Бурдинский игорь ильич долги. Бизнесмен хочет, чтобы на исаакиевскую площадь вернулись гигантские обнаженные мужские фигуры

27/02/2015

Вернуть статуи Диоскуров на крышу бывшего посольства Германии на Исаакиевской площади, 11, которые были сброшены оттуда во время немецкого погрома в первые дни войны 1914 года, хочет предприниматель Игорь Бурдинский.


Э то не первая попытка восстановить историко-архитектурную справедливость, но предыдущие успехом не увенчались. И дело здесь не только в деньгах: все-таки статуи уничтожали в свое время как символ германского милитаризма. Однако нельзя не признать, что без них здание бывшего посольства смотрится, как пьедестал без памятника.

Игорь Бурдинский, бывший владелец знаменитой конструктивистской фабрики «Красное знамя», рассказал «Городу 812», что создает специальный фонд, который будет заниматься восстановлением наиболее интересных утраченных городских памятников. Фонд называется «11», по числу объектов, которые планируется восстановить в первую очередь. Но ими ограничиваться не будут. При этом на первом месте стоят Диоскуры, на втором, по словам Бурдинского, - скульптурная группа, исчезнувшая при ремонте около 10 лет назад со здания Екатерининского собрания (угол канал Грибоедова и Средней Подьяческой). Сейчас она в неотреставрированном виде хранится внутри самого здания, которое занимают различные ведомства.

Диоскуры, близнецы Кастор и Поллукс из античных мифов - две выполненные в «тевтонском стиле» гигантские обнаженные мужские фигуры, держащие под уздцы лошадей, - появились на Исаакиевской площади одновременно с новым зданием германского посольства за год до начала войны.


Строительством по проекту Петера Беренса руководил Мис ван дер Роэ, ставший впоследствии едва ли не самым знаменитым немецким архитектором XX века. Своим непривычным для Петербурга видом постройка смущала многих современников и с великим удовольствием была разгромлена патриотической толпой, как только между Россией и Германией началась война. Статуи были сброшены с крыши (по некоторым данным, толпа даже дотащила их до Мойки и бросила в реку). Что стало с ними потом - неизвестно.

По собственной инициативе Игорь Бурдинский создал модель утраченной статуи в масштабе 1:10. Это, впрочем, не первая попытка восстановить близнецов - в Управлении Минюста по СПб, которое сейчас занимает здание на Исаакиевской площади, стоит копия скульптурной группы.

Игорь Бурдинский, предприниматель

- В чем именно будет состоять роль вашего фонда?
- Очень часто высказывается идея восстановить тот или иной памятник, а как ее реализовать - никто не знает. В ряде случаев у ведомств, на территории которых они находились, даже частично есть на это средства. Например, перед Обуховской больницей, которая сейчас принадлежит ВМА, стоял бюст Екатерины II, перед академией Генштаба, где ныне Военный университет связи, - памятник погибшим выпускникам академии. Мы будем содействовать реализации такого рода идей.

- Почему вы решили начать с Диоскуров?
- Тема Диоскуров для меня и моих единомышленников самая близкая, ради нее и создавался фонд, к тому же она привязана ко времени. Хотелось бы вернуть их к 2018 году, столетию окончания Первой мировой войны. Это было бы хорошим символом, жестом доброй воли - когда где-то в мире наши памятники ломают, мы - восстанавливаем. Мы собрали материалы, своими силами создали модель 1:10, сейчас надо перевести ее в 1:5, это будет уже демонстрационный материал.

- А что за модель стоит сейчас в Управлении Минюста?
- Не знаю, как давно существует та модель, она создавалась не нами, но мы узнали о ней на стадии изготовления модели Диоскуров, уже после того, как изучили материалы, среди которых были и эксклюзивные фотодокументы, присланные нашими коллегами из немецких архивов.

- С кем нужно вести переговоры, чтобы получить разрешение на установку скульптуры?
- Нужны добрая воля Минюста как пользователя здания, естественно, КГИОПа и желание городского правительства. Сейчас главное - сформировать общественное мнение о значимости этого проекта для нашего города. Вопрос финансирования важен, но общественное мнение важнее.

