и американскую энциклопедии наивного искусства, о ней издают книги в разных странах, она стала первым наивным художником, чью прижизненную выставку устроили в Третьяковской галерее. Елене Андреевне 94 года, но возраст не играет роли: творчество её несет тепло и радость, духовную чистоту и саму жизнь во всей её многогранности.
- Когда мне говорят, что я богом избранная, то я думаю, что это так, – объясняет - А когда не говорят, я и не думаю. Я ведь неграмотная. Ноги с детства больные, поэтому в школу я не ходила. Папа меня дома буквам учил. Зато у меня память хорошая, стихов так много помню.
В чем же потрясающая сила наивного искусства? Все произведения «наивные» глубоко личностные. Это – своего рода автобиография в глубокой образной форме. Тем более что художница представила и саму себя во многих своих работах. Картины Елены Волковой – уникальное явление. Ее живопись не ставит никаких насущных проблем, она лишь призывает к нежности, доброте и сочувствию
Пишу чистыми красками прямо из тюбиков. Какие краски я беру во время работы в руки - не ведаю, названия их не знаю. Делаю так, как подсказывает картина... Думаю, что краски сами могут смешиваться на холсте, пока они не просохли, и получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует", - так говорит о своем творческом процессе художница Елена Андреевна Волкова.

«Пишу чистыми красками прямо из тюбиков. Какие краски я беру во время работы в руки – не ведаю, названия их не знаю. Делаю так, как подсказывает картина. Иногда долго ищу нужный цвет на холсте, множество перепробую красок, убираю те, которые не подходят. Не получается! А через некоторое время посмотрю – все цвета на своем месте. А как это получилось, сама не знаю. Думаю, что краски сами способны смешиваться на холсте, пока они не просохли, и получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует».


«Когда мне говорят, что я богом избранная, то я думаю, что это так. А когда не говорят, я и не думаю. Я ведь неграмотная. Ноги с детства больные, поэтому в школу я не ходила. Папа меня дома буквам учил. Зато у меня память хорошая, стихов так много помню: «Мы с тобой родные братья, оба мы трудом живем, оба рвемся к светлой доле…» Ой, забыла… «Рвемся к светлой доле…» Нет, не знаю что дальше». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Когда я пишу, со мной ни одного животного рядом нет. Даже волка нет. Мне натура не нужна, я просто обвожу силуэты, я их вижу. Какие краски из тюбиков беру, не ведаю. Они сами на холсте смешиваются, пока не просохли. А когда все готово, то картина сама тебя отпускает. Бывает, и хочешь что-то подправить, добавить, а мольберт отодвигается. Или написанный олень как начнет бить копытом, отталкивает руку с кистью, отгоняет меня». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Так она сама пишется, я только кисточкой проведу, а она уже и получилась. Я чуть-чуть прикоснусь с этой стороны, и уже чашечка выделилась и блюдце, и каждая конфеточка». Елена Волкова (Elena Volkova)


«В жизни не надо суетиться, торопиться, стараться кого-то обогнать, опередить, взобраться на какую-то очередную служебную или иную гору. Остановитесь, оглянитесь окрест себя — и увидите, как прекрасна и дивна жизнь, сколько радости, удовольствия, хорошего настроения она может доставить людям. Вероятно, в этом смысл и суть моего творчества…» Елена Волкова (Elena Volkova)

«Я уже не вижу своих картин, а все помню. Так интересно их вспоминать… Вижу волка своего, ушки, мордочку, животик. Животик коричневый, а для волосиков особый цвет я выдумала. А глазки там, откуда он на меня сам посмотрел». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Чем больше добра сделаешь, тем дольше будешь жить на свете. Меня так папа учил. А я только хорошее людям показываю, чтобы и вам, и мне радость была». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Все у меня ладное, спелое, живое. Ничего плохого я никогда не нарисую, даже веточки кривой». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Животные как будто улыбаются мне». Елена Волкова (Elena Volkova)

«Когда я увидела, что под кистью возникают предметы, то даже заплакала от радости». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Все должны друг другу подпевать или помогать, как в хоре». Елена Волкова (Elena Volkova)

