Как нарисовать куб не отрывая руки. Построение фигур одним росчерком карандаша

Стихи об игрушках для детей раннего и дошкольного возраста: 56 стихов по теме «Игрушки» для детских праздников, занятий, игр, тематических недель.

Стихи об игрушках для детей раннего и дошкольного возраста

Игрушка и дети — это тема вечная и очень интересная, ведь игра –мир, в котором ребенок учится жить, познает мир, учится творить и созидать. Стихи об игрушках нужны всегда – их можно прочитать малышу — именнинику, даря ему игрушку в День рождения. Можно подписать стихи на открытке. Можно читать стихи об игрушках просто для удовольствия или разыгрывать диалоги с игрушками. А можно сделать альбом «Наши игрушки в стихах». Причем этот альбом будет интересен и годовалому карапузу, и вполне «серьезному» семилетке. А содержание альбома будет «расти» вместе с ребенком и постоянно меняться.

Я делаю такой альбом «Игрушки в картинках, стихах, загадках, сказках» очень просто.

Как сделать фотоальбом со стихами о любимых игрушках ребенка:

Шаг 1. Беру: а) папку с файлами (папку выбираю на кольцах, чтобы всегда можно было вставить дополнительные файлы и убрать уже ненужные), б) плотную белую бумагу для черчения или картон и в) цветную высококачественную бумагу (двустороннюю плотную).

Шаг 2. Делаю цветные странички на цветной бумаге. Одна страничка – это одна игрушка в стихах и картинках. Например, первая страничка – любимая кукла. Вторая – наши мячи. Третья – зайка. Четвертая – любимый бегемотик и т.д.
Как просто и быстро сделать страничку? На цветную бумагу приклеиваю «портрет игрушки – героини странички». Это может быть: а) фото ребенка с игрушкой или б) картинка игрушки, или в) фото любимой игрушки малыша в сюжете (мишка спит, кукла ест, поезд едет по железной дороге, рыцари в крепости ведут бой и т.д. в зависимости от возраста). Рядом приклеиваю распечатанный на компьютере текст стихотворения об этой игрушке или сюжете и – если хватает места – рассказик о ней, загадку, скороговорку, басню, сказку.

И еще — обязательно приклеиваю на каждую страничку пустой белый прямоугольник – в него я позже запишу либо загадку, либо рассказ, либо сказку, которую сочинит малыш об этой игрушке. Для меня очень важно, чтобы ребенок не просто «пользовался» готовым, а с первых лет жизни чувствовал себя творцом и создавал свои маленькие произведения!

Шаг 3. Далее вовнутрь каждого файла кладу бумагу для черчения (для плотности), а с обеих ее сторон вкладываю в файл наши странички. Получилась цветная «страничка» альбома со стихами об игрушках, из которой всегда можно достать ненужный лист и заменить его на другой или что-то добавить..

Такой фотоальбом очень динамичный и потому удобный. Его можно дать почитать в другие семьи – друзьям, соседям, бабушке и дедушке. В него мы вписываем время от времени:

  • первые загадки малыша («Желтый, а не солнышко. С лапками, а не утенок, Пушистый, а не облачко. Кто это? (цыпленок»)»,
  • первые сказки,
  • первые небылицы,
  • интересные выражения ребенка об этой игрушке – смешинки из серии «Устами младенца». (Приведу пример: «Когда я вырасту большим, я обязательно сделаю в лесу батареи. – Зачем? – Чтобы зайка зимой не мёрз!»).

Каждая страничка книжки – «живая», говорящая, ведь на ней не просто игрушка, а игрушка, в которую каждый день играет малыш. И поэтому дети всех возрастов просто обожают такие «свои личные» книжки.

Когда я работала с группами детей в детском центре, в детском саду, мы всегда делали вместе с детьми книжки с детскими стихами об игрушках на «Неделе игр и игрушек». У нас были и индивидуальные фотоальбомы («Мои любимые игрушки»), и общий альбом группы «Большая книга стихов о наших любимых игрушках». Этот общий альбом был всеобщим «любимцем» – он всегда на выходные «отправлялся в гости» в какую – нибудь семью. Именно этот альбом мы давали читать друзьям и гостям нашей группы. И он всегда находил живой отклик у всех читателей

Как сделать общий альбом для группы детей «Большая книга стихов о наших любимых игрушках»:

  • Сделайте папку с файлами, как это было описано выше
  • В общем альбоме группы каждому ребенку уделите 1-2 своих личные странички.
  • Сфотографируйте детей с их любимыми игрушками.
  • Оформите странички вместе с детьми. На страничке ребенка находится: а) его фото с любимой игрушкой, б) рассказ о любимой игрушке, записанный под диктовку (малыш диктует, взрослый записывает). Прошу малыша так: «Похвали игрушку, чтобы даже тем, кто ее никогда не видел, она очень понравилась!», в) 1 – 3 стихотворения об игрушке детского поэта, г) загадка об этой игрушке — или народная, или из детской литературы, или придуманная ребенком.
  • Книга поступает в общую библиотеку, откуда ее можно взять почитать в любое время.

Сегодня я хочу предложить Вам коллекцию стихов об игрушках, которая Вам может пригодиться и на детских праздниках, и на тематических домашних недельках по теме «Игрушки», и в оформлении фотоальбома «Наши любимые игрушки в стихах».