- Сколько будет стоит создание Диоскуров?
- В 2008 году в одной из публикаций на эту тему упоминалась цифра 170 миллионов рублей. Думаю, сейчас несмотря на инфляцию можно уложиться в ту же сумму.

Ксения Черепанова, пресс-секретарь КГИОП:

Шестиметровая скульптурная группа просуществовала на здании Германского посольства всего год - после начала Первой мировой войны посольство подверглось нападению патриотически настроенной толпы. Тема воссоздания Диоскуров уже поднималась в рамках благотворительного проекта «Магазин подарков Санкт-Петербургу», проходившего в 2005-2007 гг., но однозначного решения принято не было.

При появлении источника внебюджетного финансирования вопрос о целесообразности восстановления произведения Беренса - Энке в его первоначальном виде, безусловно, должен быть вынесен на обсуждение профессионального сообщества. Также необходимо понимать, что такое решение повлечет необходимость обследования технического состояния здания. Возможно, придется проводить работы по усилению конструкций.

Какие еще утраченные объекты хочет восстановить фонд «11»:

Председатель координационного совета общественной инициативы по защите архитектурного комплекса «Красное Знамя» Игорь Бурдинский написал письмо членам совета по сохранению культурного наследия, в котором раскритиковал историко-культурную экспертизу здания ТЭЦ фабрики «Красное знамя» на Пионерской улице, которую хотят приспособить для современного использования. Экспертизу делала Маргарита Штиглиц, и господин Бурдинский попросил ее лишить лицензии. В ответ госпожа Штиглиц ответила ему открытым письмом. «Канонер» публикует оба обращения.

Уважаемые члены совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга!

Обращаемся к вам в связи проблемой сохранения ансамбля фабрики «Красное знамя», который построен по проекту выдающегося архитектора Эриха Мендельсона и имеет общемировую культурную ценность. Ниже представлены факты, которые необходимо принять во внимание на сегодняшнем заседании совета (он состоялся 20 марта).

Предлагаемая сегодня к обсуждению членов совета архитектурная концепция приспособления для современного использования доминанты архитектурного ансамбля фабрики «Красное знамя» - здания ТЭЦ - выполнена в полном несоответствии утверждѐнному охранному обязательству от 01.02.16 г. № 40-4 и представляет собой проект с вопиющими нарушениями предмета охраны памятника. В связи с этим вынесение данного вопроса на совет является неправомочным.

Акт по результатам историко-культурной экспертизы от 9 февраля 2017 года, уточняющий предметы охраны объекта культурного наследия регионального значения «ТЭЦ фабрики „Красное знамя“», выполненный экспертом М. С. Штиглиц, содержит грубейшие ошибки, а также недостоверные сведения об объекте. Таким образом, утверждение данной экспертизы недопустимо.

Общественная инициативная группа направила в КГИОП возражения на выводы вышеуказанной экспертизы, которые были официально приняты комитетом.

Анализ двух выполненных экспертом М. С. Штиглиц историко-культурных экспертиз по объектам, находящимся на территории фабрики «Красное знамя», в которых делаются выводы относительно здания ТЭЦ фабрики «Красное знамя» (от 25 сентября 2015 и от 9 февраля 2017 года), выявил различия в указании исторических фактов и противоречия сделанных выводов.

Данные несоответствия указывают на недобросовестное и произвольное отношение эксперта к сохранению объектов выдающейся ценности.

Аргументы и материалы, подтверждающие вышеуказанные утверждения, направлены в Министерство культуры РФ, на основании которых общественная инициатива поднимает вопрос о лишении эксперта М. С. Штиглиц аккредитации.

Задекларированные планы реставрации фасадов памятника к футбольному чемпионату демонстрируют абсолютную некомпетентность и непонимание проблематики санации бетона. Стремление обеспечить видимость сохранности объекта в столь сжатые сроки опасно для здания, запланированные работы не имеют ничего общего с понятием «реставрация» и противоречат принципам обращения с объектами национального культурного достояния.

Принимая решения в отношении фабрики «Красное знамя», необходимо учитывать важнейшее значение данного архитектурного ансамбля для российско-немецких культурных связей. В 2009 году в рамках российско-германского форума «Петербургский диалог» была подписана резолюция о полном сохранении данного архитектурного ансамбля. Также в рабочих документах форума объект рассматривается как объединяющий фактор в истории взаимоотношений России и Германии.

