Презентация. "Мертвые души" История создания











Презентация по литературе на тему: «Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»» — Чтобы распечатать эту презентацию ее можно скачать бесплатно. Скачать презентацию

Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
«Мёртвые ду́ши» - произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэму. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том был уничтожен самим Гоголем, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только отдельные сведения.
Художественные особенности поэмы
Смысл названия
Религиозный аспект: душа живет и после смерти.
Нравственный аспект: помещики, чиновники, Чичиков утратили душу, превратились в «мертвых душ».
Социальный аспект: «живые души» сохранили некоторые представители народа.
Чтобы понять особенности жанра поэмы «Мертвые души», можно сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная комедия» состоит из трех частей. Первый том «Мёртвых душ» будто бы идейно соотносится с «Адом», второй - с «Чистилищем», третий - с «Раем».
Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Лирические отступления придают поэме глубину, широту, лиризм.
Наличие художественных деталей
Наличие художественных деталей помогает характеризовать героев. Например, Чичикова сопровождают бричка, ларчик и фрак.
Использование вставных эпизодов
Использование вставных эпизодов «Повесть о капитане Копейкине» вводит тему «маленького человека» и верховной власти.
Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя, но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает.
В центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.
Практически все персонажи поэмы статичны, они не развиваются. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души.
Есть ли все-таки в поэме «живые души»?
Талант и трудолюбие мужиков Собакевича
Меткость русского слова (гл. 5)
Глубина и цельность народных чувств (задушевная песня, гл. 11)
Щедрость народной души (яркость народного веселья, гл. 8)
Неисчерпаемость силы и в нежелании крестьян терпеть гнет (гл. 7)
Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Второй том был уничтожен самим Гоголем, но сохранилось несколько глав в черновиках, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам:

1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"

2. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

3. Образ Чичикова В поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

4. Образ народа в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Кроме того в данном разделе представлены методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках литературы по творчеству Н.В.Гоголя при изучении поэмы "Мертвые души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Хочется… показать с одного боку всю Русь…» История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1835 1836 1837 1840 1842 1935 год – «Начал писать «Мертвые души»… Мне Хочется хотя с одного боку показать всю Русь…» 1942 год – «Мертвые души» – преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах. Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение! «Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления (Ср. «Евгений Онегин»)

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том) Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Заблудившись, в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава ПЕРВОЕ ЗВЕНО ВТОРОЕ ЗВЕНО ТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы 7-10 главы 11 глава

Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетельные язычники) Грех невоздержанности: 2 круг – сладострастники; 3 круг – чревоугодники 4 круг – скупцы и расточители; 5 круг – гневливые. 6 круг – еретики. 7 круг - грех – насилие. Грех – обман: 8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр. 9 круг – предатели.

Главы для анализа – 1-6 главы Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Поместье, дом. Портрет. Занятия. Характер. Речь, манеры. Покупка «мертвых душ»

Пример: Образ Манилова. 1. Дом Манилова Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было…. 2. Внешность Манилова «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

3. Занятия Манилова Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы. 4. Манеры, речь «В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…» 5. Покупка «мертвых душ» Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?

Цели и задачи исследования: Проследить, как входит в поэму крестьянская Русь. Обратиться к жанровым особенностям произведения и выяснить роль лирических отступлений в поэме. Ответить на проблемный вопрос.

Гипотеза: Мертвой души не может быть, так как она бессмертна. Если в душе человека таится жизнь – образ Божий, значит, у него есть надежда на возрождение.

Результаты наблюдений Слово «поэма» написано более крупным шрифтом, чем название, что указывает на значимость жанра. Черепа и скелеты указывают на то, что это путешествие в страну мертвых. Летящая бричка напрямую связана с образом дороги в поэме.

Результаты наблюдений: Мертвые души Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые Души, умерших крестьян

Есть ли в поэме живые души?