Многие из этих стихов подходят для разыгрывания сценок с игрушками или диалогов.

Раздел 1. Стихи об игрушках для самых маленьких (от рождения до 3 лет)

1.1. Стихи про игрушку — погремушку

А. Барто. Погремушка

Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом,
У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит - что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?

Л. Разумова. Погремушка

Мне купили погремушку,
Я трясу её над ушком.
Шарики внутри звенят,
Положу — они молчат.

С. Лосева. Погремушка

У Павлушки — погремушка.
Это — первая игрушка.
Он ещё не понимает,
Что с игрушкой все играют.
Дали в руку погремушку:
Улыбнулся наш Павлушка,
Замахал своей ручонкой.
Звук раздался очень звонкий.
Наш малыш притих немножко,
Вновь взмахнул своей ладошкой.
Расшумелась погремушка.
Научился наш Павлушка
С ней играть. И знает он,
Если машешь, будет звон!

М. Дружинина

Дали Маше погремушку,
И гремит она над ушком,
Маша не пугается,
Маша улыбается!

1.2. Стихи про игрушку — зайчика

И. Токмакова. Баиньки

Баиньки, баиньки,
Прибежали заиньки.
Сели на скамейку,
Попросили лейку,
Поливали огород,
Где капуста растёт.

В. Берестов. Заиньки

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки
Потому что маленьки.

А. Барто

Зайку бросила хозяйка-
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Г. Лагздынь. Зайка, зайка, попляши!

Зайка, Зайка, попляши!
Зайка, зайка, попляши!
Нашу Машу посмеши!
Топай, топай лапками,
Серенькими тапками!
Вот так! Вот так!
Пляшет заинька гопак!

1.3. Стихи про игрушечного поросенка

П. Синявский. Хрюхрюшкина частушка

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего хрюхрюшке душ,
Раз на свете столько луж?

1.4. Стихи про игрушку-слона

А. Барто. Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон

1.5. Стихи про игрушечную корову и бычка

В. Степанов. Зорька

— Зорька, Зорька, где была?
— За горой.

— Зорька, Зорька, где гора?
— За рекой.

— Зорока, Зорька, где река?
— За мостком.

— Зорька, Зорька, где мосток?
— За леском.

— Зорька, Зорька, ты была далеко.
Что хозяйке принесла?

— Молоко.
Мууууууууу.

В. Берестов. Бычок

Маленький бычок,
Желтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
-Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у!

В. Берестов. Коровушка

Коровушка, коровушка!
Рогатая … головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше … дай!

1.6. Стихи про игрушечную кошку

Г. Сапгир. Кошка

— Кошка, как тебя зовут?
— Мяу.
— Стережешь ты мышку тут?
— Мяу.
— Мяу, хочешь молочка?
— Мяу.
— А в приятели – щенка?
— Фрр!

З. Александрова. Топотушки

Топ, топ, топотушки…
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!

В. Берестов. Котёнок

Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг-скок! Цац-царап!
Не уйдёшь из наших лап!

М. Дружинина. Кошка

— Мурр – мурр – мурр, —
Мурлычет кошка, —
Ты погладь меня немножко!
От тепла и ласки
Я зажмуррррю глазки!

1.7. Стихи про игрушку — мишку

З. Александрова. Мой мишка

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.

Повяжу тебе салфетку —
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей!

Это - куры, это - утки,
Чёрный Шарик спит у будки.
Мы его не позовём,
Убежим гулять вдвоём.

Пьёт козлёнок из корыта,
На тебя глядит сердито.
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его боюсь.

Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в речке,
Будем плавать, загорать,
Наши трусики стирать.

Мишка топал, баловался,
Лёгкий мостик зашатался,
По воде идут круги…
Шарик, Шарик, помоги!

Мишка мокрый, будто губка,
Сохнет плюшевая шубка.
Шарик убежал вперёд.
Нам от мамы попадёт!

1.8. Стихи про игрушку — петушка

Г. Лагздынь. Петушок

— Петушок, петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

.М. Дружинина. Петух

— У меня отличный слух, —
Как-то хвастался петух, —
Ни корове, ни жуку
Так не спеть: КУ- КА – РЕ — КУ!

1. 9. Стихи про игрушечного коня

М. Клокова. Конь

Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня, –
Я поехал к маме.

А. Барто. Лошадка

Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Г. Лагздынь. Я скачу

Мчится конь удалой,
мчится вихрем, стрелой.
На коне я верхом.
Я кричу на весь дом.
Я кричу! Я скачу!
Быстрой птицей лечу!
не ругайте меня,
Не снимайте с коня.
Я ещё поскачу!
Я ещё покричу!

В. Берестов. Лошадка

— Но!- сказали мы лошадке
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!

М. Клокова. Мой конь

Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!

1. 10. Стихи про куклу

М. Дружинина

Плещется в водичке дочка Маша,
Плещется в водичке кукла Даша.
Мама вытирает свою Машу,
Маша вытирает свою Дашу.

Ю. Гарей Колыбельная

Спи, моя хорошая,
Баю-баю-бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.

Г. Бойко. Кукла

Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает,
Только на руки берешь.

И хоть слез у куклы нету,
Плачет девочка моя:
- Мама, мама! Где ты, где ты?
Ну, а мама – это я.

Я надену кукле бусы,
Платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе
В старом куколку мою.