«Характер у меня такой жизнерадостный. Все, что я вижу вокруг себя, очень красивое, все необыкновенное: растения прекрасные, земля усеяна цветами необыкновенной красоты, люди чудесные все». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Мы жили на полуострове. Чтобы попасть к нам во двор, надо было перейти сказочный мостик, который был перекинут между двумя живописными буграми. Под мостом плавали красивые расписные лодки и бесчисленное количество домашней и дикой птицы красивейшей расцветки». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Все в саду, все в радости, все как дети…» Елена Волкова (Elena Volkova)


«Я сама не понимаю, как быстро года пролетели. Мне кажется, что вот только-только я была маленькая…» Елена Волкова (Elena Volkova)

Что еще можно добавить после просмотра таких удивительно добрых и красочных картин? К работам я подобрала самые, на мой взгляд, подходящие цитаты из Натальи Радуловой с наивной художницей Еленой Волковой. Рассказы и воспоминания о том, как она рисует и живет, как подписи к ее сказочным картинам.

До чего же красиво и ласково чувствует художница. Ее «Лошадь в серебряном бору» способна меня ввести в транс. Когда ее созерцаешь, то не покидает ощущение, что мысли твои окутывает что-то нежное и мягкое, светлое и заботливое… А картина «Два друга»? Шедевр доброты, чуткости и взаимопонимания. Меня не оставила равнодушной ни одна из ее картин.

Вот, например, «Сибирская красавица» — какое спокойствие и умиротворение вызывает, не описать словами. Пышная девушка (отдыхающая на синих волнах жизни под цветущим деревом), как-будто говорит мне молча словами самой художницы: «В жизни не надо суетиться, торопиться, стараться кого-то обогнать, опередить, взобраться на какую-то очередную служебную или иную гору. Остановитесь, оглянитесь окрест себя — и увидите, как прекрасна и дивна жизнь, сколько радости, удовольствия, хорошего настроения она может доставить людям. Вероятно, в этом смысл и суть моего творчества…»

Необыкновенно хорошие, чудесные картины рисует художница. Ее «Серый Волк на берегу Москва-реки» с такими добрыми и понимающими глазами смотрит, что догадываешься сразу, что Волк — лучший друг Лошади, а Старый лис к ним в гости ходит просто по душам пообщаться. Да похоже, что все дружат друг с другом в этом нарисованном раю. Очень трогателен «Автопортрет с сыном», где Елена Волкова в осеннем парке, рядом с мольбертом, на котором появляется одна из ее чудесных, самопишущих картин. Иногда так приятно оторваться от реальности и погрузиться в идеальный мир, в котором «получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует».

Поводом для выставочного проекта «Цветы и фрукты» вполне мог послужить, приближающийся весенний праздник, особенно желанный после небывало продолжительных морозов конца зимы. На самом деле это не сиюминутный проект, подготовка которого заняла больше полугода.

Праздник - это всегда радость, оптимизм, любовь и надежда, а значит - море цветов, брызги шампанского и фрукты. Именно таких художников - доброжелательных к миру и людям, оптимистичных и позитивных даже в цветовой гамме, а главное, очень художественных организаторы пригласили под гостеприимную крышу одного из лучших выставочных пространств Подмосковья…

В одном выставочном пространстве объединены несколько персональных экспозиций четырех ученых (профессиональных) художниц из Москвы (Анна Бирштейн, Люся Воронова) и Нижнего Новгорода (Галина Каковкина, Наталья Панкова), а также четырех «классических» наивных художников, хотя и ушедших из жизни, но сохранивших в своих работах свежесть и непосредственную чистоту живописного восприятия мира, радостного в своих первоначалах и красках (москвичка Елена Волкова, Василий Григорьев из Подмосковья, Анастасия Дербенёва из Тульской обл., Вера Бранковская из Белоруссии).

Архитектура помещения Картинной галереи устроено очень удобно для подобных выставок. Экспозиции как бы «перетекают» друг в друга, не конфликтуя между собой, несмотря на огромный диапазон стилистик, манер и методологий в раскрытии такой простой, казалось бы, темы, как цветы. В культурах всех народов цветы всегда занимали почетное место, и были наполнены сакральным смыслом. Их почитали древних персы и евреи, египтяне и арабы, греки и римляне; их одинаково ценили язычники, христиане и представители всех других конфессий во все времена с самой глубокой древности. Можно сказать, что любовь к цветам - обязательный цивилизационный атрибут общественного развития. Если верить преданиям веков, появление самого скромного цветка - всегда результат Божиего произволения и любви богов к человеку.