Живая народная душа Талантливость: каретник Михеев, сапожник Телятников. плотник Степан Пробка Сила и острота народного ума: меткость русского слова Глубина и цельность: задушевная русская песня Широта и щедрость: яркость и безудержность веселых народных праздников

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Выводы: Предмет описания – мир и люди, забывшие о душе. Цель – заставить читателя понять, что бездуховность есть единственная причина распада. Понимание этого – путь к возрождению Руси.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках литературы.

по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя.

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы?

О чем должен помнить учитель, работающий по методу проектов?

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

  1. развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  2. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  3. формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
  4. формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
  5. воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие, как:

  1. активизация познавательного интереса учащихся;
  2. формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
  3. формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
  4. формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
  5. формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
  6. формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:

  1. Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад» Н.В.Гоголь?
  2. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
  3. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
  4. Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Темы ученических исследований можно предложить следующие:

  1. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  2. Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  3. Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)
  4. Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).

Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:

http://nikolay.gogol.ru

www.a4format.ru

Желаю удачи и новых открытий!


Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Петухова А.Г.



В как ом году Н.В. Гоголь начал работу над поэмой «Мертвые души»?



Кто из писателей подсказал

Н. Гоголю сюжет поэмы «Мёртвые души», реальное ли событие описано в произведении?



«Сюжет «Мертвых душ», Пушкин находил, хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести самые разнообразные характеры». Пушкин, подаривший Гоголю сюжет, знал о залоге «убылых» крестьян: такой случай произошел около села Михайловское: один предприниматель попался на покупке и продаже умерших крестьян. Граф В.А.Соллогуб также вспоминал,

что Пушкину показывали на бегах,

некоего П., который нажил себе

состояние на такой операции

и не попал под суд.


Подобные истории происходили и на Украине: в Миргородчине помещик Пивинский, знакомый Н. Гоголя, накупив у соседей за горилку «мертвые души», записал их себе, чем обошёл закон, запрещавший мелкопоместным иметь винокурни.

Такие аферы с «мертвыми душами» были возможны потому, что ревизские сказки, т.е. именные списки крестьян представлялись помещиками в административные органы при очередной ревизии, происходившей зачастую раз в 10- 15 лет. За это время болезни или несчастные случаи уносили десятки и сотни людей.


В чем своеобразие жанра произведения?





Приведите несколько пословиц, употребленных в поэме Н. Гоголем?


  • «Затвердила сорока Якова одно про всякого»
  • «У него губа не дура»
  • «Неладно скроен, да крепко сшит»
  • «Начнут гладью, а кончат гадью»
  • «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»
  • «Русский человек задним умом крепок»

Вспомним героев поэмы!

П. Боклевский


Павел Иванович Чичиков был в чине коллежского советника, что по табели о рангах соответствовало военному чину полковника, т.е. чиновником 6-ого класса.

В первом томе Н. Гоголь одел своего героя во фрак «брусничного цвета с искрой». Во втором томе - «наваринского пламени с дымом».



Чичиков посещает помещиков в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

В гоголеведении последовательность объясняется по-разному. А. Белый считает, что каждый последующий

помещик, с которым судьба

сталкивала Чичикова, более

мертв, чем предыдущий»



Какова цель покупки мертвых душ Чичиковым?




О чем мечтал Манилов?

Кукрыниксы



Кого из героев Н.В.Гоголь называет «дубиноголовая», «скопидомка»? Почему?


Какова наружность Собакевича?

«Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура не долго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз- вышел нос, хватила в другой- вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт»!»

П. Боклевский


Это речь Ноздрева


Узнайте героя по портрету.

П. Боклевский


  • Манн.Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.,1988.
  • Смирнова-Чичикина.Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Литературные комментарии.- М.,1964.
  • Русские писатели.1800-1917. Биографический словарь.- М.,1989.
  • Интернет:

а) http:// revizor.net / ,

б) http:// az.lib.ru /g/ gogolx_n_w / ,

в) http:// revolution.allbest.ru / literature /00009791_0.html .

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ История замысла поэмы и его реализации. Основа сюжета. Смысл названия. Конфликт поэмы. Композиция поэмы. Жанровое своеобразие. Цель «негоции» Чичикова. Персонажи поэмы.