В Берестов. Больная кукла

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

П. Образцов. Лечу куклу

В белом халате
Я у кровати.
Мне не до сна:
Кукла больна.
Кашель у Лины,
В горлышке хрип.
Может, ангина?
Может быть, грипп?
Чаем с малиной
Куклу пою.
Вылечу Лину,
Куклу мою.

Т. Коваль. Кукла

Я пекла, варила,
Кукол накормила.
Куклы меня слушали,
Быстренько все скушали:

И суп из цветочков,
И пирог из песочка,
И котлеты из глины,
И компот из рябины.

О. Высотская. На санках

Покатились санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади –
Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!
А не то разбиться можно!

Раздел 2. Стихи об игрушках для детей 3-7 лет

2.1. Стихи про игры детей с игрушками

И. Токмакова. Поиграем

На лошадке ехали,
До угла доехали.

Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.

Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!

З. Александрова. На прогулке

Мяч, ведерко и лопатка,
Вам приходится не сладко.
Если взяли вас гулять,
Надо рыть, носить, скакать.

По земле зеленый мячик
Целый час лягушкой скачет.
И лопатке недосуг —
Раскопала все вокруг.

У ведерка дело хуже —
Воду черпает из лужи.
Только в луже — вот беда! —
Не кончается вода!

И. Плакида. Игрушки

У Толи и Катюшки
Есть разные игрушки:
Свинья с поросенком,
Корова с теленком,
Курочка хозлатка
И желтые цыплятки.

З. Александрова. Игрушки

Из цветной пушистой байки
Малышам игрушки шьём -
Куклы, мячики и зайки.
Их всё больше с каждым днём.

Здесь игрушек целый угол:
Белый выводок зайчат,
И косички толстых кукол
Кверху бантами торчат….

Вот тигрёнок полосатый.
У тигрёнка добрый вид,
Потому что только ватой
У него живот набит.

Э. Успенский. Берегите игрушки

У коляски нет колёс,
У ежа отклеен нос,
Стали чёрными цыплята,
А из мишки лезет вата.
Были новыми игрушки,
А сейчас они старушки.
Так давайте поскорей
Взяли кисточки и клей,
Нитки, катушки
И вылечим игрушки.

В. Берестов. В магазине игрушек

Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди,
А также создают.
И только у нас,
В магазине игрушек,
Огромнейший выбор
Друзей и подружек!

В. Берестов. Непослушная кукла

Нашей кукле каждый час
Мы твердим по двадцать раз:
«Что за воспитание!
Просто наказание!»
Просят куклу танцевать,
Кукла лезет под кровать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Все играть – она лежать.
Все лежать – она бежать.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Вместо супа и котлет
Подавайте ей конфет.
Что за воспитание!
Просто наказание!
Ох, намучились мы с ней.
Всё не так, как у людей.
Что за воспитание!
Просто наказание!

В. Волина. Задачка про Андрюшку

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Еж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?

М. Пляцковский. Заводная игрушка

У меня игрушек много —
От слона до носорога.
Но пока что ни одной
Нет игрушки заводной.

У меня полно игрушек —
Кукол, кубиков и пушек,
Барабанов и гармошек,
Ванек-встанек и матрешек.

Но мечтаю о такой,
Чтобы ключ крутить рукой,
Чтоб пружинка пригодилась,
Чтоб игрушка заводилась —
И бежала по столу,
И кружилась на полу,
Или, выпрыгнув из рук,
Улетела в небо вдруг!

М. Яснов. Мой тигренок

Мой ватный тигренок
Совсем как живой.
Но целыми днями
Молчит он со мной.

Какой же он грустный,
Несчастный на вид!
Он в детской кроватке,
Как в клетке, сидит.

Мне хочется в джунгли
С тигренком бежать,
Мне хочется лапу
Тигренку пожать.

Сказать:
— Ты свободен,
Свободен теперь!.. —
Чтоб мама тигренка
Открыла нам дверь,

Чтоб папа тигренка
К груди нас прижал,
Чтоб крепко мне руку
Тигренок пожал!

В. Лунин. Кукла

Мне подарили куклу! Мне! Мальчишке!
Меня обидеть не могли сильней!
Всегда дарили мне машины, книжки,
А тут вдруг - кукла… Что мне делать с ней?

Возить в коляске? Нянчить? Шить ей платья?
Я ж не девчонка, чтобы с ней играть.
Есть интересней у меня занятья:
Ну, например, конструктор собирать,

Иль вездеход возить через ухабы,
Или водить по дому поезда.
- А ты бы, кукла, так играть могла бы?
Скажи!
Она глаза прикрыла:
- Да!

Мы вместе с ней огромный шар надули,
На воробьев глазели за окном.
Я с ней летал на самолете-стуле
И возводил многоэтажный дом.

Она казалась мне живою.
Я злился, получив ее? Вранье!
Мне кукла стала младшею сестрою.
Я сразу, сразу полюбил ее!

Г. Лагздынь. Строим дом

Строим дом, новый дом,
Заживут игрушки в нем!
Вот кирпич. Вот доска.
Черепицы два куска.
В доме — окна, в доме — двери,
Стены — блоки и панели.
Взяли белые мелки,
Побелили потолки.
Кран уходит, важный — важный.
На стреле флажок горит.
Дом стоит многоэтажный.
Заходите! Вход открыт!