Каждый из представленных художников очень по-разному чувствует цветы. Стремительная, свободная, летящая кисть и мастихин Анны Бирштейн, чьи сдвоенные работы между колоннами воссоздают атмосферу средневекового храма с драгоценными витражами, сменяются скрупулезным анализом формы и структуры счастья Люси Вороновой, переходя в пространство Галины Каковкиной, наполненное чистыми незамутненными «струями» живописной красочной красоты, вспененной светом и ветром. Там, за «окном» ее картин - удивительный мир и покой, вечная весна, несущая в себе осень. Все это заканчивается достаточно жесткой графикой живописи Натальи Панковой, ритмичной и структурированной до орнаментальности. Заканчивается, чтобы тут же снова утонуть в могучем взрыве цвета Анны Бирштейн. У экспозиции нет ни начала, ни конца, по ней приятно бродить: в любой ее части можно уединиться, но и не потерять из виду другие экспозиции.

После Бирштейн могучие букеты Василия Григорьева воспринимаются, как нежное благоухающее воспоминание о детском лете в деревне. В его картинах праздничность мира находит свое воплощение в «богатом» столе и «шикарном» букете. Локалный цвет, отсутствие воздуха и источника света преобразует пространство его натюрмортов в своего рода воландовское пространство покоя и не движения. В соседнем зале - снова взрыв, но уже мягкий, скорее переливчатое сияние работ Анастасии Дербенёвой, подобно Серафине из Санлиса заполняющей все пространство картины цветами и листьями, но без вихрей до головокружения, а наоборот, принимающего зрителя как теплый благоухающий бассейн, наполненный лепестками цветов. И, наконец, Вера Бранковская с ее нежными гуашами детей-цветов. Стекла рам только подчеркивают остраненность струящегося рисунка, видимого словно сквозь толщу воды: плывущие цветы-души детей…

Куратор С.Д. Тарабаров

В проекте участвуют художники Москвы (Анна Бирштейн, Люся Воронова), Нижнего Новгорода (Галина Каковкина), Общественный фонд "Музей русской народной живописи (коллекция Владимира Мороза и Анна Годик), Общественный фонд наивного искусства "Остров Тарабаров", музей Елены Волковой "Мир всем!". Балашихинская картинная галерея "открывает" свои фонды и впервые представляет Веру Игнатьевну Бранковскую.

Бирштейн Анна Максовна (1947 г.р.) - родилась в Москве в семье известных художников Макса Бирштейна и Нины Ватолиной. Окончила Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова и Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, факультет живописи (мастерская Д. Жилинского, А. Грицая). Член Союза художников России (1975). Стажировалась в Париже, в Cite des Arts. С 1975 года является постоянным участником художественных выставок. Член-корреспондент и лауреат Серебряной медали Российской Академии Художеств. Член Московского отделения Союза художников СССР/России. Член-корреспондент Российской академии художеств.

Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Киевском музее русского искусства, музеях Новокузнецка, Кемерова, Николаева, частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Австрии, США.

Воронова Людмила Владимировна (1953 г.р.) - родилась в Москве. 1969-1970 училась в ЗНУИ, мастерская Бориса Отарова. В 1978 окончила художественный факультет МТИ. Вступила в Молодежное Объединение художников при СХ СССР. Участвует в выставках с 1978 года.1985 Париж Юнеско, 1986 Венгрия Сумбатхей. 1987 Премия «Лучшая работа года» МОСХ, 1988 Премия «Лучшая работа года» МОСХ, принята в члены Союза Художников СССР. 1995 первая премия на международном симпозиуме Квольс Дания. Рисовала во многих странах мира: Дания, Германия, Чехия, Панама, Турция, Венгрия, Польша, Финляндия, Швеция, Греция, Норвегия, Голландия,Китай,и в республиках бывшего СССР:Россия, Украина, Казахстан, Грузия, Абхазия, Белоруссия. Российская Академия Художеств, на основании своего устава, решением Президиума от 17 09 2013 избрала ПОЧЁТНЫМ ЧЛЕНОМ АКАДЕМИИ Воронову Людмилу Владимировну. Награждена бронзовой медалью РАХ - Достойному Медалью Императорского ордена Святой Анны.