Слайд 3

История замысла поэмы и его реализации А.С. Пушкин:«Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А. С. Пушкин отдал Гоголю«свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

Слайд 4

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!»

Слайд 5

В Е Р С И Я Гоголь ориентировал свое произведениена эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.Перваячасть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второйчасти (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю».Законченным оказался только 1-й том.

Слайд 6

В основе сюжета Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Путешествие его от одного помещика к другому.

Слайд 7

Смысл названия В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые души» у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. НоА. Герцентак писал о названии поэмы:«Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Обратите внимание на эту точку зрения!

Слайд 8

Конфликт поэмы «Мертвые души» Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

Слайд 9

Композиция поэмы «Мертвые души» «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. 1 глава Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России. 11 глава 2-6 главы 7-10 главы

Слайд 10

Жанровое своеобразие «Мёртвых душ» Л.Н.Толстой:«Мёртвые души» - это не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное». Сам Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении. Задача Эпической части Лирической части Показать «Хотя с одного боку всю Русь». Показать положительныйидеал автора.

Слайд 11

Цель «негоции» (оптовой скупки)Чичикова Афера имела под собой веские юридические и экономическиеоснования. Он предполагал получить«двести тысяч капиталу»от опекунского совета, заложив своих крестьян. 1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самымидешевыми оказались «мертвые души»-умершие крестьяне, еще непопавшие в ревизские сказки(официальный документ, в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную засвоих крестьян). Перепись проводилась раз в10-15 лет. Памятуя о недавней эпидемии холеры, в1830 году,Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мертвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако,без землисделка была бы юридически незаконной, поэтомув его разговорах с городскими чиновниками появляется слово«навывод»:заселение и освоение земель в южных губерниях Россиивсячески поощрялось, ипереезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

Слайд 12

Персонажи поэмы « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Н. В. Гоголь. Последовательность в изображениидеградации помещиков в поэме. Деградация!Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

Слайд 13

МАНИЛОВ Черты характера Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

Слайд 14

КОРОБОЧКА Черты характера Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость доскупости).

Слайд 15

НОЗДРЕВ Черты характера Хвастовство. Безалаберность. Наглость. Ярмарочный героизм.

Слайд 16

СОБАКЕВИЧ Черты характера Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.


  • « И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своем сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мертвых душ» вторую часть! Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – все другие. Вот так дело! Как такое может быть, если рукопись сгорела, а герой остался жить? Через дали, через годы он заброшен на беду катапультой дымохода в современную среду. Николай Васильевич Гоголь, сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мертвых душ старинный род. И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов, все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придется с кресла, Написать сожженный том. П. ВЕГИН.

  • Посмотреть все слайды


    Чичиков-Центральный герой поэмы «Мертвые души». Вокруг него сосредоточено все действия поэмы, с ним связаны все ее персонажи.

    Чичиков представляет собой человека, который многими своими чертами отличается о поместного дворянства. По своему происхождению он дворянин, но усадьба не является источником его существования. На всю жизнь запомнил Чичиков советы своего отца-больше всего беречь и копить копейку. Отсюда цель всей жизни главного героя-приобретательство.


    Манилов оторван от жизни, неприспособлен. Портрет и характер Манилова создан по принципу: «в приятность, казалось, чересчур было передано сахару». На лице Манилова было «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»

    Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».

    Не смотря на «чрезмерность», Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову «мертвые души» бесплатно.


    Коробочка отличается бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Вещи в ее доме отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время-ее мелочность и ограниченность. Гоголь называет Коробочку «дубинноголовой». Она боится продешевить при продаже «мертвых душ», что бы как-нибудь «не понести убытку». Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал.


    Внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушка «горазда больше тарелки», «ни разу не был болен». Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников.

    Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.


    Ноздрев- «разбитной малый», кутила. Главная его страсть- «нагадить ближнему», продолжая оставаться его другом.

    В кабине Ноздрева вместо книг- сабли и турецкие кинжалы. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже «мертв».


    Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя,-заплесневалый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Плюшкин подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.