2. 2. Стихи про игрушечный автобус

В. Борисов. Автобус

Жёлто-красный он,
Блестящий —
Окна, дверцы,
Шесть колес!
Ну совсем как настоящий!
Кто бы сел,
А я повез.
Руль крути,
Дави на тормоз —
До чего хорош автобус!

2.3. Стихи про игрушечную машину

В. Викторов. Машина

Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без приказа светофора,
Шла сама куда не зная,
Шла машина заводная.

Б. Заходер. Шофер

Качу,
Лечу
Во весь опор.
Я сам — шофер.
И сам — мотор.
Нажимаю
На педаль —
И машина
Мчится вдаль!

В. Берестов. Про машину

Вот девочка Марина.
А вот ее машина.

На, машина, чашку.
Ешь, машина, кашку.
Вот тебе кроватка,
Спи, машина, сладко.

Я тобою дорожу,
Я тебя не завожу.
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась,
Чтоб не бегала в пыли.
Спи, машина, не шали!

Вдруг машина заболела:
Не пила она, не ела,
На скамейке не сидела,
Не играла, не спала,
Невеселая была.

Навестил больную Мишка,
Угостил конфетой «Мишка».

Приходила кукла Катя
В белом чистеньком халате.
Над больною целый час
Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает все на свете.
Первоклассный доктор — Петя
(Петя кончил первый класс),
И машину доктор спас.

Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
-Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела —
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?
Ключик взять —
И завести!

2.4. Стихи про игрушку — собачку

Ю. Кушак. Плюшевый пес

Это
Пес сторожевой.
Он может лаять,
Как живой.
Но он не лает потому,
Что ты понравился ему!

В. Берестов. Щенок

Спит будильник. Спит звонок.
Просыпается щенок.
Просыпается и лает,
Снов приятных нам желает.
«баю-бай! Баю-бай!» —
Вот что значит этот лай.

2.5. Стихи про мяч

Ладонщиков Г. Катин мяч

Ускакал от Кати мяч
И пропал куда-то.
Нет нигде его, хоть плачь,
Скрылся, вот беда-то!
За диваном, под столом,
В печке, под кроватью
И в углу за сундуком
Мячик ищет Катя.
Ищет, ищет – не найдет.
А того не знает,
Что Барбос и серый кот
В волейбол играют.

В. Берестов. Мячик

Бьют его, а он не злится.
Он поет и веселится.
Потому что без битья
Нет для мячика житья.

А. Барто

С утра на лужайку
Бегу я с мячом,
Бегу, распеваю
Не знаю о чём…

А мячик, как солнце,
Горит надо мной,
Потом повернётся
Другой стороной
И станет зелёным,
Как травка весной.

2.6. Стихи про игрушечного зайчика

В. Берестов. Заяц – барабанщик

За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
— Барабанить не стану!
Нет настроения,
Нет обстановки,
Нет подготовки,
Не вижу морковки.

А. Барто Зайка в витрине

Зайка сидит в витрине,
Он в новенькой шубке из плюша.
Сделали серому зайцу
Слишком длинные уши.
В новенькой шубке серой
Сидит он, прижавшись к раме,
Ну как тут казаться храбрым
С такими смешными ушами?

Стихи про игрушку — льва

Б. Заходер. Мой лев

Подарил мне папа
Льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня
Его боялся,
А на третий —
Он сломался!

Еще интересные материалы для занятий с детьми по теме «Игрушки» вы найдете в статьях сайта:

  • Игры и упражнения для детей дошкольного возраста по теме «Игрушки» Вы найдете в статье
  • Картинки игрушек для детей Вы можете бесплатно скачать в статье

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

И. Токмакова «Поиграем»

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке - пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везёт,

Надо сесть в самолёт.

Самолёт летит,

В нём мотор гудит:

А. Барто

Из цикла «Игрушки»

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу —

Потому что он хороший.

Зайка

Зайку бросила хозяйка, —

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Слон

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в кроватку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Лошадка

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык —

Опрокинул грузовик.

Самолёт

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Кораблик

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

— Прокати, капитан!

Козлёнок

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

В. Берестов «Мяч»

Бьют его, а он не злится.

Он поёт и веселится.

Потому что без битья

Нет для мячика житья!

В. Берестов «Полька»

— Мяу, Мышка! Спляшем польку,

Подадим гостям пример!

— Я сплясала бы, да только

Мышке Кот не кавалер.

В. Берестов «Больная кукла»

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

В. Берестов «Непослушная кукла»

Нашей кукле каждый час

Мы твердим по двадцать раз:

«Что за воспитание!

Просто наказание!»

Просят куклу танцевать,

Кукла лезет под кровать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Все играть — она лежать,

Все лежать — она бежать.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Вместо супа и котлет

Подавайте ей конфет.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Ох, намучились мы с ней.

Всё не так, как у людей.

Что за воспитание!

Просто наказание!

Борис Заходер «Мой лев»

Подарил мне папа

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня

Его боялся,

А на третий —

Он сломался!

3. Александрова «Прятки»

Оленька играет в прятки.

Где искать её, ребятки?

Заглянули под кровать —

Под кроватью не видать.

— Где ты, Оля, далеко ли?

Мы соскучились без Оли!