Приглашенные на круглый стол по сохранению фабрики «Красное знамя» немецкие специалисты констатировали недопустимое обращение с исторической территорией фабрики. По результатам визита немецких специалистов на объект и ознакомления с концепцией приспособления для современного использования доминанты ансамбля - здания ТЭЦ - готовится документация. И, согласно их заявлению, в ближайшее время будет отправлен протест международных экспертных организаций DOCOMOMO и ICOMOS.

Уважаемые члены совета! Неизменным, незыблемым условием для определения будущей функции для столь значительного памятника архитектуры является обеспечение исторической подлинности объекта, а именно абсолютное сохранение внутреннего и внешнего облика здания. Принимая во внимание значение ансамбля фабрики «Красное знамя» для истории мировой архитектуры. Каждый его элемент обладает выдающейся культурной ценностью. В связи с этим на членов совета возложена ответственность за определение будущего этого легендарного объекта и за сохранение общемирового культурного достояния.

Игорь Бурдинский, председатель координационного совета общественной инициативы по защите архитектурного комплекса «Красное Знамя»

Председателю КГИОП С. В. Макарову

Уважаемый Сергей Владимирович!

В связи с письмом г-на Бурдинского по поводу ситуации с ТЭЦ фабрики «Красное знамя» сообщаем следующее.

Экспертиза, о которой он пишет, была выполнена ООО «Северо-западная ассоциация историко-культурных исследований и экспертиз» и поступила в КГИОП 14 февраля 2017 года. Она была отозвана заказчиком экспертизы ООО «Мендельсон» 21 февраля 2017 года, поскольку экспертом Штиглиц М. С. были обнаружены серьезные технические пропуски и ошибки. Таким образом, речь идет о дезавуированной работе, не рассмотренной и не утвержденной ни в одной инстанции.

Вместе с тем на совете по охране культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, состоявшемся 20 марта, было вынесено рассмотрение предварительной концепции реставрации и использования ТЭЦ фабрики «Красное знамя», выполненной архитектурным бюро «Литейная часть-91». Этот вопрос был вынесен на обсуждение совета с целью коллегиальной выработки правильного направления на самой ранней стадии проектирования и приспособления уникального памятника архитектуры авангарда. Советом рекомендовано одобрить концепцию в части реставрации и продолжить работу над функциональной частью концепции (с учетом уточнения предмета охраны).

Предшествовало совету обсуждение проблем, связанных с судьбой всего комплекса фабрики «Красное знамя», на круглом столе, проведенном 17 марта СПбГО ВООПИиК при содействии КГИОП при участии широкого круга специалистов.

Кроме того, на заседании рабочей группы совета, состоявшемся 15 марта, рассматривался вопрос о включении выявленного объекта культурного наследия - производственных корпусов фабрики «Красное знамя» - в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Отметим, что г-н Бурдинский, будучи на протяжении многих лет собственником зданий бывшей фабрики «Красное знамя», не только не предпринял реальных действий для сохранения здания ТЭЦ, но и добивался исключения из списка выявленных объектов остальных сооружений комплекса. Этого не произошло благодаря позиции КГИОП, усилиям общественности и, в частности, ведущего специалиста в области промышленной архитектуры Штиглиц М. С.

Вызывает удивление, что г-н Бурдинский, немало навредивший состоянию памятника, сегодня выступает его ярым защитником.

Александр Марголис, председатель санкт-петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Михаил Мильчик, председатель Ассоциации экспертов по проведению государственных историко-культурных экспертиз, заместитель председателя совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга

До конца августа определит дату проведения открытых торгов по продаже участка, который предприниматель Игорь Бурдинский выкупил у "Красного Знамени" в 2006 г. В связи с признанием его ИП банкротом в феврале 2012 г. все принадлежащее ему имущество, в том числе комплекс по адресу: Петербург, Пионерская ул., 53, будет продано. Арбитражным судом назначен конкурсный управляющий Андрей Блинков, который сейчас занимается организацией торгов. В какой форме будут проходить торги, пока не решено.