Работы находятся: Москва - Государственная Третьяковская галерея, Музей современного искусства, Государственный центр современного искусства, Государственный центральный музей истории России, Государственный русский музей (С.-Петербург), Пермская картинная галерея, Псковский художественный музей, Новосибирская картинная галерея, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзя, Государственный художественный музей алтайского края, Самарский художественный музей, музей кистен ке фроструп (Дания), Колодзей Артфундейшен Хайланд парк нью-джерси (США), Русская галерея (Харбин, Китай), Галерея "Красный квадрат" (Лондон), Балашихинская картинная галерея (МБУК "Картинная галерея" (МО).

Каковкина Галина Александровна - Нижегородский художник, живописец, участник многочисленных художественных выставок и проектов, одна из учредителей творческого объединения художников «Чёрный пруд». Началом её творческой биографии стало участие в областной художественной выставке в 1976г. В течение последующих нескольких лет активно участвует в квартирных выставках художников нонконформистов. В 1987г. на выставке в Москве во Всесоюзном выставочном комплексе (ВДНХ) одна из работ Галины была отмечена медалью. Работает в жанрах пейзажа, натюрморта.

Работы находятся в коллекциях Нижегородского государственного художественного музея, Чувашского государственного художественного музея, Музея изобразительных искусств Республики Марий Эл, Государственного музейно-выставочного фонда «Росизо», Музея пейзажа в Плёсе, Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Новочебоксарского художественного музея, Ульяновского областного художественного музея, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.

Наталия Панкова Юрьевна - нижегородская художница, арт-менеджер, магистр искусствоведения. Родилась в Горьком 28 июня 1965 г. Окончила Горьковское художественное училище, Московский экстерный гуманитарный университет и школу публичной политики. С 1988 года участник и организатор выставок в Москве, Нижнем Новгороде, зарубежных проектов в Испании, Люксембурге, Великобритании, Италии, Австрии, Венгрии, Словакии, Финляндии, Китае, Алжире. Персональные выставки в Нижнем Новгороде, Самаре, Чебоксарах, Саранске, Сарове, Москве, Люксембурге, Лондоне, Риме, Вене, Будапеште, Хельсинки, Тампере, Алжире, Аннабе, Константине.В 1995 году — творческая командировка в Париж по приглашению премьер-министра Франции Алена Жюппе. В этом же году — творческая командировка в Испанию - работа над «Испанским циклом» в Барселоне. К числу наиболее значительных принадлежит проект «Конверсия» с участием российских и британских художников. Куратор и участник проекта, проходившего в 1998—2000 гг. в Великобритании при поддержке Российского посольства в Великобритании и Министерства обороны Соединенного Королевства.В 2002 году — серия выставок в Алжире по приглашению Министерства культуры Алжира. В 2003 году — участник арт-конференции в Ко (Швейцария). 2001—2004 годы — автор и куратор художественного проекта «Высокое напряжение», объединившего более 50 авторов и проходившего в залах Нижегородского государственного художественного музея и Нижегородского центрального выставочного комплекса. 2004—2006 годы — персональные выставки «Философия цвета» в российских музеях (Нижегородский государственный художественный музей, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Чувашский государственный художественный музей). 2007 год — участие в аукционе «Доротеум», Вена, Австрия. 2007—2008 годы — персональные выставки «Цвет и ритм» в Вене и Будапеште. 2008 год — персональные выставки «Ритм лета» в Хельсинки и Тампере по приглашению мэра города Тампере. 2009 год — участие в выставке современных художников шести стран. Пекинский музей мирового искусства. Китай. 2011 год — «Игра цвета». Живопись Наталии Панковой. Галерея «Quadrepede». Рим. Италия. 2012—2013 годы — «Праздник цвета». Выставки в Вене, Будапеште и Братиславе.

Работы находятся в собраниях российских и иностранных музеев, в частных коллекциях.