И за дверью Оли нету,

И не видно за буфетом,

И на кухне под столом

Олю тоже не найдём.

Оля прячется за креслом:

«Нет, играть неинтересно.

Вдруг забудут, не найдут?»

— Где ты, Оленька?

3. Александрова «Раз, два, три, четыре, пять!»

Раз, два, три, четыре, пять!

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:

То играют в ладушки,

То зачем-то лезут в рот,

Книжки рвут у бабушки...

Переделав все дела,

Тянут скатерть со стола.

Лезут в соль и в компот,

А потом наоборот.

Пальчики дружные,

Все такие нужные!

Н. Саконская «Где мой пальчик?»

Маша варежку надела.

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

— Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь — и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

Борис Заходер «Шофёр»

Во весь опор.

Я сам — шофёр.

И сам — мотор.

На педаль —

Мчится вдаль!

Гайда Лагздынь «Я скачу»

Мчится конь удалой,

Мчится вихрем, стрелой.

На коне я верхом.

Я кричу на весь дом.

Я кричу! Я скачу!

Быстрой птицей лечу!

Не ругайте меня.

Не снимайте с коня.

Я ещё поскачу!

Я ещё покричу!

О. Высотская «Снежный кролик»

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз

Вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой!

Он с хвостом и с головой!

Не тяни —

Из соломинок они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

О. Высотская «На санках»

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади, —

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно!

3. Александрова «В рукавичках маленьких...»

В рукавичках маленьких

Спрятаны ладошки.

Помоги на валенки

Мне надеть калошки...

Ночью выпал первый снег.

Мы оделись раньше всех.

Я санки качу —

Гулять хочу.

М. Пляцковский «Заводная игрушка»

У меня игрушек много —

От слона до носорога.

Но пока что ни одной

Нет игрушки заводной.

У меня полно игрушек —

Кукол, кубиков и пушек,

Барабанов и гармошек,

Ванек-встанек и матрёшек.

Но мечтаю о такой,

Чтобы ключ крутить рукой,

Чтоб пружинка пригодилась,

Чтоб игрушка заводилась —

И бежала по столу,

И кружилась на полу,

Или, выпрыгнув из рук,

Улетела в небо вдруг!

В. Орлов «Тимошкина гармошка»

У Тимошки

Есть гармошка.

Если сядет он играть,

Видно две коротких ножки,

А Тимошки не видать.

Е. Карганова «Что же вышло?»

(Игра)

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша!

А под крышей мы с тобой!

Вышел новый домик с крышей,

А под крышей мы с тобой!

Подними ладошки выше,

А потом согни дугой.

Что же вышло?

Гуси вышли!

Вот один, а вот другой.

У бабуси жили гуси,

Вот один, а вот другой!

Подними ладошки выше

И, скрестив их, помаши.

Что же вышло?

Птичка вышла!

Любят птичек малыши!

Высоко летает птичка.

Любят птичек малыши!

С. Михалков «Котята»

(Считалочка)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята —

Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ — котёнок самый белый,

ДВА — котёнок самый смелый,

ТРИ — котёнок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ — самый шумный.

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА —

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята —

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам, ребята,

Вопросы для обсуждения с детьми

Тебе понравилось стихотворение В. Берестова «Непослушная кукла»? Какие слова в этом стихотворении повторяются несколько раз? Расскажи, что кукла делает не так, как нужно.

О какой игрушке мечтает мальчик из стихотворения М. Пляцковского «Заводная игрушка»? Что такое заводная игрушка? Какие ты видел заводные игрушки?








На дворе темным темно
Месяц смотрит к нам в окно.
Будет он всю ночь светить
Нужно лампу погасить.
Спать уже пора, игрушки
Ждет кроватка нас, подушки.
Вы устали, я же знаю,
Я сама уже зеваю.

И. Дарнина

Так игрушки наигрались!
Целый день они старались.
Снова в угол аккуратно
Я поставлю их обратно.

Л. Алейникова

Зайку с Мишкой укачаю,
Кукле соску нА ночь дам,
Доброй ночи пожелаю
Всем игрушкам-малышам.
Спите, милые игрушки!
Отдыхать и мне пора!
Завтра будут игры лучше,
Чем сегодня и вчера!
Тихо тикают часы:
"Спите, спите, малыши!"

С. Русановская

Зайцы в красивых косынках,
Медведи в нарядных трусах,
Лошади в чёрных ботинках
И мыши в цветных пиджаках!
В кукольном домике праздник,
Едим пластилиновый торт
И даже из маленьких кружек
Пьём акварельный компот!
Торт я украсила розами:
Девять оранжевых роз.
Ешьте его аккуратнее
И не испачкайте нос!

Стихи про игрушку лошадку, коня

К. Журавлев

Как-то раз приснилось мне:
Я катаюсь на коне.
А проснулся – нет коня:
Ускакал он от меня.
Конь игрушечный меня
Так не покатает.
Только лучше нет коня –
Он не убегает!

Ж. Полегаева

Есть любимые игрушки
У сестрёнки, у подружки.
Есть игрушка у меня –
Так похожа на коня!
За любимую лошадку,
Кашу ем и шоколадку!
Я сама всё делаю –
Даже песенки пою!
И-и-го-го-о! – Как закричу,
Как по кругу поскачу! –
Все соседи по площадке
Знают, где живёт лошадка!