ИП Игоря Бурдинского не смогло рассчитаться перед кредиторами по своим долгам, и в феврале по заявлению ООО "Промышленные технологии" ИП было признано банкротом. Как рассказали в пресс-службе Транскапиталбанка (банка-кредитора), размер задолженности ИП, подтвержденной судом, составляет более 2,5 млрд рублей: это задолженность перед (150 млн рублей), и бизнес-партнерами ИП. У Транскапиталбанка в залоге по кредиту находится несколько зданий, однако в банке не уточняют, сможет ли их продажа покрыть задолженность. В пресс-службе Сбербанка не смогли уточнить сумму долга предпринимателя. С ООО "Промышленные технологии" связаться не удалось.

Но, по-видимому, продажа недвижимости не покроет все долги банкрота - сегодня имущество завода аналитики оценивают в $50 млн. Мобильный телефон Игоря Бурдинского, который раньше охотно общался с прессой, не отвечает. Согласно "СПАРК-Интерфакс", он является учредителем еще двух компаний - ТСЖ "Дом Архитектора Старова" и ООО "Премьер Строй Сервис".

"На конец августа назначено собрание конкурсных кредиторов, где должен быть представлен отчет о принятых мерах и о текущем положении дел. В связи с создавшейся ситуацией были приняты меры по финансовому оздоровлению компании, и сегодня некоторые конкурсные кредиторы рассматривают возможность заключения мирового соглашения с ИП "Бурдинский", - комментирует ситуацию его пресс-служба. В банках-кредиторах отказались комментировать вопрос "мирового соглашения" с предпринимателем.

В 2006 г. петербургский предприниматель Игорь Бурдинский выкупил у топ-менеджмента и акционеров ОАО "Красное знамя" 4 га на Петроградской стороне, между Пионерской ул. и Большой Разночинной ул. На этой территории расположены три производственных здания общей площадью более 40 тыс. м2 и силовая подстанция, построенная в начале XX века по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельсона. Игорь Бурдинский рассчитывал развивать территорию как культурно-рекреационное пространство. В здании силовой подстанции планировалось разместить музей современного искусства.

Игорь Бурдинский ранее заявлял "ДП", что горд тем, что смог собрать всю территорию в своих руках. "Приобретя недвижимость "Красного знамени", я, по сути, приостановил продажу этого памятника по кускам, - говорил бизнесмен. - Пришлось потратить на это десятки миллионов долларов".

Тогда он говорил, что его партнером выступает банк , а объем инвестиций в проект оценивался в $500 млн. Впрочем, инвесторов он так и не нашел, а партнер бизнесмена во время кризиса "пошел ко дну".

"На участке можно построить многофункциональный комплекс площадью 80-90 тыс. м2 из жилья и офисов в формате лофт. А памятники можно приспособить под арт-пространство", - считает директор по инвестициям и консалтингу . "Участок удачно расположен - на Петроградской стороне, в пешеходной доступности от метро. В этом районе высокие арендные ставки на офисы - не ниже $40 за 1 м2 в месяц, а жилье можно продать по $4 тыс. за 1 м2", - добавляет руководитель отдела консалтинга Ольга Земцова.

Состояние большинства корпусов завода плохое. "Я последний раз проводила осмотр зданий весной. На территории пять памятников регионального значения, в том числе законсервированная силовая подстанция, трикотажный цех и три прилегающих к нему мастерских. Ситуация сложная, но не аварийная",- говорит эксперт Маргарита Штиглиц. "Там не работают инженерные коммуникации - их придется реанимировать. И вообще, не идет речь о демонтаже или частичном сносе зданий. Можно будет только проводить реконцепцию. А ее стоимость, исходя из нашего опыта работы на проекте Дома Пропера, будет не менее $120 млн (от 60 тыс. рублей за 1 м2)", - добавляет коммерческий директор .

Неудивительно, что опрошенные девелоперы по-разному оценивают перспективы аукциона по "Красному знамени". "Мы, конечно, изучим этот лот - его цену и возможности дальнейшего использования. Но на рынке и так много готовых бизнес-центров в продаже, где нет таких больших обременений", - говорит Андрей Ростовцев, финансовый директор (у компании два действующих бизнес-центра по соседству: на Малом пр. и ул. Кропоткина). "А мы считаем этот участок перспективным и рассматриваем его для приобретения. Рядом наши проекты "Классика" и "Премьер Палас", где очень хорошо идут продажи квартир", - говорит руководитель компании . По его словам, культурные обременения проекта не беда. "Экономически успешных арт-зон в больших городах все больше. У нас в портфеле таких проектов пока нет", - говорит он.