Волкова Елена Андреева (1915 - 2013) - замечательная наивная художница из города Чугуева начала рисовать в 65 лет, а до этого работала помощником киномеханика на кинопередвижке. Начала писать картины в 60-е годы возрасте 45 лет, несмотря на то, что не имела художественного образования. С.Д. Тарабаров назвал Елену Волкову одной из наиболее интересных художниц в России, работающих в стиле наивного искусства. Работы художницы представляют естественные, приятные вещи, созерцание которых может доставить человеку удовольствие — это различные животные, люди, фрукты, обнаженная натура. Определяющим для Елены Волковой стало знакомство с харьковским художником Василием Ермиловым, одним из родоначальников украинского авангарда. Он первым среди авторитетных профессионалов оценил творчество художницы, стал первым покупателем ее произведений. В конце 60-х — начале 70-х картины Волковой получили известность в Москве, привлекли внимание профессора МГУ, искусствоведа Михаила Алпатова. Первая персональная выставка художницы состоялась в 1973 году в Омске, где она жила несколько лет. Позже Волкова переехала в Москву. С 1974 года она постоянно участвовала в областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Елена Волкова является первой художницей, работающей в жанре наивного искусства, которой устроили персональную выставку в Третьяковской галерее. В международных справочниках наивных художников имя Елены Волковой стоит в одном ряду с Анри Руссо и Нико Пиросманишвили.

Григорьев Василий Васильевич (1914 - 1994) родился в 1914 году в городе Киржаче Владимирской области в семье учителей. Первую картину у него купили в 1928 году еще в Киржаче. В конце 80-х годов на Арбате в Москве его заметили художники и коллекционеры. Василий Григорьев, наивный художник, в своей жизни успел побывать и художником-оформителем, и председателем колхоза, и директором пионерского лагеря, и литейщиком... На самом же деле он всегда был художником, хотя его первая персональная выставка состоялась только в 1994 году в галерее "Дар" у С.Д. Тарабарова. В том же году его работы были включены галереей в состав российской национальной коллекции на Триеннале наивного искусства "Инсита - 94" в Братиславе. Свободная, не знающая "ученых" правил кисть Григорьева, локальный цвет, "пренебрежение" полутонами и тенями, бесконечные вариации нескольких десятков составляющих композицию условных элементов создают удивительную атмосферу праздничной, яркой красоты, гармонии и цельности мира. Его всегда радостные, "звучные" картины сегодня можно увидеть в музеях и публикациях по наивному искусству.

Дербенёва Анастасия Николаевна (1929 - 2005) родилась в деревне Филимоново Тульской губернии в семье потомственных игрушечников. Первые навыки живописи получила от бабушки - раскрашивала пасхальные яйца. Анастасия Дербенёва как художница "началась" с того дня, когда писанные маслом «картонки», увидел коллекционер Владимир Мороз. Творчество талантливой наивной художницы оценено первыми лицами Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им. Пушкина. «Чудесным» её творчество назвала искусствовед Ирина Антонова. "Глядя на работы Дербенёвой, - рассказывает Сергей Тарабаров, - я всегда вспоминаю знаменитую Серафину из Санлиса. Деребенёва - так же начинала с маленьких картонок и не очень хороших красок; так же легко перешла на большие холсты (и тогда ее талант засверкал во всем великолепии и стал очевиден самой широкой публике); так же заполняла весь холст то ли сакральным растительными орнаментом, то ли священной пляской листьев и цветов во имя Божественной Природы".

Бранковская Вера Игнатьевна (1926 г.р.). Родилась в Белоруссии, Гродненской области. Работала формацевтом. Училась в Заочном Народном Университете Искусств (ЗНУИ, Москва) у педагога А.П. Дурасова, когда было ей уже за 50 лет. Художница смело берется за все жанры - пейзаж, натюрморт, портрет. Пишет акварелью, гуашью. Цветы, травы, женские и детские лица, нежнейшие по цвету, структуре и форме, замысловато переплетаясь, гармонично ложатся в большие форматы графических листов, составляя композиционную составляющую. Как многие наивные художники, подробно подписывала свои работы на обратной стороне листа. Некоторые работы сопровождала стихотворными текстами: "Лето дышит радостью, зацвело ромашками. Собирай в букеты, заплетай их в косы. Хочешь отдохни, парень под берёзками, хочешь почитай, старый партизан. Что война прошла и всё изменилось...Красота одна только сохранилась". Работы художницы переданы в Балашихинскую картинную галерею из ЗНУИ в 2002 году.

Работы находятся в фондах ГРДНТ, МБУК "Картинная галерея" (Балашиха).

Куратор выставки - Сергей Тарабаров.


Замечательная русская художница Елена Волкова из города Чугуева начала рисовать в 65 лет, а до этого работала помощником киномеханика на кинопередвижке. В 2005 году, когда ей исполнилось 90 лет, ее персональная выставка прошла в Третьяковке. Работы Волковой есть во многих художественных галереях мира.