Стихи про игрушку волчек

Г. Хамаль

Щелк-щелк, щелк-щелк –
Ловко я кручу волчок!
Нажимаю-нажимаю,
Разгоняю-разгоняю.
Волчок гудит, волчок звенит,
Сейчас, наверное, взлетит.
Он помчался по тропинке,
Зацепился за травинку,
А потом бочком-бочком
И в канаву прямиком!
Мы теперь вдвоем летим –
В грязь волчок, и я за ним.
Я домой волчок несу,
В ванной я, а он в тазу.
Плюх-плюх, вжих-вжих –
Мама моет нас двоих!

Стихи про котенка игрушку:

Мой котёнок очень странный -
Он не хочет есть сметану,
К молоку не прикасался
И от рыбки отказался.
Удивительная киска -
Отказалась есть сосиску.
Есть не стал он даже мяса,
Мой котёнок... из пластмассы.

Л. Аксенова

Есть игрушки у меня,
Мяч, машина новая,
Обезьянка, слон, медведь.
Хочешь? Можешь посмотреть!
Буду маме помогать,
Все игрушки прибирать.
Деда с бабой скажут враз
- Внучек умница у нас!

Е. Раннева

Дни идут, идут, идут,
А игрушки не растут.
Даже плюшевый барбос
За год вовсе не подрос.
Я взяла у тёти Нины
Для игрушек витамины,
Я даю им столько блюд! –
А игрушки не растут, -
Суп, яичницу, салат…
Надо мной смеётся брат.
Вся испачкалась мартышка,
В стирке заяц с белой мышкой,
В жирном креме мой медведь.
Ну, а я иду реветь.

Б. Журавлик

Мои любимые игрушки:
Зайчата, ёжики, лягушки.
Жираф, бельчонок, бегемот
Медведь, тигрёнок и енот.
В моей коробке для игрушек
Найду я место для зверюшек.
И пусть они из мягкой ткани,
Они живые, гляньте сами!
Зайчонок с длинными ушами
Грызёт морковку с овощами.
А на иголках у ежонка
Лежат грибы – друзья опёнка.
Жираф – бедняжка с длинной шеей
Он носит шарф. Так с ним теплее.
Бельчонок всё грызёт орешки,
Медведь – такая сладкоежка!
Тигрёнок с длинными усами
И шерстью рыжей с полосами.
Енот, он рыбу очень любит,
Лягушка кваканьем замучит.
В большой коробке для игрушек
Ещё есть место для зверушек.

М. Пиудунен

Мы сегодня для игрушек
Будем строить новый дом.
Ярких ленточек,катушек
И картинок наберем.
Много кубиков,дощечек
Привезут грузовики
Вместо лампочек и свечек
Есть гирлянды-огоньки.
Все украсим,разрисуем-
Будет здесь веселье!
Куклы в новеньких нарядах
Встретят новоселье!

С. Субботин

Я, когда купаюсь в ванне, то беру к себе игрушки.
Сразу Рыба подплывает: «Здравствуй, мальчик!» – говорит.
А за ней плывёт зайчишка, из воды – одни лишь ушки.
Рядом – Мишка косолапый, кувыркается, шалит.
Прямо все они – живые. Ох, и любят поплескаться!
Говорю им: «Не плескайтесь! Мама будет нас ругать.
В ванне надо мыться мылом и мочалкой. Постараться.
А потом поплавать можно и немножко понырять».
Но игрушки уплывают: не хотят мочалкой мыться.
Вот и мыло – прыг! из пальцев и нырнуло глубоко…
Я, конечно, всех поймаю, но придётся потрудиться.
Я их вымою, конечно, но придётся нелегко.
Я помою щёткой, щёткой, да мочалкою, да мылом,
Раззеваку Бегемота, хоботатого Слона,
И дразнилку Обезьянку, буку-злюку Крокодила,
Обзывалку Попугая и Мишутку шалуна.
А потом устроит мама нам весёлый дождидушик…
Завизжим мы, захохочем: дождик прямо проливной!
Как люблю я плавать в ванне посреди своих игрушек,
Потому что все игрушки тоже плавают со мной.

Т. Лило

Как найти свою игрушку
В этом множестве вещей?
Надо слазить под подушку,
За кровать,И в эту щель –
Если даст фонарик папа –
Посветить,И, поискав
Между стенкою и шкафом,
Заглянуть потом под шкаф…
Под столом искать не трудно -
Долго,кажется, искать...
Там лежат Спокойно грудой
Мой конструктор и тетрадь,
Ручка,Ластик, Лист бумажный
С нарисованным слоном,Ключ,
Два рыцаря отважных… Сабля,
Пушка и альбом,
От учебника обложка…
И откуда всё взялось?!
Отдохну-ка я немножко…
Сколько разного нашлось!
Поищу в столе, пожалуй…
Или в тумбочке своей?..
Ой, забыл! А что искал я
В этом множестве вещей?..
И зачем искал – не помню!
Только понял я одно:
Что налазился я вволю,
Что уже совсем темно,
Что играть Уж нет ни силы,
Ни желания, Зато...
Всё, что мама говорила,
Повторить и сам готов!
Кто найти игрушку хочет,
И при этом не устать,
Путешествуя до ночи
В шкаф, под стол и под кровать,
Кто своим вещам любимым
Быть хозяином решил –
Знать тому необходимо:
«Брал?!. – на место положи!»