Между тем в Смольного "ДП" сообщили, что территорию "Красного знамени" могут рассмотреть в рамках рабочей группы по формированию перечня потенциальных площадок для создания первого креативного квартала в Петербурге.

Единого рецепта успеха для проектов редевелопмента промзон под объекты с культурной изюминкой нет. Но их реализация должна быть прозрачной и вменяемой с экономической и культурной стороны. Прозрачность может обеспечить открытый конкурс на сценарий развития территории. Этому, кстати, может способствовать администрация города. Жители должны знать, что будет на депрессивном участке, иначе они по привычке будут обходить его стороной. А вменяемость проекта, в том числе экономическую, могут обеспечить глубокий анализ и бизнес-план, в составлении которого должны принимать участие не только маркетологи, но и культурологи. Если город заинтересован в преобразовании промышленных территорий, власти должны быть лояльны к девелоперам, которые берутся за такие проекты, поскольку их экономический эффект не очевиден. Формы помощи можно обсуждать.

Креативный директор лофта "Этажи"

Пока успешные примеры превращения бывших промышленных территорий в проекты с культурной составляющей в России можно сосчитать по пальцам. Можно вспомнить Даниловскую мануфактуру в Москве, которую превратили в современный бизнес-центр, арт-пространства "Винзавод" и "Гараж", а также лофт "Этажи" и остров "Новая Голландия" в Петербурге, которые стали модными культурными и рекреационными центрами. "Мы в начале пути: даже не приступали к освоению всей территории острова. Программы "Лето в Новой Голландии" временные. Это большое маркетинговое исследование, которое поможет изучить аудиторию", - скромно замечает креативный директор "Айрис Новая Голландия" Роксана Шатуновская.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

После выставки «Пространство тишины», которая прошла на фабрике летом, о «Красном знамени» заговорили: назвали ответом «Винзаводу», например.

Вообще, мы скорее хотели бы стать достойным ответом Музею Гуггенхайма или Центру Помпиду: комплекс Мендельзона способен достичь мирового уровня. Но самое важное, что о нас узнали люди. Все лето сюда стекались сотни посетителей: и любители искусства, и галерейщики, которые вдруг стали считать нас конкурентами.

Теперь по фабрике постоянно ходят экскурсии: приезжают студенты, изучающие Мендельзона, кураторы из Музея Гуггенхайма и нью-йоркского Музея современного искусства.

Комплекс «Красное знамя» всегда привлекал внимание тех, кто неравнодушен к истории архитектуры и культуре вообще. У одних интерес к проекту возник из-за нашего сотрудничества с архитектором Дэвидом Чипперфильдом. Когда-то он работал с небезызвестным Норманом Фостером, но их пути разошлись. Видите ли, Дэвид не коммерческий архитектор, поэтому он так бережно обращается с архитектурной средой. Я думаю, что о нем останутся более теплые воспоминания, чем о Фостере. Других заинтересовала идея сделать в этом знаковом месте культурный центр. Так, специалисты из Фонда Гуггенхайма были здесь с предложением разработать концепцию развития. Мне приятно, что на нас обратил внимание даже Эрмитаж. Михаил Борисович Пиотровский написал коротенькое письмо, что поддержит любую идею создания центра современного искусства, я этим письмом дорожу и храню его.

Пиотровский известен осторожным отношением ко всем проектам, связанным с современным искусством.

Тут, я думаю, все очень просто. Фабрика находится сейчас в довольно мрачном и уязвимом состоянии и требует к себе творческого, уважительного и серьезного подхода. Бетон, из которого построено здание, не самый долговечный материал, он постепенно разрушается. К тому же сюда, кроме центра современного искусства, ничего и не напрашивается. Можно, конечно, следуя идеям некоторых застройщиков, возвести жилой массив, но вряд ли эту идею поддержал бы такой уважаемый человек, как Михаил Борисович, и вообще вся мировая общественность. Идея о центре продиктована местом: сюда пойдут смотреть не только современное искусство, но и не в последнюю очередь знаменитый «корабль» Мендельзона, грамотно отреставрированный и приспособленный под новые цели.