Наивные художники - это люди, которым Бог дал видеть и чувствовать красоту, но не дал возможности выучиться на художника. Очень точно о процессе творчества сказала старейшая наивная художница Елена Андреевна Волкова: "Перед началом работы во мне должны набраться впечатления, возникнуть желание работать. Если в душе не накопилась эта потребность, необходимость, садись - не садись за мольберт, всё равно ничего не получится! Но вдруг в какой-то момент я почувствовала, что душа наполнилась творчеством и оно призывает к себе. Это Господь благословил меня на новые создания. Благословение - это вдохновение. Это когда в душу приходят радость, восторг. Это особое чувство, ни с чем не сравнимое, святое, волшебное. Глаза открываешь и видишь, что ты должна делать, и тогда всё пишется будто само собой".
Любопытно и начало работы со слов Елены Андреевны: "Стоит мне расположиться перед чистым холстом, сразу вижу то, что должна написать. Как будто я зашла в картину и расписываю всё изнутри... В картине главное для меня - найти форму, очертание, силуэт. Хотя я сразу вижу предмет, требуется много сил, внимания, чтобы найти и придать ему правильную форму... Всё, что есть в картине, должно быть связано между собой. Всё зависит друг от друга. Всё должно мирно жить и дружить. Как и люди на Земле созданы для добра и счастья, так и предметы на картине должны соответствовать каждый другому. Всякий выполняет свою роль, у каждого своё место, свой цвет и характер, своё настроение. Мне не нужна натура. Я помню всё и всех. Когда рисую, представляю в мыслях, каким должен быть тот или иной предмет..."



Внутри ее картин есть счастье: счастливы яблоки и груши, все твари земные, счастлива и сама старушка. При чем ей веришь, она в здравом уме и прожила тяжелую жизнь. И для неё это состояние тотального благодушия настолько просто, что она не понимает, как это оно всем остальным недоступно.

"Мир всем!" – это пожелание несет творчество Елены Андреевны. Не просто художницы, а национальной гордости России. Ее имя внесено в английскую и американскую энциклопедии наивного искусства, о ней издают книги в разных странах, она стала первым наивным художником, чью прижизненную выставку устроили в Третьяковской галерее. Елене Андреевне 94 года, но возраст не играет роли: творчество её несет тепло и радость, духовную чистоту и саму жизнь во всей её многогранности.
- Когда мне говорят, что я богом избранная, то я думаю, что это так, – объясняет - А когда не говорят, я и не думаю. Я ведь неграмотная. Ноги с детства больные, поэтому в школу я не ходила. Папа меня дома буквам учил. Зато у меня память хорошая, стихов так много помню.
В чем же потрясающая сила наивного искусства? Все произведения «наивные» глубоко личностные. Это – своего рода автобиография в глубокой образной форме. Тем более что художница представила и саму себя во многих своих работах. Картины Елены Волковой – уникальное явление. Ее живопись не ставит никаких насущных проблем, она лишь призывает к нежности, доброте и сочувствию.





Кстати, давно замечено, что «наивные» живут долго. Почти все такие художники - это пожилые люди, которые начали заниматься творчеством в пенсионном или предпенсионном возрасте. И, видимо, как-то особенно благотворно влияет на них возможность красками выразить себя. А может, все дело в том, что наивное искусство - удел оптимистов, к которым хвори и так меньше пристают.
«Чем больше добра сделаешь,- объясняет Елена Андреевна,- тем дольше будешь жить на свете. Меня так папа учил. А я только хорошее людям показываю, чтобы и вам, и мне радость была».



На вопросы, в чем волшебство и сила ее картин, художница отвечает:
- В жизни не надо суетиться, торопиться, стараться кого-то обогнать, опередить, взобраться на какую-то очередную служебную или иную гору. Остановитесь, оглянитесь окрест себя – и увидите, как прекрасна и дивна жизнь, сколько радости, удовольствия, хорошего настроения она может доставить людям. Вероятно, в этом смысл и суть моего творчества…



Магической чертой картин являются глаза животных. Такие добрые, такие жалостливые, умоляющие, просящие внимания и участия. Становится как-то не по себе от этого взгляда, от этой мольбы. Как будто ты в чем-то виноват перед зверями. И действительно, мы виноваты перед ними, перед всем миром. Ведь зло идет только от человека, от него все напасти и утраты. И совершенно справедливо Елена Андреевна назвала выставку «Мир всем!».