Д. Никулин

Снова в доме кавардак!
И игрушки всё никак,
Не хотят, хоть тресни,
усидеть на месте!
К маме в спальню слон зашёл,
мишка спрятался под стол.
Ну а кубики, беда,
разбежались, кто куда!
Куклы, сняв с себя одёжки,
разбросали их немножко.
Где попало, скарб свалили
и печеньем насорили!
Зайка, мелкий хулиган,
прыг, да, скок и под диван!
Я его устала звать,
не желает вылезать!
Пирамидки, неваляшки,
разноцветные стекляшки.
Развалились на пути,
ни проехать, ни пройти!
Ох, уж эти мне игрушки,
непоседливые «хрюшки»!
Наказанья не бояться!
Снова маме убираться!

Кацо

Вот Ванька-встанька, который не спит,
а это - змея, но она не шипит,
а это - собака, она не рычит,
а это - корова, она не мычит,
это - лягушка с резиновой кожей,
это - машина, что ехать не может...
С ними играю я целые дни,
стали моими друзьями они.
Автоматы, пистолеты,
корабли, велосипеды,
сабли, юлы, погремушки...-
все поломаны игрушки,
все в коробке на полу
кучей свалены в углу.
Папа с мамою ругают,
что я плохо в них играю.
Сколько ж можно в них играть?!
Интересней же ломать:
поломаешь и смотри,
что находится внутри.

Н. Снежная

Тихо, тихо спят игрушки ,
где придётся, без подушки...
Мишка голову склонил,
на слонёнка положил.
У слона, с другого бока,
бегемот спит, лежебока.
Рядом с детскою кроваткой
тихо дремлет, сладко-сладко,
мягкий и пушистый зайчик,
ушки, положив на мячик.
Очень, бедные, устали,
Ими целый день играли.

В. Ткачёва

Наташа весело играла,
Но синий вечер настаёт,
И убирать игрушки надо –
Она команды им даёт
(Её не слушают игрушки):
- Идите быстро по местам!
Но на полу лежат упрямо –
Никто не двигается сам.
И не идут они в коробку,
А ведь играли только что,
И притворяются игрушки,
Будто не слышат ничего!

Т. Гетте

Вот бы всем такую смелость-
Побеждая свою скуку,
В пасть могу я крокодилу
Запустить по локоть руку!
Вот бы всем такую силу-
Не смотря на малый рост,
Льва могу трепать за гриву,
А ещё таскать за хвост!
Что покорны так зверушки,
Смелость ни при чём и сила!
Крокодил и лев- игрушки ,
Мне их мама подарила!

I. Постановка проблемной ситуации.

Наверное, все помнят с детства, что очень популярна была следующая задача: не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной линии дважды, начертить “открытый конверт”:

Попробуйте нарисовать “открытый конверт”.
Как вы видите, что у некоторых получается, а у некоторых нет. Почему это происходит? Как правильно рисовать, чтобы получилось? И для чего она нужна? Чтобы ответить на эти вопросы, я расскажу вам, один исторический факт.

Город Кенигсберг (после мировой войны он называется Калининград) стоит на реке Преголь. Некогда там было 7 мостов, которые связывали между собой берега и два острова. Жители города заметили, что они никак не могут совершить прогулку по всем семи мостам, пройдя по каждому из них ровно один раз. Так возникла головоломка: “можно ли пройти все семь кенигсбергских мостов ровно один раз и вернуться в исходное место?”.

Попробуйте и вы, может у кого-нибудь получится.

В 1735 году эта задача стала известна Леонарду Эйлеру. Эйлер выяснил, что такого пути нет, т. е. доказал, что эта задача неразрешима. Конечно, Эйлер решил не только задачу о кенигсбергский мостах, а целый класс аналогичных задач, для которых разработал метод решения. Можно заметить, что задача состоит в том, чтобы по карте провести маршрут – линию, не отрывая карандаша от бумаги, обойти все семь мостов и вернуться в начальную точку. Поэтому Эйлер стал рассматривать вместо карты мостов схему из точек и линий, отбросив мосты, острова и берега, как не математические понятия. Вот что у него получилось:

А, В – острова, M, N – берега, а семь кривых – семь мостов.

Теперь задача такая – обойти контур на рисунке так, чтобы каждая кривая проводилась ровно один раз.
В наше время такие схемы из точек и линий стали называть графами, точки называют вершинами графа, а линии – ребрами графа. В каждой вершине графа сходится несколько линий. Если число линий четно, то вершина называется четная, если число вершин нечетно, то вершина называется нечетной.

Докажем неразрешимость нашей задачи.
Как видим, в нашем графе все вершины нечетные. Для начала докажем, что, если обход графа начинается не с нечетной точки, то он обязательно должен закончится в этой точке

Рассмотрим для примера вершину с тремя линиями. Если мы по одной линии пришли, по другой вышли, и по третьей опять вернулись. Все дальше идти некуда (ребер больше нет). В нашей задаче мы сказали, что все точки нечетные, значит, выйдя из одной из них, мы должны закончить сразу в трех остальных нечетных точках, чего не может быть.
До Эйлера ни кому в голову не приходило, что головоломка о мостах и другие головоломки с обходом контура, имеет отношение к математике. Анализ Эйлера таких задач “является первым ростком новой области математики, сегодня известной под названием топология”.