А как все началось?

Три года территория находится в собственности, первый год ушел на оформление всех бумаг, затем еще один год на отстаивание фабрики в судах. И на отдельных фронтах противостояние еще продолжается. Поэтому, к сожалению, утекают финансовые и другие ресурсы, не все пошло на созидание. Но я ни о чем не жалею. Отношусь по-философски: все проходит, и это пройдет. Кто-то из журналистов написал: «Бурдинский осознанно овладел этим зданием». Знаете, не так просто было это здание купить, потом удержать, а теперь развивать всю эту историю. Мы начали с того, что вывезли отсюда огромное количество мусора и залатали крышу. Хотя объем работ представляется масштабным, именно в этом и заключается интерес.

Правительство не может выдать некий карт-бланш, учитывая общий благородный замысел?

Я считаю, что правительство правильно делает, что занимает нейтральную позицию, – с хозяйственными спорами в судах мы разберемся сами.

Удивительно: что ни девелопер, то необъяснимая тяга к искусству и собственный музей.

Мне это кажется логичным. Люди посвятили большую часть жизни зарабатыванию денег, это со временем становится рутиной. Мозг начинает нуждаться в чем-то приятном. Почему бы не современное искусство? К тому же появляются молодые жены и вместе с тем новые увлечения. Да и само современное искусство – это тоже крупный бизнес. Когда в 1986 году началась перестройка, я занялся недвижимостью – тогда только ленивый не занимался недвижимостью, а я не был ленивым. Сейчас у меня двое взрослых детей, недавно родилась внучка Амелина. Хотя у меня прекрасная семья, я бродяга по жизни, кочевник, наверное, благодаря генам моего отца – уйгура. Это такой древний народ, известный еще со времен Тюркского каганата.

Не планируете сами заняться коллекционированием?

Все свои ресурсы трачу на развитие территории. Может быть, в будущем, не от нечего делать, а искусства ради, я об этом задумаюсь, но сейчас мне вполне достаточно фабрики. Вместе с российскими специалистами мы готовим концепцию развития ЦСИ, чтобы диалог с городом наконец начался. Нам сказали: сначала задекларируйте свои намерения.

Сколько времени нужно проекту на старт?

Для начала мне не хватает только одного – партнеров-единомышленников, это так просто и сложно одновременно. С участием партнерских инвестиций потребовалось бы максимум пять лет. Одному такой проект не поднять, иначе нужно иметь доступ к нефтяной или газовой трубе и постоянно оттуда немножечко откачивать. Причем речь идет не о гигантских вложениях: сметы не самые ужасные. Чтобы создать сто тысяч метров улучшений, достаточно сто пятьдесят миллионов долларов, это не так много.

Не самая русская история – вложение в долгосрочные проекты.

Это смотря кто зачем живет. Тому, кто существует ради денег, неинтересно.

А вы ради чего живете?

Теперь получается, ради того, чтобы создать ЦСИ. А потом уйти и заниматься своим любимым делом – путешествовать. Может, кто и думает, что я люблю работать, но в последнее время я понял, что отдыхать я тоже люблю. Когда появился проект, я осознал, что отдых – это общение с интересными людьми: Михаилом Шемякиным, Саем Туомбли и талантливыми молодыми художниками. Я будто перешел на другую орбиту.

Судьба имущественного комплекса на Петроградской стороне, в который входит известный памятник архитектуры "корабль Мендельсона", по-прежнему решается в суде. "Тайный советник" подробно рассказывал об этой истории. И вот пришло время вновь вернуться к обстоятельствам и фигурантам этого дела. Разрозненные линии сюжета понемногу складываются в живописную картину, где невероятным образом оказались сплетены прошлое и настоящее.

Следы во времени


Напомним, история началась с того, как питерский бизнесмен Игорь Бурдинский приобрел имущественный комплекс фабрики "Красное Знамя" с намерением реконструировать бывшее здание ТЭЦ (знаменитый "корабль Мендельсона") под центр современного искусства. Но времени заниматься фабрикой у него сегодня нет. Он занят судебными процессами, которые инициировал против него бывший партнер - некий Михайличенко, который пару лет назад участвовал в сделке, где Бурдинский покупал, а ЗАО "НПО "Экрос" продавало несколько объектов недвижимости в Шкиперском протоке.