Топология – это раздел математики, изучающий такие свойства фигур, которые не меняются при деформациях, производимых без разрывов и склеивания.
Например, с точки зрения топологии, круг, эллипс, квадрат и треугольник обладают одинаковыми свойствами и являются одной и той же фигурой, так как можно деформировать одну в другую, а вот кольцо к ним не относится, так как, чтобы его деформировать в круг, необходима склейка.

II. Признаки вычерчивания графа.

1. Если в графе нет нечетных точек, то ее можно нарисовать одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, начиная с любого места.
2. Если в графе две нечетные вершины, то ее можно начертить одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, причем вычерчивать нужно начинать в одной нечетной точке, а закончить в другой.
3. Если в графе более двух нечетных точек, то ее нельзя начертить одним росчерком карандаша.

Вернемся к нашей задаче с открытым конвертом. Подсчитаем количество четных и нечетных точек: 2 нечетные и 3 четные, значит, эту фигуру можно начертить одним росчерком, причем начать нужно в нечетной точке. Попробуйте, теперь у всех получилось?

Закрепим полученные знания. Определите, какие фигуры можно построить, а какие нельзя.

а) Все точки четные, поэтому эту фигуру можно построить, начиная с любого места, например:

б) В этой фигуре две нечетные точки, поэтому ее можно построить не отрывая, карандаша от бумаги, начиная с нечетной точки.
в) В этой фигуре четыре нечетные точки, поэтому ее нельзя построить.
г) Здесь все точки четные, поэтому ее можно построить, начиная с любого места.

Проверим, как вы усвоили новые знания.

III. Самостоятельная работа по карточкам с индивидуальными заданиями.

Задание : проверить, можно ли совершить прогулку по всем мостам, пройдя по каждому из них ровно один раз. И если можно, то нарисовать путь.

IV. Итоги занятия.

Не отрывая карандаша

Цель: научить учащихся определять, изображать и составлять геометрические фигуры,
которые можно вычерчивать без отрыва карандаша от бумаги;
сформулировать признаки вычерчивания фигур одним росчерком;
привлечь учащихся к различным видам деятельности: наблюдению, исследованию,
умению делать выводы.

Ход урока.
I. Вступительное слово учителя:
Многие люди ставят свою подпись непрерывной линией, причем для каждого человека она специфична. Есть ли среди вас такие? (Покажите образец своей подписи).
Из истории известно, что Магомет (Мухаммед – основатель мусульманской религии) вместо подписи описывал одним росчерком знак, состоящий из двух рогов луны: Я надеюсь, что в конце нашего урока вы тоже сможете это сделать.
Приведите примеры геометрических фигур и букв нашего алфавита, которые можно изобразить, не отрывая карандаша (круг, квадрат, треугольник; Г, Л, М, П, С). Изобразите треугольник. Для решения таких задач существуют признаки, по которым можно проверить, можно ли эту фигуру построить, не отрывая карандаша от бумаги. Если можно, то с какой точки это вычерчивание надо начинать?

В математике есть раздел, который изучает свойства таких фигур (найдите ответ, разгадав ключевое слово кроссворда)

1.Часть прямой (отрезок).
2. Фигура, состоящая из двух одинаковых квадратов (домино).
3. Сумма длин всех сторон треугольника (периметр).
4. Прибор для измерения углов (транспортир).
5. Углы 1 и 2 _______ (вертикальные).
6. Окончанием данных слов служит математический термин из 5 букв.
ЛАС
ФОР (..) (точка).
ЛЕН
7. Единица измерения углов (градус).
8. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана).
9. Автор учебника «Геометрия 7-9 класс» (Атанасян).

Топология – раздел математики, изучающий такие свойства фигур, которые не меняются при деформации фигур, производимой без разрывов и склеивания.
Например, с точки зрения топологии, круг, эллипс, квадрат и треугольник обладают одинаковыми свойствами и являются одной и той же фигурой, так как можно трансформировать одну в другую. А вот кольцо к подобным не относится: чтобы превратить его в круг, необходима склейка.
Плоский граф – множество точек плоскости.
Вершина графа – точки плоскости, соединенные между собой
Ребра – линии, соединяющие вершины.

Договоримся называть вершину, в которой сходится четное число линий, словом «четная», а вершину, в которой сходится нечетное число линий, – «нечетная».

А(н), С (н), В(ч), D (ч)

Вывод:
1. если в фигуре нет нечетных вершин, то ее можно начертить, не отрывая карандаша.
2. Если нечетных вершин не более двух, то можно начертить фигуру, причем начать надо в одной из нечетных вершин и закончить в другой (если фигура имеет одну нечетную вершин, то имеет и вторую).

.
На доске изображены два конверта, один открытый, другой закрытый.
Задание: перерисовать в тетрадь конверты и обрисовать их другим цветом, придерживаясь правила, – не отрывать карандаш от бумаги и не проходить им дважды ни по одной линии.
А-В-E-C-D-B-C-A-D
Если нечетных точек не более двух, то можно начертить фигуру, причем начать надо в одной из нечетных точек и закончить в другой (если фигура имеет одну нечетную точку, то имеет и вторую).

На рисунке изображены различные фигуры. Установите, какие фигуры можно нарисовать, не отрывая карандаш от бумаги, а какие нет.