Прошлое этой компании заслуживает отдельного внимания. Она была образована в 1990 году с целью "решения проблемы определения сверхтоксичных веществ искусственного происхождения в объектах окружающей среды". Первый этап ее становления пришелся на развал питерского химического гиганта - завода "Красный химик". Но с начала 90-х по вполне угадываемым причинам начался масштабный крах отрасли, и "Красный химик" попал в сферу интересов преступных группировок. Примерно до середины 90-х годов возникшие на территории завода химфирмы находились под контролем "малышевцев" и "тамбовцев". Неудивительно, что на протяжении всех 90-х годов, вплоть до 2003 года, здесь произошло несколько заказных убийств директоров и менеджеров химических предприятий.

Но "Экрос" выстоял (каким образом, остается только догадываться). Весной 2002 года было официально объявлено, что конкурсное производство на "Красном химике" завершилось приобретением его производственных мощностей "Экросом".

"Барс" держит оборону


Вспоминая о "тенях прошлого", невозможно не затронуть еще одно "авторитетное имя" покойного ныне Константина Яковлева (в миру - просто Костя-Могила). Руководитель юридической консультации N 24 на Миллионной улице Еремеев вместе с Константином Яковлевым когда-то учредили одну фирму.

Справка ИА "Руспрес": Упоминаемая выше фирма - ООО "Велес". Помимо этого Еремеев Валерий Юрьевич учредил несколько коммерческих структур вместе с рядом других лиц. В частности, его партнером по ООО "Петор" был Бегун Артем Александрович, которого газета "Вокруг Новостей" называла личным адвокатом Владимира Барускова (Кумарина).

Ничего криминального, конечно, в том нет. Но деловые связи всегда к чему-то обязывают... Впрочем, юридическая консультация N 24, чьи сотрудники участвуют в судебных процессах против Игоря Бурдинского, интересна не только этим.

Последние семь лет автотранспортное предприятие "Барс" выдерживает натиск, в котором руководство видит прямой рейдерский след. "Против нашей компании фактически действует хорошо организованная группа", - написал в своем последнем заявлении генеральному прокурору России гендиректор ООО "Транспортная компания БАРС" Алексей Проничев. Если вкратце, суть конфликта такова. Компания "Барс" появилась в результате реорганизации АТП-34, пережившего финансовый крах в 90-е годы. На АТП-34 висели приличные долги, которые нужно было как-то погашать. Конкурсным управляющим по решению арбитражного суда был назначен Андрей Мариничев. Его интересы в арбитражных судах представляет юрист Николай Давыдов. Все эти манипуляции совершались ради одного, считает руководство "Барса", - захвата объектов недвижимости для последующей их коммерческой реализации.

Все те же лица


Впрочем, история разорения этого предприятия (часть объектов которого принадлежит городу!) - отдельная тема для разговора. Остановимся пока на отдельных персонажах, которые играли и продолжают играть в этом многолетнем конфликте первые партии. Один из них - известный уже нам Николай Давыдов. За семь лет сотрудничества со своим клиентом Давыдов, судя по всему, настолько проникся судьбой АТП-34, что стал воспринимать ее как свою личную проблему. Этот вывод можно сделать, исходя из послужного списка господина Давыдова, который значится конкурсным кредитором ОАО "АТП-34" (фирма "Петроград", учредителем которой является Давыдов, с недавних пор вошла в официальный реестр кредиторов)! Не странно ли для юриста, который представляет интересы того, кто "гасит долги" предприятия-банкрота?

Компания "Барс" за эти годы отправила более 200 заявлений и жалоб в различные правоохранительные органы Петербурга. По их мнению, для серьезного прокурорского реагирования более чем достаточно.

Правовой цейтнот! - дает свое определение сложившейся ситуации Алексей Проничев, директор "Барса". - У нас накопились тома информации, но интереса к ним почему-то никто не проявляет.

То же самое может пока сказать и Игорь Бурдинский. Он уже выиграл два суда у Михайличенко. Но поддельные подписи на документах, которыми оперировали в суде оппоненты, также пока не стали предметом уголовного расследования...